Докажите что человек существо общественное

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена умственного и физического труда

Человек — это общественное существо. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова «создал самого человека» (Ф.Энгельс).

Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное

В процессе общения, которое развилось в условиях общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни.

Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира гораздо больше любого животного, так как к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления.

Мышление человека

Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности.

Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом.

В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей. Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате чего и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.

В свете современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что, разумеется, не исключает наличия в пределах рефлекторно-циркуляторных процессов, лежащих в основе саморегуляции. Однако мы очень мало знаем о конкретных механизмах извлечения из памяти хранящихся там временных связей. Все это очередные вопросы физиологии высшей нервной деятельности, общей нейрофизиологии и нейрохимии.

Развитие мышления человека

Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера.

История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Хорошо известно, какую роль сыграла частная собственность на средства производства, на основе которой произошло разделение общества на классы. Непрекращающаяся классовая борьба между ними наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания и извратив их чувства.

Вследствие этих коренных причин, полностью не устраненных и в настоящее время, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания.

Человеческая душа, или психика, постепенно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, приобретает ясную и высокую идейную целеустремленность, активность, необходимую, для полного освобождения и всестороннего развития в себе подлинной человечности и еще большего могущества в овладении богатствами и силами природы.

Итак, человек активно организует свои взаимоотношения с окружающими его природой и социальной средой. Следовательно, это не простое копирование действительности, а отражение в результате сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.

Душа, сознание и сознательная деятельность человека

Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда. Он вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной.

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное Механизм сознания человека

Наше сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг новой деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. В связи с этим не всегда удается с точностью объяснить природу того или иного вида психической, или, как часто называют, душевной деятельности человека.

Это давало повод идеалистам считать, что психическая деятельность человека есть проявление нематериальной «души», покидающей тело во время сна и после смерти. Религия широко использовала эти незнания для проповедования «загробной жизни» и существования «бессмертной души», тем самым отвлекая трудящихся от земной борьбы, внушая надежду на небесное избавление.

Материалистическое понимание души

Диалектико-материалистическое понимание души исходит из зависимости психической деятельности человека от материальных, социально-экономических условий данного общества. Диалектический материализм и современное естествознание показали полную несостоятельность антинаучных религиозных представлений о душе. Когда современный ученый говорит о душе, то понимает под этим термином психику как отражение материального.

Неоценимыми аргументами против религиозных представлений о бессмертии «души» являются достижения современной реанимации — оживления людей на стадии клинической смерти. Врачи-реаниматоры вернули к жизни сотни тысяч умиравших вследствие несчастных случаев. Однако никто из них не может засвидетельствовать отлетание «души» и пребывание на «том свете».

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное Реанимация человека опровергает наличие души

В настоящее время благодаря применению вживления микроэлектродов в отдельные участки мозга, электроцефалографии и других методов появилась возможность прижизненных наблюдений за функцией отделов мозга.

В частности, показано, что в зависимости от степени внимания испытуемых электроэнцефалограммы различаются и что внимание обеспечивают ретикулярная формация (сетчатые образования) ствола мозга, таламус и гипоталамус при взаимодействии с соответствующими участками коры мозга. Нарушение внимания возникает при блокаде взаимодействия между корой и ниже расположенными отделами.

Таламус является фильтрующим механизмом внимания, обостряет и переключает его с одних раздражителей на другие. Вместе с корковыми механизмами он осуществляет избирательный контроль поступающей информации.

Кора мозга является контрольным звеном регуляции эмоций, отбора информации, сознания. Здесь в наибольшей степени происходят сложные процессы анализа и синтеза раздражителей, их дифференцировка. Исследования коры мозга с помощью методов электрофизиологии показали, что в месте поступления возбуждений регистрируются изменения электрической активности, свидетельствующие о состоянии повышенной возбудимости.

Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха

Напряженный или длительный труд сопровождается утомлением организма, может повлечь расстройства его деятельности, снижение работоспособности. На восстановление деятельности организма необходимо затрачивать время, применять специальные методы и даже лечение.

Для предотвращения таких негативных последствий следует придерживаться правил гигиены, которые для лиц разного возраста и профессий различаются и нуждаются в соответствующих поправках, которые могут сделать специалисты. Но каждый человек должен овладевать общегигиеническими навыками.

Прежде всего необходимы самоконтроль с помощью простых приемов за состоянием своего здоровья и регулирование физических и умственных нагрузок. Его можно определять по самочувствию, состоянию сна, аппетита, появлению болевых ощущений. Объективными признаками являются: масса тела, уровень артериального давления, частота пульса, дыхания и др.

Предупредить утомление можно посредством повышения общей тренированности организма. Физические и психические нагрузки в чередовании с активным отдыхом, а также переключение на другие виды деятельности снимают или предупреждают утомление. В физическом труде нужно осваивать многообразные приемы двигательных навыков. Правильный режим труда, отдыха и питания сохраняют здоровье. При этом важным фактором остается поддержание положительных эмоций в коллективе.

Лицам с преобладанием умственного труда требуется повышенное внимание к регулярным занятиям физическими нагрузками. Особенно это касается учащихся в период подготовки к экзаменам. Каждые 45-50 мин занятий нужно сопровождать 10-15 минутным перерывом для выполнения физических упражнений. В общем виде распорядок дня строится следующим образом:

Источник

Человек — общественное существо, его жизнь невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений (Ромен Роллан)

В данном высказывании говорится о социальной сущности человека. Французский писатель имел в виду, что человек как личность просто немыслим вне общества, что он прочными нитями связан с ним. При том, что социум влияет на человека, он и сам тоже способен оказывать серьёзное влияние на свою социальную группу.

Я согласен с изречением Роллана, так как тоже считаю человека, прежде всего, социальным существом, которое тесно связано с обществом. По моему мнению, социальная сущность человека преобладает перед его биологической сущностью, и жить долго в отрыве от общества, сохраняя свою личность, человек не может.

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное

Обратимся к теоретическому смыслу утверждения писателя. Из курса обществознания нам известно, что человек является биосоциальным существом. Ему присущи качества врожденные – полученные от природы, а также приобретённые – социальные. И последние постепенно начинают играть большее значение, чем первые. Общество помогает человеку прогрессировать и становиться личностью. На протяжении всей жизни продолжается процесс социализации человека. Т.е., его развития, накопления им определённого багажа знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе. В ходе социализации человек приобретает определённый статус в социуме и характерные черты личности. Вне процесса социализации человек не становится полноценной личностью.

В качестве примера из литературы, хотелось бы сравнить героев произведений Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и Редьярда Киплинга «Маугли». Оба они, в силу жизненных обстоятельств, были на долгие годы вырваны из человеческого общества. Робинзон до своего многолетнего одиночества на острове прошёл процесс социализации, овладел определёнными навыками и знаниями, морально-этическими нормами. Благодаря им он смог выжить и сохранить человеческие качества. Маугли же воспитывался среди животных, поэтому воспринял все их нормы и особенности мировоззрения. А полноценным членом человеческого общества он в таком виде быть не мог.

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное

Ярким примером из отечественной истории можно назвать отказ писателя Бориса Пастернака от Нобелевской премии по литературе 1958 года. Эту главную международную награду Борису Леонидовичу присудили за его роман «Доктор Живаго». Но книга эта вышла только на Западе: в СССР её не напечатали из-за неоднозначного и критического взгляда писателя на итоги Октябрьской революции и гражданской войны. Советское руководство официально объявило роман «клеветническим», рекомендовало Пастернаку ехать за Нобелевской премией и назад на Родину больше не возвращаться. Большинство коллег-писателей, угождая власти, устроили травлю Пастернака: исключили его из Союза писателей и настаивали на его изгнании из СССР. Везде проводились собрания, порицающие роман «Доктор Живаго». Они породили ироническую поговорку: «Сам не читал, но осуждаю». Но Борис Леонидович отказался от Нобелевской премии, чтобы остаться на Родине. Он заявил, что покинуть Россию для него равносильно смерти, что он не мыслит своей судьбы без неё. Пастернак показал, что человек не может и не хочет жить вне того общества, с которым он прочно связан духовными нитями. Своим решением писатель с достоинством вышел из трудной ситуации и смог повлиять на общество в ответ на развёрнутую против него травлю.

Подытожить свои рассуждения я хотел бы следующим выводом. Человек тесно связан с тем социумом, внутри которого он вырос и развивался как самостоятельная личность. При этом не только общество оказывает своё влияние на него. Он сам тоже может повлиять на социум.

Источник

Автор высказывания поднимает проблему социальной сущности человека.

Своим высказыванием автор текста хотел сказать, что человек немыслим вне общества, он прочно связан с ним.

Для подтверждения этого мнения рассмотрим следующие аргументы.

Во-первых человек-это существо биосоциальное. Ему присуще врожденные, т.е. полученные от природы и социальные признаки, которые человек приобретает в процессе социальной жизнедеятельности.

Например врожденными признаками являются такие биологические процессы, как питание, дыхание, размножение, выделение. Примером социальных признаков является ответственность, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.

Во-вторых человек прочно связан с обществом. Оно помогает ему развиваться и стать личностью. На протяжении всей жизнедеятельности длится процесс социализации человека. Социализация-это накопление человеком определённых норм и знаний, которые помогают ему функционировать в обществе. В процессе социализации человек приобретает социальный статус, исполняет определённую социальную роль и подчиняется социальным нормам. Вне процесса социализации человек не станет человеком.

Так например герой романа Даниэля Дефо Робинзоно Крузо до того как попасть на остров прошёл процесс социализации. Он владел определёнными навыками и знаниями, которые получил в процессе социальной жизнедеятельности. Благодаря им Робинзон смог выжить и сохранить человеческие качества.

А вот автор книги «Маугли» Киплинг ошибся, когда написал, что ребёнок воспитывавшийся среди животных, смог приобрести навыки обычного человека. Дети «маугли» не могут стать полноценными людьми.

В-третьих на развитие человека влияют агенты первичной и вторичной социализации. Если в детстве на развитие человека Агентами первичной социализации являются: семья, друзья, учителя, которое оказывают на человека непосредственное воздействие. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. С ними человек встречается, когда становится более взрослым. Например в ВУЗе, с руководителями различных учреждений и т.д.

Например в семье ребёнок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей. Там он преобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению материальных благ.

Таким образом, на основе выше сказанного я соглашусь с автором высказывания. Человек не может жить и развиваться в отрыве от общества, он прочно связан с ним. Социальная среда готовит человека к дальнейшей и самостоятельной жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Человек как общественное существо характеризуется тем, что он не может жить без другого человека (Владимир Мясищев)

Главным смыслом данного высказывания выступает главная и ведущая роль социальных потребностей в жизни человека. Видный советский врач-психиатр и учёный-психолог говорит в том, что человек – существо в первую очередь социальное, и вне общества он жить полноценной жизнью не может.

Я согласен с этим изречением Владимира Николаевича, поскольку тоже считаю: полной жизнью, развивая свою личность, человек может жить только в обществе других людей. Ведь только в обществе происходит усвоение и развитие индивидом необходимых для формирования личности культурных норм и социального опыта. Социальная сущность человека важнее его биологической сущности. Она заключается в его неразрывной связи с другими людьми, позволяющей социализироваться и удовлетворять свои потребности в общении и прочих социальных связях.

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное

Рассмотрим высказывание учёного с точки зрения ряда теоретических терминов из курса обществознания. Обществом называется обособившаяся от природы, но тесно связанная с нею часть мира, включающая в себя формы и способы взаимодействия людей. Общество воспитывает и формирует личность. Личностью называется индивид, который наделён набором социально значимых черт, позволяющих ему успешно жить, развиваться и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения набора этих важных качеств личности называется социализацией. Выделяется социализация первичная (в семье и школе) и вторичная (в рабочем коллективе и т.п. социальных группах). Потребностью называется нужда человека в том, что составляет необходимые условия его существования. Общение и взаимодействие между людьми всегда становится социальной потребностью человека, ведь только так он сможет реализоваться в полной мере. Общение – это вид взаимодействия между людьми, состоящий в передаче информации, восприятии и понимании ими друг друга. Процесс становления личности возможен лишь в обществе – ведь только при взаимодействии с другими людьми человек сможет выработать и усвоить определенные ценности, качества.

Наглядным примером справедливости данного высказывания, который можно привести из мировой истории и реальной жизни, являются истории так называемых детей-маугли, которые время от времени удивляют общественность самых разных стран. Данный феномен дичавших детей был назван по имени героя знаменитой повести Редьярда Киплинга. Неоднократно случалось, что дети, потерявшиеся в лесу или украденные дикими зверями, не были ими съедены, а выросли среди стаи волков, в семье леопардов и сообществе обезьян. К примеру, в 1950-х годах в Колумбии девочка Марина Чапман (это имя, которое ей дали, собственного она не помнила) прожила пять лет в джунглях, среди обезьян-капуцинов. Она научилась лазать по деревьям так же ловко, как они, и даже спала на ветках. Возвращение в человеческое общество стало для девочки невероятно трудным: она полностью уподобилась животным и практически безнадёжно отстала в развитии от детей-сверстников.

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное

Другим примером, уже из классической литературы, может послужить герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Это основанное на реальных событиях произведение рассказывает о моряке, который долгие годы провёл на необитаемом острове, среди зверей и птиц. Поскольку он попал в такие условия уже взрослым человеком, сформировавшейся личностью, Робинзон не потерял человеческого облика. Благодаря навыкам и качествам, которые он приобрёл в процессе социализации, он смог выжить и организовать свой быт. Однако все эти годы ему очень сильно не хватало общения с другими людьми. Поэтому, когда он встретил дикаря Пятницу, то был рад этой встрече, как подарку судьбы. А делал всё для того, чтобы, если мимо будет проплывать корабль, он заметил его и вернул в общество людей.

В итоге своих рассуждений я хотел бы отметить: человек как с существо, в первую очередь, социальное не может существовать вне общества себе подобных. Без общения и взаимодействия с другими людьми невозможна полноценная жизнь человека. Данная потребность характеризует его социальную сущность.

Источник

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

Докажите что человек существо общественное. Смотреть фото Докажите что человек существо общественное. Смотреть картинку Докажите что человек существо общественное. Картинка про Докажите что человек существо общественное. Фото Докажите что человек существо общественное

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *