Докажите что общество это система по обществознанию 7 класс
Общество в широком и узком смыслах
Что такое общество?
В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.
Общество в узком смысле слова
Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение
Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе
Этап исторического развития человечества
Спортивное, поэтическое общество и т. д.
Российское, испанское, чилийское общество и т. д.
Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д.
Признаки и функции общества
Давайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть:
целостно — все элементы в нем едины;
социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;
стабильно — его состояние устойчиво;
автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;
способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.
Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:
Люди производят материальные блага и услуги
Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок
Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род
Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение
Продукты труда люди распределяют между собой
Какими бывают общества?
Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.
По управлению и социальному расслоению
По уровню общего развития
По уровню технологического развития
Дописьменные и письменные
Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои)
Закрытые и открытые
Развитые, развивающееся, отсталые
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.
Проверь себя
Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.
Задание 1
Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?
Задание 2
Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.
Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги.
Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.
По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.
Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.
По одному из определений общество — это этап развития человечества.
У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.
Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.
Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.
В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.
Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.
Задание 3
Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.
Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на ЕГЭ и ОГЭ есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания ОГЭ и ЕГЭ.
Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества
Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества»
Понятие термина «общество» многозначно. Мы с вами можем говорить о том, что общество – это группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью происхождения или социальным статусом. Например, можем с вами говорит об обществе книголюбов, филателистов или нумизматов, ну а в художественной литературе мы можем встретить с вами упоминания об аристократическом, дворянском или «высшем» обществе.
Общество – это и население какой-либо страны. Например, российское общество.
Когда на уроках истории вы говорили о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом обществе, то под термином «общество» вы понимали исторический этап развития человечества в целом или его части.
Также мы можем говорить об обществе как обо всех людях, которые живут на планете Земля, то есть общество – это человечество в целом.
А теперь давайте обратим внимание на то, что присутствует в каждом из этих определений. Объединяет их то, что общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями и взаимодействующих друг с другом.
В широком смысле слова общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.
Обратите внимание на то, что общество нельзя назвать частью природы. Природа – это то, что существует независимо от человека. Природа и общество – это части материального мира. Они связаны друг с другом, но они не совпадают, одно не является частью другого.
Например, человек, как биосоциальное существо, является и частью природы, и частью общества.
Общество – это система. Под этим термином принято понимать совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое. Любая система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё элементов по отдельности.
Например, такой системой является организм человека.
Это сложная система, которая состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы… Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы. Согласитесь, что жизнедеятельность человека не определяется работой только мозга или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.
Что же характерно для общества как системы? Давайте попробуем выделить основные признаки.
Общество – это динамическая система. Согласитесь, что общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается. Развитие может быть прогрессивно и регрессивно, эволюционно и революционно.
Общество – это нелинейная система. Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени.
Например, рыночные законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.
Если говорить о несинхронизации по времени, то это очень хорошо видно на примере гендерных изменений в обществе. Согласитесь, что занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.
Общество – это открытая система. Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.
Общество – это достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше. Кроме этого, общество может саморегулироваться и воспроизводить себя.
А какие элементы включает в себя общество как система?
· общественные (социальные) отношения,
· социальные нормы и ценности.
Давайте познакомимся с этими элементами более подробно.
Индивиды. В социологии индивид – это единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус – это положение, которое он занимает в обществе. Каждый индивид выполняет определённые социальные роли (общественные функции).
Социальные общности могут быть профессиональными, этническими, демографическими, религиозными и другими, то есть социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи, взаимодействия людей.
Разновидностью социальных общностей являются социальные организации – это объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.
Например, есть социальная общность молодёжи России, но согласитесь, что у всех молодых людей России вряд ли есть одинаковые цели, а вот если мы возьмём любую молодёжную общественную организацию, то увидим, что, как правило, её участниками становятся молодые люди, которые объединены общей целью.
Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер. В них есть официальные лидеры, устав, программа действий и так далее. Примерами социальной организации могут быть школа, фирма, политическая партия и так далее.
Общественные (социальные) отношения – это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии.
Социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию.
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.
Чаще всего общество рассматривается как совокупность четырёх областей или сфер общественной жизни (подсистем общества).
Термины «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Давайте поговорим о них более подробно.
Экономическая сфера. Связана с удовлетворением материальных потребностей людей.
Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Производя различные материальные блага, используют различные орудия и предметы труда, от самых простых до сложных механизмов, автоматизированных систем, роботов и так далее. Привлекают финансовые ресурсы или для того, чтобы организовать производство материальных благ, или для приобретения уже готовых. Также в рамках этой сферы индивиды вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.
Социальная сфера. Включает в себя отношения между различными общностями людей.
У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти порядки.
Политико-правовая сфера. Охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти.
Эта сфера удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности: деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом; политические интересы и политические организации; способы участия граждан в политической жизни.
Духовная сфера. К ней относят представления людей об окружающем мире: обычаи, традиции, верования, философские воззрения, художественные предпочтения.
Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.
Например, в случае автоматизации производства структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. То есть экономическая сфера воздействовала на социальную. Но это произошло не само по себе, к автоматизации производства привели определённые научные открытия и новые технологии, которые являются достижениями духовной сферы.
Вполне вероятно, что государство для разрешения социальных проблем должно будет предпринять какие-то меры. Тут социальная сфера влияет на политико-правовую. Причём речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования, ведь человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны. То есть тут мы видим уже влияние политико-правовой сферы и на экономическую, духовную и социальную. Эту цепочку можно продолжать до бесконечности, находя всё новые и новые точки влияния и соприкосновения. Можете попробовать заняться этим на досуге.
Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную сферу общественной жизни, обычно называют социальным институтом – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые функции в обществе. Совокупность норм и механизмов, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.
Социальные институты можно разграничить по сферам общественной жизни:
Экономические: институты собственности, производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа, заработная плата, менеджмент, маркетинг и другое.
Политические: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм и другое.
Социальные: институты стратификации (классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства (семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.
Духовные: образование, наука, искусство, музеи, библиотеки, церковь.
Приведённые примеры далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Также нужно иметь в виду, что внутри крупных социальных институтов могут существовать более мелкие. Например, характеризуя институт суда, можно особо выделить институты судейства, прокурорства и адвокатства. Или, если мы говорим об институте церкви, то отдельно институты священства или монашества, или, например, институт исповеди, если речь идёт о христианстве.
Элементами социального института являются:
· Основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен.
· Группы и организации. Для удовлетворения потребности общества должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами.
· Ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений.
· Социальные роли, которые выполняют их участники.
· Нормы, которые регулируют их поведение.
Для чего же нужны социальные институты? Прежде всего они призваны выполнять целый ряд важных для общества функций:
· Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
· Интегративная функция. Включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
· Транслирующая функция (социализация). В рамках этой функции происходит передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил, норм поведения.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое общество?
2. Какие элементы включает в себя общество как система?
3. Охарактеризуйте сферы общественной жизни (подсистемы общества).
4. Что такое социальный институт?
5. Почему общество можно охарактеризовать как сложную динамическую систему?
Урок обществознания в 7 кл. Как устроено общество.
Выбранный для просмотра документ Урок № 2. Как устроено общество.docx
«КАК УСТРОЕНО ОБЩЕСТВО»
Определить сущность понятия «общество; дать учащимся представление о структуре общества, его функциях и этапах развития.
Предметные : выявлять существенные признаки общества; определять сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Метапредметные: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; выбирать критерии для сравнения объектов; устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование у учащихся в заинтересованности развития различных сторон жизни общества.
Проверка домашнего задания: 1 ряд – презентация «Как создаются законы?»; 2 ряд – презентация «Что такое анархия?»; 3 ряд – презентация – «Кто следит за исполнением законов в государстве».
Мы с вами часто слышим и говорим слово «общество». При этом употребляем это слово в разных значениях. Например, спортивное общество «Динамо», средневековое общество, российское общество, современное общество. Во всех этих примерах общество употребляется как объединения людей. В социологии выделяют понятие общества в широком и узком смысле. В широком смысле: о бщество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В более узком смысле общество употребляется как:
Этап исторического развития человечества (древнеегипетское общество; рабовладельческое общество);
Государство – отдельный социальный организм (английское общество, российское общество, китайское общество);
Объединение людей по интересам и целям (общество охраны природы, спортивное общество);
Группа людей, объединенных происхождением, положением, ценностями (крестьянское общество, высшее общество).
Обществом называют также все человечество в целом.
Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья).
Социологи выделяют следующие признаки общества :
Общество обладает системой управления.
Общество имеет систему ценностей, норм поведения и законов.
Производство материальных благ и услуг.
Распределение продуктов деятельности.
Регламентация и управление деятельностью.
Историческая передача культуры и духовных ценностей.
Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Сфера жизни общества — это определенная по какому-то признаку область, где проявляется все многообразие деятельности людей и отношений между ними.
Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. Связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга; включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования.
Политическая сфера жизни общества включает в себя политику, государство, право, связь между ними, отношения людей по поводу власти. Включает в себя государственные, общественные и Правовые институты регулирования общества, управления им.
Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания.
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Для первой ступени — аграрное общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремесла, торговля, деньги, письменность. Но семья остается основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях. В этом обществе появляется эксплуатация человека человеком.
На следующей ступени — индустриальное общество — происходят значительные перемены. Здесь определяющую роль играет промышленность. Это общества формируются в 18 веке. Для него характерны разделение труда, возрастающие объемы производственной продукции, потребления знаний. Сокращается доля населения, занятая в сельском хозяйстве, растет городское население. Современная Россия — это тоже индустриальное общество.
Наиболее развитые страны мира (США, Япония) переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное общество . Такое общество в отличие от индустриального не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на объемы, а на качество продукции, на потребителя. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии.
Домашнее задание: § 1 (пересказ, составить план письменно в тетради).