Докажите что между городскими и сельскими поселениями нет четкой границы
Городское и сельское население. Особой характеристикой размещения населения по территории является его распределение между городом и селом.
Особой характеристикой размещения населения по территории является его распределение между городом и селом.
Издавна известныдве основные формы расселения населения:
— осёдлое расселение (городское и сельское);
Расселение населения – процесс размещения людей на территории, и возникновение и развитие в связи с этим сети поселений. Любое появившееся жилище человека может считаться поселением или населённым пунктом.
Сегодня многие демографы и географы считают, что развитие сетипоселений происходит по следующейсхеме: кочевое поселение – деревня – малый город – большой город – агломерат – мегаполис.
Агломерат – компактная пространственная группа поселений (главным образом городских), объединённых в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и другими связями.
Мегаполис (от греч. megas – большой и polis – город) – наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних агломератов.
Между городским и сельским расселением нет чётких границ. Между двумя «полюсами» расселения – крупным городом и чистым селом – всегда возникают промежуточные поселения. Чем ближе промежуточные поселения к городскому полюсу, тем выше степень их урбанизации, и наоборот.
Урбанизация (от лат. urbs – город) – процесс повышения роли города в развитии общества.
Роль урбанизации в социальном и экономическом развитии страны весьма заметная, т.к. при возрастании степени урбанизации происходят следующие изменения:
— уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций поселений;
— увеличивается плотность застройки, её этажность;
— возрастает число предприятий сферы услуг;
— расширяется рынок труда;
— повышается мобильность населения, а также в целом изменяется жизненный уклад людей.
Юридически городские поселения в РФ подразделяются на города и посёлки городского типа. Считается, что городом может быть населённый пункт с числом жителей (людностью) более 12 тыс. и занятостью населения в основном вне сельского хозяйства. При этом некоторые исторические города не соответствуют критерию людности, а сельские поселения нередко имеют более 12 тыс. жителей (например, кубанские станицы).
Основными показателями, отражающими распределение жителей между городом и селом, являются:
— численность городского и сельского населения;
— удельный вес городского и сельского населения;
— численность городских жителей, приходящихся на 1000 сельских.
Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав
Сам себе управа?
11 вопросов по реформе местного самоуправления
Сколько новых муниципальных образований появится в Московской области?
— В Московской области будет образовано 299 новых муниципальных образований — поселений. Создаются поселения в границах существующих районов с учетом мнения населения, выраженного представительными органами районов.
До этой реформы в области существовало 79 муниципальных образований, а теперь их стало 378. (В советские времена Подмосковье делилось на 37 районов.)
Что лучше: оказаться в составе городского или сельского поселения?
— Никакой принципиальной разницы между городским и сельским поселением не существует. Единственное различие заключается в составе населенных пунктов, которые войдут в поселение. В состав городского поселения могут входить сельские населенные пункты и один город или поселок городского типа, а в состав сельского поселения — только сельские населенные пункты.
В чем разница между городом и городским поселением?
— Это совершенно разные вещи. Город — это населенный пункт, территория которого ограничивается чертой поселения. В случае вхождения какого-либо населенного пункта в состав города он фактически перестает существовать и становится частью города.
В свою очередь, городское поселение — это муниципальное образование, в состав территории которого может входить несколько населенных пунктов с прилегающей территорией.
Как будет осуществляться взаимодействие между районами и поселениями?
— Органы местного самоуправления поселений самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции, и не подчиняются органам местного самоуправления района. В связи с этим муниципальный район не сможет устанавливать обязательных предписаний для поселений. Все их взаимоотношения будут строиться на основе двусторонних соглашений.
Ключевым моментом в этом вопросе является четкое разграничение круга вопросов, решаемых на уровне района и на уровне поселений. По замыслу федерального законодателя вопросы эти не должны пересекаться — на практике это труднореализуемо.
Кто кем будет командовать?
— Это касается компетенции муниципальных образований, в пределах которых местное самоуправление самостоятельно. Определенный контроль над местным самоуправлением область вправе осуществлять, но только в рамках, переданных муниципалитетом для осуществления отдельных государственных полномочий Московской области. Подобный принцип заложен и в основу взаимоотношений между районами и поселениями.
В связи с разграничением полномочий каждый вид муниципальных образований теперь имеет свой исчерпывающий перечень полномочий — район не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции поселений, если они не переданы ему поселением по соглашению.
Как разграничиваются полномочия?
— Во-первых, происходит разграничение полномочий между муниципальным районом и поселениями, из которых будет состоять район. К полномочиям поселений будут относиться в основном жилищно-коммунальные вопросы. К вопросам местного значения муниципального района будут отнесены те, которые касаются не отдельного поселения, а всех поселений в составе района.
“Наверх”, на уровень субъектов, уходят социальная защита, финансирование межрайонных и межгородских программ и проектов.
Вышестоящий орган власти не может, как раньше, командовать нижестоящим. Ответственность при новой схеме становится конкретной, поскольку каждое муниципальное образование получает свою долю бюджетных средств в зависимости от числа проживающих на территории жителей; за расходование этих средств избранный глава вместе с представительным органом несут ответственность перед избирателями. И потому, прежде чем эти деньги израсходовать, избранный глава и депутаты должны семь раз подумать, прежде чем принять решение, куда их потратить. Закон не исключает инициативу жителей, решивших, к примеру, в условиях недостатка выделенных средств скинуться на общее важное дело — ремонт дороги, колодца и т.п.
Что даст народу поселение?
— Как наиболее важные с точки зрения обеспечения нужд населения можно выделить вопросы организации газо-, водо-, энергоснабжения жителей городов и сел, содержание социального жилого фонда, регулирование застройки поселений, благоустройство, городские, сельские дороги и другие.
Кто за что отвечает?
— В соответствии с новым законом муниципальное образование должно быть целостным, а эта норма оказалась нарушенной в связи с образованием во второй половине прошлого века городов областного подчинения, а также расширением Москвы. Вторая сторона имеет чисто экономическую причину: каждый муниципалитет стремится взять себе бюджетонаполняющий объект и, наоборот, “забыть” тот, на который постоянно приходится тратить деньги. Хотя в Подмосковье нет залежей нефти и алмазов, но близость к столице, к магистральным дорогам является солидным аргументом в территориальном споре.
Когда заработает новая система местного самоуправления?
— Переходный период установлен до 1 января 2006 года. К осуществлению своих полномочий вновь сформированные органы местного самоуправления поселений приступят с 1 января 2006 года.
Дата выборов органов местного самоуправления поселений определена законом области на 4 сентября.
Чем органы местного самоуправления поселений будут заниматься до 1 января 2006 года?
— За 4 месяца поселения примут свой устав, другие муниципальные правовые акты, сформируют администрацию, оформят в собственность переданное им имущество, примут бюджеты поселений на 2006 год. В целом вся деятельность органов поселений до 1 января будет носить организационный характер, целью которого должна быть подготовка к началу осуществления своих полномочий в полном объеме.
Какие задачи у центра в проходящей реформе?
— Важнейшей задачей в период действия переходных положений является приведение федерального законодательства в соответствие с новым Законом о местном самоуправлении.
Большие надежды возлагаются на плодотворное взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Помимо реализации поставленных перед ними задач по приведению уставов и других нормативных актов органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законом, они также проявят заинтересованность и примут активное участие в организации и проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований и в решении ряда других немаловажных задач, стоящих перед Московской областью.
§ 6. Размещение населения. Города и сельские поселения
1. Проверим себя.
1. Как размещено население на Земле и какие факторы повлияли на это?
Население размещено на Земле крайне неравномерно. В мире существуют как густо-, так и слабозаселённые территории. Около 70 % населения размещается на 7 % от всей площади суши. На Земле исторически сформировалось пять районов с высокой концентрацией населения: Восточно-Азиатский (Китай, Республика Корея, Япония), Южно-Азиатский (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка), Юго-Восточноазиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия), Западно-Европейский (Бельгия, Великобритания, Германия, Нидерланды, север Франции) и Атлантический (северо-восток США, юго-восток Канады). В них сосредоточено около 90 % всего населения Земли.
Факторы: природный, исторический, социально-экономический.
2. Какой показатель характеризует степень заселённости территории?
3. В каких странах наблюдается самая высокая плотность населения?
Самая высокая плотность населения среди стран отмечается в Бахрейне (1964 чел./км2), Бангладеш (более 1101 чел./км2), Республике Корея (511 чел./км2).
4. Назовите наиболее распространённые типы поселений.
Наиболее распространённым типом поселения являются средние и крупные города.
5. Какой мировой процесс называют урбанизацией?
Урбанизация — процесс роста городского населения, увеличения количества городов и их укрупнения, повышения роли городов в развитии общества, распространения городского образа жизни на всю систему населённых мест.
2. От теории к практике.
К какому типу поселений относится ваш населённый пункт? Какова численность его населения?
Минск является многофункциональным городом-миллионером.
3. Обсудим.
В настоящее время наблюдается переход от урбанизации к субурбанизации — процессу роста и развития пригородной зоны крупных городов. Как вы думаете, в чём причины подобного явления?
Основные различия между городскими и сельскими поселениями
Типология муниципальных образований
Способы классификации муниципальных образований
По своим системным качествам муниципальные образования можно классифицировать по различным основаниям: численности населения, нормативно-правовому статусу, характеру застройки, степени урбанизации, выполняемым функциям и др.
По нормативно-правовому статусу, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, муниципальные образования подразделяются на поселения, муниципальные районы и городские округа. Характер застроенности территории лежит в основе разделения муниципальных образований на компактные и диффузные (рассредоточенные в пространстве), а степень урбанизации — на сельские и городские.
Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. Для сельских поселений более характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция. Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в таблице.
№ | Сельские поселения | Городские поселения |
Правовой статус сельского поселения | Правовой статус городского поселения или городского округа | |
Инженерная инфраструктура частично децентрализована и поддерживается самими жителями | Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами | |
Преобладание сельскохозяйственных видов занятости | Преобладание несельскохозяйственных видов занятости | |
Наличие личного подворья у жителей | Отсутствие личного подворья ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы | |
Характер застройки: преобладает низкоэтажная малоквартирная | Характер застройки: преобладает многоэтажная многоквартирная | |
Заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер и характеризуются низким уровнем транзакционных издержек | Заключаемые сделки осуществляются как правило между малознакомыми людьми и характеризуются высоким уровнем транзакционных издержек |
К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция — преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. По данным «Российской газеты» (11 июня 2003 года), за период между переписями населения 1989 и 2002 года таких поселений было около 300.
Предусматриваемая Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ возможность объединения в границах одного муниципального образования нескольких населенных пунктов позволяет говорить о сложном муниципальном образовании, тогда как закрепление соответствующего статуса за одним из населенных пунктов есть характерная черта его простой разновидности.
В работе А. Г. Воронина и др. выделяется 3 группы муниципальных образований:
1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). Для этой группы характерна полная завершенность производственного цикла на территории, складывающаяся на базе взаимосвязанной системы производства и жизнеобеспечения.
2. Территориально-поселенческие образования — представляют собой группу достаточно независимых друг от друга территорий, округов, связанных общностью хозяйственных интересов.
3. Территориально-муниципальные образования (хутора, поселки в условиях Крайнего Севера).
Можно выделить еще два основания классификации муниципальных образований; по выполняемым функциям и вытекающему из них преобладающему виду деятельности трудоспособного населения и по различиям природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность и структуру территорий. Так, одна группа муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультурной и исторической самобытности. Другая обособлена по национальному принципу, что способствует сегрегации на данной территории представителей определенной национальности или культуры.
Такое обособление позволяет жителям не только сохранять традиции и культуру, но и эффективнее защищать свои экономические и социальные интересы. Особенностями отдельных муниципальных образований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных месторождений полезных ископаемых и т. п. Не меньшее значение имеет возраст поселения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различны соотношения между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.
Каждое из выделенных выше оснований деления является самостоятельным системообразующим признаком, вокруг которого концентрируются различные аспекты жизнедеятельности муниципального образования. Такой признак определяет вектор целеполагания субъекта муниципальной политики, особенности поведения, а также характер взаимодействия с внешней средой.
Возникновение и развитие городов
Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. По данным переписи 2002 года («Российская газета», 31 марта 2004 года), в России было 1098 городов и 1842 поселка городского типа, всего 2940 городских населенных пунктов (табл. 2.2.1). В ходе реформы местного самоуправления статус городского округа получили 532 города (менее половины их общего количества, см. приложение 2) и статус городского поселения — 2057 городов и поселков. Остальные поселки (в основном пригородные) входят в состав городских округов.
Понятие межселенной территории в муниципальном районе России
В результате муниципальной реформы в начале нулевых, в России значительно поменялась структура и принципы организации самоуправления в Российской Федерации, появилось понятие межселенной территории.
В данной статье попробуем разобраться в понятии «межселенная территория», в каких случаях она возникает, причины её возникновения, каковы условия её существования. Каковы законодательные акты и нормы применимые к этим регионам. Попробуем разобраться с их проблемами, которые возникли в результате муниципальной реформы и способами их решений.
Определение межселенной территории
Законы обычно определяют термины и понятия чётко и лаконично, но человеку несведущему сразу достаточно сложно разобраться о чём идёт речь, да и возникает много дополнительных вопросов, ответы на которые в самом определении никак не отражаются. Попробуем объяснить на пальцах, что подразумевается под понятием межселенная территория.
Итак, в результате муниципальной реформы, территория Российской Федерации поделена на субъекты, к ним относятся: области, края, республики, автономные округа и т. д. Они, в свою очередь, делятся на муниципальные образования, где уже и возможно местное самоуправление. Согласно законам самоуправление в Российской федерации возможно только в муниципальных образованиях. Муниципальные образования, согласно трактовке закона, бывают пяти видов:
В нашем случае нас интересует муниципальный район — это совокупность нескольких сельских и городских поселений, а также межселенных территорий. То есть, говоря простым языком, межселенная территория — это площади между сельскими и городскими поселениями в составе одного муниципального района. В большинстве случаев они служат плацдармами для развития городов и поселений, реализации различных инфраструктурных проектов или площадями, используемыми Министерством Обороны РФ.
Где может возникнуть межселенная территория
Признаки возникновения межселенных территорий заложены в законе об организации местного самоуправления. Такой статус земля может получить только в субъектах с низкой плотностью населения, ниже более чем в 3 раза среднего по России. По состоянию на 2018 год средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,57 чел/км кв..
Однако такие муниципальные районы не выбираются простым вычислением, по данным, найденным в интернете или даже в официальных источниках. Список муниципальных районов, которые являются областями с низкой плотностью населения, утверждается решением правительства РФ. Изменение или исправления в этот документ могут вноситься не чаще чем раз в 5 лет, по просьбе субъектов Российской Федерации и других органов местного самоуправления. А также может возникнуть на площадях упраздняемых населённых пунктов в результате отсутствия населения в этих районах или в результате масштабных инфраструктурных проектов.
Организация местного самоуправления на межселенных территориях
Организация местного самоуправления на таких просторах нерациональна и порой просто невозможна. Поэтому все решения по эксплуатации, содержанию инфраструктуры и прочих вопросов местного самоуправления решаются в администрации муниципального района в который входит межселенная территория. Бюджет расходная и доходная часть определяются в муниципальном районе, к которому принадлежит «межселенка». Поэтому и все вопросы, которые могут возникнуть при использовании или регистрации земель решаются в администрациях муниципальных районов.
Проблемы межселенных территорий
Резюмируя, можно сказать, что наличие межселенных территорий для такой страны, как Россия, конечно, необходимо. Однако организация управления и развития этих площадей создаёт много проблем различной направленности и практика внедрения пока ещё не выработала никаких эффективных решений. В значительной части проблемы управления межселенными территориями связаны со слаборазвитой инфраструктурой на огромных, практически нежилых просторах страны.