Докажите что круговорот воды это непрерывный процесс 6 класс
Круговорот воды в природе
Окружающий мир невозможно представить без воды. Все живое на планете, будь то человек, растение или простейший организм, содержит в себе не менее 65% влаги. В год население земного шара потребляет 4000 млрд. м³ воды, но благодаря ее круговороту запасы ресурса не уменьшаются.
Что такое круговорот воды в природе
Круговорот водных ресурсов играет роль в поддержании всего живого на плане, ведь вода участвует в биохимических, метаболических процессах клеток всех живых организмов. Древнегреческие мыслители считали, что вода дороже золота, так как она жизненно необходима. Ни один человек не выживет без нее больше 7 дней.
Исследовательские центры изучают космос на наличие планеты с признаками жидкости, потому что там, где находится влага, есть жизнь.
Круговорот воды – это циклический процесс перемещения данного вещества между четырьмя оболочками Земли, в которых природный ресурс принимает различные агрегатные состояния: жидкое, твердое, газообразное.
Оболочки геосферы, в которых циркулирует основа жизни:
Процесс и схема круговорота воды
Способность изменять свое агрегатное состояние является основным элементом в схеме круговорота воды. В любом процессе необходима энергия, в данном случае источником энергии является Солнце.
Этапы гидрологического цикла:
Классификация
Различают большой, малый и континентальный круговороты воды в природе.
Большой (мировой)
В некоторых источниках его называют глобальным круговоротом. Начальное звено – мировой океан, на поверхности которого испаряется влага. Далее идет конденсация пара в облака, тучи. Воздушные массы движут скопления водяного пара на материк, попутно конденсат увеличивается в массе. Когда достигается критическое значение веса молекул, выпадают осадки, которые попадают в стоковые воды и направляются в океан.
Малый (океанический)
Ограничивается океаном, так как испарившаяся вода попадает обратно в мировой океан, не достигнув материка. Характерно, что количество выпавших осадков при этом типе значительно ниже, чем испарившейся влаги. На суше наблюдается обратная ситуация. На материке осадков выпадает больше, чем испаряется, но влага в конечном итоге уходит в океан.
Внутриконтинентальный
Характеризуется перемещением жидкости в пределах суши, когда испарившаяся влага выпадает в виде росы и дождя.
Скорость и время круговорота воды
Атмосферная влага в виде облаков и испарения обновляется каждые 8 дней. В живых организмах процесс обновления жидкости происходит еще быстрее: в организме человека каждые 5 часов, что считается самой быстрой формой водообмена. Обновление проходит через почки, которые являются своеобразным фильтром, избавляющим от лишней влаги.
Горные ледники обновляются с интервалом в 1500 лет, однако в связи с глобальным потеплением с каждым годом этот процесс ускоряется. Полярному льду для обновления требуется 10000 лет. Мировой океан проходит гидролитический цикл за 2400 лет.
Влияние круговорота воды на живую и неживую природу
Перемещение влаги между сферами Земли является связующим звеном, без которого невозможно существование жизни. Отсутствие приведет к дегидратации живых существ и их гибели. Не стоит забывать, что именно первый этап круговорота воды – испарение, обеспечивает человека питьевой водой.
В процессе круговорота переносятся необходимые микроэлементы, способствующие нормальному функционированию метаболических процессов организмов.
Круговорот влияет и на особенности климата определенной географической местности. Если бы водные ресурсы не перемещались по земному шару, то многие отдаленные от океана районы стали бы непригодными для существования живых организмов.
Человек также оказывает влияние на цикличное перемещение водных ресурсов. Из-за создания искусственных водоемов, водохранилищ, часть воды на долгое время выпадает из естественного круговорота.
Круговорот воды в природе
Планета ежедневно потребляет 14 триллионов литров воды, и если бы запасы воды не возобновлялись, прекрасная голубая планета превратилась бы в безжизненную пустыню, как ближайший к нам сосед – кроваво-красный Марс.
Круговорот воды в природе позволяет жить, расти, размножаться биологическому разнообразию флоры и фауны, включая человека. Значение воды сложно переоценить. Она участвует в химических, физических, биологических процессах, происходящих в живой клетке.
Кочевники пустынь повторяют: «Вода дороже золота». И это правда. Странствующий путник без воды не проживет больше недели. Ведь тело человека примерно на 70%, а новорожденного младенца – на 85% – состоит из воды.
Полный гидрологический цикл включает в себя несколько этапов:
Испарение — преобразование воды из жидкой в газообразную благодаря энергии солнечного света.Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного.
Конденсация пара. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразуется в жидкость. Капли росы на траве ранним утром, осенний туман в низине, или облака на голубом небе — видимый результат конденсации.
Выпадение осадков на землю. Сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на поверхность планеты. Из-за большой скорости они не успевают испариться. И результатом становятся дождь, снег или град.
Прохождение воды через слои почвы. Падая на землю, часть воды просачивается сквозь почвенный грунт, питая корни деревьев, а затем попадает в подземные потоки. Часть воды в виде осадков выпадает непосредственно в море. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.
Участие в реакциях обмена веществ в клетках человека и животных, а также в процессах фотосинтеза у растений.
В упрощенном варианте представить, как происходит круговорот воды в природе, помогут три основных этапа:
испарение воды с поверхности земли;
конденсация и концентрация в атмосферных слоях;
выпадение осадков в виде дождя, снега или пара обратно на землю.
В учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А. поднимается серьезный вопрос, над которым предлагаем подумать и вам. Если вода никуда не исчезает и участвует в бесконечном круговороте, почему возникают проблемы с запасами пресной воды?
Схема круговорота воды представлена на иллюстрации:
Различают несколько видов гидрологических циклов в природе:
1. Мировой, или большой круговорот.
С поверхности океана испаряется вода, превращаясь в водяной пар, и воздушными потоками переносится на материки. В виде дождя, снега и других атмосферных осадков выпадает на землю и стоковыми водами возвращается в океан. При большом круговороте меняется состав и качество воды. Испаряясь, загрязненная вода очищается, а соленая лишается солей и превращается в пресную.
2. Океанический, или малый круговорот. Вода, которая испарилась над поверхностью океана, выпадает в виде осадков снова в океан.
3. Внутриконтинентальный круговорот. Испарившаяся над поверхностью суши вода конденсируется и опять выпадает на сушу в виде дождя, тумана или снега.
В результате ученые не на шутку обеспокоены тем, что изменения климата приведут к еще большей засухе в засушливых районах, а в болотистых и влажных местностях количество осадков увеличится.
Круговорот воды – это не изолированный процесс, а часть глобального биологического круговорота веществ и энергии, о котором можно почитать на странице 123 в учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А.
Чтобы наглядно представить круговорот воды, проведите элементарный опыт: стакан с водой плотно накройте пищевой пленкой и в солнечный день поставьте на подоконник. Через некоторое время заметите, как на пленке происходит конденсация жидкости, а затем тяжелые капли, отрываясь от пленки, падают в стакан, напоминая дождь.
Сценарий занимательного урока географии в 6 классе по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».
Тема урока. МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ.
Тип урока. Путешествие.
Познакомить ребят с Мировым круговоротом воды в природе.
1. Физическая карта полушарий мира
2. Карточки с фрагментами контурных карт.
3. Схематические рисунки реки, озера, водопады.
Структурные элементы урока.
Капитошка (стихотворение читает или обыгрывает подготовленный ученик).
Я веселый, шаловливый,
А еще – трудолюбивый!
Я с небес сюда спустился,
Ведь из тучки я родился.
Буду всюду успевать,
Добрым людям помогать!
Ну-ка, кто воды просил?
Кто здесь жажду ощутил?
Вмиг я всех вас напою,
Силу передам свою,
А работу завершу –
Вновь на небо поспешу…
Приглашаю всех в путешествие, во время которого мы узнаем секрет неисчерпаемости воды!
— И в этот урок я предлагаю вам, отправиться в путешествие, я думаю, многие любят
1. Что вы знаете о водяной капельке?
2. Откуда она берется?
3. И есть ли на Земле место, где нет водяной капельки?
1. Чистая, прозрачная, без запаха и т.д.
2. Идет дождь, тает снег, ледники и т.д.
3. Есть места (пустыни, но оазисы 25-30 м.)
изменяется облик Земли, на месте где возвышались высочайшие горы,
— Итак, проверив ваши, знания, юные искатели приключений в путь!
2. Повторение изученного материала.
— Мировой океан постоянно восполняет через атмосферу убывающие воды суши… Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана через воздушную оболочку на сушу и обратно в океан называется Мировым круговоротом воды в природе. Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм ее мирового круговорота.
Я веселый, шаловливый,
А еще – трудолюбивый!
Я с небес сюда спустился,
Ведь из тучки я родился.
Буду всюду успевать,
Добрым людям помогать!
Ну-ка, кто воды просил?
Кто здесь жажду ощутил?
Вмиг я всех вас напою,
Силу передам свою,
А работу завершу –
Вновь на небо поспешу…
Океан —> воздух —> океан – малый круговорот воды в природе.
Океан —> воздух —> суша —> океан – большой круговорот воды в природе.
— Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.
«Вопросы для логического мышления».
1. Какое космическое тело и за счет чего обеспечивает Мировой круговорот воды в природе?
2. Что произошло бы на Земле, если бы вдруг прекратился Мировой круговорот воды?
3. Почему Мировой океан не выходит из берегов, ведь он постоянно наполняется речной водой?
4. Какое свойство воды является причиной того, что водопроводные трубы прокладывают глубоко под землей?
5. Докажите, что вода изменяет рельеф Земли.
3. Усвоение содержания учебного материала.
1. Географическая викторина.
Учитель.
— Что такое гидросфера?
Позвольте вас спросить тогда:
— В каком состоянии бывает вода?
Вода в гидросфере подвижна:
То жидкость она, то лед.
Может в пар она превратиться,
А может в глубины Земли просочиться.
— Что же такое круговорот?
4. Обеспечение осознанности формируемых знаний.
Задание №1.
— Дополните и озаглавьте схему. А для этого отгадайте загадку:
Это свойство непростое,
Это свойство круговое:
Сверху вниз и снизу вверх
Ждет дорожка капель всех. ( Круговорот воды ).
Дополни схему № 2. Объясните ваши действия.
5. Обеспечение прочности формируемых знаний.
Групповое задание №3.
Ролевая игра – чтение стихотворения по ролям.
— Прочтите стихотворение по ролям (возможно опережающее задание – подготовить костюмы или их элементы).
Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
— Откуда ты?
Вода в ответ:
— Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилася поляна.
— Откуда ты? –
Спросил росу
— Поверь:
И я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты?
Ты кто такой
— И я, Дружок, Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле:
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
— Объясните смысл этого стихотворения. Каким образом в твоем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира?
Учащиеся. Распределяют роли и обыгрывают стихотворение.
Задание № 4. Индивидуальная работа.
Учитель. Составьте рассказ о капельке воды.
Кругосветное путешествие капельки.
Однажды Капелька отправилась в кругосветное путешествие. Это было незабываемым приключением. Капелька жила в море вместе с другими капельками. Однажды она увидела солнце, небо. Горы. И ей захотелось вырваться на волю, полетать в облаках. Капелька не знала. Что уже через несколько секунд её мечта сбудется.
Дело в том, что в тот день сильно палило солнце, и Капелька просто испарилась. Она полетела вверх к облакам. Летя, она увидела её родной дом. Вершины гор. Бескрайние равнины и всю земную красоту. И вдруг Капелька заметила, что вместе с ней в воздух поднимаются ещё множество капелек, её подружек.
Снова подул ветер. Потоком воздуха её задуло в большое облако. Ветром его понесло над сушей. Капелька летела и рассматривала поля, холмы, города. Озёра, реки. Она дивилась этому необычному и удивительному для неё миру! Но тут стало резко холодать, и Капелька почувствовала, что что-то в ней изменилось. Она увидела, что стала снежинкой. Её наряд сильно изменился, платье стало расшитым необыкновенными узорами. Снежинка чувствовала себя принцессой.
Ветер прекратился. И снежинка полетела вниз. Она приземлилась на вершину горы, полностью покрытую такими же, как и она сама Снежинками. Красавица удивилась, увидев, что все снежинки сладко спали. Ей тоже захотелось спать, и она сладко уснула. Так проспала Капелька три зимних месяца.
Мощным подводным потоком Капельку вынесло в море, где она встретила всю свою семью. Вокруг все были рады долгожданной встрече. Капелька рассказывала о своем необычном приключении, которое закончилось.
Сказочница – Иванова Дарья, 6В класс, гимназия №11 г. о. Самара.
Сказка об удивительном путешествии Капельки.
Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая на листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так, в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся. Ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.
Солнце поднималось выше и грело всё сильнее. Становилось жарко:
Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась всё меньше и. наконец, исчезла:
— Моя капелька пропала! – расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: «Умерла! Умерла!»
Сказочница – Тимошенко Полина, 6А класс, гимназия №11 г. о. Самара.
6. Контроль усвоения.
— Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт в стихотворении «Откуда берется вода?» Андрея Усачева:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря наполняют запас океана,
Сгущается влага над ними, как сметана,
Она поднимается выше….Пока
Не превратиться в облака,
А облака пролетая над нами,
Дождем проливаются, снегами,
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в природе
«Круговорот воды в природе».
Воду дают не одни родники,
Тают весной в горах ледники.
Ученики: Это круговорот воды в природе.
Учитель.
— Вспомните все, о чем мы говорили на уроке, и заполните схему «Мировой круговорот воды в природе»:
Класс: 6
Ключевые слова: Мировой океан
Презентация к уроку
Учебно-воспитательные задачи:
Оборудование: физическая карта полушарий, схема “Мировой круговорот воды в природе”, глобус, жетоны (которые получают учащиеся за полный и правильный ответ).
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
Сегодня на уроке мы начнём изучение нового раздела, новой оболочки Земли. Попробуйте сами отгадать название этой оболочки:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.»
А какие загадки о воде вы знаете?
Итак, мы начинаем изучение водной оболочки Земли, которая называется гидросфера.
А науку, изучающую воды Земли, называют ГИДРОЛОГИЕЙ.
3. Объяснение нового материала.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете» – так об этом удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери.
И эти слова я взяла эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
3.1. Значение воды в природе и жизни человека. Понятие “Гидросфера”.
Вода – самый удивительный минерал на земле. Есть много пословиц о воде, например, восточные гласят: « где вода, там и жизнь», « земля умирает, если ушла вода».
Задание: Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.
Примерные ответы учащихся. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.
На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.
По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.
Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве.
С давних времён вода служила для защиты от врагов. Люди нередко селились не на суше, а на воде: вбивали сваи в дно реки, озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов.
Некоторые живые организмы, например медузы, состоят из воды на 99%, а человек состоит из воды на 2/3. Человек умрёт, если потеряет 12% влаги своего организма.
На берегу морей, рек человек отдыхает, на воду человек может смотреть бесконечно долго.
Вода разрушает горные породы, влияет на климат.
Вывод делает учитель: Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить воду. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что голубого цвета на нем больше, чем зелёного, коричневого. Голубым цветом на глобусе и карте изображена вода. Сколько занимает вода? Суша? 71 % всей поверхности нашей планеты покрыто водой. (Рис.1)
3.2. Состав гидросферы.
Учитель. Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане.
Вопрос к учащимся: Где еще находится вода в природе?
Ожидаемые ответы учащихся: в реках, озерах, ледниках, прудах, водохранилищах, подземных водах и т.д.
Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.
Я рисую на доске, а вы в тетрадях.
Все части гидросферы связаны между собой. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.
Работа с учебником Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс». Анализ рис. 46 «Объём воды на земле». Где содержится самый большой объём воды, самый маленький? Где больше всего пресной воды содержится? (в ледниках). Ледники пока недоступны человечеству. Люди испытывают недостаток в пресной воде. Самый маленький объем воды содержится на поверхности суши. Поэтому необходимо бережно и рационально её использовать.
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете бережно использовать воду?
Предполагаемые ответы: бережно значит экономно. Закрывать кран водопровода. Не засорять реки, берега, так как весь мусор всё равно попадает в реку. Очищать воду, прежде чем спускать в реки. Строить очистные сооружения. Нельзя мыть машины на берегу водоёмов.
3.3. Мировой круговорот воды в природе.
Пресной воды очень мало. Такого количества хватило бы человечеству на несколько лет. Но реки и озёра не пересыхают. Почему вода не исчезает? Благодаря Солнцу происходит круговорот воды в природе.
Вопрос к учащимся: Пользуясь схемой в учебнике «Мировой круговорот воды», расскажите, как происходит круговорот воды в природе, как перемещается вода в пространстве?
Ответ учащихся по схеме. Солнце нагревает океан. Вода испаряется с поверхности океана и поднимается вверх. На высоте водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, образуются облака. Из облаков выпадают осадки: дождь, снег. Вода попадает обратно в океан. А если подует ветер. Облака окажутся над сушей и из них выпадают осадки, которые падают на землю: в реки, или просачиваются в землю, или выпадают в горах. Реки собирают воду на суше и несут её в океан, возвращая обратно. Так происходит круговорот воды в природе.
Учитель делает вывод: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.
Послушайте, как можно в стихах рассказать об этом явлении.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Вода полноводно бежит на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана
Сгущается влага над ним, как сметана
Она поднимается выше пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Снега превращаются весной в ручейки
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Всё это и зовут в народе
Круговорот воды в природе.
Воду дают не одни родники,
Тают в горах весной ледники.
4. Подведение итогов урока
4.1. Назовите, какие основные вопросы мы рассмотрели на уроке.
4.2. Выставление оценок.
4.3. Релаксация. Игра «вода не вода»
Основные вопросы мы рассмотрели и у нас есть возможность расслабиться немного.
Правая рука – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.
Левая рука – если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.
Ничего не поднимаете – если не связаны с водой.
Лужа, снег, река, водопад, волна, роса, ручей, радуга, корабль, водопровод, рыба, катер, спасательный круг, утка, зонт, ветер, камень, дверь, шапочка, тумбочка, линейка.
Дом. Задание: параграф 23, вопросы 1,2,3,5 – устно, подобрать стихи о воде.