Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»

обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить со структурой учебника; показать неразрывную связь литературы и истории.

знакомство с понятиями литературный процесс, историзм литературы.

развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение находить взаимосвязь русской литературы с культурой и историей России и мира.

развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня обучающихся через обращение к художественным текстам интереса к истории, культурным традициям наших предков.

Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками учащихся, словарная работа, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, презентация.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Работа с читательскими дневниками

-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?

Откройте свои читательские дневники.

-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они?

Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.

— Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочитать, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?

-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?

-Какие авторы вам не были знакомы ранее?

-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?

Примечание : просмотреть часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Мотивация УУД. Целеполагание

Работа с афоризмами:

Афоризм (от др.-греч. «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер

( русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький

— Как вы понимаете эти строки?

Запись определения в тетрадь.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Работа над темой урока

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории краткоСегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории краткокак литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке.

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности.

Периоды развития русской литературы

ДРЛ развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.

Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.

Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.

Современная русская литература (конец XX века – наши дни)

Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мирового и русской литературы).

Дол­гое время ли­те­ра­ту­ра и ис­то­рия были неот­де­ли­мы друг от друга. До­ста­точ­но вспом­нить древ­ние ле­то­пи­си, на­при­мер «По­весть вре­мен­ных лет». Она яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком и ли­те­ра­ту­ры, и ис­то­рии.

В этом году мы с вами про­дол­жим изу­че­ние Пуш­ки­на и узна­ем о его ин­те­ре­се к пе­ри­о­ду кре­стьян­ской войны и об­ра­зу Еме­лья­на Пу­га­че­ва.

Это всего лишь один при­мер. Нужно от­ме­тить, что мно­гие рус­ские пи­са­те­ли со­зда­ва­ли про­из­ве­де­ния на ис­то­ри­че­ские темы.

В первую оче­редь такой ин­те­рес к ис­то­рии объ­яс­ня­ет­ся лю­бо­вью к своей стране, на­ро­ду, же­ла­ни­ем со­хра­нить ис­то­рию и до­не­сти ее до сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний. Также пи­са­те­ли об­ра­ща­лись к ис­то­рии для того, чтобы там, в да­ле­ком про­шлом, найти от­ве­ты на во­про­сы, ко­то­рые за­да­ва­ла на­сто­я­щая эпоха.

О нераз­рыв­ной связи ис­то­ри­че­ских эпох писал фран­цуз­ский поэт и пи­са­тель XIX века Вик­тор Мари Гюго. (Рис. 2.)

Ис­то­рия
В судь­бе пле­мен люд­ских, в их непре­стан­ной смене
Есть рифы тай­ные, как в без­дне тем­ных вод.
Тот без­на­деж­но слеп, кто в беге по­ко­ле­ний
Лишь бури раз­гля­дел да волн кру­го­во­рот.

Над бу­ря­ми царит мо­гу­чее ды­ха­нье,
Во мраке гро­зо­вом небес­ный луч горит.
И в кли­ках празд­нич­ных и в смерт­ном со­дро­га­нье
Та­ин­ствен­ная речь не тщет­но го­во­рит.

И раз­ные века, что бра­тья ис­по­ли­ны,
Раз­лич­ны уча­стью, но в за­мыс­лах близ­ки,
По раз­но­му пути идут к мете еди­ной,
И пла­ме­нем одним горят их маяки.

Читая про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные ав­то­ра­ми в раз­ные эпохи, мы убеж­да­ем­ся, что мир во­круг ме­ня­ет­ся, а че­ло­век по сути своей оста­ет­ся преж­ним. Как и ты­ся­чи лет назад, люди меч­та­ют о сча­стье и сво­бо­де, вла­сти и день­гах. Как и ты­ся­чу лет назад, че­ло­век ме­чет­ся в по­ис­ках смыс­ла жизни. Че­ло­ве­че­ство фор­ми­ру­ет свою об­ще­ствен­но-фи­ло­соф­скую си­сте­му цен­но­стей.

Дол­гое время в ли­те­ра­ту­ре ра­бо­та­ло одно пра­ви­ло: про­из­ве­де­ние в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­но было быть на­пи­са­но на ис­то­ри­че­скую тему.

В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить твор­че­ство Шекс­пи­ра. Этот автор эпохи Воз­рож­де­ния все свои про­из­ве­де­ния писал на ис­то­ри­че­ские темы. Од­на­ко его со­вре­мен­ник Сер­ван­тес в своем ро­мане о Дон Ки­хо­те опи­сал со­вре­мен­ную ему Ис­па­нию. Таким об­ра­зом, уже в на­ча­ле XVII века в ли­те­ра­ту­ре все чаще по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, ад­ре­со­ван­ные со­вре­мен­но­сти. Но даже если про­из­ве­де­ние на­пи­са­но не на ис­то­ри­че­скую тему, этому про­из­ве­де­нию обя­за­тель­но при­сущ ис­то­ризм.

Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.

Ис­то­ризм в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии на­хо­дит наи­бо­лее глу­бо­кое вы­ра­же­ние в ха­рак­те­рах – в пе­ре­жи­ва­ни­ях, по­ступ­ках и речи дей­ству­ю­щих лиц, в их жиз­нен­ных столк­но­ве­ни­ях, а также в де­та­лях быта, об­ста­нов­ки и т. п.

Кратко фиксируют лекцию.

Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.

Источник

8 класс Русская литература и история

1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.

2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.

3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.

— «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

— «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

—————— Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».

— Работа с учебником: чтение статьи до слов «. всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».

Подготовка первой части тезисного плана:

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

— Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.

Подготовка второй части тезисного плана:

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

Что такое историзм русской классической литературы?

Историзм русской классической литературы

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.

Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

Авторы

Названия произведений

Исторические события

2. «Рассказ танкиста»

2. Отечественная война 1812 г.

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. Война с горцами в XIX в.

5. «Кавказский пленник»

5. Ссылка декабристов в Сибирь

Авторы

Названия произведений

Исторические события

1. Северная война 1700— 1721 гг.

2. Отечественная война 1812 г.

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.

1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.

1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.

7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Русская литература и история»

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Урок литературы в 8 классе

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Связана ли литература и история?

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Комментируем афоризмы писателей

Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Русская литература и история

Сформулируем тему урока

Интерес русских писателей

к историче­скому прошлому своего народа.

Историзм творчества классиков русской литературы.

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Тезисный план (1 часть)

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Тезисный план (2 часть)

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

Что такое историзм русской классической литературы ?

Историзм русской классической литературы

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

Источник

Литература 8 класс 1 урок «Русская литература и история»

Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Смотреть картинку Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Картинка про Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко. Фото Докажите что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание. ВСЕМ, кто не выберет индивидуальные или групповые задания: Завершить заполнение таблиц. Подготовить пересказ статьи учебника «Русская литература и история» по опорным словам, выполнив задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Письменно ответить на вопрос «Что такое историзм литературы?», приведя свои примеры (не более 5—10 предложений). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об обрядовых песнях. Составить толковый словарик историко-культурных реалий (Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов). Групповые задания. Прочитать статью «О талантливом читателе» из практикума «Читаем, думаем, спорим. » и выполнить устно задания практикума. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Интерес русских писателей к историче­скому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. Планируемые результата: Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважи­тельного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для дальней­шего развития; понимание литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа Выразительное чтение фрагментов из произведений художественной литературы на историческую тему: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (глава VII, со слов «В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости. » до слов «Государь здесь!»); Н. В. Гоголь. «Ревизор» (действие третье, явление VI со слов Хлестакова «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь проскользнуть незаметно» до слов «Я ведь тоже балы даю»); А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (глава «Бой в болоте» с начала главы до слов «Русский труженик-солдат»); В.Скотт. «Айвенго» (глава I с начала главы до слов «. в приближающихся государственных потрясениях»). Вступительная беседа: Из каких произведений взяты данные фрагменты? Кто автор этих произведений? Какие имена и названия в данных отрывках являются реальными, невыдуманными (существовали или существуют на самом деле)? Предположите, какое время описано в каждом отрывке. Как вы догадались? Обоснуйте свою позицию. Какая общая тема может объединить такие непохожие произведения? (Историческая тема.) — Подумайте, почему именно эти отрывки прозвучали в начале урока. Отрывки взяты из произведений на историческую тему, которые будут изучаться в 8 классе, потому что ведущей проблемой курса станет взаимосвязь литературы и истории. Чтение статьи учебника «Русская литература и история» с начала до слов «. всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…». Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Составление плана и тезисов первой части статьи учебника (тезисы сформулированы устно и должны быть записаны в таблицу дома): Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Вопрос Пункт плана Тезис Почему каждый человексвязанс отечественной имировойисторией? Человек и история Докажите, что произведения древнерусской литературыявляютсяодновременно иисторическими, и литературными, и публицистическими Единство истории,литературы ипублицистики в древних летописных сводах В чём проявилась близость исторической науки ихудожественнойлитературы в XVIII—XIX вв.? Близость истории илитературывXVHI—XIX вв. Чемможно объяснитьинтересрусских писателей кисторическогопрошлому своего народа? Причины интереса русских писателей к отечественной истории

Историзм творчества классиков русской литературы Чтение статьи учебника «Русская литература и история» со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи. Составление плана и тезисов второй части статьи учебника: Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Вопрос Пункт плана Тезис Каким образом русскаяисторияотразилась впроизведенияхПушкина, Гоголя, Тургенева? Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России Что такоеисторизм русской классической литературы? Историзм русскойклассическойлитературы Почему русских писателей интересовали проблемывсемирнойистории? Интерес русских писателей к проблемамвсемирной истории Докажите, что классикирусскойлитературы связаны со значительными страницами русской истории Связь творчества русскихписателейс историческимпроцессом

Обобщающая беседа: Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя». Практическая работа. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного). Заполните таблицу, вписав в неё авторов, названия и имена героев литературных произведений: Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Заполнение таблицы должно быть завершено дома. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Историческая личность Литературное произведение Автор произведения Главные герои Исторический фон Король шотландский ГрафКлейнмихель Донской казак Платов Карл XII Царь Иван Грозный Княгиня Трубецкая

Итоговые вопросы: Какие произведения на историческую тему прочитаны вами в 5—7 классах? О каких событиях и героях русской и мировой истории вы узнали? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Выявление уровня литературного развития учащихся. 1. Выполнение тестовых заданий. Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них: Вариант 1 Вариант 2 Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Авторы Названия : произведений Исторические события 1. И. А. Крылов 1. «Русские женщины» 1. Троянская война 2. Н. А. Некрасов 2. «Рассказ танкиста» 2. Отечественная война 1812 г. 3.JI.Н. Толстой 3. «Волк на псарне» 3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. 4. А. Т. Твардовский 4. «Илиада» 4. Война с горцами в XIX в. 5. Гомер 5. «Кавказский пленник» 5. Ссылка декабристов в Сибирь Авторы Названия : произведений Исторические события 1. Д. С. Самойлов 1. «ТарасБульба» 1. Северная война 1700— 1721 гг. 2. А. С. Пушкин 2. «Сороковые» 2. Отечественная война 1812 г. 3. Н. В. Гоголь 3. «Василий Шибанов» 3. ВеликаяОтечественнаявойна 1941—1945 гг. 4. М. Ю. Лермонтов 4. «Полтава» 4. Конфликт ИванаГрозногои Андрея Курбского 5. А. К. Толстой 5. «Бородино» 5. Борьба украинскогонародапротив завоевателей в конце XVI—начале XVII в.

Вариант 1 Ответы на тест: 1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41. Вариант 2 Ответы на тест: 1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

2. Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений): Вариант 1 Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны? Вариант 2 В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

3. Письменное комментирование следующих афоризмов: Вариант 1 «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький). Вариант 2 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А С. Пушкин). Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Источник

Событие русской истории запечатлённое в литературе готовое итоговое сочинение 2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Готовое проверенное сочинение на тему событие русской истории запечатлённое в литературе (107) итогового сочинения ЕГЭ 2021, официальная дата проведения 15 апреля 2021 год.

Готовое сочинение №1

Во многих художественных произведениях отечественных писателей отражена историческая тема, поскольку история – это реальность, которую отображали в своих произведениях многие писатели. Историческая тема поднимается в следующих произведениях: роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон», поэма А.А. Ахматовой «Реквием», роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия».

Сюжет романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» охватывает довольно большой промежуток времени: с 1912 по 1922 годы. Автор отображает следующие исторические события: Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война.

В центре повествования А.А. Ахматовой находятся «страшные годы ежовщины». Лирическая героиня, которая столкнулась с арестом сына, выражает всю боль, которую испытывали представители советского народа в период сталинских репрессий.

В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне в 1942 году, когда он был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью.

И М.А. Шолохов, и А.А. Ахматова, и А.А. Фадеев описывают в своих произведениях не вымышленные, а реально происходившие с русским народом события, которые являются необъемлемой частью истории всего народа. Они хотели запечатлеть все те события, с которыми столкнулись представители русского народа, те события, которые они видели собственными глазами.

М.А. Шолохов, А.А. Ахматова и А.А. Фадеев реалистично описывают те исторические события, которые легли в основу их произведений, несмотря на наличие художественного вымысла. В «Тихом Доне» на примере мечущегося между «красными» и «белыми» Григория Мелехова показано то, что многие участники Гражданской войны на самом деле не понимали, на чьей стороне находится правда. В поэме «Реквием» с чудовищной достоверностью описываются чувства и переживания тех людей, чьих родных и близких арестовали или репрессировали, поскольку сама А.А. Ахматова провела целых 17 месяцев в тюремных очередях. В «Молодой гвардии» описана та смелость, с которой истинные патриоты боролись с врагом, находясь в подпольной организации, и та жестокость, с которой действовали оккупировавшие Краснодон немцы и жители города, перешедшие на их сторону.

С помощью всех трех произведений сохраняется память об определенных исторических событиях. Описывая Гражданскую войну, время сталинских репрессий, Великую Отечественную войну, М.А. Шолохов, А.А. Ахматова и А.А. Фадеев преподают последующим поколениям уроки, указывая на ошибки их поколений.

Готовое сочинение №2

Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками.

О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных эпох, где они предстают на фоне важных событий, среди грандиозных баталий, мира и перемирий, в периоды преобразований. Исторические книги – потомки античных летописей, которые известны нам со времен Древней Руси.

Но автору и читателю важны не только факты истории. Не меньший интерес вызывает жизнь людей в определенные периоды, их чувства, мысли, переживания. А.С. Пушкин воссоздал «Историю Пугачева» и практически одновременно с историческим повествованием написал «Капитанскую дочку»

Писателю мало языка фактов, он обращается к художественной прозе, с помощью которой раскрывает внутренний мир героев, непосредственно участвовавших в событиях.

История сухо повествует о деятельности известных личностей: монархов, дипломатов, полководцев, бунтарей и др. В художественной литературе они представлены обычными людьми, которым свойственны радость и грусть, любовь и ненависть, мечтания и свершения. Только такая всесторонняя книга способна дать широкое представление о незаурядной личности. Исторические события также отражаются в народном фольклоре, о них слагают мифы и легенды.

История и литература с древних времен являются надежными спутниками. Первая дает факты, вторая предоставляет читателю пищу для размышлений. Порой литераторы предсказывают исторические события, развитие государств и обществ. Не случайно их называют пророками и предвестниками изменений. У истории свои законы развития, хотя они взаимосвязаны с развитием литературы. История не диктует и не воздействует напрямую на авторов художественных произведений, ее влияние мягкое и многогранное.

Готовое сочинение №3

Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин.

Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным.

Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей.

В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров.

Готовое сочинение №4

Можно ли изучать историю, читая произведения художественной литературы? Я считаю, что конечно можно. Ничто, кроме рассказов и поэм, написанных несколько веков назад, не способно так глубоко погрузить читателя в эпоху, когда было создано произведение. Художественные материалы в той или иной мере обладают признаками историзма, содержат вышедшие из употребления слова, что наиболее отчётливо позволяет понять жизнь людей в прошлом.

Так, например, в произведении Л.Н. Толстого «После бала» описывается жизнь людей XIX века. Здесь рассказывается о мужчине, который перестал общаться с возлюбленной после того, как увидел жестокость её отца по отношению к людям: «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатки бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно бил татарина». Прочитав это произведение, читатель чётко видит, что происходило столетие назад, всю жестокость того времени и произвол людей высоких рангов.

Также в произведении И.А. Бунина «Кавказ» перед читателем снова предстаёт жизнь XIX века. Здесь повествуется об отношениях автора с замужней девушкой, супруг которой застрелился, не перенеся предательства своей возлюбленной. Перенестись в ту эпоху читателю помогают историзмы, использованные автором: «вуалька», «картуз», «кизяк», «духан» и другие.

Яркий исторический фон представлен в поэме С.А. Есенина «Пугачёв». Здесь поэт рассказывает нам о том, как Пугачёв бродил по России. Тут присутствует монолог уральского каторжника, который упоминает в своей речи этого самозванца, что означает то, что Пугачёв был на Урале. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

«Слава ему! Пусть он даже не Петр, чернь его любит за буйство и удаль», — это указывает на то, что каторжник (таких людей было довольно много) уважает Пугачёва и готов встать на его сторону.

История как фон, на котором происходят события, помогает понять людей, события, мысли автора. Помочь в её изучении могут произведения, написанные в данный исторический период, благодаря мастерски использованным авторским приёмам, созданному сюжету и небольшим деталям.

Готовое сочинение №5

В русской литературе есть немало исторических произведений, в которых запечатлены славные страницы из прошлого нашей страны. Они особенно интересны читателю, ведь он узнает что-то новое о хорошо забытом старом и прослеживает свою связь с предками, черпая их мудрость. Я хотел бы заострить внимание на двух произведениях, где исторические события стали главными героями.

В контексте этой темы нельзя не вспомнить о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». История запоминает тех, кто оказался на гребне народной стихии и формально возглавил ее движение. Л.Н. Толстой описывает лидеров стран, которые участвовали в войне 1812 года. Их биографии мы проходим на уроках до сих пор и хорошо знаем, потому что решения этих людей характеризовали глобальные исторические процессы. Так, Наполеон стал известен благодаря тому, что оказался главным действующим лицом французской революции. Он играл роль символа движения западных цивилизаций на восток и формально командовал этим вторжением, однако на деле его власть была лишь выражением народной воли, как считает автор. Многие исследователи ошибочно полагают, что французский император вошел в историю из-за гениального дара полководца или иных личных достоинств, но Толстой убедительно доказывает, что заслуга Наполеона заключается лишь в том, что он воплощал в себе идеологию революционной жизни народа и оказался в нужном месте в нужный час. Он занял свое место в учебниках, так как, находясь в высших эшелонах власти, выразил стремление европейской цивилизации на восток, став лидером народных масс. Именно такие люди, восприимчивые к голосу своей нации, играют важную роль. Как мы видим, «Война и мир» — книга, которая погружает читателя в исторические процессы того времени, а значит, служит источником знаний, незаменимых для патриота.

Не менее знаковое произведение — «Слово о полку Игореве». О том, как думали и что чувствовали наши предки, мы узнаем только из литературных творений интересующей нас эпохи. Ни один другой памятник не расскажет о таких тонких материях, как ментальность и мировоззрение людей. Например, древнейшим творением, написанным на русском языке, считается «Слово о полку Игореве». В речи автора соединились эпическая мощь и лирическая нежность нашего великого и могучего русского языка. Из произведения мы узнаем подробности о быте, нраве, вере и духовных ценностях наших предков. Так, автор упоминает о дурном природном знамении в виде солнечного затмения, которого древние люди очень боялись. Противостоять угрозам им помогали другие силы природы: Ярославна просила о заступничестве у ветра, солнца, реки. Игорю помогали животные и птицы. Их близость к окружающему миру объясняется языческим прошлым Руси. Не менее интересен подход автора к изображаемым событиям: он искренне радуется за своих героев, чувствуя свою причастность к истории Родины. Благодаря «Слову о полку Игореве» читатель может удержать в памяти образ древней цивилизации, породившей современную Россию.

Таким образом, в русской литературе нашли свое отражение многие события из истории нашей Родины. У нас богатые летописи, в которых очень много славных подвигов, достойных вечной памяти. Искусство становится их архивариусом, который служит нам верой и правдой, чтобы мы могли больше узнать об истории своих предков.

Аргументы к теме событие русской истории запечатлённое в литературе

1) «Бородино» М.Ю. Лермонтов. (Отечественная война 1812 года) Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении «Бородино» запечатлел страшные картины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, поэт рисует образы настоящих людей, которые любят свою родину и готовы защищать её до последнего. Вспомним некоторые строки: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». М.Ю. Лермонтов желает увековечить подвиг предков и напомнить молодому поколению, как важно и даже необходимо быть достойными людьми. Таким образом, память о прошлом, о былых подвигах и ужасах войны поможет новым людям стать более ответственными и храбрыми, перенять у предков лучшие черты, а также не допустить подобных войн вновь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *