Доказать что устная и письменная речь одинаково важны
Письменная и устная речь — что это такое и отличия
С раннего детства человека начинают обучать сначала устной, а затем и письменной речи. Знать особенности каждого из этих видов полезно, чтобы понимать тонкости. Первоначально о существовании письма, как способа выражения собственных мыслей, не знали. Причина в том, что люди не имели способов выражения на бумаге или любой другой твердой поверхности. С появлением букв или символов, возникла и письменная разновидности речи, которая стала также своеобразным способом сохранения информации. Не многие люди задумываются над тем, что разница между этими способами общения заключается не только в применяемых для этого средствах, но и имеет ряд дополнительных отличий, которые позволяют специалистам работать над улучшением каждой разновидности речи.
Определение понятий
Письменная речь представляет собой способ общения, выражающийся в изложении своих мыслей и знаний с помощью элементов письменного языка. Служит она для того чтобы человек смог сохранить, передать, а также закрепить имеющуюся у него информацию. Используется этот вид речи в письмах, которые могут быть личными, деловыми, книгах различного жанра, документах.
Под устной речью принято понимать форму языка, выражаемую в произношении слов и предложений. Общение с применением этой разновидности общения может происходить при непосредственном контакте между людьми (пример — беседа). Слова можно произносить и опосредованно, когда собеседники не видят друг друга (пример – телефонный разговор).
Сравнение
Для лучшего понимания, что же представляют собой речь письменная и устная, нужно провести масштабное сравнение этих двух форм между собой. Первое, на что следует обратить внимание – развернутость. Речь, которая выражается в письменной форме, контекстная. Вся необходимая информация предоставляется человеку в виде готового текста. Речь в этом случае может быть обращена к определенной личности или абстрактному читателю с большей степенью вероятности незнакомому для того, кто написал текст. Во втором случае описание приводится максимально простым, но подробным языком, так как задачей является сделать так, чтобы суть сказанного стала понятна любому человеку. Письменная речь предстает в более развернутом виде, чем устная. В ней наиболее полно и подробно раскрываются все существенные, значимые и ценные моменты, описываются подробности, особенности и нюансы, которые остаются за пределами, когда люди общаются с помощью слов и предложений.
Если инструментом для общения выбирается устная речь, то собеседники выбирают вариант личного общения, который подходит каждому из них в равной степени. Используются понятные слова и выражения, исключаются обороты и формы, которые могут вызвать непонимание или способны исказить суть того, о чем идет речь.
Применяемые средства также являются предметом для сравнения этих двух разновидностей речи. Отличие письменной речи от устной: писатель не может воздействовать на читателя. В момент проговаривания текста человек может использовать интонации и жесты. Письменная речь может пользоваться только знаками препинания, чтобы выделить самые важные или значимые места. Также можно изменять написание шрифта. Это позволяет сделать текст наиболее привлекательным и приятным визуально.
Устная речь дополняется мимикой, можно следить за выражением глаз, чтобы уловить истинную суть того, что хочет сказать собеседник. В процессе разговора даже пауза может быть источником информации и многозначительным посланием.
Особенности построения – еще один момент, который требует сравнения. Если выбрана форма письма, то построение предложений должно быть простым. Смысл сказанного необходимо донести до всех. Особенность состоит в том, что пояснить написанное будет невозможно. К письменной речи предъявляются дополнительные требования, такие как грамотная орфография и соблюдение правил пунктуации, синтаксиса. Возможность обдумывания – еще одна составляющая, которую можно сравнить: если выбрана письменная речь, то содержание является зоной ответственности автора. Устная речь открывает возможности для споров и обсуждений.
Выводы
Для общения можно выбирать любые формы речи. Как в письменной, так и в устной присутствуют свои плюсы и минусы, которые нужно принимать во внимание, чтобы процесс изложения стал приятным. Важно следить за тем, чтобы смысл сказанного стал понятным для всех участников беседы. Особенности письменной формы позволяют не только передавать знания и накопленную информацию другим людям, но и сохранять определенные сведения на длительное время. В случае с устной формой открывается возможность для прямого общения с людьми. В процессе присутствуют живые эмоции, которые способны внести в беседу новые краски.
Устная и письменная речь. Особенности устной речи; вспомогательные средства общения и их место
Мы уже говорили с вами, что речь делится на устную и письменную. Один из принципов методики развития речи заключается во взаимосвязанном развитии устной и письменной речи. Методика развития письменной речи в школе разработана значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. Поэтому работа по развитию письменной речи идёт более организованно.
Устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер её зависит от конкретной обстановки общения, т.е. того, кто говорит, с кем, о чём, иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логическое ударение, жесты, мимика. Всё это позволяет понимать устную речь с полуслова, что не может не отражаться на её специфическом оформлении. Синтаксис устной разговорной речи обычно отличается наличием кратких предложений, часто неполных, отсутствием сложных конструкций, обособленных оборотов с различными формами причастий и деепричастий и т.д. Устная речь допускает также сокращение форм слова.
Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличие собеседника. В ней чаще используются осложнённые простые предложения и сложные синтаксические конструкции.
Замечено, что хорошо говорящие обычно хорошо излагают мысли на письме. С другой стороны, многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи.
В связи с этим одинаково важным является развитие устной и письменной связной речи.
При разработке системы упражнений в устной речи следует учитывать специфические особенности одного вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.
Письменная же речь по своей конструкции отличается большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, «вольностей» стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.
Устная речь бывает как диалогической, так и монологической.
Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной. Так, например, письменному изложению должно предшествовать устное изложение того же самого или аналогичного текста, сочинению по картине – устный рассказ по той же или специально подобранной картине или устное рисование. Письменному сочинению может предшествовать устное сочинение на ту же литературную тему, план может составляться не только к письменному, но и к устному сочинению.
Понятие о формах речи: устной и письменной даётся в 5 классе: устная – это такая речь, которую мы произносим, письменная, которую мы пишем и видим (с. 8, § 2, 5 класс). На странице 10 особое внимание уделяется вспомогательным средствам устной речи: люди могут говорить по-разному: весело и грустно, быстро и медленно. Многое можно сказать и без слов, с помощью движения рук или выражения лица, то есть жестами или мимикой. Средствами выразительности устной речи являются высота тона голоса, его тембр, темп речи, мимика, жесты.
Конспект урока по русскому языку на тему «Устная и письменная речь. Язык и его единицы» (5 класс)
Общение. Устная и письменная речь. Язык и его единицы.
Цели: дать понятие о значении языка в жизни людей, об основной функции языка – общении, познакомить с двумя формами общения – устной и письменной.
На прошлом уроке мы узнали, чем отличается речь от языка, выяснили, что язык – это средство общения, доказали, что человечество не сможет жить без языка.
Что такое речь, язык?
Что такое форзац, титульный лист, переплёт?
Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение языка и речи. Вспомним единицы языка и познакомимся с формами общения.
II Проверка домашнего задания
Пересказ текста упражнения с опорой на план.
Если кто-то написал сочинение – рассуждение, то его можно выслушать или посмотреть книжку.
III Что такое общение
Вы, наверное, уже замечали, что при общении есть люди, с которыми приятно и интересно общаться, а есть такие, с которыми разговор вести сложно и утомительно. Это происходит потому, что существуют хорошие собеседники и плохие. Скажите, пожалуйста, интересный собеседник, это какой? У него правильная чёткая речь, он не использует слов – паразитов, не перебивает, слушает внимательно собеседника, поддерживает тему разговора. С таким человеком общаться одно удовольствие.
Мы разговариваем друг с другом, спрашиваем о чём-либо, советуемся, обмениваемся мыслями, соглашаемся или возражаем, выступаем с докладами, пишем заметки в газету, смотрим телепередачи, читаем книги, иначе говоря – общаемся. Мы общаемся дома и в школе, на работе и на улице. Общаемся с ровесниками и взрослыми, родителями и учителями.
Что же нужно, чтобы возникло общение?
Слайд 2 (говорящий – слушающий)
Вспомните с кем и когда вы общались вчера, кто был говорящим, а кто слушающим (пишущим, читающим).
Приведите примеры ситуаций, когда вы на уроках читаете, говорите, пишите.
По щелчку появится цель
Прочитайте предложения. Определите цели общения.
Слова для справок: попросить, посоветовать, извиниться, сообщить, предложить, спросить, поблагодарить.
Прочитай фантастические повести Кира Булычёва про Алису. (посоветовать)
Пойдём в компьютерный класс. (предложить)
Общение возникает тогда, когда у людей возникает потребность сказать что-либо. (сообщить)
Извини, что я опоздал. (извиниться)
Пожалуйста, научи меня пользоваться принтером. (попросить)
Слайд 4 (общий язык)
Таким образом, у нас получается схема. Что же такое общение и что необходимо для общения?
Я прочитаю вам библейскую легенду о Вавилонской башне, в которой рассказывается о том, почему все люди стали говорить на разных языках.
Это было так давно, что уже никто не помнит, когда это было. В те времена все люди говорили на одном языке и по нимали друг друга. И настолько они ощущали себя сильны ми и смелыми, что задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к «столпотворению», то есть к постройке столпа — башни.
Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.
А на горе с каждым днём всё выше поднималась красави ца башня.
И вот башня почти готова. Но Бог возмутился такой дер зостью. «Это от того они умудрились свою башню выстроить, — по думал он, — что у них один язык и всякий человек пони мает другого». В наказание за дерзкую по пытку наслал Бог на землю ве ликую бурю и повелел ангелам «смешать их язык».
Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли говорить друг другу. Когда буря утихла, люди снова принялись за работу. Но в авилоняне, до этого понимавшие друг друга, заговорили в незапно на различных языках. Началась страшная неразбе риха, и строительство башни сорвалось. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ свою сторону — строить свои города.
Слова «вавилонское столпотворение» стали обозначать всякие сутолоки и беспорядки.
Предание о Вавилоне, разумеется, легенда, но она раскрывает
важнейшее, обязательное условие общения. Какое это условие?
Докажите, что в государстве, в котором живут люди разных национальностей и говорящие на разных языках, нужен единый язык общения.
IV Какой бывает наша речь
В учебнике устно упр. 4
Письменная – это речь, которую мы пишем и читаем.
Прочитайте текст и придумайте к нему название.
Устная живая речь отличается от письменной. В пись менной речи мы более строго следуем правилам языка, упо требляем более сложные конструкции. Устная же речь от личается простотой. В ней мы можем отступать от строгих норм письменной речи, она может быть более яркой, до ступной, эмоциональной. В устной речи многие слова мож но опустить, заменить их жестами, чувства можно передать с помощью интонации, мимики.
Мы гораздо чаще говорим, чем пишем. Вы, конечно, без труда можете вспомнить такие дни своей жизни, в течение которых не написали ни слова. Но немного найдётся людей, которые провели хотя бы один день в полном молчании. У человека всегда существует потребность общения.
Учёные узнали, как жили первобытные люди, какие у них были ору дия труда, пища, но не смогли узнать, каким был их язык. Почему?
Что для вас легче — выразить свои мысли устно или изложить их письменно? Почему?
Какая речь, с вашей точки зрения, старше — устная или письменная?
Как вы считаете, какое преимущество письменная речь имела рань ше и потеряла сегодня, когда появились магнитофоны, компьютеры, те лефон, Интернет? Почему мы сейчас стали читать и писать меньше?
Слайд 9 (это интересно)
В старину устами называли рот, губы. Отсюда: устная речь, устный ответ, устное народное твор чество, узнать из первых уст (непосредственно от кого-то).
6. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? О какой речи — письменной или устной — говорится в них?
1) Что написано пером, того не вырубишь топором. 2) Сло во не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Грамоте учиться всегда пригодится. 4) Умные речи приятно и слушать.
Вы знаете, что в устной речи чувства передаются при помощи интонации, мимики и жестов. Без них невозможно устное общение людей.
Есть жесты, которые заменяют слова. Их называют говорящими.
1) Что написано пером, того не вырубишь топором. 2) Сло во не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Грамоте учиться всегда пригодится. 4) Умные речи приятно и слушать.
7. На уроках вы часто пользуетесь жестами, чтобы выразить своё согласие или несогласие, желание отвечать, свои чувства, эмоции. Что мо гут означать жесты и мимика, если ваш товарищ сморщил нос, широко открыл рот, пожимает плечами, нахмурил брови, кивает головой?
По щелчку вы летает рисунок
8. Рассмотрите рисунки и догадайтесь, что могут обозначать эти жесты.
ЛЕКЦИЯ № 3. ТЕМА: Устная и письменная речь
ТЕМА: Устная и письменная речь.
Устная и письменная речь
Речь классифицируется по значительному количеству признаков. Можно выделить как минимум четыре классификационных признака, которые позволяют говорить о различных видах речи | |||
по форме обмена информацией (с помощью звуков или письменных знаков) речь подразделяется на устную и письменную | по количеству участников коммуникации она подраз- деляется на монологическую, диалогическую и полилогическую | по функционирова- нию в той или иной сфере общения выделяются следующие функциональ- ные стили речи: научный, официально- деловой, публицистический, разговорный | по наличию содержатель- ности смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяются следующие функционально- смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение |
Прежде всего, сконцентрируем внимание на характеристике устной и письменной речи. Устная и письменная разновидности речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Это объясняется тем, что в основе и устной, и письменной речи находится речь внутренняя, с помощью которой формируется человеческая мысль.
Кроме того, устная речь может быть записана на бумаге или с помощью технических средств, в то время как любой письменный текст может быть прочитан вслух. Существуют даже специальные жанры письменной речи, специально предназначенные для произнесения вслух: драматургия и ораторские произведения. А в произведениях художественной литературы часто можно встретить диалоги и монологи персонажей, которые присущи устной спонтанной речи.
Несмотря на общность устной и письменной речи, между ними есть и различия. Как отмечается в энциклопедии «Русский язык» под ред. Федота Петровича Филина, отличия между устной и письменной речью заключаются в следующем:
— устная речь — речь звучащая, произносимая. Она является первичной формой существования языка, формой, противопоставленной письменной речи. В условиях современного научно-технического прогресса устная речь не только опережает письменную по возможностям фактического распространения, но и приобретает такое важное преимущество, как моментальность передачи информации;
— письменная речь— это речь, изображённая на бумаге (пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, противопоставляемой устной речи.
Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера:
1) в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе потенциального читателя;
2) устная речь рассчитана на слуховое восприятие, письменная — на зрительное. Буквальное воспроизведение устной речи, как правило,
возможно лишь при помощи специальных технических устройств, в письменной же речи читающий имеет возможность неоднократно перечитывать написанное, равно как и сам пишущий — неоднократно совершенствовать написанное;
3) письменная речь делает общение точным, фиксированным. Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла.
Таким образом, в устной и письменной речи имеются как сходства, так и различия. Сходства основаны на том, что основой и той, и другой разновидности речи является литературный язык, а различия заключены в средствах его выражения.
Особенности культуры устной речи
Устная речь формируется в момент говорения. Материальная основа устной речи — звуковые волны, возникающие в результате произносимых звуков, издаваемых речевым аппаратом человека. Это обусловливает её богатые интонационные возможности, проявляющиеся в мелодике речи, её интенсивности, темпе и тембре. Большую роль в устной речи играет ударение, чёткость произношения и паузирование.
Для устной речи характерны следующие признаки:
1) Многоканальность. Во время общения восприятие устной речи собеседником происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому довольно важно пространственное расположение общающихся, ситуация общения, психологическое состояние собеседников, а также невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимика и др.);
2) Необратимость. Для устной речи характерен необратимый характер, точно подмеченный в русской пословице: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!» Устная речь развивается поступательно и линейно, что затрудняет возможность повторного возврата в какой-то момент сказанного. Тем не менее, говорящий имеет возможность интонационно выделять наиболее важные моменты речи, использовать повторы, уточнения, отступления от основной линии повествования, комментарии и т. д.;
3) Спонтанность. Степень спонтанности речи определяется степенью её подготовки.
