Докажите что перемены делали жизнь в городах более комфортной история 7 класс
Докажите что перемены делали жизнь в городах более комфортной история 7 класс
Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. 2016
Вспомните: Какие повинности нес средневековый крестьянин в пользу сеньора?
Ответ: За пользование землей крестьяне несли повинности в пользу сеньора:
А) барщина – работа на господском поле.
Б) Оброк – обязанность крестьянина регулярно платить сеньору деньгами или продуктами.
Были и другие повинности, например ремонт дорог и мостов.
Вопрос: Из кого состояло городское общество?
Ответ: В городах жили самые разные люди. Например, купцы (среди которых были и относительно бедные, и богатые, включая владельцев кораблей), на купеческих кораблях служили матросы. Также здесь жили ремесленники, причём на каждого мастера приходилось несколько подмастерьев и учеников. Богатые люди владели в городах домами и участками земли. Бедняки, многие из которых только пришли в город из деревни, часто нанимались слугами или даже подёнщиками. К бюргерам можно отнести богатейших горожан (патрициат) – купцов, ремесленников-мастеров, владельцев земельных участков и домов. Нередко члены патрициата покупали себе дворянские звания, или наоборот были благородными, которые поселились в городах.
Вопрос: Почему в Европе возникли два сельскохозяйственных региона? Чем они различались?
Ответ: Сельская Европа раскололась на западную и восточную. На Западе преобладало мелкое крестьянское хозяйство, крестьянин был лично свободным, а сеньор предпочитал получать повинности в денежной форме. На Востоке все было иначе.
Вопрос: Каковы основные последствия аграрной революции?
Вопрос: Докажите, что жизнь в городах стала более комфортной.
Ответ: В городе появляются первые наемные экипажи. Власти решительно борются с грязью. На домах появляются таблички с названием улиц и номером дома. Открываются многочисленные кофейни, встречи назначают в клубах и пабах. Мебель становится неразборной. На смену анфиладам приходят коридоры и отдельные комнаты.
Докажите что перемены делали жизнь в городах более комфортной история 7 класс
Изучение истории носит больше субъективный характер, но это не означает, что ГДЗ по истории 7 класс Ведюшкин будет для школьников лишним. Многие ребята хорошо осваивают теорию, но не запоминают многочисленные даты, что так необходимо для будущих проверок и тестирований. Также вызывают определенные затруднения и письменные работы, а ведь именно они показывают насколько хорошо ученики запомнили тот или иной раздел. Поэтому необходимо внимательно слушать учителя на уроке, конспектировать все тезисы, ведь их может просто не оказаться в учебнике, тщательно исследовать каждый параграф.
Только полноценная и тщательная работа с учебным материалом, позволит хорошо усвоить информацию и свободно пользоваться ей впоследствии. Но это вовсе не означает, что из решебника нужно бездумно списывать, ведь по сути это будет обычной халтурой, которая не принесет хороших результатов. Учитывая, что не за горами выпускные экзамены, стоит более детально отнестись к изучению предмета.
Характеристика онлайн-помощника по истории 7 класс Ведюшкина
В сборнике представлены упражнения по 28 параграфам, а также итоговые задания по всем пяти главам. К тому же ученикам предлагаются ответы к контрольной проверке по всему текущему курсу. Используя номера для проверки д/з, можно:
Решебник может принести много пользы, но для этого нужно относиться к предоставленной информации соответственно. Списывать или нет — этот выбор остается за каждым ребенком, однако не стоит забывать о последствиях.
История может быть увлекательной, но для этого нужно понимать взаимосвязь между событиями и их итоги. Школьники же по большей части просто прочитывают материал, не особо вдумываясь в его смысл. Не удивительно, что у них возникают многочисленные трудности. При желании их можно легко избежать и восполнить любые пробелы в познаниях, но для этого нужно работать, а не лениться.
Решебник по истории 7 класс Ведюшкина станет прекрасным подспорьем для учащихся. Это пособие поможет разобраться не только в хитросплетениях школьной программы, но и в непростых заданиях, которые предлагают выполнить авторы учебника.
7 класс история тема сельский и городской мир докажите, что жизнь в городах стала более комфортной?
7 класс история тема сельский и городской мир докажите, что жизнь в городах стала более комфортной.
Большие деньги и высокий уровень жизни привлекают многих людей, чтобы испытать удачу в городах.
— появления развлекательных заведений и мест для встреч.
— наличие комфортных и красивых (эстетический момент) мест жительства.
История древнего мира И?
История древнего мира И.
АГодер учебник Какой город и почему стал главой в Древнем Двуречье?
Помогите?
Богатый город, разрушенный греками около 1.
200 года до нашей эры.
Напишите его название.
Это история древнего мира 5 класс.
Тема древняя Греция.
Какие объединения городских жителей вы знаете?
Какие объединения городских жителей вы знаете?
История Древнего Мира 5 класс?
История Древнего Мира 5 класс.
Сочинение по истории мира на тему «городская жизнь в средние века»?
Сочинение по истории мира на тему «городская жизнь в средние века».
Стала ли жизнь комфортнее в новое время?
Стала ли жизнь комфортнее в новое время.
Доклад на тему сельский и городской мир?
Доклад на тему сельский и городской мир.
Кроссворд по теме история древнего мира?
Кроссворд по теме история древнего мира.
Я думаю демократия. После победы.
Московская рать составляла основу войска в МГ.
России вошли Саксония, Дания, Пруссия и все та же Польша. Вроде так.
День Казанской иконы Божией матери. Вроде бы.
Кочевники жили кочевым образом жизни (все время передвигались), а славяны жили оседлым образом жизни (жили в одном месте).
Электрофикация страны знания каждому рабочему вся власть народу.
Смерть Л. Н. Толстого.
Утверждение власти Москвы способствовало созданию централизованного государства с сохранением религиозной и политической самобытности.
Урок «Сельский и городской мир»
Технологическая карта урока
Тема урока: Сельский и городской мир.
Место в учебном плане: урок № 6. § 5. Всеобщая история.
Учитель: учитель истории и обществознания МБУ “Школа №34” г.о. Тольятти Самарской области.
Цели урока по линиям развития:
1-я и 2-я линии развития. Картина мира в фактах и понятиях. Дать представление о жизни крестьян и горожан в XVI – XV II вв. Раскрыть сущность понятий: аграрная революция, крепостное право, специализация хозяйства.
3-я линия развития. Историческое мышление. Учить выявить особенности жизни городского и сельского населения. Учить находить общее и особенное в положении население в странах Восточной Европы и Западной Европы.
4-я и 5-я линии развития. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Создать условия для оценки учениками изменений в развитии Европы. Формировать умение проводить аналогии с современностью. Развитие познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия исторической информации и определения собственной позиции;
исторического и гражданского образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Изменения в аграрном развитии Европы с приходом капитализма. Аграрная революция, ее причины и последствия. Увеличение товарности сельского хозяйства, появление специализации отдельных регионов. Закрепощение крестьянства в Восточной Европе.
Население городов в Новое время, их рост. Преимущества и недостатки городской жизни. Богатые и бедные районы. Улицы и дома. Быт горожан.
I. Проблема урока: Какие изменения произошли в жизни сельских и городских жителях в XVI – XVII вв.?
II. Поиск решения проблемы:
1.К западу от Эльбы.
Примерный вывод по проблеме: в деревню приходит капитализм, сопровождающийся аграрной революцией. Появляется специализация хозяйства.
Примерный вывод по проблеме: с XVI – XVII вв. на востоке Европы развивается крепостное право. Такой путь проще и дешевле, чем перестройка всего хозяйства ради повышения урожая.
Город в раннее Новое время.
Примерный вывод по проблеме: к концу XVII в. город становится более современным.
После Великих географических открытий возникает новая экономическая система – капитализм.
— что такое капитализм?
— что такое мануфактура?
— что такое меркантилизм и протекционизм?
-о расцвете денежной экономики, протекционизме и меркантилизме;
Работа со словарем с. 122.
Давать пределение понятий.
Уметь работать со словарем терминов и понятий.
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
1. Развитие познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия исторической информации и определения собственной позиции;
исторического и гражданского образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
I I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Сегодня мы будем говорить о жителях деревни и городов в условиях развития новой экономической системы.
Запишите тему урока в свои тетради.
Запись на доске: число, тема, проблема.
Прочитайте вступление к параграфу и сформулируйте проблему.
Какие изменения произошли в жизни сельских и городских жителях в XVI – XVII вв.?
-какие перемены произошли в жизни крестьян и горожан;
-как развивалось сельское хозяйство;
— что нового произошло в жизни горожан и крестьян?
1. Выдвигать версии.
2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
1. Анализировать (выделять главное).
2. Обобщать, делать выводы.
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Чтобы решить данную проблему, вспомним
— какие повинности несли средневековые крестьяне?
— что такое оброк и барщина? Дайте определения этим понятиям .
— какие категории населения составляли городское общество? В (Средние века принято делить общество на 3 группы:
крестьяне и горожане)
И так, что же изменилось в ранее Новое время?
косить луга и убирать сено; чистить мельничные канавы; выгребать навоз; пахать поля, сеять и убирать хлеб.
сдавать хлеб; нести поросят; выпекать лепёшку к празднику; сдавать ячмень и пшеницу.
Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.
Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.
— сеньоры, вассалы сеньоры, их слуги, духовенство, купцы, ремесленники, беглый сельский люд.
1. Выдвигать версии.
2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
1. Анализировать (выделять главное).
2. Определять понятия.
3. Обобщать, делать выводы.
4. Выделять причины и следствия.
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Развитие познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия исторической информации и определения собственной позиции;
исторического и гражданского образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
I V. Планирование деятельности
– Что мы должны сделать, чтобы решить проблему урока?
Дать характеристику сельским и городским жителям раннего Нового времени, выделить новые черты.
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
V . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Положение крестьян на Западе и на Востоке Европы было разным. Прежде чем мы приступим к решению проблемы, установим примерную границу между Западом и Востоком. Откройте карту на с. 24-25. Найдите города Гамбург (север) – Вена – Венеция (юг).
Разделимся на 3 группы (по рядам)
Задание 1 группе: дать характеристику крестьянам к западу от р. Эльба. С. 28-29.
Задание 2 группе: дать характеристику крестьянам восточной Европы. С. 29-30
Задание 3 группе: город в раннее Новое время. С. 30-31.
Выступление 1 группы. Дайте характеристику крестьянам к западу от р. Эльба.
-какие повинности несли крестьяне?
-как устанавливался их размер?
-мог ли крестьянин не работать на земле сеньора?
-в деревню приходил капитализм, сопровождавшийся аграрной революцией, в чем ее суть?
-что делали сеньоры в этих условиях?
-с развитием торговли появляется специализация хозяйства. Что это такое?
-Увеличивается товарность. Что это такое?
Вывод: в деревню приходит капитализм, сопровождающийся аграрной революцией. Появляется специализация хозяйства.
Выступление 2 группы. Дайте характеристику крестьянам восточной Европы.
-в чем суть крепостного права.
— какие повинности несли крестьяне?
Вывод: с XVI – XVII вв. на востоке Европы развивается крепостное право. Такой путь проще и дешевле, чем перестройка всего хозяйства ради повышения урожая.
Выступление 3 группы. Дайте характеристику городам в раннее Новое время.
-что общего у Средневековых городов и городов раннего Нового времени?
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 23 Повседневная жизнь в XVIII в.
Стр. 154. Ключевые вопросы
Как влияла сословная принадлежность европейцев на условия и образ их жизни?
Принадлежность к тому или иному социальному сословию играло огромную роль в жизни европейцев XVIII в. Элитные слои населения (дворянство, духовенство), а также зажиточные горожане (буржуа) могли позволить себе лучшую пищу, жить в относительно комфортных условиях. Естественно, продолжительность жизни и уровень здоровья значительно превосходили аналогичные показатели среди простолюдинов. Также следует отметить, что образ жизни дворян и буржуазии имел более интеллектуальный характер, поскольку они имели возможность получить образование, и главное – их деятельность не была связана с выполнением физического труда.
В свою очередь, для бедных слоев населения оставалось нормой антисанитария, отсутствие собственного жилья, хроническое недоедание и даже голод, различные болезни, а также высокий уровень смертности (особенно детской). В виду невозможности получить образование, практически все крестьяне и большинство горожан были вынуждены выполнять исключительно физическую работу, что в свою очередь серьезно влияло на их здоровье и продолжительность жизни.
Как менялся в XVIII в. облик европейских городов?
В связи с развитием мануфактурного производства в Европе постоянно возрастало количество городов и их численность. Особенно активно эти процессы происходили в Англии и Пруссии. При этом именно в XVIII в. впервые начались работы по благоустройству городов. Начали строиться тротуары и мостовые, создана система дождевой канализации, в ночное время появилось уличное освещение. Однако эти нововведения касались в основном столиц и крупных городов, и только небольшой их части (в основном кварталы, где проживали зажиточные люди). Большая часть городской территории занимали кривые и узкие улочки, где процветали антисанитария и преступность. Такие «бедные районы» часто становились рассадником различных эпидемий и пожаров.
Стр. 155. Изучаем источник
Как вы охарактеризуете описанное современником санитарное состояние парижских рынков?
