Доказать примерами что культура арабского халифата была высокого уровня
Культура стран халифата
Урок 12. Всемирная история 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Культура стран халифата»
Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.
Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.
Эпоху существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской науки и культуры.
В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.
Он стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто называли «латынью Востока».
Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.
Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.
Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.
Образование состояло из нескольких этапов.
Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.
Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.
В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.
Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.
Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.
Средние учебные заведения назывались медресѐ – «место, где изучают». Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших медресѐ».
В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.
Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.
В IX веке в Багдаде был создан «Дом Мудрости». Он представлял собой соединение библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.
Центры научных знаний
При «Доме Мудрости» на арабский язык были переведены научные труды многих античных, индийских, иранских учёных.
По примеру Багдада свои «Дома Мудрости» были созданы и в других крупных городах В них учёные получали жильё, денежные средства, доступ к научным трудам.
Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.
Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.
До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.
Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.
Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.
Уважением у арабов пользовалась география.
Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.
Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).
Его «Книга путей и стран» содержит многочисленные сведения по географии Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской науке упоминания о славянах.
Высокого уровня у арабов достигла медицина.
Известный арабский учёный и врач Ибн Сѝна (980–1037 годы) в своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» обобщил достижения медицины того времени.
Аз-Захравѝ (Альбука̀сис) создал иллюстрированный трактат по хирургии – «Ташриф». Изобрёл около 200 хирургических инструментов, которые использовались как в мусульманском, так и в христианском мире долгое время.
Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.
Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.
В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.
Историк Аль-Масу̀ди получил прозвище «арабского Геродота». Он объединил разрозненные исторические и географические знания арабских учёных в одну большую энциклопедию.
Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.
Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.
В IX–XI веках сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». В него вошли переработанные и перенесённые в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и других сказок соседних с арабами народов и стран.
Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.
Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).
Его знаменитая поэма «Шахнамѐ» («Книга царей») рассказывает о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляет подвиги легендарных героев.
На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.
Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.
Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.
По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.
Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.
Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.
Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому
стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.
В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.
Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.
Составили выдающийся вклад в мировую культуру.
Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.
Создание союза
Халифат состоял из множества стран, отличающихся высоким развитием культуры: Сирия, Египет, Средняя Азия, Месопотамия. Арабы занимали нижнюю ступень по качеству образования в сравнении с другими народами. Из-за неграмотности они уничтожали памятники культуры на завоеванных территориях. Когда халиф приказал сжечь библиотеку в Александрии, он сказал: «Если в книгах указано не то, что написано в Коране, то их нужно уничтожить. А если сказано то же самое, то они и не нужны».
Постепенно арабы переняли наследие своих соседей, они воспользовались их достижениями в искусстве и науках. Все страны союза заговорили на одном языке, на котором писали новые авторы и переводили старые произведения. Культура создавалась всеми народами мусульманского государства.
Причины подъема
Еще в восьмом веке арабы из Китая на свои территории завезли бумагу — новый для них материал. Он оказался прочнее и долговечнее папируса, дешевле пергамента, его легко производить. Чернила в бумагу впитывались быстрее, что значительно сократило временные затраты на создание рукописей и книг.
В тот период Халифатом правила династия Аббасидов. Они поддерживали распространение грамотности, ссылаясь на изречения Мухаммеда. Пророк Аллаха говорил, что чернила ученого ценнее и священнее крови мученика.
Основные причины высокого развития культуры в арабском Халифате — это использование достижения ранних цивилизаций и привоз новых материалов для учебы из других государств. Классические литературные произведения были переведены на арабский и иврит, турецкий и персидский. Мудрецы Халифата извлекали знания из разных источников — книг и дневников, таблиц, дощечек, рукописей и коротких сообщений, пергаментов и карт, живописи и даже музыки.
Развитие хозяйства
Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:
Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.
Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.
Философия и наука
Культура Халифата состояла из традиций ислама и античных идей. Арабам нравились работы Платона и Аристотеля, но и у самого государства были великие мыслители. Их записи даже переводили на европейские языки.
Больших успехов арабские ученые достигли в математике. Они первыми систематизировали алгебраическую науку. За основу они взяли исследования Архимеда и Евклида. Европа позаимствовала у мусульман десятичные дроби и индийские числа.
В городе Марокко — Фес — в 859 году основали первый университет, позже учебные заведения появились и в Багдаде, Каире. Здесь преподавали сразу несколько дисциплин:
Благодаря культурным достижениям арабского Халифата новые знания стали доступны разным странам. В университетах появились иностранные преподаватели, среди которых были представители других религий.
Достижения в медицине
В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.
Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.
