Доказать что растение живой организм 5 класс биология
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 14 Царство Растения: многообразие и значение
Стр. 89. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Какие растения вы знаете?
Водоросли, мхи и папоротники, цветковые (роза, тюльпан, сирень), хвойные (ель, сосна, пихта).
№ 2. В чём заключается роль растений в жизни человека?
Самое важное значение растений заключается в их фотосинтезе, в процессе которого они вырабатывают кислород, необходимый для жизни всех живых существ на нашей планете, включая человека. Поглощая углекислый газ, растения регулируют его концентрацию в воздухе.
Немало растений употребляется человеком и в пищу. Это плоды деревьев, ягоды, овощи, зернобобовые и сахароносные, злаки и эфирно-масличные культуры. Все они являются незаменимыми источниками минералов и витаминов, дефицит которых может привести к различным нарушениям и заболеваниям в работе человеческого организма. Не менее полезны растения и в животноводстве. Для кормления домашних питомцев человек также использует кормовые культуры.
Из растений человечество давно научилось изготавливать одежду, строительные материалы, краску, бумаги, каучук, одноразовую посуду, предметы обихода и многое другое. Некоторые их виды используются в приготовлении лекарственных препаратов, кремов, в средствах по уходу за волосами и телом, парфюмерии и т.д.
№ 3. Какие организмы являются автотрофами? Чем они отличаются от гетеротрофов?
Автотрофы – это организмы, которые способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. К ним относятся цианобактерии, сине-зеленые водоросли, зеленые наземные растения, то есть, все организмы, которые способны к фотосинтезу.
Стр. 97. Вопросы после параграфа
№ 1. Какое значение имеют растения в природе?
Растения являются единственными поставщиками кислорода в атмосферу, которым дышат все живые организмы на Земле, включая наземных, почвенных и даже водных животных. Произрастая на определенной территории, они обеспечивают оптимальный микроклимат (влажность, тень) для отдельных организмов.
Ветки, корни и стволы деревьев служат жильем для многих насекомых, птиц, мелких животных. Листики и веточки являются подручным материалом для обустройства гнезд и нор.
Кроме того, растения содержат множество витаминов и микроэлементов, а потому являются ценной пищей для птиц, рыб, животных, насекомых.
№ 2. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Человек использует растения для пищи, получая из них питательные вещества, витамины и микроэлементы для своего организма. Это плоды и ягоды фруктовых деревьев, овощи, бобовые и зерновые, масличные и сахароносные культуры. Также растения используются для кормления домашних животных, в промышленности (строительные материалы, бумага, краски) и фармацевтике (чаи, настои, бальзамы, лечебная косметика).
№ 3. Почему нужно охранять растения?
Растения являются единственными организмами, которые в процессе фотосинтеза способны выделять кислород, при этом потребляя большое количество углекислого газа. Кислород необходим для жизнедеятельности всех живых организмов на нашей планете. Некоторые растения используются в фармацевтике и промышленности. Поэтому все они нуждаются в охране.
№ 4. Почему каждому человеку необходимы знания о жизни растений?
Знания о растениях помогают выращивать их, выводить новые сорта, понимать, какие из них полезны, а какие могут нести опасность для здоровья и жизни живых организмов. Также знания о растениях позволяют человеку выбирать те или иные их виды для своего питания, использования в промышленности. Сведения о том, какие из них находятся на грани исчезновения, дают возможность своевременно реагировать на такие изменения, принимать меры по их защите.
Стр. 97. Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете в существующем виде будет невозможна?
В процессе фотосинтеза под воздействием солнечных лучей в клетках растений происходит выработка кислорода, который необходим для дыхания всех живых организмов на нашей планете. Кроме того, растения поглощают углекислый газ, поддерживая его концентрацию в воздухе на допустимом и неопасном уровне для жизни всего живого.
Также растения служат пищей для насекомых, животных, птиц, человека. В них содержится много полезных витаминов, нехватка которых может вызывать нарушения в работе тканей, органов и систем живого организма. Растения – это важное звено пищевой цепочки, ведь ими питаются травоядные животные, которые без такой пищи просто вымрут. А это повлекло бы за собой изменения и в других царствах, представители которых питаются травоядными животными.
Стр. 97. Задание
Выясните, какие лекарственные растения стали редкими в вашем регионе. Изучите способы их выращивания на огороде или пришкольном участке.
Редким растением в моем регионе считается очанка, известная еще и под названием «горлянка», «глазница» или «жабья трава». Используется она для лечения ячменя, катаракты, глаукомы и других глазных заболеваний. Относится к семейству норичниковые. Для чая и примочек используются стебли, листья и цветки очанки. Период цветения выпадает на июль – октябрь. В это время идет активный сбор травы. Несмотря на то, что расти очанка может повсеместно, она считается редкой, а потому при выращивании на огороде нуждается в бережном уходе, своевременном поливе.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Разнообразие живой природы
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Чем растения отличаются от животных?
Несмотря на то, что, согласно энциклопедическим словарям, растения и животные являются частями единой живой природы и имеют общие свойства (клеточное строение и обмен веществ), что объясняет единство их происхождения, они все-таки отличаются друг от друга.
Во-первых, растение является организмом, который питается неорганическими веществами из воды, почвы и воздуха, а из них создает органические вещества. Также растения – это прикрепленные к месту своего обитания организмы, то есть, ведущие неподвижный образ жизни. Животные же определяются как существа, которые способны к передвижению и питаются исключительно готовыми органическими веществами – сложной органикой (углеводы, белки, жиры). Они способны усваивать твердую пищу, предварительно переваривая ее.
Во-вторых, размеры, структура, особенности и состав растительных и животных клеток отличаются. Размер растительной клетки значительно больше (от 10 до 100 микрометров в длину), чем у животных (от 10 до 30 микрометров в длину). Форма их также отличается: у растений клетки имеют форму куба или прямоугольника, у животных округлую, неправильную форму. В растительных клетках энергия хранится в виде крахмала, тогда как в животных – в виде сложного углеводного гликогена. Растут клетки животных за счет увеличения своего числа, у растений – за счет увеличения своих размеров, накапливая больше воды в центральных вакуолях. Также у растительных клеток есть клеточная стенка, которая состоит из клеточной мембраны и целлюлозы. Но в них отсутствуют центриоли. У животных клеток клеточная стенка отсутствует, однако есть клеточная мембрана и цилиндрические структуры, которые организовывают сборку микротрубочек в процессе деления клеток.
В-третьих, растения не ограничены в своем росте, они могут расти всю свою жизнь. Животные же растут только в определенный период жизни, после их рост и развитие прекращается.
№ 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Для всех живых организмов характерно наличие следующих признаков:
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение веществ – влаги, углекислого газа, неиспользованных питательных элементов;
Раздражимость (способность реагировать на изменение факторов окружающей среды);
Способность к размножению и наследственности;
Изменчивость и способность к адаптации.
Стр. 16. Моя лаборатория
Рассматриваем несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявляем у них сходные черты. Объясняем, почему эти растения относят к одному виду.
Признаки | Ромашка аптечная | Ромашка непахучая (собачья) |
---|---|---|
Корень | Стержневого типа, слаборазветвленный. | Тонкий, веретенообразный, стержневого типа. |
Стебель | Голый, сильноветвистый. | Прямостоячий, наверху ветвистый. |
Листья | Сидячие, расположенные поочередно, рассеченные дважды на узколинейные заостренные доли. | Трижды перисто-рассечённые на узкие линейные острые доли, расположенные поочерёдно, сидячие. |
Цветок | Цветочные корзинки располагаются на длинных цветоножках одиночно. Цветки двух типов: внутренние (желтого цвета, трубчатые, обоеполые) и краевые (белые, язычковые, женские, сидят на полом и голом коническом цветоложе). | Цветочные корзинки с неполным полушаровидным плотным цветоложем. Цветки двух видов: краевые (ложно-язычковые, белые) и срединные (трубчатые, мелкие, жёлтые). |
Плод | Мелкая продолговатая семянка. | Темно-бурая трехгранная семянка. |
Цветение | Май – сентябрь. | Май – сентябрь. |
Место произрастания | Как сорняк в огородах и на полях, преимущественно в европейской части России (исключение – юго-восточные и северные районы). | В городах, полях, вдоль дорог, по берегам рек и прудов, практически повсеместно. |
Особенности | Все растение, включая цветочные корзинки, имеет горький вкус и характерный приятный аромат. | Однолетнее или двухлетнее растение с характерным ароматом. |
И ромашка аптечная, и ромашка непахучая являются травянистыми растениями, высота которых составляет от 25 до 50 см. Распространены они повсеместно и растут, как сорняки, в полях, на огородах, на лугах, около жилищ и вдоль дорог. Корень у них стержневого типа – прослеживается стержень и отходящие от него боковые и придаточные корешки. Период цветения обоих видов – с мая по сентябрь. Листья сидячие, расположены поочередно, перисто-рассечённые на узколинейные острые доли. Так как цветки ромашки аптечной и ромашки непахучей имеют сложное строение, а именно цветки двух типов – внутренние и краевые – эти два растения относят к семейству сложноцветных.
Рассматриваем несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Находим у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?
Клевер красный (луговой) | Клевер ползучий (амория ползучая, белая чашка) |
---|---|
Сходства | |
Многолетнее травяное растение семейства бобовых и подсемейства мотыльковых с мочковатой корневой системой. Форма соцветия – шаровидные рыхлые головки до 4 см в диаметре. Цветок состоит из 10 тычинок (одна свободная и 9 сращены нитями) Листья сложные, тройчатые (изредка состоят из четырех листиков), с черешковым прикреплением. | |
Различия | |
Венчик диаметром 5 – 15 мм; длина чашечки 6 – 8 мм; шиловидные и длинно-оттопырено-волосистые зубцы чашечки; нижний зубец практически вдвое длиннее трубки, а все остальные равны ей; снаружи чашечка волосистая, в зеве – закрыта волосистым кольцом. | Венчик в диаметре 6 – 12 мм; длина чашечки около 4 мм, зубцы чашечки ланцетно-шиловидные; сама чашечка голая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах. Соцветия белые и шаровидные. Цветоносы длиннее черешков. |
Клевер луговой и клевер ползучий относят к разным видам, потому что клевер ползучий обитает в более влажных условиях, хорошо переносит холода в отличие от клевера лугового. Он не так высок, как клевер луговой, и имеет меньшую по размеру головку. Также короче у него и трубочки цветов.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Для чего классифицируют организмы?
Организмы классифицируют для того, чтобы упорядочить накопленные за долгое время научные данные о них. Это нужно для удобства изучения живых организмов и исключения хаоса в научном мире.
№ 2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
Вид – это группа организмов или особей, которые схожи между собой по физико-экологическим, морфолого-анатомическим, генетическим и биохимическим признакам, а также занимают определенную территорию и способны скрещиваться между собой, в результате чего дают плодовитое потомство. Названия видов состоят из двух слов. Например, заяц беляк и заяц русак, береза пушистая и береза бородавчатая, купальница азиатская и купальница европейская.
№ 3. Какие царства живых организмов вы знаете?
№ 4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
Основным отличием живых организмов от неживых объектов является наличие у них таких признаков, как:
Клеточное строение (исключение – вирусы), потому что неживые объекты состоят их атомов;
Способность к росту и развитию (Хотя есть неживые объекты, например, кристаллы поваренной соли, которые могут расти со временем. Живые организмы – растения могут в определенный период находиться в состоянии покоя, например, в виде семян. Именно эти моменты делают живые организмы и объекты неживой природы схожими между собой);
Способность к дыханию и питанию, обмену веществ;
Способность к размножению – воспроизведению себе подобных.
Именно совокупность данных признаков и позволяет отличить живые организмы от тел неживой природы. При этом еще одним важным отличием является способность живых организмов получать и обрабатывать информацию из окружающей среды, осуществляя ответные реакции на внешние раздражители. Это называется раздражимостью.
№ 5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Способность к размножению является одним из важнейших и определяющих свойств живых организмов. Если бы они не могли размножаться – воспроизводить себе подобных, то и жизни на Земле не существовало бы. В какой-то момент все виды организмов просто исчезли бы с нашей планеты, а все возможное разнообразие сводилось бы к каким-то случайным мутациям, либо результату воздействия вирусов. Но даже такие организмы существовали бы недолгое время и в конечном итоге бы все равно вымерли.
Стр. 17. Задание
Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.
Классификация организмов (вид, царство и чем они отличаются).
Какие царства живой природы существуют?
Основные отличия живых организмов от неживых объектов.
Стр. 16. Подумайте
Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
Живые организмы (растения, животные, люди) тесно связаны с неживой природой (вода, воздух, почва, небесные тела и т.д.) и составляют с ней единое целое. И ни один объект живой или неживой природы не может существовать по отдельности, потому что только при их тесном взаимодействии на Земле происходят процессы, которые не только обеспечивают, но и поддерживают жизнь. Например, растения не могут существовать без солнечного сета, влаги и воздуха. Из воздуха они поглощают углекислый газ, которым им необходим для фотосинтеза, а выделяют чистый кислород – важное вещество для жизни всех остальных живых организмов, включая человека. Ветер участвует в переносе семян растений, влага – в питании, солнечный свет – в процессе получения энергии. При этом растения и животные участвуют в поддержании химического состава воды, почвы и т.д.
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Организм — единое целое»
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Организм — единое целое»
Цель: Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания
Задачи: знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
Что лежит в основе строения всех организмов?
— Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма?
-А есть ли у клетки главные части?
— Чем растительная клетка отличается от животной?
— Какие химические элементы составляют основу клетки?
— Из каких веществ состоят живые организмы?
— Давайте посмотрим, как нарисовали клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисует, остальные показывают в конце урока). Все ли правильно?
Обобщение учителя о клетке.
4.Давайте посмотрим опять на ваш рисунок.
— Во что объединяются клетки?
— Следующий уровень организации материи тканевый.
— Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани?
-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации)
Итак, животные ткани:
Выполните задание: исправь ошибку.
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
— Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.
— Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
— Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?
-Давайте вспомним и назовем свойства живой материи.
Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.
— Что такое уровни организации живой материи?
— Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:
Итак, 1 уровень – клеточный. (Запись на доске и в рабочих тетрадях)
4 уровень – систему органов
(Показываю название уровней на слайде)
Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.
— Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)
— Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем..
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
План-конспект урока для 5 класса «Что такое живой организм»
План-конспект урока по теме «Что такое живой организм»
Цель урока: формировать знания о живом организме.
Задачи урока: 1) обучения – сформировать понятие «живой организм»; дать представление о свойства живого организма;
2) воспитания – формировать познавательный интерес к изучению биологии;
3) развития – способствовать развитию мышления учащихся; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.
Предполагаемые результаты: 1) предметные – выражать знания о живом организме и его свойствах;
2) личностные – демонстрировать познавательный интерес к изучению биологии;
3) метапредметные – демонстрировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.
Тип (вид) урока: изучения нового материала.
Методы обучения : беседа, рассказ, работа с терминами, записи в тетради.
Основные понятия: живой организм, основные свойства живых организмов.
Оборудование урока: учебник, тетрадь.
I . Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Отметка отсутствующих.
II . Изучение нового материала (25 мин)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг – … (природа)
Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? ( Это Все, что нас окружает )
А природа делится на какие две группы? ( Живая и неживая природа )
Давайте немного поиграем, я вам буду диктовать некие слова. Их нужно отнести к живой и неживой природе по поднятой руке.
Подскажите, что такое живой организм? Или что называют организмом?
Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить ( запись в тетрадь ).
Обмен веществ. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма.
Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются. Рост – это увеличение размера организма. Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку.
Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде.
Важная особенность – это р азмножение – воспроизведение себе подобных.
Но мы кое, что, с вами еще не проговорили и не записали. Несмотря на разнообразные формы живых организмов все они имеют клеточное строение. Все живые организмы имеют клетки . Гиппопотам и муравей состоят из клеток, малина, и человек тоже состоят из клеток. Клетка – это маленькая часть организма, которая выполняет все важные функции.
III . Закрепление пройденного материала (10 мин)
Подумать над вопросами в конце параграфа 1.
IV . Подведение итогов, информация о домашнем задании (5 мин)
Подведем краткий итог. Сегодня мы познакомились с таким понятием, как «живой организм» и изучили, какие свойства он выполняет.
Разработка урока биологии 5 класса по теме «Что такое живой организм?»
Выбранный для просмотра документ Б 5 1 Живой организм КР ТЕСТ.docx
Проверочная работа по теме «Что такое живой организм»
1. Приведите примеры живых организмов.
2. Допишите предложение.
3. Ответьте на вопрос.
По какому критерию (признаку) все организмы делят на одноклеточные и многоклеточные?
4. Укажите, о каком признаке живого идёт речь.
5.Нарисуйте любой организм, способный самостоятельно образовывать питательные вещества, используя солнечную энергию.
Проверочная работа по теме «Что такое живой организм»
1. Приведите примеры живых организмов.
2. Допишите предложение.
3. Ответьте на вопрос.
По какому критерию (признаку) все организмы делят на одноклеточные и многоклеточные?
4. Укажите, о каком признаке живого идёт речь.
5.Нарисуйте любой организм, способный самостоятельно образовывать питательные вещества, используя солнечную энергию.
Проверочная работа по теме «Что такое живой организм»
1. Приведите примеры живых организмов.
2. Допишите предложение.
3. Ответьте на вопрос.
По какому критерию (признаку) все организмы делят на одноклеточные и многоклеточные?
4. Укажите, о каком признаке живого идёт речь.
5.Нарисуйте любой организм, способный самостоятельно образовывать питательные вещества, используя солнечную энергию.
Тест по теме « Что такое живой организм. Наука о живой природе
Выберите один правильный ответ из четырёх.
1.Живым организмом является:
а)сердце б) лист берёзы в)берёза г) клетка печени
2. К объектам живой природы не относятся:
3. Мельчайшей частицей живого, выполняющей все функции живого, является:
а) ноготь б) волос в) клетка г) зуб
4. Способность живых организмов воспроизводить себе подобных называется:
а) радражимость б) выделение в) обмен веществ г) размножение
5. Наука о живой природе:
а) геология б) биология в) физика г) астрономия
6. Наука о растениях называется:
а) геология б)биология в ) ботаника г) ихтиология
7. Наука о рыбах называется:
а) ботаника б) ихтиология в) физиология г) микология
8. Живой организм, изображённый на рисунке, относится к:
а) растениям б) бактериям в) грибам г) животным
9. Выберите правильные утверждения.
а) Все живые организмы состоят из множества клеток.
б)Клетки не сходны по составу образующих их веществ.
в) Обмен веществ свойственен только животным организмам.
г) Все живые организмы имеют клеточное строение.
10. Прочитайте текст. Вставьте на месте пропусков соответствующие слова из словарика.
Словарик: 1) организмы, 2) одноклеточными, 3) многоклеточными.
Тест по теме « Что такое живой организм. Наука о живой природе)
Выберите правильный ответ из четырёх.
1. Объектом неживой природы является:
а) бактерия б) кристалл соли в ) гриб г) жук
2. Живым организмом является:
а) цветок растения б) сердце в) берёза г) клетка кожи
3. Клетки слона в сравнении с клетками мыши:
а) значительно крупнее б) значительно меньше
в) не отличаются по размерам г) немного крупнее
4. Развитие — это процесс:
а) воспроизведения себе подобных б) изменения в строении организма и его органов
в) поступления веществ из внешней среды г) реагирования на изменения в окружающей среде
5. Главным отличием растений от животных является способность:
а) к обмену веществ б) образовывать органические вещества из неорганических
в) осуществлять дыхание г) реагировать на внешние раздражители
а) ботаника б) орнитология в) микология г) зоология
7.Жизнедеятельность организмов изучает наука:
а) анатомия б) физиология в) зоология г) биология
8.Организмы, изображённые на рисунке, изучает наука:
а) ботаника б) микология
в) орнитология г) ихтиология
9. Выберите правильные утверждения.
а). Клетка — мельчайшая единица строения живого организма.
б). Обмен веществ невозможен без питания и выделения.
в) Питание — это процесс поступления кислорода и выделения углекислого газа.
г). Первую классификацию животных предложил древнегреческий учёный Аристотель.
10. Прочитайте текст. Вставьте на месте пропусков соответствующие слова из словарика.
а также влияние _____________________на живую природу.
Словарик: 1) жизнь, 2) наука, слово, 3) живых существ, 4) человека.
Выбранный для просмотра документ Б 5 1 Живой организм.docx
Цели : сформировать понятие «живой организм»; дать представление о признаках живого организма; создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.
Основное содержание темы. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.
Познавательные : поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основания и критерии для сравнения объектов; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: видение и понимание многообразия живых организмов; знание основных свойств живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники; электронное приложение; объекты живого уголка (растения, животные); коллекции минералов; презентация учителя.
I . Актуализация опорных знаний.
Работа с презентацией. Демонстрируется слайд презентации, где поочередно появляются изображения живых организмов различных царств. Вопросы учащимся: что общего в увиденном вами? (Все это живые организмы.) По каким признакам вы определили, что это живые организмы? (Называются признаки.)
II . Изучение нового содержания: «Основные признаки живого».
Работа с понятиями. Вводится понятие обмена веществ. Выясняется, все ли признаки живых организмов были названы.
Работа с электронным приложением ( кадры урока 1—2). Анализируется, что узнали нового. Проводится оценивание учащимися своих учебных достижений.
III . Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Работа в парах. К каждому названному признаку учащиеся приводят собственные примеры (если трудно, то из учебника).
IV . Оценка степени усвоения нового материала.
Выполнение учащимися интерактивных заданий 3—4 электронного приложения (по вариантам).
Ответить на вопросы на с. 11 учебника. Какие затруднения испытываете? Правильность ответов проверить по тексту параграфа.
VII . Подведение итогов:
Какая была сегодня тема урока?
Какими способами работали?
Чему новому научились?
Обращено внимание на развитие беглого, сознательного, правильного, с соблюдением необходимой меры выразительности чтения учебного текста.
В ходе работы определяются знания, которыми владеют учащиеся, их ранее приобретенный опыт.
Учащиеся в ходе работы учатся совместной деятельности: идет согласование и координация деятельности.
Выбранный для просмотра документ Б 5 1 Живой организм.pptx