Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер
§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов — основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.
Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.
В чём причина такого необычного поведения Zn(OH)2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.
Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:
Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:
В обоих случаях образуется растворимая соль.
Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства — образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:
В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида — образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.
Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).
Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:
Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.
1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и слово-сочетаниям следующего параграфа.
1. Почему для получения амфотерного гидроксида из раствора соли переходного элемента раствор щёлочи к ней приливают по каплям?
2. Запишите уравнения реакций для следующих превращений:
Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
3. Приведите по два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращённым ионным уравнениям:
1. Почему для получения амфотерного гидроксида из раствора соли переходного элемента раствор щелочи к ней приливают по каплям?
Амфотерным гидроксидам присуще свойство реагировать с кислотами как основание и со щелочами как кислота. Поэтому, когда мы к раствору щелочи приливаем по каплям раствор соли, у нас получается амфотерный гидроксид, который сразу же реагирует с щелочью, образуя растворимую соль, и мы не наблюдаем выпадение в осадок амфотерного гидроксида.
2. Запишите уравнения реакций для следующих превращений:
Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
3. Приведите по два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращенным ионным уравнениям:
4. Докажите, что амфотерность подтверждает относительный характер деления элементов на металлы и неметаллы.
§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов — основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.
Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.
Лабораторный опыт № 1
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств
В две пробирки налейте по 1 мл раствора соли цинка (хлорида, сульфата или нитрата), а затем добавьте в каждую с помощью пипетки по 5 капель раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия). Что наблюдаете? Прилейте к содержимому одной пробирки раствор кислоты (соляной, серной или азотной), а к другой — раствор щёлочи. Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует вторая часть опыта? Запишите уравнение проделанных реакций в молекулярной и ионной формах. |
В чём причина такого необычного поведения Zn(OH)2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.
Вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют кислотные или основные свойства, называют амфотерными (от греч. амфотеро — и тот, и другой). |
Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:
Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:
В обоих случаях образуется растворимая соль.
Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства — образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:
В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида — образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.
Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).
Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:
Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.
Новые слова и понятия
Задания для самостоятельной работы
§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов — основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.
Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.
Лабораторный опыт № 1
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств
В две пробирки налейте по 1 мл раствора соли цинка (хлорида, сульфата или нитрата), а затем добавьте в каждую с помощью пипетки по 5 капель раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия). Что наблюдаете? Прилейте к содержимому одной пробирки раствор кислоты (соляной, серной или азотной), а к другой — раствор щёлочи. Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует вторая часть опыта? Запишите уравнение проделанных реакций в молекулярной и ионной формах. |
В чём причина такого необычного поведения Zn(OH)2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.
Вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют кислотные или основные свойства, называют амфотерными (от греч. амфотеро — и тот, и другой). |
Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:
Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:
В обоих случаях образуется растворимая соль.
Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства — образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:
В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида — образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.
Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).
Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:
Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.
Новые слова и понятия
Задания для самостоятельной работы
Презентация и разработка урока по теме «Амфотерность» (8 класс).
Выбранный для просмотра документ Амфотерность.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений
ДУАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие: идеального и материального.
Дуализм в религии Дуализм обычно означает убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; Один бог покровительствует порядку, другой — хаосу.
Дуализм в восточной мистике Дуальность мира – взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (свет и тьма, добро и зло и т. п.). Наиболее известный из отображающих символов «инь-ян».
Слова с приставкой «амфи» Амфибии Самолёт-амфибия Амфитеатр
Амфибии – животные, ведущие двойной образ жизни
Самолёт-амфибия может совершать посадку, как на землю, так и на воду.
Амфитеатр- «зрелище с двух сторон» или двойной театр
Цели урока Научиться находить амфотерные соединения; Выявить, какими свойствами обладают амфотерные соединения.
Кислотные свойства Если соединение реагирует со щёлочью с образованием соли и воды, то оно обладает кислотными свойствами: SO3 + 2KOH = K2SO4 + H2O H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
Основные свойства Если соединение реагирует с кислотой с образованием соли и воды, то оно обладает основными свойствами: CaO + H2SO4 = CaSO4+ H2O Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4+ 2H2O
Получение гидроксида алюминия AlCl3 + 3NH4OH = Al(OH)3 осадок + 3NH4Cl Белый студенистый осадок делим на 2 пробирки.
Взаимодействие со щелочами соединений 2-хвалентных металлов. Раскрываем скобки и преобразуем формулу. Ме(OH)2 = МеO2H2 = H2 МеO2 Взаимодействует со щёлочью, следовательно, проявляет кислотные свойства: Ме(OH)2 осадок + 2NaOH = Na2МеO2 + 2H2O
Домашнее задание Параграф № 37, записи в тетради. Обязательный минимум – найти массу соли, которая образуется при взаимодействии 0,5 моль гидроксида алюминия с гидроксидом натрия. (Ответ: 59 г.) Тренировочное задание – Подтвердите уравнениями реакций амфотерность оксида цинка. Творческое задание – Проанализируйте содержание учебника химии и докажите, что амфотерность – не единственный частный случай проявления дуализма в химии.
Выбранный для просмотра документ Урок химии Белых О.М..doc
Разработка урока с метапредметным компонентом .
Аннотация урока с метапредметным компонентом.
Учитель : Белых О.М., высшая квалификационная категория
Основная идея : амфотерность как частный случай дуализма в химии.
Цели: создать условия для:
формирования у учащихся понятий амфотерность, амфотерные соединения и способов деятельности по определению амфотерных соединений;
совершенствования умения учащихся составлять уравнения химических реакций на примере доказательства амфотерности соединений;
развития коммуникативной культуры при работе в коллективе и группе над поиском решения проблемы.
I . Организационный момент
Создает атмосферу заинтересованности при изучении нового материла через осмысление сущности термина «дуализм» и его связи с темой урока. Используя метод учебного диалога, подводит детей к постановке цели урока.
Положительно психологически и эмоционально настраиваются на работу.
Инициирует учащихся на постановку цели урока.
Выявляя зону незнакомой информации, определяют цель урока.
Создает условия для осознания учащимися нужности и необходимости изучения темы урока.
Приходят к выводу, что данная тема необходима для представления целостной картины свойств неорганических соединений и выполнения практической работы.
IV . Актуализация знаний и умений.
Создает условия для выявления субъектного опыта учащихся по теме, акцентируя внимание на проблеме – в чем двойственность свойств амфотерных соединений.
Показывают знания о веществах, проявляющих химические свойства односторонне: кислотные или основные.
V . Первичное усвоение материала
Создает ситуацию для активизации познавательного интереса учащихся и предположения о том, какие соединения называются амфотерными, каков их состав и свойства.
Выдвигают предположение относительно двойственной природы амфотерных соединений и их состава.
VI . Осознание и осмысление учебной информации.
Используя эксперимент, создает условия для решения проблемы.
Убеждаются в верности предположения относительно двойственной природы амфотерных соединений и их состава
VII . Первичное закрепление.
Предоставляет возможность учащимся закрепить полученные знания и получить оценку своей деятельности, организуя работу в группах по определению амфотерных соединений.
Привлекает детей к оценочной деятельности.
Работают в группах с использованием инструктивных карт по определению амфотерных соединений. Производят самооценку и коррекцию усвоенных знаний.
VIII . Информация к домашнему заданию
Дает пояснения к домашнему заданию и предоставляет право выбора задания по уровню сложности.
Выбирают задание, которое устраивает по уровню сложности. Заносят его в дневник.
Создает условия для осмысления и самооценки деятельности учеников. Подводит урок к логическому завершению.
Производят самоанализ деятельности и по желанию представляют результаты самооценки из инструктивной карты. Заносят новую информацию в химический справочник.
I . Организационный момент:
1.Проверка готовности класса к уроку: наличие учебников, тетрадей, химических справочников, ручек, карандашей, карточек с заданиями.
2. Положительный эмоциональный настрой на работу. О дуализме чувств В.Евсеев
Герой и трус – внутри у нас:
они борьбу ведут всегда…
Кто победит из них сейчас,
не знаешь точно никогда!
Вот дуализм из наших чувств
И он содержит два аспекта:
Один – «боюсь», другой – «хочу»,
а сам ты – между ними где-то.
Ты сам способен выбирать,
что для тебя важнее:
Бояться – значит трусом стать,
хотеть – то значит быть смелее…
(слайд №1, на котором изображены ученые – философы. Ключевая мысль слайда: в истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений )
Сформулируйте корректные вопросы для работы со слайдами.
У: В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений.
(слайд №4. на котором символ «инь-ян» и ключевая мысль слайда: дуализм в восточной мистике.) В восточной мистике дуальность мира представляет собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.) и отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ « инь-ян », передающий мужское и женское начало.
У: имеет ли место дуализм в восточной мистике? В чем его суть?
Дуализм есть даже в физике, где является основой колебательных процессов! Какое ключевое слово, новое для вас, проходит через все эти умозаключения? И в чем его смысл? (дуализм в переводе с латинского dualis – двойственность) Можно записать в тетради: Дуализм – двойственность.
Но у нас сегодня урок не философии, и не физики, а химии. А имеет ли место дуализм в химии? Как вы думаете? Да. ПОКА ответить на этот вопрос затруднительно.
Учитель: Ребята! Посмотрите, как называется тема нашего урока. (Прошу прочесть тему со слайда №5 одного из учеников. Он читает «Амфотерность»). Давайте попробуем разобраться в том, что зашифровано в этой теме.
Что может быть амфотерностью? Вещество? Признак? Свойство? Или действие?
А почему свойство? ВОУ: потому что химия наука о веществах и СВОЙСТВАХ.
Может ли кто-нибудь из класса объяснить значение первой части слова «амфо» или « амфи»?
Приведите примеры слов, начинающихся с приставки «амфи» (амфибии, амфитеатр). слайд №6
С каким смысловым значением связана эта приставка? (просмотр слайдов и их объяснение)
Слайд№7 Амфибии. Амфибии – животные, ведущие двойной образ жизни: водный и наземный..
Слайд №8 Самолет – амфибия. Многоцелевой самолёт амфибия Бе-103 может совершать посадку, как на землю, так и на воду.
Слайд №9 Амфитеатр (от греч. аmphi — с двух сторон и theatron — зрелище, «двойной театр»). В древнеримской архитектуре амфитеатр — это монументальное сооружение для зрелищ (театрализованных представлений, боев гладиаторов, травли диких зверей), круглый театр без крыши – зрелище с двух сторон или двойной театр.
Ребята, вы заметили главный смысл приставки «амфи»? (двойственность)
А как эту двойственность можно трактовать с химической точки зрения?
Вспомните, что представляет собой химия, как наука? (наука о веществах и их свойствах)
Учитель: Пришло время поставить цель урока! – т.е. что нам предстоит узнать, в чем разобраться? Помогите мне, пожалуйста! ВОУ(возможные ответы учеников) : Какие вещества относиться к амфотерным соединениям? В чем проявляется двойственность свойств амфотерных соединений
Слайд №10 ( На слайде появляется цель урока)
Учитель: Я с вами согласна. Запишите тему урока в тетради (Амфотерность).
Учитель: данная тема достаточно сложная для усвоения. Может быть её можно было просто пропустить?
ВОУ: В химии как в любой науке всё взаимосвязано и любой пропущенный элемент не даст возможность понять сущность других вопросов. Для формирования естественнонаучной картины мира.
Учитель: А я хочу добавить ещё одну причину необходимости изучения этой темы: на следующем уроке нас ждет практическая работа «Исследование свойств оксидов, оснований и кислот» и знания об амфотерных соединениях будут востребованы.
IV . Актуализация знаний и умений.
Коллективный поиск решения проблемы.
Учитель: А какие по характеру свойства могут быть присущи веществам, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках? (кислотные и основные)
Учитель: Каким классам веществ присущи кислотные свойства? (кислотным оксидам и кислотным гидроксидам, т.е. кислотам).
Учитель: как практически можно доказать кислотные свойства? (взаимодействие со щелочами – растворимыми основаниями)
Учитель: верно, если вещество реагирует со щёлочью с образованием соли и воды, он проявляет кислотные свойства. Именно так ведут себя кислоты и кислотные оксиды.
Учитель: А какой элемент, металл или неметалл, входит в состав кислотных оксидов и кислот? (неметалл). Давайте обозначим соединения. Проявляющие, кислотные свойства, красным цветом. ( слайд №11 с примером кислотных свойств)
Учитель: Каким классам веществ присущи основные свойства? (основным оксидам и основным гидроксидам, т.е. основаниям.)
Учитель: как практически можно доказать основные свойства? (взаимодействие с кислотами)
Учитель: верно, если вещество реагирует с кислотой с образованием соли и воды, оно проявляет основные свойства. Именно так ведут себя основания и основные оксиды.
Учитель: А какой элемент, металл или неметалл, входит в состав основных оксидов и оснований? (металл). Давайте обозначим соединения, проявляющие, основные свойства, синим цветом. ( слайд №12 с примером основных свойств)
V . Первичное усвоение нового материала.
Амфотерные соединения образованы переходными элементами.
Это оксиды и гидроксиды переходных элементов
Двойственность свойств будет проявляться в реакциях с кислотами и щелочами.
VI . Осознание и осмысление учебной информации..
VII . Первичное закрепление.
Учитель: что бы неплохо сделать сейчас, чтобы новая информация прочнее закрепилась в нашем сознании?
ВОУ: выполнить подобные задания.
Учитель: Сейчас каждой из групп, на которые будет поделён класс, будет выдана инструктивная карта. Это ориентир в исследовании амфотерности предложенных соединений. Через 10 минут представители групп должны представить результаты вашей групповой работы. Копилка знаний об амфотерности пополнится. За работу в группе, которая будет отражена в инструктивной карте, каждый из вас получит оценку. Вы можете оценить свою работу, сделав отметку в соответствующей графе. Удачи! Не забудьте обозначить фамилии учащихся в карте.
Пока другие группы работают с инструктивными картами, оставшейся группе предлагается необычное задание: ответить на провокационный вопрос. Является ли вода амфотерным соединением? Ведь вода – оксид неметалла, оксид водорода? Ответ подтвердите уравнениями реакций.