Доказать что живые организмы открытые системы
Сущность жизни и свойства живого. «Открытые системы»
Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Жизнь в её проявлениях отличается большим многообразием. Поэтому точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Для живых и неживых систем также характерны обмен веществ и энергии и другие процессы.
Вопрос 2. В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химические элементы, что составляют и тела неживой природы. Однако их количественное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространенности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий. Основу живых систем составляют углерод, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно образование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические связи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических молекул, подчас имеющих огромную молекулярную массу. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неорганическими составляющие живое вещество.
Вопрос 3. Почему живые организмы называют «открытыми системами»?
Так как живые организмы для поддержания своей жизнедеятельности обмениваются с окружающей средой веществом и энергией. Следовательно, живые системы — открытые системы. В результате обменных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов живой системы.
Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Для живых объектов характерна особая форма взаимодействия с окружающей средой – обмен веществ. Основу его составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Эти процессы направлены на обновление структур организма, а также на обеспечение различных сторон его жизнедеятельности необходимыми питательными веществами и энергией, т.е. существование организма как открытой системы. Но это явление встречается и в неживой природе. При горении из воздуха поглощается кислород, и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяются разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в живой природе — возможность осуществлять реакции синтеза высокомолекулярных соединений (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот) и их распада.
Вопрос 5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?
Наследственность — свойство организмов передавать признаки своего строения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Изменчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвязаны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле.
Наследственность и изменчивость обеспечивают: индивидуальное наследование и изменение отдельных признаков; воспроизведение в особях каждого поколения всего комплекса морфофункциональных характеристик организма конкретного вида; перераспределение у видов с половым размножением в процессе воспроизведения наследственных задатков, в результате чего потомок имеет сочетание признаков, отличие от их сочетания у родителей. Изменения в генетическом материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочетания определяют степень приспособленности особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком разнообразного материала для отбора наиболее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и развития по наследству. Это ведет к возникновению новых видов организмов.
3 урок (19.11)
Добрый день ребята. Записываем в тетрадь тему урока и дату.
Не забываем что у вас по четвергам урока биологии два, поэтому смотрим оба урока и выполняем задания по каждому уроку.
И так те учащиеся, которые не прислали мне фото выполненного биологического диктанта (первый урок 12.11), заполненной таблицы и схемы двойного оплодотворения покрытосеменных растений (2 урок 12.11) получают неудовлетворительные отметки.
Организм – элементарная структурная единица жизни.
Организм – это совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных друг с другом.
Организм – биосистема открытого типа.
Из внешней среды поступает кислород, пищи, энергия и во внешнюю среду удаляются ненужные продукты жизнедеятельности.
Организм — живое существо. Любой организм — это отдельное живое существо (особь), реализующее жизнь на нашей планете. Поэтому организмы называют элементарными структурными единицами жизни.
Все живые организмы независимо от их формы и размеров (от нескольких микрон у некоторых бактерий до десятков метров у растений) служат носителями жизни, обладают основными свойствами живого. Они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, расти, развиваться, размножаться, взаимодействовать с окружающей средой и приспосабливаться к её изменениям. При этом все живые организмы обладают сходными потребностями — в пище как источнике веществ и энергии и в комплексе условий среды как определённом жизненном пространстве с пищевыми ресурсами, используемом для укрытия, размножения и расселения по земной поверхности.
Важнейшие свойства организма:
1) самоподдержание – способность сохранять свое существование в течение определенного срока, свойственного данному организму.
2) саморегуляция физиологических процессов.
У одноклеточных – это обмен химическими веществами между внешней и внутренней средой
У многоклеточных – это гуморальная и нервная регуляция
У растений – фитогормоны и продукты обмена веществ.
3) Гомеостаз – постоянство внутренней среды, позволяет противостоять изменениям процессов под воздействием факторов среды.
Каждый организм представляет собой совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных между собой.
Важным признаком любого организма (даже неклеточного — вируса) служит строгая взаимозависимость всех его отдельных частей (органов, тканей, клеток). Нарушение работы одного из органов может привести к нарушению деятельности остальных. Например, если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворёнными в ней минеральными солями, то всё растение вскоре погибнет. Животное, если у него не будут работать пищеварительные органы, или органы дыхания, или другие органы, погибнет.
Взаимосвязанная работа органов обеспечивает целостность организма, функционирующего как живая система — биосистема.
Биосистема «организм» представляет собой систему открытого типа, поскольку из внешней среды организм потребляет необходимые ему вещества и энергию, а в среду удаляет ненужные продукты обмена веществ.
Регуляция процессов жизнедеятельности осуществляет в организме согласованное взаимодействие всех его органов, тканей и клеток.
Почему живые организмы называются «открытыми системами»?
Живые организмы называют открытыми системами, потому что они не могут существовать сами по себе.
Не существует в природе живого организма, который бы рос и развивался не испытывая необходимости обмениваться хоть чем-нибудь с окружающей средой. такой обмен всегда существует
Например человек, тоже живой организм и тоже открытая система. От окружающей среды он постоянно получает тепло, еду, питье, информацию, все то что необходимо ему для существования и развития.
Ну и конечно человек, как любое живое существо что-то выделяет в окружающую среду: продукты метаболизма, тепло, углекислый газ при дыхании.
То же самое и в медицине.
Биосфе́ра — геологическая оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни» ; глобальная экосистема Земли.
Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.
Биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает всю гидросферу.
Гермафродитизм может быть:
Почему организм — открытая система. Сущность жизни и свойства живого. «Открытые системы»
Ответ. Жизнь – форма существования материи, состоящей из органического вещества, обладающая способностью к обмену веществ, поддержанию своего постоянства, самовоспроизведению и имеющая определенные временные ограничения.
2. Что считают структурно-функциональной единицей живого?
Ответ. Основной структурно-функциональной единицей живого принято считать клетку. Клетка – это мельчайшая единица живого, в которой происходят все жизненно важные процессы (поступление питательных веществ, их расщепление, превращение энергии, образование различных органических соединений, деление и др.).
3. Какие свойства живого вам известны?
Ответ. К основным свойствам живого можно отнести:
1.Химический состав. Живые существа состоят из тех же химических элементов, что и неживые, но в организмах есть молекулы веществ, характерных только для живого (нуклеиновые кислоты, белки, липиды).
2.Дискретность и целостность. Любая биологическая система (клетка, организм, вид и т.д.) состоит из отдельных частей, т.е. дискретна. Взаимодействие этих частей образует целостную систему (например, в состав организма входят отдельные органы, связанные структурно и функционально в единое целое).
5.Самовоспроизведение. Самообновление. Время существования любой биологической системы ограничено. Для поддержания жизни происходит процесс самовоспроизведения, связанный с образованием новых молекул и структур, несущих генетическую информацию, находящуюся в молекулах ДНК.
6.Наследственность. Молекула ДНК способна хранить, передавать наследственную информацию, благодаря матричному принципу репликации, обеспечивая материальную преемственность между поколениями.
7.Изменчивость. При передаче наследственной информации иногда возникают различные отклонения, приводящие к изменению признаков и свойств у потомков. Если эти изменения благоприятствуют жизни, они могут закрепиться отбором.
9. Раздражимость и движение. Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству раздражимости. Организмы отвечают на воздействие движением. Проявление формы движения зависит от структуры организма.
1.Почему очень сложно дать определение понятия жизнь?
Ответ. Это объясняется тем, что наука находится в постоянном развитии, разные ученые в качестве отправной точки берут различные уровни организации живой природы, используют различные методологические подходы, накопилось большое количество противоречий между сформулированными биологическими законами и выявляемыми реальными фактами. Кроме того, дать сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов.
2. В чем отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы?
Ответ. В состав живого входят те же химические элементы, что составляют и тела неживой природы. Однако их количественное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространенности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий. Основу живых систем составляют углерод, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно образование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические связи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических молекул, подчас имеющих огромную молекулярную массу. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неорганическими составляющие живое вещество.
3. Почему живые организмы называются открытыми системами?
4. Чем принципиально отличаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
5. Какова роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на нашей планете?
Биология – наука о живой природе
*1. Дайте определения понятий.
*2. Закончите предложения.
*3. Укажите, в каких сферах человеческой деятельности имею большое значение достижения биологии.
Большое значение достижения биологии имеют для медицины, пищевой промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, селекции.
*4. Выскажите своё мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
*5. Дайте определения понятий.
*6. Запишите формулировку важнейшего принципа науки.
Все гипотезы всегда должны быть достоверны.
*7. Заполните таблицу.
*8. Для приведенных ниже конкретных ситуаций предложите наиболее подходящие методы исследований:
а) необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определённые сорта культурных растений;
б) необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании яиц и выкармливании птенцов;
в) в связи с выбором места для строительства будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов.
Ответ: а) эксперимент; б) наблюдение; в) сравнительный, описательный.
Сущность жизни и свойства живого
*9. Выскажите предположение о том, почему сложно дать определение понятия «жизнь».
Жизнь многогранна и различна, она существует на множестве уровней организации.
*10. Объясните, почему живые организмы называются «открытыми системами».
Между организмами и окружающей средой в процессе их жизнедеятельности происходит постоянный обмен веществ.
*11 . Ответьте, чем отличается обмен веществ у живых организмов и в неживой природе.
Обмен веществ у живых организмов обеспечивает гомеостаз.
1) жизнь во всех её проявлениях
3) живых организмов и биологических процессов
*А5. Наука о строении организма, а также его отдельных систем и органов
*А6. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности организма человека
*А7. Совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний
*А8. Научное предположение, которое может объяснить результаты наблюдения
*А9. Для решения задач по выявлению сходства и/или различия у объектов исследования применяют метод
*А10. Разделить клетки или клеточные структуры по их плотности можно с помощью метода
*А11. Можно утверждать, что объект является живым организмом, если он
4) имеет все перечисленные признаки одновременно
Глава 1. Молекулярный уровень
*12. Дайте определения понятий.
*13. Заполните таблицу.
*14. Зарисуйте возможные варианты полимеров, состоящих из четырех мономеров.
*15. Заполните схему.
*16. Перечислите функции, которые выполняют углеводы в живых организмах.
*17. Дайте определение понятия.
*19. Закончите предложение.
*20. Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота.
*21. Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.
Все аминокислоты состоят из углеводородной цепочки, аминогруппы и карбоксильной группы. Различия заключаются в строении радикала, который может быть разной длины с замещением в ней атомов водорода.
*22. Рассмотрите схему образования дипептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.
*23. Заполните таблицу.
*24. Заполните таблицу.
*25. Заполните таблицу.
*26. Докажите, что нуклеиновые кислоты являются полимерами.
*27. Перечислите признаки сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК.
*28. Используя принцип комплиментарности, достройте вторую цепочку молекулы ДНК.
*29. Закончите схему.
*30. Заполните таблицу.
*31. Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.
И в состав АТФ, и нуклеиновых кислот входит аденин, рибоза (РНК), остатки фосфорной кислоты. Но АТФ не является биополимером, а в состав ДНК И РНК входят и другие азотистые основания.
*32. Дайте определения понятий.
*33. Выполните лабораторную работу.
*34. Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.
Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
*35. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.
Вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, с весьма простым строением: молекула ДНК или РНК, окруженная белковой оболочкой. Они небольшие, и не видно невооруженным глазом. Вне клетки вирусы не проявляют никаких признаков жизни.
*36. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.
Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению, синтезировать белковую оболочку.
Потом что они могут размножаться только внутри клеток, используя вещества, получаемые из клетки хозяина.
*38. Заполните таблицу.
*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
*А1. Низшим уровнем организации живого является
*А2. Среди перечисленных веществ не является биологическим полимером
*А3. Неорганическими веществами клетки являются
4) воды и минеральные соли
*А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам, основа её генетического аппарата
4) нуклеиновые кислоты
*А5. Из перечисленных углеводов моносахаридом является
*А6. Молекулы липидов состоят из
4) глицерина и высших жирных кислот
*А7. По сравнению с окислением 1 г углеводов при окислении жира такой же массы образуется энергии
2) больше в два раза
*А9. Всё многообразие белков образуется за счёт различного сочетания в их молекулах
*А10. Наивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина
*А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются
*А12. В состав ДНК входит сахар
*А13. Укажите пару комплементарных нуклеотидов в молекуле ДНК
*А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарную цепь
*А15. В состав АТФ входят
1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты
*А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как
2) содержит макроэргические связи
*А17. В водорастворимым относится витамин
*А18. По химическому составу большинство ферментов являются
*А20. Вирусы состоят из
3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
*В1. Молекула ДНК отличается от и РНК тем, что
1) она свёрнута в спираль
2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек
4) обладает способностью самоудваиваться
*В2. Для углеводов характерны следующие функции
2) структурная
5) энергетическая
*В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке и/или организме.
*В4. Установите последовательность образования структуры молекулы белка гемоглобина.
Ответ: Б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование полипептидной цепи; А) скручивание молекулы белка в спираль; Г) скручивание молекулы белка в клубок; В) объединение нескольких глобул.
Глава 2. Клеточный уровень
*39. Дайте определения понятий.
*40. Закончите предложения.
*41. Выполните лабораторную работу.
*42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
*43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
*44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?
Значение в том, что помогла лучше понять устройство органического мира, единство всего живого на Земле, послужила основной для всех достижений современной цитологии и генетики.
*45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
*46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?
Зависит от их функции, условий существования.
*47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.
*48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?
Будет нарушена защитная оболочка и, скорее всего, клетка умрет, так как будет свободно связана с окружающей средой, не будет иметь определенной формы (что приведет к ухудшению связи с органоидами).
*49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты клеточной мембраны.
*50. Закончите предложения.
*51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток.
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.
Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).
*52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.
Да, клетка в процессе жизнедеятельности вырабатывает множество вредных для нее веществ, от которых ей необходимо освобождаться.
*53. Заполните таблицу.
*54. Дайте определения понятий.
*55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.
*56. Продолжите заполнение таблицы.
*57. Заполните таблицу.
*58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?
Отсутствие ядра позволяет использовать для транспорта кислорода весь объем клетки.
*59. Закончите предложения.
*60. Дайте определения понятий.
Хромосомы — нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин — нити ДНК в ядре.
Хроматиды — половина удвоенной хромосомы.
Кариотип — набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки — клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) — клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы — парные хромосомы.
*61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
*62. Продолжите заполнение таблицы.
*63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.
*64. Продолжите заполнение таблицы.
*65. Закончите предложения.
*66. Продолжите заполнение таблицы.
*67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите её основные части.
*68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.
*69. Заполните таблицу, поставив знаки «+» и «-» в соответствующие графы.
*70. Дайте определения понятий.
*71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:
*72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.
*73. Закончите предложения.
*74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и у человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?
Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.
*75. Дайте определение понятия.
*76. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
*77. Закончите предложения.
*78. Заполните таблицу.
*79. Закончите схему, подписав названия веществ.
*80. Дайте определение понятия.
*81. Закончите предложения.
*82. Заполните таблицу.
*83. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.
Нет, нельзя. В растениях фотосинтезирующими являются только клетки фотосинтезирующий ткани, остальные клетки (клетки механической и других тканей) не содержат хлоропластов и питаются осмотрофно.
*84. Закончите схему.
*85. Закончите предложения.
Нет. Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.
*87. Заполните таблицу
*88. Заполните таблицу.
*89. Дайте определения понятий.
*90. Закончите предложения.
*91. Дайте определения понятий.
*92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
*93. Заполните таблицу.
На клеточном уровне размножение проявляется в виде митотического деления клеток. При этом происходит увеличение числа клеток, а для одноклеточных организмов митотическое деление приводит к увеличению числа особей.
*95. Заполните таблицу.
*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
*А1. Наука, изучающая клетку
*А2. Впервые, благодаря оптическим инструментам, обнаружил одноклеточные организмы в капле дождевой воды
*А3. Не является обязательной структурой клетки
*А4. Клеточное ядро открыл
*А5. К прокариотам относят
*А6. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают
*А7. Хлоропласты можно увидеть в клетках
*А8. Растительная клетка, в отличие от животной, имеет
1) клеточную оболочку, пластиды и вакуоль с клеточным соком
*А10. Автотрофные организмы неизвестны среди
*А12. Процесс копирования информации о последовательности аминокислот в белках с ДНК на иРНК называют
*А13. Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, удалось получить, применив метод
2) генной инженерии
*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
*В1. В растительной клетке двойную мембрану имеют
*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
*В2. Установите соответствие между органоидом и выполняемой им функцией.
*В3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
*В4. Установите последовательность процессов синтеза белка.
Глава 3. Организменный уровень
*96. Дайте определение понятия.
*97. Закончите схему.
*98. Заполните таблицу.
*99. Подпишите элементы строение половых клеток млекопитающих, обозначенные цифрами.
*100. Дайте определение понятия.
*101. Заполните таблицу.
*102. Дайте определения понятия.
*103. Закончите предложение.
*104. Заполните таблицу.
*105. Дайте определение понятия.
*106. Закончите предложения.
*107. Дайте определения понятия.
*108. Закончите предложение.
*109. Заполните таблицу.
*110. Заполните таблицу, поставив знак «+» или «-» в соответствующую ячейку. Укажите тип развития, характерный для каждого организма.
*111. Объясните, что такое развитие и чем оно отличается от роста.
*112. Запишите формулировку биогенетического закона.
Онтогенез до определенного момента есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида.
*113. Объясните значение биогенетического закона.
Особь в процессе зародышевого развития кратко повторяет свое историческое развитие.
*114. Дайте определения понятий.
*115. Назовите учёного, которого по праву можно считать основоположником генетики.
*116. Дополните предложения.
*117. Дайте определения понятий.
Доминантный ген подавляет проявление рецессивного гена.
*119. Объясните, почему опыты, проведённые Г. Менделем с горохом, невозможно было провести с таким растением, как ястребинка (сем. Сложноцветные).
Мендель проводил свои опыты на самоопыляемом растении, а ястребинка опыляется с помощью насекомых.
*120. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при моногибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на моногибридное скрещивание.
*121. Проанализируйте результаты, полученные в задании 120. Ответьте на вопросы.
1) Сколько типов гамет образует растение с жёлтыми семенами? 2 типа гамет.
2) Сколько типов гамет образует растение с зелёными семенами? 1 тип.
3) Какова вероятность появления растений с жёлтыми семенами? 50%.
4) Какова вероятность появления растений с зелёными семенами? 50%.
5) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2.
6) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2.
*125. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при неполном доминировании. Заполните пропуски в предложениях.
*126. Допишите утверждение.
*129. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание.
*130. На основании анализа результатов, полученных в задании 129, ответьте на вопросы.
*134. Закончите предложение.
*135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью учёным:
*136. Рассмотрите в учебнике схему расщепления по признаку пола. Проанализируйте её и определите, чем отличаются хромосомные наборы у самца и самки дрозофилы.
*137. Запишите, как называются хромосомы:
*138. Прочитайте условия задачи. Проанализируйте условии и заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.
*141. Выполните лабораторную работы.
*142. Рассмотрите рисунок. Составьте вариационную кривую распределения числа пятен на семенах фасоли.
*143. Рассмотрите рисунок.
*144. Выскажите предложение о том, как можно опытным путём вызвать развитие пигментированной шерсти у горностаевого кролика (см. задание 143).
Нужно держать кролика в условиях пониженной температуры. В зависимости от того, в каком месте необходимо получить темные пятна, температура может варьироваться от +15 до +5 менее градусов Цельсия.
*145. Заполните таблицу.
*146. Рассмотрите рисунок. Определите, какие виды мутаций изображены, и впишите их названия в соответствующие графы.
*147. Рассмотрите карту центров происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову). Выясните, какие растения были окультурены человеком в каждом из указанных центров происхождения. Заполните таблицу.
*148. Запишите формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости.
Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов.
*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
1) приводит к появлению организмов с новыми признаками
*А2. Вегетативное размножение растений
4) обеспечивает полную передачу всех наследственных признаков материнского организма
*А3. Диплоидный набор хромосом характерен для
1) соматических клеток человека
*А4. Половые клетки называют
*А5. Процесс образования половых клеток
*А6. Двойное оплодотворение можно наблюдать у
*А8. Материальной основной (единицей) наследственности является
*А9. Хромосомный набор женщины
3) 44 аутосомы + XX-хромосомы
*А10. Причиной ненаследственной изменчивости организмов являются
*А11. Г. Менделем при моногибридном скрещивании гетерозиготных растений гороха между собой наблюдалось расщепление признаков по генотипу
*А12. Н. И. Вавилов открыл
2) закон гомологических рядов изменчивости
*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
*В1. Биологическое значение мейоза заключается в
1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении;
2) образовании мужских и женских гамет;
4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций.
*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
*В2. Установите соответствие между характеристикой мутации и её типом.
*В3. Установите соответствие между признаками изменчивости и её видами.
*В4. Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у цветковых растений.
Глава 4. Популяционно-видовой уровень
*149. Дайте определение понятия.
*150. Выполните лабораторную работу.
*151. Рассмотрите рисунок.
*152. Заполните таблицу.
*153. Дайте определения понятий.
*155. Решите задачу.
В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе последующего лова в общем вылове из 5 тысяч рыб обнаружилось 350 меченых. Какова была численность популяции рыб перед началом лова?
Ответ: 5000*1000/350 =14285 рыб.
*156. Дайте определение понятий.
*157. Закончите схему.
Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений
*158. Дайте определения понятий.
*159. Запишите основные положения теории Ч. Дарвина.
1) Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
2) Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
3) В основе преобразования видов в природе лежат наследственность, изменчивость и естественный отбор.
4) Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
*160. Назовите основные отличия эволюционной теории Ж. Б. Ламарка от теории Ч. Дарвина.
Ламарк, как и большинство его современников, считал, что изменения, возникающие под влиянием среды, передаются по наследству. Механизмом эволюции он считал изначально заложенное в каждом организме стремление к совершенству, к прогрессивному развитию.
Дарвин же, опровергает идеи Ламарка, так как для него является главным объяснением факта поразительной приспособленности растений и животных в природе и условиях одомашнивания.
Популяция как элементарная единица эволюции
161. Дайте определения понятий.
*162. Когда Ч. Дарвин сформулировал положения своей теории, учёные ещё не знали о генах, хромосомах, механизмах наследственности. Запишите основные положения теории Ч. Дарвина, исходя из современных научных знаний.
1) Элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
2) материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
3) естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
4) дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
5) вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
6) видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.
*163. Заполните таблицу.
*164. Заполните таблицу.
*165. Дайте определение понятий.
*166. Рассмотрите в учебнике схему географического видообразования. Как вы думаете, при каких условиях будут происходить изменения, представленные на рисунках Б-Г? Заполните таблицу.
*167. Дайте определение понятия.
*168. Объясните, почему наиболее убедительные доказательства макроэволюционных процессов получают из палеонтологических данных.
По остаткам палеонтологических данных реконструируют внешний облик вымерших организмов, узнают о животном и растительном мире прошлого, составляют филогенетические ряды. При построении таксономических систем учитываются признаки родства групп организмов как с ныне живущими группами, так и с уже вымершими. В целом, родословное древо отчетливо показывает общий характер макроэволюции: совершенствование организации организмов от более простой к более сложной, дивергентный (проявляющийся в расхождении признаков) и приспособительный характер эволюции.
*169. Заполните таблицу.
Ароморфозы: а, б, в, г.
Идиоадаптации: д, е, к.
Дегенерации: ж, з, и.
*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
*А1. Существование в природе видов двойников не позволяет говорить об универсальности критерия вида
1) генетический критерий
*А3. Наиболее крупной из перечисленных систематической единицей живых организмов является
*А4. Человека относят к царству живых организмов
*А5. К одноклеточным организмам относятся грибы
*А6. Важнейшая особенность зелёных растений
4) они способны образовывать органические вещества из неорганических благодаря фотосинтезу
2) естественного отбора
*А8. Первую эволюционную теорию создал
*А9. Внутривидовую борьбу за существование можно наблюдать между
4) гусеницами капустной белянки на капусте
*А10. Совокупность всех генотипов, представленных в популяции, называют
*А11. Неядовитая бабочка-стеклянница имеет жёлто-чёрную полосатую окраску брюшка, как шершень. Это пример
*А12. Об образовании двух новых видов можно говорить, если между популяциями возникла
1) генетическая изоляция
*А13. Сходство зародышей на ранних стадиях развития у разных групп животных можно рассматривать как
1) эмбриологическое доказательство эволюции
*Задания части В
Выберите три верных ответа из шести предложенных.
*В1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
2) отпечатки растений на пластах каменного угля;
3) окаменевшие остатки папоротников;
6) филогенетический ряд лошади.
*В2. К факторам эволюции относят
2) мутационный процесс;
4) изоляцию;
6) естественный отбор.
*Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
*В3. Соотнесите перечисленные характеристики с видами изменчивости, для которых они свойственны.
*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действия.
*В4. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белянка капустная в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
Глава 5. Экосистемный уровень
*171. Дайте определение понятия.
*172. В чём различие между понятиями экосистема и биогеоценоз?
*173. Рассмотрите рисунок. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую сеть.
*174. Объясните, почему чем сложнее экосистема, тем выше её устойчивость.
Потому что есть несколько источников пищи.
*175. Используя рисунок из задания 160, составьте пищевые цепи, записав последовательно номера, которыми обозначены организмы.
*176. Заполните таблицу.
*177. Дайте определение понятий.
*178. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие компоненты экосистемы обозначены цифрами 1-3.
*179. Вычислите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 800 кг.
*180. Дайте определения понятий.
*181. Рассмотрите в учебнике рисунок, иллюстрирующий общую картину сукцессии на покинутом сельскохозяйственном участке. Установите закономерности в смене видового состава в данных условиях и заполните таблицу.
*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
*А1. Организмы, производящие органические вещество в экосистеме, называются
*А2. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует между
*А3. Вертикальную пространственную структуру биоценоза дубравы отражает
*А4. Определите верно составленную пищевую цепь
капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб
*А5. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется
*А7. Правило конкурентного исключения Гаузе справедливо
3) для двух видов с одинаковыми потребностями в стабильных условиях
*А8. Примером сукцессии является
1) зарастание водоёма
*Задания части В
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
*В1. Установите соответствие между группами организмов, образующих звенья пищевой цепи, и их функцией в экосистеме.
*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
*В2. Установите последовательность между процессов смены биоценозов.
Глава 6. Биосферный уровень
*182. Дайте определение понятия.
*183. Рассмотрите рисунок, изображающий строение биосферы.
*184. Заполните таблицу.
*185. Дайте определения понятий.
*186. Заполните таблицу.
*187. Как вы думаете, к каким последствиям может привести накопление углекислого газа в атмосфере и что может быть причиной данного явления?
Это может случиться вследствие сокращения зелёных растений на нашей планете, так как они потребляют углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Это может привести к гибели всего живого.
*188. Выскажите предположение, к каким последствиям может привести вмешательство человека в биогеохимические циклы.
К вымиранию живых организмов.
*189. Заполните таблицу.
*190. Заполните таблицу.
*191. Заполните таблицу.
*192. Объясните, почему с логической точки зрения не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни.
Потому что нет точных доказательств, как религиозной теории возникновения жизни, так и научных.
*193. Приведите полученные экспериментальным путём доказательства, свидетельствующие в пользу гипотезы биохимической эволюции.
*194. Как вы думаете, какая проблема является наиболее сложной в вопросе о возникновении жизни?
Переход из неживой природы в живую.
*195. Как вы думаете, почему учёные считают, что открытия, сделанные при изучении РНК, могут дать ключ к решению проблемы возникновения жизни?
Потому что РНК способно длительное время хранить информацию о белках.
*196. Изучите текст учебника и рисунок, иллюстрирующий основные этапы развития жизни. Заполните таблицу.
*197. Заполните таблицу.
*198. Приведите примеры основных ароморфозов растений и охарактеризуйте их роль в эволюции.
*199. Приведите примеры основных ароморфозов животных и охарактеризуйте их роль в эволюции.
1) Появление тканей, органов.
2) Появление легких.
3) Появление четырехкамерного сердца.
4) Появление теплокровности.
5) Появление внутреннего оплодотворения.
Все это помогло животным лучше приспособиться к среде обитания.
*200. Как вы думаете, почему млекопитающие не могли занять господствующее положение сразу после своего возникновения?
Млекопитающие не могли конкурировать с хищными динозаврами и истреблялись ими. После вымирания большинства динозавров млекопитающие заняли господствующее положение.
*201. Докажите на примерах сопряжённость эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле.
Коэволюция бобовых растений (в частности клевера) и шмелей: строение венчика цветка и ротовой аппарат шмелей эволюционировали к взаимосотрудничеству.
Антропогенное воздействие на биосферу
*202. Перечислите природные ресурсы, которые считаются неисчерпаемыми.
*203. К чему может привести бездумное использование природных ресурсов?
Приведет к тому, что их запасы в конце концов исчерпаются.
*204. Дайте определение понятия.
Основы рационального природопользования
*205. Почему мы не можем утверждать, что человеческая цивилизация на современном этапе своего развития уже живёт по законам ноосферы?
Потому что в настоящее время ресурсы используются бездумно и нецелесообразно.
*206. Как вы понимаете утверждение: «Мы живём в обществе одноразового потребления»?
Для этого общества характерна нерациональная расточительная эксплуатация природных ресурсов.
*207. Как вы понимаете, что такое «экологическое сознание»? Можете ли вы сказать, что у вас лично экологическое сознание сформировано?
*Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
*А1. Учение о биосфере создал
*А2. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют
*А3. Главным механизмом поставки кислорода в атмосферу является
*А4. Различные виды деятельности человека, изменяющие условия обитания живых организмов, являются
1) антропогенным фактором
*А5. Наиболее древние растения на Земле
*А6. В отличие от других высших споровых растений, мхи не имеют
2) предшественники живых организмов
*А8. Важнейшая отличительная черта животных организмов от растительных
4) всё перечисленное
*Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
*В1. К сокращению числа видов растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:
1) бесконтрольная вырубка деревьев;
4) сбор редких растений для букетов;
6) вселение человеком в экосистему леса новых видов травоядных животных.
*В2. В чём сходство природной и искусственной экосистем?
2) наличие цепей питания;
4) использование солнечной энергии;
6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов.
*Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
*В3. Установите последовательность этапов эволюции растений.
*В4. Исходя из гипотезы А. И. Опарина о происхождении жизни, последовательно появлялись
Ответ: Г) низкомолекулярные органические вещества; Б) биополимеры; А) пробионты; В) первые клетки.
У гетеротрофных организмов энергия поглощается вместе с веществами (в которых она заключена) в результате питания. Далее в процессе метаболизма (обмена веществ внутри организма) одни вещества расщепляются, а другие синтезируются. При химических реакциях выделяется энергия (идущая на различные процессы жизнедеятельности) и поглощается энергия (идущая на синтез необходимых органических веществ). Ненужные организму вещества и образовавшаяся тепловая энергия (которую уже нельзя использовать) выделяются в окружающую среду.
Автотрофы (в основном растения) поглощают в качестве энергии световые лучи в определенном диапазоне, а в качестве исходных веществ ими поглощается вода, углекислый газ, различные минеральные соли, кислород. Используя энергию и эти минеральные вещества, растения в результате процесса фотосинтеза осуществляют первичный синтез органических веществ. При этом лучистая энергия сохраняется в химических связях. У растений нет выделительной системы. Однако они выделяют вещества своей поверхностью (газы), сбрасывая листву (удаляются вредные органические и минеральные вещества) и др. Таким образом, растения как живые организмы тоже являются открытыми системами. Они выделяют и поглощают вещества.
Растения тоже реагируют на воздействия внешней среды (например, закрывают устьица на солнце, поворачивают листья к свету и др.). У растений, примитивных животных и грибов регуляция осуществляется только химическим путем (гуморальным). У животных, имеющих нервную систему, есть оба способа саморегуляции (нервный и с помощью гормонов).
Одноклеточные организмы также являются открытыми системами. Они питаются и выделяют вещества, реагируют на внешние воздействия. Однако в их организме-системе функции органов по-сути выполняют клеточные органеллы.
>> Сущность жизни и свойства живого
3. Сущность жизни и свойства живого.
1. Какие живые организмы вы знаете?
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
3. Какие свойства живого вам известны?
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов.
Вопрос 2. В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химические элементы, что составляют и тела неживой природы. Однако их количественное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространенности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий.
Основу живых систем составляют углерод, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно образование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические связи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических молекул, подчас имеющих огромную молекулярную массу. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неорганическими составляющие живое вещество.
Вопрос 3. Почему живые организмы называют «открытыми системами»?
Для поддержания упорядоченности биосистемы и экосистемы обмениваются с окружающей средой веществом и энергией. Следовательно, живые системы — открытые системы. В результате обменных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов живой системы.
Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Обмен веществ — характерное свойство живых организмов, заключающееся в потреблении живой системой веществ из окружающей среды и выделении в нее различных продуктов жизнедеятельности. Но это явление встречается и в неживой природе. При горении из воздуха поглощается кислород и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяются разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в живой природе — возможность осуществлять реакции синтеза высокомолекулярных соединений и их распада.
Вопрос 5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?
Наследственность — свойство организмов передавать признаки своего строения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Изменчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвязаны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле. Изменения в генетическом материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочетания определяют степень приспособленности особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком разнообразного материала для отбора наиболее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и развития по наследству. Это ведет к возникновению новых видов организмов.