Докажите что конфликт в грозе имеет трагический характер раскройте смысл
План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза”
Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.)
Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю:
а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом жизни “темного царства”, по выражению Добролюбова. До
Хотя после замужества внешняя жизнь Катерины практически не изменилась, психологически ей очень тяжело, потому что она попадает под гнет свекрови, которая буквально изводит ее мелочными придирками, нравоучениями, попреками и т.п. Тихон же по слабости характера не может ей ни в чем помочь; он только и думает, как самому хоть ненадолго ускользнуть от маменькиной опеки. Такой конфликт благополучно разрешен быть не может; свободолюбивая натура Катерины проявляется в ее измене мужу, а после того, как об этом узнают
Это служит первой причиной самоубийства героини.
б) внутренний конфликт. Катерина страдает не только от внешнего гнета Кабанихи, но и от внутренних противоречий. Катерина религиозна и верит вполне искренне.
А это значит, что она в своих собственных глазах является грешницей, совершившей прелюбодеяние. Именно это чувство и вызывает покаяние Катерины во время грозы: она боится умереть с таким грехом на душе, а саму грозу воспринимает как Божью кару. Психологический конфликт также неразрешим и трагичен: Катерина, запертая в доме Кабанихи, хочет жить, любить и быть свободной, без этого ее жизнь будет хуже смерти.
Но с другой стороны, жить и любить значит совершать смертный грех. Именно сознание своей вины и мысль о том, что она все равно уже погубила душу, делает возможным самоубийство (самоубийство – тоже смертный грех, и при других обстоятельствах Катерина никогда не пошла бы на это).
Конфликт “Грозы” носит трагический характер не столько потому, что заканчивается смертью героини, сколько потому, что сама жизнь оказывается для нее невыносимой и безвыходной.
Related posts:
Сочинение Основной конфликт в пьесе Гроза Островского
Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире. Сюжет разворачивается в типичном поволжском городке Калинове, где главная героиня, Катерина, живёт в браке по расчету с Тихоном Кабановым. Семья находится под гнётом жестокосердной овдовевшей купчики Кабанихи, которая хотя и живёт по старым, христианским традициям, в действительности не признаёт никаких ценностей, кроме материальных. Кабаниха на пару с С.П. Диким является самым богатым и влиятельным лицом в городе.
Внешнему конфликту произведения присущи черты драмы. Этот конфликт заключается в противостоянии Катерины прогнившему обществу города, которое пытается подмять под себя девушку, живущую в чистоте и правде. В отличие от всей семьи Кабановых, Катерина действительно религиозна, искренне верит в Бога и живёт по заповедям, а не просто создаёт вид христианки. Девушка пытается сохранить душевную чистоту, но на грех подталкивает её сестра мужа, Варвара.
Для Варвары ночные тайные свидания с Кудряшом, конторщиком Дикого, и ложь матери давно стали повседневностью. Она подговаривает Катерину на время отъезда мужа видеться с симпатизирующим ей Борисом Григорьевичем, порядочным и образованным племянником Дикого. Это первая страсть, которой поддаётся Катерина, игнорируя свою совесть. Также ломает её характер мягкотелость мужа. Для него нормой является слепое подчинение Кабанихе, он не думает о том, что правильно, а что нехорошо: ведомый её указаниями, он избивает Катерину после известия об измене. Именно через него Кабаниха воздействует на непокорную невестку.
В этом городе остались ещё ясные головы, как, например, мещанин Кулигин, который постоянно изобретает что-то для улучшения жизни в Калинове. Однако его идеи постоянно отвергают: Дикой и Кабаниха крепко держат в своих консервативных руках общественное мнение. Бороться с этим укладом у Катерины не получается, её нравственный протест царящей здесь лжи и жестокости пресекается.
Другой конфликт, трагический, протекает внутри самой Катерины. В отличие от окружающих, в ней ещё остались нравственные ценности, благодаря которым она различает худое от доброго. Идя на измену, она постоянно испытывает муки совести. Она воспринимает отношения с Борисом серьезно, её чувства к нему неподдельны: однако молодому человеку нет до этого дела, он отказывается от её предложения сбежать. Куда сильнее давления окружающих те внутренние переживания, которые испытывает Катерина, борясь со страстями внутри себя.
2 вариант
Пьеса А.Н. Островского «Гроза», как драматическое произведение, построено на конфликте. Пьеса достаточно многогранна, поэтому в ней присутствует несколько конфликтов.
В городке под названием Калинов неискоренимо популярны постулаты «Домостроя». Между новым и старым поколением происходит конфликт на почве кризиса давно устаревшего общества. Бессовестные нравоучения взрослых выносили некоторые семейные заботы на всеобщее обозрение. Сталкиваются лбами Дикий и Кабаниха, да и молодежная среда не живет спокойно. Благодаря таким столкновениям общество находится в напряженном состоянии, но от этого ничего не меняется.
Основным конфликтом произведения является разногласие, которое происходит у Катерины, главной героини, и обществом города. Катерина вышла замуж и переехала к мужу – эти моменты являются завязкой конфликта. Героиня попала в непривычную для ее сердца среду. С младенчества ее окружала искренняя любовь и доброта, она не знала что такое лицемерие. Семья мужа была полной противоположностью. Там царили деспотизм и лживость, как, впрочем, и в остальных домах города Калинова.
У Катерины доброе, горячее сердце. Она очень любит супруга и готова все делать для него, но деспотичная свекровь, которую свободно можно назвать ханжой, пресекает все ее душевные порывы. Бесхарактерный Тихон не способен защитить жену от матери. И при таком раскладе искренний блеск в глазах героини может только угасать.
Заточение, лживость, отсутствие любви – ей не по душе. Катерина нужда в любви, это как символ жизни для нее. Героиня знакомится с Борисом. Христианские традиции до последнего не позволяли ей пойти на измену. Но Тихон уехал, и она осмелилась переступить через свою нравственность.
Катерина не могла хранить в душе этот груз и публично признается в своем проступке. Только никого не тронуло ее искреннее раскаяние. Свекровь без конца истязала супругов. Жизнь героини стала невыносимой. К тому же возлюбленный все-таки ее разочаровал.
Происходит развязка пьесы – Катерина решается на страшный грех, самоубийство. Конечно же, у нее был иной выход их сложившейся ситуации, но она не нашла в себе силы его увидеть. Ее гибель стала противостоянием разных эпох.
Это произведение показывает какими были отношения между людьми того времени. И как многолетние обычаи, которые только тормозят прогресс, только разрушаются с приходом нового поколения.
Основной конфликт в пьесе “Гроза”
Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов).
В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остается прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке.
В описании такой атмосферы кроется основной конфликт “Грозы”.
Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей.
Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует
Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только ее мнение имеет право на существование, поэтому все должно соответствовать ее представлениям.
Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достается Варваре, потому что дочь лжет матери.
Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что ее жизнь до замужества будет не сильно отличаться от ее новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение.
Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи.
Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может “настроить” Тихона против матери, а это не входит в ее планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных.
Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что все здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга.
Отъезд Тихона позволяет влюбленным тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всем, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка.
Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный.
А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).
Определить основной конфликт драмы “Гроза” Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого.
Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьет. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям.
Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всем, что происходит в городе. “Жестокие нравы в нашем городе”.
Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.
Основной конфликт драмы “Гроза” разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силен разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, легкой и чистой.
Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между черным и белым, серого цвета для нее не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе.
В пьесе “Гроза” несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового.
Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.
Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему “Основной конфликт в пьесе “Гроза” Островского”.
Related posts:
Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших произведений Островского – трагедия “Гроза”, в которой автор поднял проблему существования свободной личности в условиях патриархального домостроевского общества.
Драматические произведения всегда строятся
Эти мелкие противоречия поддерживают общество в состоянии напряженности и раздражения; конфликты в калиновском мире в принципе статичны и не имеют столь ярко выраженного развития, как главный конфликт трагедии – конфликт главной героини, Катерины, и калиновского общества.
Завязкой этого конфликта можно считать свадьбу Катерины и ее переезд в дом Кабановых. Из привычной среды всеобщей любви, гармонии, религиозности главная героиня попадает в атмосферу лживости, обмана, тирании. Катерина не похожа ни на одного из членов этого общества: ее душевная прямота и безыскусность противопоставлены грубовато-простой изворотливости Варвары, широта, страстность натуры – слабости и покорности Тихона; чуткость, тонкость, живость восприятия окружающего мира – тупому догматизму Кабанихи.
Не привыкшая быть в чем-то ограниченной, Катерина жаждет внутренней свободы, но свобода здесь выступает не как осознанная необходимость, а как стихийная, неподвластная разуму жажда независимости, возможности дать выход своей страстности, и Катерина находит выход своим чувствам в любви к Борису. В душе главной героини возникает конфликт чувства и долга: с одной стороны, любовь захватывает ее полностью и требует духовной пищи для развития; с другой стороны, Катерине, с детства впитавшей основы христианского учения, странно даже подумать о возможности изменить мужу.
По сути внутренний конфликт является следствием общественного: противоречия в душе Катерины вызваны несоответствием ее нравственных запросов неспособности окружающего мира их удовлетворить. Резкий толчок развитию внутреннего конфликта дает отъезд Тихона: Катерина чувствует, что отсутствие мужа может послужить поводом к измене, она боится своей слабости и просит мужа остаться. В разговоре с Варварой она так описывает свое состояние: “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. Но Тихон уезжает, и калиновский мир с новой силой начинает втягивать Катерину в пучину лжи и обмана.
Варвара передает ‘ ей ключ – символ греха, и Катерина уже чувствует себя вовлеченной в этот грязный мир, но не находит силы из него выбраться. Десять дней гуляний с Борисом пролетают, и вернувшийся Тихон застает жену изменившейся: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, словно чего ищет”. Катерину мучает совесть: внешне приняв законы калиновского общества, изменив мужу, солгав ему и свекрови, она внутренне не изменилась, сохранив в душе моральные устои, чувство собственного достоинства.
Кульминацией и внутреннего, и общественного конфликта является сцена в саду, когда Катерина прилюдно признается в измене, не в силах больше сдерживаться, готовая на что угодно. Сцена сопровождается грозой, природной стихией, предвестницей трагедии, но вместе с тем несущей очищение, избавление от душевного груза. Однако чистосердечное признание и раскаяние в глазах калиновцев не служат смягчающими вину факторами, и Кабаниха с новым усердием принимается тиранить не только Катерину, но и Тихона (за неправильное обращение с женой). Невозможность остаться в этом мире, полном непонимания и жестокости, страшные угрызения совести, отъезд любимого толкают Катерину на страшный шаг, и развязкой обоих конфликтов явилось самоубийство главной героини.
Финал можно трактовать по-разному: Н. А. Добролюбов, назвавший Катерину “лучом света в темном царстве”, видел в ее смерти отрицание домостроевских законов калиновского общества, душащих любые проявления искреннего чувства. С, другой стороны, самоубийство – всегда высшая форма эгоизма, ведь по религиозным нормам искупить грех можно только через длительное страдание, молитвы, смирение. Тогда Катерина должна была остаться в доме Кабановых, покорно принимать все колкости и оскорбления.
Но если принять во внимание глубокую душевную трагедию героини, если попытаться войти в ее положение, то становится ясным, что другого выхода жестокое общество города Калинова ей не оставило и самоубийство – закономерная развязка мучивших Катерину душевных противоречий, внутреннего конфликта, а также и социального – невозможности сосуществования жаждущей свободы личности и глухого патриархального домостроевского общества.
Вклад А. Н. Островского в русскую драматургию неоценим: следуя традициям реализма, он не только создал ряд ярких, колоритных образов, не только запечатлел характерные картины, но и исследовал психологические истоки конфликтов в русском обществе середины XIX века, а также явился новатором в сценическом решении пьесы: раздвинул рамки действия (в “Грозе” – сад, овраг, улица, площадь и т. д.), широко использовал пейзаж и массовые сцены. Величайшие творения Островского, самобытные и новаторские, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.
Related posts:
Основной конфликт драмы “Гроза” А. Н. Островского
Старине приходит конец!
В основе драмы “Гроза” лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни “темного царства”. Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же “темного царства”, против которого она “восстала”.
Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж создает определенный настрой,
За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – говорит Кулигин. Живут здесь по принципу: “У кого деньги, тот старается бедного закабалить”. И хотя в “Грозе” внимание сосредоточено на семейных отношениях, из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стяжательства.
Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же они жалуются
Но еще тяжелее в домашнем быту деспотизм Кабанихи. Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьет, но тут же и остынет. Кабаниха же мучит и преследует свою жертву изо дня в день, ест поедом, “как ржа железо”.
Она ни в ком не терпит противоречия, всех поучает, заставляя жить по законам “старой жизни”. Это властная, суровая, непреклонная блюстительница устоев “темного царства”.
Но с лживой и жестокой атмосферой дома Кабановой не хочет и не может мириться Катерина. Намечается главный конфликт: нежелание светлой личности мириться с “темным царством”.
Катерина не смогла научиться лгать, лицемерить. С самого начала пьесы мы чувствуем неприятие ею той жизни, которую ей навязывают. Она глубоко оскорблена наставлениями свекрови, которая хочет привести ее к полной покорности.
Во время отъезда мужа Катерина “стоит, как будто в оцепенении”. Она понимает, что муж не хотел ее обидеть, что он действовал против своей воли, и не сердится на него. Но любить и уважать его не может.
Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Катерина считает это стремление греховным, боится самой себя, боится остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Отчаяние и обреченность слышатся в ее словах: “Куда мне, бедной, деться?
За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” Катерина делает отчаянную попытку предупредить беду, заставить себя полюбить мужа. Но Тихон не способен понять ее состояние.
Катерина не может жить в обмане, она считает великим грехом свою любовь. Полюбив Бориса, она “точно жить снова” начинает. В ней есть внутренняя сила, решительность: “Такая уж я зародилась, горячая!” Она готова отстоять свою свободу, хотя бы ценой гибели: “Коли мне очень здесь опостынет, так не удержат меня Никакой силой.
В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!”
Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров и другие герои драмы. Варвара и Кудряш бегут из Калинова, Кулигин впервые обращается с горьким упреком к самодурам и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор не выходивший из повиновения матери, бросает ей суровое обвинение: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”
В гибели Катерины виновно все то, что так фанатично защищает Кабаниха, все те сложившиеся общественные отношения, которые приводят человека к трагедии. Но в “темном царстве” возможна личность, способная на протест. Добролюбов писал о смерти Катерины: “Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…”
Смерть Катерины подтвердила мрачные предчувствия Кабанихи и Дикого: приходит конец их силе, наступают новые времена.