Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

История колониальной реформы

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

11 июля 1867 по старому стилю в составе Российской империи было образовано отдельное Туркестанское генерал-губернаторство в составе Семиреченской и Сырдарьинской областей и центром в Ташкенте.

Проблема развития системы управления в Казахстане в составе Российской империи не теряет актуальность в исторической науке. Реформы второй половины XIX века подвергли трансформации механизмы управления кочевыми общинами. Неоднозначна проблема исторической оценки влияния российских административных реформ. С одной стороны, в советской историографии все реформы характеризовались как прогрессивные. С другой стороны, с обретением независимости в исторических публикациях казахстанских историков оценка стало диаметрально противоположной: все колониальные реформы Российской империи в отношении окраин были направлены на усиление власти метрополии, а привлечением представителей родовой знати российская администрация стремилась усилить контроль над территорией казахских родов, любых выступления против реформ, изъятия земель, ограничения перекочевок жестоко подавлялись казачьими войсками.

В значительной степени имперский характер Российского государства в плане организации системы территориального управления проявлялся в особом отношении к созданию управленческих структур во вновь присоединяемых землях и определению их места в общей структуре управления Российской империи. Включение в состав Российской империи территорий с иноязычным населением каждый раз ставило перед властью проблему включения его в общую правовую и административную систему. Учитывая разнообразие присоединенных территорий по этническому, конфессиональному составу, уровню исторического развития, наличию элементов государственности, характеру присоединения и отношению местного населения, для них устанавливались совершенно разные организационно-правовые формы зависимости от Российской империи.

Первые попытки институционального вмешательства в административную систему Казахской степи были связаны с введением в действие «Устава о сибирских киргизах» в 1822 года и «Устава об оренбургских киргизах» 1824 года, что привело к ликвидации ханской власти на землях Среднего и Младшего жузов.

В 1865 году для изучения эффективности системы управления в Оренбургском и Западно-Сибирском ведомствах и рассмотрения возможных вариантов для их преобразований была создана правительственная комиссия в составе действительного тайного советника Ф. Гирса, полковника Г.Ф. Генса, депутата от Оренбургского края по особым поручениям полковника К.К. Гутковского, депутата от Западной Сибири капитана А. Проценко.

Реформы 1867-1868 годов изменили принципы управления и территориально-административное деление Казахстана, максимально приблизив к формам имперского правления.

Указом от 11 июля 1867 года на новоприобретенных Российской империей территориях было учреждено Туркестанское генерал-губернаторство, состоящее из Сырдарьинской и Семиреченской областей.

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

14 июля генерал-губернатором с огромными полномочиями фактически автономного правителя был назначен Константин Петрович фон Кауфман. Управление областью возлагалось на военных губернаторов, а во главе генерал-губернаторства и Туркестанского военного округа стоял генерал-губернатор со званием командующего войсками в округе. Семиреченскую область составили 5, а Сырдарьинскую 8 уездов. Управление в уездах сосредоточилось в руках уездного начальника, который обладал административной и полицейской властью. Уездные начальники назначались императором по представлению генерал-губернатора. Местное управление среди кочевого населения отличалось от оседлого. У кочевников каждый уезд делился на волости, управляемые волостными управителями, волости – на аулы, под управлением аульных старшин. Отличие местного управления было в том, что эти должности занимались путем выборов, проводимых в два этапа. Для выборов аульных старшин в каждом ауле от 10 кибиток представляли одного выборного или «десятника». Для выборов волостного управителя от 50 кибиток избирали также одного выборного или «пятидесятника». Выборы аульных старшин проходили на аульных сходах, волостных – на волостных съездах посредством баллотировки шарами. Получивший большинство избирательных шаров считался избранным на три года, а следующий за ним по числу шаров – кандидатом.

Волостные управители, избираемые из местного населения, были наделены полицейской и распорядительной властью и отвечали за сохранение спокойствия и порядка в волости. Таким образом, на верхние ступени административного устройства Туркестанского генерал-губернаторства назначались лица из русского чиновничества, а на нижние ступени избирались представители местного населения.

21 октября 1868 года вышел «Указ о преобразовании управления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств», и одновременно с указом было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» по которому в управление Оренбургского генерал-губернатора вошли Уральская и Тургайская области, а Акмолинская и Семипалатинская области – генерал-губернатору Западной Сибири. Областное управление состояло из военного губернатора и областного правления. «Временные положения» вводились до принятия нового административно-политического кодекса.

Таким образом, в результате административно-территориальной реформы второй половины XIX века в Казахстане была создана новая система управления. Традиционные казахские институты власти (ханы, султаны) потеряли прежний статус, но сохранили возможность дальнейшего развития в качестве чиновников Российского государства. Вследствие необходимости укрепления власти, на основные управленческие должности назначались российские чиновники. Из местного населения на службу стали приниматься не только султаны-чингизиды, получившие российское образование, но и выходцы из «кара суйек», бии, имевшие влияние в народе.

Источник

Тема: Административные реформы России в Казахстане в 1860-х, 1880—1890-х годах

Тема: Административные реформы России в Казахстане в 1860-х, 1880—1890-х годах

I. Цель: Раскрыть колониальную сущность административных реформ, изменения в административной, налоговой и судебной системе.

— определить причины, цели административных реформ;

— выяснить изменения, произошедших в результате реформ;

— провести сравнительный анализ проведенных реформ;

— выявить отрицательные последствия для Казахстана

Ожидаемый результат: Знают цели, характер и значение реформ, административно-территориальное деление, последствия для Казахстана.

Умеют выявлять противоречия, работать с историческими картами, оценивать исторические факты, делать выводы.

II. Тип урока: Урок объяснения новой темы.

Ресурсы: Исторические карты «Казахстан во второй половине XIX века», «Казахстан в конце XIX – начале XX веков», видеофрагмент «Административные реформы 1867-1868 годов», Презентация.

Подготовка реформ 1867—1868 гг. Степная комиссия.

Изменения в административно-управленческой и налоговой системах.

Положения 1886 и 1891 гг.

1.Подготовка реформ 1867—1868 гг. Степная комиссия.

Завершение присоединения Казахстана к России привело к тому, что в политику империи в отношении казахского края были внесены коренные изменения. Основная цель — использование природных ресурсов Казахстана в промышленных, торговых, экономических и других интересах России. С развитием капиталистических отношений в России было очень важно принять необходимые законодательные акты и внести изменения в административно-управленческую систему страны. Подготовка новой административно-управленческой реформы была поручена Степной комиссии (1865 г.), ее возглавил чиновник Министерства внутренних дел Гире. К подготовке реформы, направленной «на улучшение положения казахского народа и освобождение его от власти султанов»^ не привлекли ни одного представителя казахского общества, более того, комиссия работала в секретном режиме.

11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект реформы об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями, а 21 октября 1868 г. — об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями.

2. Изменения в административно-управленческой и налоговой системах. Согласно изменениям, введенным в 1867—1868 гг., казахская территория была разделена на шесть областей в составе трех генерал-губернаторств. Высшая власть в колониальной администрации принадлежала генерал-губернатору. Он управлял всем административно-полицейским аппаратом, отвечал за спокойствие и порядок в доверенном ему крае. Таким образом, генерал-губернаторы должны были следить за исполнением Высочайших указаний в пределах Западно-Сибирского, Оренбургского и Туркестанского административных регионов. Генерал-губернатор являлся: 1) командующим местных Вооруженных сил; 2) имел широкие административные полномочия, например, мог распоряжаться о направлении начальников уездов и т.д.; 3) назначал уездных судей. А туркестанский генерал-губернатор в связи с особенностями геополитического положения края имел право устанавливать и вести дипломатические отношения с соседними государствами. Области возглавляли военные губернаторы, утверждаемые царем. В их руках находились административная и военная власть, а также право надзора за судебной властью. Военный губернатор на территории области (кроме Сыр-Дарьинской и Тургайской) являлся атаманом казачьих войск. На введение всех этих положений было отведено два года, но из-за недовольства населения они вступили в силу закона только в 1886 г. в Туркестане и в 1891 г. — в Степном крае. Для содержания всего этого административного, военного и полицейского аппарата нужны были огромные средства. Даже после окончания присоединения Средней Азии и Туркестана к России империя вынуждена была держать на этих огромных территориях до 50 тыс. солдат и офицеров, которых надо было содержать. Вновь была создана система сбора налогов у местного населения. К прежним кибиточным налогам добавились асмельные, причем их сумма с каждым годом возрастала. И оседлых районах был введен налог на землю, которы земледельцы должны были платить осенью только деньгами. Земский налог использовали на содержание администрации, строительство и ремонт мостов, дорог и т. д. Если налог от кочевников в 1865 г. составлял 1 руб. 50 коп., то к 1882 г. достиг 4 руб. Они еще должны были платить земский или общественный налог (для содержания аульных старшин и туземной администрации) и другие налоги. Каждая казахская кибитка (шанырак) должна была платить следующие налоги: кибиточная подать — 4 руб., земский налог — 1 руб. 25 коп., общественные налоги (отдельные налоги) — 1 руб. 25 коп., школам — 50 коп. Всего — 7 руб. Не было деления по социальным признакам — бай и бедняк платили одинаковую сумму. Платить надо было осенью, когда скот дешевел. Земледельцы платили следующие виды налогов: харадж, танап, занят (налог от товаров):

а) по хараджу земледелец должен был платить одну десятую отпроизводства натурой или деньгами;

б) танап платили деньгами (1 танап — одна восьмая десятины)который зависел от площади земли;

в) занят исходил из цены товара и брался в размере одной сороковой части прибыли.

3.Положения 1886 и 1891 гг. 2 июня 1886 г. было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891 г. — «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». Так закончилось установлении на обширной казахской территории российской военно-административной власти. Согласно новому «Положению», в состав Туркестанской генерал-губернаторства с центром в г. Ташкенте вошли три области: Сыр-Дарьинская, Ферганская, Самаркандская. В 1897 г. в состав этого генерал-губернаторства вошла еще Семиреченская область. Принцип деления областей на уезды сохранился. В Степное генерал-губернаторство с центром в г.Омске вошли Семиреченская (с 1897 г. перешедшая в состав Туркестанского края), Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская и Уральская области. В состав Закаспийской области, образованной в 1890 г., согласно «Положению о Закаспийской области», вошел Мангыстауский уезд. Принятые «Положения» значительно укрепили власть генерал-губернаторов. Они стали всемогущими правителями краев. Управление областями по-прежнему оставалось в руках военных губернаторов. В областных центрах были созданы полицейские управления, а в уездных городах открыли приставства. Казахская аристократия была приравнена к русским сельским поселенцам. На деле это обернулось потерей всех ее привилегий. Традиционный народный суд, опиравшийся на каноны ислама, попал под строгий надзор властей и тоже лишился своих привилегий.

И самое главное: по «Положениям» 1886 и 1891 гг. вся земля коренного населения перешла в собственность Российского государства, стала казенной. Это нанесло огромный урон животноводству — основе жизнедеятельности казахского народа. Власть внесла в «Положения» законодательную формулировку «свободные от кочевников земли» и теперь она была вправе по своему усмотрению раздавать земли переселенцам из внутренних губерний России или изымать в государственную собственность.

IV. Работа над заданиями:

Организация работы с заданием №1

Рассмотрение административной системы управления.

Таблица: «Административное деление »

Организация работы с заданием №2

Установление достоверности предложенных утверждений о реформе 1867-1868 годов.

Источник

Урок по истории Казахстана Административные реформы в Казахстане 1867-1868 гг.

ТЕМА УРОКА : Территориально-административное деление по реформе 1867-68 гг.

ТИП УРОКА: комбинированный, закрепление

ЦЕЛЬ УРОКА: 1 Ученик закрепляет изученную тему Территориально-административное деление по реформе 1867-68 гг.

2. Ученик формирует умение работать с дополнительным материалом, выделять главное, сопоставлять и делать выводы, определять причинно- следственные связи.

3 Ученик формирует умение работать самостоятельно, негативное отношение к колониальной политики

Психологический климат на уроке

Здравствуйте ребята. Перед уроком разомнём мозги, заставим их работать. Будьте, внимательны я кидаю мяч и задаю вопрос.

— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

— Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

— Сколько в нашем классе учеников

— Какой сегодня день недели? (Вторник)

— Какое сегодня число (18февраля.)

— Записываем в тетради: 18февраля.

Тема : Территориально- административное деление по реформе 1867-1868 г.

«Паутинка-разминка» используя мяч:

Задает вопросы для разминки

Готовность к уроку

Отвечать на вопросы

Записать в тетрадь дату и тему

Проблемное задание 1 мин

Актуализация знаний. Определение целей и задач урока.

Определите причины реформ? ( в степи по- прежнему сохранялась власть султанов, она мешала активной колонизации региона царским правительством, а также после завершения присоединения юж. Каз-на, нужны были меры административного подчинения и хоз-го закрепления региона)

В чем колониальная сущность реформы

Умение выделять причинно-следственные связи Умение сформулировать правильные ответы

Объяснение выполнения заданий

Умение ставить учебную задачу

Работа с флипчартом

Умение по схеме составлять рассказ

О чем говорят эти портреты исторических личностей, какое отношение они имеют к нашей теме. ( Ч. Валиханов участвовал в проекте подготовки реформы, высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, А.И. Левшин— русский исследователь Казахстана, царь рос. Империи Александр 2— утвердил проект реформы )

Определите основную цель реформы Коренной ломке системы управление чингизидов

Объявление казахских земель гос. Собственностью Рос. Империи

60- е г. Х1Х в., 5 июня 1865 г, 1865 г, 11 июля 1867, 21 октября 1868 г, 187,1872 г.

Перед началом работы физминутка.

Определите колониальную сущность реформ

( носили колониальный характер, полная завершенность процесса присоединения Казахстана к России, земля Каз-на стала государственной, свободное распоряжение властями природными ресурсами- превращение в сырьевой придаток, введение новых податей и повинностей)

О чем говорят исторические портреты

Работа с флипчартом

Показ портретов на интерактивной доске

На ИКТ открывать даты и сверять с ответами учеников

Назвать в каком году были события

С использование ИКТ рассказать тер- административное деление и систему правления

Умение читать карту

Карта во флипчарте

Корректировать показ тер по карте

Умение составить рассказ по вопросам

Назовите цель реформ

В тоже время произошли и позитивные изменения, какие: ( строительство ж/д, по Иртышу пароходное движение развитие здравоохранения и создание школ светского типа)

Умение выполнять тесты

Тесты с вариантами ответов

Контроль за выполнением

Решить тестовые задания

Комментирование учителем результатов работы

Оценивание учеников 3 мин

Закрепление полученных знаний

Психологическая поддержка мотивация к учению и расширению знаний.

Прочитать п. 28 на контурной карте обозначить территориально- административное деление

Объяснение выполнения д/ задания

Записать в дневники

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Номер материала: 106598051710

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси

Время чтения: 1 минута

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Смотреть картинку Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Картинка про Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность. Фото Докажите что административные реформы 1867 1868г имели колониальную сущность

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Глава V. Социально-экономическое, политическое развитие Казахстана во второй половине XIX века. Реформа 1867–1868 гг. в Казахстане

Подготовка реформы 1867–1868 гг.

Реформы в Казахстане по времени совпали с отменой крепостного права и проведением буржуазных реформ в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия во главе со статс-секретарем И. Бутковым. Комиссия предложила разделить всю казахскую Степь на две области: Западную с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Каркаралинске или Сергиополе, но эти предложения не были приняты. Подготовка проекта реформ по изменению управления Казахским краем в 1865 году была возложена на Степную комиссию, которую возглавил член Совета Министерства внутренних дел Ф. Гирс. В соответствии с указом императора Александра II от 5 июня 1865 года были составлены вопросники по изучению казахской страны. При подготовке реформы не были приняты во внимание интересы народа. Степная комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. Ш. Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления.

11 июля 1867 года император Александр II утвердил «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», или «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств».

Содержание реформы.

Управление Казахстаном по реформам 1867–1868 годов представляло собой пятизвенную систему: генерал-губернаторство – область – уезд – волость – аул.

Территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Туркестанского, Оренбургского и Западно-Сибирского. Вся военная и гражданская власть в генерал-губернаторствах находилась в руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство делилось на области. В состав Оренбургского генерал-губернаторства входили Уральская и Тургайская области, в Туркестанское – Сырдарьинская и Семиреченская, в Западносибирское – Акмолинская и Семипалатинская. Территория бывшей Букеевской (Внутренней Орды) в 1872 году отошла к Астраханской области, Мангыстау (Мангышлакское приставство) в 1870 году отошел под управление Казахского военного округа (позднее вошел в Закаспийскую область).

Одной из главных задач реформ 1867–1868 годов стало сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право вести дипломатические переговоры с такими странами, как Китай и Иран. Вo главе областей стояли военные губернаторы, одновременно являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные правления, делившиеся на 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над их деятельностью осуществлял вице-губернатор, являвшийся председателем правления и имевший при себе специальных советников.

Области делились на уезды. Во главе уезда стоял уездный начальник, которого назначал генерал-губернатор. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части, учреждения и укрепления уезда. Один из двух помощников (младший по должности) уездного начальника был представителем местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости во главе с волостным управителем. Волости делились на административные аулы, состоявшие из 100–120 кибиток. Волостные и аульные управители были опорой царского правительства в Казахстане. Классовая сущность реформы заключалась в освобождении от налогов султанов-чингизидов и обеспечение их пожизненной пенсией.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Они избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Аксакалам, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать.

По реформам 1867–1868 годов были учреждены новые судебные органы, действовавшие на основании общеимперских законов: военно-судебные комиссии и уездные суды. В Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-и биев. Суды биев и казиев по реформам 1867–1868 годов были низшим звеном судебной системы.

Все земли Казахстана по реформам 1867–1868 годов были объявлены собственностью Российской империи. По императорскому указу государственной собственностью Российской империи становились и воды Каспийского моря.

Со скотоводов Казахстана устанавливался покибиточный сбор: со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства – 2 руб.75 копеек в год, со скотоводов Оренбургского и Западносибирского – 3 рубля в год. Для оседлого населения Сырдарьинской области сохранялись ранее установленные Кокандским ханством подати – харадж и танапный сбор. Перепись казахских кибиток проводилась каждые три года.

Значение реформ.

Реформами 1867–1868 годов были созданы социально-экономические предпосылки для освоения богатств края. В хозяйственную и социальную жизнь проникали капиталистические отношения, ослабляя ряд регрессивных черт существовавших общественных отношений.

Усилилось социальное расслоение аулов, что выразилось в формировании жатачества. Обедневшие казахи (жатаки) уходили на заработки не только в прилинейные поселки и города, но и на первые промышленные предприятия.

Отрицательные последствия реформ критиковались Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным и другими передовыми мыслителями своего времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *