Докажите что сосна организм

7 фактов о пользе хвойных деревьев

Докажите что сосна организм. Смотреть фото Докажите что сосна организм. Смотреть картинку Докажите что сосна организм. Картинка про Докажите что сосна организм. Фото Докажите что сосна организм

В больших городах хвойные деревья увидишь нечасто: разве что на елочном базаре перед Новым годом или перед правительственными зданиями. При этом жителям мегаполиса они особенно нужны: для хорошего самочувствия и даже для борьбы с болезнями.

Факт 1. Свободное дыхание

Все мы знаем, как хорошо дышится в хвойном лесу – и это не пустые слова. Воздух в таком лесу, буквально, пропитан фитонцидами – биологически активными веществами, которые обладают свойствам уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Они губительно действуют даже на туберкулезную палочку, именно поэтому туберкулезные санатории обычно строят в сосновых борах.

Ученые подсчитали, что воздух в хвойном лесу содержит не больше 200-300 бактерий на один кубический метр, то есть по сравнению с тем воздухом, которым мы дышим в общественном транспорте – он, практически, стерилен! И это еще не все. Прогулки в хвойном лесу снимают усталость и нервное напряжение, активизируют газообмен в легких и, соответственно, улучшают дыхание. В первую очередь, это необходимо курильщикам и тем, кто большую часть дня проводит в плохо проветриваемом помещении.

Факт 2. Новогоднее настроение

Наряжать елку на рождественские и новогодние праздники в России впервые стали при Петре 1, который перенял этот обычай у европейских соседей. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…».

Два столетия елка была любимицей детворы и главным атрибутом праздников, пока неожиданно не оказалась в опале. В 1918 году большевики заклеймили праздничную елку буржуазным пережитком, она ассоциировалась у них с опальной религией. Елка оставалась под запретом вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год.

Факт 3. Средство от авитаминоза

В те далекие времена, когда от цинги гибли великие мореплаватели – Витус Беринг, Биллем Баренц и едва не погиб Магеллан, потеряв во время поиска нового пути в Индию 70% своей команды, сибиряки об этой страшной болезни даже не догадывались. Дело в том, что они употребляли в пищу молодую хвою.

Рецепт витаминного настоя против цинги: четыре стакана свежей хвои залить тремя стаканами остуженной кипяченой воды, настаивать три дня в темном месте, процедить. Принимать по полстакана стакана 2 раза в день.

Кроме витамина С в хвое также содержится провитимин А (каротин), витамины Е, К, Р, В1, В2, В6, РР и Н. По составу хвоя не только не уступает аптечным мультивитаминам, но и превосходит их, потому что в ней все витамины натуральные.

Факт 4. Шишки от инсульта

Американские ученые доказали, что вещества из группы танинов, которые содержатся в сосновых шишках, могут помочь в лечении инсультов, благодаря способности предотвращать гибель клеток головного мозга. Эксперименты на мышах прошли успешно. Теперь очередь за созданием лекарства.

Факт 5. Защита от гриппа

В разгар эпидемии гриппа H1N1 (в октябре 2009 года) директор НИИ гриппа РАМН академик Олег Иванович Киселев посоветовал россиянам носить в общественных местах марлевые маски, пропитанные эфирным маслом хвойных деревьев: сосны, пихты или лиственницы. По его словам, через такую маску «никакие вирусы не пройдут».

Факт 6. Хвойные ванны от нервов

Хвойная ванна успокаивает, снимает усталость и повышает жизненный тонус. Поэтому ее часто назначают при вегетососудистой дистонии, бессоннице, неврозах, общем переутомлении.

Для хвойной ванны может использоваться как жидкий хвойный экстракт (100 мл), так и сухой (100 г) или в таблетках (1-2 таблетки). Экстракт растворяют в теплой воде (36-37 градусов). При приеме хвойной ванны очень важно, чтобы область сердца оставалась не покрытой водой. Продолжительность процедуры – 15 минут. Ванны делают ежедневно или через день, курс лечения 10-15 сеансов.

Ванны с отваром хвои лиственницы принимают при подагре и других поражениях суставов.

Факт 7. Натуральный антиоксидант

Что дает дигидрокверцетин?

То есть ДГК помогает решить все те проблемы, которые так остро стоят перед перегруженными стрессами и плохой экологией жителями мегаполисов.

До недавнего времени извлечь дигидрокверцетин из лиственницы без потери полезных свойств не представлялось возможным. ДГК добывался только из весьма дорогостоящего сырья — цитрусовых, косточек винограда, софоры японской, лепестков розы и стеблей гингко билоба, поэтому цены на него были соответствующие. Однако несколько лет назад российские ученые разработали высокотехнологичную методику извлечения дигидрокверцетина из древесины хвойных пород, при которой не происходит разрушения природной молекулы. По степени чистоты и биологической активности дигидрокверцетин не имел и пока не имеет аналогов.

Источник

Разделы: Биология

Тип урока: урок обобщения.

Приветствие (Здравствуйте гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)

1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции.

— Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)

— Можно ли клетку назвать биологической системой?

— Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

Продолжите запись понятия « организм». (Слайд №6)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в индивидуальную карту.)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

— Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

— Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

— А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

И.А.Крылов написал замечательные строки:

«Чьи работают грубые руки,
предоставив почтительно нам,
Погружаться в искусства, науки,
предаваться страстям и мечтам».

— О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

— От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

— Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

— Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.

Рассказ об этом приготовила Наташа.

Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, являющегося «древовидной травой» с ботанической точки зрения. За одни сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на один метр. Стебель бамбука полый, как соломина, в нём различают узлы и междоузлия. Но стебель этот очень прочный. Итак, бамбук – это злак, достигающий часто гигантских размеров. Есть стебли бамбука, достигающие в толщину 10 – 30 см. А высота бамбука достигает на его родине, на Севере, 20 – 50 м. Вот это злак! Молодой бамбук всходит так же, как и пшеница и рожь. Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение.
Прирост стебля бамбука в зависимости от вида и условий жизни может доходить до 50 – 90 см в сутки. Зато ростовой период продолжается всего около сорока дней. А затем начинается созревание стебля и его одревеснение, которое длится несколько лет.
В бамбуковых рощах в тёплое влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растёт бамбук очень быстро, и из – за возникающего трения появляются эти звуки.

4. Подведение итогов.

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

Источник

Докажите что сосна организм

Проблема состояния окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных и современных. До начала ХХ в. воздействие людей на природу имело локальный характер, позднее оно стало глобальным. Наиболее отчетливо этот переход наметился в 50-е гг., со времени широкого использования атомной энергии и начала освоения космического пространства. К этому времени на Земле почти не осталось районов, на которых не сказалась бы хозяйственная деятельность человека.

В условиях населенных пунктов формируется совершенно иной комплекс условий, влияющие на отдельные виды и сообщества животных и растений.

Считается, что для условий лесной полосы России наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Это обусловливает выбор сосны, как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».

Хвойные растения являются основным видом деревьев, произрастающих на территории Курумканского района. Они, как и другие виды растений, подвергаются воздействию загрязнителей, находящихся в атмосфере. Кроме того, хвойные деревья, такие как сосна обыкновенная, остаются зелеными круглый год, а значит подвергаются действию загрязнителей постоянно.

Известно, что атмосфера на территории села Курумкан наиболее загрязнена вблизи домов с печным отоплением, вдоль основных автомобильных дорог и котельных. Поэтому я решил, что по состоянию хвойных деревьев их можно использовать в качестве индикаторов для оценки загрязненности атмосферы.

Гипотеза: на измерении одной или нескольких функций живого объекта можно давать быструю и точную оценку состоянию окружающей среды.

Объектом исследования является сосна обыкновенная, произрастающая в окрестностях села Курумкан.

Предметом исследования являются биоиндикационные свойства сосны обыкновенной.

Целью данной работы является изучение биологических и экологических особенностей хвойных растений на примере сосны обыкновенной и возможности использования ее как объекта биоиндикации.

Задачи, решаемые в ходе выполнения работы:

Практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы показать преимущество биоиндикационного метода, так как живые объекты реагируют на весь комплекс загрязняющих веществ, поглощая их разными системами органов. Поскольку возможности систем ограничены и проявятся в виде различных изменений, живые объекты могут служить наиболее достоверными показателями изменения состава атмосферы. Биологические методы помогают диагностировать негативные изменения в природной среде даже при низких концентрациях загрязняющих веществ.

Обоснование выбора объекта исследования

Сосна обыкновенная удовлетворяет следующим требованиям как биоиндикатор:

– этот вид характерен для природной зоны, где располагается данный объект;

– распространена на всей изучаемой территории повсеместно;

– имеет четко выраженную количественную и качественную реакцию на отклонение свойств среды обитания от экологической нормы;

– биология данных вида хорошо изучена.

Влияние условий среды на жизнь и строение растений

Все, что окружает растение и оказывает на него прямое или косвенное воздействие, составляет в широком смысле среду его обитания. Роль отдельных элементов жизненно необходимы, другие влияют на растение, но необязательны, третьи безразличны. Элементы среды обитания, влияющие на жизнь растений, называют экологическими факторами. Для них характерно непостоянство, т.е. изменение величины действия во времени. Элемент среды, постоянно присутствующий в избыточных количествах, становится средообразующим фактором, который определяет специфику среды в целом.

Характер действия любого экологического фактора зависит от его величины. Существует оптимальное значение фактора и критическое (минимальная и максимальная величина) значение, ведущее к угнетению растений.

В процессе эволюции у растений, приспособившихся к сходным условиям, появились общие черты внешнего облика, ритма роста, анатомической структуры. Однотипность реакций растений на тот или иной экологический фактор позволяет объединить их в экологические группы.

Каждая экологическая группа может включать растения разных жизненных форм. С другой стороны, растения одной и той же жизненной формы могут относиться к разным экологическим группам.

Условия произрастания разновозрастных растений часто неодинаковы, следовательно, экземпляры одного и того же вида, находясь на разных этапах онтогенеза, могут представлять разные экологические группы и жизненные формы. Проростки деревьев и кустарников, обитая в нижних ярусах леса, живут в иных условиях освещения и увлажнения, чем взрослые растения.

Биоиндикация – это оценка состояния среды с помощью живых объектов. Живые объекты (или системы) – это клетки, организмы, популяции, сообщества. С их помощью может проводиться оценка как абиотических факторов (температура, влажность, кислотность, соленость, содержание поллютантов и т.д.), так и биотических (благополучие организмов, их популяций и сообществ). Термин «биоиндикация» чаще используется в европейской научной литературе, а в американской его обычно заменяют аналогичным по смыслу названием «экотоксикология».

Почему для оценки качества среды приходится использовать живые объекты, когда это проще делать физико-химическими методами? По мнению Ван Штраалена (1998), существуют, по крайней мере, три случая, когда биоиндикация становится незаменимой.

1. Фактор не может быть измерен. Это особенно характерно для попыток реконструкции климата прошлых эпох.

2. Фактор трудно измерить. Некоторые пестициды так быстро разлагаются, что не позволяют выявить их исходную концентрацию в почве.

3. Фактор легко измерить, но трудно интерпретировать. Данные о концентрации в окружающей среде различных поллютантов (если их концентрация не запредельно высока) не содержат ответа на вопрос, насколько ситуация опасна для живой природы. Показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) различных веществ разработаны лишь для человека. Однако, очевидно, эти показатели не могут быть распространены на другие живые существа. Есть более чувствительные виды, и они могут оказаться ключевыми для поддержания экосистем. С точки зрения охраны природы, важнее получить ответ на вопрос, к каким последствиям приведет та или иная концентрация загрязнителя в среде. Эту задачу и решает биоиндикация, позволяя оценить биологические последствия антропогенного изменения среды. Физические и химические методы дают качественные и количественные характеристики фактора, но лишь косвенно судят о его биологическом действии. Биоиндикация, наоборот, позволяет получить информацию о биологических последствиях изменения среды и сделать лишь косвенные выводы об особенностях самого фактора. Таким образом, при оценке состояния среды желательно сочетать физико-химические методы с биологическими.

Актуальность биоиндикации обусловлена также простотой, скоростью и дешевизной определения качества среды.

Существует два основных метода биоиндикации:

В первом случае исследуют видимые или незаметные повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками неблагоприятного воздействия, во втором используют ответную реакцию наиболее чувствительных к данному фактору организмов – биотестирование.

Под биотестированием обычно понимают процедуру установления токсичности среды с помощью тест-объектов, сигнализирующих об опасности независимо от того, какие вещества и в каком сочетании вызывают изменения жизненно важных функций у тест-объектов. К чувствительным биоиндикаторам относятся лишайники, мхи, почвенные и водные микроорганизмы (водоросли, бактерии, микрогрибы). В роли биоиндикаторов могут быть использованы пыльца растений, хвоя сосны обыкновенной и др. Среди животных также выделяются группы организмов, положительно или отрицательно реагирующие на различные формы антропогенной трансформации среды (ракообразные, хирономиды, моллюски, личинки ручейников, поденок, веснянок и др.).

При этом используемые виды биоиндикаторы должны удовлетворять следующим требованиям:

– это должны быть виды характерные для природной зоны, где располагается данный объект;

– организмы-мониторы должны быть распространены на всей изучаемой территории повсеместно;

– они должны иметь четко выраженную количественную и качественную реакцию на отклонение свойств среды обитания от экологической нормы;

– биология данных видов-индикаторов должна быть хорошо изучена.

С помощью биоиндикаторов принципиально возможно:

– обнаруживать места скоплений в экологических системах различного рода загрязнений;

– проследить скорость происходящих в окружающей среде изменений;

– только по биоиндикаторам можно судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы;

– прогнозировать дальнейшее развитие экосистемы.

Преимуществом методов биоиндикации и биотестирования перед физико-химическими методами является интегральный характер ответных реакций организмов, которые:

Особую значимость имеет то обстоятельство, что биоиндикаторы отражают степень опасности соответствующего состояния окружающей среды для всех живых организмов, в том числе и для человека. Подчеркивая всю важность биоиндикационных методов исследования, необходимо отметить, что биоиндикация предусматривает выявление уже состоявшегося или происходящего загрязнения окружающей среды по функциональным характеристикам особей и экологическим характеристикам сообществ организмов.

Но, отражая степень негативного воздействия в целом, биоиндикация не объясняет, какими именно факторами оно создано. Наиболее эффективно оценка окружающей среды может производиться в сочетании абиотических и биотических параметров. Это прием все шире входит в практику. Особенностью экологического мониторинга является то, что эффекты воздействия на экосистемы, малозаметные при изучении отдельных организмов, выявляются при рассмотрении системы в целом.

Под действием загрязнителей происходит подавление репродуктивности сосны. Число шишек на дереве снижается, уменьшается число нормально развитых семян в шишках, заметно изменяются размеры женских шишек (до 15–20%). Биоиндикатором загрязненности атмосферы может служить ежегодный прирост деревьев на высоте, который на загрязненных участках может быть на 20–60% ниже, чем на контрольных. Информативной по техногенному загрязнению является продолжительность жизни хвои (от 1 до 5 и более лет).

Основные этапы исследования

Данное исследование является продолжением работы, представленной на конференции в прошлом году. Мы учли рекомендации жюри, и хочу отметить, что была увеличена выборка материала исследования и применена новая методика исследования хвои. Результаты прошлогоднего исследования пригодились для сравнения с новыми результатами. Хочу сразу оговориться, что результаты совпали, и это очень важно для достоверности результатов.

В последнее время в селе Курумкан мы можем наблюдать увеличение количества транспорта, как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Увеличивается и территория заселения, сейчас она охватывает участки близкие к основным лесным массивам. В домах новой застройки все чаще используются отопительные котлы, работающие в зимний период круглосуточно. Поэтому и экологическая нагрузка на окружающую среду будет изменяться. В своей работе я хочу определить, какие методы биоиндикации могут быть для нас более доступными и достоверными для того, чтобы следить за изменением состояния окружающей среды.

Атмосферный воздуха является таким компонентом среды, который постоянно меняет свой состав, т.е. является очень динамичным фактором. Поэтому состояние воздуха достаточно трудно оценить лабораторными методами исследований. Лучше всего контролировать состояние атмосферного воздуха косвенными методами изучения компонентов среды, которые являются более постоянными. Считаем, что в этом случае можно получить более точные результаты исследования.

Знакомство с литературой по данной проблематике

Ознакомившись с информационными источниками по данной теме и проанализировав их, нужно отметить, что есть довольно подробное описание методов биоиндикации. Эти методы позволяют использовать для биоиндикации различные объекты живой природы. Чаще всего для изучения степени загрязнения окружающей среды используются: лишайники, разные виды хвойных деревьев.

В исследовательской работе были использованы следующие методы:

– анализ различных информационных источников по вопросам биоиндикации;

– сравнительный и описательный;

– активный метод биоиндикации – биотестирование

Сбор материала для исследования

В данной исследовательской работе применяется метод, основанный на зависимости степени повреждения хвои сосны обыкновенной от уровня загрязнения атмосферного воздуха. Хвойные деревья удобны тем, что могут служить биоиндикаторами круглогодично. Использование хвойных даже на малых территориях может быть очень информативным.

Нагрузка на компоненты окружающей среды в окрестностях села Курумкан обусловлена в наибольшей степени воздействием печного и котельного отопления, а также автотранспорта.

В 2015 г. нами проводилось исследование с изучением качества и количества подроста, состояния хвои и молодых шишек.

В новое исследование добавлено подробное изучение хвои подроста. Участки оставлены те же. Забор материалов велся с тех же площадок, но выборка материала была расширена.

Территория исследования была определена с учетом возможности достоверно проследить изменение степени загрязнения и была поделена на три участка:

– условно наибольшая нагрузка загрязнения на деревья;

– условно невысокая нагрузка загрязнения на деревья;

– условно оптимальная нагрузка загрязнения на деревья.

С каждого участка были собраны образцы хвои, молодых шишек.

Участок А – лесной массив за 500 м от крайней застройки села Курумкан в сторону Баргузинского хребта.

Участок В – лесной массив между крайними застройками жилых домов.

Участок С – лесной массив вблизи основной трассы села по улице Балдакова.

Для контрольного сравнения были взяты образцы вблизи котельной, которые имели наибольшую степень загрязнения, проявляющуюся именно в зимний период.

На основании распределения территорий в работе были условно использованы следующие степени загрязнения, с учетом отсутствия идеально чистого воздуха в селе Курумкан:

1 – условно оптимальное загрязнение;

2 – условно средняя степень загрязнения;

3 – условно большая степень загрязнения;

4 – условно критическая степень загрязнения (контроль).

Сбор материала вели с молодого подроста 1–1,5 м высоты, поскольку, если было влияние загрязнителей, то у подроста оно проявилось. Для нового исследования мы собирали хвою с веток 1–3 года жизни. визуально их легко можно определить. Кожица молодой части веточки более светлая, а хвоя более яркая. Подрост смотрели только там, где почва была не вытоптана, и участок был более открытым. Это обстоятельство снижает погрешности в интерпретации результатов исследования.

Чтобы повысить достоверность показателей сбор материала на участке проводился с девяти объектов. Всего получилось 36 объектов и 360 хвоинок для исследования.

Обработка материала и анализ полученных результатов

Исследование состояния хвои

Информативными по техногенному загрязнению являются морфологические и анатомические изменения, а также продолжительность жизни хвои. При хроническом загрязнении лесов диоксидом серы наблюдаются повреждение и преждевременное опадение хвои.

Данные 2015 г. практически совпали с вновь полученными данными, что говорит о постоянстве присутствия и воздействия определенных факторов атмосферы.

Показатели состояния хвои на участках по методике 2015 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *