Докажите что информационные технологии обеспечивают и повышают эффективность обучения
Статья «Информационные технологии как средство повышения эффективности образования».
«Информационные технологии, как средство повышения эффективности образования»
Цель : использование информационных технологий, их методов и средств для реализации идей оптимизации образовательного процесса.
В наше время ни для кого не секрет, что информационные технологии не стоят на месте, как в повседневной жизни каждого человека, так и в педагогической практике.
Кадетский корпус живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к нему все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости обучающихся и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
В век компьютерных технологий цифровые и электронные образовательные ресурсы
всё чаще появляются на уроках. Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами:
появление компьютера в школе намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);
урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
появляется возможность усилить мотивацию учения;
в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Преимущества использования ИКТ:
— способствуют повышению мотивации обучения;
— повышают активность обучаемых;
— повышают эффективность процесса обучения;
— дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
— усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
— расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
— повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
— предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса (рисунок 1).
В процессе преподавания географии информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
* мультимедийные сценарии уроков;
* проверка знаний на уроке;
* подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
Мультимедийные сценарии уроков
Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.
Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:
Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности : преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности : данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип системности : использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности : как и на традиционных уроках, учебный метериал запоминается в большем объеме и более прочно.
Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме он-лайн.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.
могут внести много минусов в структуру урока, отрицательно сказаться на здоровье кадет.
Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока.
Вывод первый : Всё зависит от творческого подхода учителя. Хороший урок презентация украсит, плохому – всё равно не поможет.
Важно определить место и время работы с ЦОР в структуре урока.
Отбор материала должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимся. Вопросы такой беседы можно представить на слайдах, но не в виде простого текста, а как небольшой видеоряд. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
При объяснении нового материала слайды желательно не перегружать текстом.
Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
Первичное закрепление можно представить в виде нескольких слайдов, на которых представлены 1-2 задания. Если презентация задумана на всех этапах урока, то части её лучше отделить различными фонами, однако стиль оформления должен восприниматься как единое целое.
Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Обобщение и систематизация знаний часто занимает целый урок. Если при изучении темы ни разу не использовалась компьютерная наглядность, а потом вдруг появилась на уроке-закреплении, то учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить ещё некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
1. Анимация не должна быть слишком активной.
Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
2. Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими рисунка или развертки.
Второй вывод: грамотная, продуманная, вписанная в структуру урока презентация или ЦОР учебному процессу приносит пользу.
ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания.
Накопленный мною опыт, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения
Доклад. «Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения»
Содержимое разработки
как средство повышения эффективности обучения
Сегодня одной из приоритетных направлений программы развития образования является его информатизация. Традиционная форма обучения не может в полной мере решить эту задачу. Необходимы новые формы обучения, которые дали бы «новое качество» образования. Одной из таких новых форм обучения является применение на уроках информационных технологий.
Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать обучающемуся в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, то есть позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, создает комфортную среду обучения, с помощью компьютера создается прекрасная наглядность, обучающийся имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий.
Компьютерные технологии обучения – это совокупность методов, приемов, способов, средств сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков обучающихся. Проведение учебных занятий с использованием информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание обучающихся, заставляет их по-другому оценивать предлагаемую информацию.
Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Это усиливает мотивацию обучающихся к учебе.
ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активно вовлекать учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучении. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источником информации, что является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста учащихся.
Информационные технологии нацелены на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества. Они позволяют сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Компьютерные технологии могут быть использованы на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает учащимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию их интереса к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
электронные энциклопедии и справочники;
тренажеры и программы тестирования;
образовательные ресурсы Интернета;
DVD и CD диски со схемами и иллюстрациями;
видео- и аудиотехника;
интерактивные конференции и конкурсы;
материалы для дистанционного обучения;
научно-исследовательские работы и проекты;
Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства, на концепции микромиров, представляющих собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Мультимедиа, интегрированное в традиционные образовательные предметы, становится одним из средств повышения эффективности обучения, так как;
• усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
• мультимедиа воспринимается с большим интересом, что, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету;
• предоставляется возможность оценить себя на фоне других учащихся;
• выдвигается новый критерий оценки:
побеждает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
• создается возможность отвлечься от реальной ситуации с ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, снять барьеры;
• мультимедиа — это конкретная технология развивающего обучения;
• предоставляется возможность установления межпредметных связей.
В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусств, музыка, литература) обучающие программы и так далее.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, педагог должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Информационные технологии на разных этапах урока.
1. Организационный этап. Во вступительной части урока учащимся поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на лекции, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами педагога и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает педагог.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока педагог делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
К наиболее эффективным формам представления материала по предметам, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Компьютерная лекция, разработанная средствами PowerPoint – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает педагогу стимулировать познавательную активность учащихся.
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point, – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Использование слайд-фильмов (Power Point) во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету. При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические пособия и для учителя и для ученика.
Многократно облегчает процесс проведения урока использование интерактивной доски.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, студенты могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Но при всех достоинствах информационных технологий важным является желание преподавателя расширить свои кругозор и фантазию. Нужно бороться со стереотипами, никогда не позволяя себе привыкнуть к чему-либо.
Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию,
во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию,
в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат, курсовая работа) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная, практическая работа студента.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования преподавателя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций (адреса сайтов в списке литературы).
Существует большое множество сайтов для музыкантов профессионалов на которых можно найти методическую литературу, нотный материал и программное обеспечение.
Ниже я перечислю лишь только маленькую часть тех информационных технологий, которые можно и нужно использовать, с моей точки зрения, в процессе обучения учащихся-музыкантов.
Тест (от английского test — «испытание», «проверка») — стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Требование экономии времени становится естественным в массовых процессах, каковым и стало образование.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Актуальным направлением современной организации тестового контроля является это индивидуализация контроля, приводящая к значительной экономии времени тестирования.
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журналаMyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализироватьих в любое удобное для него время.
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор,множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.
Как альтернативу программе MyTest могу предложить программу тестирования
Мастер-Тест — это бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты.
Вы можете создавать как онлайн тесты так и скачать и проходить тест без подключения к интернету. И для этого Вам не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы.
Melodyne представляет собой программу, которая имеет совершенно новый подход к обработке аудио-материала. Она анализирует поле и время монофонических звуковых файлов (например, от певцы, ветра или струнных инструментов) и предоставляет возможность изменить все мелодии таким образом, которым было возможно ранее только на MIDI-уровне.
Это незаменимая программа для музыкантов. Особенно полезна она будет вокалистам и струнникам. При помощи Melodyne легко и удобно проверить не только правильное исполнение произведения, точность интонирования с точностью до четверти тона.
Чем может быть для вас полезна программа «YGS Virtual Piano»:
Музыкальный Экзаменатор — программа для развития музыкальных способностей (слух, сольфеджио, аккорды, метроном, камертон, секвенсор).
Программа «Музыкальный экзаменатор» нацелена на развитие музыкальных способностей и прежде всего умения схватывать на лету музыку и тут же её воспроизводить. Это даёт тот практический опыт, который невозможно получить из учебников, но который можно получить только самому играя музыку. Звуковысотный мелодический слух и музыкальная память одновременно с ориентацией на клавиатуре — то необходимое, что позволяет человеку подобрать по слуху мелодию на инструменте.
«Музыкальная гармония для всех» — обучающе-тренинговая система нового поколения, ориентированная, в первую очередь, на формирование навыков по изучаемой области, доведенных до, практически, автоматизма с помощью большого количества и разного уровня различных упражнений. Система предназначена для музыкантов, получивших, по крайней мере, начальное образование и желающих получить дальнейшее домашнее образование в этой области.
«Музыкальная гармония для всех (часть 1)» включает в себя:
Теоретический материал — текст, учебник который вы будете изучать.
Тесты — экзаменационные тесты по темам с оценками их прохождения.
Упражнения — выполнение многовариантных задач под управлением системы.
Клавиатурные упражнения — упражнения на время, на отработку навыков игры с инстинктивно правильной гармонизацией отрывков.
Анализ музыкальных отрывков — анализ текстов (нот) произведений, нахождение в них и определение изученного материала.
EarMaster — удобный музыкальный тренажер для тех, кто занимается музыкой. Программа поможет научиться распознавать, записывать и играть музыку различных жанров и ритмов, выдерживать нужные интервалы, тренировать слух. Музыкальные уроки помогут вам разобраться во всех жанрах музыки, от классической до рока.
EarMaster — интерактивный тренажер, программа постепенно усложняет задания в соответствии с вашим уровнем.
Простое приложение, созданное для учителей с целю помочь вести учет посещения и записи отметок учащихся на устройствах под управлением операционной системы Android. Так же может пригодиться старостам в университетах при учете явки на занятия.
Интерактивный тренажёр «Грамматика без проблем»
«Грамматика без проблем» — интерактивный тренажёр, позволяющий на практике быстро освоить все основные правила грамматики русского языка.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.
Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность.