Докажите что поэзия по лермонтову должна быть поэзией мысли

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова

Разделы: Литература

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всём, о чём бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперёд, определили её последующее развитие.
По-своему решает тему поэта и поэзии М.Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение.

Среди различных впечатлений,
На мелочь душу разменяв,
Он гибнет жертвой общих мнений.

Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом:

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Это обличительное гневное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

История русской поэзии, пожалуй, еще не знала стихов подобной силы, с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Эпитетами “праведная кровь”, “вольное сердце”, “гордая голова”, “свободный, смелый дар”, “завистливый, душный свет”, “черная кровь”, “жадная толпа”, “ничтожные клеветники” Лермонтов выражает свое отношение к свету и Пушкину, активно направляя и чувства писателя, раскрывает трагедию одиночества поэта, живущего в таком обществе. Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. Судьба Пушкина стала его судьбой.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, –
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение.

И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в “ветхом мире”, их “простой и гордый язык” не нужен там, где тешатся “блестками и обманами”. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презрения.

Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении выражена тревога поэта за судьбу родной литературы и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как божий дух носился над толпой”, вероятно, Лермонтов думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком «мыслей благородных», а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.

Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворённость жизнью носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, а литература – могучее средство воздействия на читателей.

Источник

Урок «М.Ю Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Разработка открытого урока на тему:

Образ поэта-пророка в лирике

Учитель высшей категории З.И. Лобачева

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике.

Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова:

«Нет, я не Байрон, я другой..», «Я жить хочу, хочу печали».

Поэтический дар как символ избранности и источник страдания: «Молитва» (Не обвиняй меня, Всесильный»).

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

устный или письменный ответ на вопрос;

участие в коллективном диалоге;

выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка и определение их функции.

Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, персональный компьютер, проектор, презентация по теме, тексты стихотворений.

Тип урока : урок усвоения новых знаний и формирования умний и навыков.

продолжить знакомство учащихся с личностью и поэзией М.Ю. Лермонтова;

показать, как в его творчестве раскрывается тема поэта-пророка;

совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности;

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

Беседа: погружение в тему урока

Почему изучение творчества М.Ю. Лермонтова следует, как правило, сразу же после изучения творчества А.С.Пушкина?

Назовите стихотворения М.Ю. Лермонтова, созвучные пушкинским.(«Узник», «Пророк»).

III . Мотивация учебной деятельности

М.Ю. Лермонтов – второй по величине поэт Золотого века русской поэзии, в творчестве которого отразились основные черты эпохи, страстная, мятущаяся, наполненная противоречиями человеческая натура, вечное томление человеческого духа.

Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, каково его назначение. Поэтому в творчестве М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Ей посвящено много стихотворений, в том числе : «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ. Отражающий действительность 30-х годов 19 века с ее трагическими противоречиями «наружного рабства» и стремлением к «внутреннему освобождению».

IV . Работа над темой урока

Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Групповая аналитическая работа с текстом ранних стихотворений о поэтическом творчестве.

Группа 1. «Нет, я не Байрон, я другой..» (1832 г.) ( чащиеся слушают стихотворение в актерском исполнении Михаила Козакова).

Вопросы для анализа стихотворения

В чем лирический герой М.Ю.Лермонтова видит свое сходство с Байроном?

Почему поэт заявляет, что он «не Байрон», а «другой»? ( Он, как и Байрон, – «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой»: «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и предсказывает свою короткую жизнь) .

Почему поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли? ( Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчёркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог – «никто»!)

Какова роль мирового океана? ( Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)

Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? ( В утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы») .

Группа 2. «Я жить хочу, хочу печали!» (1832 г.) (Учащиеся слушают стихотворение в актерском исполнении.)

Вопросы для анализа стихотворения

Какие два мира пртивопоставлены в стихотворении?

Как понять слова «Я жить хочу!»?

Как характеризуется сложный и мучитеьный процесс поэтического творчества в стихотворениии?

В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страданья. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи – неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достаётся даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта.

Группа 3. «Молитва» («НЕ обвиняй меня, Всесильный…»).

Выразительное чтение стихотворения учителем и анализ по вопросам

Как в стихотворении показаны отношения лирического я и Бога?

Очем поэт просит Всесильного?

Каков основной пафос стихотворения?

В чем его философский смысл?

Лирический герой просит освободить его от творчества, от дара поэта, лишить вдохновения, т.к.душа желает вернутся к Богу. Строка «Угаси сей чудный пламень» контрастирует просьбой пушкинского поэта-пророка. Лермонтов уже отказывается от дара, хочет быть обыкновенным смертным человеком.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

1. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Смерть поэта»

а)Сообщение учителяоб истории создания стихотворения «Смерть поэта».

При жизни А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов не был с ним знаком, хотя преклонялся перед его талантом. Лермонтоведы нашли подтверждение тому факту, чтоЛермонтов поехал знакомиться с Пушкиным в его квартиру на Мойке, 12 в Петербурге именно в роковой день дуэли с Дантесом, но дома поэта не застал.Через два дня Пушкина не стало. И Лермонтов. мечтавший о знакомстве с ним, так и не успел встретиться с поэтом. Чувства, переполнявшие Лермонтова, вылились в стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после смерти Пушкина. Текст стихотворения без последних 16 строк мгновенно распространился по Петербургу, деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг Лермонтова С.Раевский. Через несколько дней была написана заключительная часть стихотворения, которая появилсь у шефа жандармов Бенкендорфа с припиской «Воззвание к революции». 1 февраля 1837 года М.Ю. Лермонтов и С. Раевский были арестованы. Несколько дней спустя Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, который участвовал в военных действиях против горцев на Кавказе, а Раевский отправлен в Олонецкую губернию. Лермонтов вернулся в Петербург только через год. Стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» А.И. Герцена и Н.П. Огарева в Лондоне. В России оно было опубликовано впервые и не полностью лишь в 1858 году.

б)Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленными учащимися

Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?

На какие смысловые части делится стихотворение?

С какими интонациями следует читать каждую часть?

Какие слова и вы ражения рисуют облик поэта?

Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу?

Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?

Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть поэта» несколько адресатов?

Каковы черты убийц поэт а в последних 16 строках? Какие образы здесь противопоставлены?

Докажите, что Лермонтов осознает смероть Пушкина не как гибель человека и поэта, а как тяжелейшую утрату для России.

Трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать». Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию национальной культуры.

2. Выразительное чтение и комплексный анализ стихотворения «Поэт»(1838 г.)

а)Вступительное слово учителя

Эпоха Лермонтова – это 30-е годы XIX века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов, как истинный поэт, не мог этого принять. Поэтому многие стихотворения, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением. протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора – «Поэт» (1938).

Как построено стихотворение « Поэт»?

Почему в стихотворении, которое называется «Пэт», более половины текста посвящено истории кинжала?

Скаким чувством описывается в нем кинжал? Раскройте смысл параллели между кинжалом и поэтом.

Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? В чем драматизм истории кинжала? Укажите образы, используемые автором для того, чтобы подчеркнуть контраст между былой солой поэтического слова и последующим упадком его значения в обществе.

Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?

Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8-9-й строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?

Сопоставьте 3-ю и 10-ю строфы. Какой подтекст при этом выявляется? Какой поэтический смвсл подчеркивают формы глаголов?

В чем Лермонтов видит подлинное предназначение слова?

А в каком образе представили бы современную поэзию вы?

Для Лермонтова поэт всегда был подобен пророку, кому-то, кто близок к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что поэт – всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может вершить судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении возможности искусства зажигать словом сердца людей. Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка.

Именно осознанием нереальности своей мечты вызваны особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пфос стихотворения в целом.

Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то жеь время оно выражает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-мессии, призванном «глаголом жечь сердца людей».

3. Аналитическая работа стекстом стихотворения «Пророк» (1841 г.)

а) Встуупительное слово учителя

Это одно из последних и наиболее знчительных стихотворений поэта написано в 1841 году. Возникновение его, по-видиому, связано со спорами. котрые М.Ю Лермонтов вел с В.Ф. Одоевским по вопросам философии и поэзии.

б) Выразительное чтение стихотворения наизусть зарнее подготовленным учащимся

Почему поэт-пророк отвергнут толпой и истинное признание обрел в пустыне? Каков контекстуальный смысл слова «пустыня»? Почему «город» и «пустыня» противопоставлены?

Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»?

Как связаны его внешность и внутренняя сущность?

В чем предназначение поэта? Почему социалный мир враждебен ему?

Раскройте роль старославянизмов в этом стихотворении.

Созвучно ли это стихотворение судьбе его творца? Аргументируйте свое мнение.

Основная идея стихотворения – это судьба поэта в пору, когда он, обновленный, возрожденный и прозревший, обратился к людям с проповедью любви и справедливости, котрые обществу оказались не нужны.

Это стихотворение об изгнаннической судьбе и бесперспективности участи поэта в обществе.

V . Подведение итогов урока

Почему стихотворение «Смерть поэта» стало началом всенародного признания поэзии М.Ю. Лермонтова?

Почему во времена лермонтова поэт «свое утратил назначенье?»

Как изменилось отношение Лермонтова к своему поэтическому предназначению в ранней и поздней лирике?

VI . Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение «Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова».

Индивидуальное опережающее задание (3 ученика). Подготовить выразительное чтение стихотворений «Дума», «Предсказание», «Родина».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *