Доказательство что человек относится к царству животных
Доказательства происхождения человека от животных. Место человека в органическом мире
Вы будете перенаправлены на Автор24
Человек как составляющая часть живой природы
Человек, как биологический вид занимает такое систематическое положение:
Человек как биологический вид
В соответствии с современной классификацией органического мира, человек принадлежит к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы. Организм человека состоит из клеток (как и у все живых организмов нашей планеты), их одних и тех же химических элементов и соединений. Это является веским доказательством происхождения человека, как биологического вида.
Готовые работы на аналогичную тему
Морфофизиологические доказательства животного происхождения человека
Если рассмотреть общий план строения и функций основных систем (таких, например, как скелет, органы дыхания и кровообращения, пищеварения и выделения), общие черты нервной системы, то можно увидеть, что человек имеет много общего с другими представителями млекопитающих. Особенно близким оказывается сходство с обезьянами. Эти животные имеют хорошо развитый головной мозг, такие же группы крови, как у человека. Совпадения наблюдаются и в сроках беременности. Кроме того и у человека и у человекообразных обезьян очень сходные закономерности эмбриогенеза. А многие болезни являются общими для человека и обезьян.
Известны неоднократные случаи проявления у человека черт, присущих их далеким предкам – атавизмов. К ним относятся повышенная волосатость, многососковость, наличие явно выраженного хвоста, развитые мышцы, двигающие ушные раковины и пр. А наличие рудиментов свидетельствует о том, что процесс изменений внешнего облика человека продолжается. То есть эволюционный процесс длится все время.
Отличия человека от высших антропоидов
Если мы рассмотрим строение черепа, то сразу увидим, что у обезьян лицевая часть преобладает над мозговой, а лоб более скошенный. Размеры головного мозга и его отделов человека и обезьян также существенно отличаются. Особенно бросается в глаза различие в размерах коры головного мозга. У человека она в три раза больше, чем у человекообразных обезьян.
Причины сходства и различий между человеком и обезьянами
Сходство в строении и функциях организмов человека и человекообразных обезьян объясняется родством этих групп живых организмов. Исходя из закона гомологических рядов, открытого Вавиловым, чем выше степень сходства, тем ближе родство двух различных видов живых организмов.
Различия являются следствием разных направлений эволюционного развития предков как человека, так и обезьян. Вопреки существующей вульгарной трактовке гипотезы Дарвина о происхождении человека, человек не произошел от обезьяны. Человек и человекообразные обезьяны произошли от общих предков. В процессе адаптивной радиации гоминиды заселяли огромные территории, приобретали различные качества и внешние черты. На сегодняшний день можно смело сказать, что человек – это одна из ветвей эволюции животного мира.
Роль труда в процессах превращения человека
Благодаря сознанию и абстрактному мышлению человек научился сперва активно использовать окружающую среду в своих целях, затем начал активно изменять ее в соответствии со своими потребностями, создавать вещи и материалы, которые не существуют в естественных условиях среды.
Коллективный (стадный) способ жизни, речь, совместный труд развили такие черты человечества, как забота о потомстве, передача личного опыта из поколения в поколение (обучение). Все это вместе взятое выделило человека из мира природы.
Человек и царство животных
Человек и царство животных — условное название совокупности представлений о взаимоотношениях человека разумного и царства животных.
Человек разумный относится к царству животных, при этом, было бы ошибкой ставить его в один ряд с другими представителями этого царства (например, сравнивая его с собаками или кошками). Однако, основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями. То есть специфика самого труда отличает человека от животного. Карл Маркс, сравнивая человека с пчелой, писал: «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».
Содержание
[править] Отношения человека и животных
[править] Мутуализм
Окультуренные животные и растения усилиями человека сильно увеличивают собственную популяцию, так как человек заботится о них для извлечения собственной пользы.
Но использование человеком в пищу убиваемых домашних животных является хищничеством (по отношению к отдельным особям, см. раздел Эксплуатация).
Животноводство — отрасль сельского хозяйства для получения пищи и сырья используется крупный рогатый скот, [2] свиньи, куры, овцы, козы, и т. д., из насекомых: пчёлы, шелкопряд и другие.
Для транспортировки предметов и сообщений используются лошади, верблюды, голуби и т. д.
Многие сложно организованные животные поддаются дрессировке. Собаки могут быть сторожевыми или натасканными для поиска определённых веществ на нюх. Кошки истребляют грызунов-вредителей.
Домашние животные так же используются человеком для удовлетворения других своих потребностей — в труде, познании, общении, отдыхе, приносящее человеку удовольствие.
[править] Комменсализм и синантропия
Человек и некоторые синантропные животные расселены практически по всему земному шару. [3] Синантропные организмы проживают рядом с человеком (квартирантство), и могут также питаться его запасами или остатками пищи. Если при этом между человеком и животным не возникает конфликтов, то такие отношения считаются комменсализмом.
[править] Паразитизм
Человек может служить средой обитания для вшей, клопов, различных глистов, патогенных простейших.
Комары, Москиты пьют человеческую кровь, но не проживают постоянно с человеком. Тараканы же и крысы с мышами живут в жилище человека, зачастую вступая с ним в антагонистические отношения.
[править] Эксплуатация
К отношениям эксплуатации относится охота человека на диких животных, к разведению которых он практически не имеет отношения, такая деятельность, индивидуальная или промышленная, равно как и все виды ловли водных обитателей с их умервщлением сводятся к отношениям хищничества, а также поедание человеком убиваемых домашних животных (см. также раздел Мутуализм).
Многие виды животных пострадали из-за масштабного использования человеком полезных частей их тел (шкур, бивней, китового уса и т. д.).
[править] Конкуренция
[править] Аменсализм
Односторонний антибиоз наблюдается между человеком и видами, с которыми человек прямо не конкурирует, но которые не могут жить рядом с человеком в результате изменения им среды обитания, например выделения промышленностью в водоёмы и атмосферу загрязняющих веществ.
[править] Экология
Для обеспечения своего пропитания человек может уничтожать существующие лесные экосистемы, используя освободившиеся территории под пашни или луга для выпаса скота (акты об огораживании в XVII—XVIII веках привели к значительному сокращению лесов в Англии).
Существуют попытки регулировать вредные выбросы в международном масштабе (киотский протокол), однако данные нормы не являются общеобязательными, и некоторые развивающиеся государства продолжают выжигание тропических лесов под сельскохозяйственные угодья. [6]
[править] Расселение человека и нагрузка на окружающую среду
Чем больше человек проживает в одном месте, тем заметнее проявляется ее влияние на природу, например в городах природный ландшафт в значительной мере замещён антропогенным.
[править] Предпринимаемые для охраны окружающей среды меры
Существует экологическое право, регулирующее вредные выбросы, физические воздействия, использование земель, запрет охоты в определённые сезоны, преследование браконьерства, создание заповедников и другие действия, направленные на сохранение природы.
[править] Историческое изменение взглядов
Вопрос, касающийся родства человека и животных, очень стар и очень болезненен для самолюбия многих людей. В XXI веке не все люди на Земле принимают теорию эволюции и происхождения человека от приматов (это касается и развитых стран).
[править] Первобытные представления
[править] Античность
[править] Средние века
В Европе в Средние века господствовало религиозное сознание, согласно которому, хотя и человек и животное — суть твари, человек является венцом творения, [10] и что люди и животные были созданы в результате двух раздельных актов творения.
[править] Новое время
[править] Новейшее время
Созданная в этот период эволюционная теория привела к представлению о «дереве эволюции», более корректно (чем «scala naturae») описывающему взаимоотношения организмов. Согласно этой модели каждый таксон (независимо от ранга) представляет собой ответвление от таксона более высокого ранга.
В соответствии с современными научными представлениями все живые организмы, населяющие в данный момент Землю произошли от одного корня, согласно одной из гипотез — от РНК (ранее распространенной была гипотеза коацерватных капель). В процессе эволюции организмы приобретают принципиально новые качества, органы, способности, но при этом сохраняют некие общие качества. Так для большинства живых организмов на земле характерны:
Вдобавок к вышеперечисленным свойствам, царство Животные и человека (как представителя этого царства) объединяют:
Человек относится к отряду приматов. Ближайшими ныне живущими родственными ему видами являются шимпанзе и бонобо.
