Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы

Городское и сельское население. Особой характеристикой размещения населения по территории является его распределение между городом и селом.

Особой характеристикой размещения населения по территории является его распределение между городом и селом.

Издавна известныдве основные формы расселения населения:

— осёдлое расселение (городское и сельское);

Расселение населения – процесс размещения людей на территории, и возникновение и развитие в связи с этим сети поселений. Любое появившееся жилище человека может считаться поселением или населённым пунктом.

Сегодня многие демографы и географы считают, что развитие сетипоселений происходит по следующейсхеме: кочевое поселение – деревня – малый город – большой город – агломерат – мегаполис.

Агломерат – компактная пространственная группа поселений (главным образом городских), объединённых в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и другими связями.

Мегаполис (от греч. megas – большой и polis – город) – наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних агломератов.

Между городским и сельским расселением нет чётких границ. Между двумя «полюсами» расселения – крупным городом и чистым селом – всегда возникают промежуточные поселения. Чем ближе промежуточные поселения к городскому полюсу, тем выше степень их урбанизации, и наоборот.

Урбанизация (от лат. urbs – город) – процесс повышения роли города в развитии общества.

Роль урбанизации в социальном и экономическом развитии страны весьма заметная, т.к. при возрастании степени урбанизации происходят следующие изменения:

— уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций поселений;

— увеличивается плотность застройки, её этажность;

— возрастает число предприятий сферы услуг;

— расширяется рынок труда;

— повышается мобильность населения, а также в целом изменяется жизненный уклад людей.

Юридически городские поселения в РФ подразделяются на города и посёлки городского типа. Считается, что городом может быть населённый пункт с числом жителей (людностью) более 12 тыс. и занятостью населения в основном вне сельского хозяйства. При этом некоторые исторические города не соответствуют критерию людности, а сельские поселения нередко имеют более 12 тыс. жителей (например, кубанские станицы).

Основными показателями, отражающими распределение жителей между городом и селом, являются:

— численность городского и сельского населения;

— удельный вес городского и сельского населения;

— численность городских жителей, приходящихся на 1000 сельских.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав

Источник

Сам себе управа?

11 вопросов по реформе местного самоуправления

Сколько новых муниципальных образований появится в Московской области?

— В Московской области будет образовано 299 новых муниципальных образований — поселений. Создаются поселения в границах существующих районов с учетом мнения населения, выраженного представительными органами районов.

До этой реформы в области существовало 79 муниципальных образований, а теперь их стало 378. (В советские времена Подмосковье делилось на 37 районов.)

Что лучше: оказаться в составе городского или сельского поселения?

— Никакой принципиальной разницы между городским и сельским поселением не существует. Единственное различие заключается в составе населенных пунктов, которые войдут в поселение. В состав городского поселения могут входить сельские населенные пункты и один город или поселок городского типа, а в состав сельского поселения — только сельские населенные пункты.

В чем разница между городом и городским поселением?

— Это совершенно разные вещи. Город — это населенный пункт, территория которого ограничивается чертой поселения. В случае вхождения какого-либо населенного пункта в состав города он фактически перестает существовать и становится частью города.

В свою очередь, городское поселение — это муниципальное образование, в состав территории которого может входить несколько населенных пунктов с прилегающей территорией.

Как будет осуществляться взаимодействие между районами и поселениями?

— Органы местного самоуправления поселений самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции, и не подчиняются органам местного самоуправления района. В связи с этим муниципальный район не сможет устанавливать обязательных предписаний для поселений. Все их взаимоотношения будут строиться на основе двусторонних соглашений.

Ключевым моментом в этом вопросе является четкое разграничение круга вопросов, решаемых на уровне района и на уровне поселений. По замыслу федерального законодателя вопросы эти не должны пересекаться — на практике это труднореализуемо.

Кто кем будет командовать?

— Это касается компетенции муниципальных образований, в пределах которых местное самоуправление самостоятельно. Определенный контроль над местным самоуправлением область вправе осуществлять, но только в рамках, переданных муниципалитетом для осуществления отдельных государственных полномочий Московской области. Подобный принцип заложен и в основу взаимоотношений между районами и поселениями.

В связи с разграничением полномочий каждый вид муниципальных образований теперь имеет свой исчерпывающий перечень полномочий — район не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции поселений, если они не переданы ему поселением по соглашению.

Как разграничиваются полномочия?

— Во-первых, происходит разграничение полномочий между муниципальным районом и поселениями, из которых будет состоять район. К полномочиям поселений будут относиться в основном жилищно-коммунальные вопросы. К вопросам местного значения муниципального района будут отнесены те, которые касаются не отдельного поселения, а всех поселений в составе района.

“Наверх”, на уровень субъектов, уходят социальная защита, финансирование межрайонных и межгородских программ и проектов.

Вышестоящий орган власти не может, как раньше, командовать нижестоящим. Ответственность при новой схеме становится конкретной, поскольку каждое муниципальное образование получает свою долю бюджетных средств в зависимости от числа проживающих на территории жителей; за расходование этих средств избранный глава вместе с представительным органом несут ответственность перед избирателями. И потому, прежде чем эти деньги израсходовать, избранный глава и депутаты должны семь раз подумать, прежде чем принять решение, куда их потратить. Закон не исключает инициативу жителей, решивших, к примеру, в условиях недостатка выделенных средств скинуться на общее важное дело — ремонт дороги, колодца и т.п.

Что даст народу поселение?

— Как наиболее важные с точки зрения обеспечения нужд населения можно выделить вопросы организации газо-, водо-, энергоснабжения жителей городов и сел, содержание социального жилого фонда, регулирование застройки поселений, благоустройство, городские, сельские дороги и другие.

Кто за что отвечает?

— В соответствии с новым законом муниципальное образование должно быть целостным, а эта норма оказалась нарушенной в связи с образованием во второй половине прошлого века городов областного подчинения, а также расширением Москвы. Вторая сторона имеет чисто экономическую причину: каждый муниципалитет стремится взять себе бюджетонаполняющий объект и, наоборот, “забыть” тот, на который постоянно приходится тратить деньги. Хотя в Подмосковье нет залежей нефти и алмазов, но близость к столице, к магистральным дорогам является солидным аргументом в территориальном споре.

Когда заработает новая система местного самоуправления?

— Переходный период установлен до 1 января 2006 года. К осуществлению своих полномочий вновь сформированные органы местного самоуправления поселений приступят с 1 января 2006 года.

Дата выборов органов местного самоуправления поселений определена законом области на 4 сентября.

Чем органы местного самоуправления поселений будут заниматься до 1 января 2006 года?

— За 4 месяца поселения примут свой устав, другие муниципальные правовые акты, сформируют администрацию, оформят в собственность переданное им имущество, примут бюджеты поселений на 2006 год. В целом вся деятельность органов поселений до 1 января будет носить организационный характер, целью которого должна быть подготовка к началу осуществления своих полномочий в полном объеме.

Какие задачи у центра в проходящей реформе?

— Важнейшей задачей в период действия переходных положений является приведение федерального законодательства в соответствие с новым Законом о местном самоуправлении.

Большие надежды возлагаются на плодотворное взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Помимо реализации поставленных перед ними задач по приведению уставов и других нормативных актов органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законом, они также проявят заинтересованность и примут активное участие в организации и проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований и в решении ряда других немаловажных задач, стоящих перед Московской областью.

Источник

§ 6. Размещение населения. Города и сельские поселения

1. Проверим себя.

1. Как размещено население на Земле и какие факторы повлияли на это?

Население размещено на Земле крайне неравномерно. В мире существуют как густо-, так и слабозаселённые территории. Около 70 % населения размещается на 7 % от всей площади суши. На Земле исторически сформировалось пять районов с высокой концентрацией населения: Восточно-Азиатский (Китай, Республика Корея, Япония), Южно-Азиатский (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка), Юго-Восточноазиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия), Западно-Европейский (Бельгия, Великобритания, Германия, Нидерланды, север Франции) и Атлантический (северо-восток США, юго-восток Канады). В них сосредоточено около 90 % всего населения Земли.

Факторы: природный, исторический, социально-экономический.

2. Какой показатель характеризует степень заселённости территории?

3. В каких странах наблюдается самая высокая плотность населения?

Самая высокая плотность населения среди стран отмечается в Бахрейне (1964 чел./км2), Бангладеш (более 1101 чел./км2), Республике Корея (511 чел./км2).

4. Назовите наиболее распространённые типы поселений.

Наиболее распространённым типом поселения являются средние и крупные города.

5. Какой мировой процесс называют урбанизацией?

Урбанизация — процесс роста городского населения, увеличения количества городов и их укрупнения, повышения роли городов в развитии общества, распространения городского образа жизни на всю систему населённых мест.

2. От теории к практике.

К какому типу поселений относится ваш населённый пункт? Какова численность его населения?

Минск является многофункциональным городом-миллионером.

3. Обсудим.

В настоящее время наблюдается переход от урбанизации к субурбанизации — процессу роста и развития пригородной зоны крупных городов. Как вы думаете, в чём причины подобного явления?

Источник

Основные различия между городскими и сельскими поселениями

Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы

Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы

Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы

Типология муниципальных образований

Способы классификации муниципальных образований

По своим системным качествам муниципальные образования можно классифи­цировать по различным основаниям: численности населения, нормативно-правовому статусу, характеру застройки, степени урбанизации, выполняемым функ­циям и др.

По нормативно-правовому статусу, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, муниципальные образования подразделяются на поселения, муниципальные районы и городские округа. Характер застроенности территории лежит в основе разделения муниципальных образований на компактные и диффузные (рассре­доточенные в пространстве), а степень урбанизации — на сельские и городские.

Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими му­ниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйствен­ной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и сельской ме­стности. Для сельских поселений более характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция. Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в таблице.

Сельские поселенияГородские поселения
Правовой статус сельского поселенияПравовой статус городского поселения или городского округа
Инженерная инфраструктура частично децентрализована и поддерживается самими жителямиИнженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами
Преобладание сельскохозяйственных видов занятостиПреобладание несельскохозяйственных видов занятости
Наличие личного подворья у жителейОтсутствие личного подворья ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы
Характер застройки: преобладает низкоэтажная малоквартирнаяХарактер застройки: преобладает многоэтажная многоквартирная
Заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер и характеризуются низким уровнем транзакционных издержекЗаключаемые сделки осуществляются как правило между малознакомыми людьми и характеризуются высоким уровнем транзакционных издержек

К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относят­ся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расшире­ния преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция — преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сель­ские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. По данным «Российской газеты» (11 июня 2003 года), за период между переписями населения 1989 и 2002 года таких поселений было около 300.

Предусматриваемая Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ возможность объединения в границах одного муниципального образования нескольких насе­ленных пунктов позволяет говорить о сложном муниципальном образовании, тогда как закрепление соответствующего статуса за одним из населенных пунк­тов есть характерная черта его простой разновидности.

В работе А. Г. Воронина и др. выделяется 3 группы муниципальных образований:

1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские на­селенные пункты). Для этой группы характерна полная завершенность про­изводственного цикла на территории, складывающаяся на базе взаимосвя­занной системы производства и жизнеобеспечения.

2. Территориально-поселенческие образования — представляют собой группу достаточно независимых друг от друга территорий, округов, связанных общностью хозяйственных интересов.

3. Территориально-муниципальные образования (хутора, поселки в условиях Крайнего Севера).

Можно выделить еще два основания классификации муниципальных образова­ний; по выполняемым функциям и вытекающему из них преобладающему виду деятельности трудоспособного населения и по различиям природных, историче­ских, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособ­ленность и структуру территорий. Так, одна группа муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультур­ной и исторической самобытности. Другая обособлена по национальному принци­пу, что способствует сегрегации на данной территории представителей определен­ной национальности или культуры.

Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы

Такое обособление позволяет жителям не только сохранять традиции и культуру, но и эффективнее защищать свои эконо­мические и социальные интересы. Особенностями отдельных муниципальных об­разований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных ме­сторождений полезных ископаемых и т. п. Не меньшее значение имеет возраст по­селения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различны соотношения между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.

Каждое из выделенных выше оснований деления является самостоятельным системообразующим признаком, вокруг которого концентрируются различные аспекты жизнедеятельности муниципального образования. Такой признак опре­деляет вектор целеполагания субъекта муниципальной политики, особенности поведения, а также характер взаимодействия с внешней средой.

Возникновение и развитие городов

Городом принято называть крупное поселение, население которого занято пре­имущественно несельскохозяйственным трудом. По данным переписи 2002 года («Российская газета», 31 марта 2004 года), в России было 1098 городов и 1842 поселка городского типа, всего 2940 городских населенных пунктов (табл. 2.2.1). В ходе реформы местного самоуправления статус городского округа получили 532 города (менее половины их общего количества, см. приложение 2) и статус городского поселения — 2057 городов и поселков. Остальные поселки (в основ­ном пригородные) входят в состав городских округов.

Источник

Понятие межселенной территории в муниципальном районе России

Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границыВ результате муниципальной реформы в начале нулевых, в России значительно поменялась структура и принципы организации самоуправления в Российской Федерации, появилось понятие межселенной территории.

В данной статье попробуем разобраться в понятии «межселенная территория», в каких случаях она возникает, причины её возникновения, каковы условия её существования. Каковы законодательные акты и нормы применимые к этим регионам. Попробуем разобраться с их проблемами, которые возникли в результате муниципальной реформы и способами их решений.

Определение межселенной территории

Законы обычно определяют термины и понятия чётко и лаконично, но человеку несведущему сразу достаточно сложно разобраться о чём идёт речь, да и возникает много дополнительных вопросов, ответы на которые в самом определении никак не отражаются. Попробуем объяснить на пальцах, что подразумевается под понятием межселенная территория.

Итак, в результате муниципальной реформы, территория Российской Федерации поделена на субъекты, к ним относятся: области, края, республики, автономные округа и т. д. Они, в свою очередь, делятся на муниципальные образования, где уже и возможно местное самоуправление. Согласно законам самоуправление в Российской федерации возможно только в муниципальных образованиях. Муниципальные образования, согласно трактовке закона, бывают пяти видов:

Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Смотреть картинку Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Картинка про Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы. Фото Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границыВ нашем случае нас интересует муниципальный район — это совокупность нескольких сельских и городских поселений, а также межселенных территорий. То есть, говоря простым языком, межселенная территория — это площади между сельскими и городскими поселениями в составе одного муниципального района. В большинстве случаев они служат плацдармами для развития городов и поселений, реализации различных инфраструктурных проектов или площадями, используемыми Министерством Обороны РФ.

Где может возникнуть межселенная территория

Признаки возникновения межселенных территорий заложены в законе об организации местного самоуправления. Такой статус земля может получить только в субъектах с низкой плотностью населения, ниже более чем в 3 раза среднего по России. По состоянию на 2018 год средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,57 чел/км кв..

Однако такие муниципальные районы не выбираются простым вычислением, по данным, найденным в интернете или даже в официальных источниках. Список муниципальных районов, которые являются областями с низкой плотностью населения, утверждается решением правительства РФ. Изменение или исправления в этот документ могут вноситься не чаще чем раз в 5 лет, по просьбе субъектов Российской Федерации и других органов местного самоуправления. А также может возникнуть на площадях упраздняемых населённых пунктов в результате отсутствия населения в этих районах или в результате масштабных инфраструктурных проектов.

Организация местного самоуправления на межселенных территориях

Организация местного самоуправления на таких просторах нерациональна и порой просто невозможна. Поэтому все решения по эксплуатации, содержанию инфраструктуры и прочих вопросов местного самоуправления решаются в администрации муниципального района в который входит межселенная территория. Бюджет расходная и доходная часть определяются в муниципальном районе, к которому принадлежит «межселенка». Поэтому и все вопросы, которые могут возникнуть при использовании или регистрации земель решаются в администрациях муниципальных районов.

Проблемы межселенных территорий

Резюмируя, можно сказать, что наличие межселенных территорий для такой страны, как Россия, конечно, необходимо. Однако организация управления и развития этих площадей создаёт много проблем различной направленности и практика внедрения пока ещё не выработала никаких эффективных решений. В значительной части проблемы управления межселенными территориями связаны со слаборазвитой инфраструктурой на огромных, практически нежилых просторах страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *