Докажите что он другой человек нежели чартков
Урок литературы в 9-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет» (программа по ред. А.Г. Кутузова). «Проблема ответственности человека за свою судьбу»
Разделы: Литература
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».
Н. В. Гоголь. Портрет
Ход урока
Оглашение темы. Выявление читательских впечатлений учеников. Примерные вопросы:
— Понравилось ли вам произведение?
— Что необычного в сюжете по сравнению с повестью «Ночь перед Рождеством?»
— Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?
2. Проблемное изложение учителя о жанре повести и «петербургских повестях» как важном этапе творческой биографии Гоголя. (Если в классе есть ученик, занимающийся индивидуальным исследованием по данной теме, рассказ можно доверить ему как опережающее задание).
Рассказ ученика, получившего опережающее задание, о «петербургских повестях».
— Третий гоголевский цикл повестей складывается постепенно. Его название не принадлежит писателю, но давняя традиция скрепила им цикл из пяти повестей.
В 1833-1834 годах написаны «Невский проспект», первая редакция «Портрета» и «Записки сумасшедшего». В 1835 все они опубликованы в сборнике «Арабески». В 1836 году в пушкинском «Современнике» печатается «Нос». В 1842 году вышли в свет переработанный «Портрет» и «Шинель».
— Опираясь на содержание повести «Портрет», предположите, что дало название третьему циклу повестей Гоголя (- Петербург как место действия произведений.). Вот мы и приблизились к теме, где так неповторимо сочетаются традиция и новаторство, к теме Петербурга.
Опрос учащегося, занимающегося индивидуальным исследованием «Тема Петербурга в русской литературе 19 века».
Петербург поразил Гоголя глубокими общественными противоречиями и трагическими социальными контрастами. Здесь человеческие отношения искажены. Всё показное, фальшивое, гибнут талант и вдохновение. Все эти впечатления легли в основу «Петербургских повестей».
— Как вы определили тематику «Портрета»?
(В ходе обсуждения обозначаются темы Петербурга, волшебной силы искусства, ответственности человека за свою судьбу, губительной власти денег).
4. Оглашение темы урока.
— Одна из них и будет сегодня в центре нашего внимания. Запишите её «Проблема ответственности человека за свою судьбу».
5. Работа с суждениями литературоведов.
6. Анализ названия и эпиграфа произведения.
— Объясните смысл заглавия повести (- Это и фантастический портрет, играющий судьбоносную роль в жизни героев, и творения художников, изображенных писателем, и, наконец, портреты самих живописцев).
— Прочтите эпиграф к уроку. Кому из героев принадлежат эти слова (- Это суждение отца рассказчика, автора портрета ростовщика.)?
— Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его (- Художник более, чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.).
— Прочтите авторскую характеристику Б. Можно ли его назвать человеком, осознающим ответственность за свою судьбу (- «Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой-то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений, в наряде его не было никаких претензий на моду: всё показывало в нём артиста», Видно, что герой осознаёт ответственность за свою судьбу, не случайно он был «так возвышенно подвинут». Ответственностью перед отцом и людьми объясняются его пятнадцатилетние поиски портрета.)?
— Из текста видно, что в начале творческого пути и Чартков привлекает лучшими человеческими стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь? Здесь нам явственно представляется мотив искушения, соблазна. Чем в повести испытывается на прочность характер и на жизнестойкость талант Чарткова (В ходе «мозгового штурма», приводя цитаты из художественного текста, ученики называют деньги, славу, свет, зависть)?
— Вам предлагается разбиться на три группы и проверить, какую роль в судьбах героев сыграли эти соблазны. Справиться с задачей помогут система вопросов и текст повести.
7. Групповая работа.
Портрет, гоголь (кратко )
1. прочтите портретное описание отца рассказчика. докажите, что он другой человек, нежели чартков. (образ жизни, ценности, отношение к искусству)
2. кто такой ростовщик? как относятся к нему в коломне? какую роль он сыграл в жизни других людей
3. назовите, используя художественный текст, причину, пробудившую художника написать портрет ростовщика.
4. как и почему герой оценивает свой проигрыш в конкурсе?
5. посещали ли этого художника искушения? обозначьте их.
6. почему герой хотел сжечь своё творение?
7. объясните причины его пострижения в монахи
8. что отцу б. создать сильное произведение искусства?
9. какой вывод из нравственных наставлений отца сыну об ответственности человека за свою судьбу может сделать читатель?
в последнюю ночь перед рождеством ведьма солоха по древнему обычаю начинает творить колядку. но тут появляется ее приятель – черт. он страшно зол на ее сына вакулу за то, что тот «намедни на смех намалевал в притворе, будто черта поленьями и прутьями гоняют». решив насолить ему, черт подговаривает солоху украсть месяц и поднять метель. тогда настанет темень, чуб останется на печке дома, и вакула не сможет навестить его дочку, красавицу оксану. солоха согласна. чуб ей милее всех диканьских казаков: он вдов, богат, и она не прочь прибрать его добро к своим рукам. черт с солохой поднимают метель и крадут месяц. из шинка шинкарка выталкивает взашей подгулявшего панаса, и тот решает продолжить рождественскую ночь у чуба. но чуб и сам выходит из хаты и зовет панаса с собой на кутью к дьяку. там будет славная варенуха на шафране. метель становится сильнее, и панас с чубом сбиваются с дороги.
оксана любуется собой перед зеркалом. незаметно вошедший вакула восхищен ее красотой. но не так-то просто завладеть ее сердцем. она дразнит вакулу, будто ей с ним скучно, и ждет подруг, чтобы поколядовать, ведь будут парубки – «порасскажут славные сказки». а вот и они! одна из ее подруг, одарка, – в новых черевичках. оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. в ответ на готовность вакулы достать ей любые черевички, какие только она захочет, оксана при всех дает слово: «коль мне достанет он черевички, что носит сама матушка-царица – тогда выйду замуж за него! »
замерзнув на холоде, солоха с чертом согреваются в хате, поют и пляшут. неожиданно раздается громкий стук в дверь. солоха едва успевает спрятать черта в мешок, как входит голова. он был зван на кутью к дьяку, но, увидев свет в хате солохи, решил скоротать вечер с ней. только он выпивает чарку горилки – опять стук. солоха прячет голову, засунув его в другой мешок, и впускает дьяка. не дождавшись убоявшихся метели гостей, дьяк почел за счастье повидать солоху. но и его ухаживания прерывает громкий стук. это чуб. наскоро спрятав дьяка в последний мешок, солоха ласково встречает желанного гостя. однако неожиданно возвращается домой вакула.
не на шутку перепуганная солоха прячет чуба в тот же мешок, где уже сидит дьяк. вакула хочет вынести мешки из хаты, ведь «завтра праздник». кузнец взваливает мешки на спину и направляется к кузнице.
воздушное пространство. играет на скрипке рождественская ночь. летают в небе планеты. колдуны, ведуны и ведьмы киевские собираются на шабаш. среди нечисти – пацюк и солоха. они творят бесовскую колядку. увидев вакулу с чертом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест.
звучат фанфары, бегают, суетятся парубки и дивчины, ведь сейчас надо будет представлять
петербург и саму царицу. стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами. появляется и царица. вакула падает ей в ноги: «если б жинке моей довелось черевики такие надеть! » царице нравится простодушная речь кузнеца. она дарит ему свои самые лучшие черевички! рождественская ночь подходит к концу.
Чартков – портрет в повести “Портрет”, описание художника
Образ Чарткова в произведении Гоголя типичен, он являет собой талант, данный Богом и простые человеческие пороки. Повесть – это история о пути, пройдённом художником, о его мечтах, борьбе и духовном падении. В статье представлен детальный портрет Чарткова в повести “Портрет” Н. В. Гоголя. Это гениальное произведение, проникнутое феноменальной гоголевской мистикой, считается одним из самых загадочных детищ автора.
Образ художника Чарткова в повести Гоголя “Портрет”
Молодой начинающий художник видит смысл жизни в творчестве, он мечтает о возможности жить своим ремеслом, его не пугает бедность и голод. Предназначение – вот то, что движет молодым мастером. Герой мечтателен, добр, и амбициозен, но ему не хватает средств на достойное существование, на краски и холсты.
Творческий путь художника, казалось бы, сулил славу и признания, будь у него самое необходимое для работы и жизни. Судьба преподносит Чарткову сюрприз: на последние деньги он покупает картину, которая мистическим образом делает его богатым.
Гибель таланта
Однако богатство с первых дней кружит голову молодому человеку, он забывает о своей мечте, теряет себя в буднях, светской жизни, платных работах на заказ. Сытая, довольная жизнь приносит пресыщение и леность. Чартков перестаёт чувствовать себя художником, он становится исполнителем, его талант гибнет из-за невозможности развиваться, из-за погони за престижем, деньгами, модой.
Автор заостряет внимание на том, что погоня за мнимыми ценностями сулит потерю индивидуальности, духовную нищету. Молодой художник опомнился только в зрелые годы, увидев картину, которая заставила его заплакать. Он вспомнил себя, свои надежды и мечты, свои несбывшиеся планы. Чартков осознал, что дар потерян окончательно: руки привыкли к однообразным штрихам, он не способен на создание чего-то стоящего.
Смысл образа главного героя
Чартков не только гений, потерявший свой талант. Этот образ двойственен: в начале произведения молодой художник вызывает искреннее сочувствие, ему не хватает средств, чтобы творить, развиваться, реализовать себя, как художника. В конце произведения мы видим совершенно другого художника: он потерял свой дар из-за алчности, стремления к славе. Герой презирает себя за то, что стал далёк от истинного искусства, завидует тем, кто смог правильно распорядиться своим талантом: истребляет картины известных мастеров, покупая их за бешеные деньги.
Очень динамично показан в произведении тот период, когда Чартков впервые встретился с большими деньгами: он покупает ненужные вещи, завивает локоны, ведёт себя развязано и помпезно. Ещё вчера бедный и голодный художник, стал высокомерным и тщеславным обывателем. Он утратил божью искру настолько быстро, будто бы никогда и не имел её.
А ведь именно его выделял преподаватель среди своих учеников, в нём видел непревзойдённый талант, возлагал надежды на его будущее.
В статье содержится подробное описание образа главного героя повести Н. В. Гоголя “Портрет” – художника Чарткова.
Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.
Общие сведения.
Повесть «Портрет» написана в 1833-1834 гг. Она вошла в цикл «Петербургские повести». Напечатана повесть впервые в 1835 году в сборнике «Арабески».
Краткое содержание. Цитаты. |
Часть 1.Картинная лавочка на Щукином дворе. Здесь много самых различных картин: пейзажи, портреты, на которых изображены мало похожие на людей персонажи. Зрителей тоже много, в основном – простой народ. Рассматривают картины и с восторгом, и со смехом, а кто-то просто пришёл сюда от нечего делать, посмотреть на народ. Около лавки остановился художник Чартков. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.» Сначала он смеялся над этими уродливыми картинами, а потом просто недоумевал: народу простому они были понятны и доступны, но кто покупал их, «… где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?» Авторов этих картинок он считал тупоумными, бездарными, которые «самоуправно» встали в ряды искусства, хотя им «место было среди низких ремёсел». Хозяин лавки стал предлагать Чарткову картины, тому неудобно было отказать, и он решил поискать что-нибудь. Вдруг он увидел портрет. Хотя краски уже потускнели, но была видна рука мастера, он увидел «следы работы высокого художника». «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…». Чартков купил портрет, отдав за него последние деньги, подумав : «Зачем я его купил? на что он мне?» Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице». Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.» В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград». Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько». Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства». « Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество». Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант. Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович». «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью». Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству. Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!» Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант. Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер. |