Докажи что человек социальное существо обществознание
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо. И как доказать?
Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.
Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала ответить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке социальное и биологическое начала? Является ли он социальным, биологическим или неким двойственным, социально-биологическим существом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, основанную на диалектической концепции развития, концепции соотношения основных форм (ступеней развития) материи и на исследованиях в области биологии и медицины.
1.1. Концепции соотношения социального и биологического в человеке.
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе) :
1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;
2) человек — чисто социальное существо;
3) человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;
4) человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.
Рассмотрим эти концепции подробнее.
2. Определение человека как чисто социального существа никогда не пользовалось широкой поддержкой
ГДЗ Параграф 1. Человек — личность Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Проверим себя (стр.16-17).
Он растет и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — все, что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества личности.
Как этот человек трудится, как относится к окружающему миру, как оценивает самого себя, каковы его способности к различной деятельности.
Мне стоит поработать над силой воли.
В классе и дома.
Смелость, отвага, храбрость — это положительные качества человека, которые мне также хотелось бы развить. Эгоизм, малодушие — это отрицательные качества.
Сильная личность — волевой человек, крепкие нервы, чудовищная внутренняя энергия, убийственный потенциал; широкие возможности. Он может сделать то, что показалось бы на первый взгляд бредовым, но если он решил, то без достигнутой цели его не ждите. Обычно умеет ждать и выжидать, правильно распоряжается временем.
а) Нет, это не сильная личность, потому что Петр силен физически, а не морально;
б) Нет, это не сильная личность, т.к. сильная личность должна уметь признавать свою вину и не врать, а Оксана не способна сделать это;
в) Да, это сильная личность, поскольку только сильная личность может выносить сложные жизненные ситуации без чужой помощи, и при этом не жаловаться;
г) Да, это сильная личность, ибо сильная личность может взять чужую вину на себя (принять удар);
Мое мнение в связи с поведением Алексея негативное.
У Алексея правильное желание стать сильной личностью. Однако не правильные методы достижения этой цели. Причина — не знание и отсутствие воспитания, именно поэтому взрослые люди называют его невоспитанным и некультурным человеком. Алексею надо объяснить и показать способы как стать сильной личностью. Сила личность в умении помочь слабым и защитить их. Ведь только сильная личность способна противостоять злу и стоять на стороне добра и истины. Сила дана человеку, чтобы помочь тому, у когда не хватает сил.
Алексей прирожденный лидер. И если бы ему смог кто-то рассказать по-доброму, по-дружески, я уверен, он бы понял и смог стать лучшим в классе и звездой всей школы.
Человек как социальное существо
Человек — существо социальное и лишь в обществе может реализовать себя. Жизнь человека сама по себе социальна, ведь ему приходится постоянно взаимодействовать с людьми и в быту, и на работе. Собственно человек и становится человеком, когда живет и развивается в социальной среде, а социальные факторы играют огромную роль в его становлении.
Что делает человека социальным существом?
Человек выделился из животного мира благодаря основным социальным факторам — труду и коллективной деятельности, общению, речи и мышлению, а также нравственности. Но именно труд сыграл главную роль при становлении человека. Коллективный труд приводил к тесным взаимоотношениям между членами коллектива, а затем и к групповому взаимодействию, включающему заботу о других. Все это вызывало необходимость в общении, появилась речь, которая способствовала развитию мышления. А мышление позволило обогатить речь новыми словами. Благодаря языку наработанный опыт передавался из поколения в поколение, умножая и сохраняя человеческие знания.
Человек изначально обладает специфическими человеческими качествами, однако полностью его в этот мир вводит именно общество, наполняющее социальным содержанием его поведение. В результате активного овладения языком, воспитания, обучения, освоения культурных ценностей на протяжении жизни формируются сознательные психические явления.
Только для человека характерны социальные особенности, которыми он обязан именно обществу:
Обретение человеком социальных качеств осуществляется в процессе социализации. Это значит, что присущие конкретной личности черты, являются результатом освоения культурных ценностей, характерных для конкретного общества, и одновременно воплощением внутренних возможностей личности.
Человек неотделим от общества, а само общество таково, какими являются образующие его люди. Общество выступает как выражение, оформление и закрепление внутренней человеческой сущности, способа его жизнедеятельности. Человек существует как человек исключительно благодаря обществу, в нем он формируется и своей деятельностью формирует общество, в котором живет.
Когда человек овладел культурой изготовления орудий труда, устройством жилищ и воспроизводством пищи он стал зависеть от воспитания и социальных условий. Собственно формирование присущих человеку качеств вне человеческого общества стало невозможным.
Человек благодаря воспитанию, традициям, технической, научной и культурной информации обогащается опытом множества живших до него людей. Так между поколениями возникает особая форма связи – преемственность, вследствие чего накопленный за конкретную человеческую жизнь опыт не исчезает вместе с человеком, а присоединяется к общечеловеческой культуре.
Ценность человека для общества обусловлена его социально значимыми качествами, в совокупности характеризующими его как личность, однако стать личностью можно только в обществе. Пример того, что человек как личность не может существовать вне человеческого общества, это дети — маугли. Попав по разным причинам на несколько лет в сообщества животных, они возвращались к людям, однако для адаптации в этой социальной среде им требовались годы.