Доказать что государство является социальным институтом

Социальный институт государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «социальный институт»

Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

Готовые работы на аналогичную тему

Государство как социальный институт

Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.

Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.

Основная цель государства как социального института – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.

Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

Источник

Феликс Шарков: Государство как социальный институт

На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие».

Сам термин «государство» впервые применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин «власть» не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства; его организационную структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.

«К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики» (2).

Ф.Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества.

«Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную исполнительную и судебную» (4).

Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:
— государство является единственным официальным представителем всего общества;

— выполняет общесоциальные функции;

— обладает, как правило, монополию на правотворчество;

— находится в устойчивых правовых связях с населением, приживающим на его территории (институт гражданства);

— имеет специальный аппарат власти и управления;

— использует право принуждения и использует его;

— обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

— имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суд);

— обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

— имеет административно-территориальное деление;

— имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты» (6).

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

«К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1) обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

2) обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

3) создание условий для быстрого экономического роста;

4) обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе» (8).

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальный отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общество опираясь на конституционные основы. Кроме того, как наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.
Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет а свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

5. D. Sanderson, R. Nafe, Studies in Rural Leadership, «Publications of American Sociological Society», Oct., 1929, pp. 163-175.

Феликс Изосимович Шарков, доктор социологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Источник

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт — основные понятия, характеристика

Изучение государства как социального института занимало и занимает умы философов, социологов, политиков, филологов, политологов, других мыслителей и деятелей науки, поскольку требует глубоких знаний в разных отраслях научных знаний.

По мнению основателя социологии, французского философа Огюста Конта, это конструкция, способная обеспечить согласие и единство в социуме, представляющая для ученого интерес, как работающая функция в ходе социальной интеграции.

Как характеризуют социальные институты?

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Доктор филологических наук профессор И. М. Дзялошинский считает, что «именно совокупность базовых институтов, определяющих основные формальные и неформальные нормы и правила жизнедеятельности людей, формирует институциональную матрицу, которая определяет спектр возможных траекторий развития общества».

Выделяют несколько основных социальных институтов, играющих существенную роль. Ученые обращают внимание на формальные институты, в которых урегулированы предписаниями (законами, уставами, правилами и тому подобными нормами) и объем функций, и средства, и методы функционирования. К формальным относится и государство.

Признаки государства, как социального института, примеры

Институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: идеологическую, социальную, экономическую. Рассматривая государство как социальный институт, советский и российский социолог, доктор социологических наук, Ф. И. Шарков отмечает характерные признаки:

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский, также упоминает функцию организации власти, которая невозможна без применения принуждения (ряда ограничений действий граждан) в границах принимаемых законов и норм морали и нравственности.

Ученые акцентируют внимание на осуществлении функций власти, поскольку это однозначный критерий отделения института государства в исторически сформировавшейся системе базовых институтов — регуляторов основных общественных сфер.

А. А. Галкин (советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук, профессор), Ф. М. Бурлацкий (советский и российский политолог, журналист, кандидат юридических наук, доктор философских наук, профессор) и другие ученые называли следующие признаки:

Известен и несколько иной перечень основных признаков:

Примеры признаков государства: институт гражданство, издание нормативно-правовых актов, охрана государственной границы, денежная эмиссия, главенство власти над всеми физическими и юридическими лицами в пределах территории, взимание налогов.

Функции института государства, основные роли, кратко

Социальный институт государства уникален, так как, в отличие от всех других социальных институтов, обладает инструментами не только для добровольного и осознанного сотрудничества людей во имя достижения социально значимых целей, но и принуждения к признаваемой целесообразной и общественно полезной деятельности.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский указывает, что государство как социально-политический институт обладает монополией:

Государство любой страны осуществляет множество необходимых функций:

Социальные функции государства:

Структура социального института государства

Социальный институт государства, занимая основное положение в социальной системе, отвечает общим признакам социальных институтов, несмотря на их многообразие.

Источник

38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность

38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность

Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т. д.

Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, что является важнейшим назначением общества вообще.

Социальная функция общества — это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т. д.

Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы, требующей совместных усилий для своего решения.

2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретического концепта для решения возникшей проблемы.

3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы, и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системного метода решения проблемы, благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

Социальные институты разделяют на основные и не основные. Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся:

1. Экономические институты, организующие хозяйственную деятельность. Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования.

2. Политические институты, организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечивают потребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка.

3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечивают потребность в обеспечении воспроизводства населения.

4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяют потребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета.

5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечивают потребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов.

Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т. д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т. д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т. д.

ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом, который осуществляет наиважнейшую социальную функцию — создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества, и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт.

Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т. д.

2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек — существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений — род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек — существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а

сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

государство — это власть, а власть — это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

происхождение государственной власти — это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни, без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных.

3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

вотчина — это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т. д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т. д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

6. Государство, как аппарат насилия (марксизм):

государство — это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т. д. позиций.

Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления — повсеместность и обязательность.

ВЛАСТЬ — способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ГОСУДАРСТВО — система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс образования того или иного социального института.

ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА — задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.

Читайте также

Происхождение и сущность морали

Происхождение и сущность морали С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов

3. Наука как социальный институт

3. Наука как социальный институт Структура науки Формирование науки как социального института — исторический процесс. Это относится и к науке в целом, и к каждому ее структурному подразделению (комплексу научных знаний).Чтобы лучше понять, о чем идет речь, восстановим в

Тема 7. Наука как социальный институт

Тема 7. Наука как социальный институт 7.1. Институционализация науки и ее философские проблемы В широком смысле социальный институт трактуется как элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни – совокупность

Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,

2. Научное понятие и «банальные реальности».Индивидуальный объект и универсальная сущность

2. Научное понятие и «банальные реальности».Индивидуальный объект и универсальная сущность Противопоставление изменчивых вещей устойчивым сущностям, понимание всеобщего как иной логической сферы, чем единичность, размещение этих предметов в различных плоскостях –

[Лекция 9], часы 17, 18 Понятие цели. Сущность методологической дифференциации

[Лекция 9], часы 17, 18 Понятие цели. Сущность методологической дифференциации 7) Нам остается, наконец, установить идею цели.Всякая цель вообще есть объект сознательного человеческого хотения, стремления к осуществлению этого объекта в реальной действительности. Целью

Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,

I. Понятие социологии и «смысла» социального действия

I. Понятие социологии и «смысла» социального действия Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и

2. Понятие социального действия

2. Понятие социального действия 1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и

§ 22. Упрек в Платоновом реализме. Сущность и понятие

§ 22. Упрек в Платоновом реализме. Сущность и понятие Особым камнем преткновения вновь и вновь служило то, что мы — будучи «платонствующими реалистами» — выставляем в качестве предметов идеи, или сущности, и приписываем им, как и прочим предметам, действительное

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.Видимым результатом

5.1. Сущность социального отклонения

5.1. Сущность социального отклонения Термин «девиация» (лат. deviacia — отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы.Социологи по-разному объясняют сущность девиантного

11.1. Религия как социальный институт

11.1. Религия как социальный институт Определение религии. Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять

96. Почему лицемерие есть сущность «человека социального»?

96. Почему лицемерие есть сущность «человека социального»? Именно потому, что человек есть нравственное существо в своей исконной чисто человеческой природе. Нравственное начало настолько сильно и глубоко в человеке, что это поистине его фундаментальная характеристика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *