Докажите что пунктуация и интонация взаимосвязаны
Роль интонации в обучении пунктуации
РФ Кировская область Омутнинский район город Омутнинск
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования Омутнинского района
Учитель русского языка и литературы
Контактный телефон – 89127049416
РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать смысловое и синтаксическое членение предложения и текста.
Выделяют функцию завершения предложения, функцию разделения ( однородные члены предложения, главное и придаточное предложения), функцию выделения (.вводность, обособление)
Интонации – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Интонация создаётся повышением и понижением голоса. (Повышение голоса отмечаем стрелкой, указывающей вверх, а понижение –стрелкой_ указывающей вниз.) Смысл зависит от тог, о,где вы сделаете паузу.
В предложении: ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ – если сделать паузу после первого слова, значит, надо идти. А если паузу сделать после слова нельзя, значит, надо останавливаться. Небольшие паузы обозначаются одной вертикальной чертой, паузы более длител ьные – двумя. Смысл зависит от того, на каком слове сделаем ударение (его называют логическим ударением)
В письменной речи на паузы указывают знаки препинания: точка, тире, запятая и другие.
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса.
Предложения с однородными членами.
Сложносочиненное предложение(с соединительными и разделительными союзами)
Бессоюзное сложное предложение (запятая)
Заволнуется в поле по-девичьи рожь/, и колосья уронит/, и тихо заплачет.
2. Интонация подчинения, или обособления
Обособленные члены предложения.
Лес/, виднеющийся вдали/,манил тишиной и прохладой.
3. Интонация противопоставления
Сложносочиненные предложения (с противительными союзами)
Бессоюзное сложное предложение (тире)
Интонация резко делит предложение на две части длительной паузой //.В первой части голос повышается, пауза, вторая часть начинается с высокой ноты.
Лес рубят – щепки летят.
Молвит слово – соловей поёт.
4. Интонация предупреждения, или
Обобщающие слова при однородных членах.
Знаки препинания при прямой речи. (после слов автора)
Бессоюзное сложное предложение (двоеточие)
Перед двоеточием голос понижается, делается длительная пауза, а следующая часть начинается с той же или более низкой ноты.
Зеленеет всё// : лес, поля, даже дорога.
А за окном шелестят тополя //: нет на земле твоего короля.
5. Интонация вводности
Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Вводные слова и предложения читаются быстрым темпом, пониженным тоном, выделяются паузами.
Ср.: Он может возвратиться.
Работа выполнена,\по-вашему,/ хорошо?
Ср.: Работа выполнена по вашему совету.
6. Интонация звательная
Знаки препинания при обращениях.
Логическое ударение на обращении, после него – длительная пауза.
Как хорошо ты//, о море ночное!
В программе по русскому языку нет самостоятельной темы «Интонация», но методика предусматривает интонационную работу в процессе обучения выразительному чтению, а также в отдельных темах синтаксиса. Тема находит отражение и в учебниках.
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения, делая паузы между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащие и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым.
Предложения с однородными членами
Прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления. Обратите внимание на знак паузы между словами и на то, что слова, отмеченные знаком произносятся одним тоном.
Предложения с обращениями
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышаете, затем – понижаете. После обращения делайте паузу. /
Пунктуационный разбор предложения
Знаки завершения (в конце предложения)
Разделительные знаки (однородные члены предложения)
Знаки выделения ( обращение)
Сложное предложение. Запятая в сложных предложениях.
Выпишите, расставляя пропущенные знаки разделения: сначала простые предложения, затем сложные.
Интонация. Интонационные средства
Прочитайте предложения в соответствии с ремарками
Упр.82 Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа
Тире между подлежащим и сказуемым
Прочитайте предложения, выделяя тоном голоса подлежащие и делая паузы между подлежащим и сказуемым
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части.
Хорошо отработанные интонации не только способствуют лучшему пониманию текста, но и служат основой пунктуационных умений и навыков.
Паузная речевая пунктуация.
Когда люди говорят, произносят вслух фразу, в речи возникают паузы.
Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком – запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых).
Предложение с однородными членами.
Прочти вслух фразу и посчитай, сколько здесь пауз. Перечисления подтверждаем запятыми.
Ленивые,/ толстые,/ полосатые,/ объевшиеся рыбой коты валяются поперёк дивана.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Алгоритм: 1. Ищем слово 2.Смотрим вправо 3.Задаём вопрос какой? 4.Отвечаем всей фразой 5.Убираем фразу из предложения и смотрим остаток( «голова»- «хвост»)
Попугай /, довольно прилично говорящий по-турецки,/ задумчиво сидит на лампе.
— Сколько здесь пауз? *(Две)
Далее по алгоритму.
Самолётик задымился и,/ пригибаемый лучом,/ пошёл на запад.
3.Отвечаем всей фразой: пригибаемый лучом. Ответ в рамки. Запятые на рамках! Пауза-союз-рамка. Рамка важнее паузы: она для этого иставится, чтобы на ней ставить запятые. А паузу мы сейчас легко проверим («голова»- «хвост») Самолётик задымился и пошёл…
По такому алгоритму можно работать при изучении тем: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным», «Обособленное согласованное определение», «Обособленное распространённое приложение» и т. д.
2. Идеальная грамотность. СПб.-Питер,2011, 208 с.
Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания в письменной
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи. ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
Интонация – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания. Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать.
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлены: выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.
Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Например: 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет. Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Н. Гумилев Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось … Я попробую… Мне захотелось…
Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-359545
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Докажите что пунктуация и интонация взаимносвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию?
Докажите что пунктуация и интонация взаимносвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию.
Взаимосвязаны они тем, что интонация помогает лучше на слух, не видя текста, понять речь.
Ведь без интонации она не связана никак.
Попробуйте прочитать предложение, учитывая знаки препинания и нет :
я люблю груши яблоки абрикосы апельсины вчера вечером ходил в зоопарк смотрел на животных
Или например поставил точку в середине предложения.
Зима пришла, все были.
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
Докажите что тема Союз»тесно связана с синтаксисом и пунктуацией?
Докажите что тема Союз»тесно связана с синтаксисом и пунктуацией.
Докажите что синтаксис и пунктуация взаимосвязаны?
Докажите что синтаксис и пунктуация взаимосвязаны.
Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация?
Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация?
В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную функцию?
В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную функцию?
Найти пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Найти пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
2. 3 Что не относится к разделу «Синтаксис и пунктуация»?
2. 3 Что не относится к разделу «Синтаксис и пунктуация»?
А) часть речи ; б) интонация ; в) член предложения ; г) пунктограмма.
Помогите написать сочинение на тему «функции пунктуации» желательно поподробнее)) спасибо?
Помогите написать сочинение на тему «функции пунктуации» желательно поподробнее)) спасибо.
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?
Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
Составьте с этими словами предложения.
Говорить внятно, чтобы собеседник понимал о чем вы говорите. Не перебивайте говорящего. Можно применять жесты в помощь себе. Выделять важные в предложении слова. Постараться объяснить как можно точнее мысль своего рассуждения.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Докажите что пунктуация и интонация взаимосвязанным выполняют смыслоразличительную функцию. Приведите примеры
Ответ:
Пунктуацией называются все знаки препинания, которые ставятся в предложении и в конце предложения. Запятые при повторяющихся союзах и однородных членах требуют интонации перечисления. Вопросительный знак требует произнести предложения с вопросительной интонацией. Предложения или слова с восклицательным знаком произносятся с особым эмоциональным подъемом, с чувством, с призывом. Точка в конце предложения говорит о завершении мысли и интонация нужна спокойная, понижающая тон.
из гнезда, свитого ласточками под крышей сарая, выпал неоперившийся птенец.
Не хватает. Не покладая. Не прополоты. Не редкость.
Нас набралось всего пол-аудитории, и преподаватель, чтобы всем было хорошо слышно, попросил занимать только первые ряды.
В след за тем. в виде, поначалу. В конец, по двое. На вынос, покрепче
Школа, пожалуй, одно из немногих мест, где мы проводим большую часть дня. Здесь ученики получают знания, открывают для себя новые горизонты в изучении окружающего мира. Но уроки отнюдь не всё, что прельщает школьников.
Большая перемена всегда вызывает восторг у детей. Почему, спросите вы? Во-первых, можно отдохнуть и немного расслабится после напряженной умственной работы, восполнить свои силы. Мне хотелось бы подробнее рассказать о том, как проводят свободное от уроков время учащиеся нашей школы.
Безусловно, всё зависит от возраста и эмоционального состояния школьников. Разницу нетрудно заметить. Первоклассники обычно не сидят на месте, они бегают, прыгают, суетятся, напоминая шумный, беспорядочный рой. Ребята постарше ведут себя гораздо спокойнее, некоторых из них можно увидеть с книгой в руках. Многие смотрят новости в интернете, сразу же после звонка погружаются с головой в виртуальный мир. Особое внимание хотелось бы обратить на учащихся 9-11 классов. Ученики данного возраста в большинстве случаев общаются с друзьями и одноклассниками. Раздаётся весёлый, звонкий смех, который не умолкает на протяжении двадцати свободных минут. Некоторые школьники посещают в это время буфет, подкрепляются пирожками и конфетами. Но вот опять звонок на урок. Надо сказать, что время пролетело незаметно. Все нехотя расходятся по своим кабинетам, вновь открывая учебники и тетради.
Именно таким образом проходит большая перемена в моей родной школе. Если понаблюдать за окружающими людьми, можно заметить некоторые особенности каждого из них. В заключение хочу сказать, что перемена вносит разнообразие в школьную жизнь.
Пунктуация. Основы русской пунктуации. Структура предложений и пунктуация. пунктуация и смысл. Пунктуация и интонация.
Пунктуация— система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.
Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечивать читающему правильное понимание смысла написанного. Поскольку правильное понимание текста зависит, прежде всего, от его смыслового членения (на предложения и различные их части), постольку основой пунктуации является смысловое членение речи. Так, например, в следующем тексте: Ночь. Тема спит нервно и возбужденно. Сон то легкий, то тяжелый. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря (Гарин-Михайловский) с помощью точек разграничены предложения; кроме того, с помощью запятых отграничены друг от друга однородные сказуемые (3-е предложение и главная и придаточная части сложноподчиненного предложения.
Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания обусловлено, прежде всего, строением предложения, его синтаксической структурой. Поэтому основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип.
Например: Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб,3 птицу,* притаившуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6 орех на ветке7 — одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то), (что ищешь).
Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 — запятая отделяет придаточное от главного; 2 — запятая на стыке союзов при последовательном подчинении придаточных; 2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 — запятые разделяют однородные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова; 7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом; 8 — запятая выделяет вводную конструкцию; 9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении; 12 — точка указывает на конец предложения.
Синтаксическое членение текста (в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место). Поэтому второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой.
Например: 1) В предложении Жених был приветлив и очень важен, потом — он был неглуп и очень зажиточен (М. Горький) тире указывает на то, что слово потом имеет здесь значение «кроме того». При отсутствии тире потом имело бы значение «после чего-либо», «впоследствии», неуместное в данном случае. 2) Предложение Ваше заявление должно быть рассмотрено комиссией (без знаков препинания) выражает уверенность говорящего в достоверности сообщаемого. А предложение Ваше заявление, должно быть, рассмотрено комиссией (с вводной конструкцией) — неуверенность, предположительность.
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один па волков (И. Тургенев).Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Таким образом, во всех этих примерах знаки выступают как различители смысла, который и обусловливает определённую структуру предложения.
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невоклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.
Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.
Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 771 ; Мы поможем в написании вашей работы!