Доказать что садко это былина
Помните Садко? Открылось его языческое происхождение
Содержание:
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко. До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите доказательства того, что это не новгородская былина, написанная не в 10 веке. Вы узнаете, какие древние, архаичные времена древнего северного края подарили нам эти истории о странном человеке, путешествующим между мирами.
«Это один из перлов народной поэзии», — так отозвался о былине В.Г.Белинский, русский писатель 19 века. Любители классической оперы хорошо знают эту былину по опере Римского-Корсакова, который прекрасно понял и почувствовал сказочную красоту этой великолепной сказки, творчески преобразив ее.
↑ Апофеоз новгородской былины – совсем не в Новгороде!
Былина о Садко слагается из трех частей.
Вторая – разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.
↑ Это очень старая история …и не совсем новгородская
Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.
↑ Вспомним историю
Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты.
Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.
Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.
И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди! Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».
↑ Где на самом деле записана эта былина?
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение.
Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.
↑ В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.
Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани. Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву.
Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают.
Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок. Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка.
Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
↑ Что же получается?
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
↑ Хотите узнать, что до сих пор рассказывают о Садко в других северных сказках?
Северная сказка «О приключениях старшего сына Вана и Мери» начинается так:
Но выделялся из всех старший сын. Ростом он пошел в деда Святогора, а умом, не иначе, как в отца. Но озорник и заводила в играх и забавах, уж точно в родню по матери. Родня-то эта была особенная: что ни дядька, то бог, а что ни тетка, то богиня.
Долгими зимними вечерами, когда дома оставалась только мать с детьми, а отец, как обычно, со своей командой в море на промысел тюленей да моржей уходил, дети собирались в кружок вокруг матери, да поближе к печке, и начинались материнские рассказы о том, как жила она в небесном тереме у отца, который своими плечами подпирал свод небесный, как гостила с сестрами у Даждьбога, да как приглядели они друг друга с Ваном, да как Ван посватался к ней и выиграл состязание, которое было назначено.
Эта история рассказывалась матерью много раз, но дети снова и снова требовали повторения и новых подробностей. Старшему же больше нравились истории про дядьку Велеса, про его путешествия, про его победы, где Велес побеждал не только силой, но и умом.
— Конечно, будешь, расти только!
К 7 годам грамоту знал, даже до Звездной книги Коляды, что у матери хранилась, добрался, да мать запретила до поры до времени, пока окончательно в ум не войдет, ее читать.
Что было потом…..а также другие северные сказки Вы можете узнать в книге «Боги и люди» издательства «Северная сказка».
Конспект урока по литературе «Художественные особенности былин. Былина «Садко»» (7 класс)
История
По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.
билет 34
34 Идейно-художественное своеобразие цикла былин о Садко.
в былине разворачиваются в городе Новгороде.
Она распадается на две части
(Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой – гусляр Садко. В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю. Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу – золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.
Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью.
Садко «зазывал к себе на почестен пир знатных гостей», которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися». Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский – побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.
былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море.
Так в былину вводится пейзаж
. Корабли встали на море – Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а «корабли все не идут с места на синем море». Садко догадывается, что царь Морской требует «живой головы во сине море». Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.
Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен
Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета
: «голова у царя, как куча сенная». Певцы пользуются приемом
гиперболизации
: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит
элемент комизма
.
Далее разворачивается сцена игры Садко на гуслях и пляски Морского царя. В былине неоднократно подчеркивается искусство Садко, его мастерство.
Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.
Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: «стал народ молиться Миколе Можайскому». Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы – покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея
русского фольклора
.
Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя – девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.
В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом
писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О «Садко» он пишет: «
Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии
«.
Анализ
Описание произведения
Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.
Подробнее: «Садко»: краткое содержание и сюжет былины
Главные герои
Садко
Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.
Подробнее: Садко: характеристика и образ героя
Морской царь
Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.
Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя
Популярные сочинения
Структура произведения
Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера.
Уникальность произведения — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.
Конспект урока литературы в 7 классе. Былина «Садко»
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Конспект урока — моя авторская разработка. Думаю, что она поможет в работе не только начинающих свою педагогическую деятельность учителей, но и тем, кто в школе не первый год, а самое главное, работает с душой, кто не равнодушен к результатам работы и учащимся.
Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко», с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи.
Ход урока:
1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания: а) Реализация индивидуальных заданий (учащиеся самостоятельно находили информацию для своего выступления, но давали на предварительную проверку). 1а) История былины «Садко» и сведения о ней. 2а) Сообщение об иллюстрациях к былине «Садко» Васнецова. 3а) Иллюстрации Билибина (у ребёнка была подготовлена презентация, сопровождавшаяся комментариями). б) Рассказ о главном герое былины, истории его жизни и путешествий с использованием цитатного материала текста. в) Тест на знание содержания былины «Садко» ( рассчитан на слабых учащихся): 1) Назовите место действия былины: а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев 2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой: а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами 3) Чем пообещал наградить Садко морской царь: а) казной б) рыбой — золотые перья в) красным товаром г) городами 4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю: а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья 5) Какому святому построил церковь главный герой: а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому 3. Новая тема: а) Слово учителя. — С таким жанром УНТ, как былина, мы встречаемся и ведём разговор не в первый раз. Да, былина – это особенный жанр устного народного творчества. Это русский героический эпос, который всегда вызывал большой читательский интерес, но, к глубокому сожалению, создание этого жанра закончилось в 17 веке и в настоящее время былины остались только в школьной программе по литературе, их бытование постепенно угасает. Угасает неоправданно. — До сегодняшнего урока мы встречались с былинными героями, которые прославились своими ратными и трудовыми подвигами. Именно величественные образы богатырей – защитников Родины поднимали дух воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили достойным примером для подражания. На предыдущем уроке мы вспоминали этих героев, поэтому повторяться сегодня нет необходимости. А продолжим-ка мы лучше знакомство с былиной, которую вы читали к сегодняшнему уроку дома. Об истории её создания, о главном герое и его жизни, путешествиях, даже о её иллюстрировании разговор уже начат ребятами, выступившими перед Вами в начале урока. б) Беседа по вопросам: — Напомните, к какому социальному сословию принадлежит главный герой? Былина «Садко» не единственная, которая повествует о купеческом сословии, просто Садко – самый известный герой, принадлежащий к купечеству. Более того, существует несколько вариантов этой былины. По одной из таких версий Александр Лукич Птушко снял одноимённый фильм, фрагмент (Садко на торгах) которого предлагается Вашему вниманию. — Таким ли Вы представляли главного героя, когда читали былину? Чем для Вас лично былинный Садко отличается от того, которого Вы увидели в этом фрагменте в исполнении Сергея Столярова? А что общего между Садко Билибина и Садко из художественного текста? — Чем Садко отличается от остальных героев русских былин? Какими качествами он обладает? Подтвердите цитатами из текста. — Как народ оценивает мастерство Садко? А вы? Хотели бы вы познакомиться с этим героем, послушать его пение? (Фрагмент из оперы Римского-Корсакова или из фильма). Какое настроение, какие чувства вызывает у Вас эта музыка и такое исполнение партии главного героя Владимиром Атлантовым? Подберите определения для такого исполнения? (Опера Римского-Корсакова была и остаётся одной из самых любимых у зрителей и слушателей!) — Как оказался Садко на дне моря? Что увидел у царя морского? Какие предметы, и с какой целью взял с собой Садко, отправляясь на дно, к морскому царю? Найдите соответствующий фрагмент в былине и прочитайте выразительно. — Почему герою пришлось сломать свои «гусельки яровчаты»? Кто ему это подсказал? — Посмотрите ещё один фрагмент из фильма А. Л. Птушко и ответьте на вопрос: какую роль играет в событиях былины морская царевна, роль которой исполняет Ольга Викландт? Роль возлюбленной Садко, Любавы, в фильме А. Л. Птушко сыграла 22летняя Алла Ларионова. Это была её первая серьёзная роль в кинематографе. Посмотрите эпизод с её участием, обратите внимание не только на красоту начинающей актрисы, но и на то, как мимикой и жестами ей удалось передать томление, тревогу и тоску в ожидании возвращения героя. — А как вы представляли себе этих героинь? Какие качества женского характера в них Вам симпатичны? А за что вы их могли бы осудить? — Помогли ли Вам просмотренные фрагменты художественного фильма, иллюстрации, прослушивание арий из оперы лучше понять сюжет и смысл былины «Садко»? в) Работа со справочниками и текстом. — Найти характерные черты жанра былины в тексте «Садко». — Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров? Если да, то назовите, приведите примеры. 4. Закрепление. а) Беседа по иллюстрациям к былине. — Иллюстрации какого художника вам больше понравились? Почему? — Есть ли среди иллюстраций те, на которых образы героев совпали с вашими представлениями? — Как вы думаете, какие черты характера былинного героя удалось запечатлеть художнику? — Если бы заказ проиллюстрировать былину поступил к Вам, на какие эпизоды или на каких героев обратили бы своё внимание вы? Почему? — Иллюстрации помогают или мешают Вашему восприятию художественного текста? б) Конкурсное выразительное чтение с комментированием понравившихся фрагментов былины. 5. Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей( на творческое задание 8-10 дней) 6. Итоги, оценки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Похожие статьи:
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе
Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Обобщающий урок по былинам, 7 класс
Цитаты былины
«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь» (Садко)
«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках» (Морской царь)
«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)
Подробнее: «Садко»: цитаты героев былины
Сюжет былины
В начале былины Садко предстает перед читателем как бедный, но искусный гусляр:
Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестей пир
И третий не зовут на почестей пир
Огорчённый Садко пошел к Ильмень–озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера появился Морской царь. Воспользовавшись бедственным положением Садко, Морской царь, сказав, что утешен игрой гусляра, выступая в роли беса-соблазнителя, подсказывает бедному гусляру, каким образом можно обогатиться «ударив о велик заклад» с новгородскими купцами.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В то же время Садко стремится построить корабли, чтобы начать торговлю с заморскими странами. Получив отказ от Киева, он обращается к синему морю. В данном аспекте былина отражает особенности исторического развития Руси: прежде всего, подчиненность Новгорода Киеву, а также превращение Новгорода в крупный торговый центр, установление торговых взаимосвязей с другими странами.
После того, как Садко разбогател, Морской царь требует возврата долга. Морской царь радуется:
Садко не платил дань Морскому царю, и в обратном плавании ни бочки золота, ни серебра не помогают успокоить морскую бурю. Садко же понимает, что «заложил свою буйну голову», свою душу Морскому царю. Взяв гусли и образок Николая Угодника Садко спускается на дно морское.
Иначе говоря, в былине представлен едва ли не первый в русской литературе мотив о закладывании души дьяволу.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Сама былина пронизана едва ли не христианскими мотивами. В частности, христианской является трактовка взаимоотношений между Садко и Морским царем, который сначала привел своего героя к греху, тщеславию и похвальбе неправедно нажитыми богатствами.
У меня золота казна не тощится,
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной…
Вводит Морской царь Садко и в грех азартных игр: битье об заклад – это безрассудное с духовной точки зрения употребление огромного состояния.
Важно добавить, что под влиянием христианства появляется в былинном тексте образ Николая Угодника, который приходит на помощь погибающему Садко. По совету святого Садко избавляется от дьявольских сетей, отказывается от блуда, а на собственные средства возводит соборный храм.
По сегодняшний день не существует единого мнения в отношении особенностей создания и восприятия былины. Отдельные исследователи полагают, что произведение повествует о различиях, различных взглядах, идеях, мнения, которые господствовали в российских средневековых городах. Другие, подчеркивают, что былина может выступать объяснением способа обогащения реального новгородского купца. Однако большая часть ученых сходится на том, что былина отражает противоборство языческих и христианских сил за человеческие души на начальных этапах становления христианства на Руси, в результате чего произведение пронизано христианским мотивами, содержит одновременно:
Тот факт, что именно Николай Чудотворец помог Садко спастись, избежать сетей Морского царя символизирует мысль, что только христианство заботится о душах людей, их духовном благополучии.