Доказательство того что педагогика это наука

Доказательство того что педагогика это наука

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ ОЛИМПИАДА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Наука – это система закономерностей,действующих в определённой области,а предмет науки-то,что она изучает.Предмет педагогики-воспитание.

В своей статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Педагогика не наука,а искусство».

Ушинский считал,что главным признаком науки должен служить её предмет исследования.

Долгое время противопоставления искусства воспитания таким наукам,при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики-совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.В дальнейших работах и исследованиях он нашёл те главные компоненты-задачи и их практическое значение.

Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству вопитания».Практическое же значение педагогики заключается в том,чтобы открывать средства к образованию человека такого характера,который противостоял бы на пору всех случайностей жизни,спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты.А мы же хотим доказать,что педагогика является именно наукой,что нет сомнений в том,что она не только искусство.

Доказательствами этого являются следующие необходимые условия в педагогике:

Степень соблюдения этих условий и требований характеризует уровень развитости науки.А педагогика соблюдает эти условия и является наукой доказанной,крепко стоящей на одном из первых мест в иерархии наук.

Ещё Ушинский сказал,что возле всякой науки может образоваться искусство,которое будет показывать,каким образом человек может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки.

Исходя из этой мысли выдающегося педагога можно предположить,что педагогика будет развиваться в направлении увеличения доли искусства практического применения выводов науки.Искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил,определяемых произвольными желаниями человека.

Для педагогики представляют интерес науки,из которых она черпает знания средств,необходимых ей для достижения её цели,все те науки,в которых изучается телесная или душевная природа человека.

Совершенно очевидно,что в зависимости от того,с какой наукой будет происходить интеграция педагогики,возникнут различные направления её развития.

Для примера,мы можем предложить такой вариант развития педагогики,основанный на творчестве выдающегося мыслителя и педагога,Константина Николаевича Вентцеля.

Константин Николаевич Вентцель-двигаясь от личности ребёнка,от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного,творческого,индивидуального развития, пришёл к идее космического воспитания.

Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего целостного Космоса,исходил из нерасторжимости и органического единства Человека,Человечества и Вселенной.

Помимо Вентцеля,были и другие мыслители,которые считали человека существом,неотделимым от Природы и активно участвующим в жизни Космоса.Это академики: В.И.Вернадский,В.В.Докучаев,Н.Ф.Фёдоров,К.Э.Циолковский,

А.А.Чижевский.

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА должна строиться на цельном,едином, гармоническом сознании свободной творческой личности,расширяющемся во все стороны и достигающем наибольшего своего выражения и глубины.

Культ Ребёнка – это та субстанция,которая не даёт человечеству стариться,придаёт его существованию характер длящейся и никогда не прекращающейся весны.Ребёнок – нежный росток той личности,из которой должна вырасти Творческая Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании.

Человек представляет часть Вселенной, Космоса,поэтому человека необходимо воспитывать в качестве члена Космоса-как гражданина Вселенной.

Высшая задача космического воспитания: развитие в ребёнке космического самосознания,то есть сознания самого себя как нераздельной части Космоса.

Главная цель космической педагогики – довести до сознания воспитанника единства его личной жизни с жизнью социума,с жизнью всего Космоса,то есть воспитание человека,обладающего планитарным сознанием.

На фоне обострения глобальных проблем современности (экологической,термоядерной,демографической и др.), воспитание космического сознания человека является первоочередным условием выживаемости человечества.

Называться новая наука будет так: КОСМОАНДРОГИКА.

Но совсем не обязательно,что объединятся всего 2 науки.Вполне возможно,что к ним присоединится и третья наука.Например,существует генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организма.

В то же время,наследственность – один из факторов развития и формирования личности.Значит,педагогике необходимо учитывать выводы,научные исследования и достижения генетики.

Сегодня активно развивается новая наука – эпигенетика («эпи»-над).Используя так называемые маркеры,она учится «включать» и «выключать» определённые гены. Ген – это материальный носитель наследственности,единица элементарного признака в живом организме.То есть,если эпигенетики объединятся с педагогами,то учитывая,что многие гены влияют на социализацию личности (положительно или отрицательно),можно регулировать развитие и формирование личности, в зависимости от потребностей общества.

Интеграция педагогики и эпигенетики даст толчок для развития новой науки – эпиандрогики.То есть,эпиандрогика будет выполнять адаптивную функцию,а космоандрогика – гуманистическую.

В дальнейшем,возможно,обе науки объединятся в эпикосмандрогику, назначение которой будет формирование человека будущего,более совершенного и физически и духовно.

Совершенно очевидно,в каком направлении будет развиваться преподавание в ВУЗах.Уже сегодня есть первые опыты проведения уроков с орбитальной станции.В будущем,лучшие умы человечества,посредством космической спутниковой связи будут проводить лекции,научные конференции,практические занятия и коллоквиумы,причём с абсолютным эффектом присутствия.

Бесславное начало колонии имени Горького.

Антон Семёнович Макаренко – зав.колонией

Калина Иванович Сердюк – зав.хозяйственной частью

Екатерина Григорьевна – воспитательница

На сцену выходят А.С.Макаренко и Калина Иванович.

Антон Семёнович — До революции здесь была колония малолетних преступников. В 1917 году она разбежалась, оставив после себя очень мало педагогических следов.Первым объектом моей воспитательной деятельности сделался завхоз, Калина Иванович Сердюк.

Калина Иванович – Вы будете заведующим педаКоКической частью?

Антон Семёнович – Почему? Я заведующий колонией.

Калина Иванович (вынув трубку изо рта) – Нет, вы будете заведующий педаКоКической частью, а я – заведующий хозяйственной частью.

Антон Семёнович – Как же так, товарищ Сердюк, не может же быть без заведующего колония? Кто-нибудь должен отвечать за всё.

Калина Иванович – Так вы желаете быть заведующим колонией?

И чтоб я вам в некотором роде подчинялся?

Антон Семёнович – Нет,это не обязательно. Давайте, я вам буду подчиняться.

Калина Иванович – Я педаКоКиКе не обучался и что не моё, то не моё. Вы ещё молодой человек – и хотите, чтобы я,старик, был на побегушках? Так тоже нехорошо!А быть заведующим колонией – так, знаете, для этого ж я ещё алограмотный, да и зачем это мне? Вы, как человек грамотный, будете как бы заведующим, а я вам буду как бы подчиняться.

Антон Семёнович — 4 декабря в колонию прибыли первые воспитанники: Задоров, Волохов и Таранец.

Выходят 3 воспитанника: Задоров,Волохов и Таранец.

Антон Семёнович — Я попросил их расчистить от снега дорожки во дворе колонии.

Задоров – Дорожки расчистить можно, но только пусть зима кончится, а то мы расчистим, а снег опять нападёт.Понимаете?

Мило улыбается и уходит.

Волохов (лицо бандита, руки в кармане галифе) — Ну, сказали ж вам…

Антон Семёнович – Калина Иванович, пойдём снег чистить.

Калина Иванович – А эти что, соловьи – разбойники?

Антон Семёнович – Не хотят!

Калина Иванович – Что ты им скажешь, паразитам? Видишь, какие аллеганские холявы! Их родителей нужно за это в кутузку, паразитов….

Антон Семёнович — Мы с Калиной Ивановичем уже оканчивали первую дорожку, когда на неё вышли Волохов и Таранец.

Таранец – Вот хорошо!

Волохов – Давно бы так!

Калина Иванович – То есть как это – «хорошо»?

Загораживает им дорогу.

Ты, сволочь, отказался работать, так думаешь, я для тебя буду? Ты здесь ходить не будешь, паразит! Полезай в снег, а то я тебя лопатой…

Замахивается лопатой, но лопата летит в сугроб, трубка в другую сторону.Воспитанники со смехом уходят.

Волохов — Придётся самому за лопатой полазить!

Калина Иванович – Дикари, ты понимаешь, мерзавцы, адиоты! И сдохнешь таким, понимаешь, никакая революция ему не поможет… Ах сволочи, ах подлецы, остолопы проклятые!

Антон Семёнович — Первые месяцы нашей колонии были месяцами отчаяния и бессильного напряжения. Я за всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимой 1920 года. Сколько тысяч лет существует педагогическая наука! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Блонский. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое – то шарлатанство.

И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате.

Антон Семёнович — Задоров, пойди наруби дров для кухни!

Задоров – Иди сам наруби, много вас тут!

Макаренко бьёт Задорого с размаху по щеке. Задоров падает.

Макаренко бьёт второй раз, хватает за шиворот,

приподнимает и бьёт в третий раз.

Задоров (тихо со стоном шепчет) – Простите, Антон Семёнович!

Макаренко хватает кочергу. Все пять воспитанников молча

стоят у своих кроватей. Волохов что-то спешит

поправить в костюме.

Антон Семёнович (стучит кочергой) – Или немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чёртовой матери!

Задоров – Мы не такие плохие, Антон Семёнович! Будет всё хорошо. Мы понимаем…

Антон Семёнович — В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно сказать правду, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я ни одной минуты не считал, что нашёл в насилии какое – то всесильное педагогическое средство. Прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна.

Лидия Петровна – Так вы уже нашли метод? Как в бурсе, да?

Антон Семёнович – Отстаньте, Лидочка!

Лидия Петровна – Нет, вы скажите, будем морду бить? И мне можно? Или только вам?

Антон Семёнович – Лидочка, я вам потом скажу. Сейчас я ещё сам не знаю. Вы подождите немного.

Лидия Петровна – Ну, хорошо, подожду.

Екатерина Григорьевна – Вы знаете, что в этой истории самое печальное?

Антон Семёнович – Самое печальное?

Екатерина Григорьевна – Может быть.

Источник

Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наука Маргарита Александровна Ветрук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство?»

Любой человек есть дерево, которое живет, растет, цветет, дает плоды. Но как же появилось это дерево? Из семени. Со временем семя превращается в росточек, пробивается к свету, солнцу, но все же держится за почву корнями, уходя далеко вглубь. Семя-это начало существования дерева, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь. Воспитатель в детском саду – это начало, ключ к двери, за которой скрывается наше будущее. Должна педагогика быть искусством, или она стоит в одном ряду с другими науками, такими как астрономия, химия и биофизика?

Даже не вдаваясь в длительные размышления,мне хочется сказать: безусловно, педагогика это и наука, и искусство. Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже никто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в.существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Мнения на этот счёт различны.

Так, например, профессор Пискунов А. И.говорил: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». Ушинский К. Д. отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

Но ведь с другой стороны, все люди — разные, к каждому нужен определенный подход. Кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, а кто-то — на слух, так же и форма подачи материала тоже может быть разной — одним нужен четко составленный план с основными пунктами, а другим — диалог с педагогом.

Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д.Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?

Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство.

И разве не искусство — умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

А основа педагогического мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть наука.

Нельзя представить деревце без семени, а человека без педагога. А для того, чтобы взращивать чью-то душу, необходимо быть творцом, а творцами не становятся, ими рождаются. И это непростое искусство!

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наукаКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наукаПроект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наукаКонсультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наукаМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наукаМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наукаКонсультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Источник

« Педагогика – это наука или искусство?»

Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть фото Доказательство того что педагогика это наука. Смотреть картинку Доказательство того что педагогика это наука. Картинка про Доказательство того что педагогика это наука. Фото Доказательство того что педагогика это наука

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж

Составитель: Ушакова А.В.

« Педагогика – это наука или искусство?»

Студентам задается вопрос: куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам? Студенты пытаются обосновать свою точку зрения.

«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство». (А.Г.Ободовский).

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».

Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Педагогика как наука имеет ряд признаков:

— педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

— педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

— педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Мне очень понравились слова замечательного педагога С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».

Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

Источник

Глава 2 Педагогика: наука или искусство?

Как известно, педагогика изучает особый вид деятельности – передачу новым поколениям ранее накопленного социального опыта. Для такой передачи необходимо, с одной стороны, знание того, что и как нужно передать, а с другой – умение передать.

Одним из тех, кто признал и постоянно подчёркивал мнение, что педагогика – это не наука, но искусство, которое требует всего человека со всеми его способностями, был К. Д. Ушинский. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчёркивает: «… Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности[2]. И далее: Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»[3].

В дальнейшем теоретики по-разному отвечали на вопрос: «Педагогика – это наука или искусство?». Особенно оживлённая полемика по данному вопросу разгорелась во второй половине ХХ в., когда миллионы учителей стали решать проблемы воспитания и обучения, всё больше опираясь не на творческие полёты фантазии, а на научные разработки и рационально обоснованные технологии. В результате педагогика получила статус: наука и искусство. Среди педагогов возникла дискуссия о соотношении науки и искусства в педагогике.

Однако в ходе этой дискуссии и более основательно в процессе последующей научной и практической работы было доказано, что педагогика, используя достижения и знания из различных областей науки, имеет свою собственную теорию, свои специфические знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, которые никакие другие науки, кроме педагогической, познавать не могут. «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика», – утверждал русский философ и психолог П. П. Блонский.

В настоящее время уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Однако изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная (даже очень широкая) наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой педагогических наук.

Ядром педагогической науки является теория воспитания и обучения. Однако теория не способна дать однозначный ответ на возникающие в процессе воспитания и обучения сложнейшие вопросы, требующие незамедлительного решения.

Теория способна указать на основные закономерности и принципы воспитания и обучения, но на этом останавливается помощь теории, т. к. она не в состоянии ни дать формулы для решения конкретных задач воспитания и обучения, ни указать тот узкий путь, по которому следует идти педагогу в его практической деятельности. Указав педагогу всё множество понятий и их соотношения, теория вновь его покидает, и когда надо действовать, она предоставляет ему самому решать, как следует поступать в том или ином конкретном случае в соответствии с имеющимися в его распоряжении средствами и с прирождённым ему педагогическим мастерством.

В связи с этим возникает вопрос о соотношении педагогической науки и педагогического мастерства. Попытки делить педагогику на теоретическую и практическую восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, – писал русский философ И. И. Лапшин, – педагогика – наука теоретическая, так как её средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том, что касается целей, педагогика есть наука практическая»[4].

Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня вопрос о соотношении педагогической науки и практики. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, это всего лишь абстрактные истины. Наполнить их живым смыслом способен только думающий педагог. «Педагогическая теория – абстракция. Её практическое применение – всегда высокое искусство», – указывал российский педагог И. П. Подласый.

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: педагогика – это наука и искусство. Как наука, она требует познания и применения на практике законов передачи накопленного социального опыта от старшего поколения к младшему, как искусство – мастерства этой передачи.

Педагогика изучает объективные законы развития и поведения человека в обществе и даёт рекомендации по применению этих законов в различных условиях и деятельности человека.

Объектом педагогики является образование, как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения, образования.

В состав общепринятого перечня научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время входят следующие.

? Общая педагогика, включающая общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведение. Изучает наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций.

? Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

? Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

? Педагогика школы. Представляет собой науку о развитии, формировании личности детей и подростков школьного возраста.

? Педагогика профессионально-технического образования. Представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

? Педагогика среднего специального образования. Разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

? Педагогика высшей школы. Представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания.

? Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, их переориентацию на новые средства производства, повышение квалификации, переучивание на новые профессии.

? Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

? Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

? Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования людей пенсионного возраста.

? Исправительно-трудовая педагогика. Содержит теоретическое обоснование и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления.

? Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий.

? Специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

? Лечебная педагогика. Представляет собой отрасль науки, предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

? История педагогики. Изучает закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

Вновь складываются такие виды педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются: педагогика детского движения, православная педагогика, этнопедагогика (народная педагогика) и др.

Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой – указывает, как нужно обучать и воспитывать.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описательную, объяснительную и предсказательную.

Педагогика тесно связана с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и т. д. Так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории, помогают определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Идеи психологии широко используются при изучении закономерностей различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, физики, математики, химии, биологии и других учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *