Докажите что социология является наукой
Что такое социология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди прочих наук социология занимает особое место, поскольку изучает достаточно сложные, неоднозначные и часто непредсказуемые явления. Многие процессы, происходящие в обществе, просто невозможно предугадать, а эксперименты, благодаря которым их удаётся изучить, ставит сама жизнь. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой социология, какие явления и процессы она изучает, когда она появилась и как развивалась, а также выясним, какие функции она выполняет в современном мире.
Что такое социология?
Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.
Главная особенность социологии, отличающая её от других наук, заключается в том, что «общее не равно сумме частей». То есть, обладая полной информацией о том, как в определенной ситуации поведёт себя каждый конкретный человек, нельзя предсказать, как будет вести себя группа людей.
Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.
Основоположником социологии считается французский философ XIX века Огюст Конт. Основные работы, посвященные данной науке, он написал в период с 1830 по 1842 год. В качестве названия он выбрал термин «социология», предложенный французским политиком Эмманюэлем Жозефом Сьейесом (аббатом Сьейесом) в 1780 году.
Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.
Что изучает социология?
Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества. Эта наука исследует взаимодействие между слоями общества, социальными группами, организациями, общностями и иными обособленными частями общества. Также в сферу её изучения попадают нормы поведения и морали, существующие в рамках определенной части социума. Разумеется, социология не может существовать обособленно, поэтому пересекается с другими гуманитарными науками.
Помимо взаимодействия между социальными слоями и группами данная наука изучает также взаимоотношения общества и отдельно взятой личности. Важно понимать, что социология не является наукой, изучающей людей или взаимоотношения между отдельными людьми. А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес.
Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии. А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними – это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему.
Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами.
Отличия социологии от других наук
Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология – это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.
Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами.
История появления и развития социологии
Как было отмечено выше, основоположником данной науки является французский философ Огюст Конт. В 1842 году он опубликовал работу «Курс позитивной философии», в которой обосновал необходимость существования социологии. Эту необходимость подтверждали события, происходившие в то время. Европа была охвачена войнами, социальными конфликтами и революциями, которые вспыхивали хаотично и практически всегда неожиданно.
Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в неё внёс Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и другие.
Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня. И всё же современная социология сильно отличается от социологии того периода. В ней появились принципиально новые направления и взгляды на социальную реальность. Современный этап развития социологии начался на рубеже 20 и 21 веков. Одной из основных его целей является создание единой социологической теории, которая интегрировала бы в себе все знания, получение за более чем полуторавековую историю данной науки.
Виды социологии
В современной социологии рассматривается два варианта внутренней классификации этой науки: по подходу к изучению, а также по целям и задачам.
По подходу к изучению она делится на два вида:
По поставленным целям и задачам социология также делится на два вида:
Функции социологии
Социология – это важная наука, которая решает большое количество задач, направленных на исследование социальных явлений и процессов, прогнозирование их развития, управление ими, поиск решений возникающих проблем и прочее. Исследователи выделяют следующие функции современной социологии:
Социология предоставляет широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Поэтому она может быть как беспристрастной наукой, направленной на улучшение социального климата, так и мощным инструментом пропаганды и манипуляции в руках недобросовестных политиков и иных деятелей.
Методы социологии
Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:
Заключение
Чтобы понять, что такое социология и чем она отличается от остальных наук, изучающих социальные явления, нужно рассматривать общество как единую и неделимую систему, все процессы внутри которой подчиняются определенным законам. Если другие науки сосредотачиваются на отдельных аспектах, то социология изучает все виды взаимодействия между социальными объектами. Она изучает, как и почему люди вступают в определенные связи и образуют структуры, поведение которых не подчиняется привычной человеческой логике, а в чем-то напоминает поведение живых организмов.
Является ли социология наукой?
СОЦИОЛОГИЯ
Существует целый пласт проблем, для изучения которых нужно точное научное знание особого рода. Этими проблемами стала заниматься социология.
Предмет и объект социологии. Что изучает социология?
Термин «социология» ввел в 1832 году Огюст Конт.
Слово «социология» состоит из двух разноязычных частей: «societas» – лат. общество и «logos» – греч. наука, слово.
В обыденном языке слово общество обозначает совокупность людей – общество любителей пива, высшее общество.
То есть, социология занимается людьми? Тогда встаёт другой вопрос: чем это изучение будет отличаться от предмета интереса медиков или психологов?
Социолог стремится понять, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом.По сути, социология – это взгляд на людей, фокусирующийся на моментах их взаимодействия и на его результатах. Однако, социологи, наблюдая за людьми, изучают всё же не самих людей, а явления и процессы, которые возникают вследствие их совместной жизни и взаимодействия. Эти социальные явления и процессы проявляются в специальных правилах и нормах, вариантах человеческого поведения, закономерностях развития общества и т.п.
Отсюда как вариант социологического определения слова «общество»:это объединение людей, сложившееся и развивающееся на основе взаимодействия между ними.
Объект – та область, которую мы изучаем.
Предмет – значимые стороны и черты объекта, непосредственно интересующие нас.
Совместная жизнь и взаимодействие людей выступают для социолога объектом.Однако совместная жизнь людей является объектом интереса и для других наук – экономики, политологии, социальной психологии. Но у каждой из них свой специфический предмет. Предмет определяет содержание той или иной науки.
Предмет социологии: нас непосредственно интересуют социально обусловленные явления и процессы. То есть, те явления и процессы, которые произошли (имеют место) прежде всего и именно потому, что люди живут совместно и взаимодействуют.
Эти явления и процессы в науке описываются при помощи понятий социализация, социальное неравенство, социальная мобильность, глобализация, социальная трансформация, аномия, социальные роли и др. Однако это не всё. Социальные явления и процессы можно отследить не только через анализ человеческих поступков и человеческих высказываний (текстов), но и через анализ вещей, сделанных людьми. Объектом изучения социолога могут стать тенденции современной моды или варианты расстановки мебели в помещениях.
Социологическое воображение
Умение выявлять социальную обусловленность явлений требует особого свойства мышления, которое знаменитый американский социолог Ч.Р. Миллс (1916-1962) назвал «социологическим воображением» («СВ» 1959).
СВ – такое свойство мышления, которое поможет увидеть личные проблемы как общественные, рассматривать индивидуальные события как проявление общественной жизни. СВ прежде всего предполагает способность “отстраниться” от привычной рутины нашей повседневной жизни, чтобы взглянуть на нее по-новому. Благодаря СВ социология не только помогает нам анализировать существующие типы социальной жизни, но также позволяет увидеть возможное будущее, что может произойти, если мы станем действовать каким-либо образом
Зачем? Ведь на многое можно ответить с точки зрения здравого смысла и поставленных целей.
3. Необходимость в социологии:
Необходимо иметь в виду, что человек не всегда может предугадать последствия своих действий. И именно социология призвана просчитывать результаты деятельности.
Является ли социология наукой?
— возможность верификации (проверки на истинность)
/фальсификации (по К.Попперу – возможность опровергнуть
Понятие о предмете социологии формировалось долго, версий предмета много!
Эмиль Дюркгейм: предмет социологии – социальные факты.
Макс Вебер: предмет социологии – социальное действие.
Вебер называет действием любой поступок человека, с которым тот связывает субъективный смысл. А социальное действие – действие, ориентированное на другого человека, соотнесенное с ним.
В сравнении с поведением:
поведение: пассивно и реактивно,
социальное действие: осмысленно, активно.
Позиции Вебера и Дюркгейма принципиально различаются.
Все социологические позиции:
социологический номинализм социологический реализм
(методологический индивидуализм) (методологический холизм)
есть только люди есть что-то помимо индивидов (согласно одним теориям – законы, по которым развивается общество и на которые индивид влиять не может; по другим теориям – нормы, существующие вне зависимости от индивидов и диктующие им, как себя вести, по третьим – скрытые структуры, оказывающие незаметное влияние на человека и трансформирующие его практики, по аналогии с бессознательным Фрейда и т.д.)
общество – совокупность индивидов общество – совокупность индивидов плюс «что-то ещё»
Для получения прогноза развития общества анализируем
самих индивидов «что-то ещё», что и определяет действия индивидов
Вебер Дюркгейм, Маркс
(прогнозировать развитие общества (марксистская теория:
можно, основываясь на анализе смена формаций неизбежна,
человеческих действий, выделяет классовая борьба неизбежна и
4 типа социального действия и т.д.) будет существовать вне зависимости от желаний или нежеланий индивидов бороться с другим классом)
Вопрос о том, является ли социология наукой, тесно связан с вопросом о том, достижимо ли в социологии объективное знание. Именно стремление к объективности предполагает возможность проверки на истинность (через верификацию /фальсификацию)
Является ли социология наукой?
Объективность
В своих исследованиях и теоретических поисках социологи стараются быть беспристрастными, пытаясь изучать мир без предубеждения. Хороший социолог пользуется любой возможностью отбросить предрассудки, которые могут помешать непредвзятой оценке идей или фактов. Но никто не может быть совершенно беспристрастным во всех отношениях, а развить беспристрастность взгляда на спорные предметы весьма сложно. Однакообъективность не зависит исключительно, и даже прежде всего, от мировоззрения определенного исследователя. Она основана на методах наблюдения и аргументации. Важное значение имеет здесь публичный характерданной дисциплины. Поскольку выводы и отчеты исследователей доступны для ознакомления, будучи опубликованными в виде статей, монографий и книг, те или иные заключения могут быть проверены. Утверждения, сделанные на основе результатов исследования, могут быть критически оценены, а личные склонности исследователя игнорируются остальными.
Таким образом, объективность в социологии достигается посредством взаимной критики членов социологического сообщества. Многие темы, изучаемые в социологии, весьма противоречивы, поскольку они прямо затрагивают споры и конфликты, возникающие в самом обществе. Но путем публичных обсуждений, при тщательной проверке свидетельств и логической структуры аргументов такие проблемы могут изучаться эффективно и плодотворно7).
5. Предмет и объект социологии
Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом» (141, с. 25). Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.
Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политические науки имеют своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (и прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Прежде всего следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности. Специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако мы попытаемся сделать это. Прежде всего определим предмет антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий.
Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г. Щедровицкий (118). Чтобы понять этот вопрос, можно представить себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого (см. рис. 1). Очевидно, что в случае (а) наша система является упорядоченной, организованной, однако ее части просто находятся в отношении друг к другу без, взаимодействия; если мы изменим положение одного из шариков, это никак не скажется на изменении положения остальных частей системы. Но если, как в случае (б), положение шариков фиксируется пружинками, то каждое изменение в положении одной части системы с неизбежностью приведет к изменениям позиций всех остальных ее частей. Конечно, эти изменений в значительной степени отличаются по своей амплитуде и направлению: для одних частей системы они могут быть практически незаметными, другие же части испытают значительное воздействие.
Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе (180). Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют по крайней мере возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.
Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.
6. Понятие общества. Критерии общества
5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
На протяжении всей истории социологии предпринимаются
Дюркгейм рассматривал общество как органическое единство индивидов,
основанное на коллективистских представлениях. Согласно М. Веберу,
точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, учитывает влияние
предпринимаемых действий и реакцию на них. С точки зрения К. Маркса,
складывающаяся в процессе совместной деятельности людей.
Сходным образом интерпретируют общество многие современные
ученые. Так, Т. Парсонс определяет общество как систему взаимоотношений
между людьми на основе норм и ценностей. Т. Боттомор и С. Липсет понимают
общество как совокупность людей, совместно осуществляющих социальную
жизнь в пределах ряда институтов и организаций. По их мнению, именно
социальные институты и организации обеспечивают устойчивость отношений
между людьми, их коллективную деятельность, регулирование конфликтов и
Очевидно, что все вышеприведенные определения объединяет подход к
обществу как целостной системе взаимосвязанных элементов. Этот подход
оперирует такими категориями, как система, социальная система, социальные
Под системой обычно понимают упорядоченную совокупность
элементов, образующих определенную целостность. Природу любой системы
определяют составляющие ее элементы и характер взаимосвязи между ними. В
результате интеграции элементов система обретает качество, присущее ей как
являются люди, группы, общности, институты, организации. Они
объединяются в системы на основе производственно-экономических,
политических и культурных связей. Внутри общества как социальной системы
Устойчивые и постоянные взаимодействия между индивидами и
социальными группами называют социальными отношениями.
Для любой социальной системы характерны следующие основные
оперативных, реалистических или утопических и т.д.;
2) наличие границы, обладающей протяженностью, той или иной
степенью «прозрачности» или закрытости;
3) адаптация к среде, обеспечивающая еѐ устойчивость и динамизм;
4) управление и самоуправление на основе определенного соотношения
единоначалия и коллективизма.
Наиболее общие типы социальных систем можно выделить по двум
открытые и закрытые.
Мягкие и жесткие системы различаются в зависимости от политического
устройства (тоталитарные, авторитарные и демократические), от
экономических основ (доминирует общественная или частная собственность),
по культурно-идеологическому признаку (единообразие и единомыслие в
духовной сфере или плюрализм).
Советское общество относилось к типу жестких систем. В период
перестройки начал интенсивно развиваться процесс его трансформации в
необеспеченностью и бедностью значительной части населения.
Деление систем на открытые и закрытые в известной степени условно.
Нет полностью открытых систем, как, впрочем, и полностью закрытых.
Открытые системы обычно более развиты, чем относительно закрытые.
Советское общество было закрытой системой. Это проявлялось в
фактическом отсутствии эмиграции и иммиграции, в ограничении обмена 45
информацией и торговли. Вход и выход из системы находились под строгим
контролем партийно-государственной номенклатуры.
Объективный процесс превращения закрытой системы в открытую имел
для России противоречивые последствия. С одной стороны, появились
возможности ускорить ее развитие путем интеграции в сообщество
цивилизованных государств. С другой стороны, этот процесс обернулся для
страны разграблением сырьевых ресурсов и культурных ценностей, оттоком
уровень духовности населения.
Следовательно, уровень развития общества в сравнении со средой во
многом определяет степень его открытости. Если этот уровень выше, то
системе выгодно открыться, чтобы влиять на среду и использовать ее в своих
целях. И, наоборот, если он по каким-то параметрам ниже, открытость системы
может иметь разрушительные последствия для страны, ущемлять еѐ
В условиях глобализации социальные системы разных уровней
становятся все более открытыми. Интеграционные процессы размывают
национальные суверенитеты. Интенсифицируются трансграничные
перемещения людей, капиталов, товаров, технологий, культурных образцов и
практик независимо от их полезности или опасности для тех или иных
государств. Мировое сообщество постепенно превращается в мировое
2. Типология обществ.
Существуют различные типологии обществ.
сложные. Критериями для такого деления являются число уровней управления
и степень социального расслоения.
В простых обществах разделение на руководителей и подчиненных,
богатых и бедных носило ограниченный и нестабильный характер. Таковы
были первобытные племена.
В сложных обществах имеется несколько уровней управления, несколько
социальных слоев населения, различающихся уровнем дохода. Возникшее
стихийно социальное неравенство со временем было закреплено юридически и
В середине XIX века К. Маркс предложил типологию обществ на основе
признака составляют формацию. Согласно К. Марксу человечество прошло
Сильной стороной этого подхода являлся признание необратимости
социальных изменений, а слабыми были европоцентризм и экономический 46
детерминизм, проявившийся в абсолютизации материально-технических
факторов развития общества.
Согласно цивилизационному подходу, общества рассматриваются как
совокупности различных социокультурных образований. Этот подход был
вызван негативной реакцией на унификацию истории по европейским
стандартам и стремлением понять своеобразие локальных и региональных
Такие мыслители, как Н.Данилевский, О.Шпенглер, Дж.Тойнби,
Л.Гумилев и др.отказались от понимания истории как единого линейного
процесса. С их точки зрения, человечество представляет собой
самодостаточные социокультурные образования, не имеющие единого кода
Наиболее универсальная типология обществ предложена американским
ученым Д. Беллом в книге «Пришествие постиндустриального общества»
доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В
менеджеры. Переход от одной стадии к другой связан со сменой технологии,
формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни и
К возникновению индустриального общества привели два глобальных
ценностей на все слои населения. Индустриальное общество сформировалось
Постиндустриальное общество начало складываться во второй половине
XX века под воздействием растущего спроса на специалистов, занимающихся
производством информации и новейших технологий. Эти специалисты (ученые,
инженеры, экономисты, программисты) превращаются в ведущую социальную
силу, заменяя в этом качестве промышленников и предпринимателей
К типологии обществ, разработанной Д. Беллом, концептуально
близка схема американского ученого О. Тоффлера, изложенная в
работе «Третья волна» (1980). Под обществом «третьей волны» он
понимает информационное общество, в котором основным видом
собственности является информация; в обществах в обществах же
первой и второй волны основными видами собственности были
земля и средства производства. Переход к информационной
собственности представляет собой революцию, поскольку она
нематериальна и не знает границ.
Социальную основу информационного общества О. Тоффлер
видит в «когнитариате» (от англ. cognition – познание,
познавательная способность), т.е. социальной группе, использующей 47
знания, а не мускулы, как в случае с крестьянством и рабочим
С этих позиций О. Тоффлер в книге «Сдвиг власти: знание,
богатство и сила на пороге XXI века» (1990) проводит мысль об
изменении природы власти под влиянием знаний, информации и
новых технологий. По его мнению, в постиндустриальном обществе
власть во все большей степени определяется не богатством, как это
было прежде, а знаниями. Если богатство принадлежало небольшому
числу людей, то знание может принадлежать всем. Представляется,
что такой подход отражает весьма важную тенденцию мирового
В книге О. и Х.Тоффлеров «Революционное богатство. Как оно
будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) нарастание
текущих и долгосрочных проблем связывается с переходом от
«второй» к «третьей волне». Ими отмечается системный кризис
американского общества и его институтов, сформировавшихся в
здравоохранения, предпринимательской этики и др. Поп-культура,
вызывающая раздражение во многих странах, полагают авторы,
также представляет собой продукт «второй волны».
Несмотря на тревогу по поводу новых явлений и тенденций,
наблюдаемых сегодня в мире, футурологи придерживаются
оптимистической точки зрения на настоящее и будущее
человечества. Они возлагают надежду на тренды «третьей волны» и
происходящие под их воздействием качественные изменения.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что работы Д. Белла,
О. Тоффлера и других приверженцев постиндустриальных
концепций опираются на социологический подход М. Вебера, для
которого осевым принципом был принцип рациональности.
Для движения к постиндустриальному («информационному»)
— рост сферы услуг за счет сферы материального
— доминирование информации во всех сферах жизни;
— увеличение численности занятых в информационной
— повышение уровня образования и квалификации граждан;
— демократизация общественной жизни, стимулирующая
переход к демократии в глобальном масштабе;
— формирование единого информационного пространства и
углубление интеграции стран и народов.
Глобализация заметно увеличивает разрыв между
государствами, вступившими в эру постиндустриализма, и странами
третьего мира. В последних отмечается рост бедности, нищеты и,
как следствие, протестного сознания. Подобный фон служит 48
питательной средой для различных форм антисоциального,
В социологии переход от доиндустриального общества к
индустриальному, а затем и к постиндустриальному описывают с
помощью термина «модернизация». Он предполагает кардинальное
изменение социальных институтов и образа жизни, охватывающее
все сферы общества.
Различают два типа модернизации – органическую и
неорганическую. Первая подготавливается всем ходом
предшествующей эволюции страны. Обычно она начинается с
изменений в культуре и общественном сознании. Вторая является
ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она
представляет собой способ «догоняющего» развития,
предпринимаемого с целью преодолеть отсталость и избежать
иностранной зависимости. В России именно такую цель
Неорганическая модернизация совершается путем закупки
зарубежного оборудования и патентов, заимствования зарубежных
технологий, приглашения специалистов, обучения собственных
граждан за рубежом, получения инвестиций. Соответствующие
изменения происходят в социальной и политической сферах.
Часто модернизация сочетает черты обоих типов с
преобладанием элементов одного из них. В этой связи достаточно
сложным и спорным является вопрос о том, к какому типу
модернизации могут быть отнесены нынешние реформы в России и
7. Понятие социальной структуры. Основания иерархического общества.
Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных ролей.
Структура социальной системы[править | править исходный текст]
Структура социальной системы — это отличный способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающих ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации.
Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям (AGIL), а именно:
A. — должна быть приспособлена к среде (адаптации);
G. — у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);
I. — все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);
L. — ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).
Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами. К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.
2. Понятие, содержание, основания социальной стратификации
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и т. д. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи — расизм, по полу — сексизм, по этнической принадлежности — этнона- ционализм, по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» — «слой», «facere» — «делать»). Четыре главных измерений стратификации — доход, власть, образование и престиж. Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично — с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее — у основания. Основы теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации:
1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;
2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга;
3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации.
Основания стратификации
Социальная стратификация — центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главных измерений стратификации — доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами — основное свойство стратификации.
Т Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, — пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т. е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д. Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства выступают четыре группы факторов:
1) права и привилегии;
2) обязанности и ответственность;
3) социальное богатство и нужда;
4) власть и влияние.
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков — престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.