Докажите что строение ткани связано с выполняемой ею функцией
Докажите что строение ткани связано с выполняемой ею функцией
Подробное решение параргаф § 5 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Сарычева Н.Ю. 2019
Что такое ткань? Какие ткани животных вы знаете?
Ответ. Ткань — эволюционно сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, объединенная общим происхождением, сходным строением и специализирующаяся на выполнении определенных функций в организме. Выделяют четыре основные группы животных тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.
Как особенности строения тканей зависят от их функций?
Ответ. Каждая ткань выполняет определенные функции, исходя из своего строения. Например, особенность мышечной ткани — это сокращение, следовательно, она выполняет функции движения. Нервная ткань — состоит из клеток, специализированных для проведения электрохимических импульсов и называемых нейронами, поэтому ее функция принимать раздражение и т. д
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
Ответ. Ткань — эволюционно сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, объединенная общим происхождением, сходным строением и специализирующаяся на выполнении определенных функций в организме.
2. Какие ткани образуют тело человека?
Ответ. В организме человека выделяют 4 группы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.
3. Каковы особенности строения мышечной ткани?
Ответ. Клетки мышечной ткани имеют вытянутую форму, но способны укорачиваться и утолщаться при сокращении. Сокращаться мышечные клетки могут благодаря наличию в них пучков особых нитевидных миофибрилл, состоящих из сократительных белков.
4. Каковы особенности строения нервной клетки?
Ответ. Нейрон — основная функциональная единица нервной ткани. Предположительно, в нашем организме более 80 млрд нейронов, причем их количество составляет не более 10% от всего числа клеток нервной ткани.
Нейроны состоят из тела, в котором находятся клеточные органоиды, и тонких выростов, которые называют отростками нервной клетки. У каждого нейрона есть два вида отростков: аксоны и дендриты.
5. Что такое синапс?
Ответ. Место контакта нейрона с другой клеткой называется синапсом.
1. Перечислите особенности строения эпителиальной и соединительной тканей.
Ответ. Эпителиальные ткани (эпителий) образуют верхний слой кожи, выстилают внутренние полые органы (например, сердце, сосуды, мочевой пузырь) и стенки полостей нашего тела (рис. 22). Кроме того, эпителий образует ряд желез: поджелудочную, печень, потовые, слюнные, слезные и др. Эпителиальная ткань не имеет развитого межклеточного вещества, ее клетки плотно прилегают друг к другу. Эпителий быстро восстанавливается (регенерирует) при повреждениях.
Соединительная ткань содержит много межклеточного вещества, состав которого может существенно различаться в разных ее типах.
Связки и сухожилия образованы соединительной тканью, содержат множество волокон, обеспечивающих их прочность.
Костная ткань имеет твердое межклеточное вещество, хрящевая — упругое, а отдельные клетки находятся в полостях (лакунах). У клеток костной ткани есть отростки. Хрящевая и костная ткани входят в состав костей скелета.
Межклеточное вещество крови и лимфы — жидкость. Кровь и лимфа входят в состав внутренней среды организма, участвуют в транспорте веществ, выполняют защитные функции.
Разновидность соединительной ткани — рыхлая соединительная ткань очень распространена в организме и входит в состав всех органов человека.
2. Перечислите виды нейронов, входящих в состав нервной ткани.
Ответ. По выполняемым функциям различают нейроны трех видов. Чувствительные (центростремительные) нейроны воспринимают раздражение от рецепторов, возбуждающихся под действием раздражителей из внешней среды или из самого организма человека, и в форме нервного импульса передают возбуждение с периферии в ЦНС. Двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию. Нервные клетки, воспринимающие возбуждение от других нейронов и передающие его также нервным клеткам, — это вставочные нейроны, или интернейроны. Они располагаются в ЦНС. Нервы, в состав которых входят как чувствительные, так и двигательные волокна, называются смешанными.
Обсуди с товарищами
Как строение тканей связано с выполняемыми ими функциями?
Ответ. Каждая ткань выполняет определенные функции, исходя из своего строения. Например, особенность мышечной ткани — это сокращение, следовательно, она выполняет функции движения. Нервная ткань — состоит из клеток, специализированных для проведения электрохимических импульсов и называемых нейронами, поэтому ее функция принимать раздражение и т. д
Выскажи мнение
Возбуждение по нейронам передается с помощью нервных импульсов.
Ответ. Нейроны легко возбуждаются, то есть реагируют на раздражение. При возбуждении они генерируют короткие электрические сигналы — нервные импульсы.
Работа с моделями, схемами, таблицами
1. Нарисуйте в тетради эпителиальную, мышечную и нервную ткань.
2. Заполните таблицу «Ткани и их функции».
Проводим исследование
Лабораторная работа. Выявление особенностей строения клеток разных тканей
Цель: познакомиться с особенностями строения разных групп тканей человека.
Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты (ткани эпителиальная, соединительная).
1. Изучите под микроскопом (при малом и большом увеличении) микропрепарат эпителиальной ткани: форму клеток, их расположение относительно друг друга, основные органоиды клетки.
2. Зарисуйте в тетрадь рассмотренный образец, подпишите его, запишите основные особенности.
Особенности эпителиальной ткани:
Поверхностные эпителии по количеству слоев клеток подразделяют на однослойные и многослойные, а по форме клеток — на плоские, кубические, призматические, реснитчатые и т. д. Многослойные эпителии относят также к ороговевающим и неороговевающим. Так, многослойный плоский ороговевающий эпителий покрывает наше тело и называется эпидермисом кожи, а неороговевающий выстилает, например, ротовую полость.
3. Изучите под микроскопом микропрепарат соединительной ткани (при малом и большом увеличении).
4. Зарисуйте в тетрадь рассмотренный образец, подпишите его название. Запишите основные особенности ткани.
В рыхлой волокнистой соединительной ткани преобладает аморфное вещество. Ретикулярная ткань образует своеобразную сетку из волокон и отростчатых клеток, она играет важную роль в процессе кроветворения.
5. Сделайте вывод о причинах различия изученных тканей.
В эпителиальной ткани клетки располагаются очень плотно друг к другу, а межклеточное вещество совершенно не развито. Данные ткани выполняют роль своеобразного барьера, а так же выполняют секреторные и защитные функции.
Кроме того, мы узнали о соединительной ткани. Клетки в ней располагаются далеко друг от друга, а свойства ее полностью зависят от межклеточного вещества.
Урок биологии Ткани растений
Выбранный для просмотра документ 6 кл Ткани растений.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знаем: Не знаем: Определение ткани и межклеточного вещества. Основные места расположения тканей. (частично) Виды тканей растений. Как строение ткани связано с выполняемой функцией.
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям.
Межклеточное вещество– это промежутки между клетками в ткани. Плотная ткань Плотная ткань Рыхлая ткань
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают они в однородной среде. Что это за растения? Где они обитают?
Покровная, проводящая, механическая, основная, образовательная.
Покровная, проводящая, механическая, основная, образовательная ткани
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
Проводящая ткань (луб (ситовидные трубки) )
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и средние Плотно прилегают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает Защита. Связь с внешней средой
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Образовательная Верхуш-ка корня, стебля. Округлыемелкие. Крупные ядра, нет вакуолей. Постоян- ное деление. Рост корня и стебля.
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Механическая Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха вытянутые Оболочка утолщена, одревесневела,цитоплазма часто отсутствует Мёртвые клетки Опора, Защита.
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и сред- ние Плотно приле- гают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает Защита. Связь с внеш- ней средой
Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции Проводящая а) древесина (сосуды) в корне, стебле вытянутые Клетки мертвые, поперечные оболочки между ними разрушены. Весь сосуд пропитан пробковым веществом Сосуды – мёртвые клетки Передвиже- ние веществ. Проводит воду с растворенными минеральными веществами из корня в другие органы (восходящий ток)
Вывод: строение ткани растений связано с выполняемой ими функциями.
Глядя на банку, в которой рос перец, Макс вдруг почувствовал, что начинает уменьшаться. От удивления кот подпрыгнул и моментально очутился в воде. Он сразу же увидел перед собой корни перца. Клетки на самом кончике корня плотно прилегали друг к другу, и Максу никак не удавалось найти между ними щелочку, чтобы попасть в растение.
Вдруг кот заметил царапину на корне и бросился к ней, мигом оказавшись внутри. Сначала Макс с трудом пробирался между клетками, где почти не было межклеточного вещества.
Поднимаясь выше, Макс оказался в какой-то трубе, очень длинной и довольно мрачной. Труба была практически пустой, если не считать горьковато – солоноватого раствора, который поднимался вверх и очень помог Максу.
Вместе с этим раствором Макс оказался в листе и, перебравшись через межклеточное пространство, попал в другую трубочку. Оглядевшись, кот увидел что под ногами и над головой находится что – то похожее на сито.
Жидкость в этой трубочке была сладковатая (Макс попробовал). Она двигалась вниз, что чуть – чуть не захватила котенка с собой.
Но он успел сбежать в соседнюю клетку и очень пожалел об этом. Оболочка этой мертвой клетки была такая плотная, что через нее ничего не было видно.
С огромным трудом удалось Максу сбежать к ярким, зеленым клеткам. Здесь сразу стало как – то светлее, дышать стало легче.
Погуляв среди зеленых клеток, он добрался до бесцветных клеток, прижавшихся друг к другу, и пошел вдоль.
Вдруг он увидел промежуток, через который и выбрался наружу, превратившись снова в обычного умного кота.
Вопросы Макса : 1.Известно,что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25м, а размеры мхов не превышают 15-20 см.Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами? 2.Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? 3.Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками..Чем можно объяснить такие особенности строения?
«Порядок больше всего помогает ясному усвоению» (Цицерон)
Уровень В 6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями: Тип тканей Функции А. покровные 1. запасание питательных веществ Б. проводящие 2. синтез веществ В. образовательные 3. рост органов растения 4. обеспечение прочности растения 5. передвижение веществ 6. защитная
Уровень С 7. Докажите, что строение клеток образовательной, покровной, проводящей тканей связано с выполняемыми ими функциями.
Домашнее задание 1. учебник: страницы с.30-31 2. рабочая тетрадь упр.21,24. 3. найдите в средствах массовой информации сведения о пересадке тканей
Спасибо за внимание. Желаю вам творческих успехов!
Выбранный для просмотра документ тест ткани.doc
1. К какой группе тканей относится кожица листа:
а) к покровным б) к образовательным в) к механическим г) к проводящим
2. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры:
а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая (1 балл)
3. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию:
а) вытянутая форма, отсутствие ядра
б) наличие ядра, тонкая оболочка
в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки
г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки (1 балл)
4. Какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани:
а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма
5. Дайте определение термину:
6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями:
1. запасание питательных веществ
3. рост органов растения
4. обеспечение прочности растения
5. передвижение веществ
7. Докажите, что строение клеток образовательной, покровной, проводящей тканей связано с выполняемыми ими функциями. (5 баллов)
1 – а, 2 – б, 3 –в, 4 – в, 6 – А6, Б5, В3
Выбранный для просмотра документ урок Ткани растений.doc
Разработка урока по теме
«Ткани растений», 6-й класс
Цели урока:
Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.
Оборудование:
рисунки учебника по данной теме.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Основные понятия и термины урока:
Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.
Ход урока
1.Создание проблемной ситуации:
Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
Основные места расположения тканей. (частично)
Виды тканей растений.
Как строение ткани связано с выполняемой функцией.
Итак, повторим:
Что такое ткань?
Что такое межклеточное вещество?
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают они в однородной среде.
Что это за растения?
Где они обитают?
— Верно, это водоросли.
2. В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица:
Форма и размеры клеток
Верхушка корня, стебля.
Середина корня, стебля
Мягкие части цветка
Главная масса коры
Скорлупа грецкого ореха
Кожица листа, кора дерева.
Жилки листа, в корне, стебле
3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.
4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.
3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.
Таблица в готовом виде:
Форма и размеры клеток
Верхушка корня, стебля.
Крупные ядра, нет вакуолей.
Рост корня и стебля.
Мякоть листа, плодов.
Середина корня, стебля
Мягкие части цветка
Главная масса коры
Ядро у стенки, крупные вакуоли.
Хорошо развито межклеточное вещество
Образуются органические вещества из неорганических.
Превращение и накопление веществ.
Запас питательных веществ
Скорлупа грецкого ореха
Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует
Кожица листа, кора дерева.
Плотно прилегают друг к другу
Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает
Связь с внешней средой
Жилки листа, в корне, стебле
Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия
Сосуды – мёртвые клетки
—Глядя на банку, в которой рос перец,
Макс вдруг почувствовал, что начинает уменьшаться. От удивления кот подпрыгнул и моментально очутился в воде. Он сразу же увидел перед собой корни перца. Клетки на самом кончике корня плотно прилегали друг к другу, и Максу никак не удавалось найти между ними щелочку, чтобы попасть в растение.
—Вдруг кот заметил царапину на корне и бросился к ней, мигом оказавшись внутри. Сначала Макс с трудом пробирался между клетками, где почти не было межклеточного вещества.
-Поднимаясь выше, Макс оказался в какой-то трубе, очень длинной и довольно мрачной. Труба была практически пустой, если не считать горьковато – солоноватого раствора, который поднимался вверх и очень помог Максу.
-Вместе с этим раствором Макс оказался в листе и, перебравшись через межклеточное пространство, попал в другую трубочку. Оглядевшись, кот увидел что под ногами и над головой находится что – то похожее на сито.
-Жидкость в этой трубочке была сладковатая (Макс попробовал). Она двигалась вниз, что чуть – чуть не захватила котенка с собой.
-Но он успел сбежать в соседнюю клетку и очень пожалел об этом. Оболочка этой мертвой клетки была такая плотная, что через нее ничего не было видно.
-С огромным трудом удалось Максу сбежать к ярким, зеленым клеткам. Здесь сразу стало как – то светлее, дышать стало легче.
-Погуляв среди зеленых клеток, он добрался до бесцветных клеток, прижавшихся друг к другу, и пошел вдоль.
-Вдруг он увидел промежуток, через который и выбрался наружу, превратившись снова в обычного умного кота.
1.Известно,что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25м, а размеры мхов не превышают 15-20 см. Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами?
2.Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов?
3.Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками.Чем можно объяснить такие особенности строения?
Тест (закрепление полученных знаний)
Уровень А
1. К какой группе тканей относится кожица листа:
а) к покровным б) к образовательным в) к механическим г) к проводящим
2. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры:
а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая
3. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию:
а) вытянутая форма, отсутствие ядра
б) наличие ядра, тонкая оболочка
в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки
г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки
4. Какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани:
а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма
6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями:
1. запасание питательных веществ
3. рост органов растения
4. обеспечение прочности растения
5. передвижение веществ
Уровень С
7. Докажите, что строение клеток образовательной, покровной, проводящей тканей связано с выполняемыми ими функциями.
1. учебник: страницы с.30-31
2. рабочая тетрадь упр.21,24.
3. найдите в средствах массовой информации сведения о пересадке тканей
Докажите что строение ткани связано с выполняемой ею функцией
Подробное решение параграф § 23 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П. 2019
1. Назовите функцию образовательной ткани, используя рисунок 62 как источник необходимой информации.
Образовательная ткань принимают участие в образовании всех остальных типов тканей и обеспечивают рост растения.
2. Какая особенность данной ткани обеспечивает выполнение ею названной вами функции?
Клетки образовательных тканей (меристем) в течение длительного времени сохраняют способность к делению.
Используя рисунок 63, объясните, как опытным путём можно доказать функцию проводящей ткани. Ответ постройте по принятому нами плану, т. е. указав цель, ход, результаты опыта и сделав вывод из полученных результатов.
Цель: доказать функцию проводящей ткани.
Ход опыта: Поставить побег липы или какого — либо другого древесного растения на 2—4 суток в подкрашенную воду. Рассмотреть поперечный срез.
Результаты: Окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворённые в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.
Вывод: Проводящие ткани обеспечивают в организме растения передвижение воды и растворенных в ней веществ.
Объясните, какую роль играет механическая ткань в жизни растений, учитывая, что они осуществляют процесс фотосинтеза, прикрепившись на всю жизнь к месту произрастания. При ответе используйте следующую характеристику механической ткани: образована как живыми, так и мёртвыми клетками; свою функцию выполняет за счёт утолщения оболочек клеток, образующих каркас растения.
За счёт утолщения оболочек клеток, образующих каркас растения механические ткани выполняют опорную и защитную функции, придавая прочность органам и образуя «внутренний скелет» растения.
Механические ткани образованы как живыми, так и мёртвыми клетками, что придает органам растения помимо прочности еще и гибкость (позволяет побегам не ломаться на ветру).
Используя рисунок 65, проведите в домашних условиях простое в исполнении, но весьма наглядное исследование.
1. Убедитесь в наличии запасного питательного вещества крахмала в клубне картофеля и зерновке пшеницы, нанеся на срез клубня и комочек теста раствор йода.
Если капнуть на срез клубня йодом, то он станет сине — фиолетового цвета, т.к. крахмал при взаимодействии с йодом даёт такую реакцию. В картофеле крахмал содержится в больших количествах (это основное запасающее вещество клубней картофеля).
2. Какую роль в жизни растения играет запасающая ткань?
Запасающая ткань выполняет функцию хранения и запаса питательных веществ.
1. Назовите особенности строения эпителиальной ткани, связанные с выполнением ею защитной функции.
Клетки эпителиальной ткани очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.
2. Поясните, какая ткань растительного организма также выполняет защитную функцию. Можно ли найти общие признаки в строении ткани растения и ткани животного, выполняющих сходную защитную функцию?
Защитную функцию у растений выполняет покровная ткань. Аналогично клеткам эпителиальной ткани животных клетки покровной ткани растений плотно прилегают друг другу, а межклеточное вещество почти отсутствует.
1. Приведите доказательства того, что кровь является одним из видов соединительной ткани.
1) Кровь не отвечает непосредственно за работу какого — либо органа.
2) Играет вспомогательную роль во всех органах.
3) Характеризуются хорошо развитым межклеточным веществом (плазма крови), в котором поодиночке или группами располагаются клетки (форменные элементы).
4) Выполняет защитную и трофическую функции.
2. Назовите функции межклеточного вещества и клеток крови.
Межклеточное вещество выполняет механическую, опорную, защитную и трофическую функции, объединяет клетки в ткань.
Все клетки крови, независимо от их специфики, участвуют в транспорте различных веществ, выполняют защитные и регуляторные функции.