Доказать что властителям и судиям классицизм
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.
Многие поэты во все времена восхваляли и показывали свою любовь, или же ненависть ко всему их окружающему, к родине, к природе, к другим людям, к власти, к положению страны и так далее. Не стал исключением и Гавриил Державин, который так же в своих произведениях показывал свое отношение ко всему окружающему его.
Одним из знаменитых произведений автора является стихотворение «Властителям и судьям». Это стихотворение как нельзя лучше показывает положение власти в стране в момент его написания. Более того, оно так же показывает то, что спорить с властью в те времена было не просто бесполезно, но и опасно для своей жизни и судьбы.
С самых первых строк произведения можно понять, что дальше так жить просто не возможно и нужно что-то менять. Единственной проблемой становится то, что люди просто не знают, что именно менять.
Анализируя данное стихотворение, справедливо будет сказать, что Державин хотел раскрыть и показать людям все пороки, которыми обладает власть.
Многие критики и специалисты в области литературы уверены, что данное произведение характеризует Гавриила Державина как человек, который обладает новаторскими взглядами на жизнь и мир в целом.
Что касается литературных приемов, то автор сполна наделил ими свое произведение, чтобы передать все свои чувства, а так же чувства людей, которые зависят от власти.
Но, несмотря на всё вышесказанное нужно отметить, что данный поэт все же не выступал против императрицы, так как был близким человеком для неё, его скорее смущало то, что творит власть на местах, за спиной императрицы.
В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению люди, очень сильно меняются после того, как у них появляется определенная власть в этом мире. Однако стоит отметить, нужно прекрасно понимать так или иначе каждому, без исключения, придется отвечать за каждый свой поступок и действие. Поэтому нужно во все времена, несмотря на положение оставаться в первую очередь человеком.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.
Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой». Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи.
Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
История создания
Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1780 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
«Властителям и судиям» (Г. Державин)
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: ода («гневная ода» Державина в жанровом отношении сближается с духовной одой).
Вид лирики: гражданская (попрание чиновниками справедливости и необходимость торжества правды).
История создания
Державин занимал высокие государственные должности (в частности, был губернатором). И во время своей работы он с негодованием отмечал, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Чтобы обличить пороки общества, Державин и создал это стихотворение, которое сам называл «гневной одой».
При создании стихотворения «Властителям и судиям» Гавриил Романович использовал 81-й псалом из Псалтири. По всей видимости, этот псалом соответствовал духу времени: именно его распевали якобинцы во время Великой Французской революции.
«Всевышний бог» (высшая правда) судит «земных богов» (чиновники, государственные деятели и даже цари), чтобы заставить правителей прекратить «щадить неправедных и злых». Автор подчёркивает, что «властители» должны блюсти закон и защищать слабых. Между тем в Российской империи процветают взяточничество и ложь.
Лирический герой обращается к «царям» (имея в виду, надо полагать, всех лиц, облечённых властью). Он признаётся, что считал их сверхлюдьми («никто над вами не судья»), а теперь убедился: власти предержащие — простые люди с теми же пороками и недостатками, что и у прочих.
Разочарованный лирический герой обращается к Богу и просит о справедливом наказании для разнузданных чиновников («Приди, суди, карай лукавых!») и торжестве высшей справедливости («И будь един царём земли»).
Метрика
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: всевышний, земных, увядший.
Метафоры: «покрыты мздою очеса», «злодейства землю потрясают», «неправда зыблет небеса», «Цари! Я мнил, вы боги».
Сравнения: «вы, как я подобно, страстны», «И так же смертны, как и я», «И вы подобно так падёте, / Как с древ увядший лист падёт!», «И вы подобно так умрёте, / Как ваш последний раб умрёт».
Архаические слова: доколе, очеса, с древ.
Риторическое восклицание: «Не внемлют! видят — и не знают!».
Риторическое обращение: «Цари!».
Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».
Инверсия: «Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять», «спасать от бед невинных», «От сильных защищать бессильных», «Как с древ увядший лист».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
К кому обращается Гавриил Державин в стихотворении «Властителям и судиям»?
Ответ. К правителям (крупным государственным деятелям и царям).
Каково личное отношение автора к тем, кому адресовано стихотворение?
Ответ. Державин подчёркивает, что властители и судьи несправедливы в своих решениях. Они должны предстать перед лицом высшей правды и быть разоблачены. Автор негодует и просит Бога наказать неправедных властителей и судей.
Докажите что властителям и судьям произведение классицизма
Сатира «Властителям и судиям» была создана Г.Р.Державиным в 1787 году. В ней он обличал продажность правителей, по вине которых «злодейства земли потрясают». Сатира вызвала гнев Екатерины II.
Г.Р.Державин — поэт-классицист. Лишь в последние годы творчества в его стихотворениях проскальзывают сентиментальные и романтические ноты. «Властителям и судиям» — также пример классицистского произведения.
Русскому классицизму свойственна в первую очередь сатирическая направленность.
«Властителям и судиям» — сатира; так жанр своего произведения определил сам поэт. Злобная насмешка над правящей верхушкой явно просматривается у Державина в строках «И вы подобно так умрёте, // Как ваш последний раб умрёт!»
Другая отличительная черта классицизма заключается в том, что в нём воплощены идеи просвещения. Следовательно, в творчестве классицистов постоянно мелькали мотивы свободолюбия, защиты прав человека, критики порядков феодального мира. Присутствуют эти мотивы и у Державина. Например, поэт выступил защитником слабых, написав, что долг правителей — «Спасать от бед невинных, //Несчастливым подать покров», а также помогать беднякам.
Наконец, классицизму свойственно отражать жизнь не в её уникальном облике, а в идеальных образах, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. В сатире «Властителям и судиям» таким образом выступает Бог. Он стоит над всеми царями, судит их и безраздельно властвует над ними:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царём земли!
И всё же сатиру «Властителям и судиям» нельзя назвать полностью классицистским произведением. Ведь классицизм предполагает чёткое деление на «высокие» и «низкие» жанры, а Державин смело ставит рядом оду и сатиру. Таким образом, в этом произведении проявился так называемый «державинский классицизм» — классицизм «на стыке эпох».
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Ответ
Гавриил Романович Державин «Властителям и судиям»
-Главный признак классицизма в стихотворении-это то,что само стихотворение-образец высокого «штиля» по Ломоносову,Высокий жанр-в нем отражены важные исторические события.
-Использовался торжественный,высокопарный язык оды-признак классицизма.
-Наличие социального конфликта в центре произведения, обличение пороков общества,преобладание разума над чувствами-всё это признаки классицизма.
В истории русской литературы восемнадцатого века Гавриил Романович Державин занимает особое место.
Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэтому императрица благосклонно отнеслась к шуточному характеру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отличие Державина от его предшественника Ломоносова, — в воспевании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств. Так, поэт подчеркивает неприхотливость императрицы в быту:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая Бывает за твоим столом…
Не могли не понравиться державному адресату оды и строки, восхваляющие ее обращение с подданными:
…ты нимало не горда;
Любезна и в делах, и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда…
Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту царицы, а особенно то, что…
…Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно Тебе и правду говорить.
…Первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
Развернутый литературный анализ стихотворения «Властителям и судиям» доказывает, что это произведение является одним из главных в творчестве Гавриила Державина. Автор в экспрессивной смелой манере поднимает тему продажности и безнаказанности чиновников.
Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.
История создания стихотворения Гавриила Державина
Обличительное поэтическое обращение «Властителям и судиям» перевернуло мировоззрение всей России конца 18 века. Написано оно было в 1787 году, но к изданию его запретили.
Державин Гавриил Романович (1743-1816)
Цензура не хотела пропускать «гневную оду» в народ. В державинском стихотворении чувствовались опасность, революционный призыв и гневное возмущение, направленное на существующий самодержавный строй.
Стих явился поэтическим переложением 81 Псалма царя Давида из Ветхого Завета. Обращенное «к сильным мира сего» послание напоминало властям о равенстве людей перед судом всевышнего. Гневный пафос оригинала соединился с чисто русским возмущением от деяний правителей.
Поэт Гавриил Державин был еще и государственным деятелем, занимая не последний пост при дворе. Наблюдая изнутри всю несправедливость и беззаконие управленческой системы в Российской империи, он не смог остаться в стороне.
Автор был уверен в необходимости перемен – кардинальных и решительных. Именно эту идею он положил в основу своего стихотворения. Поэтому можно утверждать, что история создания оды прямым образом связана с исторической и политической ситуацией в стране в конце 18 века.
Благодаря немалым усилиям самого автора, ода вышла в свет в 1788 году в журнале «Зеркало». В 1795 г. Державин дарит императрице рукописный сборник стихов, среди которых Екатерина 2 находит «Властителям и судиям».
После этого события при дворе к Гавриилу Державину стали относиться с определенной холодностью и осторожностью. Публикация смелого дерзкого послания грозила автору опалой и изгнанием, не говоря уже о карьере.
Однако императрица, питавшая уважение к поэту, отреагировала на смелое произведение довольно спокойно.
Екатерина считалась покровительницей всего прогрессивного, нового и не хотела портить отношения с поэтом. Она простила его за дерзость. Ведь Державин не раз доказывал свою преданность России и государыне. Поэтому содержание произведения дошло до наших дней без цензурных вмешательств и изменений.
Тема и идея стихотворения
Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.
Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.
Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.
Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.
Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.
Жанр, направление и композиция
Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.
У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.
Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.
Условно стих можно разделить на 3 части:
Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.
Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.
Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.
Стихотворный размер
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:
судит – будет (глаголы);
невинных – бессильных (прилагательные);
покров – оков (существительные);
знают – потрясают (глаголы).
Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я (существительное – местоимение), внемли – земли (глагол – существительное).
Средства художественной выразительности
Анализ текста «Властителям и судиям» доказывает его художественные особенности и новаторство автора. Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа.
Торжественность и возвышенность слога достигается следующими приемами:
риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ»;
Стихотворение приближается к ораторской речи, заинтересовывая читателя и заставляя его задуматься над смыслом сказанного.
Привычные приемы выразительности тоже присутствуют:
Сравнения – «как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.
Своеобразные метафоры – «исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса».
Эпитеты – «последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.
Слог стиха прост и величествен одновременно.
Гавриил Романович Державин, будучи приверженцем монархии, не считал свое произведение политическим. Однако идеи, высказанные настолько эмоционально и грозно, сразу приняли революционную окраску.
Поэт, возвышающий и восхваляющий Екатерину и ее «добродетели» в стихотворении «Фелиция», вдруг превратился в настоящего обличителя человеческих пороков, требующего непременного возмездия.
Эти революционные взгляды и идеи нашли свое продолжение в творчестве великих русских поэтов 19 века Пушкина и Лермонтова. Однако и для сегодняшнего читателя 21 века смысл стихотворения «Властителям и судиям» близок и понятен. Ведь несправедливость, беззаконие, произвол царят и в современном обществе.