Докажите что педагогика это наука и искусство

« Педагогика – это наука или искусство?»

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусство

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж

Составитель: Ушакова А.В.

« Педагогика – это наука или искусство?»

Студентам задается вопрос: куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам? Студенты пытаются обосновать свою точку зрения.

«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство». (А.Г.Ободовский).

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».

Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.

Педагогика как наука имеет ряд признаков:

— педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

— педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

— педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Мне очень понравились слова замечательного педагога С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».

Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

Источник

Глава 2 Педагогика: наука или искусство?

Как известно, педагогика изучает особый вид деятельности – передачу новым поколениям ранее накопленного социального опыта. Для такой передачи необходимо, с одной стороны, знание того, что и как нужно передать, а с другой – умение передать.

Одним из тех, кто признал и постоянно подчёркивал мнение, что педагогика – это не наука, но искусство, которое требует всего человека со всеми его способностями, был К. Д. Ушинский. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчёркивает: «… Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности[2]. И далее: Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»[3].

В дальнейшем теоретики по-разному отвечали на вопрос: «Педагогика – это наука или искусство?». Особенно оживлённая полемика по данному вопросу разгорелась во второй половине ХХ в., когда миллионы учителей стали решать проблемы воспитания и обучения, всё больше опираясь не на творческие полёты фантазии, а на научные разработки и рационально обоснованные технологии. В результате педагогика получила статус: наука и искусство. Среди педагогов возникла дискуссия о соотношении науки и искусства в педагогике.

Однако в ходе этой дискуссии и более основательно в процессе последующей научной и практической работы было доказано, что педагогика, используя достижения и знания из различных областей науки, имеет свою собственную теорию, свои специфические знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, которые никакие другие науки, кроме педагогической, познавать не могут. «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика», – утверждал русский философ и психолог П. П. Блонский.

В настоящее время уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Однако изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная (даже очень широкая) наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой педагогических наук.

Ядром педагогической науки является теория воспитания и обучения. Однако теория не способна дать однозначный ответ на возникающие в процессе воспитания и обучения сложнейшие вопросы, требующие незамедлительного решения.

Теория способна указать на основные закономерности и принципы воспитания и обучения, но на этом останавливается помощь теории, т. к. она не в состоянии ни дать формулы для решения конкретных задач воспитания и обучения, ни указать тот узкий путь, по которому следует идти педагогу в его практической деятельности. Указав педагогу всё множество понятий и их соотношения, теория вновь его покидает, и когда надо действовать, она предоставляет ему самому решать, как следует поступать в том или ином конкретном случае в соответствии с имеющимися в его распоряжении средствами и с прирождённым ему педагогическим мастерством.

В связи с этим возникает вопрос о соотношении педагогической науки и педагогического мастерства. Попытки делить педагогику на теоретическую и практическую восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, – писал русский философ И. И. Лапшин, – педагогика – наука теоретическая, так как её средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том, что касается целей, педагогика есть наука практическая»[4].

Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня вопрос о соотношении педагогической науки и практики. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, это всего лишь абстрактные истины. Наполнить их живым смыслом способен только думающий педагог. «Педагогическая теория – абстракция. Её практическое применение – всегда высокое искусство», – указывал российский педагог И. П. Подласый.

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: педагогика – это наука и искусство. Как наука, она требует познания и применения на практике законов передачи накопленного социального опыта от старшего поколения к младшему, как искусство – мастерства этой передачи.

Педагогика изучает объективные законы развития и поведения человека в обществе и даёт рекомендации по применению этих законов в различных условиях и деятельности человека.

Объектом педагогики является образование, как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения, образования.

В состав общепринятого перечня научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время входят следующие.

? Общая педагогика, включающая общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведение. Изучает наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций.

? Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

? Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

? Педагогика школы. Представляет собой науку о развитии, формировании личности детей и подростков школьного возраста.

? Педагогика профессионально-технического образования. Представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

? Педагогика среднего специального образования. Разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

? Педагогика высшей школы. Представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания.

? Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, их переориентацию на новые средства производства, повышение квалификации, переучивание на новые профессии.

? Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

? Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

? Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования людей пенсионного возраста.

? Исправительно-трудовая педагогика. Содержит теоретическое обоснование и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления.

? Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий.

? Специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

? Лечебная педагогика. Представляет собой отрасль науки, предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

? История педагогики. Изучает закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

Вновь складываются такие виды педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются: педагогика детского движения, православная педагогика, этнопедагогика (народная педагогика) и др.

Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой – указывает, как нужно обучать и воспитывать.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описательную, объяснительную и предсказательную.

Педагогика тесно связана с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и т. д. Так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории, помогают определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Идеи психологии широко используются при изучении закономерностей различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, физики, математики, химии, биологии и других учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Эссе «Педагогика — это наука или искусство»

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусство Яна Мельничук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство»

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»

Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже ни кто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. [1] Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук. Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в.существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.

Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».

Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности. Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

Что же такое наука? Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.

И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Я считаю, что эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. [3]

Список используемой литературы:

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусствоКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусствоКонсультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусствоПроект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусствоКонсультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусствоМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть фото Докажите что педагогика это наука и искусство. Смотреть картинку Докажите что педагогика это наука и искусство. Картинка про Докажите что педагогика это наука и искусство. Фото Докажите что педагогика это наука и искусствоКонсультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Источник

Реферат: Педагогика: наука и искусство

Педагогика: наука и искусство

1. Педагогика как наука. 4

2. Педагогика как искусство. 9

Список литературы.. 14

Введение

Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука и что она изучает?

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

1. Педагогика как наука

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества [4, c. 6].

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека [5, c.9].

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания [10, c.23]. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др [6, c.14].

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем [4, c.21].

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970) [ 10, c. 34].

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

2. Педагогика как искусство

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:

— умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

— умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;

— умение организовывать жизнь детей;

умение требовать и доверять;

— умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

— умение играть с детьми;

— умение оценивать ситуацию с различных сторон;

— умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

— умение в случайном факте увидеть существенное;

— умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

— умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].

заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:

Заключение

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Педагогика: наука и искусство
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат Добавлен 12:50:33 08 мая 2009 Похожие работы
Просмотров: 4036 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать