Докажите что барокко и испанский стиль одно и тоже
Испанское барокко
Особую окраску стиль барокко приобрёл в Испании, художественная атмосфера которой отличалась религиозной экзальтацией и склонностью к мистике. В отличие от итальянского, испанское барокко воскрешало атмосферу национального средневековья.
Эскориал. Современный вид
Архитектура
Примером барочного стиля в архитектуре может служить Эскориал, новая резиденция испанского короля, построенная в 1553-1586 гг. близ Мадрида и ставшая самым значительным памятником эпохи Филиппа II. В его правление начался расцвет самобытного испанского искусства. Великая держава нуждалась в великом искусстве, и испанский король, вслед за ренессансными государями Италии, стал покровителем изящных искусств. Вторая половина XVI и первая половина XVII в. стали «золотым веком» испанской культуры.
Живопись
Наибольших успехов испанское искусство времени барокко добилось в области живописи. Приняв эстафету от ренессансной Италии, Испания стала той страной, в которой европейская живопись сделала следующий большой шаг в своём развитии. Основоположниками национальной испанской школы стали художники Х. Рибейра и Ф. Сурбаран, писавшие в основном на религиозные и мифологические сюжеты. Но больше всего прославил Испанию её величайший художник, придворный живописец Филиппа IV Д. Веласкес. Среди его шедевров — портреты короля, членов его семьи и приближённых; знаменитое полотно «Взятие Бреды», посвящённое одному из эпизодов войны с Нидерландами.
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, характеризуя расцвет живописи в Испании периода барокко, писал: «И Сурбаран, и Веласкес, и Рибейра — три пика, которые составляют истинную славу этого периода».
Представители испанского барокко
Наиболее известными представителями испанского барокко считаются Рубенс и ван Дейк. Заслуженную известность приобрели также фламандские художники Ф. Снейдерс, выдающийся мастер натюрморта, и Я. Иорданс, один из основоположников жанровой живописи.
Питер Пауль Рубенс
Крупнейшим представителем испанского барокко является П. П. Рубенс, который считается самым значительным художником эпохи барокко. Он создал крупнейшую художественную мастерскую в Европе, получал заказы из многих стран, в том числе от коронованных особ. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Антонис ван Дейк
Наиболее известным учеником Рубенса был замечательный портретист А. ван Дейк, который довёл до совершенства жанр роскошного парадного портрета в стиле барокко. В Англии им были написаны портреты первых Стюартов, их родственников и приближённых. Творчество ван Дейка способствовало формированию национальной традиции портретной живописи, ставшей основным жанром английского изобразительного искусства XVII в.
Архитектура Ренессанса и Барокко в Испании
Испанская архитектура периода возрождения красивая и необычная, завораживающая и великолепная
Здания периода раннего Возрождения
На своей родине (в Италии) Ренессанс получил на ранней стадии все признаки бесстрастного классицизма. Но в Испании все происходило совершенно по-другому.
Как одним из направлений эпохи Ренессанса стало формирование архитектурного стиля платереско, в котором нашли свое определенное продолжение многие стили зодчества: мавританское наследие, элементы постготического исабелино и скульптурная детализация. Этому направлению архитектуры, которое сформировалось в 16 веке стали присущи многие черты именно Ренессанса: декоративные мотивы, ордерные элементы (определенные формы колонн и канделябров). Такие элементы внесли упорядоченность в хаотичную пышность готики.
В большинстве случаев новые идеи затронули не конструкцию зданий, а фасады. Наибольшей известностью расцветшего платереско можно считать фасад университета в Саламанке, где наблюдается присутствие огромного количества изображений Фердинанды, Изабеллы, фруктов, завитков. Многие старались при оформлении фасадов использовать изображение лягушки, считалось, что именно оно приносит удачу. В Саламанке в описанном стиле украшены практически все здания.
