Доказательство что общество это система
ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества
Общество является системой.
Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.
Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
ПОЯСНЕНИЕ:
Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.
Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
ПОЯСНЕНИЕ:
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Сферы общественной жизни (подсистемы)
Признаки общества как динамической системы:
Пути развития общества:
Тенденции развития сфер общественной жизни:
ПОЯСНЕНИЕ
На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.
1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).
Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».
В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества
Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества»
Понятие термина «общество» многозначно. Мы с вами можем говорить о том, что общество – это группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью происхождения или социальным статусом. Например, можем с вами говорит об обществе книголюбов, филателистов или нумизматов, ну а в художественной литературе мы можем встретить с вами упоминания об аристократическом, дворянском или «высшем» обществе.
Общество – это и население какой-либо страны. Например, российское общество.
Когда на уроках истории вы говорили о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом обществе, то под термином «общество» вы понимали исторический этап развития человечества в целом или его части.
Также мы можем говорить об обществе как обо всех людях, которые живут на планете Земля, то есть общество – это человечество в целом.
А теперь давайте обратим внимание на то, что присутствует в каждом из этих определений. Объединяет их то, что общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями и взаимодействующих друг с другом.
В широком смысле слова общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.
Обратите внимание на то, что общество нельзя назвать частью природы. Природа – это то, что существует независимо от человека. Природа и общество – это части материального мира. Они связаны друг с другом, но они не совпадают, одно не является частью другого.
Например, человек, как биосоциальное существо, является и частью природы, и частью общества.
Общество – это система. Под этим термином принято понимать совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое. Любая система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё элементов по отдельности.
Например, такой системой является организм человека.
Это сложная система, которая состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы… Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы. Согласитесь, что жизнедеятельность человека не определяется работой только мозга или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.
Что же характерно для общества как системы? Давайте попробуем выделить основные признаки.
Общество – это динамическая система. Согласитесь, что общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается. Развитие может быть прогрессивно и регрессивно, эволюционно и революционно.
Общество – это нелинейная система. Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени.
Например, рыночные законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.
Если говорить о несинхронизации по времени, то это очень хорошо видно на примере гендерных изменений в обществе. Согласитесь, что занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.
Общество – это открытая система. Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.
Общество – это достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше. Кроме этого, общество может саморегулироваться и воспроизводить себя.
А какие элементы включает в себя общество как система?
· общественные (социальные) отношения,
· социальные нормы и ценности.
Давайте познакомимся с этими элементами более подробно.
Индивиды. В социологии индивид – это единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус – это положение, которое он занимает в обществе. Каждый индивид выполняет определённые социальные роли (общественные функции).
Социальные общности могут быть профессиональными, этническими, демографическими, религиозными и другими, то есть социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи, взаимодействия людей.
Разновидностью социальных общностей являются социальные организации – это объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.
Например, есть социальная общность молодёжи России, но согласитесь, что у всех молодых людей России вряд ли есть одинаковые цели, а вот если мы возьмём любую молодёжную общественную организацию, то увидим, что, как правило, её участниками становятся молодые люди, которые объединены общей целью.
Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер. В них есть официальные лидеры, устав, программа действий и так далее. Примерами социальной организации могут быть школа, фирма, политическая партия и так далее.
Общественные (социальные) отношения – это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии.
Социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию.
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.
Чаще всего общество рассматривается как совокупность четырёх областей или сфер общественной жизни (подсистем общества).
Термины «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Давайте поговорим о них более подробно.
Экономическая сфера. Связана с удовлетворением материальных потребностей людей.
Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Производя различные материальные блага, используют различные орудия и предметы труда, от самых простых до сложных механизмов, автоматизированных систем, роботов и так далее. Привлекают финансовые ресурсы или для того, чтобы организовать производство материальных благ, или для приобретения уже готовых. Также в рамках этой сферы индивиды вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.
Социальная сфера. Включает в себя отношения между различными общностями людей.
У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти порядки.
Политико-правовая сфера. Охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти.
Эта сфера удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности: деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом; политические интересы и политические организации; способы участия граждан в политической жизни.
Духовная сфера. К ней относят представления людей об окружающем мире: обычаи, традиции, верования, философские воззрения, художественные предпочтения.
Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.
Например, в случае автоматизации производства структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. То есть экономическая сфера воздействовала на социальную. Но это произошло не само по себе, к автоматизации производства привели определённые научные открытия и новые технологии, которые являются достижениями духовной сферы.
Вполне вероятно, что государство для разрешения социальных проблем должно будет предпринять какие-то меры. Тут социальная сфера влияет на политико-правовую. Причём речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования, ведь человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны. То есть тут мы видим уже влияние политико-правовой сферы и на экономическую, духовную и социальную. Эту цепочку можно продолжать до бесконечности, находя всё новые и новые точки влияния и соприкосновения. Можете попробовать заняться этим на досуге.
Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную сферу общественной жизни, обычно называют социальным институтом – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые функции в обществе. Совокупность норм и механизмов, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.
Социальные институты можно разграничить по сферам общественной жизни:
Экономические: институты собственности, производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа, заработная плата, менеджмент, маркетинг и другое.
Политические: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм и другое.
Социальные: институты стратификации (классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства (семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.
Духовные: образование, наука, искусство, музеи, библиотеки, церковь.
Приведённые примеры далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Также нужно иметь в виду, что внутри крупных социальных институтов могут существовать более мелкие. Например, характеризуя институт суда, можно особо выделить институты судейства, прокурорства и адвокатства. Или, если мы говорим об институте церкви, то отдельно институты священства или монашества, или, например, институт исповеди, если речь идёт о христианстве.
Элементами социального института являются:
· Основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен.
· Группы и организации. Для удовлетворения потребности общества должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами.
· Ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений.
· Социальные роли, которые выполняют их участники.
· Нормы, которые регулируют их поведение.
Для чего же нужны социальные институты? Прежде всего они призваны выполнять целый ряд важных для общества функций:
· Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
· Интегративная функция. Включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
· Транслирующая функция (социализация). В рамках этой функции происходит передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил, норм поведения.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое общество?
2. Какие элементы включает в себя общество как система?
3. Охарактеризуйте сферы общественной жизни (подсистемы общества).
4. Что такое социальный институт?
5. Почему общество можно охарактеризовать как сложную динамическую систему?
Основы социологии
Лекция 5 Общество как система
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Множество гуманитарных и социальных наук изучают общество, но с разных сторон, под различными углами зрения. Социология также не обладает монополией на научное познание общества в целом, а рассматривает его по-своему, в системе собственных понятий и категорий. В современной социологии сложилось много подходов к пониманию общества, используемых основными школами и направлениями.
4.1. Понятие «общество» в социологической науке
Общество является одним из самых масштабных и сложных объектов социологии. Как возможно существование и развитие общества, обеспечение его устойчивости, организованности и социального порядка при наличии множества индивидов и групп, преследующих самые разные, в том числе противоположные, цели и интересы, придерживающиеся подчас диаметрально противоположных взглядов и убеждений? Несмотря на то, что «общество» – одно из важнейших понятий социологии, его применение связано с целым рядом трудностей и разногласий. Общее для большинства научных школ в социологии – признание системной природы общества, состоящего из множества подсистем. Если общество – это сложным образом организованная сверхсистема, то из каких элементов она состоит, каковы механизмы взаимосвязи между ними? Если фундаментальным элементом общества являются индивиды, то любая их совокупность образует общественную систему, или же речь идет об определенном социальном образовании? С древнейших времен размышляет человечество над феноменом общества, его природой, структурой и элементами. Гераклит, Платон и Аристотель рассматривали общество как специфическим образом устроенную реальность, подверженную постоянным изменениям, оказывающую огромное влияние на социальное поведение и общение, отношения и деятельность индивидов и социальных групп. Согласно Г. Гегелю, народ и общество – «это общность всех единиц, и над каждой из них всегда господствует общее». Основатель классической социологии О. Конт при анализе такой социальной реальности как общество применил новые термины: «социальный организм», «социальная система», «социальное существование». Он выявил и обосновал двойственную природу общества: с одной стороны, оно является продолжением животного мира, с другой стороны, обладает принципиально новым качеством – «социальностью». Социальность, по Конту, – это естественное состояние человека, приобретаемое им в процессе воспитания и образования. Общество доминирует над индивидами, определяя законы их деятельности, в свою очередь они могут лишь видоизменять, усиливать или ослаблять уже существующие социальные явления и тенденции. Более убедительное раскрытие природы общества как объективной социальной реальности осуществил Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, общество – это надындивидуальная реальность, образованная из «социальных фактов». Социальные факты – это духовные и материальные элементы общества, основанные на коллективных представлениях и выраженные в таких формах, как законодательные акты, нравственные нормы, правила поведения, религиозные убеждения, обычаи и традиции. Цель Э. Дюркгейма состояла в доказательстве того, что социальные факты в значительной мере внешни по отношению к индивидуумам и поэтому могут изучаться объективно, в качестве внешних «социальных событий», например, коэффициентов самоубийства в обществах. Э. Дюркгейм в работе «Правила социологического метода» (1895) определил свою социологическую теорию как опирающуюся на «принцип, согласно которому социальные факты должны изучаться как вещи». Таким образом, по Дюркгейму, общество в значительной степени детерминирует человеческое сознание и поведение, которое производно и зависимо от него. Виднейшим продолжателем системного подхода к трактовке общества в новейшее время является американский социолог Т. Парсонс, который определял его как совокупность взаимосвязанных социальных систем, каждая из которых образуется на основе взаимодействия между индивидами. Каждый из них одновременно выступает и субъектом социального действия со своими целями и объектом социального влияния со стороны других субъектов и самого себя. Общество рассматривается как «тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению». Им выделяется пять сред социальной системы: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды.
Т. Парсонс ввел понятие «социетальная общность», которая создается нормативной системой порядка, набором статусов, прав и обязанностей, соответствующих культуре данного общества и членству индивидов в конкретной подгруппе.
Для того чтобы выжить, социетальная общность должна сохранять общую для большинства ее членов культурную ориентацию, служащую в качестве основы их социальной идентификации. Причем общественный нормативный порядок нуждается в легитимизации, т. е. в обеспечении его соответствия национальным, религиозным, историческим особенностям населения данной страны.
4.2. Системный подход к изучению общества
Таким образом, в рассмотренных выше социологических концепциях реализованы основные понятия и принципы системного подхода. Система как совокупность или группа элементов или частей, взаимодействующих между собой, образует определенную целостность, организованную для какой-либо цели и по отношению к окружающей среде. Системы могут быть естественными или искусственными, в том числе социальными. К естественным социальным системам относятся семья, народ, класс и нация, к искусственным – те структуры, которые основаны на добровольном членстве (профессиональные объединения, политические партии, общественные организации и др.). Социальная система представляет собой структурированное образование, ядром которого являются индивиды, взаимодействия и отношения, складывающиеся в процессе их совместной практической деятельности. Эти социальные взаимосвязи и социальные отношения постоянно воспроизводятся благодаря преемственности и сосуществованию человеческих поколений в ходе исторического процесса. Именно в этом плане общество есть целостная совокупность 98 исторически сложившихся форм социального взаимодействия индивидов, социальных групп и организаций. Системное свойство общества заключается также в том, что оно охватывает всю социальную жизнь людей, включает в себя все без исключения реальные социальные группы, но само не входит в них. Деятельность любой социальной группы ограничена определенной сферой социальной жизни. Напротив, общество, прежде всего, в лице государства согласовывает коренные социальные интересы большинства населения, обеспечивает социализацию подрастающего поколения, осуществляет постоянное регулирование поведения и социальный контроль за соблюдением общественных норм. 4.3. Общество в «зеркале» социологического детерминизма и функционализма Наряду с системным подходом в социологии плодотворно разрабатывались детерминистский и функциональный подходы к пониманию общества. Детерминистская методология наиболее полно была реализована К. Марксом, который видел в человеческом обществе особый социальный организм, особую социальную форму движения материи, подчиненную объективным законам функционирования и развития. По Марксу, социальная сущность человека заключается в том, что он воплощает в себе совокупность всех исторически сложившихся общественных отношений.
К. Маркс разработал научное представление об обществе в виде учения об «общественно-экономических формациях» как ступенях общественного прогресса человечества. Структура общественноэкономической формации состоит из экономической, политической, социальной и идеологической подсистем, каждая из которых представляет собой сложную систему.
Основной и определяющей является экономическая система, т. е. способ производства материальных благ, который включает в себя производительные силы и производственные отношения общества. Способ производства вещественного богатства выступает как системообразующий элемент общественной формации, определяющий функционирование остальных подсистем. Несмотря на то, что в теории К.Маркса подчеркивается причинно-следственная зависимость права, политики, идеологии от специфики экономического способа производства, речь не идет о примитивном социальном детерминизме, т. е. утверждении о жесткой однозначной обусловленности социальной структуры и динамики общества лишь экономическим фактором. Напротив, настойчиво подчеркивается координация, взаимная зависимость и обратная связь всех указанных выше подсистем. На основе разработанного К. Марксом диалектического подхода общество предстало как живой социальный организм, подверженный постоянным изменениям и находящийся в непрерывном поступательном развитии. Социологическая школа функционализма была разработана представителями англо-американской социологии, хотя основные идеи были сформулированы еще О. Контом и Э. Дюркгеймом. Основной вклад в развитие этой школы внесли англичане Г. Спенсер и А. Рэдклифф-Браун, а позднее американцы Р. Мертон и Т. Парсонс. Функционалист Г. Спенсер, как и сторонники системного подхода, представлял общество целостной системой, громадным организмом, включающим в себя различные «органы» – политику, религию, экономику, культуру и др. Каждая из этих частей выполняет четко обозначенные функции, обеспечивающие удовлетворение конкретной общественной потребности: экономика служит производству материальных средств существования людей, религия – духовной интеграции общества и т. п. В оптимально функционирующем общественном организме его функции находятся в отношениях координации и субординации. Координация функций означает такую согласованность взаимодействия подсистем общества, которая способствует сохранению его целостности и воспроизводству человеческого рода. С целью устранения возможных нарушений в функционировании жизнедеятельности общества система создает институт социального контроля – государство, право, церковь, мораль, образование и воспитание. Заметное влияние на дальнейшее развитие социологического функционализма оказали труды современных антропологов, которые, в противовес своим коллегам, работавшим в XIX веке, стали проводить многолетние полевые конкретные исследования различных культур на земном шаре. Так, А. Рэдклифф-Браун изучал традиции, обычаи и верования населения Андаманских островов у побережья Бирмы, а Б. Малиновский – туземцев тропических островов Тихого океана. Оба исследователя убедительно доказали, что нужно изучать конкретное сообщество или культуру как целостную систему, если мы хотим понять и объяснить, почему их субъекты ведут себя так, а не иначе. Например, исследование религиозных верований и обычаев племени туземцев позволит решить эту задачу только при условии, что мы рассматриваем их роль и функции в связи с другими институтами в рамках этой общности. Поэтому изучать функцию конкретного вида социальной деятельности или института – значит анализировать их вклад в нормальную жизнедеятельность общества как целого. Более сложный вариант функционального анализа, чем предложенный упомянутыми учеными, разработали Р. Мертон и Т. Парсонс, которые утверждали, что именно эта методологическая ориентация должна играть ключевую роль как в развитии социологической теории, так и в повышении эффективности социологических исследований. Р. Мертон вводит понятия «явных» и «латентных» функций и проводит между ними следующие различия. Если явные функции какого-либо социального явления известны участникам данной деятельности или события, то латентные функции – скрыты. Так, индейцы некоторых племен верят, что ритуал «танца дождя» вызовет дождь, нужный их полям (явная функция), но они в большинстве своем не осознают, что это групповое действие служит социальной интеграции всей общности (латентная функция). По Мертону, большая часть социологического понимания и объяснения конкретного социального явления или процесса должна заключаться в выявлении именно скрытых, неявных функций социальных отношений и институтов. Не менее плодотворным для современной социологии оказалось предложенное ученым понятие «дисфункция». Он справедливо подчеркивает, что антропологи могли ограничиться изучением функций туземных общин, так как изучавшиеся культуры были более стабильны и сплоченны. Однако для больших индустриальных обществ, являющихся основным объектом социологии, более характерны дезинтегрирующие процессы и тенденции, что требует от социологов изучения таких аспектов социальной деятельности и поведения людей, которые угрожают единству, стабильности и нормативному порядку общества.
Методология функционализма в значительной мере была обогащена благодаря структурному функционализму Т. Парсонса, согласно которому любая социальная система содержит две фундаментальные «оси ориентации». Ось «внутреннее – внешнее» означает, что данная система в своем фунционировании ориентируется или на решение собственных внутриорганизационых проблем, или, прежде всего, реагирует на воздействие внешней окружающей среды. Ось «инструментальное – консуматорное» означает, что система стремится к достижению ситуативных целей либо к удовлетворению базовых стратегических потребностей. Наложение этих осей друг на друга позволяет построить теоретическую матрицу, включающую четыре фундаментальных категории: адаптацию, целедостижение, интеграцию и воспроизводство структуры.
Каждая из них выступает в качестве функции конкретной подсистемы: адаптации служит экономика, достижению стратегических целей – политика, интеграции – институт права, воспроизводству социальной структуры – институты социализации, морали и идеологии. В течение продолжительного периода фунционалистское мышление было ведущей теоретической ориентацией мировой социологии, в первую очередь, англо-американской. Отдали ему дань и советские социологи в 60–70-х годах прошлого века, хотя и в форме критики с позиций марксистской методологии научного познания общества. В последние годы стала очевидной ограниченность функционализма, который оппоненты критикуют главным образом за следующие недостатки: абстрактное внеисторическое рассмотрение общества как теоретической конструкции, слабо связанной с реальными социальными экономическими, политическими, идеологическими изменениями в деятельности, образе жизни и культуре индивидов, социальных групп и организаций, народов и наций разных стран и континентов; преувеличенние значения факторов и функций, направленных на поддержание стабильности и единства общественного организма и явную недооценку функциональной роли социальных изменений, инноваций и конфликтов в достижении тех же целей. Наконец, функционалисты во главу угла ставят «интересы» и «ценности» общества и недооценивают роль личности в их осуществлении.
4.4. Социологические теории индивидуального социального взаимодействия
Другой подход к изучению общества, противостоящий объективистской методологической ориентации, нашел свое воплощение в различных индивидуалистических теориях. В первую очередь, речь идет о концепции «понимающей социологии» М. Вебера, в которой общество выступает как продукт социальных (т. е. ориентированных на других индивидов) действий. Сущность общества определяется не психикой людей (как у Г. Тарда), не их экономической деятельностью (как у К. Маркса), а их «социальными действиями». Единственной социальной реальностью является человеческая деятельность, для которой «мотивы» участников столь же значимы, как и внешние «причины». Социальные действия проявляются в поступках индивидов, направленных на осуществление осознанных или неосознанных действий. Они подразделяются на целерациональное (достижение осознанной цели), ценностно-рациональное (на основе этических и эстетических ценностей), аффективное (под влиянием чувств и эмоций) и традиционное (выполняемое по традиции) действия. М. Вебер подчеркивает, что созданные им концепции «социальной деятельности», «бюрократии», «харизмы», «протестантской этики» – это идеальные типы, т. е. логические упрощения тенденций, присущих более сложной социальной действительности. Это обязывает социолога создавать «рабочие понятия» на основе избранной им позиции, которые служат ему в качестве познавательных средств и инструментов для сопоставления с реальностью. Еще большее значение активному индивиду придает «символический интеракционизм».
Термин был введен в научный оборот в 1937 г. Г. Блумером, который сформулировал главные принципы этого теоретического подхода в американской социологии: 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которые имеют для них эти объекты. 2. Эти значения возникают вне рамок социального взаимодействия (интеракции). 3. Социальная деятельность обусловлена теми значениями, которыми наделяют субъекты (акторы) предметы и социальные действия, включая самих себя. Центральной здесь является идея о том, что мы постоянно объясняем себе собственные практические действия благодаря присущей человеку рефлексивности, способности, которой обладают социальные индивиды (акторы) в отличие от животных. По выражению Ч. Кули, «общество – не птичий двор». Деятельность человека отличается от поведения животного прежде всего языком и огромным значением символической коммуникации.
Видными представителями этого направления являются Дж. Г. Мид, Ч. Кули, С. Беккер. Дж. Г. Мид, отводил центральное место в социальной жизни человека языку, а в более широком плане – символам. Но Дж. Г. Мид изучал не общество в целом, а поведение индивида как реакцию на поведение «другого». Именно язык делает человека сознательным существом, позволяет ему воспринять и оценить свою индивидуальность благодаря использованию символов. Символическое мышление освобождает от того, чтобы наш опыт ограничивался лишь тем, что воспринимают органы чувств. Каждый из нас обладает самосознанием, поскольку мы учимся смотреть на себя со стороны, то есть видеть себя так, как нас видят другие люди. Межличностная коммуникация устанавливается благодаря тому, что ее субъекты наделяют одним и тем же значением данный символ. Согласно модели Мида, социальное «Я» включает индивидуальное «Я» и «Мы». Если первое это индивидуальное сознание, то категория «Мы» – это мое сознание в восприятии других. Следовательно, социальное «Я» представляет собой диалог между «Я» и «Мы», а социальные отношения находятся внутри социального «Я», формируемого в межличностной коммуникации. В американской социологии символический интеракционизм рассматривается как ведущая альтернатива теоретическим школам бихевиоризма и функционализма, а также традиционному социальному обследованию. Социальные обследования представляют собой множество различных сведений об индивидуумах и их образе жизни посредством опросных листов и других количественных методов исследования (например, при переписях населения, исследованиях рынка и т. п.). Вместо этого используются включенное наблюдение за поведением людей в естественных условиях социальной деятельности и интенсивные интервью с ними. 104 Практически все социальные взаимодействия между людьми опираются на обмен символами; общаясь с другими, мы стремимся понять, какой тип моего поведения соответствует данной ситуации и как мне нужно объяснить намерения партнеров. Символический интеракционизм изучает тонкие механизмы и детали межличностного взаимодействия в ситуациях повседневной жизни. Среди исследований этого типа выделяются оригинальные работы И. Гоффмана. Другое объяснение индивидуальному социальному действию предлагает теория «социального обмена», разработанная американскими социологами Дж. Хомансом и П. Блау. Она исходит из высказанной Г. Зиммелем идеи о том, что любые взаимодействия между людьми предполагают предоставление и возврат эквивалентных ценностей. Опираясь на политическую экономию и поведенческую психологию, Д. Хоманс рассматривал личность как индивида, всегда стремящегося максимизировать вознаграждение и минимизировать затраты в ходе межличностного взаимодействия. П. Блау утверждал, что люди склонны вступать в брак с партнерами, обладающими эквивалентными социальными ресурсами. Разновидностью теории обмена оказалась «теория справедливого обмена» Дж. Адамса, в центре которой – категория «справедливое отношение», означающая некую пропорциональность затрат и результатов, произведенных и полученных субъектами социального взаимодействия. Итак, теоретическая социология на протяжении своего существования выработала множество методологических ориентаций в решении концептуальных проблем происхождения, сущности, структуры и механизмов функционирования и развития как человеческого общества в целом, так и обществ отдельных стран и регионов. При этом все рассмотренные школы и направления согласны друг с другом в том, что общество – это социальная реальность особого рода и в то же время продукт специфического социального взаимодействия людей.
1. Лекция 5
М. Вебер подчеркивает, что созданные им концепции «социальной деятельности», «бюрократии», «харизмы», «протестантской этики» – это идеальные типы, т. е. логические упрощения тенденций, присущих более сложной социальной действительности. Это обязывает социолога создавать «рабочие понятия» на основе избранной им позиции, которые служат ему в качестве познавательных средств и инструментов для сопоставления с реальностью. Еще большее значение активному индивиду придает «символический интеракционизм». Термин был введен в научный оборот в 1937 г. Г. Блумером, который сформулировал главные принципы этого теоретического подхода в американской социологии: 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которые имеют для них эти объекты. 2. Эти значения возникают вне рамок социального взаимодействия (интеракции). 3. Социальная деятельность обусловлена теми значениями, которыми наделяют субъекты (акторы) предметы и социальные действия, включая самих себя.