Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться

Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться

Глотание – это сложный координированный рефлекторный акт, складывающийся из произвольной и рефлекторной фаз и обеспечивающий продвижение пищи из полости рта в желудок. При глотании сокращение мышц языка, мягкого неба, глотки, непосредственно проталкивающее пищевой комок, сочетается и дополняется сокращением мышц и смещением хрящей гортани, защищающих дыхательные пути от попадания в них пищи [1, 9].

Акт глотания состоит из трех фаз: ротовой произвольной, глоточной непроизвольной быстрой и пищеводной непроизвольной медленной. Определяющей фазой глотания является ротовая фаза, в процессе которой происходит формирование пищевого комка, перемещение пищи по направлению к зеву и проталкивание пищи в глотку. Ротовая фаза глотания обеспечивается сокращением жевательных мышц – собственно жевательной мышцы, височной мышцы, латеральной и медиальной крыловидных мышц, а также мышц, находящихся выше подъязычной кости- челюстно- подъязычной мышцы усиливает внутриротовое давление и способствует проталкиванию пищевого комкав сторону глотки. Одновременное сокращение подъязычно-язычной мышцы языка придает корню языка движение в направлении кзади и книзу. Эта часть процесса осуществляется произвольно [1, 6, 9].

После перемещения пищевого комка за пределы небных дужек сокращения мускулатуры становятся непроизвольными (глотательный рефлекс). Возбуждение рецепторов глотки и неба достигает по афферентным путям, в составе тройничного, языкоглоточного и верхнегортанного (ветвь блуждающего) нервов, продолговатого мозга, в котором расположен центр глотания. Отсюда возбуждение передается на эфферентные пути: двигательные ветви тройничного, подъязычного, добавочного и блуждающего нервов и достигает мышц рта, языка, неба, глотки, гортани и пищевода. В момент перемещения пищевого комка в глотку включается механизм защиты дыхательных путей от поступления туда пищевых масс [ 9].

После попадания пищи в глотку возникают последовательные сокращения среднего и нижнего сжимателей, способствующие продвижению пищи в пищевод. Обратное поступление пищи в рот становится невозможным, так как язык остается прижатым к небу. Продвижение пищи по пищеводу обеспечивается перистальтическими сокращениями мускулатуры пищевода. Вне акта глотания мышцы пищевода находятся в состоянии тонического сокращения. В момент глотания происходит подтягивание пищевода кверху и кпереди, вход в пищевод расширяется и рефлекторно расслабляется мускулатура. Вступивший в пищевод пищевой комок вследствие сокращения вышележащих отделов мускулатуры проталкивается в нижележащих участок, находящийся в состоянии расслабления, и так до кардии. Наступающее расслабление кардии является заключительной фазой акта глотания, во время которой пищевая масса проталкивается в желудок. Продолжительность всего периода глотания составляет 6-8 сек. Механизм проглатывания жидкости несколько иной. Сокращение мышц языка, дна полости рта и мягкого неба создает в ротовой полости настолько высокое давление, что под его влиянием жидкость «впрыскивается» в расслабляющийся к этому моменту пищевод и достигает кардии почти без участия мышц сжимателей глотки и пищевода. Этот процесс протекает в течение 2-3сек. [1, 6, 9].

Нарушение глотания, или дисфагия (афагия – полная невозможность глотания), наблюдается при ряде заболеваний полости рта, глотки, пищевода, при патологии мышц, участвующих в акте глотания, при нарушении их иннервации, а также при нарушении центральной регуляции глотания [2, 3, 4, 5].

Как известно, центр глотания расположен в продолговатом мозге. При развитии деструктивных процессов в продолговатом мозге возникают разнообразные клинические синдромы, характер которых зависит от локализации и размеров патологического очага.

Наиболее характерным является бульбарный синдром, развивающийся при повреждении ядер блуждающего, подъязычного и языкоглоточного нервов. Характеризующийся острым или постепенным появлением расстройств глотания и речи. При этом развивается парез мышц мягкого неба, языка и глотки, возникает поперхивание, жидкая пища выливается через нос. При полной денервации этих мышц нарушается глотание пищи и слюны. Поражение мышц языка затрудняет перемещение пищи во рту при жевании, нарушает образование пищевого комка [5].

Спустя 10-14 дней после развития бульбарного паралича развивается атрофия мышц языка, в результате чего уменьшается его объем, появляется складчатость слизистой оболочки, возникают фасцикулярные подергивания. При одностороннем поражении ядер черепно-мозговых нервов язык отклоняется в сторону поражения. При двухстороннем нарушении функции IX, X, XII черепно-мозговых нервов возникают полная афагия, афония, угроза аспирационной пневмонии, в парализованных мышцах развиваются денервационные изменения.

Поражение вентральной части верхней половины продолговатого мозга проявляется бульбарным альтерирующим синдромом Джексона, характеризующимся периферическим параличом мышц языка на стороне и поражения, нарушением жевания и глотания. В то же время развивается центральный паралич конечностей на противоположной стороне. Поражение двигательных ядер черепно-мозговых нервов IX, X, XII обнаруживается при амиотрофическом боковом склерозе. Заболевание характеризуется дегенеративными изменениями и гибелью клеток коры больших полушарий головного мозга, ствола мозга, передних и боковых рогов спинного мозга. Этиология амиотрофического бокового склероза окончательно не выяснена. Считают, что в развитии этой патологии играет роль наследственный фактор, так как существуют семейные случаи заболевания, а также инфекционный фактор. При бульбарной форме амиотрофического бокового склероза отмечается расстройство глотания, выпадают небный и глоточный рефлексы, поражаются мышцы языка, нарушаются жевание и глотания, сопровождается развитием парезов и параличей [2, 3, 4, 5].

Довольно редкой формой патологии являются врожденные пороки развития продолговатого мозга, характеризующиеся образованием полостей и разрастанием глии в сером веществе продолговатого мозга. При этом сначала отмечаются поражение ядра тройничного нерва, а также нарушение болевой и температурной чувствительности на лице, затем постепенно присоединяются бульбарные расстройства – дисфагия, дисфония, дизартрия, появляются вегетативные кризы в виде тахикардии, нарушения дыхания, рвоты.

Дисфагия может быть одним из проявлений патологии эфферентных путей, обеспечиваемых двигательными ветвями тройничного, подъязычного, добавочного, блуждающего нервов, иннервирующих жевательные мышцы и мышцы, участвующие в акте глотания. Этиологические факторы, вызывающие поражения периферических двигательных проводников, могут быть эндо- и экзогенной природы, инфекционными и неинфекционными [5, 6].

Наиболее частыми причинами нарушения процессов глотания являются воспалительные процессы в нервных проводниках, обусловленные воздействием вирусов (грипп, энцефалит, полиомиелит), бактерии(дифтерия), различных токсических факторов. В ряде случаев повреждение нервов может быть травматического происхождения. В зависимости от степени поражения двигательных периферических нервов в мышцах, участвующих в жевании и глотании, возникают явления периферического атрофического паралича.

При таких заболеваниях, как полиомиелит, энцефалит, рассеянный склероз, отмечаются множественные очаги поражения структур центральной нервной системы (мост, продолговатый мозг, средний, промежуточный мозг) и периферической нервной системы. Так, бульбарная форма полиомиелита, сопровождающаяся поражением ядер IX и X пар черепно-мозговых нервов, характеризуется нарушениями глотания, жевания (фарингеальный паралич) и фонации (ларингеальный паралич). Одновременно отмечается развитие уоллеровской дегенерации в периферических проводниках. При клещевом энцефалите морфологические изменения выявляются преимущественно в гипоталамусе, ядрах таламуса, продолговатом мозге, среднем мозге, передних средних столбах спинного мозга. Нейроны, нейроглия, нервные волокна этих отделов вовлекаются в воспалительный процесс, сопровождающийся некрозом и гибелью нейронов, нервных волокон с последующим формированием полстей и глиомезодермальных рубцов. Наиболее частая и типичная форма клещевого энцефалита характеризуется бульбарным синдромом и развитием вялых атрофических параличей в мышцах с нарушенной иннервацией [5, 6, 7].

Акт глотания может нарушаться и вследствие блокады синаптической передачи нервного импульса на мышцу. Подобные расстройства встречаются при ботулизме, столбняке, и очень часто первыми симптомами при этих заболеваниях являются нарушения жевания, глотания, изменение голоса, речи. Нарушение ротовой фазы глотания имеет место при воспалительных процессах в ротовой полости (стоматиты, пародонтиты, актиномикоз, миастения). При хронических метаболических и эндокринных расстройствах (коллагенозах, микседема, диабет, тиреотоксикоз, амилоидоз, алкоголизм) часто обнаруживаются структурные изменения в мышечной ткани, в том числе в жевательной мускулатуре и мышцах, обеспечивающих акт глотания. Последнее сочитается с изменением тонуса мышц и нарушением моторики [4, 5, 6].

Дисфагия, обусловленная нарушением глоточной фазы процесса глотания, часто встречается при инфекционном фарингите, аллергическом отеке глотки, опухолевом процессе, а также при патологии мышц, обеспечивающих глотание, нарушением их иннервации или патологии центров глотания [4, 5, 6, 8].

При патологии мышц сжимателей глотки или при нарушении их иннервации страдает механизм защиты носоглотки и нижележащих дыхательных путей от попадания в них пищевых масс. Последнее приводит к нарушению дыхания и развития аспирационной пневмонии.

Нарушение пищеводной фазы глотания может быть обусловлено заболеваниями, вызывающими нарушение моторики пищевода (ахалазия), воспалительными, аллергическими, грибковыми поражениями пищевода, ожогами, опухолевым процессом и специфическими поражениями (туберкулез, сифилис) пищевода.

Нарушение моторики пищевода проявляется гипокинезией (вплоть до полной атонии) и гиперкинезией.

Ахалазия пищевода – это довольно редкое заболевание, встречается у лиц любого пола и возраста, чаще между 20-40 годами. Ахалазия может вызвать дисфагию по нескольким причинам:

1) из-за нарушений иннервации пищевода и его кардиального сегмента при патологии интрамуральных нервных сплетений (мейснеровское, ауэрбаховское);

2) из-за увеличения давления в области нижнего пищеводного сфинктера выше 30мм.рт.ст., (в 3-5 раз выше нормы) и обусловлена кардиоспазмом, вызванным активацией симпатической системы;

3) из-за неадекватной релаксации нижнего пищеводного сфинктера при глотании.

Нарушение моторики пищевода и глотания возникает при диффузном спазме пищевода, когда отмечается патологическое сегментарное спонтанно возникающее и повторяющееся сокращение мышц пищевода. Эти сокращения могут быть излишне затянутыми или слишком мощными (более 20 мм.рт.ст.). Этиология этого заболевания не выяснена [4, 5, 6].

Дисфагия является постоянным симптомом эзофагоспазма – спастической дискинезии пищевода. Эзофагоспазм может быть первичным и возникать при нарушении корковой регуляции функций пищевода и вторичным, возникающим на фоне таких заболеваний, как эзофагит, язвенная и желчнокаменная болезнь, дивертикулез пищевода и др. В случаях эзофагоспазма отмечаются гипертрофия мышечной оболочки пищевода и деструктивные изменения в интрамуральных нервных сплетениях. Нарушение глотания при эзофагоспазме могут быть непостоянными, постоянными и парадоксальными, т.е. возникают при питье жидкости и отсутствуют при проглатывании твердой пищи.

Дисфагия является одним из основных симптомов при воспалительном поражении пищевода различной этиологии. При аллергическом воспалении возникают диффузная или очаговая гиперемия слизистой, выраженный отек и геморрагии слизистой. В зоне воспаления накапливаются биологически активные вещества, ионы водорода, возникает болевой синдром, нарушается тонус гладкой мускулатуры, суживается просвет пищевода. Указанные изменения приводят к нарушению глотания [4, 5, 6].

Нарушение пищеводной фазы глотания, связанное с расстройствами моторики пищевода, может быть при поражении гладкой мускулатуры пищевода. Так, при коллагенозах (склеродермия) из-за патологии гладкой мускулатуры дистального отдела отсутствует перистальтика в нижних 2/3 пищевода, резко снижается давление в нижнем пищеводном сфинктере.

Неспецифические расстройства моторики пищевода и нарушение глотания развиваются при хроническом алкоголизме, диабете, заболеваниях щитовидной железы и др., обусловлены изменениями структуры гладких мышц, снижением их тонуса.

Этиологическими факторами развития воспаления пищевода и нарушения глотания являются вирусы и кандиды. Эзофагит, вызванный вирусом простого герпеса, характеризуется выраженным болевым синдромом, дисфагией. Больные отказываются от приема даже жидкой пищи и воды, что приводит к обезвоживанию организма [4, 5, 6, 8].

При грибковом поражении пищевода дисфагия и боль при глотании являются основными симптомами заболевания. Среди грибковых поражений пищевода и глотки наиболее часто встречается кандидомикоз. Он возникает на фоне длительной терапии антибиотиками, кортикостероидными препаратами, у ослабленных больных. При грибковых поражениях пищевода на его стенке обнаруживаются специфические деструктивные изменения в виде инфильтрата, папулы, язвы и абсцесса, которые могут осложняться прободением, кровотечение, развитием свищей пищевода с трахеей, бронхами, средостением, плеврой.

Нарушение пищеводной фазы глотания наблюдается при заболеваниях, вызывающих механическое сужение пищевода на любом его участке. Рубцовые стенозы, развивающиеся после химических или термических ожогов, могут быть различной локализации и глубины и всегда сопровождаются нарушением глотания твердой, а в тяжелом случае и жидкой пищи. Механическим препятствием, нарушающим естественное прохождение пищи, являются опухоли пищевода, как доброкачественные, так и злокачественные. Наиболее ранним и частым симптомом внутрипросветных опухолей является дисфагия, которая может нарастать по мере роста опухоли [4, 5, 6].

Сужение просвета пищевода и нарушение глотания сопровождают такие хронические инфекции, как туберкулез и сифилис. Инфильтративный процесс или рубцевание туберкулезных и сифилитических язв вызывают стенозирование пищевода, дисфагию и резкую боль при проглатывании.

Последствия нарушения глотания. Стойкой нарушение глотания затрудняет прием пищи, ведет к истощению организма. Различные расстройства глотания могут привести к попаданию слюны и пищевых частиц в дыхательные пути, вызывать стойкий кашель, чихание, нарушение дыхания. При попадании пищи в бронхи могут развиться аспирационная пневмония и даже гангрена доли легкого. При ахалазии кардиальной части пищевода возможен рефлюкс пищи в полость рта с последующей аспирацией в дыхательные пути. При ослаблении кардиального сфинктера возникают условия для гастроэзофагального рефлюкса и развития пептических язв пищевода.

Источник

Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться

Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществлятьсяДоказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществлятьсяДоказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществлятьсяДоказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществлятьсяДоказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться

Задний, средний и промежуточный мозг

При объяснении нового материала удобно использовать диафильм «Строение и функции головного мозга», в котором даны инструктивные кадры, помогающие учителю провести с учащимися функциональные тесты, демонстрирующие рефлексы различных отделов мозга. В качестве примера можно разобрать, как использует этот диафильм на уроке учитель экспериментальной школы № 82 АПН поселка Черноголовка Ногинского района Московской области Н. Г. Пиманова.

Первый фрагмент упомянутого диафильма она применяет для повторения ранее изученного материала о головном мозге. Рассматривая строение черепной коробки и оболочек мозга, учитель раскрывает значение черепномозговой жидкости, артерий, питающих мозг, попутно дает дополнительный материал о кровоснабжении мозга и осложнениях, которые могут быть при гипертонии. Этот материал Н. Г. Пиманова использует для антиникотиновой пропаганды, подчеркивая, что курение табака вызывает повышение давления, способствует отложению солей в стенках сосудов мозга, а это приводит к повышению их хрупкости и к возможности инсульта.

Кадры диафильма, в которых содержатся вопросы, учитель использует прежде всего для проверки, насколько четко учащиеся дифференцируют понятия о сером и белом веществе мозга, коре и ядрах головного мозга, нервных путях мозга и нервах. Она предлагает учащимся показать эти образования по рисунку, найти их на плоскостном препарате после просмотра первого фрагмента диафильма, учит использовать определения при опознании объектов.

Задание 1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса.

Опыт можно поставить и без диафильма. Учащиеся по команде преподавателя делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя (в данном случае, слюны) сделать глотательное движение невозможно. При воздействии же раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Н. Г. Пиманова обычно подробно останавливается на кадре, где разъясняется, почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики). Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы. Характерной чертой преподавания Н. Г. Пимановой является тесная увязка теоретических вопросов с фактами повседневного быта, гигиеническое воспитание она осуществляет ненавязчиво, как бы мимоходом, убеждает учащихся без лишнего морализирования.

Задание 2. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

Этот опыт можно провести фронтально. По команде учителя восьмиклассники закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа (рис. 32, Г). Учитель обращает внимание учащихся на то, что это целенаправленное движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Последовательность мышечных сокращений при выполнении движений программируют отделы головного мозга, и в частности мозжечок, который контролирует очередность и порядок работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Ведь каждая мышца должна вовремя включиться в работу, развить строго определенное усилие и вовремя выйти из работы. При этом человеку приходится преодолевать внешнее сопротивление, силы инерции и влияние других факторов. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов, обрабатывает их, и благодаря его деятельности ответная реакция происходит с учетом этих внешних сил.

Задание 3. Пронаблюдать, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка.

К доске вызывают испытуемого. Преподаватель захватывает его руку, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. После того как испытуемый будет выполнять это действие с достаточным усилием, экспериментатор неожиданно отпускает руку испытуемого, с тем чтобы она двигалась по инерции (рис. 32, Б). Однако этого движения не происходит: испытуемый делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.

Работу среднего мозга можно показать на двух функциональных тестах: первый позволяет выяснить роль тонических рефлексов среднего мозга в поддержании равновесия тела, второй дает возможность показать участие среднего мозга в ориентировочном рефлексе.

Задание 4. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга, благодаря которым поддерживается равновесие тела.

Задание 5. Доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

В заключение урока следует рассмотреть функции промежуточного мозга: регуляция сна и бодрствования, поддержание постоянства внутренней среды, рефлексы фиксации позы. Разъяснив эти сложные функции по кадрам диафильма «Строение и работа головного мозга», можно предложить учащимся следующее упражнение:

Задание 6. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды «Замри».

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду «Замри». Учащиеся класса застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда «Замри» вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Если бы этого не произошло, то ученики бы упали, как настольная лампа, у которой не закрепили шарниры. Из темы «Опорно-двигательная система» учащиеся знают, что кости в суставах закрепляются, когда одновременно сокращаются мышцы противоположного действия. Следовательно, при остановке движения все мышцы противоположного действия всех суставов одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела (рис. 32, Е).

В заключение этого урока или на следующем во время опроса полезно на моделях головного мозга или на плоскостных препаратах найти основные отделы мозга и заполнить следующую таблицу:

Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться
Таблица 18. Безусловные рефлексы головного мозга

Источник

Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться

Автор: Подкауэр Анна Алексеевна

Организация: МОУ Красногуляевская СШ

Населенный пункт: Ульяновская область,Сенгилеевский р-н, п.Красный Гуляй

Цели и задачи урока:

образовательная

воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.

развивающая: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Оборудование: флипчарт “Строение и функции головного мозга», карты –инструкции к уроку, видеоотрывок из фильма «Один дома»

Ход урока

Главнее его
Нам с тобой не найти,
Заставит он сесть
И заставит идти.

Запомнит стишок
И задачку решит,
И шуткою новой
Всех рассмешит.

Придумал он радио
И телефон,
Машины, ракеты —
Это всё он.

И книги на полках
Библиотек.
И трудится он

Ребята Вы догадались, о чем идет речь? (о мозге)

Молодцы! Значит сегодня мы поговорим о головном мозге человека.

Запишем тему урока в тетрадь.

Давайте определим цель нашего урока. (Изучить строение и функции головного мозга, раскрыть роль всех отделов и выяснить их значение).

Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Смотреть картинку Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Картинка про Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться. Фото Доказать что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться

Самый большой мозг 2850 г. принадлежал человеку больному идеотией.

Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении.

Где же располагается наш мозг?

Ведь не случайно наш мозг туда спрятался?

Из каких же отделов состоит мозг человека нам и придётся сейчас разобраться.

Ученики делятся на группы и работают с карточками. ( используя учебник и рис 80.)

Проверка осуществляется с заполнением таблицы

Отдел головного мозга

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. (Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Опыт № 2. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов.

Опыт № 3. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Учащимся дается задание прочитать текст в учебнике на стр.230 (основные положения главы). Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя.

Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется.

После рассказа о значении больших полушарий. Просмотр фильма «Головной мозг»

Просмотр видео ролика «Головной мозг»

4. Закрепление знаний.

5. Информация о домашнем задании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *