Доказать что недоросль драматическое произведение
Произведение Фонвизина «Недоросль» как комедия классицизма
Произведение Фонвизина «Недоросль» — комедия классицизма, на что явно указывает целый набор признаков. Однако автор привнес в свою пьесу некоторые черты реализма, что литературные критики рассматривают как новаторское смешение стилей. Писатель взял за основу правила французской классической комедии, но при этом изменил развитие действия и использовал несколько иные художественные приемы.
Признаки классицизма в произведении
Если требуется найти признаки классицизма в «Недоросле» и привести примеры, нужно обратить внимание на композицию пьесы. Действие происходит в одном месте в течение короткого времени. Все описываемые события происходят за сутки. Содержание пьесы подчинено единой идее — проблеме воспитания в дворянских семьях подрастающего поколения. Кроме того, жанр подтверждается и другими признаками:
Все эти приемы Фонвизин применил при написании произведения. Черты классицизма в комедии «Недоросль» нарушены лишь в одном — в пьесе не соблюдается единство действия. Параллельно с любовным конфликтом, который является основным, развивается социально-политический.
Приметой классицистического стиля является также «народная» речь героев, изобилующая поговорками, примитивными словечками, вульгаризмами («воровская харя», «собачья дочь»).
Фамилии персонажей
Суть характера каждого персонажа пьесы доказывает его фамилия. С помощью этого приема классицист кратко подчеркивает черты личности или род деятельности героя:
Не только фамилии, но и имена некоторых героев передают характер. Например, значение имени Софья переводится как мудрость.
Митрофан в переводе — похожий на мать. Вот почему читателю с первых строк понятно, кто перед ним.
Особенности жанра комедии
Черты классицизма в «Недоросли» разбавляются несвойственными этому жанру художественными приемами. В классической комедии обычно присутствуют лишь смешные мотивы, читатель не может заметить в ней признаков драмы, печальных или слишком серьезных эпизодов.
В пьесе Фонвизина все не совсем так. Элементы классицизма в комедии «Недоросль» сопровождаются злой сатирой. В произведении есть и драматические моменты, по мнению автора, усиливающие впечатление от написанного. Можно сказать, что «Недоросль» — наполовину комедия и наполовину драма.
Писатель заимствовал опыт буржуазной драматургии, в частности, идеи, связанные с изменением общественного строя, продвигавшиеся в то время во Франции, адаптировав их под русскую среду.
В сочинении на тему жанровой принадлежности комедии необходимо доказать, какие признаки классицизма, драмы и реализма присутствуют в произведении.
Помимо описания классического любовного треугольника в «Недоросле» дается подробное, глубинное раскрытие образов персонажей, демонстрируется их многогранность. В произведении смогли проявиться все особенности образа жизни уездного дворянства, Фонвизин показывает, как среда влияет на формирование личности героев, к чему это приводит.
Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин)
Автор: Guru · Опубликовано 08.09.2017 · Обновлено 08.10.2017
Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?
История создания
Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.
После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.
Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.
Жанр произведения
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:
Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.
«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.
О чем произведение?
Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.
Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.
Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.
Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.
Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».
Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».
Главные герои и их характеристика
Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.
Тема произведения
Основные проблемы
Идея комедии
Фонвизин был личностью эпохи просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.
В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.
Чему учит?
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.
Анализ «Недоросль» Фонвизин
Всего получено оценок: 3730.
Всего получено оценок: 3730.
Бессмертная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была и остаётся одним из актуальных произведений русской классики. Широта взглядов писателя, его глубокое убеждение в пользе образования и просвещения отразились в пьесе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом комедии по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Год написания – 1782 г.
История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.
Тема – Основной темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.
Композиция – Комедия выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти действий.
Жанр – Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.
Направление – Пьеса является ярким примером основного литературного направления того времени – классицизма.
История создания
Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.
Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.
Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности комедиям.
Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года, она продолжалась с 1778 по 1782 год.
Изначально главной темой комедии стали воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.
Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.
Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё, чем вызывает у неё досаду и упрёки.
Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека.
Композиция
Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.
В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.
В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.
Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены.
Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:
Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).
Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.
Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ произведения
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
I . Годы жизни Д.И. Фонвизина: 1745 – 1792.
II . История создания комедии «Недоросль»:
1. Время написания. Пьеса написана во 2-й половине XVIII в., во время царствования Екатерины II.
2. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 г. и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
III . Жанр произведения (определение) – социально-политическая комедия.
· Комедия – это драматическое произведение, в котором смех направлен против недостатков общества, быта, людей.
· Социально-политическая комедия. Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор: критиковал правление Екатерины II ; изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей.
IV . О чем произведение?
Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше пристроить в жизни своего недоросля Митрофанушку — выгодно его женить. В доме Простаковых на правах бедной родственницы живет Софья и терпит от хозяйки грубость. Простакова намерена выдать ее замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнает, что Софья — богатая наследница, планы ее меняются: теперь она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофаном. Но в финале пьесы все ее планы проваливаются, любящие сердца Софьи и Милона соединяются, а имение Простаковой берет под опеку государство.
· Примечание: финал комедии неоднозначен, т. к. в действительности такого закона не было (получалось, что Фонвизин таким образом критиковал правление Екатерины II ).
V . Смысл названия пьесы.
1. В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
По закону, установленному ещё при Петре I, каждый семилетний мальчик-дворянин должен был начать учиться. Через 5 лет ему необходимо было продемонстрировать умения читать и писать — так он готовился к службе Отечеству. Насмешливый смысл слово «недоросль» приобрело после фонвизинской комедии, ведь Митрофану идёт 16-й год, он уже должен был овладеть не только грамотой, но и знаниями иностранного языка, географии, закона Божьего. Но ни у Митрофана, ни у его матери, которая во всём потакает сыну, нет желания выполнять государственный закон. «Не хочу учиться, а хочу жениться» — это не только смешно, но и по-настоящему грустно.
2. Митрофан – НЕДОРОСЛЬ:
1)
В умственном отношении 2) В моральном отношении 3) В гражданском смысле
Не знает ни арифметики,
ни географии, не может отличить прилагательное от существительного
Не умеет уважать достоинство других людей
Не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки. » (Стародум)
1) Значение имени. От «простой, простак». В XVIII в. слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
► Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.
► Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.
► Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.
► Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его.
1) Значение имени. От «простой, простак». В XVIII в. слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
2) Характеристика. Общие отрицательные черты: ограниченность грубость, рабская психология, стремление к наживе.
1) Значение имени. Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека.
► Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).
► Самовлюблённый («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).
► Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)
1) Значение имени. В переводе с греческого — «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания.
► Избалованный, капризный, эгоистичный.
► Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует её силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает её.
► Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным.
► Ленивый, любит поесть, ленивый (испытывает отвращение к любому труду — всё время проводит на голубятне).
► В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.
► Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).
1) Значение имени. В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения).
► Скромная, благоразумная, добродетельная: является воплощением «добродетели в руках порока».
► Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).
1) Значение имени. Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе.
► Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет»».
► Косность, бесчеловечность вызывают в нём негодование и презрение («Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).
► Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).
► Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе.
1) Значение имени. Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит.
Внимание на фамилии героя акцентируется, что придаёт ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали».
► Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
► Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно»
1) Значение имени. Милон – славянское имя, обозначающее «милый, любимый», что полностью соответствует добросердечному характеру персонажа.
► Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный.
► Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.
► Одинаково ценит бесстрашие и честность военной и государственной службы: «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой ».
1. Еремеевна – «мама», т. е. кормилица Митрофана.
► Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.
► За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день».
► Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства
2.Пафнутьич Цыфиркин – у читель математики, бывший солдат.
► Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берётся не за своё дело.
► Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».
Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания
3. Сидорыч Кутейкин – учитель русского и церковнославянского языков.
► Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».
► Хитёр, жаден, за что в финале наказывается.
4. Вральман – учитель истории, немец.
► Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя.
► То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей
VII . Тема произведения.
1. Воспитание «нового» дворянства. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания образованию. Воспитанное таким образом новое поколение не сможет взять на себя заботу ни о семье, ни о государстве.
2. Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Взаимное уважение между всеми членами семьи – залог почитания детьми родителей, которые должны быть достойны этого почтения.
3. Тема свободы выбора. Отношения Стародума и Софьи. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мировоззрение, те самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.
VIII . Основные проблемы комедии.
2. Образования (невежества). Глупость лишает героев духовности: их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.
3. Крепостного права. У дворян, которые живут за счет крестьян, нет желания получать образование, необходимое дворянству, чтобы служить Отечеству и приносить пользу государству.
4. Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив: для них счастье – синоним богатства.
IX . Идея произведения.
Осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма: человек – высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый .
Д.И. Фонвизин был личностью эпохи Просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только образование и воспитание могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу Отечеству.
В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.
X . Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3. Выяснить причины, уродующие личность.
4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).
5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.
6. Вынести на обсуждение тему воспитания.
7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.
XI . Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
· Уважению к ближним.
Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
XII . Черты классицизма в комедии.
1. Правило трех единств:
1) единство места – поместье Простаковых;
2) единство времени – в течение одних суток;
3) единство действия – борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи.
2. Разделение всех героев на положительных (Стародум, Правдин, Милон, Софья) и отрицательных (Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).
3. Говорящие фамилии персонажей.
4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
5. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.
6. Характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор.
7. Сюжет строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини.
8. Главный итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.
XIII . Черты реализма в комедии.
1. Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.
2. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
3. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
5. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
6. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.