Доказать что религия является социальным институтом
Определение понятия
Религия представляет собой один из самых древних социальных институтов. Она появилась значительно раньше государства, института семьи. Первые религиозные верования возникли из-за потребности людей в объяснении различных природных явлений. Затем начала активно развиваться наука и объяснительная функция непонятного перешла к ней. Религия при этом сохранила лишь социальный функционал.
В результате можно дать определение понятию религия — это особый тип мировоззрения человека, основанный на вере в сверхъестественное, а также различные организации, благодаря которым религиозные символы и идеи существуют, например, церковь.
Структура религии
Изучением религии занимаются различные науки: философия, религиоведение, история. Так как этот соц. институт является системой ритуалов и верований, исследователи определили его структуру. В ней стоит выделить несколько основных элементов:
Структура религии состоит из системы ценностей и поведенческих образцов. Первый уровень является совокупностью верований, ценностей и символов, содержащихся в священных книгах. Именно эти тексты длительное время были для людей основным источником познавательной информации об окружающем мире. Любая религиозная идея производит на эмоции верующих мощное воздействие.
В результате у людей формируется особое восприятие окружающей реальности. Знания и верования в религии являются целостными системами. Они основаны в первую очередь на вере, а не на разуме. При этом в их состав входят и общепринятые человеческие ценности. Благодаря этому религия чаще всего стимулирует процессы стабилизации и интеграции общества.
Поведенческий уровень этого института существенно отличается от поведения человека в иных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это связано с наличием в религиозном поведении сильных эмоций. Именно поэтому такое действие считается иррациональным и нелогичным.
Главную роль в религии играет отправление культа в соответствии с особыми нормами и ценностями. К культовым действиям можно причислить:
Верующие рассматривают культовые действия в качестве акта непосредственного общения со сверхъестественными силами.
Признаки и функции
Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как общественный институт. Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других. Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.
Вторым признаком является определенность прав, особых функций и обязанностей всех участников религиозного взаимодействия. Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми документами.
Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными чертами:
Говоря проще, существующие нормы являются общеобязательными и распространяют свое действие на каждого члена религиозного сообщества, вне зависимости от особенностей их личности, например, уровня образования и т. д.
Последней отличительной чертой является разделение функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в зависимости от их роли и статуса. Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных заведениях проводится подготовка новых кадров.
Чтобы качественно подготовиться к докладу, следует составить план «Религия как социальный институт» и обязательно включить в него пункт с перечислением основных признаков. Кроме этого, необходимо помнить и об основных функциях, выполняемых религией:
Все эти функции являются явными, а не латентными. Благодаря их реализации институт религии синтезирует определенную картину, позволяющую стабилизировать общество. Кроме этого, она способна поддержать людей в тяжелых условиях, например, после смерти родственника. Этот факт говорит о наличии еще одной функции — психотерапевтической.
Этапы институциализации
Формирование института происходило постепенно. Этот процесс оказался довольно продолжительным и вероучению, как и специализированным организациям, пришлось пройти несколько этапов становления. Среди них стоит отметить несколько наиболее важных:
Доклад «Религия — социальный институт» позволит учащимся лучше подготовиться к сдаче экзамена. Школьники должны в рамках презентации кратко привести аргументы в пользу своей точки зрения, перечислить основные функции и характеристики.
Религия, как социальный институт
Введение
Религия определяется как явление, которое присуще человеческому обществу на протяжении всей истории. Религия распространена на большую часть населения, но в то же время является областью не до конца изученной для многих людей.
Религия, уже долгое время носит статус основного элемента становления общественной жизни, в том числе и развития духовной культуры общества. Как социальный институт религия выполняет несколько важных социокультурных функций. Религия помогает организовать систему духовного осмысления мира, через нормы, ценности и идеалы, которые религия проповедует.
Цель реферата – рассмотрение религии как социального института.
1. Определить религию как социальный институт.
2. Рассмотреть особенности социальных функций религии.
1. Определение религии как социального института
Исходной точкой для определения религии как социального института необходимо провести объективный социологический анализ религии, как социокультурного института. Такой подход к анализу позволит рассмотреть религию, как часть культурной системы, которая включается в себя символичность и фундаментальность ценностей человеческого бытия. Вместе с тем, религия функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института. В то же время религия имеет тесные связи с другими социальными институтами, что позволяет максимально полнотой изучить, данный социальный объект.
С точки зрения происхождении религии как социального института, она появилась гораздо раньше науки, института семьи, институтов социальной защиты. Первые системы, основанные на религиозном аспекте, появились из-за необходимости объяснить явления природы и космоса. Основными рычагами воздействия были страх и потусторонняя жизнь. Впоследствии религия начинает закреплять социальные функции – консолидация общества, укрепление власти и системы управления, в том числе начинает усилятся социальный контроль и обеспечение социальной защиты. Именно в магазинах появляются первые формы социальной поддержки и психологической разгрузки.
Уникальная роль религии наблюдается во всей человеческой истории, в том числе и жизни современного общества. Еще одной методологической особенностью изучения исследований функции, через изучение ценностно-нормативных аспектов религии. И третья особенность изучения религии как социального института – анализ точки зрения позиции личности (верующего) и светского человека, как основной единицы. Изучение этой особенности важно, так как при рассмотрении религии только с религиозной точки зрения, является неполным, так как религия несет и культурологическое значение.
В научной литературе вопросы о социальности религии поднимались еще несколько веков назад. Работы теолога и социолога Роберта Отто, были направлены на то, что социальными могут быть только некоторые стороны религии, которые были направлены не на принятии бога как такового, а те, которые помогали выстраивать связи между институтом церкви и обществом.
Немецким теологом и культурологом Эрнстом Трельчеем, религия изучалась через влияние на нее экономических, политических, семейных и других социальных отношений.
Для определения данных функций необходимо рассмотреть структуру религии, она включает в себя следующие элементы:
— группы верующих разных уровней;
— священные понятия, таинства (те явления, которые имеют влияние сверхъестественной силой);
— вероисповедание, то есть систему верований, объясняющих устройство мира, человеческую натуру, природу;
— ритуалы, система определенных действий, которые являются образцом по отношению к священным и сверхъестественным силам.
— представления о правильном и праведном образе жизни.
Таким образом, религия имеет все признаки социального института: наличие ценностно-нормативной структуры и структура поведенческих образцов[].
Ценностно-нормативная структура включает в себя совокупность всех верований, символов, ценностей, моральных заповедей. Все они содержаться в описании священных текстов. Что характерно для религии, знания, прописанные в текстах, переплетаются с художественно-образным их изображением. Поэтому если неверующий человек видит фантастичные зарисовки земной жизни, а верующие особое восприятие мира.
Поведенческий фактор при определении религии, понимается через отличия в поведении в других сферах человеческой деятельности. Религиозной поведение является результатом эмоционально-аффективных переживаний. Все религиозные действия относятся к нелогичным и иррациональным действиям, со стороны социального действия.
Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
Институциональный подход подразумевает в себе проведение анализа, через эволюционное развитие религии на различных ступенях общества. Для понимания институционного подхода надо определить основные виды религиозных верований:
1. Фетишизм. Объектом данного направления является поклонение конкретному объекту, растению, животному. Все объекты наделялись мистическими и сверхъестественными свойствами. Представители фетишизма верили, что если человек обладает таким объектом, то это приносит ему удачу, охраняет его от опасностей.
2. Тотеизм, в отличие от фетишизма, это коллективное поклонение одному объекту. В первобытном обществе полагали, что тотем обладает мистической силой, которая помогает сохранять строй первобытной общиной.
3. Магия, представляла собой колдовские обряды и заклинания. Обряды стремились воздействовать на различные события окружающего мира.
Данные типы присуще первобытному обществу, по мере развития цивилизация виды религий становились все сложнее, часто переплетались между собой. Развивается не только религия, но и социальный строй, появляются социально стратифицированные общества. Их появление было обусловлено формированием политеистических религий. Одним из ярких примеров можно выделить античную древнегреческую систему.
Отличительной чертой греческой религии и мифологии – многобожие. Согласно источникам, каждый из богов покровительствует и помогает определенным сферам жизнедеятельности человека. Искусство – определял бог искусства Апполон, Гермес – торговли, Марс – Войны. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований.
Другим типом религиозных верований стал монотеизм. Монотеизм сформировал три основные мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Для монотеизма характерно стремление объединения в одной вере, различных социальных групп.
Как мы говорили ранее, религия рассматривается через 2 уровня социального института: ценностно-нормативного и поведенческого уровня. Остановимся на них более подробно.
Ценностно-нормативный уровень религии, представляет собой сложную систему верований, моральных заповедей, символов, которые включены в священные писания. В христианстве – это Библия, в мусульманстве – Коран. Священные тексты формируют у религиозного человека, те постулаты, которыми он будет руководствоваться при изучении жизни, общества, наполнять свои знания о природе, космосе. Религиозные понятия, из-за их фантастической составляющей сильно воздействуют, и даже в какой-то мере управляют эмоциями и психикой верующих. Религия прививает определенное отношение к любви, скорби, греховности, смирения, тем самым формируя понятие «религиозное чувство».
Религиозные верования, как система ценностных понятий, занимает определенное место в духовной культуре общества, которые и определяют смысли и значение всех вышеперечисленных состояний человеческого бытия.
Вместе с тем, религия формирует моральные ценности и установки. Установки, выработанные верой имеют свойство аккумулировать нормы и правила человеческого «общежития», поэтому часто они содержат в себе те правила и принципы, которые сильно не меняются под внешними факторами. Однако принципы, направлены и на решение «вечных вопросов», о социальной справедливости, доброте, зле, любви и т.д. Поэтому религиозные идеи и ценности, становятся для общества социальным фундаментом.
Основополагающей, в ценностно-нормативной системе, является религиозная символика. С одной стороны символика (например использование символа креста в христианстве) позволяет нам определить принадлежность к той или иной религии, вызвать определенные чувства и настроения, с другой стороны религиозная символика – художественное выражение религиозности человека, его творческое проявление. На творческое проявление религии, указывает и то, что религиозные действия часто ассоциируются с нелогичностью и нерациональностью. Поэтому при противопоставлении религии и науки, наука объясняет религию, как систему художественно-вымышленных образов, тем самым сохраняя социальность религиозного института.
Центральным местом в религии отдано отправлению культа, в содержание которого входят идеи, верования и использования ценностной системы. Именно культовые действия формируют религиозную группу. Уже культовые действия несут в себе осознание контакта со священными объектами.
К пониманию социологического института религии, необходимо определить структуру религиозной организации. В широком понимании – это социальная система, в узком – внутреннее устройство религиозных общин. В современном понимании, основной формой религиозной организации выступает церковь.
Церковь – форма современной религиозной организации, выступающая как объединение верующих, которые придерживаются одного вероисповедания.
Деятельность церкви регламентирована определенными социально-правовыми отношениями с государственными органами. Церковь является тем, объединением, которое хочет распространить универсальное влияние своего вероучения на общество. В истории известны случаи, когда церковь оспаривала власть, как например, в эпоху средневековья, католическая церковь оспаривала политическую власть у королей и императоров.
В церкви выделяются две основные социальные группы:
— клир, служители церкви, священники;
— миряне, рядовые члены церкви.
Священнослужители, составляют статусную группу, функции которой призваны обеспечить отправление религиозного культа. Управленческая деятельность в церковной организации осуществляется священнослужителями высшей иерархии – епископами, патриархами и др. К вопросу о необходимости церковной иерархии, не все религиозные объединения относятся положительно. К таким верованиям, относятся баптисты, которые считают, что совершать богослужение может совершать любой верующий.
Выделяются 4 основные функции религии в обществе:
Первые две функции, относятся к деятельности религии как института культуры. Интегративная функция, была рассмотрена Э. Дюркеймом, который выделил особенности религиозного символизма, которые способствуют социальной сплоченности, которые обеспечивают устойчивость первобытных обществ. Понятие определенных символов, и системы верований, служат интегративной силой, для создания стабильного и сильного общества.
Регулятивная функция включает в себя, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, в том числе и осуществляет социальный контроль, как формальный, через организацию деятельности социального контроля. Церковные организации долгое время, силами верующих были носителями моральных и социальных норм.
Третья функция религии, направлена на само религиозное общество. Историками и многими учеными замечен психотерапевтический эффект от богослужений, молитв, ритуалов, обрядов. Религиозные действия связанные с отправлением культа, придают верующим уверенность, моральную стойкость.
Коммуникативная функция, направлена так же на самих верующих, в большем ее значении. Общение внутри религиозной группы разделяется на две составляющих: разговор с богом (небожителями) и разговоры друг с другом. «Богообщение» является высшим видом общения, разговоры друг с другом являются второстепенными. Средством общения в первом виде выступают молитвы, богослужения в храме, символика, священные писания, ритуалы. Второй тип общения несет в себе социальные признаки, через общение между верующими передаются знания о религии, основы морали.
Все функции в той или иной мере направлены на выстраивании социальных связей, если еще несколько веков назад религия считалась недоступной для большинства общества, и в какой-то степени была антисоциальной, то в современном мире, религиозные общины являются одними из самых социальных институтов. К примеру, благодаря христианским церквям, в обществе установились основы благотворительности.
Таким образом, мы видим, что религия выполняет социально-значимые функции, которые обеспечивают совместное достижение целей на основе выполнения всеми членами религиозного института определенных социальных ролей, с распределением социальных обязанностей, нормами и образцами поведения.
Заключение
Данная работа была направлена на попытку рассмотреть религию как социальный институт. Проанализировав теоретическую и методическую литературу, мы можем сделать следующие выводы по работе:
1. Религия относится к самым старым формам социальных институтов.
2. Религиозная система имеет все признаки социальных институтов. Она имеет конкретную цель деятельности, обладает социальными функциями, которые направлены на достижение цели, имеет набор специальных позиций и ролей, присущих данному институту.
3. Религия как социальный институт, в значительно степени влияет на общество в целом, не только с культурологической стороны, но и с психологической, коммуникативной.
Список использованных источников
1. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт»//Философские науки.- 2008.- № 1.
2. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества// Общественно-политический и научный журнал «Россия» – 2010 – №1.
3. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. – 654 с.
4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.
5. Радугин А.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб и дополн./А.А. Радугин и др. – М.: Центр, 2007. – 244 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Религия как социальный институт (социология религии)
Одна из потребностей людей – это осознанное объяснение первопричин всего происходящего, почему в жизни всё происходит, так или иначе, как возник мир и в чём вообще смысл жизни. Религия как социальный институт способствует частичному ответу на все эти вопросы.
Что такое религия?
Религия – это особая система верования, которую разделяет определённая группа людей. Религия даёт человеку ответы на вопросы относительно смысла жизни на земле, судьбы и природы свободы, даже определяет ему судьбу и побуждает верить во что-то и никогда не сдаваться.
Религия как социальный институт общества
Всё это она осуществляет с помощью своих ритуалов, благодаря которым есть некое представление о священном и сверхъестественном.
Признаки религии как социального института
В каждой религии есть свои составляющие. Структура религии как социального института:
Всё это неотъемлемая часть каждой религии. Все эти составляющие очень важны для верующих.
Религия как социальный институт
Религия является социальным институтом. Более того, она представляет собой мировой социальный институт, в который входит огромное количество отдельных верований. Но в каждой вере есть своя определённая черта, которая делится на два аспекта:
Для каждого верующего то, что свято внушает страх и ужас. Оно неприкосновенно. И, конечно, каждый проявляет глубокое почтение и уважение к святому, потому что оно обладает, по мнению верующих, могущественной силой, неподвластной обычному человеку (и порой даже опасной). Поэтому люди общаются со святым только через определённые ритуалы (молитвы, дары, заклинания, очищения).
Религия как социальный институт
И что самое главное – это святое может быть, чем угодно:
Это такой некий образ, который для людей является отчасти смыслом их жизни, ради которого они порой и живут. Это святое, по мнению верующих, помогает им, когда они в горе, бедности, болезненности. Для этого нужны молитвы и приношение даров.
Виды религий
Социологи разделяют религию на несколько видов.
Таким образом, социальной функцией религии является непосредственное поддержание целостности данной системы.
Религия как социальный институт
Религия как один из самых древних социальных институтов, определение ее понятия и основных характеристик. Функции религии: мировоззренческая, легитимизирующая (нравственная), культуротранслирующая, интегративная, регулятивная и психотерапевтическая.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.07.2014 |
Размер файла | 24,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный технический университет» (ТвГТУ)
Кафедра социологии и социальных технологий
на тему: «Религия как социальный институт»
по дисциплине «Социология»
Выполнил: Шепитко Г. С.
Проверила: Мамедова О.В.
1. Понятие и характеристика социального института
2. Религия как социальный институт
3. Функции института религии
Список использованных источников
Религия является недоступной областью и, по меньшей мере, непонятной для очень многих людей.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе, духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения [6].
Задачами является раскрытие понятий социального института, религии, а также её функций.
1. Понятие и характеристика социального института
Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления [2].
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:
1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;
2) политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;
3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;
4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;
5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем [3].
2. Религия как социальный институт
религия социальный мировоззренческий нравственный
Религия является одним из самых древних социальных институтов.
— обязательное наличие группы верующих;
— религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы;
— религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии;
— большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести.
Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного [4].
3. Функции института религии
В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Легитимизирующая (нравственная) функция. С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая, или узаконивающая функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.
Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность.
Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.
С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения.
Интегративная функция. Религии присущи также интегративная и дезинтегративная функции. Известный французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как соци-окультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.
Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т. д. Причем эти конфликты нередко сознательно раздуваются представителями тех или иных объединений, поскольку конфликт с «чужими» религиозными организациями способствует внутригрупповой интеграции, вражда с «чужими» создает чувство общности, побуждает искать опору только у «своих».
Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
Список использованных источников
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анализ сущности понятия «институт» в социологии как важнейшего фактора общественной жизни. Характеристика типов социальных институтов. Главные атрибутивные признаки религии, ее современные тенденции. Особенности религии в России, ее влияние на менталитет.
реферат [32,6 K], добавлен 27.01.2010
Религия как социальный институт. Система институциональных норм. Функции религии в обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами: религия и экономика, религия и политика, религия и образование. Функции религиозного мировоззрения.
контрольная работа [25,5 K], добавлен 28.03.2011
Характеристика социального института и цели его деятельности. Набор социальных позиций и функции. Определение и анализ религии как социального института. Ценностно-нормативный уровень религии. Церковь как форма современной религиозной организации.
реферат [29,2 K], добавлен 02.03.2009
Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.
реферат [61,2 K], добавлен 26.06.2013
Определение условий возникновения системы общественных институтов. Изучение сущности, структуры и основных задач социальных институтов. Характеристика их явных (регулятивная, транслирующая, коммуникативная) и латентных функций в работах Роберта Мертона.
реферат [23,3 K], добавлен 23.09.2010
Причины возникновения религии как общественного явления, ее главные функции, структура и элементы. Современные мировые религии, их разновидности и направления, степень распространения. Современная религиозная ситуация в России, тенденции и перспективы.
контрольная работа [18,8 K], добавлен 19.02.2011
Религия как специфическое отношение к действительности, ее структура и функции. Религиозный комплекс и его компоненты. Религия и социальные изменения, концепции К. Маркса, М. Вебера, В. Зомбарта. Анализ взаимосвязи социокультурных изменений и религии.
магистерская работа [143,9 K], добавлен 23.10.2010