Докажите что перемены сделали жизнь в городах более комфортной
Докажите что перемены сделали жизнь в городах более комфортной
Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. 2016
Вспомните: Какие повинности нес средневековый крестьянин в пользу сеньора?
Ответ: За пользование землей крестьяне несли повинности в пользу сеньора:
А) барщина – работа на господском поле.
Б) Оброк – обязанность крестьянина регулярно платить сеньору деньгами или продуктами.
Были и другие повинности, например ремонт дорог и мостов.
Вопрос: Из кого состояло городское общество?
Ответ: В городах жили самые разные люди. Например, купцы (среди которых были и относительно бедные, и богатые, включая владельцев кораблей), на купеческих кораблях служили матросы. Также здесь жили ремесленники, причём на каждого мастера приходилось несколько подмастерьев и учеников. Богатые люди владели в городах домами и участками земли. Бедняки, многие из которых только пришли в город из деревни, часто нанимались слугами или даже подёнщиками. К бюргерам можно отнести богатейших горожан (патрициат) – купцов, ремесленников-мастеров, владельцев земельных участков и домов. Нередко члены патрициата покупали себе дворянские звания, или наоборот были благородными, которые поселились в городах.
Вопрос: Почему в Европе возникли два сельскохозяйственных региона? Чем они различались?
Ответ: Сельская Европа раскололась на западную и восточную. На Западе преобладало мелкое крестьянское хозяйство, крестьянин был лично свободным, а сеньор предпочитал получать повинности в денежной форме. На Востоке все было иначе.
Вопрос: Каковы основные последствия аграрной революции?
Вопрос: Докажите, что жизнь в городах стала более комфортной.
Ответ: В городе появляются первые наемные экипажи. Власти решительно борются с грязью. На домах появляются таблички с названием улиц и номером дома. Открываются многочисленные кофейни, встречи назначают в клубах и пабах. Мебель становится неразборной. На смену анфиладам приходят коридоры и отдельные комнаты.
7 класс история тема сельский и городской мир докажите, что жизнь в городах стала более комфортной?
7 класс история тема сельский и городской мир докажите, что жизнь в городах стала более комфортной.
Большие деньги и высокий уровень жизни привлекают многих людей, чтобы испытать удачу в городах.
— появления развлекательных заведений и мест для встреч.
— наличие комфортных и красивых (эстетический момент) мест жительства.
История древнего мира И?
История древнего мира И.
АГодер учебник Какой город и почему стал главой в Древнем Двуречье?
Помогите?
Богатый город, разрушенный греками около 1.
200 года до нашей эры.
Напишите его название.
Это история древнего мира 5 класс.
Тема древняя Греция.
Какие объединения городских жителей вы знаете?
Какие объединения городских жителей вы знаете?
История Древнего Мира 5 класс?
История Древнего Мира 5 класс.
Сочинение по истории мира на тему «городская жизнь в средние века»?
Сочинение по истории мира на тему «городская жизнь в средние века».
Стала ли жизнь комфортнее в новое время?
Стала ли жизнь комфортнее в новое время.
Доклад на тему сельский и городской мир?
Доклад на тему сельский и городской мир.
Кроссворд по теме история древнего мира?
Кроссворд по теме история древнего мира.
Я думаю демократия. После победы.
Московская рать составляла основу войска в МГ.
России вошли Саксония, Дания, Пруссия и все та же Польша. Вроде так.
День Казанской иконы Божией матери. Вроде бы.
Кочевники жили кочевым образом жизни (все время передвигались), а славяны жили оседлым образом жизни (жили в одном месте).
Электрофикация страны знания каждому рабочему вся власть народу.
Смерть Л. Н. Толстого.
Утверждение власти Москвы способствовало созданию централизованного государства с сохранением религиозной и политической самобытности.
7 идей, как сделать жизнь в регионах комфортнее
Предложения читателей Т—Ж
Эксперты международного рейтингового агентства Moody’s предсказывают рост внутренней миграции в России.
Читатели Т—Ж неравнодушны к теме оттока населения из регионов и регулярно делятся предложениями по улучшению ситуации. Выбрали семь идей, которые помогут сделать жизнь вне столиц приятнее и комфортнее, — от хороших дорог до участия жителей в решении городских вопросов.
Дороги, транспорт, в том числе велосипед, рекреационные зоны — это важнейшие пункты для удержания от переезда. Нужно достаточное количество учреждений, которые обеспечивают комфортную жизнь горожан, — больниц, школ, садиков. Завершающий пункт — рабочие места и поддержка малого и среднего бизнеса.
Можно добавить, конечно, справедливые суды, полицию, увидев которую не пойдешь переходить улицу, адекватные налоговые режимы и так далее. Но начать хотя бы с дорог. Уверен, даже просто наличие нормальных дорог станет стимулом остаться в регионе.
Как минимум потому что в этом случае легко приедет скорая, вовремя привезут свежие продукты, а мысль поехать в соседний поселок на новый фильм будет казаться привлекательной.
Считаю, что в управленческий аппарат давно пора брать умных, амбициозных бизнесовых ребят с повышенной социальной ответственностью. Тогда и изменения начнутся положительные, и люди подтянутся и начнут помогать.
Нужно сделать адекватный уровень жизни и благоустроить сами города. Например, у меня с октября по май только серые краски, последние три-четыре года начал появляться смог, весной и осенью — пыль столбом. Как в степи живешь. Вода — отдельная тема, не то что пить, ей мыться нельзя. Парков нет, погулять можно только в центре. В городе всего два-три нормальных ресторана, которые не стыдно посоветовать.
При этом цены на еду московские, квартиры дорогие. Поехать куда-то трудно: в Москву и Петербург можно улететь два раза в неделю, хоть у нас и областная столица. Нормальной зарплатой люди считают 25—30 тысяч рублей. С этими деньгами можно только за квартиру заплатить и поесть купить, то есть люди особо и не думают о развлечениях и еде. Городская больница вообще ужас: лучше сразу в морг, там хоть ждать не надо, а может, и надо, но хотя бы уже все равно.
Людям нужны возможности для карьерного роста и профессионального развития. Если это все не исправить, то выход один — уезжать. Как минимум в Москву или Санкт-Петербург.
Многие беды малых городов проистекают из централизованной налоговой системы. И хотя пресловутое «Москва всех грабит» не соответствует действительности, но коренной пересмотр и децентрализация решили бы множество проблем на местах.
Текущая схема «собираем в кучу и потом распределяем» неэффективна. Хотя справедливости ради регионы и сами не могут освоить выделяемые центром средства — во многом из-за коррупции и кумовства, банальной невозможности погреть руки на этих потоках. Включается логика — не можем украсть, значит, ничего и не будем делать.
Чтобы народ не убегал, нужно ощутимое улучшение качества жизни и положительные перспективы — планку задает Москва. Для этого нужно развитие и деньги, которых в регионах нет.
Даже если перераспределить налоги в пользу регионов, большую часть разворуют, так как у местных чиновников тоже есть планка «уровня жизни чиновника», а местная финансовая база значительно меньше московской. Может, стоит отдать регионы олигархам в управление — вдруг получится, как у Абрамовича с Чукоткой.
Никто не видит простых вещей. Почему грязно на улице? Потому что никто не убирает. Почему никто не убирает? Потому что нет возможности малому и микробизнесу работать на госзаказчика в лице муниципалитета. А все потому, что есть маленькая прослойка чиновников на местах, которые за счет кривого законодательства проводят тендеры по своим правилам.
Сложившаяся система неэффективна. Нужна федеральная онлайн-система закупок. Не та, что позволяет каждый раз составлять техническое задание под конкретного исполнителя и по наименьшей цене, а та, в которой есть единые требования к выполнению работ и оказанию услуг.
Жизнь в России. Читатели — о том, как жить и выживать в российских городах
Только 5 пункт имеет значение.
Остальное вытекает из него
Александр, нельзя же так. Вертикаль власти сломается
Достаточно посчитать бюджеты провинциальных городов и столицы в пересчете на душу населения и сравнить, там разница в разы, если не на порядок. Ладно бы если это просто сказывалось на уровне жизни (а это, конечно, сказывается). На больших территориях ветшает инфраструктура, малые города пустеют, снижается связанность и целостность страны. А это вопрос безопасности и целостности государства.
Aleksandr, выше Антон Крутов считает северные надбавки неуместными, хотя это один из самых эффективных механизмов удержания населения и обеспечения этой самой связности.
Никого эта надбавка не держит, зарплата все равно подстраивается под рынок с учетом этих «надбавок».
Andrey, это по сути как человек у которого уже умер мозг но его жизнь поддерживают машины.
Andrey, например, одной из мер закрепить законодательно уплату налогов по месту нахождения производства, а не центрального офиса. Но с дотационными регионами это проблемы не решит.
Aleksandr, дело не только в головных офисах. НДС это федеральный налог, прибыль организации это региональный налог, похожая история с налогами и сборами с зарплаты. Конкретному городу перепадают крохи из всей налоговой базы, даже если головной офис расположен, скажем, в Тюмени.
Andrey, у нас есть Северная надбавка, народ все равно сливается.
Соглашусь с децентрализованной налоговой системой и добавлю, что нужно вернуть прямые выборы глав регионов.
Сейчас, когда все налоги и взносы собирает центр, а потом перераспределяет целевым финансированием, у регионов нет возможности и мотивации привлекать в город инвестиции и делать сам город привлекательнее.
Также глава региона избирается центром и перед жителями не особо и отвечает, что также не добавляет мотивации что-либо делать.
>> Сделать децентрализованную налоговую систему
Ничего конкретного не написано.
Что именно нужно вернуть в субъекты?
Конкретно: ст56 гл.8 бюджетного кодекса, что именно там нужно поменять? http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/864e59f04324c21269bc47af4d5c9d0c3b68207e/
>> 1. Платить достойные зарплаты
80% моих соседей не ценит труд людей, то есть даже совсем не вежливо разговаривает с дворниками, персоналом супермаркетов и сферы обслуживания. Что уж говорить про желание заплатить чуть побольше за более качественную услугу.
>> 3. Привлекать к управлению городом профессиональные кадры
>> 4. Развивать городскую инфраструктуру
Угу, все хотят нанимать амбициозных от ответственных, а потом тыкают что эти самые амбициозные и ответственные или уводят клиентов или иным способом красиво действуют к собственной выгоде.
Alexander, у нас привлекали, но все равно сделали так, как хотели изначально. Смысл был привлекать?
Децентрализованная налоговая система убьет дотационные регионы. А на минуточку, в нашей стране НЕ получают дотации только 13 субъектов. Поэтому п. 5 сформулирован не корректно. Необходимо налоговую систему в корне реформировать, строго ограничивая полномочия тратить дотационные средства на местах, но вводя санкции за бездействие или их не целевое использование. Потому что да, сам факт наличия денег, при текущем уровне управления регионами, вопроса не решит.
В регионах иной темп и иные притязательства у населения. Поэтому и чиновники часто расслабленнее и жирнее, поэтому для политической карьеры в большей степени важно родство с верхушкой, чем персональные заслуги. Собственных налогов все равно не хватит, на корку хлеба отсыпят «сверху», ну и зачем тогда напрягаться?
Одной из главных составляющих комфортной среды в городах является синхронизация развития общественного и автомобильного транспорта
Одной из главных составляющих комфортной среды в городах является синхронизация развития общественного и автомобильного транспорта, считает вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Татьяна Караваева. Эксперт ссылается и на общественное мнение: по результатам опроса, проведенного в 2018 году ЦСР, городские жители также назвали второй по значимости именно транспортную проблему. Решение этого вопроса усложняется особенностями некоторых регионов, где население уже давно заточено под использование автомобильного транспорта.
Пожалуй, третьей по счету российской бедой можно считать износ подвижного состава городского транспорта, который порой сильно портит нервы нашим горожанам. Исключением можно считать крупные и богатые мегаполисы. Зато на Дальнем Востоке, например, парк общественного транспорта изношен на 50–70 процентов, трамваи и троллейбусы – на все 70 процентов. Поэтому объем неучтенных, а попросту нелегальных перевозок в некоторых городах составляет почти три четверти от всего рынка городских перевозок. Для решения застарелой проблемы нужны деньги, инвестиции в тяжело запущенную отрасль. Тут не обойтись без приоритета транспортной проблемы в федеральной и региональной политике. Ровно так как это случилось с дорожной инфраструктурой, когда значительное внимание и большие деньги пошли в строительство и ремонт автомобильных дорог.
Другой способ модернизировать общественный транспорт – более активное использование механизмов часто-государственного партнерства, в том числе концессионных соглашений в транспортной сфере. Следует сказать, что нужные решения уже принимаются. Так, согласно недавно подготовленному правительством законопроекту, заключение концессионного соглашения автоматически дает инвестору право на выполнение регулярных перевозок пассажиров. При этом инвесторам не нужно проходить конкурсный отбор. А регион будет дополнительным финансовым гарантом при заключении таких долгосрочных соглашений. Документ открывает дорогу частным инвестициям в обновление транспортной инфраструктуры, особенно если речь идет о «чистом» электрическом виде транспорта. Ведь пока у нас 46 процентов этого парка городских машин старше 20 лет.
Надо полагать, что предложение правительства будет интересно всем территориям, тем более таким «сложным», как Дальний Восток, где вопрос транспортной доступности является одним из важнейших.
Кстати, в ходе недавней поездки в Хабаровский край премьер-министр Михаил Мишустин принял принципиальное решение: в очередной раз продлил (на год) порядок ввоза в Россию подержанных праворульных автомобилей без установки системы «Эра-Глонасс». Такая практика, начиная с 2018 года привела к тому, что автопарк страны уже на 8 процентов состоит из праворульных, большей частью японских автомобилей.
Вообще, Дальний Восток выбивается из общего ряда, это особая территория и особый кейс для развития комфортных городов, учитывая суровый климат, ориентированные под него стандарты городского строительства и масштабы территории.
Здесь сформировался целый пласт субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, который давно работает с «японцами». Сегодня это целая отрасль по оказанию услуг по импорту, продаже автомобилей и запчастей к ним. Целая сеть автосервисов заточена на обслуживании ввезенных машин. На территории сформировался сегмент, способствующий созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения.
Вместе с тем и здесь власти поощряют развитие общественного транспорта и «пешеходизации» части городов. Яркий пример работы по трансформации городской среды на Дальнем Востоке демонстрирует Администрация Южно-Сахалинска, которая внедряет международные стандарты проектирования улиц. Или, например, проект велодороги на улице Комсомольской, реализованный в этом году. Важно, что переход на общественный транспорт и сопутствующую инфраструктуру должен быть для людей максимально удобным, выгодным и комфортным. Иначе население не откажется от использования своих авто. По данным Росстата, уже в 2019 году на 100 домохозяйств приходилось 60 легковых автомобилей.
Пока что нельзя не признать, что дальневосточные, как и другие российские города находятся «под давлением личного автомобиля», что находит отражение в градостроительной, транспортной и жилищной политике.
Перед нашими городами остро стоят вопросы формирования «устойчивой мобильности» и повышения качества городской среды, которые повышают конкурентоспособность города и его привлекательность для притока населения и инвестиций.
Автор — вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок.
Туда и обратно. Россияне годами покоряли Москву и другие крупные города. Почему теперь они уезжают жить в провинцию?
Массовый переток населения России в крупные города продолжается уже больше века, однако с недавних пор наметился если не перелом, то сдвиг в ставшей обыденностью реальности. Значительная часть жителей Москвы, Петербурга и других центров отказывается от города в пользу более уединенных и спокойных, но при этом не менее удобных населенных пунктов. Ускорение тренду придала пандемия, которая позволила пересмотреть отношение к удаленной работе: многим россиянам больше не нужно тратить время на поездку в офис. Эксперты уверены, что тренд только начал формироваться, и уже скоро мы увидим кардинальный перелом — все больше граждан смогут реализовать себя не только в мегаполисах, но и в малых населенных пунктах. «Лента.ру» в рамках проекта «Новое общество» рассказывает, чего ждать жителям российских городов и провинции в ближайшем будущем.
С ног на голову
Большинство жителей провинции в России начали переезжать в крупные города после революции 1917 года. Первая крупная волна ринувшихся в мегаполисы была связана с процессом индустриализации и пришлась на конец 1920-х годов — из-за отсутствия рабочих мест в деревнях люди отправлялись строить предприятия и работать на заводах. Уровень урбанизации страны взлетел — к 1937 году количество городских жителей увеличилось в два раза, до 34,3 миллиона человек, прирост достиг 18 миллионов. Процесс не замедлился и во время войны — страна основывала новые города, куда эвакуировали жителей и важные промышленные объекты.
Переселение продолжилось и в последующие десятилетия. К концу 1950-х годов половина населения страны жила в городах, которые оказались фактически заполнены приезжими из сел и деревень. Однако к сложным 1990-м годам темпы урбанизации упали — в стране сократился прирост населения, промышленные предприятия строились не так активно, как раньше, а потенциал села в виде жителей, мечтающих о переезде, был исчерпан. К концу XX века в городах проживало более 107 миллионов человек — 73 процента населения страны.
В нулевые Россию вновь охватило массовое стремление к переездам: жившие в провинции отправлялись в мегаполисы за интересной жизнью и карьерой. Некоторые не меняли сферу деятельности и продолжали заниматься прежней работой, но в другом городе. Россияне из маленьких городов начали заселять Московский регион.
До 2018 года в Москву на фоне стремительного экономического развития ежегодно приезжали от 100 до 200 тысяч человек.
Мегаполис считался городом возможностей с более высокими зарплатами и уровнем жизни. В столицу отправлялись, чтобы учиться, подрабатывать, строить карьеру или открывать бизнес.
Но к концу 2010-х годов сознание россиян изменилось: те, кто когда-то приехал в Москву строить карьеру, начали уезжать домой.
Когда мы говорим о деурбанизации России, то представляем, что кто-то уезжает из центра Москвы в какую-нибудь деревню в Воронежской области. Это не так. Ситуация связана с перераспределением людей, с их оттоком в большие города. Люди из Москвы уезжают, например, на юг — в Краснодар или Сочи. Но это не деурбанизация, так как они обосновываются не в деревне. Они переезжают из крупного индустриального города в место, которое более-менее соответствует их стилю жизни и образу занятий
Россияне охотно возвращаются в маленькие города, понимая, что жизнь не вертится исключительно вокруг мегаполисов. Только в 2018 году таких возвращенцев оказалось около 50 тысяч. И эта тенденция усиливается.
В октябре 2020 года в исследовании HeadHunter жители Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельской области заявили, что покидают города из-за плохой экологической обстановки и некомфортного климата. Подобные опасения россияне высказали в марте 2021 года в опросе сервиса Работа.ру: Москва оказалась лидером рейтинга городов, куда люди не хотели переезжать. Из девяти тысяч респондентов 68 процентов столица оттолкнула высоким уровнем стресса и суетой, 44 процента отказались бы от переезда из-за высокой стоимости жилья, а 41 процент опрошенных негативно высказался об экологии столицы России.
Стоит отметить, что для многих развитых государств переезды из мегаполисов в региональные центры стали обыденностью. Жители США, Канады и европейских стран понимают, что нерационально платить за жизнь в крупном городе, если они могут жить на том же уровне в провинции. В Россию этот тренд опять же пришел не просто так, а на фоне улучшения качества жизни в российской глубинке.
«Почему-то знала, что вернусь»
Алиса Паранина — одна из тех, кто между быстрым ритмом Москвы и провинциальной идиллией выбрала второе. Девушка родилась в небольшом городе Балаково Саратовской области, школьницей вместе с родителями уехала в Москву. Но, прожив в мегаполисе 11 лет, поняла, что хочет вернуться в родной город.
«Он всегда притягивал меня Волгой и природой, моими друзьями и близкими. Все праздники и каникулы мы все равно проводили в Балаково. Почему-то я всегда знала, что вернусь. И я вернулась», — говорит она.
Приехав в родные края в 2015 году, Алиса решила начать собственный бизнес и открыла агентство по организации свадеб и мероприятий. Девушка всегда интересовалась дизайном, а во время организации собственной свадьбы поняла, как трудно в Балаково устроить достойное торжество.
«Я сама столкнулась с проблемами, включая подбор подрядчиков — декораторов, кондитеров, фотографов. В городе нашлось очень мало достойных специалистов», — вспоминает Алиса.
В итоге она заняла пустующую нишу. Сегодня агентство Алисы организовывает мероприятия по всему Балаково, выезжает в соседние города, а иногда и в Москву. Алиса меняет в провинциальном городе представление о свадьбах и продвигает европейскую эстетику со сдержанным декором и правильным сочетанием оттенков.
Алиса признается, что жизнь в небольшом городе расцветает на ее глазах. В последний год девушка увидела явную положительную динамику: построили новые парки, улучшили качество дорог, которые были головной болью балаковцев. Алиса думает, что в будущем молодое поколение не будет стремиться вырваться в мегаполис, будет строить жизнь в родном городе и каждый день делать его лучше.
Осмысленный выбор
Таких, как Алиса, с каждыми днем становится больше — в России начался естественный переток людей из мегаполисов, который в ближайшие годы получит свое продолжение. Проходившая на протяжении десятилетий урбанизация теряет актуальность и сменяется новым трендом: россияне покидают крупные города в поисках комфортной и экологичной среды.
Сознание россиян во многом изменила пандемия коронавируса. Занятые в московских компаниях сотрудники получили возможность работать в удаленном формате в любой точке страны при наличии интернета. Эксперты называют случившееся «обалденным шансом» для маленьких городов, которые обрели таланты и экономические перспективы.
Пандемия заставила людей задуматься, правильно ли мы поступаем с точки зрения своего домохозяйства и как нам адаптироваться к новым условиям
Интерес к отдаленным от Москвы локациям весной 2020 года заметили и аналитики проекта «Мой гектар». Москвичи начали массово интересоваться переездом в Московскую область — показатель вырос на 37 процентов по сравнению со значением аналогичного периода в 2019 году. Спрос на подмосковные участки к февралю 2020 года вырос на 13 процентов, а к марту — на 27 процентов. Каждый месяц интерес повышался на 15 процентов, до пандемии показатель находился на уровне 4,8 процента от общих объемов спроса. Раньше покупатели просили риелторов искать участки как можно ближе к столице, однако распространение коронавируса изменило их предпочтения.
Прелести «отдаленного Подмосковья» уже ощутил российский актер Кирилл Рубцов. В 2019 году он захотел изменить ритм жизни, построив дом посреди поля недалеко от Истринского водохранилища в Подмосковье.
«Скорее всего, я устал от бессмысленной суеты, может, повзрослел. Не знаю. Просто чувствовал, что город держит меня в стрессе, я не могу там расслабиться. А уезжая за его пределы, я больше успеваю сделать, и без каких-либо нервов. Даже время замедляется. Я построился раньше всех, и почти полгода в чистом поле стоял только мой дом, никого рядом не было. Это было самое прекрасное время. Самое красивое», — говорит он.
Актер доволен и инфраструктурой поселка: там хорошие дороги, достаточное количество ресторанов и магазинов. «Часто Москва и дела не отпускают, но стараюсь как можно больше времени проводить в доме. Там созданы все условия для жизни, есть интернет, поэтому работать можно удаленно: и пробы записывать, и общаться с режиссерами, и вести бизнес», — отмечает актер. Рубцов уверен, что в будущем люди станут использовать город как площадку для работы, а при любой возможности смогут уехать в деревню и «замедлиться».
Борьба за людей
Рост возможностей для мобильности упрощает путешествия внутри страны — россиянам становится легче собрать чемоданы и уехать с насиженного места. Страх перемен и сложности переезда постепенно отходят на второй план, уступая перспективам лучшей жизни. Города и небольшие населенные пункты начинают конкурировать за людей, предлагая качественную инфраструктуру, современные услуги, хорошую экологию и приятный климат.
Председатель российского офиса Urban Land Institute Денис Соколов полагает, что мегаполисы при этом тоже не захотят отпускать население в провинцию и будут в буквальном смысле бороться за жителей, создавая интересную инфраструктуру и повышая уровень жизни.
Из провинции в мегаполисы по-прежнему будут уезжать ради учебы в хорошем вузе. По данным британской компании Quacquarelli Symonds, в топ-5 лучших университетов России вошли те, что находятся в Москве, Новосибирске, Томске и Санкт-Петербурге. Таким образом, привлекательными для учебы будут не только две столицы, за качественным образованием вчерашние школьники поедут и в региональные центры.
Россияне сейчас научились понимать, что в жизни есть разные периоды, которые можно проводить в разных местах
В качестве примера он приводит Тулу, власти которой серьезно обеспокоились изменением количества населения, — город стремительно развивают, создавая комфортные условия для жизни. Борьба за человеческие ресурсы приведет к изменениям не только в региональных центрах, но и в населенных пунктах в целом.
Локации будут меняться с учетом трендов на комфорт и экологичность, предоставляя каждому россиянину то, что ему нужно.
Взяли курс на юг
В первую очередь ожидать притока населения следует на юге страны: теплый климат и развитая инфраструктура привлекают новых жителей. В будущем увеличится количество перемещений по принципу «закончить школу в провинции, получить образование и приобрести профессиональный опыт в соседнем крупном городе, а после выбрать комфортную для жизни локацию где-нибудь на побережье».
Действительно, в последнее время россияне массово устремились к теплу — в Сочи и Краснодар, что будут делать и дальше. Юг страны становится желанным регионом для жизни: Сочи входит в топ-3 рейтинга городов, где россияне хотели бы поселиться на пенсии. Во многом из-за этого к маю 2021 года спрос на жилье в Сочи и Краснодаре вырос больше чем в два раза в сравнении с аналогичным периодом 2020-го.
Тенденцию объясняют особенностями исторического развития страны. «Русский человек всегда был лишен моря и собственной земли. Это желание — иметь собственный дом на морском побережье — доминирует и сейчас. Человек может выбрать стиль жизни. Если ты не любишь театры, зачем тебе жить в Москве или Санкт-Петербурге? Ты едешь туда, где есть то, что тебе нужно», — объясняет урбанист Соколов.
Повышенный спрос на прибрежную недвижимость наглядно доказывает ее стоимость. В сентябре 2021 года все лидирующие позиции по росту цен на жилье заняли курортные города: Туапсе, Новороссийск, Краснодар, Сочи, Геленджик, Анапа.
Из-за наплыва желающих приобрести недвижимость в прибрежных городах местные жители начали беспокоиться за состояние курортов, которые каждое лето переполнены туристами. Эксперты, впрочем, не видят в этом серьезной опасности. Они уверены: со временем ситуация неизбежно исправится, — и приводят в пример популярные курорты мира.
«В первую очередь происходит джентрификация. В будущем какому-то количеству местных придется покинуть свои города. Лазурный Берег Франции, Флорида в США когда-то тоже были в стороне от цивилизации, однако с приходом денег начался бум их развития. Качество архитектуры, культуры и медицины будет расти. В глобальном масштабе это скорее плюс, чем минус», — пояснила урбанист Алена Беребердина, соосновательница компании Horovod.space.
Комфортная среда
Урбанисты уверены, что в ближайшие десятилетия города принципиально изменятся, станут дружелюбнее по отношению к собственным жителям, а качество жизни будет только расти.
Города будут меняться под людей, отдавая предпочтение счастью отдельного индивида. Свое значение усилят самореализация, общение между людьми и качественные сервисы в 15-минутной доступности. Малые города будут развиваться и крепнуть, но, конечно, не все. Те, что не смогут удовлетворять современные запросы, опустеют и исчезнут. Города должны бороться за людей, иначе никак
Стремительное развитие транспортных сетей, которому российские власти в последние годы уделяют особое внимание, только увеличит мобильность граждан и сделает поездки по стране на порядок комфортнее. За образец развития провинции, скорее всего, будет взята американская периферия с налаженным сообщением между населенными пунктами. Благодаря скоростным дорогам через 20-25 лет добраться до отдаленных локаций будет так же просто, как сегодня приехать на метро из одного конца Москвы в другой.
Ожидается, что существующие магистрали приведут в порядок: к 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируют отремонтировать и построить 1,8 тысячи километров автодорог федерального значения. К 2030 году более чем в ста агломерациях доля качественных дорог возрастет до 60 процентов.
Еще одним фактором, который подтолкнет людей к переезду, станет запрос на экологичность. Уже сейчас россияне переезжают из мегаполисов в поисках населенных пунктов с чистым воздухом и большим числом зеленых зон.
Власти прекрасно ощущают этот запрос. По всей стране активно развиваются проекты поддержки экологии — как общие, так и направленные на конкретные природные объекты. В начале 2021 года в стране запустили федеральный проект «Сохранение озера Байкал». За три года решили поддержать и при необходимости воспроизвести его природное многообразие, развивать находящиеся поблизости субъекты. Также планируют ввести ограничения на озоноразрушающие вещества и налоги за негативное воздействие на окружающую среду. Планируется запустить национальные проекты, направленные на ликвидацию свалок, утилизацию отходов, оздоровление реки Волги, сохранение заповедников и лесов.
Но не стоит думать, что динамика городских потоков приведет к опустению мегаполисов. В будущем российские мегаполисы по-прежнему будут крупнейшей площадкой для реализации человеческого потенциала с обширными возможностями для комфортной жизни. Просто россияне перестанут, как десятилетия назад, активно приезжать в них, а маленькие города и деревни будут стремительно догонять мегаполисы по уровню комфорта и качеству жизни.
«Думаю, что на самом деле не очень многие люди действительно наслаждаются духом мегаполиса, — признается Алиса Паранина, переехавшая из Москвы в небольшой городок в Саратовской области. — Основная масса приезжает туда заработать деньги и вернуться в родные края. Большой город рассматривается как временное место для развития, но не для жизни. Пробки, дальние расстояния, столпотворение — это не про жизнь. В связи с последними изменениями нашего городка в лучшую сторону я полагаю, что молодежь перестанет массово уезжать. Для этого в городе необходимо создавать дополнительные рабочие места и инфраструктуру. Я знаю многих, кто хотел бы вернуться уже сейчас, но они ждут изменений. И в наших силах эти изменения осуществить».