Доказать что язык басни муха именно такой
Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе «Басня И.И.Дмитриева «Муха»»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Басня И.И.Дмитриева «Муха» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Цель: помочь понять мораль и художественные особенности И.И.Дмитриева «Муха»; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях
Творческий путь Н.И.Новиков Н.М.Карамзин И.И.Дмитриев Дмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и тогда же начал печататься. Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н.И.Новикова. Ободрённый похвалой известного литератора, Дмитриев стал серьезно заниматься литературным творчеством, внимательно изучать поэзию своих предшественников, особенно М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова, самостоятельно штудировать труды по теории литературы. Поэт несколько раз посылал в журнал Н.И.Новикова «Санкт-Петербургские Учёные Ведомости» свои стихи, но они не имели особого успеха, поэтому на время оставляет это занятие. В 1790 г. Н.М.Карамзин начинает издавать «Московский журнал», и Дмитриев отдает туда всё написанное в последние годы. Его сказка «Модная жена» принесла ему литературную известность. Большой успех имело и стихотворение «Голубок». Карамзин писал: «Твои пьесы нравятся умным читателям».
Басни Дмитриева Написал 80 басен: Его басни стали новым словом в развитии жанра русского басенного повествования. Рассуждая в них по поводу общечеловеческих недостатков, поэт призывает своих читателей довольствоваться тем, что они имеют и не роптать на судьбу «Орёл и Змея», «Два Голубя», «Искатели Фортуны», «Желания», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Лев и Комар», «Муха» и др.
Вспомним теорию литературы литературный жанр; стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. БАСНЯ – ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАСНИ: Герои- обычно животные. Построена как диалог. Краткость (лаконизм). Афористичность языка. Использование просторечной речи. Изобразительно- выразительные приёмы: аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение. Обязательная мораль. краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль басни (иногда она находится в начале басни). МОРАЛЬ –
Басня И.И.Дмитриева «Муха» Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — Мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»
Рассуждаем о прочитанном Из чьей жизни взят сюжет для басни? Что вам известно о тяжёлом труде сельского пахаря? Опишите главных героев басни. Каким читатель видит Быка? Что делает Муха? Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык? Какое выражение в басне является многозначным? О каком человеке можно сказать «крылатые слова» мухи «Мы пахали»? Как вы понимаете мораль этой басни?
Рассуждаем о прочитанном Муха представляется большой зазнайкой, которая рассуждает о том, как она устала, при этом ничего не сделала. Есть люди, подобные героине басни И.И.Дмитриева, которые не сделав ничего стоящего и полезного, рассуждают о том, сколько сил и времени они потратили. Наблюдая за работой других, они верят, что сами работают и при этом очень устали. Баснописец порицает людей, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.
Конспект уока по литературе » «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. «
6 класс, литература
Дата проведения: 20.09.18.
Тема урока: «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.
Тип урока: комбинированный урок.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках.
Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные УУД: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
— Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.
Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Беседа по вопросам
-Кто герои этой басни?
-Герои этой басни муха и бык
-Бык шел после работы
-Устал ли бык? Как вы думаете? Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
— Бык с плугом на покой тащился по трудам
-Муха сидела на рогах у быка
-Кого встретили герои?
-Герои встретили муху.
-Что отвечает муха? Зачитайте
-Благодаря каким словам мы узнаем, что трудился бык, а не муха? Найдите и зачитайте
Бык вспахивал землю, трудился, а муха сидела на его рогах и ничего не делала, только наблюдала за работой. Она хвастается перед другой мухой своими трудовыми подвигами, хотя она и не трудилась.
В этой басне порицаются, высмеиваются люди, которые ничего не делают, но называют себя великими тружениками.
-Басня учит тому, что нельзя хвастаться, хвалиться делами, которые ты не делал.
Черты басен Дмитриева
Примеры из статьи «Муха»
Докажите, что язык басни «Муха» именно такой.
«Баснописец… не моралист… а добрый друг и мудрый советчик»
Как эта позиция И.И. Дмитриева отразилась в басне «Муха»?
«…В басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства…»
Какие слова и выражения басни подчёркивают её бытовой домашний характер?
«Баснописец вёл беседу с читателями, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины…»
Какие «важные моральные истины» заключены в басне «Муха»?
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Докажите, что язык басни «Муха» именно такой?
Докажите, что язык басни «Муха» именно такой?
Я просто не поняла самого вопросса.
В чем мораль басни Муха?
В чем мораль басни Муха.
Какая мораль басни Муха?
Какая мораль басни Муха.
Как можно по другому озаглавить басню «муха?
Как можно по другому озаглавить басню «муха?
Какая пословица у басни Муха?
Какая пословица у басни Муха?
Конспект по басне муха дмитриева?
Конспект по басне муха дмитриева.
Анализ басни : Муха Дмитриева?
Анализ басни : Муха Дмитриева.
Какой жанр в басне Дмитриева «Муха?
Какой жанр в басне Дмитриева «Муха?
Сочинение актуальность басни муха?
Сочинение актуальность басни муха.
Отзыв о басне муха?
Отзыв о басне муха!
Басня Муха какой парок в этой басни скажите срочно пажалуста?
Басня Муха какой парок в этой басни скажите срочно пажалуста.
Это Койшаурская долина.
«Чистое будущее» Ну примерно так).
Лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
Все правильно, но если надо научный ответ напиши в инете.
Родился : 3 января 1936 Умер : 19 января 1971 г. Прожил он 35 лет.
Михаил Рубцов прожил 35 лет.
1) Самсон Вырин 2) Заботливый, простой 3) Работал, любил, воспитывал 4) У Самсона была дочь 5) Смотритель.
У меня пропала кошка а зовут её матрёшка я её не обижала только помню как то раз выбила я кошке глаз нет не камушком а кубиком с васильком голубеньким у меня пропала кошка а зовут её матрёшка только помню как то раз смыла кошку в унитаз и за хвост её..
Конспект урока литературы на тему «И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.» (6 класс)
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
— Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
— Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
— Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
— Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
— В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
— Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
— Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
3. Постановка учебной задачи
Сегодня мы будем говорить об одном из самых интересных жанров литературы. Прослушайте текст и попробуйте определить жанр, указав на жанровые признаки (чтение басни “Муха”).
— Как вы думаете, кто является автором басни? (Предполагаемый ответ : И.Крылов)
— Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.
— Что вы знаете об этом авторе?
— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
4. Актуализация знаний
— После прослушивания басни вы легко определили жанр. Давайте вспомним определение басни.
Басня — короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением. В басне всегда присутствует мораль, которая может находится в начале басни или в конце.
— Вспомним, что такое мораль и аллегория.
— Как вы думаете, когда появился этот жанр? Прочитайте статью “Русская басня” и найдите в ней ответ на поставленный вопрос.
5. Работа по теме урока
— Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.
а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев?
б) В чём особенность его басен?
После просмотра презентации дети дают ответы на поставленные вопросы.
— Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах).
— Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? (Дети отвечают, что Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело).
5. Домашняя работа: закончить таблицу /выучить басню
Ходячие тоже надо подсушивать Вот так например Муха муха понятно.
Перевести мораль басни свинья под дубом на обычный язык?
Перевести мораль басни свинья под дубом на обычный язык.
ПОЧЕМУ АЛЛЕГОРИЮ (Иносказание) басни называют ЭЗОПОВСКИЙ ЯЗЫК?
ПОЧЕМУ АЛЛЕГОРИЮ (Иносказание) басни называют ЭЗОПОВСКИЙ ЯЗЫК?
Найти пословецы про язык из басни крылова пустырник и медведь?
Найти пословецы про язык из басни крылова пустырник и медведь.
Ну вот как выучить басню «Ларчик»?
Ну вот как выучить басню «Ларчик»?
Доказать что обоз по жанру басня подобрать пословицу синоним мораль этой басни?
Доказать что обоз по жанру басня подобрать пословицу синоним мораль этой басни.
В чем особенность языка каждой басни?
В чем особенность языка каждой басни.
Какой язык использует И?
Какой язык использует И.
А. Крылов в своих баснях.
Это Койшаурская долина.
«Чистое будущее» Ну примерно так).
Лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
Все правильно, но если надо научный ответ напиши в инете.
Родился : 3 января 1936 Умер : 19 января 1971 г. Прожил он 35 лет.
Михаил Рубцов прожил 35 лет.
1) Самсон Вырин 2) Заботливый, простой 3) Работал, любил, воспитывал 4) У Самсона была дочь 5) Смотритель.
У меня пропала кошка а зовут её матрёшка я её не обижала только помню как то раз выбила я кошке глаз нет не камушком а кубиком с васильком голубеньким у меня пропала кошка а зовут её матрёшка только помню как то раз смыла кошку в унитаз и за хвост её..