Исходя из описанных в документе сведений состояние таких рынков было ужасное. Отсутствовали любые понятия о чистоте и порядке.
Какие угрозы для здоровья людей оно несло?
Существование таких рынков составляло большую угрозу как для продавцов, так и для покупателей. В условиях сплошной антисанитарии легко развивались различные вредоносные микроорганизмы и инфекции, что приводило к эпидемиям и массовым смертям среди городского населения.
Стр. 162. Вопросы и задания после параграфа
1. Проведите обсуждение на тему «Традиции и новые веяния в укладе жизни европейцев в XVIII в.». В каких группах населения распространялись нововведения?
Наиболее широко нововведения распространялись среди зажиточных слоев (дворян и богатых горожан). Именно они могли приобрести новую мебель (письменные столы, разнообразные диваны, комоды), оплатить проживание за жилье с элементами комфорта (с большими застекленными окнами, с уборными и ванными). Но даже не всякий аристократ или буржуа мог позволить себе такой уровень жизни, поскольку подобных домов в XVIII в. было немного, а понятия о необходимости придерживаться норм гигиены еще не укоренилось в сознании людей того времени.
В то же время крестьянское сословие и простые горожане продолжали жить в условиях нищеты и антисанитарии. Для них такие нововведения были недостижимы. Они продолжали жить так, как их предки. Такая ситуация, в совокупности с недоеданием приводила к различным болезням и преждевременной смерти. Продолжительность жизни редко превышала 50 лет. Долгожители встречались разве что среди представителей королевских семей, духовенства и ученых.
Существенных изменений в семейных отношениях, по сравнению с предыдущими столетиями, не произошло. Разве что увеличился средний возраст тех, кто вступал в брак. На протяжении XVIII в. стало нормой создание семей в 25-27 лет. Однако, в дворянской среде ранние браки оставались распространёнными, особенно когда речь шла о материальных или династических интересах. Среди простонародья в брак вступали только те, кто был способен обзавестись своим жильём, прокормить и обеспечить семью.
Чаще всего семьи были многодетными – не менее 5–7 детей. Однако из-за высокого уровня детской смертности до взрослого возраста доживали немногие. Каждая семейная пара стремилась жить отдельно. Больших семьи, в которых совместно проживало несколько поколений, становилось все меньше и меньше.
2. Составьте описание обеда в доме аристократа, зажиточного горожанина, крестьянина (по выбору). *Как вы полагаете, из каких источников историки узнают об этой стороне жизни европейцев в XVIII в.?
Еда городских жителей была не настолько разнообразной, как у дворянства, но все же намного питательней, чем у крестьян. На стол чаще всего подавали варёное мясо и суп. Как вариант – рагу из говядины, баранья нога или лопатка. К сожалению, даже зажиточные горожане ели мало свежих овощей и почти не ели рыбу, что существенно сказывалось на их здоровье. Из напитков все большую популярность получили чай (особенно популярный в Англии, России и Голландии) и кофе (был распространён во Франции, Португалии, Германии и Италии).
О рационе людей того времени чаще всего мы можем подчерпнуть информацию из различных воспоминаний (мемуаров) современников, поскольку дают наиболее точную и развернутую информацию.
3. Как идеи Просвещения повлияли на систему воспитания и образования в европейских странах в XVIII в.?
На воспитание и образование в европейских странах прежде всего повлияло изменение отношения к самому ребенку. Деятели Просвещения считали детей и подростков полноценными личностями, что изменило отношение к самому процессу воспитания. Теперь он начал проводится с учетом индивидуальных особенностей и наклонностей. Таланты детей и подростков начали замечать и специально развивать. Также следует отметить существенное расширение различных учебных заведений, что привело к увеличению грамотных людей (в том числе и среди женщин). Кроме того, в некоторых государствах зародилось такое явление, как государственная образовательная политика. Например, в Пруссии и Австрии было введено обязательное начальное образование. Повышению уровня образованности населения способствовало развитие книгопечатания, появление газет и журналов, публичных библиотек и читательских клубов.
4. Объясните, что представляли собой салоны, получившие распространение в XVIII в.?
В XVIII в. салонами называли частные дома, где собирались образованные люди с общими интересами. Существовали салоны политиков, салоны писателей, салоны художников и т.д. Их участники стремились поделиться своим мнением, а также выслушать мнение других. В салонах также узнавали свежие новости, обсуждали новинки в литературе, театре, общественной жизни. На базе салонов позднее возникли различные кружки и научные общества Ближе к концу XVIII в. наибольшей популярностью стали пользоваться политические салоны, в основном благодаря событиям Французской революции.
5*. Используя иллюстрации учебника (в том числе из предшествующих параграфов), подготовьте сообщение на тему «Костюм XVIII в.». Для представителей каких слоёв общества существовало понятие моды?
Понятие моды в XVIII в. существовало только для представителей зажиточного сословия: дворян и состоятельных горожан. Большинство жителей городов и крестьяне одевалось просто и понятия не имели о моде и вкусе. Они одевались в то, что было.
Среди богатых мужчин пользовались популярностью белоснежные рубашки из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным оборками и кружевами. Поверх надевали камзол (аналог современного пиджака) или жилет, который застёгивался до середины груди. Потом одевали кафтан – что-то среднее между курткой и пальто. На ноги надевались белые шёлковые чулки, а поверх них – узкие штаны до колен (кюлоты). Этим мужчины элитных слоев резко отличались от простонародья, представители которых носили длинные штаны (санкюлоты). Растительность на лице не приветствовалась. Волосы на голове завивали в локоны или гладко зачёсывали назад, перехватывая их лентой или забирая в мешочек (сходное с современной прической «конский хвост»). Волосы обычно пудрили, или коротко стриглись и носили напудренные парики. К концу XVIII в. парики постепенно вышли с моды.
Женщины-дворянки и богатые горожанки носили длинные широкие платья. Талия стягивалась корсетом, а юбка лежала на каркасе из китового уса или ивовых прутьев. К концу XVIII в. жёсткие каркасы вышли из моды, и платья стали напоминать античные одеяния, ниспадающие мягкими складками. Разнообразными были женские причёски.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ПО КУРСУ.
Стр. 163.
1. Охарактеризуйте взгляды известных представителей европейского Просвещения на человека и общество. В чём эти взгляды противостояли существовавшим в то время порядкам? *В ходе каких политических событий XVIII в. были воплощены в жизнь идеи Просвещения?
Большинством выдающихся представителей европейского Просвещения (Монтескьё, Вольтер, Руссо) выдвигались очень схожие идеи: естественные права человека, народный суверенитет, устройство государства путем общественного договора, равенство всех перед законом, демократия, разделение власти на отдельные ветви. Одним словом, они выступали за кардинальное реформирование общественно-политических порядков.
Взгляды просветителей шли вразрез с господствовавшими на то время взглядами, которые напрямую навязывались позицией церкви. Считалось что государственная власть происходит от воли Бога, а существующие феодальные устои, какими несправедливыми они бы не казались, тоже являются результатом Божьего промысла. Соответственно любое изменение данных порядков, по мнению духовенства, было невозможно.
Частично идеи Просвещения были реализованы в ходе реформ, которые проводили монархи, исповедующие «просвещенный абсолютизм» (Фридрих ІІ Великий в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Екатерина ІІ в России, Карл ІІІ в Испании). Однако в полной мере взгляды просветителей были воплощены только в ходе войны за независимость США (1775–1783 гг.) и Французской революции (1789–1799 гг.).
2. Объясните значение понятия «вольтерьянство». Что оно символизировало? Почему именем этого человека стали называть определённые взгляды, общественную позицию?
«Вольтерьянство» – неофициальное название свободомыслия в России XVIII в. Напрямую связано с именем и идеями самого выдающегося представителя эпохи Просвещения – Вольтера (1694–1778). Причиной такого наименования стало то, что Вольтер выступал с очень радикальными на то время взглядами на общество и государство, но самое главное – жестко критиковал деспотизм власти и религиозный фанатизм. Кроме того считал, что все люди должны иметь свободу слова, вероисповедания, а также быть равными перед законом, независимо от их происхождения.
3. Каким было политическое устройство большинства европейских государств в XVIII в.? Чем можно объяснить проведение некоторыми монархами политики просвещённого абсолютизма? Каковы были её итоги?
Большинство государств Европы в XVIII в. представляли собой абсолютные монархии. Их власть считалась божественной, и опиралась на дворянство и духовенство. При этом подавляющее большинство народа было отстранено от управления государством и возможности хоть как-то влиять на политику.
Монархи, которые в XVIII в. пытались проводить реформы в духе просвещенного абсолютизма, прежде всего хотели укрепить свою власть, упорядочить систему государственного управления и поддерживать развитие экономики. Также огромную роль играли личные взгляды определенных правителей на государство и общество, а также образ их мышления.
Итоги просвещенного абсолютизма практически во всех странах были плачевными. Реформы или были прекращены после смерти их инициаторов, или были поверхностными. Ни один монарх добровольно не пошел на кардинальные преобразования существующей системы.
4. Когда и где начался промышленный переворот? В чём состояла его сущность? Каковы были его важнейшие последствия?
Промышленный переворот произошел в Англии, во второй половине XVIII в. его суть состояла в переходе от мануфактурного производства к фабрично-заводскому и постепенной замене ручного труда машинным. При этом важнейшим компонентом промышленного переворота стало широкое внедрение в производство передовых на то время достижений науки и техники (в первую очередь паровых машин).
Главными последствиями промышленного переворота стало превращение Англии в наиболее технологически и экономически развитое государство мира («мастерскую мира»), ускорение развития капиталистических отношений и доминирование в экономике крупных промышленных предприятий (фабрик и заводов).
5. Расскажите о борьбе североамериканских колоний Великобритании за независимость (предпосылки; участники; ключевые события; причины победы в освободительной войне). В чём заключалось значение этих событий?
Предпосылки: бурное экономическое развитие британских колоний в Северной Америке в середине XVIII в., которое пыталось сдержать правительство Великобритании, путем различных налогов, торговых ограничений и таможенных сборов, а также рост национального самосознания жителей колоний и распространение идей Просвещения.
Участники: жители 13 британских колоний Северной Америки практически всех социальных слоев (плантаторы, фермеры, жители городов, торговцы, интеллигенция и т.д.)
Ключевые события: 1773 г. – «Бостонское чаепитие», 1774 г. – созыв Первого Континентального конгресса, 1775 г. – начало вооруженной борьбы колонистов с британскими войсками, 1776 г. – провозглашение независимости США, 1781 г. – капитуляция британских войск в Йорктауне, 1783 г. – мирный договор и окончание военных действий.
Причины победы в освободительной войне: распространение идей независимости среди широких народных масс, недооценка правительством Великобритании потенциала колонистов, полководческий талант Дж.Вашингтона, поддержка США со стороны других европейских государств (прежде всего Франции).
Историческое значение войны за независимость США стало то, что впервые в истории на карте мира государство с республиканской формой правления, основанное на принципах демократии, равенства и разделения властей. Также идея независимости от метрополии послужила примером для испанских и португальских колоний, которые в начале XIX в. создадут свои государства на Американском континенте.
6. Составьте «исторический портрет» Французской революции конца XVIII в. (причины; участники, их цели; этапы и ключевые события революции; отношения между революционной Францией и европейскими государствами; итоги революции). Какое значение имела данная революция для Франции, для всемирной истории? *Что можно назвать её уроками?
Причины революции: нарастающие экономические проблемы во Франции во второй половине 1780-х гг., недовольство народных масс существующими феодальными порядками, желание буржуазии принять участие в управлении государством.
Участники революции: буржуазия, небольшая часть дворянства и духовенства, городская беднота и крестьянство.
Цели участников революции: для буржуазии и примкнувшим к ним дворянам и духовенству – преобразование Франции в конституционную монархию, широкое внедрение гражданских свобод (всеобщее равенство перед законом, личная неприкосновенность, свобода слова, печати, вероисповедования) и ликвидация феодальных пережитков. Для беднейших слоев населения – решение их экономических проблем (например, безземелья) и ликвидация сословных ограничений.
Этапы и ключевые события революции:
1789 – 1792 гг. – взятие Бастилии, принятие Декларации прав человека и гражданина, гражданское устройство духовенства, Вареннский кризис, принятие первой в истории Конституции Франции, начало войны с антифранцузской коалицией, свержение монархии.
1792 – 1793 гг. – провозглашение Французской республики, победа при Вальми, суд и казнь Людовика XVI, начало мятежа в Вандее, якобинский переворот.
1794 – 1799 гг. – установление режима Директории, Итальянский и Египетский походы Наполеона Бонапарта, переворот 18 брюмера.
Отношения между революционной Францией и европейскими государствами – война, начавшаяся в 1792 г. Причина – образование антифранцузской коалиции (Великобритания, Австрия, Пруссия, Испания, позже – Россия), которая ставила целью восстановление дореволюционных порядков во Франции и препятствование распространению революционных идей в Европе.
Итоги революции: ликвидация монархии и установление республиканской формы правления, установление государственного контроля над католической церковью, ликвидация феодальных пережитков (например, деления на сословия), и ускорение развития капиталистических отношений во Франции.
Для Франции революция имела колоссальное значение, поскольку полностью изменила ход её истории. Произошло кардинальное изменение общественно-политического устройства страны. Благодаря ликвидации различных феодальных ограничений стали активно развиваться буржуазные отношения. В итоге французская экономика стала на путь капитализма. Для всемирной истории Французская революция конца XVIII в. важна тем, что фактически послужила примером для подражания многим странам Европы, и даже за ее пределами. Революционные идеи, а в особенности равенство всех граждан и демократия, нашли свой отклик среди многих прогрессивно настроенных людей того времени.
На мой взгляд, важнейшим уроком Французской революции можно считать то, что нежелание правящей элиты прислушиваться к мнению широких народных масс и вовремя идти на разумные уступки и договоренности неизбежно приводит к трагедии. Если бы еще на начальном этапе революции дворянство и духовенство пошло бы навстречу пожеланиям буржуазии, отказались бы хотя бы от части своих привилегий, вовремя приняли бы Конституцию и придерживались бы ее требований, история Франции была бы другой. Уверен, что сохранилась бы монархия, а страна избежала бы кровопролития в виде революционного террора и войн с большинством стран Европы.
7. *Рассмотрите проблему. На протяжении 1789–1799 гг. в революционной Франции дважды изменялся государственный строй (переход от монархии к республике, а затем от республики к консульству). В этот период были приняты три конституции (1791, 1793, 1795 гг.). Почему происходили такие перемены? Что они знаменовали?
В указанных Конституциях Франции отражались идеи и требования общества в тот или иной период революции. В первую очередь менялась форма правления и разделение полномочий между органами государственной власти. Конституция 1791 г. принята еще тогда, когда были сильны позиции сторонников конституционной монархии. Однако свержение короля Людовика XVI и провозглашение Французской республики сделали актуальным принятие новой Конституции, которая бы закрепила радикальные революционные преобразования. Поэтому Конституция 1793 г. стала воплощением взглядов якобинцев на устройство общества и государства, особенно что касается широкого влияния народных масс на формирование органы власти. В свою очередь после свержения якобинской диктатуры, господствующей стала противоположная точка зрения – об ограничении влияния социальных низов на политическую жизнь Франции. При этом республиканская форма правления оставалась неизменной. Поставив перед собой цель предотвратить возможное повторение диктатуры и террора, создатели Конституции 1795 г. фактически отменили всеобщее избирательное право, наделив правом голоса только состоятельных французов. Это знаменовало постепенный отход от идей радикального изменения государства и общества во Франции.
8. Рассмотрите историческую ситуацию. В XVIII в. в Европе существовали, наряду с централизованными государствами, многочисленные германские и итальянские государства. Чем отличалось их положение?
Централизованные государства Европы (например Великобритания, Франция, Испания, Португалия) характеризовались наличием сильной королевской власти. Монарх имел чрезвычайно много полномочий и ни перед кем не отвечал за свои действия. В свою очередь влияние феодалов на местах было существенно уменьшено и подчинено интересам центральной власти. Исключением была только Великобритания, где еще в конце XVII в. установился режим конституционной монархии. Однако система управления государством оставалась централизованной.
При этом на территории современных Германии и Италии, существовало несколько сотен фактически независимых друг от друга государств. Центральная власть либо существовала формально (как в Германии император и рейхстаг) либо ее вообще не было (как в Италии). Вся полнота власти принадлежала местным феодалам. Такая политическая раздробленность мешала нормальному экономическому развитию и в частности – капиталистическим отношениям.
9. Охарактеризуйте отношения европейских государств и стран Востока в XVIII в. В чём состояли интересы европейцев на Востоке? Какие отношения с отдельными государствами Востока у них складывались?
На протяжении всего XVIII в. европейские государства стремились ослабить страны Востока, а при возможности – и покорить. Для ослабления использовались как военные методы (превосходство европейских стран в военной организации и вооружении), так и экономические (сбыт более дешевых и качественных европейских товаров). Как результат – Индия была практически полностью покорена Великобританией и превратилась в колонию. Османская империя, после серии военных поражений, потеряла свое былое могущество и постепенно превратилась в зависимое от Великобритании государство и фактически стала рынком сбыта английских товаров. Избежали подобной участи только Китай и Япония исключительно благодаря политике самоизоляции. Благодаря закрытию их границ европейские государства не смогли осуществить свои планы. Во всяком случае, в XVIII в.
Стр. 164.
10. Известно, что многие современники и историки называли XVIII столетие «веком разума и науки». В чём заключались достижения европейской науки того времени? Чем можно объяснить то, что многие научные открытия стали находить практическое применение быстрее, чем в предшествующее время?
Основные достижения европейской науки XVIII в. в касались как глобальных вопросов мироустройства (закон всемирного тяготения, теория движения небесных тел, астрономические исследования Солнечной системы), так и сугубо прикладных (эксперименты в области электричества, начало воздухоплавания, и конечно же – изобретение парового двигателя).
Скорость внедрения открытий в практическую деятельность объяснялась требованием экономики (активное развитие капиталистических отношений, которое заключалось в желании буржуазии увеличить свою прибыль за счет технических новинок), уменьшением влияния церкви на государство и общество (в предыдущие столетия церковь под видом борьбы с еретиками преследовала немало талантливых ученых, которые сделали прогрессивные открытия) и увеличением количества образованных людей, готовых использовать эти открытия на практике.
11. Подготовьте сообщение о наиболее значительных достижениях в различных сферах европейского искусства XVIII в.: литературе, архитектуре, живописи, музыке (по выбору). Используйте информацию учебника и дополнительные материалы (литературу, интернет-ресурсы). Выскажите суждение, чем интересны произведения искусства того далёкого от нас времени для современного читателя, зрителя.
Наиболее весомые достижения, согласно моей точке зрения, были сделаны в архитектуре, поскольку величественные строения XVIII в. и по сей день вызывают у современных людей чувство восторга и восхищения, а также восхищением гения строителей той эпохи. Они, обладая небольшим набором технических средств, творили шедевры на века. Именно этим такие произведения искусства привлекают и будут привлекать еще многие поколения.
Характерной чертой архитектуры XVIII в. была своеобразная конкуренция двух разных стилей: классицизма и барокко. Если для барокко были характерны богатство убранства, криволинейные формы, торжественность и пышность, то для классицизма – наоборот: простота, строгость формы и величие.
Среди наиболее выдающихся архитектурных памятников XVIII в. в России – Зимний дворец, Петропавловский собор и Смольный институт в Петербурге, дворцово-парковые комплексы в Петергофе и Царском Селе, а также дом Пашкова и здание Сената в Москве. В Европе к шедеврам архитектуры можно отнести Версальский дворцово-парковый комплекс (постройка началась еще в предыдущем столетии), ансамбль площади святого Петра в Ватикане, собор святого Павла в Лондоне и Бранденбургские ворота в Берлине. Именно эти сооружения, согласно моей точке зрения, являются наиболее выдающимися памятниками архитектуры XVIII в.
12. Составьте характеристику одного из исторических деятелей XVIII в. Какое место он занимает в истории своего времени, в мировой истории? Какие черты эпохи отразились в его жизни и деятельности?
Одним из важных, но в тоже время малоизвестным, историческим деятелем XVIII в. был маркиз Себастьян Жозе де Помбал (1699 – 1782), который в 1750 – 1777 гг. занимал пост первого министра Португалии и пытался проводить реформы в духе «просвещенного абсолютизма». Поскольку тогдашний король Португалии Жозе І мало интересовался государственными делами, то Помбал почти три десятилетия был фактическим руководителем страны.
В истории он прежде всего оставил след как один из наиболее радикальных представителей «просвещенного абсолютизма», который довольно успешно старался, не меняя общественно-политические и экономические устои страны, преодолеть отставания Португалии от ведущих государств Европы (прежде всего Испании и Великобритании). На его жизни и деятельности особенно отразились такие черты эпохи как стремление усилить влияние государства на общество и ослабить церковное, развитие капиталистических отношений, сопротивление прогрессивным реформам со стороны элиты – дворянства и духовенства.
Прежде всего Помбал укрепил государственную власть и ослабил влияние католической церкви. Более того, он совершил немыслимый по тем временам поступок – запретил деятельность ордена иезуитов в Португалии. Реформировал налоговую и таможенную систему, что привело к большей наполняемости казны. Поддерживал развитие португальских мануфактур и торговлю с колониями (в первую очередь с Бразилией). Способствовал внедрению светского образования (увеличение количества школ и университетов), благодаря чему показатель грамотности португальцев на тот момент стал одним из самых высоких в Европе. Покровительствовал ученым. Принимал непосредственное участие в восстановлении столицы – Лиссабона после жуткого землетрясения 1755 г.
К сожалению, прогрессивные преобразования Помбала так и не превратились в систему. Новый монарх – королева Мария І отправила его в отставку и отменила все проведенные реформы. Остаток жизни Помбал провел в изгнании. Так закончилась жизнь одного из наиболее продуктивных реформаторов XVIII в.