Докажите что рассказ к м станюковича рождественская ночь относится к святочным
Докажите, что рассказ К.Станюковича «Рождественская ночь» относится к святочным. Умоляю, помогите
Ответ:
Местом действия рассказа является жаркий остров Ява.
Густой аромат тропиков на острове Ява совсем не похож на Рождественскую ночь в далёкой России. Автор передаёт экзотический колорит местности, красочно описывает «волшебную тропическую ночь», упоминает даже крокодилов и кайманов.
Поздняя ночь. Катерная команда с клипера (=парусного судна) «Забияка» ожидает у пристани загулявшихся на берегу офицеров.
Вдруг сквозь плеск волн доносится плач маленького ребёнка.
Что делать? Рискнуть, бросить пост и пойти посмотреть в чём дело, или как положено по уставу остаться на месте? Для русских моряков вопрос так не стоит, а в эту рождественскую ночь — особенно..
Моряки в рождественскую ночь спасают брошенного всеми малайского мальчика и оставляют его у себя. Неделю прожил маленький найдёныш на клипере.
МОНОМАХ Не то ли храбрый Мономах? \ Он меч вознес на Византию. И Комнин, облеченный в страх, \ Венец взлагает на Россию. \ Там плещут Невски берега, \ Низвергнув дерзкого врага\ Петрова Мужеством Предтечи; \ От Запада защитник он. \ Се Дмитриевы сильны плечи\ Густят Татарской кровью Дон. Михаил Ломоносов 1761 ОДА Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, на пресветлый торжественный праздник Ея Величества восшествия на Всероссийский престол ноября 25 дня 1761 года, в оказание истинной радости и ревностного усердия всенижайше поднесенная от всеподданнейшего раба Михаила Ломоносова
МОНОМАХ То с русской силой Мономах\ Всесокрушающий явился; \ Сырчан в донских залег мелях, \ Отрок в горах кавказских скрылся. Аполлон Майков 1874 ЕМШАН
МОНОМАХ Тихо в комнате, мягко и пусто. \ Шапку мнет на тахте Мономах, \ И печально поет Заратустра\ На широких июльских холмах. Алексей ТКАЧЕНКО-ГАСТЕВ 2001 «Футурум АРТ» No. 1-2 (14-15),2007 Тихо в комнате, жарко и пусто.
МОНОМАХА ШАПКА Извилистыми, темными путями\ Достал корону я, как весь мой век\ Она мне лоб заботой тяжелила. \. Она казалась на моем челе\ Захваченной насильно. То и дело\ Напоминал мне после кто-нибудь, \ Что и ему венчаньем я обязан. Вильям Шекспир. Перевод Бориса Пастернака КОРОЛЬ ГЕНРИХ IV (Часть вторая)
МОНОМАХА ШАПКА Заутра вновь, о ужас, пред народом\ От сына отрекусь, заутра вновь\ Обманщику дам царское названье, \ И вся земля услышит, церковь вся\ Во образе святого патриарха\ Благословит народ. Нет, не пойду. Алексей Хомяков 1832 ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ
«Учитель, который останется в моем сердце навсегда».
3. Только тот, кто помнит как был ребенком, может понять ученика.
4. Воспитание сердцем.
5. Не назидая, но смеясь.
6. И любовь, и мудрость, и талант.
Презентация по родной литературе на тему «Святочный рассказ К.М. Станюковича «Рождественская ночь»
Описание презентации по отдельным слайдам:
К.М. Станюкович «Рождественская ночь» (1892)
Цели: Познакомиться с жанром рождественского (святочного) рассказа. Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, ответственность, доброта, милосердие. Познакомить учащихся с особенностями рассказов К.М. Станюковича.
Константин Михайлович родился 18 (30) марта 1843 года, в Севастополе, в семье коменданта севастопольского порта и военного губернатора города адмирала Михаила Николаевича Станюковича. Отец, всю жизнь посвятивший морской службе, видел в сыне продолжателя семейной традиции, и Константин был определен сначала в Пажеский, затем в Морской корпус. Позже, «чтобы выбить из головы дурь» – мысль об университете, отец послал шестнадцатилетнего сына в трехгодичное кругосветное плавание. Но Константин по-прежнему мечтал о другой, литературной карьере. Надежды отца не оправдались, вернувшись в Петербург, Константин Станюкович сразу же подал в отставку, твердо решив посвятить себя литературе.
Айвазовский И.К. «Корабль» Море вошло в плоть и кровь его рассказов; за прекрасное описание моря его называют «Айвазовским слова». «Ветер крепчал, посвистывая в снастях. Словно птица, расправившая могучие крылья, клипер, накренившись набок, несся все быстрее и быстрее, легко перепрыгивая с волны на волну и раскачиваясь. Седые гребешки волн, с шумом разбивавшиеся о бока вздрагивающего клипера, все чаще и чаще обдавали брызгами палубу… Кругом одна беспредельная холмистая равнина бушующего океана да небо, покрытое бегущими облаками… Вдали, на горизонте, собирались тяжелые свинцовые тучи».
Когда происходит действие рассказа? «В эту чудную ночь, накануне Рождества Христова…» Что вы знаете об этом дне?
Рождественские праздники становились днями семейного сбора, днями милосердия, примирения и всеобщей любви.
Теплые и трогательные истории были предназначены для семейного домашнего чтения. Во второй половине XIX – начале XX веков в России готовили к Рождеству специальные сборники святочных (рождественских) рассказов.
Сюжеты детских рождественских (святочных) рассказов незамысловаты: ¤ воспроизводится событие, приуроченное к празднику Рождества, святкам; ¤ происходит чудо (удачное стечение обстоятельств, счастливая случайность); ¤ финал рассказов благополучный, счастливый.
Запишите определение Рождественский (святочный) рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
Словарная работа Найдите лексическое значение слов: Клипер Верста На рейде Пакгауз В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
Работа с текстом Где происходило действие? В какое время суток начинается повествование? Какая это ночь, в чем ее особенность? О чем вспоминали матросы? Что увидели матросы? Что сказал Ефремов по поводу падения звезды? Чей жалобный крик с берега услышали матросы? Кого увидели матросы? Что сделали с ребенком матросы? Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними? Куда обещали поместить маленького малайца? Как относился Ефремов к найденышу? Согласился ли капитан оставить мальчика? Какие нравственные качества проявили матросы? Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
Домашняя работа Докажите, что рассказ К. М. Станюковича «Рождественская ночь» относится к святочным? Чему учит этот рассказ? «В какие чудеса следует верить людям?» Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то прочитайте следующие художественные произведения: Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», Л. Андреев «Ангелочек», А. Куприн «Чудесный доктор», Н.С. Лесков «Зверь», «Жемчужное ожерелье», «Неразменный рубль», «Штопальщик», «Старый гений», «Пугало».
Конспект урока по родной литературе на тему «Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа»
Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Подготовка к PISA
Цель урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
Русский писатель Константин Михайлович Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.
В 1856 году юноша был зачислен кандидатом в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения, поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.
Вопреки желаниям отца, это путешествие наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания» (1867).
В 1864 году Станюковичу все-таки удалось уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода» (1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев» (1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).
В конце 70-х годов Станюкович много бывал за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что в 1885 году был сослан в Томск.
В 1902 году Станюкович закончил свое главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в Неаполе.
3. Работа по теме урока
Рождественский рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
— Чтение текста + беседа по вопросам.
— Где происходило действие? (Батавия – город на северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).
— В какое время суток начинается повествование? (Ночью).
— Какая это ночь? (Рождественская ночь).
— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те, которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!»).
— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).
— Чей жалобный крик с берега услышали матросы? (Крик младенца).
— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).
— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).
— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними? (Да).
— Куда обещали поместить маленького малайца? (В приют).
— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел попросить, чтобы его оставили).
— Согласился ли капитан оставить мальчика? (Нет).
— Какие нравственные качества проявили матросы? (Милосердие, сострадание, доброту).
— Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. (Письменные ответы учеников)
1. К какому жанру относится произведение «Рождественская ночь»?
Проблематика рассказа «Рождественская ночь» Станюковича
Произведения, приуроченные к определенной дате, получили названия святочные, а иногда рождественские рассказы. Они несут определенную смысловую нагрузку, раскрывают такие вопросы, которые всегда сохраняют свою актуальность и беспокоят умы множества людей во все времена. И рассказ «Рождественская ночь» следует отнести к данному жанру прозы, в котором совершаются чудеса с помощью мистических сил, а иногда – и простых людей.
О чем рассказ «Рождественская ночь»
Автор рассматриваемого произведения, Константин Михайлович Станюкович, часть своей жизни провел с морем. Именно там он собрал большое количество информации и интересных сведений, которые затем применил для написания своих рассказов. И «Рождественская ночь» также касается темы моря и моряков.
Жизненные условности, чистосердечные порывы и обыкновенные человеческие чувства рассматриваются в разрезе простого повествования, помогая читателю задуматься об их важности. Умение делать добро же в самых непростых обстоятельствах – важная тема, которая не теряет своей актуальности в любое время и при любых условиях.
Развитие сюжетной линии
События разворачиваются в особо звездную рождественскую ночь. Матросы рассказывают друг другу о волшебстве ночи, о том, что именно сегодня в море сбрасываются Господом самые мятежные звезды. И, вероятно, для экипажа судна мальчик и стал такой волшебной звездой. Когда на борт возвращаются офицеры, новость о новом члене команды воспринимается ими спокойно, и мальчик остается на клипере.
Однако по действующему закону о находке сообщается губернатору острова, в результате чего после недельного проживания на борту мальчик был вынужден отправиться в детский приют.
Замысел автора и рассматриваемые проблемы в рассказе
Простой сюжет рассказа, отсутствие слишком сложного или закрученного сюжета при максимальной приближенности к реальной жизни каждого из нас – именно об этом говорит автор в повествовании «Рождественская ночь». Используя простой, доступный для каждого читателя язык, Станюкович изучает движения души в ситуации, когда требуется проявить великодушие, отзывчивость и закрыть глаза на существующие в обществе условности и ограничения.
И хотя в итоге одинокий малыш все же оказался в приюте, а команда клипера была вынуждена пойти на такое решение губернатора, все же при прочтении рассказа остается приятое послевкусие. Ведь стремление сделать доброе дело, помочь слабому и сообща не допустить жестокости уже следует назвать важным шагом на пути к улучшению общества в целом, что в рассказе представляется на примере команды клипера.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.5 / 5. Количество оценок: 4
Действие данного рассказа происходит на острове Ява. Сейчас это один из остров Индонезии, там живет очень много людей (как во всей России). Однако в рассказе название страны или подробности быта местных жителей не раскрывается, говорится только, что все происходит в тропиках.
Далее можно прочитать Рождественская ночь Станюкович краткое содержание.
Персонажи рассказа
Главными героями произведения являются русские моряки. Матросы Живков и Ефремов встречают Рождество в тропиках и спасают местного мальчика. Однако их капитан, Андрей Егорыч, понимает, что ребенок не может остаться на судне.
Краткий пересказ «Рождественской ночи»
На дворе XIX век. Канун Рождества, но вот в тропиках нет снега или звона бубенцов – здесь ночью дует теплый ветер, шелестят листья пальм и тихонько плавают в поисках добычи крокодилы. Для русских моряков очень непривычно встречать большой праздник в тропиках. Матросы смотрели на звезды и вспоминали свою родину, где сейчас снежно и морозно. Они тосковали по России и грустили из-за того, что уже три года они находятся в плаванье в чужих краях.
Продолжая кратко читать «Рождественскую ночь» Станюковича мы видим, что матросы оказались правы. На берегу действительно сидел маленький мальчик, который громко плакал и тем самым привлек крокодила. Мальчик был совсем один, и на нем ничего не было надето, кроме одной рубашке.
Живков и Ефремов забрали малыша на судно, спасая его от нападения хищника. Они накормили ребенка, одели его и положили спать. Наутро они сообщили капитану о том, что случилось, и Андрей Егорыч разрешил мальчику остаться, пока судно стоит у берега, однако дал знать местному губернатору о том, что они нашли ребенка из местных.
Некоторое время мальчик провел на судне с русскими матросами и офицерами. К нему все относились хорошо, но Ефремов был особенно внимательной «няней». Однако когда пришло время отплывать, за мальчиком пришел местный сотрудник полиции. Несмотря на нежелание, русским морякам пришлось расстаться с маленьким гостем.
Долгие годы Ефремов потом вспоминал о том, какое важное дело они совершили в одну тропическую рождественскую ночь. Это было проявление милосердия, которое и должно происходить в этот славный праздник.
Главная мысль
Этот рассказ, пусть и имеет несколько религиозный оттенок (все-таки события происходят в Рождество и упоминается Иисус-спаситель), рассказывает о простых вещах, которые объединяют людей независимо от их веры. В данном случае это – добро и желание помочь ближнему. В славный праздник двое русских мужчин спасают иностранного мальчика, который относятся к совсем другой религии. Однако их это совсем не волнует, главное – что они могут дать этому ребенку. Они относятся к нему со всем добром, которое есть в их сердцах. И это помогает им чувствовать себя нужными и важными.