Докажите что растение живой организм биология пятый класс
Биология
Докажите, что растение живой организм.
Растение живой организм, так как совершает обмен веществ и энергии с неживой природой (поглощает свет, воду, минеральные вещества), образует органические вещества, которыми питаются животные, способно к незначительному передвижению, обладает способностью к росту, развитию, размножению.
Ещё по теме
Что такое лишайники?
В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Каким образом бактерии могут сделать питательную среду неблагоприятной для себя?
Какие правила безопасности надо соблюдать: а) при сильном ветре; б) при грозе; в) при граде?
Все ли бактерии питаются органическими веществами?
Где живут рыбы, зайцы?
Почему в современном животном мире одноклеточные животные являются многообразной и процветающей группой?
Почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения?
В каких жизненных ситуациях мы пользуемся биологическими знаниями?
Какова роль зелёных растений в природе?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»
Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …
Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….
… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …
Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.
Итак, докажем, что растение растёт и развивается
— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..
Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…
Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.
Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.
1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.
2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?
Посмотрите на фото… побег дерева
Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..
Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.
Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.
Мультик о частях растений (на английском, но вы поймёте 😉
Растение – питается. Докажем.
Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….
Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.
Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.
Ещё мультик (на английском)
Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.
Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.
Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.
Горение происходит только при наличии кислорода.
Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!
Итак, мы доказали, что растения дышат!
(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм
-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..
Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.
Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.
А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук.
— «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»
Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 14 Царство Растения: многообразие и значение
Стр. 89. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Какие растения вы знаете?
Водоросли, мхи и папоротники, цветковые (роза, тюльпан, сирень), хвойные (ель, сосна, пихта).
№ 2. В чём заключается роль растений в жизни человека?
Самое важное значение растений заключается в их фотосинтезе, в процессе которого они вырабатывают кислород, необходимый для жизни всех живых существ на нашей планете, включая человека. Поглощая углекислый газ, растения регулируют его концентрацию в воздухе.
Немало растений употребляется человеком и в пищу. Это плоды деревьев, ягоды, овощи, зернобобовые и сахароносные, злаки и эфирно-масличные культуры. Все они являются незаменимыми источниками минералов и витаминов, дефицит которых может привести к различным нарушениям и заболеваниям в работе человеческого организма. Не менее полезны растения и в животноводстве. Для кормления домашних питомцев человек также использует кормовые культуры.
Из растений человечество давно научилось изготавливать одежду, строительные материалы, краску, бумаги, каучук, одноразовую посуду, предметы обихода и многое другое. Некоторые их виды используются в приготовлении лекарственных препаратов, кремов, в средствах по уходу за волосами и телом, парфюмерии и т.д.
№ 3. Какие организмы являются автотрофами? Чем они отличаются от гетеротрофов?
Автотрофы – это организмы, которые способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. К ним относятся цианобактерии, сине-зеленые водоросли, зеленые наземные растения, то есть, все организмы, которые способны к фотосинтезу.
Стр. 97. Вопросы после параграфа
№ 1. Какое значение имеют растения в природе?
Растения являются единственными поставщиками кислорода в атмосферу, которым дышат все живые организмы на Земле, включая наземных, почвенных и даже водных животных. Произрастая на определенной территории, они обеспечивают оптимальный микроклимат (влажность, тень) для отдельных организмов.
Ветки, корни и стволы деревьев служат жильем для многих насекомых, птиц, мелких животных. Листики и веточки являются подручным материалом для обустройства гнезд и нор.
Кроме того, растения содержат множество витаминов и микроэлементов, а потому являются ценной пищей для птиц, рыб, животных, насекомых.
№ 2. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Человек использует растения для пищи, получая из них питательные вещества, витамины и микроэлементы для своего организма. Это плоды и ягоды фруктовых деревьев, овощи, бобовые и зерновые, масличные и сахароносные культуры. Также растения используются для кормления домашних животных, в промышленности (строительные материалы, бумага, краски) и фармацевтике (чаи, настои, бальзамы, лечебная косметика).
№ 3. Почему нужно охранять растения?
Растения являются единственными организмами, которые в процессе фотосинтеза способны выделять кислород, при этом потребляя большое количество углекислого газа. Кислород необходим для жизнедеятельности всех живых организмов на нашей планете. Некоторые растения используются в фармацевтике и промышленности. Поэтому все они нуждаются в охране.
№ 4. Почему каждому человеку необходимы знания о жизни растений?
Знания о растениях помогают выращивать их, выводить новые сорта, понимать, какие из них полезны, а какие могут нести опасность для здоровья и жизни живых организмов. Также знания о растениях позволяют человеку выбирать те или иные их виды для своего питания, использования в промышленности. Сведения о том, какие из них находятся на грани исчезновения, дают возможность своевременно реагировать на такие изменения, принимать меры по их защите.
Стр. 97. Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете в существующем виде будет невозможна?
В процессе фотосинтеза под воздействием солнечных лучей в клетках растений происходит выработка кислорода, который необходим для дыхания всех живых организмов на нашей планете. Кроме того, растения поглощают углекислый газ, поддерживая его концентрацию в воздухе на допустимом и неопасном уровне для жизни всего живого.
Также растения служат пищей для насекомых, животных, птиц, человека. В них содержится много полезных витаминов, нехватка которых может вызывать нарушения в работе тканей, органов и систем живого организма. Растения – это важное звено пищевой цепочки, ведь ими питаются травоядные животные, которые без такой пищи просто вымрут. А это повлекло бы за собой изменения и в других царствах, представители которых питаются травоядными животными.
Стр. 97. Задание
Выясните, какие лекарственные растения стали редкими в вашем регионе. Изучите способы их выращивания на огороде или пришкольном участке.
Редким растением в моем регионе считается очанка, известная еще и под названием «горлянка», «глазница» или «жабья трава». Используется она для лечения ячменя, катаракты, глаукомы и других глазных заболеваний. Относится к семейству норичниковые. Для чая и примочек используются стебли, листья и цветки очанки. Период цветения выпадает на июль – октябрь. В это время идет активный сбор травы. Несмотря на то, что расти очанка может повсеместно, она считается редкой, а потому при выращивании на огороде нуждается в бережном уходе, своевременном поливе.
Занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности «Растения — живые организмы»
Экологическое занятие
Тема:»Растения – живые организмы»
Цель: включение детей в исследовательскую деятельность.
1. Обобщить представления детей о растениях, как о живых организмах, создать представления об условиях для роста и развития растений.
2. Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы; развивать наблюдательность, пытливость.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков; активизировать речь, совершенствовать стиль партнерских отношений.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Оборудование: книга «Библия для детей»,схемы с изображением солнца, тепла, воды и воздуха, карты развития живых организмов, комнатные растения, семена цветочных культур, торфяные стаканчики, салфетки, фрукты (лимон, яблоко, апельсин, овощи (картофель, томат, морковь, части растений, лупы, зеркала, фишки, предметные картинки с изображением живых организмов и предметов окружающей действительности.
Ход занятия.
— Ребята, я принесла вам на занятие интересную фотографию.
— Что на ней изображено? (планета Земля)
— Вам хотелось бы узнать, как появилась наша планета?
— Конечно же, мы не сможем точно узнать, как это было, но послушайте, что написано в самой первой книге ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – Библии.
Чтение отрывка из Библии:
«Вначале Бог сотворил землю. На ней не было ничего, одна пустота, и тьма наполняла ее.И сказал Бог: «Да будет свет!», и стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.
На другой день он сотворил небо. В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники, и потом повелел вырасти деревьям и травам. Земля зазеленела.
На четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.
В пятый день Бог повелел, чтоб вода наполнилась рыбами и, чтоб птицы летали в воздухе над землею.
В шестой день появились разнообразные звери. И только потом Бог сотворил человека. Земля ожила и стала прекрасной».
— Так это было на самом деле или нет, мы не знаем. Люди придумали много легенд о сотворении Мира. И ученые спорят до сих пор, но не знают точного ответа. Но всем точно известно, что наша планета – единственная в космосе, на которой есть жизнь.
— А вот какие живые организмы населяют нашу планету, мы сейчас повторим. Перед вами на доске расположены различные картинки. Вы должны убрать лишние, оставив только те, на которых изображены живые организмы: насекомые, птицы, рыбы, звери, человек, растения.
Дети выбирают предметные картинки с изображением живых организмов – животных.
— Какие вы молодцы, хорошо знаете живые организмы. Но вы не назвали растения. Так относятся растения к живым организмам или нет? Давайте это проверим.
Работа с картами живых организмов.
— Давайте выясним, как развиваются человек и животные. (Работа в группах по пять человек.)
-Кто из вас готов ответить? (рассказы детей)
— Итак,животные и человек проходят одни те же этапы развития: рождаются, растут, дают потомство, стареют и умирают.
Теперь сравним, какие этапы развития проходят растения (работа по карте).
Вывод: Растения то же, как и животные организмы, проходят те же этапы развития. Это доказывает, что растения относятся к живым организмам.
Чтобы доказать, что растения – живые организмы, проведем опыт. Ученые утверждают, что все живые организмы содержат воду или жидкость. Попробуем это доказать. То, что мы с вами живые, вы, наверное, спорить не будете. Вот и докажем, что человек содержит воду. Возьмите в руки зеркало и подышите на него. Что вы видите? (капельки воды, что и доказывает, что в организме человека находится вода.
А теперь попробуем доказать, что и растительные организмы содержат воду. Перед вами плоды различных растений (лук, картофель, морковь, свекла, яблоко, апельсин, лимон). Попытайтесь определить, есть ли в них вода.
— Как иначе можно назвать эту жидкость? (сок) Кто пил из вас сок?
— Итак, мы убедились, что растения – это живые организмы. Любой живой организм нуждается в уходе и заботе. Вы согласны со мной? Когда вы были совсем маленькими, кто вас кормил, заботился о вас? (родители) Что необходимо каждому человеку для жизни? Без чего его организм погибнет? (без воздуха, без пищи, без тепла и света)
— Вот сейчас мы станем настоящими учеными-исследователями и попробуем узнать, что необходимо для жизни растениям?
Совместное наблюдение за растениями:
— Вы встречали эти растения? Где они растут? (дома в горшках) Значит, как они называются? (комнатные)
— Посмотрите на растение под номером один. Как вы считаете, почему оно завяло? (его не поливали)
— Значит, какой вывод можно сделать? (растение не может жить без воды)
— Второе растение оставили на холоде. Что с ним произошло? Какой вывод можно сделать? Правильно, растениям необходимо тепло.
— Теперь рассмотрим растение под номером три. Обратите внимание на окраску листьев. Почему они стали бледными? Какой вывод можно сделать? Конечно же, растениям для жизни необходим свет.
— Скажите, что же необходимо, чтобы растения жили? (свет, тепло, вода)
Вывод: Растения, человек и другие живые организмы нуждаются в свете, тепле и воде.
Но это еще не все условия для жизни. Вспомните, без чего не может прожить человек даже несколько минут? (без воздуха) А ведь растениям тоже нужен воздух.
Обратите внимание на растение под номером четыре. Посмотрите, я покрыла нижнюю часть некоторых листьев густым кремом, и они погибли. Это произошло, что именно на нижней части листа находятся маленькие устьица, которыми растение дышит. Значит, для жизни растений необходим воздух.
А еще, растения умеют делать то, чего не умеют делать никто на свете, даже человек. Растения дают нам кислород, без которого мы не сможем дышать. Недаром их называют легкими нашей планеты.
Я предлагаю вам вырастить зеленого друга, который подарит вам не только чистый воздух, но и будет радовать глаз. Для этого я приготовила питательный грунт, в котором ваш питомец будет чувствовать себя прекрасно.
Практическая деятельность: посадка растений.
Итог: Теперь вы будете следить за ростом растений, которые посадили. А что нужно будет делать, чтобы ваши зеленые друзья не погибли? Что необходимо для их нормального роста, развития и их дальнейшей жизни? Правильно, свет, тепло, воздух и вода.
Наше занятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Мне очень понравилось с вами сотрудничать. И в завершение,я хочу прочитать вам стихотворение:
Бесценна российского леса краса!
Зеленое золото – наши леса.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Конспект занятия. «Растения в нашем уголке природы» (беседа с элемента труда) РАСТЕНИЯ В НАШЕМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ (беседа с элементами труда) Цель: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых.
Опытно-практический проект «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды» Цель: достичь положительных результатов в здоровьесбережении детей. Задачи: 1. Создание здоровьесберегающей среды. 2. Организация оздоровительной.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Разнообразие живой природы
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Чем растения отличаются от животных?
Несмотря на то, что, согласно энциклопедическим словарям, растения и животные являются частями единой живой природы и имеют общие свойства (клеточное строение и обмен веществ), что объясняет единство их происхождения, они все-таки отличаются друг от друга.
Во-первых, растение является организмом, который питается неорганическими веществами из воды, почвы и воздуха, а из них создает органические вещества. Также растения – это прикрепленные к месту своего обитания организмы, то есть, ведущие неподвижный образ жизни. Животные же определяются как существа, которые способны к передвижению и питаются исключительно готовыми органическими веществами – сложной органикой (углеводы, белки, жиры). Они способны усваивать твердую пищу, предварительно переваривая ее.
Во-вторых, размеры, структура, особенности и состав растительных и животных клеток отличаются. Размер растительной клетки значительно больше (от 10 до 100 микрометров в длину), чем у животных (от 10 до 30 микрометров в длину). Форма их также отличается: у растений клетки имеют форму куба или прямоугольника, у животных округлую, неправильную форму. В растительных клетках энергия хранится в виде крахмала, тогда как в животных – в виде сложного углеводного гликогена. Растут клетки животных за счет увеличения своего числа, у растений – за счет увеличения своих размеров, накапливая больше воды в центральных вакуолях. Также у растительных клеток есть клеточная стенка, которая состоит из клеточной мембраны и целлюлозы. Но в них отсутствуют центриоли. У животных клеток клеточная стенка отсутствует, однако есть клеточная мембрана и цилиндрические структуры, которые организовывают сборку микротрубочек в процессе деления клеток.
В-третьих, растения не ограничены в своем росте, они могут расти всю свою жизнь. Животные же растут только в определенный период жизни, после их рост и развитие прекращается.
№ 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Для всех живых организмов характерно наличие следующих признаков:
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение веществ – влаги, углекислого газа, неиспользованных питательных элементов;
Раздражимость (способность реагировать на изменение факторов окружающей среды);
Способность к размножению и наследственности;
Изменчивость и способность к адаптации.
Стр. 16. Моя лаборатория
Рассматриваем несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявляем у них сходные черты. Объясняем, почему эти растения относят к одному виду.
Признаки | Ромашка аптечная | Ромашка непахучая (собачья) |
---|---|---|
Корень | Стержневого типа, слаборазветвленный. | Тонкий, веретенообразный, стержневого типа. |
Стебель | Голый, сильноветвистый. | Прямостоячий, наверху ветвистый. |
Листья | Сидячие, расположенные поочередно, рассеченные дважды на узколинейные заостренные доли. | Трижды перисто-рассечённые на узкие линейные острые доли, расположенные поочерёдно, сидячие. |
Цветок | Цветочные корзинки располагаются на длинных цветоножках одиночно. Цветки двух типов: внутренние (желтого цвета, трубчатые, обоеполые) и краевые (белые, язычковые, женские, сидят на полом и голом коническом цветоложе). | Цветочные корзинки с неполным полушаровидным плотным цветоложем. Цветки двух видов: краевые (ложно-язычковые, белые) и срединные (трубчатые, мелкие, жёлтые). |
Плод | Мелкая продолговатая семянка. | Темно-бурая трехгранная семянка. |
Цветение | Май – сентябрь. | Май – сентябрь. |
Место произрастания | Как сорняк в огородах и на полях, преимущественно в европейской части России (исключение – юго-восточные и северные районы). | В городах, полях, вдоль дорог, по берегам рек и прудов, практически повсеместно. |
Особенности | Все растение, включая цветочные корзинки, имеет горький вкус и характерный приятный аромат. | Однолетнее или двухлетнее растение с характерным ароматом. |
И ромашка аптечная, и ромашка непахучая являются травянистыми растениями, высота которых составляет от 25 до 50 см. Распространены они повсеместно и растут, как сорняки, в полях, на огородах, на лугах, около жилищ и вдоль дорог. Корень у них стержневого типа – прослеживается стержень и отходящие от него боковые и придаточные корешки. Период цветения обоих видов – с мая по сентябрь. Листья сидячие, расположены поочередно, перисто-рассечённые на узколинейные острые доли. Так как цветки ромашки аптечной и ромашки непахучей имеют сложное строение, а именно цветки двух типов – внутренние и краевые – эти два растения относят к семейству сложноцветных.
Рассматриваем несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Находим у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?
Клевер красный (луговой) | Клевер ползучий (амория ползучая, белая чашка) |
---|---|
Сходства | |
Многолетнее травяное растение семейства бобовых и подсемейства мотыльковых с мочковатой корневой системой. Форма соцветия – шаровидные рыхлые головки до 4 см в диаметре. Цветок состоит из 10 тычинок (одна свободная и 9 сращены нитями) Листья сложные, тройчатые (изредка состоят из четырех листиков), с черешковым прикреплением. | |
Различия | |
Венчик диаметром 5 – 15 мм; длина чашечки 6 – 8 мм; шиловидные и длинно-оттопырено-волосистые зубцы чашечки; нижний зубец практически вдвое длиннее трубки, а все остальные равны ей; снаружи чашечка волосистая, в зеве – закрыта волосистым кольцом. | Венчик в диаметре 6 – 12 мм; длина чашечки около 4 мм, зубцы чашечки ланцетно-шиловидные; сама чашечка голая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах. Соцветия белые и шаровидные. Цветоносы длиннее черешков. |
Клевер луговой и клевер ползучий относят к разным видам, потому что клевер ползучий обитает в более влажных условиях, хорошо переносит холода в отличие от клевера лугового. Он не так высок, как клевер луговой, и имеет меньшую по размеру головку. Также короче у него и трубочки цветов.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Для чего классифицируют организмы?
Организмы классифицируют для того, чтобы упорядочить накопленные за долгое время научные данные о них. Это нужно для удобства изучения живых организмов и исключения хаоса в научном мире.
№ 2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
Вид – это группа организмов или особей, которые схожи между собой по физико-экологическим, морфолого-анатомическим, генетическим и биохимическим признакам, а также занимают определенную территорию и способны скрещиваться между собой, в результате чего дают плодовитое потомство. Названия видов состоят из двух слов. Например, заяц беляк и заяц русак, береза пушистая и береза бородавчатая, купальница азиатская и купальница европейская.
№ 3. Какие царства живых организмов вы знаете?
№ 4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
Основным отличием живых организмов от неживых объектов является наличие у них таких признаков, как:
Клеточное строение (исключение – вирусы), потому что неживые объекты состоят их атомов;
Способность к росту и развитию (Хотя есть неживые объекты, например, кристаллы поваренной соли, которые могут расти со временем. Живые организмы – растения могут в определенный период находиться в состоянии покоя, например, в виде семян. Именно эти моменты делают живые организмы и объекты неживой природы схожими между собой);
Способность к дыханию и питанию, обмену веществ;
Способность к размножению – воспроизведению себе подобных.
Именно совокупность данных признаков и позволяет отличить живые организмы от тел неживой природы. При этом еще одним важным отличием является способность живых организмов получать и обрабатывать информацию из окружающей среды, осуществляя ответные реакции на внешние раздражители. Это называется раздражимостью.
№ 5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Способность к размножению является одним из важнейших и определяющих свойств живых организмов. Если бы они не могли размножаться – воспроизводить себе подобных, то и жизни на Земле не существовало бы. В какой-то момент все виды организмов просто исчезли бы с нашей планеты, а все возможное разнообразие сводилось бы к каким-то случайным мутациям, либо результату воздействия вирусов. Но даже такие организмы существовали бы недолгое время и в конечном итоге бы все равно вымерли.
Стр. 17. Задание
Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.
Классификация организмов (вид, царство и чем они отличаются).
Какие царства живой природы существуют?
Основные отличия живых организмов от неживых объектов.
Стр. 16. Подумайте
Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
Живые организмы (растения, животные, люди) тесно связаны с неживой природой (вода, воздух, почва, небесные тела и т.д.) и составляют с ней единое целое. И ни один объект живой или неживой природы не может существовать по отдельности, потому что только при их тесном взаимодействии на Земле происходят процессы, которые не только обеспечивают, но и поддерживают жизнь. Например, растения не могут существовать без солнечного сета, влаги и воздуха. Из воздуха они поглощают углекислый газ, которым им необходим для фотосинтеза, а выделяют чистый кислород – важное вещество для жизни всех остальных живых организмов, включая человека. Ветер участвует в переносе семян растений, влага – в питании, солнечный свет – в процессе получения энергии. При этом растения и животные участвуют в поддержании химического состава воды, почвы и т.д.