Доказать что россия была аграрной страной история девятый класс
Сельское хозяйство. В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной
В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.
Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX столетия. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню> В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине XIX в. около 70 млн. пудов.
Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и севе- ро-западных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, использовали сельскохозяйственные машины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру.
Однако в основной массе помещичьих имений продолжал применяться принудительный труд крепостных крестьян. В условиях крепостничества наиболее распространенным способом повышения эффективности хозяйства было усиление эксплуатации крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный и денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос в 2-5 раз. Все больше увеличивалась барщина, при которой крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины была так называемая «месячина», то есть лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Растущий оброк и барщина тормозили развитие собственного хозяйства крестьян, обрекали сельских тружеников на полуголодное существование. Таким образом, усиление эксплуатации крепостных крестьян обусловливало застой и рутинность производительных сил в деревне.
Русское крестьянство традиционно было малоземельным. Наделы, полученные от помещика или государства для выплаты оброка и государственных налогов, не давали возможности развивать товарное хозяйство, едва обеспечивали прожиточный минимум.
В связи с этим аграрно-крестьянский вопрос был центральным в экономической и социально-политической жизни России на протяжении XIX и начала XX в. Он включал три стороны: личное освобождение крестьян, наделение их землей и изменение общинной системы землепользования.
Специфическая для России общинная система заключалась в том, что крестьяне сообща пользовались землей, которая делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. Это мешало подъему продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социальном отношении это препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян, разделению их на богатых и бедных. Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел очень медленно. Лишь единицам крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, удавалось скопить немалые средства. Деревня, в своей массе, оставалась нищей, голодной, темной, забитой и политически инертной.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав
Презентация к уроку истории в 9 классе «Сельское хозяйство»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мы приступаем к изучению I главы «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века»
Тема урока СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
План урока Новые явления в сельском хозяйстве Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства
Работаем с эпиграфом
Вопрос к главе и уроку
Новые слова Аграрная страна Трёхполье Кулаки Середняки Бедняки Барщина Отходничество оброк
1. Новые веяния в сельском хозяйстве В 1801-1855 гг. Россия оставалась аграрной страной. Это означает, что сельское хозяйство по-прежнему играло важную роль, чем промышленное производство, хотя и то и другое было основано на крепостнических отношениях. Крепостное право тормозило социально-экономическое развитие страны! В первой половине столетия сельское хозяйство России сохранило уровень, достигнутый в конце предыдущего века. Присоединение южных территорий позволило увеличить производство хлеба, экспорт вырос в 4 раза. Внутри страны потребление хлеба также увеличилось
1. Новые веяния в сельском хозяйстве Господствующая система земледелия – трёхполье: яровые, озимые и пар
Среди культур преобладали рожь, ячмень, пшеница, овёс, но стали сажать лён, коноплю и табак.
Натуральное хозяйство постепенно переходило в стадию товарного. Помещики сдавали крестьянам в аренду пустующие земли, мельницы, торговые места появляются «капиталистые» крестьяне
2.Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства Начинается имущественное расслоение крестьян на «крепких» хозяев, середняков и бедняков
Основной формой повинностей оставалась барщина с.14
Заметно выросло значение отходничества – временного ухода крестьян на заработки
Работаем с историческим источником на стр. 17-18 «Из статьи славянофила А.И. Кошелева «Охота пуще неволи».1847 год
Отходники переходили с барщины на оброк, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Терялась роль общины, она с одной стороны объединяла крестьян, помогала выжить, а с другой – сковывала инициативу селян, не давала применить собранный капитал для расширения и обновления сельского производства КРИЗИС КРЕПОСТНИЧЕСТВА
Домашнее задание стр.12-16- пересказ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1173162
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Докажите что россия была аграрной страной
чтоб не поняли что с интернета
Ответы 2
Рассматривая данный вопрос необходимо разделить то, что вы называете «Россией» на несколько периодов существования русского государства. Так как в вопросе не был указан конкретный период, я напишу про все (но вообще, то что вы называете «Россией» появилось после 1547 года, когда Иван 4 венчался на царство и наше государство стало называться «Российское царство»
Перед непосредственно ответом, необходимо отметить что российское государство сложилось в условиях неплодородных почв и сурового климата, что, естественно повлияло на нашу страну таким образом, что людям просто необходимо было научиться правильно (то есть таким образом, чтобы на ней хоть что-то выросло) использовать почву.
1) Период первый, 9-13 век, Древняя Русь.
3) С 16 по начало 20 века Россия сначала еще сильней закрепляет в своем устройстве аграрное начало, благодаря Соборному уложению 1649 года, которое устанавливает бе сыск беглых крестьян, а следовательно еще сильнее приковывает их к работам на землях своих помещиков и в своих общинах. Однако, подобная система себя постепенно изживает и в период «великих реформ» Александра 2 крепостное право упраздняется, а к началу 20го века, в 1906 появляется т.н. «Столыпинская реформа», знаменующая собой первые попытки поставить страну на рельсы частного предпринимательства, таким образом, крестьянам уже совсем не обязательно заниматься исключительно сельским хозяйством. Кроме того, революции 1905 и 1917 окончательно направляет страну в сторону индустриального развития, оставляя её аграрную сторону не то чтобы в стороне, но не придавая ей столь сильное значение (не строя на ней основу экономики и социального строя).
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 1 (1) Россия и мир на рубеже XVIII–XIX вв.
Стр. 8. Вопрос в начале параграфа
В чем состояли главные перемены, вызванные промышленной революцией?
Промышленная революция привела к началу применения рабочих машин в производстве, что способствовало переходу от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция привела к изменениям в финансовой системе, которая активно развивалась. В большинстве стран Европы появились фондовые биржи. По мере развития промышленного производства стали создаваться акционерные общества. Промышленная революция в сельском хозяйстве привела к аграрной революции. Еще одним явлением стала демографическая революция. Развитие экономики привело к миграциям, а также запустило процессы, способствовавшие смене социального статуса многих людей. Началось формирование новых слоев общества – буржуазии и рабочих.
Стр. 14. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Почему она началась именно в европейских странах?
Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция началась в Англии, где складывались капиталистические отношения, что способствовало внедрению изобретений в производство.
1) Переход от ручного труда к машинному;
2) Переход от мелкого производства к крупному фабричному;
3) Переход к каменному углю как главному источнику энергии;
4) Аграрная революция в сельском хозяйстве.
2. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?
Промышленная революция вызвала демографическую революцию. Резко выросла численность населения, усилились процессы миграции. Промышленная революция запустила процессы, способствовавшие смене социального статуса многих людей. Началось формирование новых слоев общества – буржуазии и рабочих. Вчерашние крестьяне становились рабочими, а успешные работники и талантливые изобретатели могли стать предпринимателями. Буржуазия становится самой динамичной и успешной частью общества. Сословие дворян размывается, утрачивает ведущую роль.
3. Можно пи считать Россию начала XIX в. мононациональной страной? Приведите цитаты из текста параграфа в поддержку своего вывода.
Россия не была мононациональной страной, а являлась многонациональной. «Основу многонациональной страны составляли русские, жившие не только в европейской части империи, но и практически во всех ее уголках. На юге и западе они соседствовали с украинцами и белорусами, в Прибалтике – с литовцами, латышами и эстонцами, а также с немцами. На Севере проживали народы финно-угорской группы. В Поволжье и Сибири было немало народов тюркской языковой группы… Чрезвычайно разнообразен был национальный состав населения Северного Кавказа».
4. На чём основывалось экономическое развитие России на рубеже XVIII-XIX вв.?
Экономика России на рубеже XVIII–XIX вв. основывалась на крепостнической системе хозяйства. Однако набирали силу не свойственные крепостничеству явления: развивалась мануфактурная промышленность, использовавшая труд крестьян-отходников; число таких предприятий росло, стал формироваться рынок наемной рабочей силы. Но несмотря на это, увеличение доходов помещиков строилось на усилении давления на крестьян, что вело к упадку крестьянских хозяйств. Налоговый гнет вел к упадку и разорению многих крестьянских хозяйств, остававшихся главной экономической ячейкой общества.
5. Опишите систему управления страной в начале XIX в.
В начале XIX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Вся высшая законодательная и распорядительная власть в стране принадлежала императору. Он же являлся и фактическим главой церкви, так как управлением ее делами ведал назначенный царем обер-прокурор высшей церковной коллегии – Синода. Система высших органов государственной власти в основном оставалась неизменной со времен Петра I. На местах власть от имени императора осуществляли губернаторы и наместники.
Стр. 14. Работаем с картой
1. Определите по карте, какие из упомянутых в тексте параграфа государств имели с Российской империей общую сухопутную границу в начале XIX в.
На начало XIX в. Российская империя имела сухопутную границу с США в Северной Америке (Аляска).
2. Выясните по карте Российской империи XIX в., в каких регионах проживали казаки. Какой признак объединяет все эти территории?
Эти территории находились на границах Российской империи. Казачество было призвано защищать границы России.
Стр. 14. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объясните, как связаны сословная организация российского общества начала XIX в. с особенностями экономического уклада страны.
Абсолютное большинство российского общества (около 94 %) составляло крестьянство, которое делилось на три категории, последняя из которых – частновладельческие (или помещичьи) – была самой многочисленной. Экономика страны основывалась на крепостнической системе хозяйства. Сохранение крепостного права тормозило развитие нового, более прогрессивного экономического строя. Подневольные крестьяне не были заинтересованы в освоении технических новшеств, а многие помещики не нуждались в повышении эффективности своих хозяйств. Налоговый гнет вел к упадку и разорению крестьянских хозяйств, а сохранение крепостных порядков обрекало помещичьи хозяйства на застрой, лишало государство прибыли, возможностей эффективного роста.
2. Сравните социально-экономическое развитие России и стран Западной Европы к началу XIX в. Укажите общие характеристики и различия по самостоятельно определенным критериям. Ответ оформите в тетради в виде таблицы.
Направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. не совпадали. В странах Западной Европы технические изобретения активно внедрялись в производство, что приводило к бурному развитию экономики благодаря промышленному перевороту. В России же подневольные крестьяне и помещики не были заинтересованы во внедрении технических новинок, что тормозило развитие экономики и не позволяло ей выйти на новый уровень. В России с большим трудом формировался рынок рабочей силы, так как он был ограничен крепостным правом, тогда как в странах Европы он становился основой развития промышленности.
3. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, составьте в тетради круговую диаграмму, представляющую процентное соотношение различных сословий населения России.
4. Найдите в Интернете информацию об одном из технических достижений конца XVIII – начала XIX в. упомянутых в параграфе. Подготовьте доклад, сопроводив его изображениями устройства.
Прялка «Дженни» (механическая прялка) Дж. Харгривса.
Джеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. С начала 1760-х гг. он начинает заниматься усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 г. он, борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей, соорудил механическую прялку. Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай: однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении. Прялка «Дженни» приводилась в движение одним рабочим и производила по меньшей мере в шесть раз больше, чем могла произвести обыкновенная прялка за то же время. Местные прядильщики были недовольны его изобретением, разрушили его дом и уничтожили оборудование. Харгривс перебрался в Ноттингем, где совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику. В 1770 г. Харгривс получил патент на свое изобретение.
Прялка Дженни имела восемь вертикальных веретен и одно колесо. Вместо вытяжных валиков имелся специальный пресс из двух брусков дерева. Нитки ровницы с початков проходили через вытяжной пресс и прикреплялись к веретенам. Веретена, на которые наматывалась готовая нить, находились на неподвижной раме с левой стороны станка. В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан, расположенный впереди всех блоков и веретен. Барабан приводился в движение от большого колеса, вращаемого рукой. Таким образом, большое колесо приводило во вращение все веретена. Вся работа прядильщика сводилась к трем движениям: к вращению приводного колеса, к прямолинейному движению каретки взад и вперед и к нагибанию проволоки.
Конспект по истории на тему «Развитие сельского хазяйства» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г. Вилючинск
Социально-экономическое развитие России во II пол. XIXв. Урок 1. «Золотой век» предпринимательства? Развитие сельского хозяйства после отмены крепостного права
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: характеризовать развитие сельского хозяйства после отмены крепостного права в России.
· определить особенности развития сельского хозяйства в России во II пол. XIX в.;
· выяснить, как изменилась сущность аграрной проблемы после отмены крепостного права; итоги развития капитализма в сельском хозяйстве;
· развивать умения анализа исторической, статистической информации, сравнивать социально-экономические явления, систематизировать выводы в таблицах и схемах;
· развивать навыки участия в дискуссии, формулирования аргументированной точки зрения по проблемам урока.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Мотивационно-целевой этап. Задание: познакомьтесь с высказыванием автора работы «История предпринимательства и меценатства в России» Елизаветы Павловны Хорьковой (стр. 204). Прокомментируйте данное высказывание (ответы учащихся).
Обобщение учителя: Можно предположит, что автор данной цитаты считает пореформенный период социально-экономического развития хозяйства – своеобразным «золотым веком». Причем автор утверждает, что ход и успехи социально-экономического развития России во II половине XIX в. не зависели от деятельности государственной власти.
Фразеологизм «золотой век» имеет давнее происхождение. Объясните его значение. (ответы учащихся)
Проблема урока: можно ли считать пореформенное развитие сельского хозяйства в России – «золотым веком»?
3.Изучение нового материала.
Слайд 2. Титульный. Запись темы урока в тетрадь. (В качестве иллюстрации использована картина художника Льва Каменева «Пейзаж с избушкой»)
1. Пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
2. Аграрная проблема после отмены крепостного права.
3. Успехи и провалы в развитии капитализма в сельском хозяйстве (практикум).
Слайд 4. Пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
Одной из проблем пореформенного развития сельского хозяйства в России оставался выбор пути.
Рассмотрим идеальный вариант развития. Проанализируйте схему. Вспомните основные положения крестьянской реформы. Насколько возможен был такой вариант развития сельского хозяйства?
Возможный вариант ответа: реальное развитие пореформенного сельского хозяйства было далеко от предполагаемого идеала и в отношении помещичьих и тем более крестьянских хозяйств.
Задание: прочитайте § 24, п.1 стр. 205-206. Выясните особенности возможных путей развития капитализма в сельском хозяйстве, определите, по какому пути пошло развитие в России. (обсуждение задания).
Обобщение учителя: российское сельское хозяйство пошло по «прусскому» пути развития.
Слайд 5. Аграрная проблема после отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861г. включала два основных аспекта:
Задание: проанализируйте п. 2 стр. 206, составьте тезис-план текста. Определите главную нерешенную крестьянской реформой проблему. (Обсуждение задания).
Слайд 6. Вариант тезис-плана:
· Сохранение помещичьего землевладения
· Малоземелье крестьян, отсутствие частной собственности на крестьянские наделы
· Падение цен на зерно на мировых рынках
Комментарии к таблице
Структура землевладения в 49 губерниях Европейской России в середине 1890-х гг.