Подготовленная речь, например, в виде лекции или доклада, отличается меньшей спонтанностью, чем неподготовленная. Она более продумана и структурирована. Неподготовленная речь, встречающаяся чаще, более спонтанна, она создаётся в момент говорения постепенно, по мере осознания того, что нужно сказать дальше. Поэтому для неё более характерны: остановки, паузы, срывы начатых фраз и речевых конструкций, короткие предложения, замена причастных и деепричастных оборотов, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, меньшая точность словоупотребления, а иногда и речевые ошибки.
Кроме того, в устной речи часты расчленения высказывания за счёт употребления присоединительных и вставных конструкций, вводных слов и т. п. Прямая речь, как правило, передаётся говорящим не дословно.
Формирование культуры устной речи связано с изучением и знанием орфоэпических норм. Если правописание связано с соблюдением норм орфографии, то правильное произношение регламентируется орфоэпией. Оба этих слова являются однокоренными, при этом общий корень «орфо-» (от греч. orthos) означает «прямой, правильный». И подобно тому, как трудно считать образованным того, кто не умеет грамотно писать, невозможно считать таковым и того, кто неправильно произносит слова, а также ставит в них неверные ударения. В первом случае человек нарушает орфоэпические нормы (единственно возможный вариант правильного произношения), во втором — акцентологические (принятый обществом вариант правильной постановки ударения).
Нормы ударения в устной речи делового человека
Пожалуй, ничто так сильно не портит впечатление об уровне речевой культуры делового человека во время беседы, как неправильные ударения в словах. Поэтому необходимо уделить особенное внимание нормам ударения в устной речи.
Можно назвать ряд слов, в которых особенно часто ставится неправильное ударение, среди них: алфАвит, вероисповедАние, докУмент, дОсуг, дОцент, инстрУмент, катАлог, квАртал, килОметр, магАзин, нАчать, незаконнорОжденный, свеклА, ходатАйство и др. Правильным вариантом произношения этих слов будет следующий: алфави / т, вероиспове / дание, докуме / нт, досу / г, доце / нт, инструме / нт, катало / г, кварта / л, киломе / тр, магази / н, нача / ть, незако / нноро / ждённый, свё / кла, хода / тайство.
Следует отметить, что ряд ошибок в постановке ударений часто указывает на профессиональную принадлежность говорящего: медики часто говорят наркоманИя вместо правильного варианта наркома / ния, эпилепсИя — вместо эпиле / псия; музыканты произносят флейтОвый вместо фле / йтовый и т. п.
Ударение в русском языке имеет ряд особенностей. | ||
Особенности ударения в русском языке | ||
№ | Ударение может быть | Пояснение |
свободным | в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой (например: понять, понял, поняла), что не характерно для некоторых других языков, в которых ударение фиксировано на определенном слоге (например, во французском языке оно фиксировано на последнем слоге). Иногда словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов: мукА (вещество) и мУка (состояние); языкОвая (колбаса) и языковАя (система) и др. | |
разноместным | может падать на любой по счету слог: на первый (лЕто, глАдить, сИний), на второй (веснА, разглАживать, вишнЁвый), третий (молотОк, фиолЕтовый, переклАдина) и т. д. | |
подвижным и неподвижным | в некоторых словах оно во всех числах и падежах всегда закреплено, например, за корнем (гОспиталь, гОспиталю, гОспиталем, гОспитали) или за окончанием (звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт), в других словах оно может быть подвижным (начАть, нАчал, началА) | |
главным и второстепенным | (на первой части длинного слова): энЕргоснабжение, сУперобложка, машИностроение и др. | |
вариативным | допускающим несколько равноправных вариантов, каждый из которых соответствует норме (таких слов в русском языке около 5000). Одинаково допустимо произносить: апартАменты и апартамЕнты, бАржа и баржА, бижутЕрия и бижутерИя, по вОлнам и по волнАм, в Избу и в избУ, Иначе и инАче, Искристый и искрИстый, кАмбала и камбалА, одноврЕменно и одновремЕнно, ржАветь и ржавЕть и др. | |
более предпочтительным и менее предпочтительным | более предпочтительно говорить, например, творо / г, чем твОрог (хотя последнее не будет ошибкой). Более предпочтительно: отда / л, чем Отдал; кулинари / я, чем кулинАрия, фено / мен, чем феномЕн и др. | |
правильным и неправильным | правильно говорить: балова / ть, а не бАловать; ве / рование, а не веровАние; догово / рный, а не дОговорный; коры / сть, а не кОрысть; краси / вее, а не красивЕе; наме / рение, а не намерЕние; облегчи / ть, а не облЕгчить; опто / вый, а не Оптовый; парали / ч, а не парАлич; прида / ное, а не прИданое; прину / дить, а не принудИть; приня / ть, а не прИнять, сосредото / чение, а не сосредоточЕние; сре / дства, а не средствА; уве / домить, а не уведомИть; уме / рший, а не Умерший |
В заключение необходимо отметить, что акцентологические нормы со временем могут претерпевать изменения, и то, что является нормой сейчас, завтра может устареть и быть вытесненным новыми вариантами ударения. Так, например, стало со словом диало / г, которое раньше произносили диАлог. Кроме того, в зависимости от целей и задач общения, от ситуации, возможно и сознательное отступление от нормы. Ничто так не позволяет чувствовать прелесть отступления от нормы, как воспитанное чувство нормы.
Языковая норма не является догмой, требующей абсолютного и неукоснительного выполнения. Тем не менее всякая культура, в том числе и речевая, возникает на основе запрета, регламентирования и нормирования, необходимости соблюдать правила и нормы. Это касается не только культуры устной, но и письменной речи, которой также необходимо уделить внимание.
Особенности культуры письменной речи
Письменная речь, замысел которой полностью определяется пишущим, создаётся без непосредственного собеседника. С одной стороны, она выступает вспомогательной по отношению к устной речи знаковой системой, используемой с целью её фиксации. Материальной основой письменной речи являются знаки (буквы или иероглифы), с помощью которых обозначаются речевые звуки.
С другой стороны, письмо можно считать вполне самостоятельной системой коммуникации, имеющей ряд специфических свойств, особенностей и функций.
К основным функциям, которые выполняет письменная речь, относятся следующие:
1) фиксация устной речи с целью её сохранения во времени и пространстве, расширение рамок непосредственного окружения личности;
2) обеспечение возможности познания и усвоения опыта культуры, накопленного человечеством (книжные тексты оказывают огромное влияние на развитие культуры, выполняя цивилизационную (для специальных текстов) и эстетическую (для художественных текстов) функции;
3) обеспечение коммуникации между людьми, лишёнными возможности непосредственного общения временными и пространственными барьерами (с древнейших времен эту функцию выполняли письменные послания на бумажных носителях, сейчас всё больше для этой цели используются возможности Интернета);
4) обслуживание научной и официально-деловой сфер общения (с помощью письменной речи проводятся конгрессы, конференции, симпозиумы, заседания, совещания);
5) обслуживание публицистики и художественной культуры, при этом язык художественной литературы допускает любые языковые элементы (из жаргонов, диалектов, просторечия и т. п.), которые в контексте художественного произведения получают эстетическую мотивированность.
К особенностям письменной речи относится также следующее:
1) она опирается на строго нормированный книжный язык, хотя допускает и некнижную лексику;
2) основной единицей письменной речи является предложение, которое выражает логико-смысловые связи между предметами и явлениями окружающей действительности;
3) письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции: обстоятельства, определения, причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции и т. п.;
4) для письменной речи характерен закреплённый порядок слов в предложении, инверсия (обратный порядок слов) ей либо несвойственна, либо вообще недопустима (в официально-деловом стиле);
5) грамотная и эффективная письменная речь обладает чёткой структурированностью: имеет систему нумерации страниц, деление на главы и параграфы, шрифтовые выделения, схематизацию и т. п.
Ключевым свойством письменной речи является способность к длительному хранению информации. В отличие от устной, письменная речь раскрывается не столько во временнОм, сколько в статическом пространстве. Это позволяет пишущему детально продумывать речь, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его, менять слова, уточнять детали в словарях и справочниках и т. п.
Деловому человеку чрезвычайно важно развитие культуры письменной речи, поскольку с незапамятных времён грамотность человека оценивают, прежде всего, по тому, как он пишет. Понятия «грамотность» и «культура письменной речи» в массовом сознании являются синонимичными: человека, допускающего орфографические ошибки, трудно назвать грамотным независимо от уровня его образования, в том числе наличия учёных степеней и званий.
В заключение приведём ряд слов, которые наиболее часто вызывают орфографические ошибки и правописание которых желательно запомнить:
диапазон | инспирировать | префектура | оппонент |
дилер | инсценировать | компиляция | ординарный |
дилетант | интеллектуальный | компоновать | памфлет |
дискредитировать | интеллигент | компромиссный | патология |
дискриминация | интервью | конгресс | периферия |
директива | инцидент | контингент | плагиат |
диссертация | инъекция | конфронтация | плюрализм |
диссонанс | ипподром | конъюнктура | претендент |
дрессированный | искусный | корректность | претенциозный |
жестикуляция | искусственный | корреспондент | прецедент |
животрепещущий | искусство | коррупция | привилегия |
жонглировать | каламбур | кристаллический | приоритет |
жюри | каллиграфия | кристальный | прокламация |
заведующий | капитуляция | легитимный | пропаганда |
здравствовать | карикатура | лицемерный | профанация |
зиждиться | кассационный | меморандум | ренессанс |
игнорировать | катастрофа | мемориал | референдум |
идеология | квинтэссенция | местничество | суррогат |
идиллия | классификация | мировоззрение | тривиальный |
иждивенец | коллега | мультипликация | феноменальный |
иллюзия | коллизия | наваждение | флэшка |
иллюстрация | коллоквиум | нейтралитет | экзаменатор |
иммунитет | колоннада | непререкаемый | экспрессия |
инаугурация | колоссальный | номенклатура | экстравагантный |
индивидуум | комментарий | нумерация | электорат |
индифферентный | коммерческий | объявление | электрификация |
инициатива | коммуникация | объяснение | эликсир |
инкриминировать | компетенция | одиозный | энтузиазм |
аббревиатура | ассимиляция | брошюра | дебютировать |
аккуратный | ассистент | бюллетень | деградация |
аннотация | ассортимент | вегетарианец | дезертир |
аннулировать | ассоциация | взимать | дезинфекция |
алюминиевый | аттракцион | военачальник | дезинформация |
аплодисменты | бассейн | волеизъявление | декламация |
аппарат | безвозмездный | галерея | демагогия |
аппликация | безукоризненный | галлюцинация | депрессия |
ассамблея | бестселлер | генеалогия | дефицит |
Грамотное письмо — это и залог успешной карьеры, и вопрос престижа, и уважение к традициям своего народа и его культуре, и расширение возможности полноценного общения с людьми. Поэтому любому человеку, желающему быть грамотным, компетентным и успешным, необходимо знать, учитывать и применять орфографические правила, а также при необходимости формировать привычку пользоваться орфографическими словарями и справочниками.
Культура ведения диалога, монолога и полилога
Немаловажную роль в деловом общении играет знание особенностей культуры ведения диалога, монолога и полилога.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — форма речи, заключающаяся в обмене высказываниями двух говорящих. Данные высказывания, чаще всего связанные с конкретной ситуацией, называются репликами. Несколько реплик, объединённых по смыслу в соответствии с затронутой темой, образуют диалогическое единство — основную единицу диалога. Каждая реплика правильно построенного диалога обусловливается предыдущим высказыванием собеседника.
В структуре диалога можно выделить:
— зачин («Добрый день!», «Как поживаете?», «Который час?», «Скоро Новый год!» и т. п.);
— основную часть (она может быть как короткой, так и долгой, и зависимости от его содержания, настроения участников, ситуации беседы и т. п.);
— концовку («Пока!», «До скорого!», «Всего хорошего!», «Скоро буду!» и т. п.)
Для диалога характерны:
— наличие элементов разговорного стиля речи, обращения, повторы, восклицания и вопросы;
-нацеленность на восприятие партнёра по общению и активизацию его активности;
-широкое использование интонационных возможностей речи;
-использование минимума словесных средств выражения, компенсируемых невербальными средствами (мимикой, жестами, поклонами, кивками головой и т. п.);
-спонтанность, незапланированность, отсутствие или незначительная степень предварительной подготовки (особенно в бытовом диалоге);
-наличие заранее подготовленных вопросов (для деловой беседы, интервьюили дискуссии), но с учётом возможности отклонения от темы, разнообразия обсуждаемых тем, поскольку невозможно предсказать характер реплик и реакцию собеседника;
-различная степень информативности: диалог может быть как очень информативным, так и не информативным («Как поживаете?», «Спасибо, хорошо!», «Передавайте привет супруге!», «Обязательно передам!» и т. п.).
Культура ведения диалога предполагает учёт данных его характерных особенностей. Однако встречаются люди, которые не склонны выражать свои мысли чётко и ясно, они любят говорить чрезмерно долго, пустословят, произносят много ненужных слов и выражений, превращая диалог в монолог. Что же такое монолог, и в каких ситуациях делового общения он уместен?
Монолог (от греч. monos—один и logos—слово, речь) — развёрнутое высказывание, обращённое человеком к другим людям или самому себе (внутренний монолог) и обладающее смысловой законченностью.
Монологическая речь произносится в основном с целью:
а) информирования, т. е. передачи знаний;
б) убеждения, т. е. склонения к своей точке зрения;
в) побуждения, т. е. призыва к определённым действиям.
Иногда в одном монологе могут присутствовать все эти цели.
Монолог не направлен непосредственному собеседнику, не рассчитан на его быструю ответную реакцию. Монологи чаще всего имеют относительную протяжённость по времени, разнообразие по словарному составу.
Полилог(от греч. роlу— много, многое и logos— слово, речь) — форма речи, в которой высказываниями обмениваются более двух собеседников. В полилоге, имеющем форму группового общения (застольная беседа, дискуссия, совещание, собрание, игра и т. п.), чаще всего обсуждается единая тема. Он характеризуется ситуативной связанностью, нелинейностью, активностью участников. Для ведения полилога чрезвычайно важно в каждый момент обсуждения находиться в курсе того, что говорится, что было сказано другими участниками. Это обеспечивает возможность накопления информации и принятия эффективного решения.
Культура участия в полилоге предполагает, помимо этого, умение говорить коротко и убедительно, внимательно слушать собеседников и стремиться их понять, уметь задавать и отвечать на вопросы, отстаивать собственную позицию, но при этом оставаться дружелюбным, корректным и «не переходить на личности».
Таким образом, культура устной и письменной речи делового человека имеет чрезвычайно большое значение в налаживании деловых отношений, выстраивании эффективной карьеры и личной успешности. Но не менее важную роль в этом играет умение выстраивать собственную речь с учётом особенностей существующих функциональных стилей речи, характеристика которых даётся в следующей лекции.
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний
1. В чём заключается отличие между устной и письменной речью?
2. Охарактеризуйте особенности культуры устной речи.
3. Какие признаки характерны для устной речи?
4. Назовите ряд особенностей ударения в русском языке.
5. Какие функции выполняет письменная речь?
6. Какие особенности письменной речи?
7. Охарактеризуйте культуру ведения диалога.
8. Дайте определения монолога, полилога.
5. Домашнее задание:А.М. Руденко «Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах», стр.24-35.