Искусства и ремесла
Особенно ярко проявилась арабская культура в живописи, графике и других видах искусства. Мусульманские орнаменты нельзя перепутать с работами других мастеров. В исламе не принято изображать людей, поэтому распространенными были растительные узоры. Подобные орнаменты встречались на коврах, мебели, одежде, посуде. Резной лепниной украшали фасады и своды зданий. Хотя было довольно много текстильных изделий, скульптура практически не развивалась. А в живописи преобладали пейзажи и натюрморты.
Развивались и разные ремесла:
Сирия и Египет в то время были центрами производства товаров из стекла. Именно у арабов венецианцы позаимствовали технологию изготовления тончайшей посуды и других изделий. Первую подводку для глаз также изобрели арабы. Прославились они и своей глиняной и плетеной посудой — расписными тарелками, кувшинами, корзинами.
Были в Халифате и искусные ювелиры. Они мастерски обрабатывали драгоценные металлы и камни, создавали ожерелья, серьги, браслеты, головные уборы. Бриллиантами, рубинами и изумрудами украшали одежду, обувь и посуду. Известны и кожаные изделия мусульман. Они производили качественную обувь, ножны, плащи.
Литература и каллиграфия
Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.
Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:
Литература авторов из Халифата стала известной за пределами государства. Преобладала религиозная тема, а все региональные языки вытеснял арабский. Позже стали популярными и персидские писатели.
Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».
Архитектурные сооружения
На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.
Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.
Мировое значение
Переоценить значение культуры Халифата практически невозможно. Если говорить кратко, то большинство научных трудов, известных в мусульманских странах, стали основой образования европейцев. Их переводили на латинский язык, чтобы было проще изучать в христианском мире.
Огромный вклад арабского Халифата в мировую культуру отразился в литературе, искусстве, архитектуре, ремеслах. Европейцы знакомились с арабскими трудами в мусульманской Испании. Ее столица, Кордова, славилась большим количеством школ, где преподавали учителя разного происхождения.
В этом городе были огромные библиотеки. Здесь хранились старинные рукописи, исторические документы, каждый год мусульмане переводили тут по 16 000 книг, собранных по всему миру. Затем эти работы распространялись по разным странам.
Ученые, ремесленники и художники Халифата сделали довольно много для улучшения уровня образования по всему миру. Именно мусульмане заложили основы большинства наук, стали основоположниками нового стиля в архитектуре, создали великолепные образцы ювелирных изделий.
Одна из самых великих культур арабского и мусульманского мира занимает важное место в истории. Когда-то она процветала на Ближнем и Среднем Востоке, от Испании до Индии, захватив всю Северную Африку. Арабский халифат имел большое влияние на развитие человечества и послужил «мостом» между культурой средневекового запада и культурой античности.
Эпоха «Золотого века» под властью Арабского халифата длилась с VIII по XIII века нашей эры и была сложена из взаимодействия культуры арабов с завоеванными государствами.
Становление и подъем
Возникновение ислама послужило началом формирования культуры арабов и самого Халифата.
Халифат – уникальная феодальная форма правления государств ислама. Лидером при халифате был халиф.
Законом в халифате стал ислам и его главная книга Коран. Именно он определял моральные правила в обществе и структуру социума. Руководствуясь главными принципами исламской религии, началась великая история этого народа
В арабско – мусульманской ментальности главенствующее значение отводилось семье и кровным узам. Принадлежность к определенной национальности или государству стояла далеко не на первом месте.
Необходимость достоверно переводить главную книгу Халифата способствовала развитию филологических исследований арабского языка. На протяжении семи веков язык арабов был официальным на всей территории Халифата. В это золотое время культура арабов оставила далеко позади Европу.
Конец империи Халифата
Начиная с первых халифов государства, в империи существовал поражающий простотой патриархат. Лидеры придерживались скромности в своих желаниях, а чрезмерная роскошь подвергалась строгим осуждениям и преследованиям. Халифы не занимались скапливанием личных богатств и увеличением собственного кошелька.
Например, Омар ехал в Иерусалим на простом верблюде. С собой у него было мешок муки, фиников и вода. Осман носил одежду, мало отличающуюся от вещей обывателя империи, хотя вся Азия и Египет были под его контролем.
Ответственность лидеров Халифата перед своим народом вызывает уважение. Но провинции империи, особенно азиатские, вводили в искушение войска завоевателей. Армии стали расслабляться и пользоваться благами власти и богатства. Нагляднее всего это проявлялось в Сирии. Халифу Омару пришлось даже прибегнуть к наказаниям.
Нарушил обет прежних правителей династия халифа Омейяда. Свою резиденцию он обосновал в Дамаске, где сосредоточил всю роскошь востока. Династия Аббасидов продолжала собирать огромные богатства, но уже в Багдаде.
Их наследники быстро растратили сокровища империи. Лишь двое из них – Гарун-аль-Рашид и Мамун – сделали Багдад центром науки. Это придало отпечаток благородства бездумному расточительству.
Халифат начинал утрачивать политический вес и силу в мире. Вместо содержания армии, богатства тратились на украшения и строительства роскошных дворцов и мечетей, на иллюстрирование и переписывание книг, на многие другие предметы роскоши.
Из-за этого великая империя ослабла и стала распадаться на отдельные регионы, заботящиеся только о себе. После падения Халифата осталось огромное культурное наследие. Имеющее огромный вес в обществе, Право мусульман не утратило свое значение во многих странах. Раскол «золотого века» Халифата был лишь вопросом времени.
Культура стран арабского халифата
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура стран арабского халифата § 10 Начать урок
План урока 1. Образование. 2. Наука. 3. Литература. 4. Искусство. 5. Значение культуры халифата.
Задание на урок Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата?
Повторение пройденного Выполните задание
1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы. Миниатюра из арабской рукописи
1. Образование. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе. Медресе в Бухаре
1. Образование. Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Поэты
2. Наука. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина. В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Раши-де и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства. В багдадской библиотеке
2. Наука. Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний. Астролябия Ал-Хорезми
2. Наука В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973— 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Аль-Бируни Обсерватория в Бухаре
2. Наука. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. Из арабских книг
2. Наука. В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Арабская карта Арабы-путешественники
2. Наука. Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Ибн-Сина Из трактата арабского врача
3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. Иллюстрации к «Сказкам 1000 и 1 ночи»
3. Литература. Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.
3. Литература. Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке — фарси. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести». Фирдоуси Миниатюра из «Шахнаме»
4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.
4. Искусство. В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями. Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише — михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя — муллы, или имама.. Мечеть в Медине. Средневековый рисунок
4. Искусство. По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны — и то не всегда — лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — «вязь из букв». Арабская вязь Соборная мечеть в Кордове
4. Искусство. Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Минареты в Бухаре и Мальвии Арабески
5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. Одно из первых печатных изданий трудов Авиценны
5. Значение культуры халифата. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые. В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.
Повторение пройденного Выполните задание 1. Выполните задание 2. Завершить
Арабский мир Вернуться
Из стихов Абу-л-Ала ал-Маари, великого арабского поэта-слепца (XI в.) Человек — что луна, чуть свеченье достигнет предела., Начинает истаивать белое лунное тело. Люди — что урожай снятый, он возрождается в поле И, волнуясь, как прежде, сдается жнецу поневоле Не на пользу ли нам, расточения вечное диво? Мускус благоуханней, растертый рукой терпеливой. * * * Звезды мрака ночного — живые они или нет? Может быть, и разумны, и чувствуют собственный свет? Говорят «Воздаяние ждет за могилой людей». Говорят и другое: «Мы сгинем, как злаки полей». Я же вам говорю: совершайте благие дела, Не бегите добра, сторонитесь неправды и зла. Мне воочию видно пред тем как начать переход, Покаянные слезы душа истомленная льет. Наши души заржавели в наших телах, как мечи, Но вернется их блеск, столь же яркий, как звезды в ночи. Вернуться
Из анонимной сирийской хроники (XIII в.) о вступлении халифа Умара в Иерусалим в 637 г. Умар прибыл в Иерусалим, сидя на верблюде, под ним было положено покрывало, с одной стороны была положена мука ячменная, а с другой стороны — финики, сосуд с водой. Когда он достиг города, вышли к нему главы города, один из них араб Абу Гуайдад, другой — епископ Софроний. Они установили договор и клятвы, а он написал им грамоту, как они просили по их обычаям и законам. Когда договор был написан и подтвержден, вступил царь Умар в Иерусалим. Он приказал построить на месте храма Соломона святилище, или дом молитвы, арабов. Увидел епископ Софроний, что царь Умар надевал грязные одежды, он принес ему одежду и плащ и просил его, чтобы он их принял от него, и весьма настаивал. Но Умар не пожелал их принять, говоря: «Мне не должно принимать от кого-либо что-либо». Дело в том, что Умар постоянно делал из листьев пальм опахала и отдавал их, чтобы их продавали, и за счет этого одевался. И трудом рук своих он питался. Когда епископ очень упрашивал его, он сказал: «По твоей просьбе и потому, что я люблю твое достоинство (т.е. «весьма почитаю тебя»), сделай мне милость, разреши мне надеть их, пока ты возьмешь эти мои одежды и отдашь их выстирать. Затем, ты вернешь их, когда ты возьмешь свои.» Он сделал так. Вернуться