Докажи что растение живое существо
Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»
Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …
Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….
… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …
Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.
Итак, докажем, что растение растёт и развивается
— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..
Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…
Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.
Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.
1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.
2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?
Посмотрите на фото… побег дерева
Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..
Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.
Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.
Мультик о частях растений (на английском, но вы поймёте 😉
Растение – питается. Докажем.
Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….
Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.
Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.
Ещё мультик (на английском)
Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.
Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.
Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.
Горение происходит только при наличии кислорода.
Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!
Итак, мы доказали, что растения дышат!
(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм
-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..
Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.
Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.
А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук.
— «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»
Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.
Урок окружающего мира «Растение – живое существо»
Цель: доказать и развить гипотезу о том, что растение – живое существо.
Программное обеспечение: презентация «Растение – живое существо» (Приложение 2)
Этапы проведения урока:
1. Организационный момент
Психологический настрой.
– Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают рисунок солнышка или тучки).
У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
Повторяйте за мной: «Мы хотим быть здоровыми, мы можем быть здоровыми, мы будем здоровыми! Мы все здоровы!»
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
2. Мотивация
– Отгадайте загадки (на слайдах появляются картинки-отгадки)
а) В лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
б) Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
в) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Осень любит бусы эти,
Дети, птицы и медведи. (Малина)
– Назовите все предметы одним словом? (Растения)
– Растения – это живая или неживая природа? (Живая)
На доске ромашка, открываю сердцевинку, на ней написан проблемный вопрос: «Растение – живое существо?»
– Подумайте, почему растение – живое существо? (Прикрепляю к сердцевинке ромашки знак вопроса).
– Ваши предположения? (Записываю на листочках гипотезы детей и прикрепляю на доску)
– А теперь, чтобы доказать гипотезы надо подобрать как можно больше научных фактов, которые подтверждают или опровергают ваши предположения. Для этого вы проведете небольшую исследовательскую работу в группах.
Физминутка «Мельница»
(Телесное упражнение развивает межполушарное взаимодействие, снимает мышечные зажимы). Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз влево, вправо, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
3. Исследовательская работа в малых группах
На столах у учащихся рисунки и тексты (из энциклопедий, Приложение 1)
Задание:
1. Прочитайте текст, найдите факты, подтверждающие или опровергающие, что растение – живое существо.
2. Подберите соответствующие этому факту рисунки.
3. Сделайте вывод. (Приложение 2. Слайд 5)
Физминутка
Песня «С нами друг!» (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве)
Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)
Кружит – кружит, (дети кружатся)
Дети все – дети все
Дружат – дружат. (Рукопожатие с соседом)
Мы тогда – мы тогда
Быстро – быстро
Под дождём грибным подрастём. (Тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)
Мы тогда – мы тогда
Домом – домом,
Землю общим домом назовём.
(Разводят руками, показывая огромную Землю)
4. Обмен информацией.
Каждая группа выходит к доске, обменивается своей информацией с другой группой, вывешивают свою картинку. Остальные слушают, если возникает вопрос задают их выступающим. Каждая из групп делает свои выводы по проделанной работе. (Приложение 2. Слайд 6)
5. Итог. Обобщение
– Возвращаемся к вашим гипотезам. Скажите, кто из ребят был прав? (Верные гипотезы остаются, остальные снимаю).
6. Девочка (под музыку) читает наизусть стихотворение Б. Заходера
Не спеша растут деревья,
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут, они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанною красою
Доброты своей извечной.
– Что нужно растениям для жизни? (Учащиеся называют: в компьютере на слайдах высвечиваются слова с картинками)
– Свет (солнце);
– Тепло (солнце)
– Вода (капелька);
– Почва (земля);
– Ветер (—-);
– Воздух (—-);
– Что произойдет, если все это исчезнет?
7. Растения нужно беречь (игра «Верно – неверно»)
Правила поведения в природе.
– Деревья не ломайте, деревья не калечьте, ни трав, ни лист не рвите.
– В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, цветов нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!
– Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
– Наконец-то можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
– Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. (Приложение 2. Слайд 13)
8. Обобщение. Рефлексия
– Какую гипотезу вы сегодня доказывали?
– К какому выводу пришли? Сформулируйте обобщение.
– Спасибо за работу! Оцените свою работу.