[править] Особенности человека и животных
Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека (см. также Модель Лавджоя): [12]
Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. [13] Для сравнения, наиболее разумные животные:
По мнению классиков мировой литературы (Лондон, Бианки, Сетон-Томпсон) и этологов (Джейн Гудолл) животные, как и человек, подверженны чувству любви.
Ряд мыслителей сравнивали человека с общественными насекомыми: термитами, [22] муравьями, которые занялись фермерством задолго до человека. [23] [24] [25] Существует мнение, что поселения общественных насекомых следует рассматривать как сверхорганизм, поскольку биологическая специализация отдельных каст особей зашла так далеко (например, рабочие особи пчёл стерильны), что они не могут рассматриваться как автономные организмы. Термитники обладают такой сложной и эффективной системой вентиляции, что кажется, что её проектировал один разум. (См. также Общественные животные).
К какому типу животных относится человек?
Жизнь человека проходит в условиях социума. Как биологическое существо, он имеет единство с животными и иными живыми организмами. И это давно обосновано и доказано. Именно поэтому, как биологический вид, человек относится к царству животных, хотя и рассматривается отдельно от них. Даже биологи в своей речи употребляют такие словосочетания, как «люди и животные» или «животные, в том числе и человек».
Ввиду наличия у человека позвоночника, его относят к типу Хордовые. Так как человеческие особи развиваются в утробе и вскармливают свое потомство через имеющиеся молочные железы, то их относят к классу Млекопитающих. Похожие строение и процессы жизнедеятельности определяют человека к отряду Приматов.
На уровне клеток похожесть человека и животных заключается в подобном их строении, химическом составе и функционировании. Как и у животных, в каждой клетке человека имеется оформленное ядро. Клеткам человеческих особей также характерно гетеротрофное питание.
Если рассматривать организм людей и организм позвоночных животных, то здесь тоже можно выделить много общего. Их органы и системы органов имеют одинаковое строение. Отмечаются похожие функциональные процессы. Все эти сходства и позволяют определить человека в царство животных.
Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных
Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных
Еще в античное время человек признавался «родственником» животных. К. Линней в своей «Системе природы» поместил его вместе с высшими и низшими обезьянами в один отряд приматов. Ч. Дарвин на многочисленных примерах в специальном труде «Происхождение человека и половой отбор» показал близкое родство человека с высшими антропоидными обезьянами.
Человек разумный (Homo sapiens) относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу плацентарные, отряду приматы, семейству гоминиды.
С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки, сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом.
Принадлежность человека к подтипу позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, двумя парами конечностей, головным мозгом, состоящим из пяти отделов.
Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, сальных, потовых и млечных желез, диафрагмы, четырехка-мерного сердца, сильно развитая кора головного мозга и теплокровность свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.
Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных.
Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), хорошо развитых ключиц, ногтей на пальцах, одной пары сосков млечных желез, замена в онтогенезе молочных зубов на постоянные, рождение, как правило, одного детеныша позволяют отнести человека к приматам.
В то же время между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия. Только человек имеет истинное прямохождение. В силу вертикального положения скелет человека имеет четыре резких изгиба позвоночника, опорную сводчатую стопу с сильно развитым большим пальцем, плоскую грудную клетку.
Гибкая кисть руки — органа труда — способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым. Площадь коры больших полушарий и объем головного мозга значительно выше, чем у человекообразных обезьян. Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана такая деятельность, как конструирование, живопись, литература, наука. Наконец, только люди могут общаться друг с другом при помощи речи. Эти особенности строения, жизнедеятельности и поведения человека —результат эволюции его животных предков.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов «Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы»
3. Сходство и различия между человеком и животными
1. Что роднит человека с животными
Какие есть доказательства родства человека с животными?
Антрополог: Как все живые существа, человек для поддержания жизни нуждается в пище, воде, сне. Подобно всем животным, он старится и умирает. Эти черты сходства, как говорится, «лежат на поверхности». Но есть и другие, быть может, не столь очевидные. Я уже рассказывал вам, что строение тела человека во многом сходно со строением тела других животных. Сравнивая между собой скелет или отдельные органы, выполняющие одни и те же функции (например, пищеварения или дыхания), ученые находят множество совпадений. Конечно, больше всего таких совпадений с близкородственными животными (особенно обезьянами, все кто видели обезьяну, сразу это подмечают). Но даже в том случае, когда мы начинаем сопоставлять организм человека с организмом такого непохожего на него существа, как рыба, быстро обнаруживается много общих черт (у рыб, как и у людей, есть позвоночник, сердце, желудок, нервная система и т.п.).
А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?
2. Инстинкты и разум
Чем человек отличается от других животных?
Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.
Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.
Антрополог: Да, на первый взгляд их поведение может показаться осмысленным. Однако учёные доказали, что все действия насекомых диктуются не разумом, а инстинктами.
Инстинкт — это врождённая форма поведения.
Вот только один пример. Для того чтобы обеспечить своих личинок кормом осы роют норки и затаскивают туда парализованных ядом насекомых (например, кузнечиков). Положив добычу у отверстия норки, оса, перед тем как окончательно втащить её, быстро «обыскивает» свое помещение. Это целесообразно, так как волочить добычу приходится издалека, и в «квартиру» мог кто-нибудь залезть. Убедившись, что всё в порядке, оса выбирается наружу, берёт добычу и прячет её в норке. А что будет, если внести в её инстинктивные действия незначительные коррективы? Когда оса исчезнет в норке, чуть-чуть отодвинем её добычу от входа. На наш взгляд ничего не изменилось, но для осы вся цепочка действий начинается сначала. Она вновь подтаскивает парализованное насекомое к входу и вновь ныряет в норку для «проверки». Один исследователь сорок раз отодвигал добычу, и оса каждый раз вновь и вновь «обыскивала» норку, вход в которую ей был прекрасно виден! Можно сказать, что она вела себя в данном случае как автомат. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Поведение насекомых «запрограммировано» с самого их рождения. Они ведут себя так, как вели на протяжении многих миллионов лет эволюции. Каждое их действие продиктовано инстинктом. «Обдумать», изменить своё поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами, они просто не в состоянии.
Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?
Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.
Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?
Антрополог: Хотя человек обладает разумом, инстинкты ему также присущи. Например, новорожденный младенец, когда голоден, жадно сосёт молоко. Никто не учил его этому. Ребенок «умеет есть» с самого рождения. Однако способность говорить, читать, играть, трудиться и многое другое человек обретает только путем обучения. Поэтому и говорят, что инстинкты играют в его жизни несравнимо меньшую роль, чем в жизни других животных.
3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности
Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!
Получается, чем больше объём головного мозга у какого-либо существа, тем оно «умнее»?
Антрополог: Это не совсем так. Известно, что у слонов и дельфинов мозг больше, чем у людей. Однако разумом из них обладает только человек. Учёные считают, что наряду с объёмом мозга чрезвычайно важную роль играет количество связей, возникающих между отдельными нейронами. Человеческий мозг можно уподобить волшебному лесу: из нейронов вытягиваются длинные отростки, которые переплетаются между собой, как ветви деревьев. При помощи этих отростков отдельные нейроны постоянно обмениваются друг с другом нервными импульсами. Количество подобных связей одного только нейрона может достигать 20 тысяч! Ни у одного другого существа нейроны головного мозга не образуют таких сложных и многочисленных связей. И именно этим человеческий мозг отличается от мозга животных. Однако следует отметить, что у новорожденного младенца разветвлённых связей между нейронами нет. Они образуются только в результате его общения с другими людьми и обучения. Чем больше человек узнаёт, чем больше он размышляет или занимается творчеством, тем больше нейронных связей устанавливается в его мозгу. А это показывает, что разум не даётся человеку с рождения. Он формируется, «создаётся» только в общественной среде!