Докажите что строение клеток ткани связано с выполняемыми функциями
Докажите что строение клеток ткани связано с выполняемыми функциями
Подробное решение параграф § 5 по биологии для учащихся 6 класса, авторов Сонин Н.И. 2018
Вопросы и задания
Вопрос 1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.
Ткань — это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных — эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.
Вопрос 2. Рассмотрите рисунок на с. 32—33. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.
У животных различают четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.
На рисунке мы видим эпителиальную и нервную ткань.
Мышечная ткань представлена двумя видами — гладкой и поперечнополосатой (скелетной). Их основное свойство — возбудимость и сократимость.
К четвертому типу (соединительная ткань) относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность — наличие большого количества межклеточного вещества.
Вопрос 3. Какие ткани относятся к соединительным?
К соединительным тканям относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие
Вопрос 4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.
Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.
Вопрос 5. Какая ткань обеспечивает рост растений?
Рост растений обеспечивает образовательная ткань.
Вопрос 6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?
Клубень картофеля состоит из основной ткани.
Вопрос 7. Используя текст и рисунки параграфа, составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».
Вопрос 8. Что такое кровь?
Кровь — это жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов (красные кровяные тельца), лейкоцитов (белые кровяные тельца), тромбоцитов (кровяные пластинки).
Вопрос 9. Каковы основные свойства мышечной ткани?
Основные свойства мышечной ткани — возбудимость и сократимость.
Вопрос 10. Как устроены нервные клетки?
Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Вопрос 11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?
Образовательная ткань образована мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей.
Вопрос 12. В каких частях растения находится образовательная ткань?
Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии — клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.
Вопрос 13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?
Опору растению и его органам придаёт механическая ткань.
Вопрос 14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.
Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям.
Вопрос 15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?
Особенности строения любой ткани позволяют выполнять определенные функции. Например, покровные ткани, если образованы мёртвыми клетками, то они имеют толстые и прочные оболочки, которые не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Так эти клетки обеспечивают защиту других тканей.
Вопрос 16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?
Строгая специализация клеток необходима для выполнения многочисленных функций живого организма. Это повышает эффективность работу всего организма, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.
Урок биологии Ткани растений
Выбранный для просмотра документ 6 кл Ткани растений.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знаем: Не знаем: Определение ткани и межклеточного вещества. Основные места расположения тканей. (частично) Виды тканей растений. Как строение ткани связано с выполняемой функцией.
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям.
Межклеточное вещество– это промежутки между клетками в ткани. Плотная ткань Плотная ткань Рыхлая ткань
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают они в однородной среде. Что это за растения? Где они обитают?
Покровная, проводящая, механическая, основная, образовательная.
Покровная, проводящая, механическая, основная, образовательная ткани
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
Проводящая ткань (луб (ситовидные трубки) )
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и средние Плотно прилегают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает Защита. Связь с внешней средой
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Образовательная Верхуш-ка корня, стебля. Округлыемелкие. Крупные ядра, нет вакуолей. Постоян- ное деление. Рост корня и стебля.
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Механическая Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха вытянутые Оболочка утолщена, одревесневела,цитоплазма часто отсутствует Мёртвые клетки Опора, Защита.
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и сред- ние Плотно приле- гают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает Защита. Связь с внеш- ней средой
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Проводящая а) древесина (сосуды) в корне, стебле вытянутые Клетки мертвые, поперечные оболочки между ними разрушены. Весь сосуд пропитан пробковым веществом Сосуды – мёртвые клетки Передвиже- ние веществ. Проводит воду с растворенными минеральными веществами из корня в другие органы (восходящий ток)
Вывод: строение ткани растений связано с выполняемой ими функциями.
Глядя на банку, в которой рос перец, Макс вдруг почувствовал, что начинает уменьшаться. От удивления кот подпрыгнул и моментально очутился в воде. Он сразу же увидел перед собой корни перца. Клетки на самом кончике корня плотно прилегали друг к другу, и Максу никак не удавалось найти между ними щелочку, чтобы попасть в растение.
Вдруг кот заметил царапину на корне и бросился к ней, мигом оказавшись внутри. Сначала Макс с трудом пробирался между клетками, где почти не было межклеточного вещества.
Поднимаясь выше, Макс оказался в какой-то трубе, очень длинной и довольно мрачной. Труба была практически пустой, если не считать горьковато – солоноватого раствора, который поднимался вверх и очень помог Максу.
Вместе с этим раствором Макс оказался в листе и, перебравшись через межклеточное пространство, попал в другую трубочку. Оглядевшись, кот увидел что под ногами и над головой находится что – то похожее на сито.
Жидкость в этой трубочке была сладковатая (Макс попробовал). Она двигалась вниз, что чуть – чуть не захватила котенка с собой.
Но он успел сбежать в соседнюю клетку и очень пожалел об этом. Оболочка этой мертвой клетки была такая плотная, что через нее ничего не было видно.
С огромным трудом удалось Максу сбежать к ярким, зеленым клеткам. Здесь сразу стало как – то светлее, дышать стало легче.
Погуляв среди зеленых клеток, он добрался до бесцветных клеток, прижавшихся друг к другу, и пошел вдоль.
Вдруг он увидел промежуток, через который и выбрался наружу, превратившись снова в обычного умного кота.
Вопросы Макса : 1.Известно,что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25м, а размеры мхов не превышают 15-20 см.Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами? 2.Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? 3.Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками..Чем можно объяснить такие особенности строения?
«Порядок больше всего помогает ясному усвоению» (Цицерон)
Уровень В 6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями: Тип тканей Функции А. покровные 1. запасание питательных веществ Б. проводящие 2. синтез веществ В. образовательные 3. рост органов растения 4. обеспечение прочности растения 5. передвижение веществ 6. защитная
Уровень С 7. Докажите, что строение клеток образовательной, покровной, проводящей тканей связано с выполняемыми ими функциями.
Домашнее задание 1. учебник: страницы с.30-31 2. рабочая тетрадь упр.21,24. 3. найдите в средствах массовой информации сведения о пересадке тканей
Спасибо за внимание. Желаю вам творческих успехов!
Выбранный для просмотра документ тест ткани.doc
1. К какой группе тканей относится кожица листа:
а) к покровным б) к образовательным в) к механическим г) к проводящим
2. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры:
а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая (1 балл)
3. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию:
а) вытянутая форма, отсутствие ядра
б) наличие ядра, тонкая оболочка
в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки
г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки (1 балл)
4. Какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани:
а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма
5. Дайте определение термину:
6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями:
1. запасание питательных веществ
3. рост органов растения
4. обеспечение прочности растения
5. передвижение веществ
7. Докажите, что строение клеток образовательной, покровной, проводящей тканей связано с выполняемыми ими функциями. (5 баллов)
1 – а, 2 – б, 3 –в, 4 – в, 6 – А6, Б5, В3
Выбранный для просмотра документ урок Ткани растений.doc
Разработка урока по теме
«Ткани растений», 6-й класс
Цели урока:
Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.
Оборудование:
рисунки учебника по данной теме.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Основные понятия и термины урока:
Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.
Ход урока
1.Создание проблемной ситуации:
Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
Основные места расположения тканей. (частично)
Виды тканей растений.
Как строение ткани связано с выполняемой функцией.
Итак, повторим:
Что такое ткань?
Что такое межклеточное вещество?
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают они в однородной среде.
Что это за растения?
Где они обитают?
— Верно, это водоросли.
2. В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица:
Форма и размеры клеток
Верхушка корня, стебля.
Середина корня, стебля
Мягкие части цветка
Главная масса коры
Скорлупа грецкого ореха
Кожица листа, кора дерева.
Жилки листа, в корне, стебле
3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.
4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.
3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.
Таблица в готовом виде:
Форма и размеры клеток
Верхушка корня, стебля.
Крупные ядра, нет вакуолей.
Рост корня и стебля.
Мякоть листа, плодов.
Середина корня, стебля
Мягкие части цветка
Главная масса коры
Ядро у стенки, крупные вакуоли.
Хорошо развито межклеточное вещество
Образуются органические вещества из неорганических.
Превращение и накопление веществ.
Запас питательных веществ
Скорлупа грецкого ореха
Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует
Кожица листа, кора дерева.
Плотно прилегают друг к другу
Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает
Связь с внешней средой
Жилки листа, в корне, стебле
Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия
Сосуды – мёртвые клетки
—Глядя на банку, в которой рос перец,
Макс вдруг почувствовал, что начинает уменьшаться. От удивления кот подпрыгнул и моментально очутился в воде. Он сразу же увидел перед собой корни перца. Клетки на самом кончике корня плотно прилегали друг к другу, и Максу никак не удавалось найти между ними щелочку, чтобы попасть в растение.
—Вдруг кот заметил царапину на корне и бросился к ней, мигом оказавшись внутри. Сначала Макс с трудом пробирался между клетками, где почти не было межклеточного вещества.
-Поднимаясь выше, Макс оказался в какой-то трубе, очень длинной и довольно мрачной. Труба была практически пустой, если не считать горьковато – солоноватого раствора, который поднимался вверх и очень помог Максу.
-Вместе с этим раствором Макс оказался в листе и, перебравшись через межклеточное пространство, попал в другую трубочку. Оглядевшись, кот увидел что под ногами и над головой находится что – то похожее на сито.
-Жидкость в этой трубочке была сладковатая (Макс попробовал). Она двигалась вниз, что чуть – чуть не захватила котенка с собой.
-Но он успел сбежать в соседнюю клетку и очень пожалел об этом. Оболочка этой мертвой клетки была такая плотная, что через нее ничего не было видно.
-С огромным трудом удалось Максу сбежать к ярким, зеленым клеткам. Здесь сразу стало как – то светлее, дышать стало легче.
-Погуляв среди зеленых клеток, он добрался до бесцветных клеток, прижавшихся друг к другу, и пошел вдоль.
-Вдруг он увидел промежуток, через который и выбрался наружу, превратившись снова в обычного умного кота.
1.Известно,что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25м, а размеры мхов не превышают 15-20 см. Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами?
2.Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов?
3.Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками.Чем можно объяснить такие особенности строения?
Тест (закрепление полученных знаний)
Уровень А
1. К какой группе тканей относится кожица листа:
а) к покровным б) к образовательным в) к механическим г) к проводящим
2. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры:
а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая
3. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию:
а) вытянутая форма, отсутствие ядра
б) наличие ядра, тонкая оболочка
в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки
г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки
4. Какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани:
а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма
6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями:
1. запасание питательных веществ
3. рост органов растения
4. обеспечение прочности растения
5. передвижение веществ
Уровень С
7. Докажите, что строение клеток образовательной, покровной, проводящей тканей связано с выполняемыми ими функциями.
1. учебник: страницы с.30-31
2. рабочая тетрадь упр.21,24.
3. найдите в средствах массовой информации сведения о пересадке тканей