Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов — основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.

Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В чём причина такого необычного поведения Zn(OH)2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В обоих случаях образуется растворимая соль.

Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства — образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида — образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.

Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).

Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и слово-сочетаниям следующего параграфа.

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

1. Почему для получения амфотерного гидроксида из раствора соли переходного элемента раствор щёлочи к ней приливают по каплям?

2. Запишите уравнения реакций для следующих превращений:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления.

3. Приведите по два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращённым ионным уравнениям:

Источник

1. Почему для получения амфотерного гидроксида из раствора соли переходного элемента раствор щелочи к ней приливают по каплям?

Амфотерным гидроксидам присуще свойство реагировать с кислотами как основание и со щелочами как кислота. Поэтому, когда мы к раствору щелочи приливаем по каплям раствор соли, у нас получается амфотерный гидроксид, который сразу же реагирует с щелочью, образуя растворимую соль, и мы не наблюдаем выпадение в осадок амфотерного гидроксида.

2. Запишите уравнения реакций для следующих превращений:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления.

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

3. Приведите по два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращенным ионным уравнениям:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

4. Докажите, что амфотерность подтверждает относительный характер деления элементов на металлы и неметаллы.

Источник

§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов — основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.

Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.

Лабораторный опыт № 1
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств

В две пробирки налейте по 1 мл раствора соли цинка (хлорида, сульфата или нитрата), а затем добавьте в каждую с помощью пипетки по 5 капель раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия). Что наблюдаете? Прилейте к содержимому одной пробирки раствор кислоты (соляной, серной или азотной), а к другой — раствор щёлочи. Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует вторая часть опыта? Запишите уравнение проделанных реакций в молекулярной и ионной формах.

В чём причина такого необычного поведения Zn(OH)2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.

Вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют кислотные или основные свойства, называют амфотерными (от греч. амфотеро — и тот, и другой).

Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В обоих случаях образуется растворимая соль.

Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства — образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида — образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.

Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).

Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.

Новые слова и понятия

Задания для самостоятельной работы

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Источник

§ 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Существенным отличительным признаком элементов является кислотный или основный характер соответствующих им оксидов и гидроксидов. Вы уже знаете, что металлы в степени окисления +1 и +2 образуют, как правило, основные оксиды, а в качестве гидроксидов — основания. Металлы с большим значением степени окисления (+6, +7) и неметаллы образуют кислотные оксиды, которым соответствуют кислородсодержащие кислоты.

Проведём небольшой лабораторный опыт. Получим гидроксид цинка и исследуем его химические свойства.

Лабораторный опыт № 1
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств

В две пробирки налейте по 1 мл раствора соли цинка (хлорида, сульфата или нитрата), а затем добавьте в каждую с помощью пипетки по 5 капель раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия). Что наблюдаете? Прилейте к содержимому одной пробирки раствор кислоты (соляной, серной или азотной), а к другой — раствор щёлочи. Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида цинка свидетельствует вторая часть опыта? Запишите уравнение проделанных реакций в молекулярной и ионной формах.

В чём причина такого необычного поведения Zn(OH)2 как нерастворимого основания? Опыт показывает, что гидроксид цинка проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведёт себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя с щёлочью.

Вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют кислотные или основные свойства, называют амфотерными (от греч. амфотеро — и тот, и другой).

Таким образом, гидроксиду цинка присущи амфотерные свойства: он может реагировать с кислотами как основание и с щелочами как кислота. Соответственно формулу этого соединения можно представить двояко:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Тогда уравнения реакций гидроксида цинка с кислотой и с щёлочью можно записать так:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В обоих случаях образуется растворимая соль.

Аналогично гидроксиду цинка и соответствующий ему оксид цинка проявляет амфотерные свойства — образует соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями, например:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

В первой реакции оксид цинка ведёт себя как основный оксид, а во второй реакции выступает в роли кислотного оксида — образует соль, в которой цинк входит в состав кислотного остатка.

Амфотерными являются оксиды и гидроксиды многих элементов, например бериллия, алюминия, хрома (III).

Если элемент-металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид с низшей степенью окисления будут проявлять, как правило, основные свойства, с высшей — кислотные, а с промежуточной — амфотерные. Например, для хрома:

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Эти элементы называют переходными элементами или переходными металлами.

Новые слова и понятия

Задания для самостоятельной работы

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Источник

Презентация и разработка урока по теме «Амфотерность» (8 класс).

Выбранный для просмотра документ Амфотерность.ppt

Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Смотреть картинку Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Картинка про Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер. Фото Докажите что амфотерность подтверждает относительный характер

Описание презентации по отдельным слайдам:

В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений

ДУАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие: идеального и материального.

Дуализм в религии Дуализм обычно означает убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; Один бог покровительствует порядку, другой — хаосу.

Дуализм в восточной мистике Дуальность мира – взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (свет и тьма, добро и зло и т. п.). Наиболее известный из отображающих символов «инь-ян».

Слова с приставкой «амфи» Амфибии Самолёт-амфибия Амфитеатр

Амфибии – животные, ведущие двойной образ жизни

Самолёт-амфибия может совершать посадку, как на землю, так и на воду.

Амфитеатр- «зрелище с двух сторон» или двойной театр

Цели урока Научиться находить амфотерные соединения; Выявить, какими свойствами обладают амфотерные соединения.

Кислотные свойства Если соединение реагирует со щёлочью с образованием соли и воды, то оно обладает кислотными свойствами: SO3 + 2KOH = K2SO4 + H2O H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

Основные свойства Если соединение реагирует с кислотой с образованием соли и воды, то оно обладает основными свойствами: CaO + H2SO4 = CaSO4+ H2O Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4+ 2H2O

Получение гидроксида алюминия AlCl3 + 3NH4OH = Al(OH)3 осадок + 3NH4Cl Белый студенистый осадок делим на 2 пробирки.

Взаимодействие со щелочами соединений 2-хвалентных металлов. Раскрываем скобки и преобразуем формулу. Ме(OH)2 = МеO2H2 = H2 МеO2 Взаимодействует со щёлочью, следовательно, проявляет кислотные свойства: Ме(OH)2 осадок + 2NaOH = Na2МеO2 + 2H2O

Домашнее задание Параграф № 37, записи в тетради. Обязательный минимум – найти массу соли, которая образуется при взаимодействии 0,5 моль гидроксида алюминия с гидроксидом натрия. (Ответ: 59 г.) Тренировочное задание – Подтвердите уравнениями реакций амфотерность оксида цинка. Творческое задание – Проанализируйте содержание учебника химии и докажите, что амфотерность – не единственный частный случай проявления дуализма в химии.

Выбранный для просмотра документ Урок химии Белых О.М..doc

Разработка урока с метапредметным компонентом .

Аннотация урока с метапредметным компонентом.

Учитель : Белых О.М., высшая квалификационная категория

Основная идея : амфотерность как частный случай дуализма в химии.

Цели: создать условия для:

формирования у учащихся понятий амфотерность, амфотерные соединения и способов деятельности по определению амфотерных соединений;

совершенствования умения учащихся составлять уравнения химических реакций на примере доказательства амфотерности соединений;

развития коммуникативной культуры при работе в коллективе и группе над поиском решения проблемы.

I . Организационный момент

Создает атмосферу заинтересованности при изучении нового материла через осмысление сущности термина «дуализм» и его связи с темой урока. Используя метод учебного диалога, подводит детей к постановке цели урока.

Положительно психологически и эмоционально настраиваются на работу.

Инициирует учащихся на постановку цели урока.

Выявляя зону незнакомой информации, определяют цель урока.

Создает условия для осознания учащимися нужности и необходимости изучения темы урока.

Приходят к выводу, что данная тема необходима для представления целостной картины свойств неорганических соединений и выполнения практической работы.

IV . Актуализация знаний и умений.

Создает условия для выявления субъектного опыта учащихся по теме, акцентируя внимание на проблеме – в чем двойственность свойств амфотерных соединений.

Показывают знания о веществах, проявляющих химические свойства односторонне: кислотные или основные.

V . Первичное усвоение материала

Создает ситуацию для активизации познавательного интереса учащихся и предположения о том, какие соединения называются амфотерными, каков их состав и свойства.

Выдвигают предположение относительно двойственной природы амфотерных соединений и их состава.

VI . Осознание и осмысление учебной информации.

Используя эксперимент, создает условия для решения проблемы.

Убеждаются в верности предположения относительно двойственной природы амфотерных соединений и их состава

VII . Первичное закрепление.

Предоставляет возможность учащимся закрепить полученные знания и получить оценку своей деятельности, организуя работу в группах по определению амфотерных соединений.

Привлекает детей к оценочной деятельности.

Работают в группах с использованием инструктивных карт по определению амфотерных соединений. Производят самооценку и коррекцию усвоенных знаний.

VIII . Информация к домашнему заданию

Дает пояснения к домашнему заданию и предоставляет право выбора задания по уровню сложности.

Выбирают задание, которое устраивает по уровню сложности. Заносят его в дневник.

Создает условия для осмысления и самооценки деятельности учеников. Подводит урок к логическому завершению.

Производят самоанализ деятельности и по желанию представляют результаты самооценки из инструктивной карты. Заносят новую информацию в химический справочник.

I . Организационный момент:

1.Проверка готовности класса к уроку: наличие учебников, тетрадей, химических справочников, ручек, карандашей, карточек с заданиями.

2. Положительный эмоциональный настрой на работу. О дуализме чувств В.Евсеев

Герой и трус – внутри у нас:
они борьбу ведут всегда…
Кто победит из них сейчас,
не знаешь точно никогда!

Вот дуализм из наших чувств
И он содержит два аспекта:
Один – «боюсь», другой – «хочу»,
а сам ты – между ними где-то.

Ты сам способен выбирать,
что для тебя важнее:
Бояться – значит трусом стать,
хотеть – то значит быть смелее…

(слайд №1, на котором изображены ученые – философы. Ключевая мысль слайда: в истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений )

Сформулируйте корректные вопросы для работы со слайдами.

У: В истории человеческой мысли термин дуализм имеет несколько значений.

(слайд №4. на котором символ «инь-ян» и ключевая мысль слайда: дуализм в восточной мистике.) В восточной мистике дуальность мира представляет собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.) и отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ « инь-ян », передающий мужское и женское начало.

У: имеет ли место дуализм в восточной мистике? В чем его суть?

Дуализм есть даже в физике, где является основой колебательных процессов! Какое ключевое слово, новое для вас, проходит через все эти умозаключения? И в чем его смысл? (дуализм в переводе с латинского dualis – двойственность) Можно записать в тетради: Дуализм – двойственность.

Но у нас сегодня урок не философии, и не физики, а химии. А имеет ли место дуализм в химии? Как вы думаете? Да. ПОКА ответить на этот вопрос затруднительно.

Учитель: Ребята! Посмотрите, как называется тема нашего урока. (Прошу прочесть тему со слайда №5 одного из учеников. Он читает «Амфотерность»). Давайте попробуем разобраться в том, что зашифровано в этой теме.

Что может быть амфотерностью? Вещество? Признак? Свойство? Или действие?

А почему свойство? ВОУ: потому что химия наука о веществах и СВОЙСТВАХ.

Может ли кто-нибудь из класса объяснить значение первой части слова «амфо» или « амфи»?

Приведите примеры слов, начинающихся с приставки «амфи» (амфибии, амфитеатр). слайд №6

С каким смысловым значением связана эта приставка? (просмотр слайдов и их объяснение)

Слайд№7 Амфибии. Амфибии – животные, ведущие двойной образ жизни: водный и наземный..

Слайд №8 Самолет – амфибия. Многоцелевой самолёт амфибия Бе-103 может совершать посадку, как на землю, так и на воду.

Слайд №9 Амфитеатр (от греч. аmphi — с двух сторон и theatron — зрелище, «двойной театр»). В древнеримской архитектуре амфитеатр — это монументальное сооружение для зрелищ (театрализованных представлений, боев гладиаторов, травли диких зверей), круглый театр без крыши – зрелище с двух сторон или двойной театр.

Ребята, вы заметили главный смысл приставки «амфи»? (двойственность)

А как эту двойственность можно трактовать с химической точки зрения?

Вспомните, что представляет собой химия, как наука? (наука о веществах и их свойствах)

Учитель: Пришло время поставить цель урока! – т.е. что нам предстоит узнать, в чем разобраться? Помогите мне, пожалуйста! ВОУ(возможные ответы учеников) : Какие вещества относиться к амфотерным соединениям? В чем проявляется двойственность свойств амфотерных соединений

Слайд №10 ( На слайде появляется цель урока)

Учитель: Я с вами согласна. Запишите тему урока в тетради (Амфотерность).

Учитель: данная тема достаточно сложная для усвоения. Может быть её можно было просто пропустить?

ВОУ: В химии как в любой науке всё взаимосвязано и любой пропущенный элемент не даст возможность понять сущность других вопросов. Для формирования естественнонаучной картины мира.

Учитель: А я хочу добавить ещё одну причину необходимости изучения этой темы: на следующем уроке нас ждет практическая работа «Исследование свойств оксидов, оснований и кислот» и знания об амфотерных соединениях будут востребованы.

IV . Актуализация знаний и умений.

Коллективный поиск решения проблемы.

Учитель: А какие по характеру свойства могут быть присущи веществам, с которыми мы уже познакомились на предыдущих уроках? (кислотные и основные)

Учитель: Каким классам веществ присущи кислотные свойства? (кислотным оксидам и кислотным гидроксидам, т.е. кислотам).

Учитель: как практически можно доказать кислотные свойства? (взаимодействие со щелочами – растворимыми основаниями)

Учитель: верно, если вещество реагирует со щёлочью с образованием соли и воды, он проявляет кислотные свойства. Именно так ведут себя кислоты и кислотные оксиды.

Учитель: А какой элемент, металл или неметалл, входит в состав кислотных оксидов и кислот? (неметалл). Давайте обозначим соединения. Проявляющие, кислотные свойства, красным цветом. ( слайд №11 с примером кислотных свойств)

Учитель: Каким классам веществ присущи основные свойства? (основным оксидам и основным гидроксидам, т.е. основаниям.)

Учитель: как практически можно доказать основные свойства? (взаимодействие с кислотами)

Учитель: верно, если вещество реагирует с кислотой с образованием соли и воды, оно проявляет основные свойства. Именно так ведут себя основания и основные оксиды.

Учитель: А какой элемент, металл или неметалл, входит в состав основных оксидов и оснований? (металл). Давайте обозначим соединения, проявляющие, основные свойства, синим цветом. ( слайд №12 с примером основных свойств)

V . Первичное усвоение нового материала.

Амфотерные соединения образованы переходными элементами.

Это оксиды и гидроксиды переходных элементов

Двойственность свойств будет проявляться в реакциях с кислотами и щелочами.

VI . Осознание и осмысление учебной информации..

VII . Первичное закрепление.

Учитель: что бы неплохо сделать сейчас, чтобы новая информация прочнее закрепилась в нашем сознании?

ВОУ: выполнить подобные задания.

Учитель: Сейчас каждой из групп, на которые будет поделён класс, будет выдана инструктивная карта. Это ориентир в исследовании амфотерности предложенных соединений. Через 10 минут представители групп должны представить результаты вашей групповой работы. Копилка знаний об амфотерности пополнится. За работу в группе, которая будет отражена в инструктивной карте, каждый из вас получит оценку. Вы можете оценить свою работу, сделав отметку в соответствующей графе. Удачи! Не забудьте обозначить фамилии учащихся в карте.

Пока другие группы работают с инструктивными картами, оставшейся группе предлагается необычное задание: ответить на провокационный вопрос. Является ли вода амфотерным соединением? Ведь вода – оксид неметалла, оксид водорода? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *