Докажите что кутузов это свой родной человек для народа
Чем образ Кутузова близок народу? по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)
В романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» описываются события 1805-1820-х годов, и прежде всего это Отечественная война против Наполеона. Главнокомандующим русской армии в тот момент был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Толстой подчеркивал, что главная мысль произведения — мысль народная. А Михаил Илларионович был очень близок народу, за ним готовы были идти, в него верили.
О внешности героя в произведении сказано мало: он был уже не молод, с трудом ходил, имел несколько ранений после предыдущих сражений. Это дает нам понять, что Кутузов простой, ничем не приметный в обычной жизни человек. Но в военном деле равных ему нет. Его решения спасли множество жизней и сыграли не последнюю роль в ходе войны. Но при всем этом Михаил Илларионович всегда оставался простым человеком.
Впервые мы знакомимся с Кутузовым на смотре в Браунау перед войной 1805 года.
Кутузову не нужна была слава, награды, «он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли». Но всем сердцем полководец желал победы для русского народа и готов был ради этого идти до конца. Именно он принял тяжелое решение об оставлении Москвы без боя. Такое решение было единственно верным, и стало решающим в ходе войны. Через некоторое время русские войска выиграли Бородинское сражение, отстояли Москву и освободили Россию и весь мир от жестокости Наполеона.
Таким образом, Михаил Илларионович Кутузов был великим полководцем, но в то же время обычным человеком, несомненно мудрым и опытным. Он любил и уважал солдат, переживал за них, и они относились к нему так же. Его образ привлекал русский народ. Люди верили в победу, потому что в неё верил их главнокомандующий. Кутузов, по мнению Толстого, «простая, скромная и потому истинно величественная фигура», и я с ним полностью согласна.
Роман «Война и мир». Творчество Л. Н. Толстого. Помогите пожалуйста сделать дз. Про Кутузова и Наполеона.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы к образу Кутузова.
1)Соответствует ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
2)Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
3)Кому противопоставлен и на кого похожи в романе эти герои?
4)Почему Кутузов в 1805г уклоняется от сражений, но даёт Шенграбенское сражение?
5)Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?
6)Докажите, что Кутузов- это «свой, родной человек» для народа.
7)Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанный Толстым же поведением Кутузова?
8)Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?
9)Претендует ли Кутузов на роль героя в истории.
10)Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.
11)Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы к образу Наполеона.
1)Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
2)Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?
3)Знает ли Толстой что то положительное о реальном Наполеоне? Почему это исключает из образа своего героя?
4)Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?
5)Почему не исполняется «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли его приказы разумны?
6)Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?
7)Покажите в нём актёрство и лицемерие.
8)Сравните речь Наполеона и Кутузова.
9)Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 12. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.
Просмотр содержимого документа
«Урок № 12. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.»
Тема урока: Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.
Цель урока: 1) показать, как Толстой решает проблемы подлинного и ложного патриотизма;
2) раскрыть смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание.
Странный, красивый, величественный город. И странная и величественная эта минута.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Проблемный вопрос: Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе? Если не соответствуют, то почему?
Слово учителя. Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Почему Толстой так резко отрицательно относится к Наполеону и с любовью – к Кутузову?
2. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
б) Сравните эту сцену со смотром в Ольмюце, где участвует; государь. («С раннего утра начали двигаться «щегольски вычищенные и убранные войска», «. Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное и торжественное, каждый генерал и солдат чувствовал свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей», «нога государя с узким острым носком сапога», «рука государя в белой перчатке»).
3. Почему Кутузов в 1805 году вообще уклоняется от сражений, если есть такая возможность, но вступает в бой под Шенграбеном?
4. Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?
5. Докажите, что Кутузов – это «Свой, родной человек» для народа?
6. Как воспринимался Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
7. Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? А как Толстой рисует Наполеона?
8. Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему автор исключает это из образа своего героя?
9. Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?
Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит?
«в холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного заслуженного счастья».
«Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным»; «сердито сказал «желчно засмеялся»; «желчно вскрикнул».
Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы:
горечь Кутузова от бегства солдат;
Наполеон, рассматривающий убитых и раненых.
10. Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении («Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя…») и показанным Толстым же поведением командующего во время боя?
Проследите, как в войне 1812 года растет единство Кутузова с народом:
— слова об ополченцах, которые готовы умереть; сцена молитвы на Поклонной горе («миром помолимся»);
— речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.
11. Почему не исполняются «разумные приказы» Наполеона в Бородинском сражении? Все ли его приказы разумны?
12. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.
«Сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом»; «он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»;
«Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело»; «но лицо его, хоть опухшее желтое, выражало физическое удовольствие»;
«известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас»; «подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще и Наполеон, и никто из его генералов».
13. Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, все же приходит к этому решению? Проанализируйте его поведение на совете в Филях. Легко ли ему было решиться на приказ отступления от Москвы?
14. Претендует ли Кутузов, герой романа Толстого, на роль героя в истории? Как Толстой подчеркивает, что все события происходят даже помимо его воли, даже тогда, когда ему приходится издавать особые распоряжения?
Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном.
15. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
Кутузов (глазами князя Андрея)
Наполеон (глазами Балашова)
«Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди».
Домашняя работа: стр.176-182;
поведение русских солдат перед боем и во время боя;
Презентация к уроку литературы. Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир». Урок 12. Кутузов и Наполеон.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кутузов VS Наполеон
Кутузов – истинный вождь, избранный народом Наполеон –олицетворение антинародных интересов, законов Назовите прием, Используемый Толстым В изображении двух полководцев
Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа «Война и мир» Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову? Кутузов Наполеон 1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. 1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью» 2… 2…
Докажите, что Кутузов свой родной человек для народа. Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице? Почему Кутузов в 1805 году уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение? Кутузов
Наполеон Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
Чем руководствуется Наполеон, идя убивать себе подобных?
Слава о Наполеоне облетела практически весь мир. Но постепенно в романе идет развенчание его как полководца и великой личности. Наполеон жесток и вероломен. Он равнодушно взирает на гибель простых солдат. “Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив ” Образ Наполеона
Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.
Как Толстой рисует внешность Наполеона? А каково традиционное представление?
М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения Наполеон на Бородинских высотах Кутузов и Наполеон на Бородинском поле:
Какая обстановка царит при дворе Наполеона? Как характеризует Наполеона фраза: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»? С какой целью Л. Н. Толстой сравнивает Наполеона с игроком? Почему Толстой приводит диспозицию Наполеона и ни слова не говорит о расположении армии Кутузова? Что удивляет и раздражает Наполеона с самого начала Бородинского сражения? Почему командиры требовали подкреплений? Что испытывает в этот момент Наполеон? Почему же что-то странное происходило с войском Наполеона? Почему не исполняются «разумные приказы Наполеона в Бородинском сражении? В чем выражается актерство и лицемерие Наполеона? Как меняются поведение, жесты, речь героя? К какому выводу приходит Наполеон относительно исхода сражения?
Наполеон относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать” Образ Наполеона
Откуда уверенность Кутузова, что при Бородине одержана победа? Действовал ли как-нибудь Кутузов при Бородине? Как он руководил боем? Руководил ли он военными операциями? Что утверждает Кутузов после сообщения о пленении Мюрата? Кто лучше понимает ход дела: Кутузов или Барклай де Толли?
Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?
Совет в Филях Чьими глазами мы видим Кутузова. С какой целью Толстой дает такое представление о Кутузове?
Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, как будто жал его шею.
«Москва, как губка, всосет в себя французов» По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала князя Кутузова в деревне Фили решил пожертвованием Москвы спасти армию» Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву, приходит к этому решению?
Наполеон на Поклонной горе (3 том, 3 часть, 19 глава).Вступление французских войск в Москву. (3 том, 3 часть, 26 глава). Мнимое величие Наполеона на Поклонной горе: «Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица. » Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города.
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа «Война и мир» Кутузов 1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства 2. Полное подчинение интересам России и народа: а) Скромность и простота б) Искренность и правдивость в) Близость к простым людям, знание и понимание их чувств г) Проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска д) Гуманное отношение к побежденным 3. Верность долгу и армии 4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова Наполеон 1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью» 2. Законченное проявление культа личности, мания величия: а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие б) лицемерие, фальшь, позерство в) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм г) война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии Предательство по отношению к своей армии Сатирические краски при описании портрета Наполеона
Методическая разработка урока литературы «Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Методическая разработка урока литературы на тему: « Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
«Нет величия там, где нет простоты,
1. Расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал.
2. Раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.
2. Развивать умение систематизировать изученный материал.
1. Воспитание чувства патриотизма и гуманизма.
Опрос по домашнему заданию:
1. Как понимается автором роль личности в истории?
2. В чем причины начала войн по Толстому?
3. Кутузов и Наполеон (историческая справка).
Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Народ, в понимании Толстого, — решающая сила в истории, поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу, понимание его.
С точки зрения Толстого, нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей, воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей.
По мнению Льва Николаевича, «война – это забава праздных и легкомысленных людей», и конфликты, которые не могут разрешить правители, не должны решаться с помощью войны. «Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».
Работа в малых группах:
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона?
Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
Почему Кутузов уклоняется от Аустерлицкого и дает Шенграбенское сражение?
Почему он спит на военном совете под Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его распоряжения при Аустерлице?
Докажите, что Кутузов – это «свой, родной человек» для народа.
Знает ли Толстой что-нибудь положительное о реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя?
Чем руководствуется Наполеон, начиная войну?
Почему не исполняются «разумные приказы» Наполеона при Бородино?
Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?
Приведите примеры актерства и лицемерия Наполеона.
Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.
Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа. При оценке Кутузова и Наполеона Толстой приходит к критериям добра и зла. Так добром и «светом» в романе является Кутузов, а злом и «тенью» – Наполеон. Автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается образ оккупанта. Сила Кутузова в глубокой вере в правое дело, убежденность, что враг будет побежден. Ставка Наполеона – на низменные инстинкты солдат: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь. «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны…Цель каждого из этих людей…состояла в том, чтобы удержать приобретенное» (т.3 ч.3 гл.26)
Хотя Кутузов (как он изображен в романе) и не придает решающего значения своему «я», однако показан Толстым полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет «дух войска». «Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит», – размышлял князь Андрей. Для Наполеона люди ничего не значат: они подчиняются воле полководца-сверхчеловека, который определяет ход исторических событий, он играет «роль доктора, мешающего своими лекарствами».
В портрете Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость, но именно эти детали делают облик естественным, человечным, близким. Портрет Наполеона дается в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза.
Определите по тексту романа, кому принадлежат слова и о ком они сказаны:
КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН
«…Никогда до конца жизни не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»
«…Он прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой…»
«Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми,
которую придумала история…»
«…на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья…»
«Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его…»
«… в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал…»
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. …Короткие волосы его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за воротника мундира; от него пахло одеколоном»
«…Лицо его неожиданно смягчилось, и слезы показались на его глазах. Он притянул к себе левою рукой генерала, а правою, на которой было кольцо, видимо, привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку…»
«Его фигура с выступающим вперед животом и грудью имела тот представительный осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди…»
«Со свойственной ему способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету сына и сделал вид задумчивой нежности…»
«По пухлому, изуродованному раной лицу пробежала чуть заметная улыбка…»
«На лице его была неприятно-притворная улыбка…»
«…беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею…»
«Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же…»
«…все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли…»
«Это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства…»
«Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти…»
«Он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи»
«Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое»
«— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил он впоследствии»
«Не он распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по его воле, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Ему казалось только, что все дело происходило по воле его»
«Сердце мое осталось на Бородинском поле»
«Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и осипшим голосом, он сидел на складном стуле…»
«Война – игра, люди – пешки, которые следует правильно расставить и двигать»
«Взять крепость нетрудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время»
Кутузов –2, 3, 5, 6, 8, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 25
Наполеон – 1, 4, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 20, 21, 23, 24
Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Тем не менее, именно образы Кутузова и Наполеона расходятся с реальными историческими личностями. Контрастность образов Наполеона и Кутузова, воплощающих в себе две различные идеологии (честолюбивую и гуманную), заставляет Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира, но Толстой стремится показать в романе торжество гуманизма, человечности, подтверждённое самим ходом истории. Отрицание величия Наполеона в романе идёт рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны.
В образах Наполеона и Кутузова Лев Николаевич Толстой изобразил идею войны и мира. Герои романа, наделенные «наполеоновскими чертами», способствуют возникновению конфликтов между людьми, – это, на первый взгляд, далекие от битв Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера Ростова и другие. Герои же, тяготеющие к «полюсу Кутузова», несут идеи духовности и любви. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, капитан Тушин и другие. Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят от одного полюса к другому – от ложных ценностей к нравственному совершенству.
Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Скрытая теплота патриотизма», «Партизанская война 1812 года» (по выбору учащегося).