Докажите что литература связана с историей
Все вместе. О связи литературы и истории
Не мы первые живем в России, не нами открыт этот континент, и прошлое не только принадлежит нам, но и к чему-то обязывает.
Наше прошлое – это не только летопись событий, царствований, революций и войн, но и чувства и мысли наших предшественников. Это наследство настолько велико и разнообразно, что каждый из нас может почитать себя наследником, кто Радищева, кто Чаадаева, кто Столыпина, кто Солженицына. Впрочем, известны и те, кто себя почитает единственным и неповторимым и широковещательно отказывается от исторического родства, хоть к чему-то обязывающего.
Как наш биологический организм, наше тело состоит из того, что мы едим, пьем и чем дышим, так же и наша интеллектуальная, духовная, скажем так, плоть определяется сначала кругом общения, семьей, затем образованием на разных ступенях и, наконец, по мере формирования самосознания выбором своих собеседников.
К собеседникам нашим я отношу, естественно, в первую очередь круг чтения, в свою очередь определяющийся направленностью наших интересов. И здесь, быть может, по справедливости сказано: мы как личность состоим из того, c кем общаемся, что читаем, что выбираем в телепрограммах.
Наверное, каждому из нас знакомо то счастливое чувство, с которым мы встречаемся с собственными мыслями, высказанными задолго до нас, да еще и людьми высокоуважаемыми, оставившими значительный след на наших исторических путях.
Вот одна из таких встреч.
В годы «оттепели» в Ленинграде сложилась и объявила о себе литературная вольница, сразу же выдвинувшая вперед имена людей талантливых, независимых, не принимающих регламентации, правил игры, заданных непререкаемым партийным начальством, взявшим на себя руководство жизнью во всем ее многообразии, в том числе, разумеется, и руководство литературой и искусством в целом.
С благодарностью вспоминаю если не «прорубивших окно», то уж точно открывших «форточку» в помещении с застоявшимся воздухом: Александра Кушнера, Андрея Битова, Виктора Голявкина, Александра Городницкого, Владимира Марамзина, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова. И народ чуть постарше, впрочем, молодых в ту пору, – Виктора Конецкого, Глеба Горышина, Валентина Пикуля. Все они, как мне представляется, отмечены творческой независимостью, у каждого было свое слово, им было что сказать людям.
Рядом с ними тут же появились и «расчетливые вольнодумцы», умеющие во все времена не только спать во фригийском колпаке, но и носить его с собой за пазухой, на всякий случай, твердо помня, где и когда его надеть, например, в знаменитом в ту пору кафе «Сайгон». За талантами яркими, недюжинными, как предусмотрено природой, двинулся шумный рой претендующих, но, как говорится, недотягивающих, однако задававших тон. Быть оригинальным, быть на особицу, быть во что бы то ни стало замеченным.
И вот читаю в одной из широко известных старых книг рассказ автора о главном герое.
«В его петербургском мире все люди разделились на два совершенно противоположных сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одной женою, с которой он обвенчан, что девушке надо быть невинною, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержанным и твердым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, и разные тому подобные глупости. Это был сорт людей старомодных и смешных. Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, веселым, отдаваться всякой страсти не краснея и надо всем остальным смеяться».
Интересно, как долго мог бы повисеть лист с этой цитатой из «Анны Карениной» в «Сайгоне»?
Неповторим только талант, а вот жмущиеся к нему, сопутствующие, вроде «подтанцовщиков» при солисте, почему-то почитают себя «настоящими», как те, что жили в Питере за сто лет до них. И потому предпочитают кучковаться, подменяя единственное «я» коллективным «мы»: «Мы с Бродским. Мы с Битовым. Мы с Кушнером. ». Нет, литература все-таки не кино, где случается победа «одна на всех». Помню, одна из обольстительных ровесниц, «исповедующих «Сайгон», спросила меня: «Мифа (сказать – «Миша» было бы пошло), вам не скучно быть таким правильным?». Вопрос помню, как печать неполноценности на лбу, ответа не помню, пролепетал, наверное, что-нибудь «правильное».
Что старое поминать? Да во все времена, оказывается, были свои звонкие «настоящие» и «старомодные и смешные».
Может быть, и консервативного историка Николая Костомарова читать «неправильно», но, что делать, грешен. Читаешь, и кажется, что оттуда, из далекого 1864 года, он смотрит на нас с грустью и вздыхает: почему же люди «оригинальные» не меняются.
«В Петербурге есть целый класс существ, которых русские, живущие в этом городе, прозвали общечеловеками. Эти общечеловеки существа до того цивилизованные, что отрешились от всяких предрассудков и, постоянно обретаясь в возвышенных сферах мечтания, низким для себя полагают принадлежать к какому-нибудь народу. Действительно, ни с одним народом нет у них ничего общего, даже языка. »
Вот здесь наметился исторический прогресс, наши общечеловеки стыдятся только своего народа и не хотят с ним иметь ничего общего. Но вглядимся в портрет, написанный Костомаровым в середине позапрошлого века: «Их хлебом не корми, подавай только какое хочешь обличение: всякий скандал, всякое заушение исторического лица для них праздник. Им дела нет до правды – им нравится самый процесс оскандализирования известной личности, – хотя они в то же время большие хитрецы и не прочь при случае посмяться над обличениями. »
Кажется, что это почти продолжение цитаты из Толстого о людях «настоящих», умеющих посмеяться и отдаваться всякой страсти не краснея, впрочем, слова эти были сказаны за десять лет до появления первых глав «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник».
Вспоминаются слова моих институтских преподавателей, вечная им благодарность. Когда мы горделиво приносили курсовые работы, доходя, как Тяпкин-Ляпкин, своим умом до того, что уже было давно известно до нас, мы слышали краткий и строгий приговор: «Невежество – не аргумент!».
Нас всеми способами и средствами уверяют в том, что только тупым совкам не дано понять необычайные достоинства рыночного уклада жизни с его своеобразной нравственностью и справедливостью.
Можно было бы и продолжить, но и сказанного достаточно, чтобы увидеть черты жизни, вернувшейся к нам из полуторавековой давности.
Эти строки из «Дневника писателя» Достоевского, увы, по-прежнему злободневны.
Помогают понять события, возвращающие нас в прошлое, слова, сказанные Федором Глинкой в 1812 году, еще до Отечественной войны, после того, как «реформы Сперанского», предусматривающего отмену рабовладения и первенства закона, были объявлены чуть ли не государственной изменой. «Такой великий переворот от стяжания к бескорыстному созиданию, – писал поэт, прозаик, будущий декабрист: не мог пройти ни скоро, ни бескровно. Себялюбие и частные выгоды растерзали общее дело». «Себялюбие и частные выгоды»! – вот ключ, открывающий глухие двери, за которыми принимаются судьбоносные решения якобы для общего блага. О чем сетовал наш славный соотечественник? Рабовладельцы сделали все, чтобы задуманные самодержцем (!) и разработанные Сперанским реформы были свернуты, а сам реформатор, лишенный должности министра и обер-прокурора Сената, был отправлен в ссылку. Ну что ж, есть цели, для достижения которых одной жизни мало. Впрочем, судьба подарила Федору Глинке долгую жизнь, он увидит и отмену рабовладения в России, и крах «великих реформ» Александра Второго, на этот раз под ударами преуспевшей в казнокрадстве бюрократии.
Сократ, как говорится, предупреждал: государство погибает, когда перестает отличать хороших людей от дурных.
Путь в будущее никем не предначертан, он долог, во многом непредсказуем. В политике, в гражданском строительстве сам поиск пути, определение цели – все под силу только всем вместе.
А для этого надо ответить на самый главный вопрос: с кем вместе?
И здесь уж выбор должен сделать для себя каждый сам.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6718) от 14.07.2020 под заголовком «Все вместе».
Литературоведение и история
Вы будете перенаправлены на Автор24
Историзм литературоведческого мышления – это способность понимать своеобразие каждого исторического периода жизни народа и его отражения в художественной литературе.
Связь литературоведения и истории
Произведения художественной словесности принадлежат определенному народу, написаны на языке этого народа и в определенный период истории этого народа, поэтому литературоведение не может оставить без внимания тесную связь развития художественной словесности и исторической жизни народов и кладет понимание этих связей в основу предмета своего изучения. В результате этого литературоведение само выступает в качестве общественно-исторической науки, которая стоит в ряду исторических дисциплин, изучающих развитие общественной жизни народов с разных сторон.
В произведениях художественной словесности всегда отражается своеобразие исторической эпохи жизни народа, в которую они были созданы. Особенно ярко это проявляется в произведениях художественной литературы, так как фольклорные произведения на протяжении многих веков передаются устно из поколения в поколение и при этом постепенно изменяются в своей форме и содержании, из-за чего в этих произведениях зачастую бывает довольно сложно рассмотреть черты того периода времени, когда они возникли первоначально. Художественная же литература живет совершенно иначе. Произведения художественной литературы, которые были созданы в определенную эпоху, остаются неизменными на протяжении многих веков и сохраняют черты того времени. Эти произведения в особенностях своей формы и содержания часто отражают не только своеобразие исторической эпохи и ее отдельного периода, но и своеобразие культурного, идейного развития того или иного народа.
Изучение художественной литературы без знания и понимания множества фактов, отношений, событий, которые были характерны для того периода времени, когда были созданы те или иные художественные произведения, невозможно. В связи с этим литературоведение всегда должно обращаться к другим историческим наукам для того, чтобы получить соответствующие сведения и знания.
Готовые работы на аналогичную тему
Гражданская история и литературоведение
Главное значение для литературоведения имеют те знания, которые может дать гражданская история.
Гражданская история изучает события, факты, отношения политической, социальной и идейной жизни народов.
В частности, эта наука дает точные хронологические сведения о последовательности возникновения явлений и событий социальной жизни. литературоведение при помощи общеисторической хронологии создает свою собственную хронологию, которая является достаточно надежной и точной и помогает ему установить последовательность возникновения произведений, а значит, и возможности их внутренних связей. История литературы как наука не может существовать без литературной и общеисторической хронологии. В свою очередь, неточности и ошибки в хронологии способны привести к неадекватному пониманию процесса литературного развития какой-либо страны.
В содержании произведений, созданных в ту или иную эпоху, отражается своеобразие этой исторической эпохи. В первую очередь это относится к тому, какие именно явления из жизни народа были воспроизведены в произведении и какое воплощение они нашли в образах.
Писатель всегда относится к определенному слою общества своего времени, он принадлежит к определенному культурному и социальному кругу. У писателя всегда имеются какие-либо особенности образования, он является сторонником какого-либо политического движения и участником, а возможно, инициатором событий, происходящих в общественной жизни страны.
Писатель всегда должен иметь четкие взгляды на общественные идеалы, которые он выражает в своих произведениях. Поэтому литературоведение тесно взаимодействует и с другими историческими науками, такими как:
Знания, которые дают эти науки, позволяют литературоведам понять обстановку и атмосферу культурной и идейной жизни того времени, когда писатель создавал свое произведение. Литературоведы изучают факты, из которых складывается литературная жизнь исследуемой эпохи, самостоятельно. Та же, как историки, литературоведы должны уметь разбирать архивы, находить материалы и документы, в первую очередь, неопубликованные художественные тексты, а также комментировать найденное при помощи исторических знаний. Важной задачей литературоведения является выяснение творческой и идейной биографии отдельных писателей. Для этого исследователи использую различные документы, дневники, письма, мемуары самих писателей, свидетельства современников и непосредственно сами художественные произведения.
Биографические сведения хоть и являются вспомогательным материалом для исследования исторического развития той или иной национальной литературы, но при этом они чрезвычайно важны для понимания особенностей идейного содержания произведений.
Для литературы каждого народа, созданной на национальном языке, присущи свои национальные особенности и закономерности исторического развитие. В связи с этим научное исследование литературы каждого народа требует особых знаний, а именно исторических, искусствоведческих и филологических, а также особого исследовательского опыта. Поэтому исследование каждой национальной литературы является особой частью литературоведения и требует подготовленных специалистов.
При этом развитие национальных литератур происходит на протяжении целого ряда исторических эпох. Поэтому история национальных литератур подразделяется на отдельные части. Например, история русской литературы подразделяется на:
Изучение национальных литератур с точки зрения их исторического своеобразия требует постоянного сравнения и сопоставления произведений разных эпох, периодов, стран, разных авторов одной эпохи и одной страны.
Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»
обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить со структурой учебника; показать неразрывную связь литературы и истории.
знакомство с понятиями литературный процесс, историзм литературы.
развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение находить взаимосвязь русской литературы с культурой и историей России и мира.
развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня обучающихся через обращение к художественным текстам интереса к истории, культурным традициям наших предков.
Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками учащихся, словарная работа, слово учителя.
Технология: критического мышления.
Оборудование: учебник, презентация.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Работа с читательскими дневниками
-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?
Откройте свои читательские дневники.
-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они?
Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.
— Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочитать, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?
-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?
-Какие авторы вам не были знакомы ранее?
-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?
Примечание : просмотреть часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Мотивация УУД. Целеполагание
Работа с афоризмами:
Афоризм (от др.-греч. «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер
( русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький
— Как вы понимаете эти строки?
Запись определения в тетрадь.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
Объявление темы урока, цели, задач.
На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.
Работа над темой урока
Сегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания
как литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.
В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке.
Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.
Этапы мирового литературного процесса
Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)
Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности.
Периоды развития русской литературы
ДРЛ развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.
Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
Современная русская литература (конец XX века – наши дни)
Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мирового и русской литературы).
Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории.
В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.
Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы.
В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.
О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)
История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.
Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.
И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.
Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.
Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему.
В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.
Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.
Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах – в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.
Кратко фиксируют лекцию.
Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.
Как литература связана с историей? — как связаны история и литература
Опишите подробно в чем связь литературы и истории?
Как литература связана с историей?
Опишите подробно в чем связь литературы и истории?
История и литература тесно связаны между собой.
Из литературы можно почерпнуть многие исторические сведения о быте того или иного времени или той или иной страны, об исторических личностях, военных событиях и т.д. Читая литературу определенного периода времени, мы словно бы погружаемся в этот период.
Также литература черпает из истории сюжеты. В истории мира бывало многое, многое же бывало и в мифах, созданных в периоды этой истории. И история способна вдохновить писателей на произведения (исторические романы и даже фентези — вспомните небезызвестную «Игру престолов»).
Литература бывает разной, от документальной исторической литературы до обычных сказок. Но даже в сказках можно распознать какие-то древние обычаи у людей, например королевский бал. По разным рассказам (рассказ, повесть роман), а также по стихам также можно увидеть обычаи людей, исторических персонажей, сходство выдуманных героев с историческими персонажами, исторические события, и эмоции людей в давних временах. Здесь всё зависит от сюжета произведения, насколько он приближен к реальности в прошлом, есть ли сходство выдуманной истории и реальной истории. Наиболее точно отображают реальность в прошлом тематические документальные произведения, например военно-исторические произведения. Информация о писателях — это тоже исторические материалы.
Сочинения по русскому языку и литературе
Пишем сочинения вместо вас!
Сочинение на тему: «Литература и история. Связанны ли они и почему?»
Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, прививал ей черты самобытности, народности и своеобразия.
Развитие древнерусской и современной литературы всегда шло в ногу с историей и в тесной связи с русской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся русских писателей всех времен была тема Русской земли, ее укрепление и созидание, непрестанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в русской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.
Изображая в своих произведениях исторические события, русские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и поучительное значение. Лучшие произведения русской литературы до сих пор воспитывают в читателях стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в русской литературе имелась общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.
Лучшие произведения русской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечающие интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялся литературный язык, который развивался на основе общенародного языка.
Русская литература с начала своего существования и на протяжении многих столетий своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разных жанров, которые передала последующим поколениям, донесшим их до нашего времени.
Замечательные черты произведений русской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией русской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видна неразрывная связь литературы с жизнью русского народа и историей нашей родной земли.
Сочинение на тему: русская литература и история
Сегодня на уроке была интересная тема, где рассматривалась русская литература и история в 8 классе и их взаимосвязь. На уроке мы узнали, как неразрывно были связаны литература, публицистика и история, о чем свидетельствует Поучение Владимира Мономаха, которое является и историческим, и публицистическим, и художественным. Позже история стала самостоятельной, однако и дальше была тесно связана с литературой, о чем и напишем наше сочинение-рассуждение.
Сочинения русская литература
Несмотря на то, что история в 18 веке стала отдельной областью знания, она осталась близка к художественной литературе. Историкам, описывая исторические события, нужно было обладать литературными приемами, ведь только так можно было донести информацию до читателя. В свою очередь писатели не оставались в стороне от исторического прошлого. Очень часто, раскрывая темы патриотизма, народности и свободы, писатели обращались к прошлому и здесь нельзя было пренебрегать историческими деталями. И хотя писатели могут освещать события со своей точки зрения и делать собственные выводы в своих произведениях, но в целом, всегда сохранялся общий исторический фон, его лидеры и участники.
Благодаря писателям и русской литературе, где авторы затрагивают историческую тематику, читатель может возвращаться в прошлое, узнавая через строки автора, описание героизма наших предков, истории князей, описание их походов, в том числе и неудачных, как в Слове о полку Игореве. Мы видим, как возводились города, в том числе, как строился Петербург в произведении Медный всадник. Мы видим образ Распутина и народное восстание в произведении Капитанская дочка. Благодаря произведением Толстого, художественная литература дает возможность ближе узнать характер Наполеона и Кутузова. И таких примеров множество, ведь многих писателей и поэтов волновало прошлое нашего народа. А без прошлого, не может быть и будущего. Таким образом, создавая свои шедевры, пытаясь увидеть и осмыслить историю народа, писатели вносили непосредственный вклад и в развитие истории.
Возникновение древнерусской литературы
Древняя русская литература — это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу — от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства — Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.
Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.