Докажите что растение это живой организм биология 5

Биология

Докажите, что растение живой организм.

Растение живой организм, так как совершает обмен веществ и энергии с неживой природой (поглощает свет, воду, минеральные вещества), образует органические вещества, которыми питаются животные, способно к незначительному передвижению, обладает способностью к росту, развитию, размножению.

Ещё по теме

Какова роль растений в природе и жизни человека.

Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

Какие животные обеспечивают нас продуктами питания?

Чем условия жизни деревьев отличаются от условий жизни луговых трав? (3-й класс, жизненный опыт)

Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

Как устроена клетка водорослей? Что общего и чем различаются клетки одноклеточных и многоклеточных водорослей?

Сообщение об истории открытий увеличительных приборов.

К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?

Почему голосеменные и покрытосеменные растения относят к высшим семенным растениям?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …

Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …

Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.

Итак, докажем, что растение растёт и развивается

— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..


Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…

Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.

Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.

1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.

2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?

Посмотрите на фото… побег дерева

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..

Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.

Мультик о частях растений (на английском, но вы поймёте 😉

Растение – питается. Докажем.

Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….

Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.

Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.

Ещё мультик (на английском)

Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.

Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.

Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.

Горение происходит только при наличии кислорода.

Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!

Итак, мы доказали, что растения дышат!

(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм

-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..

Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.

Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.

А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук.

— «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»

Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.

Источник

Доказать что растение живой организм – Докажите, что растение – живой организм.

Свойства живого. Растение — живой организм. Роль обмена веществ

Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …

Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …

Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.

Итак, докажем, что растение растёт и развивается

— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..

Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…

Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.

Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.

1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.

2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?

Посмотрите на фото… побег дерева

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..

Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5

Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.

Растение – питается. Докажем.

Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….

Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.

Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.

Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.

Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.

Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.

Горение происходит только при наличии кислорода.

Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!

Итак, мы доказали, что растения дышат!

(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм

-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..

(слайд) — Когда мои ученики узнали, что я еду к вам на урок по окружающему миру, задали мне тысячи вопросов «Почему». Попробуем ответить хотя бы на несколько вопросов…

(слайд) 1 видеовопрос

(слайд) 2 видеовопрос

Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.

Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.

А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук.

3 видеовопрос «Почему чем больше листьев на яблоне, тем больше будет плод?» (ученые утверждают, что для созревания 1 яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев)

-У меня еще остались «почемучки»: «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»

Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.

Занимательные опыты с растениями. Жми здесь.

Растение — живой организм | Биология

Растение — живая система

Все произрастающие на Земле растения — живые организмы. Как организмы они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, размножаться, расти, развиваться, взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на изменения среды.

Эти процессы в организме осуществляются благодаря функционированию (от лат. функция — «работа») соответствующих органов. Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа органов системы обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы — биосистемы (от греч. биос — «жизнь»).

Нарушение работы одного из органов организма может привести к нарушению деятельности остальных его органов. Если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворенными в ней минеральными веществами, то все растение завянет. Если зеленые листья побега не смогут образовывать достаточного количества питательных веществ, то растение не зацветет, не образует плодов и семян. У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно связаны между собой.

Процессы жизнедеятельности растения

Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования, называются жизнедеятельностью. Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием систем его органов.

В процессе питания организм поглощает из внешней среды необходимые ему вещества, усваивает их, благодаря чему живет и увеличивается в размерах. Растения в процессе питания поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества, а из воздуха — углекислый газ, из которых с помощью энергии света образуют органические вещества и используют их для построения своего тела, роста и развития.

В процессе дыхания растительный организм осуществляет газообмен: потребляет кислород. При этом выделяется углекислый газ и пары воды.

Каждому организму свойствен обмен веществ. При этом превращения веществ (поступивших в процессе питания и дыхания), протекающие в организме, обеспечивают его жизнедеятельность и постоянную связь с окружающей средой. Образовавшиеся в этом процессе ненужные вещества удаляются в окружающую среду, т. е. выделяются.

Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т. е. увеличивать количество особей. Размножение присуще всем живым организмам, но оно реализуется только в благоприятных для жизни условиях.

Растение в течение всей жизни увеличивается в размерах, т. е. растет, и приобретает новые свойства — развивается.

У разных растений развитие протекает с разной скоростью. У однолетников оно совершается достаточно быстро. Например, посеянные в апреле астры зацветают в августе, через 90 дней после посева. Тюльпаны, нарциссы, крокусы, дикорастущие луки, лилии при выращивании из семян разовьют цветоносные побеги не менее чем через 5-6 лет. Еще более длительный срок (10-30 лет) для этого требуется древесным и кустарниковым растениям.

Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть фото Докажите что растение это живой организм биология 5. Смотреть картинку Докажите что растение это живой организм биология 5. Картинка про Докажите что растение это живой организм биология 5. Фото Докажите что растение это живой организм биология 5Цветущие растения: 1 — нарциссы; 2 — кандык сибирский; 3 — пролески; 4 — тюльпаны

Рост и развитие растений, так же как и питание, дыхание, обмен веществ, размножение, зависят от условий окружающей среды. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет, а при благоприятных развивается и растет быстро. Это свидетельствует о том, что растение, как все организмы, реагирует на изменения условий окружающей среды и его жизнедеятельность, зависит от них.

Организм — живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие.

Источник

Докажите что растение это живой организм биология 5

Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.

ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:

Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.

Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.

ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:

Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.

§1. Наука о живой природе стр. 7

1. Какова роль растений и животных в жизни человека?

В жизни человека растения и животные играют важную роль. Растения производят кислород, необходимый для дыхания, а также используются в пищу, в изготовлении лекарственных средств. Животные также используются в пищу, в сельском хозяйстве, из их шерсти изготавливают одежду. Также растения и животные служат сырьем в промышленной деятельности человека, в научных исследованиях.

2. Что изучает биология?

Биология изучает всех живых существ, их взаимодействие друг с другом и окружающей средой.

3. Почему появились растения и домашние животные?

Древний человек для пропитания занимался собирательством и охотой. Но со временем, в результате эволюции, человек начал отбирать пригодные для пищи растения и высаживать их рядом с жилищем. То же произошло и с животными: животных приручали, использовали для возделывания земель, а также употребляли в пищу, шили одежду из их шкур.

4. Какие биологические науки вы знаете?

К биологическим наукам относятся: ботаника, зоология, микробиология, микология.

§2. Свойства живого стр. 12

1. Что такое живая природа?

2. Какие объекты являются частью живой природы?

3. Докажите, что растение – живой организм.

4. Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?

Без обмена веществ органы не могли бы существовать, потому что не было бы поступления питательных веществ, воды и кислорода.

§3. Методы изучения природы стр. 15

1. Какие методы изучения природы вы узнали?

Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.

2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?

Компьютер активно используется в методе моделирование, а также его можно использовать при описании и сравнении.

3. Кого называют орнитологом?

4. Какие методы применяются в природе, а какие в лаборатории?

Чаще всего в природе используются методы наблюдения, описания и сравнения; а эксперимент и моделироание относятся к лабораторным методам исследования.

§4. Увеличительные приборы стр. 18-19

1. Что такое микроскоп?

2. Что служит основной частью тубуса?

3. Какую роль играют линзы?

Линзы играют самую важную роль в микроскопе, т.к. они обеспечивают увеличение изображения в несколько раз.

4. Каковы функции зеркала в микроскопе?

Зеркало в микроскопе направляет лучи света на изучаемый объект для улучшения видимости.

§5. Строение клетки. Ткани стр. 24

1. Каковы основные части клетки?

1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны

2. Объясните, есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?

Образовательные ткани присутствуют на верхушке дерева.

3. Поясните, в чем основное отличие растительной клетки от животной.

Основное отличие растительной клетки от животной состоит в том, что она (растительная) имеет хлоропласты для осуществления фотосинтеза, клеточную стенку и вакуоли.

4. Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной.

В клетках соединительной ткани, в отличие от эпителиальной, хорошо развито межклеточной вещество.

§6. Химический состав клетки стр. 27

1. Каким общим свойством обладают органические вещества?

2. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?

С помощью йода в веществе можно обнаружить крахмал. При присутствии крахмала вещество окрасится в фиолетовый цвет.

3. Какова роль белков в организме?

Белки выполняют очень важную роль в живом организме: они служат материалом для построения клеток, тканей, органов. Они участвуют в защите организма от инфекций, а также способствует усвоению витаминов и минеральных веществ.

4. Как можно обнаружить неорганические вещества?

§7. Процессы жизнедеятельности клетки стр. 32

1. Как происходит рост клетки?

Рост клетки происходит в результате накопления ею органических и минеральных питательных веществ, что способствует увеличению размеров клетки и приобретению новых качеств, например, способность к делению (размножению).

2. Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?

3. Какую роль в жизни клетки играет процесс обмена веществ?

Обмен веществ играет ключевую роль в жизни клетки, потому что именно он обеспечивает клетку необходимыми для роста питательными элементами. Без обмена веществ не было бы возможности роста и развития.

4. По каким признакам судят, что клетка – это живая система?

Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.

5. Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?

Да, потому что доказано, что клетка имеет все признаки жизни.

Подведем итоги главы 1

Подведем итоги (гл. 1) стр. 33-34

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что такое живая природа?

2. Чем живая природа отличается от неживой?

Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают следующими признаками: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.

3. Перечислите основные признаки живого.

Основные признаки живых организмов: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.

4. Какие вещества относятся к органическим?

К органическим относятся: белки, жиры, углеводы.

5. Что общего в строении тел всех живых организмов?

Тела всех живых организмов состоят из клеток.

6. Как размножается клетка?

Клетка размножается с помощью деления на двое. Обе дочерние клетки получают одинаковый набор наследственной информации.

7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.

Ядро хранит в себе наследственную информацию данной клетки: о ее строении, функциях. А в цитоплазме содержатся клеточные тельца, а также в ней происходят все процессы жизнедеятельности.

8. Какие методы изучения живой природы вы знаете?

Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.

9. Что является основной частью микроскопа?

Основной часть микроскопа является тубус, в котором находятся увеличительные линзы.

10. Назовите главные части клетки.

1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны

11. Почему клетку считают живой системой?

Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.

12. По каким признакам различают ткани у организмов?

Ткани живых организмов различаю, прежде всего, по из функциональному назначению, а также по строению, происхождению.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение растительных и животных тканей.

У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.

2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.

3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.

Знание биологии помогает каждому человеку понять процессы, которые происходят во всех живых организмах, т.е. и в нем самом.
Биология помогает разобраться в вопросах устройства жизни на планете.

Б. Выберите правильный ответ.

1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана

3. Наука о живой природе носит название
В. биология

В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы е, е, и, е.
Деление

2. Буквы и, о, а, а.
Цитоплазма

Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.

Глава 2. Многообразие живых организмов

§8. Царства живой природы стр. 38

1. Что означает слово «классификация»? Для чего нужна классификация?

2. Объясните, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?

К одному виду относятся организмы, схожие по строению и особенностям жизнедеятельности, у которых есть возможность скрещиваться и давать здоровое потомство.

3. Рассмотрите рисунок 28. Какие их указанных царств живой природы вам уже знакомы? Приведите примеры представителей этих царств.

Животные: волк, лось.
Грибы: опята, мухомор.
Бактерии: холера, туберкулез.
Растения: бамбук, ромашка, полынь.

4. Какие организмы самые мелкие на Земле? Как ученым удалось их обнаружить и изучить?

§9. Бактерии: строение и жизнедеятельность стр. 42

1. С помощью рисунка 33 назовите основные части бактериальной клетки.

1) клеточной стенки
2) капсулы
3) жгутика
4) ворсинки
5) цитоплазмы

2. Какие типы питания характерны для бактерий?

3. По каким признакам бактерий относят к прокариотам?

Бактерий относят к прокариотам, т.к. в их клетках нет оформленного ядра. Клетка заполнена неподвижной цитоплазмой без вакуолей.

4. Как размножаются бактерии?

Бактерии размножаются при помощи деления клетки надвое.

5. Назовите бактерии, в клетках которых содержится хлорофилл.

Хлорофилл находится в клетках цианобактерий.

§10. Значение бактерий в природе и для человека стр. 45

1. Какое свойство бактерий позволяет использовать их в очистных сооружениях?

Бактерии обладают свойством разлагать органические соединения.

2. Какие бактерии полезны человеку?

Полезны для человека бифидобактерии, лактобактерии, клубеньковые бактерии.

3. Назовите, с какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни.

4. В чем опасность использования консервированных продуктов в пищу?

§11. Растения стр. 51

1. Какова роль растений в природе и жизни человека?

Растения в природе осуществляют фотоситез, выделяют кислород, необходимый для всего живого, являются пищей для многих животных и человека.

В жизни человека растения важны как производители кислорода, источник питания; из них изготавливают лекарства, одежду, материалы; используют в промышленных целях.

2. Каковы основные признаки растений?

3. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.

Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

4. Назовите деревья и кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.

Деревья – береза, тополь, ива.
Кустарники – сирень, шиповник.

§12. Животные стр. 56

1. По каким общим признакам всех животных объединяют в одно общее царство?

2. Что называют фауной?

3. С какими группами животных вы познакомились? Какая из этих групп наиболее многочисленная?

Группы животных: членистоногие, протисты, моллюски, хордовые, иглокожие, черви.

К самой многочисленной относятся членистоногие.

4. Какова роль животных в природе и жизни человека?

В природе животные являются звеном в цепи питания.
В человеческой деятельности животные используются в пищу, из них делают одежду. Также животные используются в качестве рабочей силы, сырья в промышленности.

1. Каково строение гриба?

Гриб состоит из мицелия (грибницы), ножки и шляпки (плодового тела).

2. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»?

Грибы не относят ни к животным, ни к растениям, потому что по типу питания они гетеротрофы (как животные), но при этом у них неподвижная жизнь, как у растений.

Грибы относятся к группе эукариот в связи с тем, что их клетки имеют одно или несколько ядер.

§14. Многообразие и значение грибов стр. 65

2. Назовите главные функции плодового тела у шляпочных грибов.

3. Почему нельзя вырастить подосиновик или груздь в искусственных условиях?

Подосиновик и груздь относятся к грибам-симбионтам. Для существования им необходимы осина (или тополь груздю). С деревьями они образуют микоризу, без которой существование данных грибов невозможно.

4. Как можно обезопасить себя от отравления грибами?

§15. Лишайники стр. 69

1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?

Лишайники растут только в условиях чистого воздуха, при загазованности или задымлении лишайники погибают.

2. Какие функции в организме лишайника выполняет гриб и водоросль?

3. Почему лишайник называют симбиозом?

4. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.

§16. Значение живых организмов в природе и жизни человека стр. 72

1. Какую пользу человек получает от растений?

Растения в жизни человека используются в пищу, из них изготавливают лекарственные препараты и БАДы, получают ткани, а также растения производят кислород, без которого невозможна была бы жизнь живых существ.

2. Каких животных научился разводить человек?

Человек приручил собак, кошек, а также сельскохозяйственных животных: коровы, овцы, кони, домашнюю птицу (утки, гуси, индюки) и пр.

3. Почему в природе не бывает вредных организмов?

Каждое животное, каждый организм выполняет свою собственную функцию, необходимую для поддержания цепи питания.

4. Почему важно сохранять биологическое разнообразие?

Подведем итоги главы 2

Подведем итоги стр. 73-74

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. На какие царства ученые разделяют живую природу?

Царства живой природы:
1. Растения
2. Животные
3. Бактерии
4. Грибы
5. Вирусы

2. Каково строение клетки?

Клетка состоит из ядра, клеточной мембраны, цитоплазмы и органоидов.

3. В чем различие между клетками растений и бактерий?

5. Чем животные отличаются от других организмов?

6. Какие организмы носят название простейшие?

К простейшим относятся одноклеточные организмы или организмы, которые имеют простое строение.

7. Какова роль грибов в природе?

Грибы разрушают органическое вещество, которое потом усваивается новыми растениями.

8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.

9. Как питаются бактерии?

10. Почему надо изучать вирусы?

11. Назовите основные группы растений.

Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

12. Почему у растений есть различные ткани?

Каждая ткань выполняет определенную функцию, что позволяет всем органам растения правильно функционировать.

13. Где растут лишайники?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.

14. Почему растение называют автотрофом?

Растения называют автотрофами, потому что они самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических.

15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.

Бактериальная клетка имеет более простое строение, чем клетка простейшего организма. В клетке простейшего имеются ядро, органоиды, которые отсутствуют в клетке бактерии.

2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.

3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зеленых растений на нашей планете невозможна.

Б. Выберите правильный ответ.

1. К неклеточным формам жизни относятся
б) вирусы

2. Ядро отсутствует в клетках
г) бактерий

3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
б) растений

В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к
Лишайник.

2. Буквы ж, в, т, н
Животные.

3. Буквы г, р, б, к, р, н
Грибокорень.

4. Буквы р, с, т, н
Растения.

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля

§17. Среды жизни планеты Земля стр. 77-78

1. Назовите среды жизни, где обитают живые организмы.

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Чем условия водной среды отличаются от условий наземно-воздушной среды?

В водной среде гораздо меньше кислорода, отсутствует свет на глубине, высокое давление и высокая плотность среды.

3. В какой среде жизни обитает воробей?

Воробей обитает в наземно-воздушной среде.

4. Приведите два-три примера обитателей водной среды.

В водной среде обитают: креветки, окунь, осьминог.

5. В какой среде живет человек?

Человек живет в наземно-воздушной среде.

§18. Экологические факторы среды стр. 81

1. Какие экологические факторы влияют на жизнь в природе?

На жизнь в природе влияют такие факторы, как температура, свет, влажность, а также антропогенный фактор и пр.

2. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

Антропогенный фактор, т.е. фактор воздействия человека на природу, несет, как правило, негативный характер: вырубка лесов, осушение болот, загрязнение воды и воздуха, истребление животных.

3. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»?

Разумной деятельностью людей в природе можно назвать рациональное использование ресурсов, поиск альтернативных идей для решения человеческих нужд.

§19. Приспособления организмов к жизни в природе стр. 84

1. Назовите экологические факторы живой природы, важные для животных.

Для животных важны все факторы живой природы: свет, вода, состав почвы, чистота воздуха, а также наличие пищи, хищников и т.д.

2. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску?

3. Как цветковые растения привлекают насекомых-опылителей?

Для привлечения опылителей цветковые растения наделены приятным ароматом, ярким цветом. У некоторых растений цветки собраны в соцветия для усиления эффекта.

4. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных?

В процессе эволюции некоторые растения выработали механизмы защиты, например, колючки, шипы, жгучие волоски.

§20. Природные сообщества стр. 87

1. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

2. Что называют пищевой цепью?

3. Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?

В нашем регионе встречаются сосновые леса, березовые рощи, болота.

4. Что называют круговоротом веществ?

Это бесконечный повторяющийся цикл перемещения и превращения веществ в природе.

§21. Природные зоны России стр. 93

1. Какая природная зона занимает самую большую территорию в России?

2. Чем отличается тундра от степи?

3. Какие животные обитают в тайге?

Тайга заселена обычно большим количеством различных видов животных, например: это лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, множество насекомых, а также бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, кабарга и мн. др.

4. Почему надо знать, где обитают сайгак и стрепет?

Сайгак и стрепет находятся на грани вымирания, поэтому необходимо изучать из местообитания, чтобы обеспечить сохранность вида.

§22. Жизнь организмов на разных материках стр. 98

1. Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?

2. Какие культурные растения завезены к нам из Южной Америки?

Из Южной Америки были завезены: картофель, томаты, ананас, арахис, тыква.

3. Почему в Южной Америке очень богатый живой мир, а рядом расположенный Антарктиде живой мир очень беден?

В Антарктиде очень суровый холодный климат, земля покрыта толстым слоем снега и льда. А в Южной Америке климат благоприятный для произрастания и проживания большого количества разных видов растений и животных.

4. Какие животные могут существовать в Антарктиде?

В Антарктиде существуют животные, которые приспособлены к суровым условиям сухого и холодного климата это материка. Фауна представлена такими животными, как синий кит, косатка, пингвины, поморники, тюлени, морские котики, креветки, веслоногие рачки, клещи, вши, блохи, пухоеды.

§23. Жизнь организмов в морях и океанах стр. 103

1. Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?

В зоне прибоя моллюски прикрепляются при помощи специальных клейких нитей к поверхности камней, или очень прочно прирастают к ним.

2. Рассмотрите рисунок, где изображены акула и дельфин. Почему они имеют похожую форму тела и плавников?

И акула и дельфин проживают в условиях открытой воды, поэтому им необходима обтекаемая форма тела и сильные плавники.

3. Объясните, почему скопление планктона называют «пастбищем»?

Потому что планктон служит пищей для рыб и китов.

4. Что называют планктоном?

Подведем итоги после главы 3

Подведем итоги после главы 3 стр. 104

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где обитают живые организмы на нашей планете?

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.

В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.

3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.

В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.

4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.

5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.

К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.

6. Что называют природным сообществом?

7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.

Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.

8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

9. Что собой представляет тайга?

10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком».
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.

2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком», что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.

Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.

Б. Выберите правильный ответ.

1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя

2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.

б) Буквы с, т, п
степь

в) Буквы т, н, д, р
тундра

2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые

а) Буквы и, о, о, и, я
биология

б) Буквы о, а, и
организм

Г. Вставьте пропущенное слово.

1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.

Глава 4. Человек на планете Земля

§24. Как появился человек на Земле стр. 110

1. Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле.

На Земле жили: Человек умелый, Неандерталец, Кроманьонец.

2. Чем отличался кроманьонец от человека умелого?

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

3. Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?

В результате одомашнивания растений и животных жизнь человека облегчалась, стало меньше риска для жизни и больше времени, чтобы заниматься саморазвитием, общением с окружающим миром.

4. Какими были первые орудия, изготовленные человеком?

Первое орудие труда представляет собой обточенный камень.

§25. Как человек изменял природу стр. 112

1. Каким образом человек воздействует на природу?

Антропогенный фактор, как правило, отрицательно воздействует на природу.
Человек засоряет окружающий мир, загрязняет воздух, воду, вырубает леса, высушивает водоемы, истощает запасы природных ресурсов, истребляет растения и животные.

2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?

Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.
Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.

3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?

В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.

§26. Важность охраны живого мира планеты стр. 116

1. Назовите растения, ставшие редкими по вине человека.

По вине человека в Красную книгу России попали такие растения, как Безвременник веселый, Подснежник широколистный, Лилия саранка, Лотос орехоносный, Женьшень обыкновенный, Меч-трава, Водяной орех, Самшит колхидский, Пион тонколистный, Фиалка надрезанная.

2. По каким причинам животные и растения становятся редкими?

3. Какие животные и растения находятся под охраной в вашем регионе?

4. Каково назначение заповедников?

§27. Сохраним богатство живого мира стр. 119

1. Почему необходимо охранять природу?

2. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения природы?

Для спасения природы необходимо подыскивать альтернативные источники удовлетворения нужд человека. Например, солнечные батареи или использование силы ветра.
Также необходимо серьезно отнестись к проблеме промышленных выбросов. Более тщательно проводить разработки фильтров.
Очень важно уделять внимание переработке использованных материалов, таких как пластик. Потому что очень много мусора на планете, который убивает живые организмы.

3. Как могут школьники помочь в деле охраны природы?

Школьники могут не мусорить, ходить на субботники, участвовать в озеленении своих населенных пунктов, подкармливать птиц.

Подведем итоги после главы 4

Подведем итоги после главы 4, стр. 120-121

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где на Земле появились первые предки человека?

2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?

Потому что человек научился изготавливать простейшие орудия труда.

3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?

Человек разумный отличался большим объемом мозга (по сравнению с неандертальцем), двуногим передвижением, развитием кистей рук, уменьшенными челюстями, меньшим волосяным покровом, более сложным поведением и уровнем общения с соплеменниками.

4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?

В ходе своей деятельности человек изменял облик планеты: строительство селений и городов, авто- и ж/д дорог, вырубка лесов, осушение водоемов, приручение животных.

5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?

С помощью заповедников, ограничения добычи и использования редких видов животного мира и ископаемых, применения мер наказания за браконьерство.

6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?

В увеличением объема мозга увеличивались способности человека. Появилась речь, способности к решению различных задач, изготовлению более эффективного орудия труда.

7. Поясните, зачем нужны заповедники?

8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?

Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение

1. Сравните человека умелого и кроманьонца

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.

Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.

1. Самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец

2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня

3. Из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные используйте любые:

а. Буквы а, о, е, и
заповедник

б. Буквы е, о, е
человек

в. Буквы о, а, а
охрана

2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные используйте любые:

а. Буквы в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *