Доказательство что морфема значимая часть слова

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.

Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.

Морфемика – от греческого слова морфе – форма.

Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.

Окончание

Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?

Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.

Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.

Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.

Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.

Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.

В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □

У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».

Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.

Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат,читатель, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.

Основа слова

В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.

Корень

Как мы уже сказали, в основу входит корень.

Что надо сделать, чтобы найти корень?

Чтобы найти корень, надо:

Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.

А теперь давай поработаем.

Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.

Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.

Суффикс

Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.

Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.

Чтобы найти в слове суффикс, надо:

Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.

Как называют человека, который:

Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.

Приставка

Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.

Чтобы найти приставку, нужно:

Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.

А теперь снова время для упражнений.

Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.

Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.

Проверь себя. Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.

Источник

Что такое морфема в русском языке?

Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая неде­ли­мая часть слова.

Узнаем, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке, какие быва­ют мор­фе­мы в сло­ве, что они обо­зна­ча­ют и как их выделить.

Слово «мор­фе­ма» явля­ет­ся линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном, исто­ки кото­ро­го най­дем в гре­че­ском языке.

Что такое морфема?

Греческое сло­во morphe бук­валь­но зна­чит «фор­ма». Это сло­во при­ме­ни­тель­но к язы­ку име­ет так­же зна­че­ние «образ», «вид». Каждое сло­во име­ет такой грам­ма­ти­че­ский вид, кото­рый созда­ют состав­ля­ю­щие его части, при­чем име­ю­щие не толь­ко грам­ма­ти­че­ское, но и лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

в соста­ве сло­ва «при­ле­те­ли» ука­жем сле­ду­ю­щие зна­чи­мые части:

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое морфема.

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов морфем:

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окончания.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, например:

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Основа слова

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, постфикс).

Например:

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва бывает:

Например:

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, например:

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, постфикса:

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, например:

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, например:

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Суффикс

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после», fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское значение.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфиксы (лат. inter — «меж­ду», fixus — «при­креп­лён­ный») — струк­тур­ные эле­мен­ты слов, кото­рые не выра­жа­ют ника­ких зна­че­ний, а выпол­ня­ют толь­ко соеди­ни­тель­ную функ­цию меж­ду их частя­ми. Интерфиксы и соеди­ни­тель­ные глас­ные нахо­дят­ся меж­ду кор­ня­ми в соста­ве слож­ных слов, например:

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Видеоурок

Источник

Технологическая карта урока

УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Тип урока : объяснение нового материала.

1. Личностные: стремление к речевому совершенствованию.

2. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

3. Предметные: знать содержание понятия «морфема», «наименьшая» и «значимая часть слова»; предмет изучения морфемики; выделять в слове морфемы.

Методы и формы обучения:

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная работы.

Опорные понятия, термины: морфемика, морфема, лексическое и грамматическое значение.

Инструментарий учителя: презентация к теме, учебник, (теория на стр. 4-5), карточки с заданиями для работы в парах, группах (по рядам)

Домашнее задание: П.70

1.Составить КЛАСТЕР по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке. Напомните мне их.

Мотивация к учебной деятельности учеников

— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

— Я рада, что у нас отличное и доброе настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

— Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими исследователями. А что делают исследователи?

Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим?

Отвечают на вопрос учителя.

-ученый должен уметь анализировать видеть закономерности.

Учатся слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи, в соответствии с синтаксическими нормами родного языка (К)

Формирование положительного отношения к познавательной деятельности (Л)

Создана мотивация для решения учебных задач.

Актуализация знаний и умений обучающихся по ранее изученному материалу (9-10 мин)

Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор, назвав общий признак остальных слов.

Водить, проводник, подводник

Актуализируют информацию по теме «Лексика» и «Состав слова».

Развитие умения анализировать, сравнивать, структурировать знания (П)

Повторили такие понятия, как лексическое значение слова, синонимы, части слова.

Объяснение нового материала (10 мин)

Первичное закрепление знаний и умений и навыков по теме (8 мин)

-Из каких частей состоит слово подводник?

-Как называется раздел о языке, в котором изучаются

-приставка, корень, суффикс, окончание.

-ИССЛЕДОВАТЕЛИ должны быть очень внимательными

А теперь откроем учебник на стр.4. (изучение теории по учебнику самостоятельно)

— Что вы можете сказать о морфемах? (каждая имеет свое значение)

Итак, юные лингвисты, как называется раздел….

Учитель предлагает сформулировать тему урока, цель, опираясь на ключевое слово.

-Итак, одна из целей нашего урока- понять. почему морфему называют значимой частью слова.

Организует работу в группах. Раздает дидактический материал:

Учитель осуществляет контроль и правильность выполнения заданий.

-из приставки, корня, суффикса и окончания.

-Части слова называются морфемами. Морфема – это значимая часть слова.

Ученики формулируют тему, цель.

Прочитайте текст, подготовьте его пересказ. Объясните, почему в тундре подберезовики называются надберезовиками? Для чего в слове изменена приставка?

В тундре подберёзовики называют надберёзовиками потому что они растут выше северных берёзок. Приставка изменена в слове для того, чтобы указать на расположение грибов по отношению к берёзам.

Вы можете набрать в тундре и мелкие серые п..дберёзовики, и крупные, только крупные подб..рёзовики называют надб..рёзовиками, потому что они растут выше сев..рных б..рёзок.

2. Разгадайте по окончаниям, какая это часть речи? Приведите примеры. На какие грамматические признаки этой части речи указывают окончания.

Ученики делают вывод:

Окончания указывают на грамматическую форму слова.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу,

Славище взял скамеищу,

Да как треснет Борищу в шеищу,

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

Былина вызывает улыбку, но задание серьёзное: Выпишите слова с суффиксами, имеющими

Уменьшительное значение суффикса: Славочка, на заборике, на

скамеечке, Боренька, тетрадочку, дурачок.

Каждая группа представляет результаты своих исследований.

Выводы записывают в тетрадь.

Умение структурировать знания (П)

Подведение под понятие (П)

Смысловое чтение, как осмысление цели чтения (П)

Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Определение целей и функций участников, способов взаимодействия (К). Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. (К)

Умение делать выводы (Р).

Высказывать предположение на основе наблюдений.

Развитие умений и навыков познания через художественное слово (П), умение обосновывать выбор автором определенных средств художественной выразительности для решения авторской задачи.

Поэнакомились с содержанием понятия «морфема», предмет изучения морфемики.

Закрепили понятия морфема и морфемика, узнали,

почему морфема значимая часть слова; определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова.

Узнали, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут служить средством выразительности и являются одним из способов раскрытия авторской позиции.

Дальнейшая работа по закреплению знаний и умений учащихся. (Просвистеть) (Поездка)

Игра «Собери словечко».

1. Из слова проливной возьмите приставку

2. Корень возьмите у слова засвистели

3. Суффикс – у слова хотеть

4. Окончание – у слова стелить.

1. Приставка – постановка

3. Суффикс – заслонка

4. Окончание – грядка.

1. Приставка – ссора

3. Суффикс – подставка, проколоть

4. Окончание – высоко.

Какие затруднения вы испытывали выполняя это задание?

Отвечают те ученики, которые не смогли выполнить задание или затруднились его выполнить.

Надо уметь выделять морфемы в слове.

1. Из слова поляна возьмите приставку

2. Корень возьмите у слова рассол

3. Суффикс – у слова палёная

4. Окончание – у слова столовый.

1. Приставка – съездить

4. Окончание – престол.

1. Приставка – изрыть

4. Окончание – звонок.

Умение структурировать знания, анализировать.

Осознавать свои затруднения и стремиться к их преодолению, определять степень успешности работы.

1. Из слова загадка возьмите приставку

2. Корень возьмите у слова отвязаться

3. Суффикс – у слова бородка

4. Окончание – у слова выставка.

1. Приставка – приехать

3. Суффикс – пересадить

3. Суффикс – листовой, полоть

4. Окончание – поболел.

Пришли к пониманию того, что значение морфем помогает выбрать правильное написание их и разобраться в строении слова.

Списать, исправить ошибки, обозначить орфограммы. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяют орфограммы.

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод.

Цель – проверить понимание учениками изученных терминов.

Выполняют задание, отвечают на вопрос:

-Какие знания и умения вы использовали при выполнении задания?

Ученики комментируют, какие учебные действия они совершали, выполняя задание.

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель обобщает ответы учеников, предлагая сделать вывод.

Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умение делать выводы.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Благодарит за работу. Оценивает ответы. Профессорско-преподавательский состав.

Отвечают на вопросы.

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Я почувствовал, что…

Умение давать самооценку своей деятельности.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.

РЕЗЕРВ: Интерактивный тренажёр

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Тест по русскому языку 10 класс

«Знаки препинания при обособленных обстоятельствах»

Контрольно-измерительный материал по русскому языку 3 класс «Школа России»

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Русский язык 9 класс :рабочая программа, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая классика»

Конспект урока «Буквы о и е после шипящих на конце наречий «

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5361260 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

В России будут создавать школьные театры

Время чтения: 1 минута

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Вопрос:

помогите написать сочинение рассуждение на тему морфема значимая часть слова

Ответы:

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.апример, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание —а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, —у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj и чита, рисуj и рисова, бег и бежа, говор и говори.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тереть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.

Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.

Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.

Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.

Например, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.

Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Доклад на тему: «Морфемика»

– раздел языкознания, в котором изучаются морфемы (значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные – интерфикс, постфикс). Основа не считается морфемой, это все слово без окончания.

– это морфема, которая содержит в себе лексическое значение всех родственных слов. Чтобы выделить корень в слове следует подобрать как можно больше родственных слов. Подбирая родственные слова, следует учитывать возможность чередования звуков в корнях.

– значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед дугой приставкой) и служащая для образования новых слов.

– значимая часть слова, которая стоит после корня (или после другого суффикса).

– это изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм одно и того же слова.

Продолжая воспитывать языковое чутье, учитель активно формирует выше названные лингвистические понятия при помощи таких мыслительных операций, как:

Анализ слова, выделение его структурных элементов (морфем), значение которых расширяет возможности понимания речевых высказываний.

Синтез частей слова, морфем по определенным законам словообразования.

Словообразование рассматривается в связи с изучением частей речи. Кроме выше названных понятий в программу средней школы введены новые понятия по этому разделу: словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Методическая система изучения данного раздела:

Цели изучения морфемики и словообразования.

а) дать представление

о морфеме, как об основной единице раздела, о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях, способах словообразования)

основные словообразовательные
понятия
, умение выделять морфем в слове, умение определять их значение, умение различать основу и окончание, умение пользоваться словообразовательными и этимологически словарям.

в) выработать навык

: использовать знания о составе слова и его словообразования в речевой практике, расширять индивидуальный словарь морфем.

основа и окончание;

корень, суффикс, приставка;

различать назначения основы слова, не путая ее с отдельными морфемами;

различать значения суффиксов в именах существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное);

различать значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное, неполноты качества (красноватый));

различать значение приставок в глаголах

способы образования новых слов (приставочный, суф-фиксальный, безаффиксный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение основ)

определять от какой основы и с по-мощью чего образованы данные слова;

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности

формообразующие пристав-ки и суффиксы;

неморфологические спосо-бы образования новых слов.

определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образуются данные части речи.

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности

а) Структурно-семантический
принцип
– диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.

способ связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели;

в) деятельностный принцип

– проявляется в осуществлении на уроке активности самостоятельности учащихся при разборе слов с точки зрения морфемного и словообразовательного подходов.

г) коммуникативный принцип

– указывает на то, что на уроках следует использовать диалоговые формы организации урока.

Примечание. Не следует путать морфемный и словообразовательный анализы слов с этимологическим. В некоторых случаях на уроках прибегают к историческим комментариям (этимологии), если в этом есть необходимость для объяснения правописания, например, словарных слов. В этом проявляется исторический принцип изучения словообразования.

Методы и приемы работы:

а) Наблюдение над фактами языка:

определение значений каждой морфемы в однокоренных словах для уточнения их значения.

определение значения каждой морфемы в слове для уточнения значения конкретной лексемы (слова).

определения значения каждой морфемы для понимания роли аффикса в однотипных словообразовательных моделях.

б) для понимания роли аффиксов в однокоренных словах. Например, паронимы болотистый, болотный.

сравнение слов и наблюдение над многозначностью морфем. Например. Перелеты (пере – повторяемость), перелесок. (пере – пространство между чем-нибудь), передозировка. (пере – чрезмерность);

в) над омонимией морфем. Например: Пошире, погромче, почитать – значение смягчения меры признака. Побежать, полететь – начало действия;

г) над словообразовательной синонимией. Например: Вымазать, обмазать, измазать, перемазать;

д) словообразовательно антонимией.

распределение слов: по словообразовательным гнездам; по словообразовательным моделям;

сопоставление лексем одной словообразовательной модели. Например: Елка-подснежница в доме растаяла, плечи расправила, ветки расставила.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, лишь при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, важнейшими из которых являются: формирование положительных мотивов учения, формирования системы знания на основе самоуправления процессом учения, включение каждого школьника в процесс активного учения.

§1. Морфема

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть фото Доказательство что морфема значимая часть слова. Смотреть картинку Доказательство что морфема значимая часть слова. Картинка про Доказательство что морфема значимая часть слова. Фото Доказательство что морфема значимая часть слова

Морфемика как раздел языкознания

Раздел языкознания морфемика — это и совокупность, система морфем, и наука о них. Наиболее тесно она связана со словообразованием, т.к. именно по наличию тех или иных морфем становится понятным способ, при помощи которого было образовано слово. К тому же, с учётом некоторых факторов, морфема помогает определить словообразовательное значение слова и, как следствие — словообразовательные типы слов.

Если принимать термин морфема как родовой, то есть и видовые термины, или виды морфем (префикс, суффикс, корень и т.д.).

Специалисты по морфемике занимаются:

Морфемы могут быть корневыми и служебными. К служебным относятся все аффиксы, кроме окончаний.

Корень слова, его разновидности

Корневая морфема или корень слова — это основная его стержневая часть. Именно здесь содержится главная содержательная сторона слова. К примеру: корень слова «жёлтый» — жёлт, обозначает цвет. Поэтому в словах «желток, желтеть» человеком сразу прослеживается семантика цвета.

В русском языке нет слов без корня. К примеру, в слове «обуть» корень состоит всего из одной буквы: у.

При помощи корня образуется словообразовательное гнездо: во всех родственных словах корень повторяется. В слове его место не закреплено, он может быть в абсолютном начале или в середине, морфемика уделяет пристальное внимание этим частям слова.

Такие морфемы подразделяются на:

Аффиксы: определение, их типы. Флексии

Аффиксы выделяются на основе признаков по положению в слове. Учёными аффикс определяется как факультативная морфема, которая включается в себя:

Положение префикса в слове строго закреплено: он всегда предшествует корню, приставка присоединяется к целому слову. Следует отметить, что в слове может быть две-три приставки (приналечь, понавыкапывать).

Это вид морфем выполняет следующие функции:

В строгом смысле, флексия или окончание не относятся к служебным аффиксам, а как бы противопоставлено им. Они располагаются в конце или конечной части слова.

Важно отметить, что у несклоняемых слов и их форм (наречий, например) нет флексий. Окончания вводятся с целью выражения грамматического значения слов и свойств синтаксического порядка. Помимо прочего, с помощью флексий выражается отношение грамматического изменения слова к другим словам в предложении, другим языком — они помогают словам согласовываться, образуя смысловое единство.

Основа слова

Помимо морфемы в качестве отдельного элемента строения слова выделяются основа. Например, в слове стена основой является стен-, кино — кино, около — около.

Основа выражает главное значение слова и является его семантическим ядром. Она не изменяется и морфологически не оформлена. С точки зрения звукового состава основа может видоизменяться, как и другие значимые части слова. Иногда основы могут усекаться и наращиваться.

По количеству входящих в них элементов основы бывают одноморфемные (корневые), их называют непроизводными; а также многоморфемные основы (производные), иначе именуемые членимыми. Членимые основы содержат распространённый корень.

Интерфиксы, их трактование и роль в структуре слова

Соединительная гласная или интерфикс — такая морфема, которая не имеет самостоятельного значения и выполняет соединительную функцию. Располагается между основой и суффиксом. Неслучайно «интер» переводится как «между». Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксов производных слов: существительных и прилагательных. Реже в других частях речи, у глаголов, например, однако такое встречается нечасто.

Также интерфиксом называют соединительные гласные. Выделяются они только в составе сложных слов:

В слове может быть несколько соединительных гласных. Как, например, в слове вод-о-свет-о-лечение; гряз-е-вод-о-свет-о-лечение.

Некоторые учёные к списку соединительных гласных относят ещё и У в словах пол-у-тьма, пол-у-мгла; Я в слове сем-я-почка, сорок-а-летний. Однако такой подход не является официальным и не находит подтверждения в основных научных трудах и грамматиках.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении. Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении. Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Обсуждаем проблему толкования.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *