Докажите что предложение распространенное
Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
А вот распространенные предложения, смотрите:
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Распространённые и нераспространённые предложения, с. 17
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Предложение
Распространённые и нераспространённые предложения
Ответы к стр. 17
1. Прочитай. Составь по вопросам предложения из данных слов. Запиши составленные предложения.
Над, летали, белые, чайки, водой.
1) кто? что делали?
2) где? что делали? кто?
3) где? что делали? какие? кто?
2. Прочитай. Спиши распространённое предложение. Подчеркни в нём главные члены предложения.
Дождь прошёл. Трава блестит.
В небе радуга горит.
• Докажи, что записанное предложение — распространённое. Для этого впиши в доказательство пропущенные слова,скобок.
Это предложение распространённое. Оно состоит из главных и второстепенных членов предложения (главных, второстепенных, и).
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» (всё — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространенным.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Дело было так. Тщательно и старательно шел Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр… (Г. Траепольский).
Это стало традицией (К. Паустовский).
Светились цветы. Светились недолго (Н. Сладков).
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Ученик был нетерпелив. Пять минут — невелик срок (М. Алексеев).
Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара (К. Паустовский).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
С утра пошел снег (Т. Тэсс).
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Урок русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения»
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx
Конспект урока русского языка
Предмет: Русский язык
Учитель: Годукова Любовь Николаевна
Руководитель практики: Яковлева Татьяна Николаевна
Тема: Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
Цель урока: познакомить с понятием распространенные и нераспространенные предложения.
Образовательные: актуализировать знания о предложениях; научить различать распространенные и нераспространенные предложения.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, интерес к изучению родного языка, развивать речь детей; развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы,
обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.
ПРЕДМЕТНЫЕ: научить различать распространенные и нераспространенные предложения; научить сравнивать их; составлять свои.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение принимать и сохранять учебную задачу, корректировать и контролировать свою деятельность;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывание в соответствии с поставленными задачами.
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, развитие самостоятельной и личностной ответственности за свои поступки.
Средства обучения: Учебник русского языка 2 класс Ч.1, компьютер, презентация, карточки.
— Прочитайте, пожалуйста, поговорку.
— Как вы понимаете это высказывание?
-Нельзя браться сразу за два дела одновременно. Так и в учении, всё требует времени для выполнения.
-Как вы думаете, почему я взяла на урок такое высказывание?
-Я желаю вам сегодня работать на уроке старательно, быть внимательными, не отвлекаться на что-то постороннее.
Записывают в тетради.
Объясняют смысл высказывания.
2. Актуализация знаний.
— Начнем наш урок с чистописания.
— Посмотрите на доску. Над написанием какой буквы мы будем сегодня работать?
-Поработаем над словами с непроверяемыми орфограммами.
Ветерок, родина, воробей, ворона, корова, молока.
— А я составила вот такие предложения (слайд)
— Прочитайте первую строчку.
— Это предложение? Докажите.
-Из чего состоит это предложение?
— Прочитайте вторую строчку.
— А это предложение? Докажите.
-Выделите главные члены предложения.
-Чем различаются эти предложения?
-Верно, кроме главных членов могут быть и другие члены предложения, которые называются второстепенные члены предложения.
— Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока.
— Тема урока «Что такое распространенные и нераспространенные предложения».
— Какие задачи мы можем поставить?
— Будем работать над написанием прописной и строчной буквы о.
Прописывают в тетрадях.
Прописывают в тетрадях с произношением вслух по слогам.
Устно составляют предложения.
Доказывают свое мнение.
-Это предложение состоит из главных членов предложения.
Доказывают свое мнение.
-Во втором предложении больше слов.
— Высказывают свое мнение.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Разделите эти предложения на две группы.
-Какие предложения вы отнесли к первой группе? (слайд 3)
-Из чего они состоят?
-Верно, такие предложения называются нераспространенными.
-А какие предложения относятся ко второй группе?
-это распространенные предложения.
-Подчеркните главные члены предложения.
-Прочитайте правило на странице 35.
Делят предложения на две группы.
Наступает утро. Блестело солнце. Запели птицы.
-Эти предложения состоят только из главных членов предложения.
Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья.
Записывают упражнение в тетрадь.
Вслух читают правило.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
— Откройте учебник на стр.35. Прочитайте упражнение 40.
— Прочитайте запись, можно сказать, что это предложение?
-Составьте из слов нераспространенное предложение.
-Составьте распространенное предложение.
-Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.
— Какое из записанных предложений вам нравится больше?
— Итак, стали все ровненько, спинки выпрямили. Поднимем руки вверх, потянемся.
— Теперь подняли правую руку вверх, левая рука внизу. Выполняем отведение рук. На 1-2 – правая вверху, 3-4 – то же, левая вверху.
— Выполним наклоны. 1– влево, 2- и.п.
— Руки вперед. Сжали кисти в кулачки. 1 – разжали кулачки, 2- сжали.
— А теперь опустите руки вниз и расслабленно потрясите кистями.
-Нет, слова не связаны по смыслу.
— Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.
Высказывают свое мнение.
Поднимают руки, тянутся.
Выполняют комплекс упражнений.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Самостоятельно дополните любые два предложения, чтобы они стали распространенными и запишите их.
— Прочитайте, что у вас получилось.
Отрывают учебник на стр. 36, читают.
Составляю предложения, записывают их.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Я читаю предложения: если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное – Н.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Они радуются весеннему свету.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие предложения называются распространенными?
— Какие предложения называются нераспространенными?
— Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?
Вы большие молодцы, хорошо сегодня поработали. До новых встреч!
— Мы работали над темой «Что такое распространенные и нераспространенные предложения».