Доказательство того что педагогика это искусство

« Педагогика – это наука или искусство?»

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж

Составитель: Ушакова А.В.

« Педагогика – это наука или искусство?»

Студентам задается вопрос: куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам? Студенты пытаются обосновать свою точку зрения.

«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство». (А.Г.Ободовский).

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».

Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Педагогика как наука имеет ряд признаков:

— педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

— педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

— педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Мне очень понравились слова замечательного педагога С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».

Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

Источник

Статья «Педагогика как искусство»

Педагогика как искусство.

Л. А. Данцова, учитель русского языка и литературы

Педагогика- это не только наука. Это искусство как вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Особенность обучающегося в восприятии окружающей действительности чувствами, творческим воображением. Искусство оказывает преобразующее воздействие на ребёнка. Воздействует одновременно на его чувство, мысль и волю, пробуждая и развивая в нем художественное, творческое отношение к действительности. Как форма общественного сознания искусство стоит в одном ряду с педагогикой. У них общий объект отражения- жизнь, реальная действительность. Это формы познания, освоения действительности. Каждая из этих форм вносит в жизнь свой собственный, неповторимый вклад. В.Г. Белинский писал: «… их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание…». Искусство иногда называют человековедением. Эта сугубо человеческая сущность искусства, эта его подчиненность человеческим целям и задачам не только не уменьшается, но увеличивается со временем, вместе с развитием художественной и общественной мысли. История искусства в главном своем содержании- все более глубокое и полное художественное познание человека. Все главные открытия в искусстве так или иначе связаны с открытием человека. Все художественные и идейные достижения в искусстве – это достижения в объяснении, познании самого себя. То новое, что несет с собой каждый неизвестный прежде художественный метод, каждое направление в искусстве, в конечном счете, оказывается глубочайшим образом связано с воспитанием и образованием.

Говоря о педагогике как об искусстве, К. Д. Ушинский подчеркивал его активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика человека. Сравнивая искусство с наукой, обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. «Педагогика является высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшее из потребностей человека и человечества- их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек». К.Д. Ушинский поднял на высоту педагогическое творчество учителя, которое только одно может спасти от однообразия, когда он «толкует в сотый раз давно выученную наизусть страницу». При этом педагог предостерегает от противопоставления практики и теории. Важно «дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и могла бы наполнять ее вечно». В этом К.Д. Ушинский видел назначение педагогики. По его мнению, учитель должен давать только необходимые знания, он должен видеть в своем ученике не будущего литературоведа, а человека, пользующегося плодами литературоведческого анализа текста для своего нравственного и умственного усовершенствования. К.Д. Ушинский писал: «Новая школа разделяет и организует труд учителя и учеников: она требует, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Актуальность этого вывода в связи с новым ФГОСом неоспорима.

Поэтому педагогическое искусство рассматривается как педагогическое мастерство: педагогические умения, основанные на педагогических убеждениях, ядром которых являются формы и методы преподавания, осмысленные учителем..

Источник

Эссе «Педагогика — это наука или искусство»

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство Яна Мельничук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство»

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»

Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже ни кто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. [1] Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук. Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в.существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.

Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».

Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности. Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

Что же такое наука? Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.

И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Я считаю, что эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. [3]

Список используемой литературы:

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусствоКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусствоКонсультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусствоПроект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусствоКонсультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусствоМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусствоКонсультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Источник

Педагогика как искусство.

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство

Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это искусство. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это искусство. Картинка про Доказательство того что педагогика это искусство. Фото Доказательство того что педагогика это искусство

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

1. Типология и многообразие образовательных учреждений.
Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

· Негосударственные (частные, общественные, религиозные);

В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

· дошкольные – детские сады, детские ясли, развивающие центры;

· массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования) – школы, гимназии, лицеи;

· учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена)
— учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования
— учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования
— учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования
— учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.;

· специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т.д. – дети с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями в поведении и общении (ранний детский аутизм) и т.д.

Источник

V. «Педагогика не наука, а искусство»

1.Известна крылатая фраза К.Д. Ушинского- «педагогика это не наука, а искусство».

Ушинский возвращался к этой мысли в статьях «О пользе педагогической литературы» и в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», написанном в 1867 году.

Для того, чтобы понять что вкладывал Ушинский в суждение педагогика это искусство, необходимо сделать маленький исторический экскурс

-Во времена Ушинского под наукой понимали, прежде всего, естественные науки. Поэтому Ушинский называл психологию, историю и педагогику науками особого рода, то есть отличными от естественных наук.

-Ушинский был глубоко верующий человек, воспитанный в религиозных традициях

«Нужно ли доказывать, что всякая фактическая наука,— а другой науки мы не знаем,— стоит вне всякой религии; ибо опирается на факты, а не на верования, на известности, а не на вероятности, на определенных знаниях, а не на неопределенных чувствованиях?»

Ушинский здесь излагает позитивистский подход к научному знанию, который был для того времени доминирующим.

Но из этого никак не выходит, чтобы науки психологические, науки, имеющие своим предметом жизнь души человеческой, к которым мы причисляем и всю обширную систему исторических наук, могли как бы не знать о существовании религиозных систем. Может ли история быть сколько-нибудь историей, не излагая истории религий? Она в таком случае упустила бы громадную и самую важную нить событий и добровольно отказалась бы от объяснения происхождения бесчисленных фактов жизни человечества.

Психология, в собственном смысле этого слова, находится еще. более, чем история, в тесном отношении к религиозным системам. Она не может не видеть в них не только выражений души человеческой, но даже таких выражений, в которых необходимо должна скрываться какая-нибудь психологическая истина; потому что иначе самое распространение той или другой религиозной системы было бы фактом необъяснимым».

Ушинский, говоря о науках особого рода, фактически обосновывает особый характер наук о духе, то, о чем 30 лет спустя заговорит Дильтей.

«Если шаманство, фетишизм, браманизм, буддизм, магометанизм находили себе миллионы поклонников, то,без сомнения, потому, что удовлетворяли той или другой потребности души человека. Вот почему мы думаем, что тот оказал бы величайшую услугу науке, кто изучил бы все известные религиозные системы специально с психологическою целью, чтобы узнать, какою душевною потребностью может быть объяснено распространение каждой из них. Тогда бы для нас уяснились и самые потребности души человека, которые, без сомнения, в сущности своей, несмотря на все видоизменения, всегда и везде одни и те же. Мы удивляемся суевериям шаманства; но, может быть, изучив их ближе, мы нашли бы, что корень их не чужд и нашей душе.» Изучение шаманства сегодня стало едва ли не трендом в поисках духовного состояния человека у начала человеческой истории.

«Все религиозные системы не только возникали из потребностей души человеческой,-пишет дальше Ушинский,- но и были, в свою очередь, своеобразными курсами психологии; в них-то формировался более всего взгляд человека на мир душевных явлений, так что без помощи религиозных систем мы не можем объяснить себе общечеловеческой психологии, ее истин и ее заблуждений. Выходя из психических потребностей, религия, в свою очередь, распространяла то или другое психологическое воззрение и распространяла, конечно, обширнее и удачнее, чем может распространяться какая бы то ни было кабинетная психологическая теория. Великие психологические истины, скрывающиеся в евангелии, распространялись вместе с евангельским учением, и этим только фактическая наука может объяснить то умягчающее, гуманизирующее влияние евангельского учения, которое оно вносило с собою повсюду. Если же евангельская психология, более или менее глубоко понятая, сделалась общим достоянием всего христианского мира, т. е. всего образованного европейского мира, то каким же образом психолог может не знать этой психологии, может обойти ее, ограничив свои познания теориями Гербарта, Бенеке или какого-нибудь другого кабинетного ученого?»(3 6 К. Д Ушинский, т. IX 561).

Мы видим, что Ушинский утверждает невозможность рассматривать такие науки, как психология и история по аналогу с естественными науками. Разделение естественных и гуманитарных наук произойдет в Баденской школе неокантианства и философии жизни и прозвучит у немецкого автора В.Дильтея («Введение в науки о духе»1883), Ушинский пишет свой труд в 1867 году, излагая представление об особом характере гуманитарных наук за 15 лет до Дильтея.

И одним из главных аргументов он выдвигает не абсолютизацию фактов и эмпирического материала, а допустимость верования автора, извлечение аргументации из Евангелие, религиозного толкования потребностей и мотивов, черпание истин из евангельского откровения..

В педагогической антропологии Ушинский говорил, что науками особого рода являются история и психология. Относил ли он сюда педагогику?

Безусловно, потому, что для него педагогика была не возможна без религии. «Педагогика без религии безголовый урод»,- писал он.. Таким образом, не достоверные и статистически измеряемые факты, а не измеряемые верования, убеждения, домыслы, передающую специфику предмета педагогической науки и право автора на субъективизм-присутствуют в педагогике как науке особого рода.

Рассматривая педагогику как искусство и в этом отношении науку особого рода, Ушинский писал не только о религии, убеждениях и иррациональных моментах, но опирался и на другую логику доказательств. Он сравнивал педагогику и медицину, так как и педагогика, и медицина предполагают мастерство врача и учителя, имеющих опыт, призвание, дар, а наверное, порою и харизму. «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы
науками в строгом смысле этого слова. Ни той, ни другой нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, химии, анатомии и физиологи и проч. И медицина и педагогика, кроме знакомства с науками из области философии и естествоведения требуют еще умения приложить эти знания к делу, развитие наблюдательности и в известном отношении навыка

Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками,
в самом себе заключает всю возможность успехов вос-
питания. Главнейшая дорога человеческого воспита-
ния есть убеждение, а на убеждение можно только
действовать убеждением. Всякая программа препо-
давания, всякая метода воспитания, как бы хороша
она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя,
останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы
в действительности. Самый бдительный контроль в
этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может
быть слепым исполнителем инструкции: не согретая
теплотой его личного убеждения, она не будет иметь
никакой силы».

Если спроецировать эти рассуждения 19 века на современное понимание особого характера педагогики, то логика рассуждения видимо возможна такая.-какие мы знаем искусства? Музыку, живопись, танец… Представьте, если мы скажем: педагогика это музыка или педагогика – это живопись. Мы сразу почувствуем, что говорим мы не о теории, а о деятельности, в которой сильно присутствует творчество, то есть о такой деятельности, которая не может иметь жесткого объяснения с точки зрения научных (в том числе статистических) закономерностей, а содержит уникальные, абсолютно неповторимые феномены. Деятельность творца в очень значительной степени свободна, не подчиняется требованиям жесткого стандарта.

Поэтому, когда мы говорим о музыке, мы говорим об именах, о композиторах, Когда мы говорим о живописи, мы говорим, об именах-художников…

Разговор об искусстве- всегда разговор о персоналиях, об именах…

Мы говорим об искусстве как деятельности творцов, но ведь в искусстве есть и теория.

Что такое музыковедение и музыкознание? Наука, изучающая музыку как особую форму освоения мира….

Здесь главным является прилагательное – «особую», то есть «специфическую,» отличную от других искусств, например, танца, и от других форм освоения мира-науки, например астрономии.

Продолжим искать аналогии.

Музыковедение-наука, изучающая музыку, как особую форму художественного освоения мира

А что тогда педагогика? Наука, изучающая педагогическую деятельность. А что тогда педагогическая деятельность? Особая форма понимания человека и путей его изменения? Педагогическое понимание отличается от психологического и социологического и любого другого потому, что оно направленно на поиск путей изменения человека. Педагог, как творец не только понимает человека, но и раскрывает возможности его направленного изменения. Эта направленность по замыслу отнюдь не авторитарная. Человек движется к изменению сам. Педагог создает условия, подталкивает его к личностному развитию. Здесь педагогическая деятельность близка к психотерапевтической деятельности, ведь психолог не говорит «делай так», он говорит :попробуй разобраться в себе. В психотерапии клиент открывает себя, в педагогической деятельности ученик, воспитанник раскрывает свои возможности в понимании окружающего мира и в присвоении культурных ценностей и в саморазвитии.

Таким образом, педагогика, будучи включенной в социо гуманитарное знание, изучает искусство деятельности педагога (педагогического взаимодействия) по преобразованию личности с учетом (и конечно знанием) всех тех преобразующих воздействий, которые человек получает от окружающего мира.

.Итак, педагогика это наука, которая изучает искусство педагогической деятельности.

IV.Так как педагогическая деятельность – искусство, она предполагает определенную творческую уникальность, эта деятельность не может происходить по стандарту, образцу, шаблону, трафарету.

Управление требует контроля, а значит единых критериев оценки деятельности учителей, а стало быть, профессиональных стандартов.

Это являлось предметом критики школы, причиной перевода родителями детей на домашнее обучение, жалоб учителей о тяготах проверок и бумажную бюрократию. Все реформаторские движения пытались утверждать свободу учителя и освобождение его от контроля, Чехов страх контроля учителя вложил в образ «человека в футляре», ставшего символом учительской деятельности. Какое тут искусство. Главная фраза «как бы чего не вышло», тоже и в образе Передонова в «Мелком бесе» Ф. Соллогуба.

Таким образом, педагогика из науки, которая должна изучать искусство педагогической деятельности превратилась в науку, изучающую поддержание и сохранение шаблона педагогической деятельности, необходимого для удобства контроля и для массового воспроизводства кадров.

Постоянное присутствие этого противоречия приводило и приводит к процветанию фальшивой риторики в педагогической науке, когда анализ педагогической реальности подменяется возвышенным разговором о долженствовании с использованием наукообразной лексики.

Выходит Ушинский ошибался, говоря, что педагогика это искусство? Скорее нет, он говорил о феноменологической сущности педагогической деятельности и педагогической науки, указывая одновременно на глубокое противоречие между сущностным, желаемым и реальным.

Мы говорили о том, что необходимость не только контроля, но и огромного количества учителей( массовость профессии) мешает педагогической деятельности обрести статус искусства и творчества. Количество всегда ослабляет качество.

Феномен массовости может быть порождаем разными причинами.

Для школьного дела, чем более развивалось образование, тем многочисленнее становилась армия педагогов, тем труднее было ориентироваться на искусство.

Интересно, что сегодня это противоречие массовость и творец возникло в явлении «смерть автора», в начале провозглашенного в платформе постмодерна а в последнее время активно обсуждаемого в среде творческой интеллигенции. Конец эпохи композиторов объявил композитор Владимир Мартынов, конец писателей провозгласил писатель Владимир Сорокин, о конце живописи много пишут исследователи авангарда. Одной из причин является доступность творчества для многих, чему стал способствовать интернет. Композиторов стало много, писателей много – а великих не стало…

. В изучении любых явлений всегда очень удобна метафора или модель креста. Горизонталь и вертикаль.

Говоря о педагогике как науке, мы двигались по горизонтали. Говорили, что это специфическая форма теоретического знания, изучающая искусство педагогической деятельности, которое таит противоречие между уникальностью творчества и унификацией и стандартизацией, требуемых необходимостью контроля и обеспечения массовости. В этом специфика, особость педагогики в сравнении с другими антропологическими и социо гуманитарными науками, к которым она принадлежит. Таким образом, специфика педагогики как особой формы социально гуманитарного и антропологического знания в предмете деятельности- особом влиянии на изменение человека и в характере этой деятельности, содержащей противоречие между необходимостью свободы и неотвратимостью стандартизации.

Выделяя современные проблемы педагогической науки, авторы пишут о:

-фрагментарности изучения педагогических явлений при недоучете фактора целостности.

-необходима целостность и преемственность педагогического изучения человека от младенчества до старости(от дошкольной до поствузовской)

-требует исследования методология интегративного подхода (психопедагогика, этнопедагогика, валеология),

-очень медленно происходит методологическая перестройка педагогики в контексте утверждения постнеклассической рациональности и влияния постмодерна.

Если классическая педагогика опиралась на классическую рациональность и авторитарные методы, влияние неклассической рациональности проявилось в ориентации на свободу выбора в методах обучения, то период утверждения постнеклассической рациональности вызвал разочарование и осознание тщетности педагогических усилий по преобразованию умов и нравов кризисного общества, что привело к обсуждению кризиса образования.

— очевидная множественность педагогической реальности провоцирует отказ от поиска универсального метода, единых целей, совершенных моделей, абсолютизации конкретных концепций и подходов.

Педагогика, в своей «прекрасной неточности» (метафора А. Лиханова) стихийно резонирует с культурой постмодерна и постнеклассичности, с другой стороны, организация и управление образованием нуждаются в стандартах и определенной унификации.

— Педагогическое знание веками формировалось на пересечении философии, науки, религии, искусства, мифологии, техники. Отсюда его интегративный характер, сопряжённый с привлечением категорий, подходов, принципов из других областей знания и социальной практики. Неслучайно в педагогическое сознание легко проникают идеи и терминология синергетики, связанные с нелинейностью, стихийностью, самоорганизацией. Ряд постмодернистских посылов спонтанно подтверждается образовательной практикой, давая поводы для научно-педагогического осмысления с неклассических позиций. Так среды, в которых протекают педагогические процессы, обнаруживают свойства фрактальности. Способности сложных систем к саморазвитию путем «самораскрутки» и коллективного самопроизводства.

Несмотря на усложнение и глобализацию процессов, разворачивающихся в образовательном пространстве, идёт стремительное опрощение научных взглядов. О редукции фундаментальных основ педагогики свидетельствует уменьшение числа методологических исследований и монографий, вынужденный переход на прикладной уровень решения «заказных» частных задач,решение практических вопросов.

Авторы отмечают наличие крайностей в педагогических исследованиях, от попыток «поверить алгеброй гармонию» до произвола бездоказательности.

Диссертанты дерзают экспериментально, статистически подтверждать гипотезу о способности детей «к эмоционально-позитивному отношению к себе как носителю образа Божьего». Ставят задачи: «разработать стратегию формирования транспортной культуры школьников, базирующуюся на синтезе системного, антропологического и культурологического подходов»,

-Происходит утрата историко-педагогической преемственности. Небрежение исследователей к многовековому педагогическому опыту человечества и своей страны в последнее десятилетие привело к тому, что возникает проблема адекватности инновационной деятельности и ее методологического осмысления, формы и методы повторяют то, что уже было без учета исторического конткста.

— В пост-неклассической педагогике, с одной стороны, обнаруживается эффект эго-концептуализма, присвоения индивидуального права на переоткрытие, переформулировку известных другим истин. Так старый афоризм «ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», сегодня можно встретить в такой интерпретации: «Обучающийся это не пустой контейнер, который государственно легитимный авторитет наполняет фактами и данными, а активный конструктор себя и своего окружения» [6; 38-40]. С другой стороны, приоритетными становятся командные и сетевые процессы экспроприации чужих идей и текстов, что нередко ведёт к их упрощению и искажению.

-Материалом для образов новой педагогической действительности становятся обобщённые бытовые представления о школе, образовании, учителях, как правило, не вносящие принципиально нового в интерпретацию уже имеющихся классических взглядов на природу образования

Кризис компетентности. Над входом в Академию Платона была начертана формула «не геометр, да не войдёт». Частью кризиса представлений (Ф. Капра), характерного для постнеклассической науки в целом, стал кризис педагогической компетентности,среди симптомов которого особенно ярко проявляются дистанцирование от смыслов педагогической деятельности, и многообразные «языковые игры» (Л. Витгенштейн), позволяющие имитировать инновационную активность. Примером распространившегося ныне жанра «инновационных пустоговорок» может служить сентенция из диссертационного исследования, датированного 2011 годом: «Здоровьесозидающая функция образования интегрирует здоровьесберегающую, здоровьеформирующую, здоровьеразвивающую интенциональность образования».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *