Докажи что опыление цветков очень важно для жизни растений
Докажи что опыление цветков очень важно для жизни растений?
Ответ оставил Гуру
Да очень важно без опыление умрёт и не даст плоды это про дерево
Ответ оставил Ser012005
Без опыления цветы не могут размножаться. Следовательно если не будет опыления род не будет продолжаться
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.
А. Выберите один правильный ответ
1. Главный признак живого организма:
а) изменение формы,
б) изменение размера,
в) обмен веществ,
г) пассивное передвижение
А 2. Все живые организмы в отличие от неживых:
а) размножаются, растут, развиваются,
б) существуют независимо от среды,
в) изменяют форму,
г) изменяются под воздействием среды.
А 3. В предложенном перечне найди название систематической категории:
а) вид,
б) собака,
в) роза,
г) человек.
А 4. Группа особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это:
а) вид,
б) род,
в) тип,
г) отряд
А 5. Главная задача систематики – это изучение:
а) этапов эволюции,
б) отношений организмов и окружающей среды,
в) приспособленности организмов к условиям обитания,
г) рганизмов и объединение их в группы на основе родства.
Вариант 2
Б 1. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность.
Б 2. Преемственность поколений обеспечивается за счет
1) развития
2) роста
3) размножения
4) обмена веществ.
Б 3. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном
Б 4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.
Б 5. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном
Б 6. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном..
Б 7. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
1) популяционно-видовом
2) биосферном
3) экосистемном
4) организменном.
Б 8. На каком уровне организации живого происходят генные мутации?
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном
Б 9. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
1) воспроизведением
2) эволюцией
3) раздражимостью
4) нормой реакции
Б 10. Живое от неживого отличается способностью
1) изменять свойства объекта под воздействием среды
2) участвовать в круговороте веществ
3) воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
Б 12. Для изучения строения клетки необходимо:
1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист;
2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом;
3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом;
4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним
Урок 29. Опыление. Его значение в жизни растения
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Опыление. Его значение в жизни растения
Цели: познакомить со способами опыления цветковых растений, раскрыть значение опыления, показать взаимосвязь опыления, оплодотворения и последующего образования семян; дать представление о различных приспособлениях растений к тому или иному типу опыления; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнению с самоопылением; дать представление о значении искусственного опыления для сельского хозяйства.
Оборудование и материалы: карточки для биологической эстафеты; таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», цветущие комнатные и декоративные растения, гербарии самоопыляемых, ветроопыляемых и опыляемых насекомыми растений, разборная модель «Цветок вишни».
Ключевые слова и понятия: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление; ветроопыляемые растения, насекомоопыляемые растения.
Биологическая эстафета «Соцветия»
(Для проведения эстафеты учитель должен подготовить три комплекта карточек, на которых крупным шрифтом написано название соцветия и более мелко — его описание.
Класс делится на три команды (например, по рядам). Перед каждым из рядов стоит стол или стул с комплектом карточек. Учитель засекает время с помощью секундомера.
По сигналу учащиеся берут по одной карточке с названием и описанием соцветия, подбегают к доске и рисуют схему этого соцветия. Если участнику эстафеты хорошо знаком материал, он может нарисовать соцветие, прочитав только его название. Если же материал усвоен не очень хорошо, то игрок будет вынужден прочитать описание этого соцветия, потратив время. После того как ученик изобразил соцветие на доске, он подбегает к столу, кладет на него мел или передает его в руки следующему члену команды и т. д.
Учитель фиксирует время, потраченное каждой командой на выполнение задания. За каждый неверный ответ дается штраф 15—20 с. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время.)
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомним, какова основная функция цветка. (Размножение, т. е. образование семян.)
Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.
Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Если пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика того же цветка, такой способ называют самоопылением. Если же пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка, такой способ называют перекрестным опылением. Перекрестное опыление характерно для большинства растений.
Как вы думаете, в чем преимущество перекрестного опыления? (Ответы учащихся.)
Благодаря перекрестному опылению происходит перекомби- нация признаков отцовского и материнского организмов, вследствие чего дочерние организмы приобретают большее разнообразие признаков, что повышает жизнеспособность вида в целом, так как дает им больше шансов выжить при возможных изменениях окружающей среды.
Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.
Как вы думаете, для чего растениям необходим такой способ опыления? (Ответы учащихся.)
Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
Как вы думаете, какие приспособления могут быть у самоопыляемых растений? (Ответы учащихся.)
Обычно у таких растений тычинки длиннее пестиков, и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики. Цветки картофеля и томатов раскрываются уже опыленными.
А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? (Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Специальные приспособления к перекрестному опылению
Тычинки короче пестиков (пыльца не осыпается на пестик);
тычинки и пестики в одном цветке созревают в разное время;
однополые цветки (тычинки и пестики находятся на разных цветках);
двудомные растения (женские и мужские цветки находятся на разных особях).
При перекрестном опылении пыльца с одного цветка на другой может переноситься разными способами: с помощью ветра, воды, насекомых, птиц и даже млекопитающих.
Кто или что чаще всего принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении? (Ответы учащихся.)
Чаще всего растение опыляют насекомые или ветер. Растения, опыляемые насекомыми, называют насекомоопыляемыми.
Какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у растений? (Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Приспособления растений к опылению насекомыми
Крупный яркий околоцветник, привлекающий насекомых;
крупные, заметные соцветия;
выделение нектара особыми железами — нектарниками (нектар и пыльца являются пищей для многих насекомых);
запах, привлекающий насекомых (многих насекомых могут привлекать запахи, не приятные для человека);
выросты и крючочки на оболочке пыльцы, способствующие удержанию ее на теле насекомых.
Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например, львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка. Цветок душистого табака имеет сростнолепестный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек-бражников, у которых есть специальный длинный хоботок
Цветки тропической лианы раффлезии Арнольди имеют запах тухлого мяса.
Как вы думаете, какими насекомыми опыляется это растение? (Ответы учащихся.)
Этот запах привлекает различных мух. Многие цветки приспособились к опылению ночными насекомыми, поэтому их запах усиливается ночью, как, например, у ночной фиалки.
Растения, опыляемые ветром, называют ветроопыляемыми.
Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром? (Ответы учащихся.)
Приспособления растений к опылению ветром
Растения цветут очень рано, до того как распустятся листья или одновременно с их распусканием. Это увеличивает вероятность попадания пыльцы на пестики;
околоцветник этих цветков слабо развит или вообще отсутствует;
цветки мелкие, часто бывают собраны в большие соцветия;
образуется огромное количество пыльцы, так как это увеличивает вероятность попадания ее на пестики;
пыльца мелкая, сухая, легкая;
ветроопыляемые растения растут большими группами.
Какие ветроопыляемые растения вы можете назвать? (Ответы учащихся.)
Ветроопыляемыми являются многие деревья: ольха, осина, береза, дуб, орешник. А также такие травы, как тимофеевка, рожь, кукуруза, пырей, осоки.
Кто еще может быть опылителем? (Ответы учащихся.)
В тропиках встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри и нектарницами. Эти цветки обычно не пахнут, так как у птиц обоняние развито слабо, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих цветков водянистый, зато выделяется его очень много, что и привлекает птиц-опылителей.
Кроме птиц и насекомых, в опылении растений могут участвовать также и млекопитающие, например летучие мыши.
У некоторых водных и околоводных растений, таких, как элодея, роголистник, взморник, перенос пыльцы осуществляется при помощи воды.
Для повышения урожайности некоторых растений или выведения новых сортов человек сознательно переносит пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других цветков. Опыление, которое происходит при участии человека, называют искусственным. Обычно его производят сухой мягкой кисточкой, при помощи которой снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльца пестиков других
У некоторых растений, во избежание самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки.
При выведении новых сортов, чтобы не занести на опыляемые цветки посторонней пыльцы, на них надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления было выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.
Закрепление знаний и умений
1.Прочитать параграф, знать основные термины.
2.Решить биологическую задачу.
Известно, что если в период цветения яблонь стоит холодная и дождливая погода, то урожай яблок будет крайне низким или его может не быть вообще. Объясните причину этого явления. Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить урожай яблок при условии, что в период цветения погода остается неблагоприятной.
Творческое задание. Клевер является ценным кормовым растением. После того как это растение было завезено в Австралию, местные фермеры обратили внимание на то, что при размножении он не дает семян. Необходимо объяснить, почему не образуются семена, каким образом размножается клевер при отсутствии семян и что необходимо предпринять, чтобы у растения начали созревать семена.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Найти в дополнительной литературе сведения о том, какими необычными способами может осуществляться опыление растений. Подготовить небольшой доклад на эту тему.
Рассмотрев строение цветка, доказать, что он является видоизмененным побегом.
Разработка урока 33 «Опыление цветковых растений» /Корчагин В.А., 6 кл/
Выбранный для просмотра документ Урок 33 био 6 кл К.doc
Урок 33.1-34.1 Тема: Опыление у цветковых растений
Образование плодов и семян
Цели и задачи урока: сформировать у учащихся понятие «опыление», познакомить с особенностями строения и приспособления цветков к опылению, выяснить общие и отличительные признаки перекрестного опыления, самоопыления и искусственного опыления для сельского хозяйства; биологическую сущность опыления и значение оплодотворения для образования плодов и семян; развивать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Проверка знаний учащихся по вопросам к параграфам §§ 40-41.
3. Изучение нового материала.
Актуализация темы урока: важное место в жизни растений имеет образование плодов и семян, для формирования которых необходим процесс опыления. Сегодня мы познакомимся с процессом опыления и выясним его биологическое значение.
Слайд 6 – Разная форма пыльцевых зерен. Значение. / Пояснение учителя/
Изучение особенностей строения цветков опыляемых насекомыми.
Слайды 8-10 – Перекрестное опыление /Во время рассказа составляется схема перекрестного опыления, демонстрируется приспособленность разнообразных цветков для перекрестного опыления насекомыми/
Сосредоточить внимание учащихся на роли насекомых-опылителей и экономической эффективности опыления насекомыми, благодаря чему повышается урожайность культурных растений.
Сообщить учащимся, что цветки яблони, закрытые марлей еще на стадии бутонов, совершенно не завязывают плодов. В холодную и дождливую погоду летом бывают низкие урожаи плодово-ягодных культур. Большинство культурных растений (около 150 видов) опыляются перекрестно, многие из них опыляются насекомыми, в основном пчелами. Доказано, что опыление пчелами повышает урожайность вишни и черешни в 7 раз, малины и крыжовника более чем в 2 раза, огурцов почти в 10 раз.
Слайд 11 – Признаки растений, опыляемых насекомыми
Крупные цветки, мелкие собраны в соцветия
Обоеполые цветки
Яркая окраска околоцветника
Наличие нектара, аромата
Особое строение пыльцевых зерен
Пыльца клейкая
Например, в цветке кирказона тычинки и пестик спрятаны в нижнюю шарообразную часть цветка, имеющую форму кувшинчика с узким горлышком. Насекомые забираются вглубь цветка, лакомятся соком и, пытаясь выбраться, часть пыльцы оставляют на рыльце пестика.
Слайд 12 – Насекомые опылители
Цветки копытня расположены в толще подстилки. Считается, что его опыляют муравьи.
Слайд 14 – Опыление птицами
В тропиках цветки опыляются крошечными птицами – колибри
Изучение особенностей строения цветков ветроопыляемых растений.
Слайд 15 – Признаки ветроопыляемых растений
Цветки мелкие, невзрачные
Лишены нектарников
Большинство лишены запаха
Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая
Тычинки на длинных, свисающих нитях
Растут большими скоплениями
Зацветают до распускания листьев (ранней весной)
Слайды 16-17 – Ветроопыляемые растения
Отметить, что деревья и кустарники, злаковые культуры, как правило, растут зарослями. Обратить внимание учащихся на приспособленность цветков к опылению ветром. Подчеркнуть, что опыление ветром имеет большое значение в природе и сельском хозяйстве. Почти 50% видов цветковых растений опыляется ветром, они имеют самые разнообразные приспособления. Цветение их начинается до распускания листьев (береза, лещина, ольха, дуб). У ветроопыляемых растений, например, у ржи рыльце пестика имеет вид птичьего пера и выдвинуто за пределы цветка. Тычинки у таких растений, как правило, на длинных нитях свисают вниз. При раскачивании ветром они ударяются друг о друга, пыльники лопаются и пыльцу уносит ветром. У отдельных злаков во время цветения цветки приподнимаются под углом от 40 до 80 по отношению к оси соцветия, что также способствует свободному выходу и перенесению пыльцы. Все ветроопыляемые растения имеют много пыльцы.
Изучение особенностей строения цветков самоопыляемых растений.
Слайд 18 – Самоопыляемые растения
Раскрыть сущность самоопыления, выяснить особенности строения цветков, приспособленных к самоопылению. Обратить внимание учащихся, что в таких цветках тычинки близко расположены к пестику, и это обеспечивает опыление еще в бутоне. Отметить, что у самоопыляемых растений иногда может быть перекрестное опыление, так же как у перекрестноопыляемых растений при длительных неблагоприятных условиях (дожди, сильные ветры) происходит самоопыление.
Слайд 19 – Схема процессов опыления цветковых растений
Слайды 20-23 – Дать определение понятия «искусственное опыление», раскрыть его значение для сельского хозяйства, декоративного садоводства и цветоводства. Рассказать о профессии селекционера, о задачах, поставленных перед учеными-селекционерами по выведению новых сортов.
Селекция — наука, занимающаяся выведением новых и улучшением существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Слайды 24-26 – Размножение (схема), двойное оплодотворение у цветковых растений.
Подчеркнуть, что для цветковых растений характерно двойное оплодотворение. Показать, как происходит слияние ядра центральной клетки зародышевого мешка со вторым спермием. Использовать схему «Цикл развития Цветкового растения», рисунки учебника 93-94.
Сообщить учащимся, что зародыш и питательные вещества семени наследуют признаки двух родителей. В этом и заключается огромная биологическая роль и преимущества полового (семенного) размножения пере вегетативным размножением.
Перед изучением плодов и семян обратить внимание учащихся на изменения, происходящие в цветке после оплодотворения. Сообщить учащимся, что после многократного деления зиготы из нее образуются многоклеточный зародыш и запас питательных веществ. Обратить внимание учащихся на последовательность процесса образования плодов и семян.
4. Закрепление изученного материала.
Примеры растений: горох, дуб, ландыш, береза, ромашка, лен, картофель, томаты, яблоня, огурец, земляника, смородина, роза, малина, вишня, черешня и т.д.
Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?
Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?
Какие биологические ошибки допущены в четверостишьях?
Одна пчела летит, за ней вторая
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылять – ведь им не привыкать.
Какой сегодня день хороший!
Ну, ветерок родной, не подкачай.
Опыли-ка картофель, горошек –
Будет щедрый у нас урожай!
5. Подведение итогов. Оценивание учащихся.
Проверить правильность заполнения таблицы фронтально.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим другом,
Который сам не любит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Все улеглось! Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Какое обращение красной нитью проходит через эти стихи? Какие меры по охране растений необходимо соблюдать?
По желанию подготовить сообщение о необычных растениях, опыляемых ветром, насекомыми или самоопыляющиеся.