Авторские фасады
Несмотря на то, что имя автора фасада университета в Саламанке не известно, но именно с приходом Ренессанса в Испанию появилась традиция связывать архитектурные работы с именами мастеров, что их выполняли. Благодаря этому обрели свою известность следующие зодчие:
Особенности Ренессанса в Андалусии
На территории Испании огромное количество зданий которые основывались на принципах готики, а в некоторых из них есть все элементы, свойственные итальянским сооружениям. Но все же можно встретить огромное количество примеров академизма Ренессанса. Такие здания выделяются своей сдержанностью в композиции.
Начиная с 1520 года, на территории Испании все большее предпочтение начинают отдавать симметрии и торжественности Античности, что приводит к укреплению на полуострове эпохи Высокого Возрождения.
Платереско в основном реализовывался в Кастилии и Леоне, а вот в Андалусии архитекторы отдавали предпочтение классическому направлению. Ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения можно считать дворец, что расположился в центре Альгамбры. Он был спроектирован в 1527 году зодчим Педро Мачука (ученик Микеланджело). Это дворец с круглым внутренним двором и двухэтажной ротондой. Более ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения больше не встретишь.
Позже создатель Золотой лестницы (Elcalera Dorada) в кафедральном соборе Бургоса приступил к реставрации кафедрального собора Гранады. Старое здание было дополнено колонами, полукруглой аркой и куполом. Андерес де Вандельвира в свое время украсил весь город Убеде постройками в стиле ренессанса. Он занимался проектами зданий по предварительному заказу богатых горожан. Именно его работой является монументальная больница Сантьяго и дворец Каденас (Palacio de las Cadenas). Эти два здания стали прекрасным дополнением коллекции архитектурных памятников периода Ренессанса в Испании.
Суровый Ренессанс
Не долгое время испанские архитекторы отдавали классическому направлению в архитектуре Ренессанса, очень скоро произошел резкий поворот. На третьем этапе эпохи Возрождения в зодчестве стала наблюдаться несвойственная Испании сдержанность.
Новый строгий аскетически суровый стиль стал полной противоположностью торжественности платереско. Торжественные здания Мачуки, Вандельвиры и де Силоэ ушли в прошлое. Основоположником нового направления стал любитель античности Хуан де Эррера. Его лучшим произволением архитектуры стал дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. Это огромный комплекс, целиком его можно увидеть только с высоты, представлял прямоугольное сооружение с огромным количеством внутренних дворов, базиликой, дворцом и мавзолеем.
Разработкой проекта сначала занимался Хуан Буатиста де Толеда, но заканчивал его уже Эррера в 1584 году. На строительство ушел всего 21 год. В своих работах не украшенную суровую простоту использовали кроме архитектора Эррера и другие молодые художники, например, Хуан Гомес де ла Мора, который занимался проектом площади Майор в Мадриде.
Особенности испанского барокко
В 17-18 веке испанские архитекторы снова вернулись к направлениям итальянского зодчества. Вместо классической строгости снова стала появляться помпезность и изысканность. Стоит отметить, что появление барокко не привело к появлению огромного количества новых архитектурных построек.
Изысканность и помпезность реализовывалась в украшении существующих зданий и сооружений. Также черты этого стиля стали наблюдаться и в работах скульпторов. Стоит отметить, что причиной того, что барокко не прижился на полуострове в полной мере, можно считать самобытность Испании. Если и использовались определенные элементы барокко, то исключительно в пределах традиционного ригоризма местных, этнических и религиозных вкусов.
Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера
Стиль, основоположником которого стал Эррера, очень медленно уступал позиции новому направлению. При строительстве новых зданий, как и прежде, наблюдалась определенная сдержанность и умеренность даже на раннем этапе барокко. Но немного разнообразия в строительство внес Алонсо Кано, когда в 1667 году занялся оформлением фасада гранадского собора. В его ранних работах наблюдалась определенная сдержанность, которая еще преобладала над пышностью и великолепием барокко. Ведь зодчий руководствовался канонами строгой архитектуры.
В 18 веке на территории полуострова стал преобладать стиль архитектуры чурригереско, который был назван в честь двух братьев архитекторов Чурригера.
Особенности этого стиля были определены старшим братом Хосе Бенито де Чурригера, который в своих творениях стал использовать сочную эффективную декоративность. В какой-то степени его можно назвать скульптором, руководствуюсь его работой по созданию коллекции головокружительных алтарей для церкви.
Наиболее известным считается алтарь, выполненный для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке (1692 г). Творение старшего брата, как архитектора, менее известны. По заказу одного из банкиров им был выполнен проект небольшого городка Нуэво-Бастан в 1709 году, где он придал церкви, дворцу и стекольной фабрике весьма непретенциозно классический облик.
А вот архитектурным произведениям Альберто Чурригера свойственна большая торжественность и помпезность. Его основным творением, благодаря которому он вошел в историю, можно считать площадь Майор в Саламанке. Однако лучшими представителями чурригерского стиля считаются зодчие, которые занимались не непосредственным строительном, а украшением порталов растительными узорами, ангелочками, спиралевидными колоннами. Примером можно считать портал здания Музея истории города (Museo Municipal) в Мадриде.
Лучшие работы испанской архитектуры
Лучшим произведением испанского барокко можно считать оформление западного фасада в Саньтьяго-де Компостеле, который носит название Эль-Обрадойро. Оформление его проводилось в 1740 году известным архитектором Фернандо Касас-и-Новоа. Причудливая чарующая взгляд композиция сложилась из гармоничного сочетания тонких колонн, статуй святого Иакова и его учеников и прочего традиционного набора элегантного щитового декора.
Испанские зодчие очень часто работали над существующими зданиями, декорировали их в соответствии новых стилей. Такое смешение направлений зачастую нарушало общую гармонию композиции, но в случае с собором в Саньтьяго-де Компостеле получилось настоящее архитектурное чудо.
Еще одной удачной работой того времени можно считать фасад кафедрального собора в Мурсии. Он был украшен горгульями и херувимчиками из светлого камня. Стоит отметить, что стиль чурригереско, который сформировался в Испании, получил еще более шикарное и помпезное воплощение в Латинской Америке.
Барочные дворцы на французский манер
В эпоху барокко испанские монархи не стали прибегать к услугам своих архитекторов, они захотели французской помпезности. Поэтому ушли далеко от существующего в Испании на тот момент стиля чурригереско. Архитекторы, которых вызывали из Франции и Италии, были далеки от испанских традиций.
По проекту Джованни Баттиста Саккетти по приказу Филипа Пятого был построен в Мадриде Королевский дворец (Palacio Real). Это очень элегантное сооружение, в котором насчитывалось около 2800 комнат, по своей архитектурной композиции оно очень напоминало Лувр. В одном из залов дворца стены были отделаны фарфоровыми панелями. Только по этому можно понять, что король не скупился на средства при строительстве.
Еще одним грандиозным строением этого времени можно считать Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (La Grania de San Ildefonso) в Сеговии, который был построен по образцу и подобию Версаля.
Новое направление неоклассицизм
Уже в конце 18 века испанские архитекторы, как и зодчие Европы, стали склоняться к более рациональному и зрелому. Теперь отдавали предпочтение неоклассицизму, в котором правильным направлением считалось подражание древней благородной архитектуры. Влияние этого направления не стало стишком обильным и ограничилось всего несколькими зданиями, которые были выполнены по заказу короля Карла Третьего в целях облагораживания Мадрида.
Самым известным архитектором того времени стали Хуан де Вильянуэва. Именно по его проекту началось строительство музея Прадо, что открылся только через 30 лет. Классицистические идеи этого направления реализованы с характерными чертами и барокко, но при этом образные колонны выполнены достаточно простыми и без дополнительного декора. Также проектами Вильянуэва стали виллы в Эскориале, на которых король размещал своих гостей.
Другим представителем неоклассицизма в архитектуре стал Вентура Радригес (сын каменщика). Он стал автором непритязательного фасада кафедрального собора в Памплоне. Также Родригес принимал участие в проведении реконструкции базилики Божьей Матери Пилар в Сарагосе, именно его вариант получился более ярким, так как он понял, что здание будет смотреться более эффектно с 11 куполами и 4 минаретами.
ЭПОХА БАРОККО В ИСПАНИИ (конец XVII — XVIII век)
Только в конце XVII века, когда во всей Европе распространился стиль барокко, испанская архитектура, которая всегда внешне, выглядела живописной и эффектной, сразу приняла стиль барокко. Испанские зодчие применяли его в основном в культовых сооружениях; обращенные к массам, они нуждались именно в таком стиле: украшательство, внушительность показывали силу и мощь духовенства. Культовые сооружения Испании времен барокко мало отличались от подобных сооружений в Италии.
Ярким представителем стиля барокко был архитектор Хосе Бенито Чурригера (1665-1725), он происходил из семьи архитекторов и скульпторов.
Чурригера и его ученики оставили большой след в архитектуре Испании. Помимо архитектурных сооружений, он выполнил много декоративных работ, особенно в культовых сооружениях: создал большие, резные, позолоченные алтари. Манера работы Чурригеры получила название чурригереск. Последователи этой манеры создавали архитектурные памятники, которые по обилию и причудливости форм превзошли самого Чурригеру.
Стиль чурригереск приобрел популярность как национальное испанское барокко. Поверхности, обработанные в этом стиле, отличаются живописностью, сложными декоративными дугообразными и извилистыми формами. Криволинейные очертания сооружений в стиле чурригереск придавали интерьеру неповторимый образ.
Пример стиля барокко в дворцовых постройках — дворец маркизов Дос Агуас в Валенсии. Декоративное убранство фасадов этого дворца носило характер утонченности, роскоши и богатства.
Во второй половине XVIII века в Испании начинается строительство в стиле классицизма. Происходит наступление классицизма на чурригереск, и наблюдается постепенный отход от стиля барокко.
Испанское барокко
Испанский театр XVI-XVII веков не укладывается в рамки Ренессанса и барокко, что исследователи выделяют в развитии искусства в Италии и пытаются распространить на другие страны. И на отдельных художников и поэтов. В отношении Лопе де Вега (1562-1635) кажется всем ясным: это один из титанов эпохи Возрождения в Испании, когда говорить о барокко как-то и неловко, куда проще вести речь о ренессансном реализме, хотя поэт скорее из романтиков по своему миросозерцанию и эстетике.
Золотой век и барокко? А был ли Ренессанс в Испании? Или в условиях абсолютизма королевской власти и церкви Возрождение в Испании не вызрело, хотя она все время пребывала в орбите ренессансных явлений в Италии?
Но и барокко дает себя знать уже у Сандро Боттичелли с его обращением и в позднем творчестве Микеланджело, не говоря о второстепенных художниках. Это импульсы феодально-католической реакции скрадывают светское, светлое миросозерцание ренессансных художников, с поворотом к мистицизму барокко.
В Испании феодально-католическая реакция проявилась сразу с начала Ренессанса в Италии, особо усилилась с началом Реформации в европейских странах, и в этих условиях ренессансные явления в миросозерцании и творчестве испанских писателей и поэтов приобретают изначально мотивы барокко, чему способствовала арабская вязь поэтического мышления, что была столь сродни и испанцам.
Словом, именно барокко становится эстетикой Ренессанса в Испании, что проступает ослепительно ярко в романе Сервантеса «Дон Кихот», в котором действие разворачивается столько же в действительности, сколько и в воображении, в представлении столь же сумасбродного, сколь и благородного героя. В действительности он постоянно терпит крах, но в его представлении, что читатель принимает за свое, он побеждает, вопреки всем превратностям судьбы. Это трагический миф, воссозданный в комическом ключе, создание всеобъемлющее, как «Илиада» Гомера или «Божественная комедия» Данте.
Аутос в Испании сыграли, против ожидания церкви, освободительное воздействие. Речь не шла об отказе от веры, но о фарисействе церкви, о чистоте веры, о достоинстве человека и самоценности земной жизни.
С учетом опыта создания ученой комедии в Италии и успеха аутос, театра для всех, Лопе де Вега обращается к национальной истории, к героической борьбе народа по отвоеванию страны у мавров, семисотлетней реконкисте, основываясь на исторических хрониках, преданиях и романсах, лиро-эпических, героических и любовных песнях. Он создает серию народно-героических пьес, разумеется, в стихах и серию комедий, основная тема которых всепобеждающая любовь.
Все это отдает скорее романтизмом, чем ренессансным реализмом, по сути, это, конечно, барокко, как у Сервантеса, как у Тирсо де Молина (1583?-1648). В отношении Педро Кальдерона (1600-1681) исследователи уж прямо говорят о барокко, выводя его за рамки Ренессанса. Но содержание пьес не всегда это позволяет, и тогда исследователи говорят о драматурге как о предтече просветителей XVIII века.
При этом испанский и английский театры эпохи Возрождения развились совершенно самостоятельно и самобытно. Для тех, кто привык к английской драме, в высшем развитии драме Шекспира, сразу вчитаться в пьесы испанских поэтов не удастся. Это как от прозы не всякий легко переходит не просто к стихам, а к поэзии. Драмы испанских поэтов, в отличие от английских, пусть тоже в стихах, но как бы приземленных при всей поэтической изощренности барокко, исполнены изначально и до конца поэзии, как романсы, развернутые в театральное действо.
Бесчинства командора переполняют чашу терпения крестьян. Однако все в растерянности. Приходит домой Лауренсия со следами насилия; она не плачет, она разгневана на мужчин и на отца, и ее речь поднимает жителей Фуэнте Овехуны на восстание. Бунт есть бант, будь он русский или испанский. Жестокая расправа за сценой обговаривается в подробностях, и все собираются на площади, торжествуя победу, с головой командора на пике.
Все три служанки, слуги, не говоря о секретаре Теодоро и самой графине, владеют чисто поэтической речью самой высокой пробы, изощряясь при этом в остроумии, что свидетельствует о чистейшей гениальности поэта. Это испанское барокко, уникальное явление даже рядом с английским барокко, когда у Шекспира барокко поднимается до ренессансной классики, с широчайшей перспективой воссоздания действительности от мифологических времен до настоящего времени.
Любовь у Лопе была столь же чисто жизненной, сколь и творческой энергией, постоянно влекущей его как в жизни, так и в поэзии к все новым образам. Еще смолоду он был отправлен в ссылку за скандальную связь с актрисой, а позже, сетуя на сплетни врагов и завистников, он признавался в одном из писем: «. по воле судьбы у меня не было иной порочной страсти, кроме природного влечения к любви».
Что говорить, это доминанта как миросозерцания, так и жизнеотношения у поэтов и художников эпохи Возрождения, что впервые воплотил в образе Дон Хуана в драме «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молина.
Тирсо де Молина родился в Мадриде, учился в университете Алкала де Энарес, а затем принял монашеский постриг. Он побывал даже в заокеанских владениях Испании, на острове Сан-Доминго провел два года. Умер Тирсо, не зная нужды, настоятелем монастыря в городе Сория. Но этот монах входил и после двусот лет забвения после смерти входит в первую тройку знаменитых драматургов Золотого века.
Менее плодовитый и поэтичный, чем Лопе де Вега, Тирсо написал около 400 комедий, из которых сохранились 86, это не считая духовных пьес. Из сферы поэзии, где пребывал Лопе, Тирсо словно спустился на землю и действительность воспринимал весьма критически.
Действие начинается с того, как дон Хуан, явившись во дворце неаполитанского короля к герцогине Изабелле под видом герцога Октавьо, влюбленных друг в друга, в темноте, овладел ею, а затем не скрыл от нее, что он не тот, герцогиня на свою голову закричала, вызвав переполох во дворце.
Дон Хуана спасает его дядя, испанский посол, велит отправиться в Милан, но своевольный племянник возвращается в Испанию; спасшись после кораблекрушения, он приходит в себя на коленях рыбачки Тисбеи, которой в ночь овладевает, дав клятву жениться на ней.
Между тем во дворце короля Кастильского Альфонса XI становятся известны происшествия в Неаполе, однако о дон Хуане король проявляет отеческую заботу, решает женить его на донье Анне, но пока его отправляют в имение его отца. Перед отъездом в ссылку дон Хуан, предав друга, вместо него приходит к донье Анне, пытается овладеть ею, и тут является ее отец дон Гонсало, командор; дон Хуан закалывает старика шпагой и убегает. В пути он попадает на свадьбу и делает все, чтобы овладеть невестой, которая требует от него клятвы:
«Нет, клянись творцом! Он взыщет
С нарушителя обета».
Дон Хуан отвечает:
«Пусть пошлет мне вседержитель,
Коль я слова не сдержу,
Смерть до срока от десницы
Мертвеца.
(В сторону.)
Затем что с мертвым
Легче сладить, чем с живыми».
И снова надо бежать, и дон Хуан, боясь мести жениха, тайно возвращается в Севилью. Он укрывается в церкви, а там в часовне гробница командора, украшенная статуей усопшего, с надписью:
«Кавальеро здесь зарыт,
Ждет он, что десница божья
Душегубу отомстит».
Дон Хуан задет жаждой мести командора, хватается за его каменную бороду и, собравшись поужинать, приглашает его к ужину, смеясь, что запоздал он со своей местью в жизни, а до смерти ему «еще далеко».
У короля Альфонса собираются почти все жертвы дон Хуана, а Каталинон рассказывает о мести статуи, а также о признании перед смертью дон Хуана о том, что он не сумел обесчестить донью Анну. Все находят свое счастье.
Кальдерон и его братья по их темпераменту, с повышенной щепетильностью к вопросам чести, или обстоятельствам, неблагоприятным для них, постоянно вовлекались в дуэли и кровавые стычки, что вполне соответствует фабульным перипетиям пьес.
Дуэли и стычки, возможно, были так или иначе связаны с критическими нападками на пьесы и с гонениями на театры контрреформацинных сил. Усиливается кампания по закрытию театров вообще. После смерти Лопе де Вега в 1635 году эта кампания была направлена прямо против Кальдерона. Театры были закрыты в 1644 году, хотя король Филипп IV ценил пьесы Кальдерона. Театры вновь открылись в 1649 году, со всевозможными ограничениями.
И тут же исследователь, по историческим срокам, выводит Кальдерона, отрывая от Лопе де Вега, за пределы Ренессанса, поскольку он воплощает барокко, в котором контрреформационные силы «чувствовали неумирающий ренессансный дух».
Здесь противоречие, которое, вероятно, не возникло бы в умах исследователей, если бы драматург умер раньше, если бы он во второй половине века, с переменой миросозерцания, изменил своей эстетике. Но последнего не произошло, вопреки гонениям на театры. Кальдерон был и остался до конца дней поэтом эпохи Возрождения, а его барокко было и осталось эстетикой Ренессанса, как у Сервантеса и Лопе де Вега.
Знамения и христианские чудеса, споры континентов не убеждают Азию и Африку, обращаются Павел, Дух, Язычество-Европа и Индеец-Америка, при этом подчеркивается, что они это делают не ради веры, а по деловым соображениям, как исторически и было, и таинство причастия оборачивается откровением разума, что провозглашается в конце всеми участниками спектакля: «И с тобой (с шутом в роли Мысли) все мы будем веселиться, повторяя, что человеческий разум должен полюбить (веру) и поверить из политических соображений, коль для веры нет основы».
Что говорить, это и есть высшее выражение ренессансного свободомыслия, когда вера теряет свою самодостаточность и находит опору в разуме, что отдает просветительством XVIII века.
В другом ауто («Mistica y real Babilonia») Кальдерон прямо говорит о свободе Рода Человеческого, это помимо утверждения свободы воли человека. В самом деле, ведь Род Человеческий не уверовал в одну веру, а само существование различных религий говорит о свободе Рода Человеческого в целом от внешних притеснений и тех или иных пророков.
Свобода выбора у человека, а не у бога, будь то Будда, Христос или Аллах, что отнюдь не свидетельствует об их всемогуществе, которое зависит опять-таки от веры человека или его разума.
То же самое мы находим и в драме «Волшебный маг», с действием в III веке в Антиохии (условно) в Сирии. Фабула связана с легендой о Киприане (тоже условно) и напоминает легенду о Фаусте.
Название пьесы исследователи, имея в виду главного героя Киприана, считают более правильным переводить как «Необычайный маг». Между тем, исходя из содержания драмы, можно предположить, что автор имел в виду Дьявола, каковой и выступает как волшебный маг.
Что касается Киприана, он обучается магии, но никаких чудес не демонстрирует, к концу объявляет себя христианином и погибает вместе с Юстиной, которая оказывается тоже христианкой. Здесь, видимо, отголоски легенды о мученике Киприане в различных вариациях, но у Кальдерона все содержание пьесы иное, скорее современное, чем легендарное.
Между тем Киприан счел себя влюбленным в Юстину и решается продать душу Дьяволу, чтобы заполучить девушку. Дьявол творит чудеса, вплоть до бури и кораблекрушения, но доставить девушку Киприану не может, очевидно, потому что она христианка. В конце концов язычник Киприан сам постигает таинства христианской веры, без внушения Бога, будучи в сговоре с Дьяволом, и гибнет. Пьеса завершается признанием Дьявола в его кознях и заявлением:
. Мне вопреки, взошли те двое
До высших сфер, в пределы Бога,
Чтоб в лучшем царствии там жить.
(Быстро падает и проваливается.)
Все принимают это за чудо, а последние реплики студентов-приживальщиков все о том же, любовь Ливии разделена ли между ними верно. Тема христианского мученика и Фауста у Кальдерона завершается комической нотой.
«Жизнь есть сон» в полной мере воплощает мотив, столь характерный для Кальдерона и барокко вообще. Действие происходит в Полонии (Польше), король которой носит русское имя, что звучит по-испански Басилио; среди действующих лиц герцог Московии и Росаура, дама из Московии, что не должно нас удивлять, ибо в Испании интерес к России в XVII веке был вызван событиями Смутного времени.
Король Басилио, ученый муж и астролог, прознав по предсказаниям, что его сын станет жестоким правителем, заключает его в башню, где он провел годы в цепях, как зверь, однако сознает свое положение и воспринимает природу вокруг, как поэт.
Король решает произвести эксперимент: принца-узника усыпляют и переносят во дворец, где он просыпается в роскоши и ведет себя, разумеется, не совсем адекватно, что вроде бы подтверждает предсказания, и Сехисмундо возвращают в его тюрьму, где он, проснувшись, осознает с полным основанием, что жизнь есть сон, только Росауру, пробудившую в его душе любовь, он не может признать за сон.
Лишь женщину одну любил.
И думаю то было правдой:
Вот все прошло, я все забыл,
И только это не проходит.
Что касается другой подосновы эстетики Ренессанса, классицизма, то он проступит во французском классицизме XVII века, в театре Мольера, что и есть театр эпохи Возрождения во Франции.