Докажите что теневая экономика является сегментом общественного хозяйства
Теневая экономика
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:56, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – изучить теневую экономику в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть экономическую сущность теневой экономики;
2) Изучить институционализацию теневой экономики;
3) Выявить методы измерения теневой экономической деятельности;
4) Проанализировать статистическую динамику теневой экономики в России;
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основы теневой экономики как института 5
1.1 Экономическая сущность теневой экономики 5
1.2 Институционализация теневого сектора российской экономики 13
2 Методы измерения и статистическая динамика теневой экономики в
России 25
2.1 Классификация методов измерения теневой экономики 25
2.2 Статистическая динамика теневой экономики России 30
3 Проблемные аспекты института теневой экономики России и пути их
решения 39
3.1 Проблемы институциональной трансформации теневой экономики 39
3.2 Совершенствование мер борьбы с теневой экономикой 46
Заключение 51
Список литературы 53
Файлы: 1 файл
Kursovaya_3.docx
Содержание
1 Теоретические основы теневой экономики как института5
1.1 Экономическая сущность теневой экономики5
1.2 Институционализация теневого сектора российской экономики13
2 Методы измерения и статистическая динамика теневой экономики в
2.1 Классификация методов измерения теневой экономики25
2.2 Статистическая динамика теневой экономики России30
3 Проблемные аспекты института теневой экономики России и пути их
3.1 Проблемы институциональной трансформации теневой экономики39
3.2 Совершенствование мер борьбы с теневой экономикой46
Введение
Общепризнанный количественный рост теневой экономики в России сопровождается качественными изменениями в системе социально-экономических отношений.
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных масштабам и причинам теневой экономики, ее институты практически не изучались, поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – изучить теневую экономику в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Теоретические основы теневой экономики как института
Теневая экономическая деятельность уже давно вышла за рамки официальной экономики и паразитировала во всех сферах жизни общества: от экономики домашних хозяйств до крупных предприятий, затрагивая деятельность государства и изменяя уровень и образ жизни населения страны. Все это позволяет сделать вывод, что теневая экономика должна рассматриваться как особый сегмент общественного хозяйства, обладающий следующими системными свойствами [1, c. 5]:
Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватывает три самостоятельных понятия, три сектора.
2. Неофициальная экономика — легальные виды экономической деятельности, в случае если производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой (тем самым обеспечивается сокрытие от налогов, но в то же время существует неформальная занятость) и т. п.
3. Фиктивная экономика — экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества [23, c. 101].
В.О. Исправников и В.В. Куликов проводят разграничение скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности:
1. Скрытая – сама деятельность не имеет характера правонарушения. Расхождение с законодательством начинается в превышения производства, зафиксированного в официальном договоре.
2. Неформальная (неофициальная) – деятельность предприятия или части его структуры не отражена в официальном документе (например: неофициальное трудоустройство).
б) легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (врачи, практикующие без лицензии);
в) нелегальная деятельность, направленная против личности или имущества (оказывает влияние на величину активов) [16, c. 63].
Теневая экономика образуется при определенных условиях, когда становится выгодно скрывать свою экономическую деятельность. Выделяют различные причины существования теневой экономики [2, c. 46]:
1. Естественные (антропологические). Люди стремятся получить больше благ, затратив при этом как можно меньше усилий.
2. Экономические. Люди хотят достигнуть цели, сэкономив свои средства.
3. Политические. Люди недовольны политикой государства и стараются не допустить ее воздействия на них.
4. Правовые. Люди считают: что бы они ни сделали, им удастся избежать наказания.
5. Социальные. Люди недовольны своим положением и ищут способы улучшить его.
Понятие «иерархичность» характеризует развитую и упорядоченную форму структуры, ее многоуровневость. Каждый элемент теневой экономики, в свою очередь, может рассматриваться кик система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы — национального хозяйства.
В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.
Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:
а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;
б) нелегальная (неформальная) занятость, работа по найму;
в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.
Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.
Существуют еще два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружеских отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т. п.
Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер [8, c. 6].
Однако данные сектора, по мнению А. К. Бекряшева, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытия от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправданно и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений [14, c. 40].
Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее характерными из которых являются связи координации и субординации. Координация (упорядоченность по горизонтали) и субординация (упорядоченность по вертикали) свойственны современной российской теневой экономике, поэтому теневая экономика не только иерархическая, но и сетевая структура. Четкая структурированность теневой экономики позволяет сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.
Теневая экономика организована по принципу пирамиды. Форма пирамиды выбрана не случайно. Во-первых, она поддерживает вертикальность (зависимость «ниже расположенных» от «выше расположенных») взаимодействия субъектов теневой экономики. Во-вторых, с определенной долей допущений наглядно свидетельствует о количестве участников каждого горизонтального сегмента.
Условно пирамида представляется состоящей из трех сегментов (первый – вершина). Безусловно, что для каждого мезо-, микро- и макроуровня государственного устройства содержание пирамиды будет различно. При более подробном построении пирамиды на федеральном уровне каждый сегмент скорее будет представлять некую рельефную совокупность, образованную группировками элементов при слиянии пирамид мезо- и микроуровней государственного устройства страны.
В общем виде пирамида субъектов теневой экономики представлена исследователем в области теневой экономики и России В. К. Сенчаговым (рисунок 1.1) [7, c. 70].
Вершину четырехгранной пирамиды образуют:
1) первые лица исполнительной власти, а также поддерживающая свита законодательных органов, первых лиц судебных, следственных, фискальных органов, обладающих реальными возможностями для принятия нужных решений;
2) финансово-промышленный капитал – бизнесмены с капиталами, соизмеримыми с бюджетами микро- и мезоуровней;
3) организованное преступное сообщество – криминальные бизнесмены, которые, с одной стороны, являются представителями крупного бизнеса, а с другой – криминального мира;
4) авторитарно-иерархический институт православной церкви – крупнейший владелец недвижимости с огромным оборотом наличных денежных средств, закрытым от государственного вмешательства.
Теневая экономика как особый сегмент рыночного хозяйства Лизина Ольга Михайловна
Содержание к диссертации
1. Феномен «теневой экономики» в социально-экономическом развитии современного общества 13
1.1. Проблема теневой экономики в современной экономической науке и практике 13
1.2. Основные функции теневой экономики и факторы, определяющие динамику теневых процессов 33
2. Особенности российской модели теневой экономики в современных условиях хозяйствования 68
2.1. Ошибки и просчеты в осуществлении экономических реформ как определяющая причина прогрессирующей теневой деятельности в экономике 69
2.2 Оценка масштабов и основные факторы расширенного воспроизводства теневого сектора российской экономики в трансформационный период 91
2.3 Социально-экономические последствия функционирования в российской экономике дестимулирующего механизма теневой деятельности 106
3. Необходимость и возможность снижения уровня теневизации экономической деятельности применительно к современным российским условиям 127
3.1. Формирование благоприятного экономического климата как предпосылка снижения масштабов теневой экономики 128
3.2 Совершенствование государственного регулирования интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство 154
Библиографический список 177
Если для одних стран инструменты ведения бизнеса признаются общественностью и законом теневыми, то, напротив, для других эти же инструменты являются обыкновенным способом взаимодействия между экономическими субъектами и необходимым условием развития экономики всей страны.
Распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
В России последних лет, как и в других странах СНГ, отмечается прогрессирующая динамика теневых процессов. Это прежде всего было обусловлено системным экономическим кризисом, осложнившим ситуацию на рынке v труда и породившим развитие самостоятельной занятости и развитие малого
бизнеса, явившихся питательной средой для роста теневых отношений. В настоящее время в Российской Федерации, по экспертным оценкам, до 50% ВВП производится в «тени». С сожалением приходится констатировать, что втянутыми в теневую экономику оказались не только физические и юридические лица, но в определенном смысле и целые административно-территориальные образования (например, через дислокацию «нечистых» офшорных центров).
воздействие. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов,
Масштаб, массовость и динамика теневых процессов свидетельствуют о наличии не отдельных трудностей в реформировании экономики нашей страны, а о большой проблеме, кроющейся внутри такого института, как государство.
В этой связи большое значение приобретает разработка национальной хозяйственной модели, в которой масштабы теневой экономики были бы, насколько это возможно, минимальны. Она особенно необходима сегодня, когда Россия после кризисных 1990-х гг. вступила в новый этап своего развития, результаты которого дают повод для сдержанного оптимизма.
Сегодня становится особенно очевидно, что государство должно не только осознать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь политическую волю, быть способным к решительным действиям по оздоровлению хозяйственных отношении, сформировавшихся при переходе к рынку. К сожалению, такой политической воли на протяжении 1990-х гг. российское государство так и не проявило.
Степень разработанности проблемы. Проблемы теневой экономики начали изучаться зарубежными экономистами с 30-х гг. прошлого столетия. В конце 1970-х гг. в научной литературе стали появляться глубокие, обстоятельные описания теневой сферы на макроуровне. Своеобразным прорывом явились эмпирические исследования теневой деятельности, проводимые под эгидой Международной организации труда и Всемирного банка. В этой связи необходимо отметить научные работы К.Харта, который впервые ввел в научный оборот термин «неформальный сектор», и ПГутманна. Дальнейшее развитие проблема теневой экономики, попытки определения ее масштабов получили в трудах таких зарубежных экономистов и статистиков, как: Д.Блейдс, Э. де Сото, А,Дилнот, Б.Даллаго, К.Моррис, Б.Контини, К.Макафи, Е.Фейг, Б.Казимиер.
Заметный вклад в исследование феномена теневой экономики в теоретическом аспекте, ее масштабов и социально-экономических последствий для экономического развития страны внесли также А. Кауфман и Д. Калиберда («Теневая экономика и динамика экономики постсоциалистических стран»).
В 2004 г. была опубликована научная работа Ф. Шнайдера, в которой автор приводит размеры теневого сектора в 140 странах мира. Им был сделан вывод о том, что теневой сектор в развитых странах имеет тенденцию к сокращению, а в развивающихся, наоборот, к расширению.
В 1980-е гг., когда стала очевидной необходимость преодоления несбалансированности потребительского рынка, в отечественной науке возрастает интерес к проблемам теневой экономики. Изучению указанной проблемы посвятили свои работы Т.И. Корягина, С.Д. Головний, О.В. Осипенко, А.П. Бунин, М.И. Николаева, А.Ю. Шевяков, СП. Глинкина, В.А. Дадалко. Однако в большинстве случаев ученые акцентировали свое внимание лишь на криминальном аспекте проблемы. Ими подчеркивалась многофакторность происхождения и функционирования теневой экономики. Вместе с тем теоретические наработки, как правило, не подкреплялись соответствующими эмпирическими данными, а потому не давали достаточно полной картины динамики теневой экономики в СССР.
Подробное описание экономической структуры теневой деятельности В советское время представлено в работе А. Каценелинбойгена «Цветные рынки и советская экономика».
Взрывной рост теневых процессов в российской экономике оказался в значительной степени следствием перехода к рыночной системе хозяйствования, допущенных ошибок и просчетов в ходе экономического реформирования.
Среди сформулированных в последнее десятилетие в отечественной литературе определений теневой экономики можно проследить разнонаправлен-ность в суждениях авторов по поводу сущности и качественных характеристик этого явления. В этой связи наиболее интересными представляются работы Ф.Ф. Глисина и Ж.Е. Лукашиной, Р.В. РЫБКИНОЙ, Л.В. Никифорова и Т.Е. Кузнецовой, А.П. Нестерова и А.В. Вакурина, В.О. Исправникова и В.В. Куликова, В.К. Сенчагова, Г.М. Казиахмедова, А.В. Шестакова, В.В. Радаева, Т.Г. Долгопятовой, Ю.Н. Попова и М.Е. Тарасова, Ю.В. Латова и С.Н. Ковалева и др.
Все рассмотренные точки зрения и подходы к содержанию теневой экономики в той или иной мере отражают происходящие в экономике реальные процессы, дополняя друга. Характеризуя теневую экономическую деятельность с различных сторон, они, однако, не раскрывают истинной природы этого феномена.
Таким образом, чрезвычайная важность и нерешенность многих проблем, связанных с теневизацией экономической деятельности, делает актуальным исследование всего комплекса вопросов, касающихся теневой экономики как особого сегмента общественного хозяйства, и значимым как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является теоретическое и методологическое исследование феномена «теневой экономики» как особого сегмента рыночного хозяйства, а также разработка практических рекомендаций по минимизации последствий дестимулирующего механизма теневой деятельности в постсоциалистическом периоде.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
— изучить основные теоретические подходы к исследованию феномена теневой экономики;
— исследовать специфику теневой деятельности в различных общественно-экономических системах;
— рассмотреть социально-экономические последствия российской модели реформирования, которые привели к формированию дестимулирующего механизма в экономике страны;
— раскрыть масштабы и факторы динамики прогрессирующих теневых процессов в современной экономике;
— провести оценку масштабов теневой деятельности в отдельном субъекте России (Республике Мордовия);
— показать влияние теневой экономики на инвестиционный процесс и экономический рост;
— разработать и обосновать основные направления государственной политики по снижению теневизации экономической деятельности.
Предмет исследования. Предметом исследования является теоретические и методологические аспекты теневой экономической деятельности как системы особых экономических отношений, которые складываются в обществе вопреки формальным правилам хозяйственной жизни, правовым нормам и т.д.
Объект исследования. Объектом исследования выступает модель общественного воспроизводства, формирующаяся в Российской Федерации в процессе реформирования ее экономики.
Методологическая и теоретическая основа и эмпирическая база исследования. В качестве методологической базы диссертации использовались прежде всего принципы интегративного подхода, позволившие выявить сущностные характеристики исследуемых процессов и явлений, определить тенденции их развития, соотнести формы их проявления в экономическом пространстве. Кроме того, в процессе работы применялись такие общенаучные
методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез, сочетание исто рического и логического, индукция и дедукция, а также статистические и экономико-математические методы. В совокупности они позволили обеспечить достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.
Теоретической основой настоящего исследования явились классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации в периодических и специализированных изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященные проблемам теневой экономической деятельности, а также концепции и рекомендации по экономической безопасности. В работе использованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документы РФ, регулирующие исследуемые процессы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы статистики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, данные отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, периодической печати.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Поскольку теневизация экономической деятельности в различных общественных системах носит устойчивый характер, она должна рассматриваться как особый сегмент общественного хозяйства, обладающий относительной стабильной социальной структурой, в рамках которой люди имеют определенный статус и играют конкретные социальные роли (рыночные торговцы, «лоббисты» и др.), а также выполняющий различные функции (экономическую, воспроизводственную, социальную, криминальную).
2. В командно-административной общественной системе теневая деятельность представляла собой саморазвивающийся социальный процесс и компенсировала недостатки работы официальной советской экономики, прежде всего дефицит потребительских товаров.
Просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований в Российской Федерации обусловили формирование дестимулирующего механизма экономической деятельности и дестабилизации материального положе ния основной массы населения под воздействием следующих факторов: а) массовой форсированной приватизации; б) резкого «открытия» экономики внешнему миру; в) рестриктивной денежно-кредитной политики; г) жесткого налогового прессинга на производство и др.
4. Теневой сектор в постсоциалистической России, масштабы которого существенно расширились в ходе реализации выбранной модели экономического реформирования в 1990-е гг., играет неоднозначную роль: положительную (его скрытость от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, находящихся в «тени», позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, снижает уровень реальной безработицы) и отрицательную (наносит ущерб государственному бюджету и косвенно другим экономическим агентам, действующим в рамках закона), а в целом вследствие функционирования в общественном производстве особого дести-мулирующего механизма негативно отражается на экономическом развитии и стабильности общества (сопровождается деформацией структуры экономики; снижает эффективность макроэкономической политики; сдерживает экономический рост и инвестиционный процесс и т.д.).
5. Теневая экономическая деятельность, сопровождаемая уклонением от уплаты налогов, приводит к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недофинансирования социальных программ, развития угроз национальным интересам страны в социальной сфере (ЖКХ, здравоохранении, образовании), что сдерживает переход к устойчивому экономическому росту.
Научная новизна диссертационного исследования
1. На основе интегративного подхода к исследованию теневой экономики, который базируется на взаимосвязи и сочетании правовой, статистической, экономической, социальной, этической концепций, уточнена трактовка данного феномена, согласно которой под теневой экономикой следует понимать систему особых экономических отношений, которые складываются между отдельными индивидами, группами индивидов, институциональными единицами
по производству, распределению, перераспределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг и определяются общим состоянием экономики, уровнем жизни населения и исходящими от государства ограничениями.
2. Определены основные факторы массового распространения теневой деятельности в постсоциалистической экономике России, которые обусловлены в значительной мере особенностями выбранной модели экономического реформирования: 1) незащищенность правомочий (мелкой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государства; 2) «номенклатурный» характер приватизации; 3) сохранение различных форм монополизма в экономике; 4) репрессивный характер налогообложения и др. и порождают специфические, наряду с развитием традиционных, формы теневой деятельности в Российской Федерации, в частности: а) трудовая деятельность без официальной регистрации; б) манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми «квазичастными» фирмами; в) силовое подавление конкуренции органами власти (контролирующими и правоохранительными органами) в пользу «дружественных» компаний; г) применение офшорных схем и технологий, расширяющих бегство капитала из страны, и т.д.
3. На основе уточненной методики расчета теневой экономической деятельности, основанной на учете потребления электроэнергии в промышленном производстве, проведена оценка теневой составляющей в промышленности Республики Мордовия, в результате чего сделаны следующие выводы: а) наиболее высокая склонность к укрывательству доходов присуща бюджетообразующим отраслям (пищевой, легкой, мукомольно-крупяной и промышленности строительных материалов); б) сужение сферы доходного потенциала наносит заметный урон республиканскому бюджету; в) возникающий бюджетный дефицит служит основной причиной неустойчивости экономического роста и недофинансирования социальной сферы; г) формируется заинтересованность отмывания незаконных доходов через офшорный бизнес.
4. Разработан комплекс мер по снижению уровня теневизации экономической деятельности применительно к современным российским условиям,
среди которых; а) необходимость использования финансовых индикаторов экономической безопасности при разработке основных направлений социально-экономического развития страны (соотношение рентабельности и уровня процентных ставок; рентабельность экономики; предельная ставка базового налога) и т.д.; б) расширение активности банков в области инвестиционного кредитования; в) упорядочение регламентирования внешнеэкономической деятельности.
Практическая значимость выполненного исследования. Полученные в ходе проведенного исследования результаты, теоретические разработки и практические рекомендации относительно влияния особенностей реформирования российской экономики на развитие теневой деятельности вносят определенный вклад в изучение феномена теневой экономики в экономической науке и могут быть полезны при создании федеральных и региональных социально-экономических программ, выработке конкретных предложений по вопросам, касающимся снижения влияния теневой составляющей на российское общественное воспроизводство.
Отдельные положения диссертационного исследования (о формах теневой деятельности в различных общественно-экономических системах; о дес-тимулирующем механизме теневой экономики и др.) применимы в преподавании курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Государственное регулирование экономики», «Экономическая безопасность», а также в спецкурсах по проблематике российских экономических реформ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались автором на научных семинарах и конференциях, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции «Управление человеческими ресурсами» (Саранск, 2004); Международной научно-практической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты)» (Саранск, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы качественного экономического роста» (Саранск, 2005); научная конфе ренции «XXXIV Огаревские чтения» «Проблемы экономики, статистики и менеджмента» (Саранск, 2006) и др.
Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,51 п.л., в том числе лично автора- 2,51 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Иллюстративный материал представлен схемами, графиками, таблицами.
Проблема теневой экономики в современной экономической науке и практике
По мнению К. Рюля, теневая экономика «охватывает все виды экономической деятельности, которые не отражены официальной статистикой, включая и данные по расчету налоговых поступлений, а так же и частично учитываемую экономическую деятельность (серую экономику)».
Г. Явлинский считает, что теневая экономика с неизбежность требует для своего функционирования неофициальной системы власти, понимаемой как возможность контролировать основные хозяйственные ресурсы.
В экономической и юридической литературе часто встречается определение, согласно которому теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, противоречащую действующему законодательству, представляющую совокупность нелегальных хозяйственных действий, которая «подпитывает» уголовные преступления различной степени тяжести. Существует также позиция, рассматривающая теневую экономику как феодальный тип хозяйствования с иерархичностью взаимоотношений и монопольно-рентным механизмом распределения доходов снизу вверх2.
Главная проблема наших исследований — в понимании «теневой» и «неформальной» экономики в одном случае как тождественных, в другом-как различающихся понятии.
Основные функции теневой экономики и факторы, определяющие динамику теневых процессов
Ярким представителем второй группы является швейцарский экономист Дитер Кассел. Он выделил три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве1:
1) «экономическая смазка», состоящая в сглаживании перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса). Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становится хозяйственная деятельность, чем сильнее выражается потребность в технологическом обновлении, тем сложнее осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции 1: на каком-то предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.
2) теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную, выполняя тем самым функцию «встроенного стабилизатора». Большая часть теневых операций осуществляется для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. В результате у хозяйственников под влиянием теневой деятельности сформировалась весьма разнородная совокупность мотивов, выступавшая дополнением к «официальной» мотивации и включавшая как более «высокие», так и более «низкие» мотивы, которые подавлялись официальной экономикой.
По нашему мнению, число положительных функций можно расширить;
4) конструктивная функция. Она состоит в том, что теневая экономика снижает глубину трансформационного спада, нивелирует образующуюся дифференциацию доходов, снижает уровень безработицы, выполняет роль оптимизатора хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры.
5) «экономический поршень», обеспечивающий потенциально возможный экономический рост. Около двух третей заработанных в теневом секторе, обычно тратится в рамках официального сектора экономики. В результате официальная экономика получает хороший стимул для активного развития и потенциально возможен экономический рост.
6) мобилизующая функция выражается в виде формирования более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных условиях;
7) реализаторская функция, благодаря которой существование внелегаль-ного сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок.
Ошибки и просчеты в осуществлении экономических реформ как определяющая причина прогрессирующей теневой деятельности в экономике
Если же рассматривать новую трансформацию с позиции марксистской теории, то обнаруживается, прежде всего, некое сходство того, что происходит в России с тем, то произошло много тысячелетий назад в древнем мире, когда первобытнообщинный строй преобразовывался в рабовладельческое общество (в ряде случаев в ранний феодализм). То, что де-юре являлось общинной собственностью, де-факто было уже присвоено ограниченным кругом лиц. Общество разделилось на тех, кто реально владел собственностью (бывшие вожди и их окружение, а также узкий круг наиболее активных, сильных и ловких людей), и тех, кто был ее лишен. Одни стали рабовладельцами, другие — пополняли ряды рабов. Происходило это качественное изменение общественно-экономических укладов революционно или эволюционно сейчас можно только гадать. Но, по-видимому, процесс этот был достаточно долгим и потому менее болезненным. Близкое, по сути, явление произошло в девяностые годы XX века в России, но только на ином историческом и цивилизационном витке.
Именно в этот период неудачи проводимых реформ начали искать в имманентных недостатках государственной собственности. С другой стороны, процесс приватизации предлагался как один из возможных путей изъятия избыточной денежной массы, связывании спроса за счет появления дополнительных товаров в виде продаваемого государственного имущества.
В реальности российская модель приватизации была основана на попытке, в короткие сроки разрушить функционирование централизованной системы экономики, и надо признать, что отечественным реформаторам это во многом удалось. Приватизация послужила одним из способов перехода от социализма к капитализму. Сегодня это уже общепризнано.
Основная цель приватизации заключала в себе «полную ликвидацию ни с кем не разделенной власти КПСС и замене бывшей общенародной формы собственности на частную, тем более, что этому способствовало утвердившаяся в обществе за годы социалистического строительства расхожая социально-психологическая формула: «Все вокруг народное — все вокруг мое» что на языке исследователей звучит не иначе как; «Феномен бессознательного владения собственностью»1.
Замечательная по своей сути цель приватизации сделать реальными собственниками граждан своей страны была, наверное, объективной, по крайней мере, реформаторы в это верили, полагаясь на известный принцип, что выход из политического кризиса возможен только в случае смены собственников в хозяйственной деятельности как в целом в федерации, так и конкретно в ее субъектах.
Парадокс заключается в том, что именно в России применялись методы приватизации, требовавшие особых институциональных условий, которые на деле отсутствовали и потому не могли привести к снижению трансакционных издержек и эффективному функционированию предприятий после изменения формы собственности.
Процесс разгосударствления, осуществляемый путем расширения негосударственного сектора, а также введение арендных отношений и акционирования, способствовали вытеснению существовавших видов теневой экономики и появлению ее новых разновидностей. Были легализованы многие ранее бывшие нелегальными производства, которые не считали для себя выгодным и возможным работать в условиях плановой экономики. Политика, проводимая по легализации теневых капиталов, привела к насаждению в экономике нечестного бизнеса, связанного с организованной преступностью.
В условиях переходной экономики приватизация сама по себе не ведет к появлению жизнеспособных предприятий, а только создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого. Ее цели достижимы лишь с проведением мер по финансовой стабилизации, демонополизации производства, развития финансовых рынков. Приватизация может выступать предпосылкой в трансформации перехода в рыночную экономику, но чтобы она действительно стала основой реформирования экономики в целом и конкретных предприятий, необходимо внести коррективы в концептуальные подходы к ее проведению.
Существует достаточно проблем, требующих своего разрешения. На наш взгляд поддержка предприятия после смены собственника должна состоять из четырех основных составляющих: 1) Законодательно-правовая защита и обеспечение личной физической безопасности нового собственника 2) Организационно-производственная политика (условия труда, техника безопасности, качество труда, конкурентоспособности выпускаемой продукции) 3) Инвестиционная политика (кредитно-финансовая) 4) Инновационная политика (научно-технологическое развитие деятельности).
Формирование благоприятного экономического климата как предпосылка снижения масштабов теневой экономики
Учитывая специфические социально-экономические условия России, включая отставание правовой базы рыночных отношений и неопытность как новых предпринимателей, так и органов правопорядка, при продолжении «рыночного» экономического курса можно достаточно уверенно прогнозировать, что возникает серьезная угроза, возникающая для национальной безопасности при динамичном расширении масштабов «теневой экономики» и все более полном вовлечении населения в «теневую» деятельность. Она состоит в возможности попадания страны в «теневую институциональную ловушку». Речь идет о состоянии устойчивого равновесия, которое характеризуется распространением «теневой экономики» на подавляющую часть народного хозяйства при невозможности мобилизации государственных ресурсов, достаточных для перехода в другое, более эффективное, равновесное состояние. По мнению авторов, выход из такой ловушки потребует больших затрат, сравнимых с доходной частью федерального бюджета, что несомненно угрожает потенциалу экономического развития России.
Более того, движение к состоянию «теневой институциональной ловушки» может в дальнейшем превратиться в процесс с положительной обратной связью: функционировать в сфере «теневой экономики» становится выгоднее, если в ней задействовано больше людей. Отсюда возникает новая опасность, названная учеными «эффект воронки». Ее опасность состоит в том, что повернуть соответствующее движение вспять практически невозможно. Он возникает тогда, когда степень вовлеченности в «теневую экономику» превышает определенный порог. Последний можно определить через долю трудоспособного населения, занятого в «теневой экономике: если эта доля достигает 40%, сползание «в воронку» необратимо.
Однако, поражение теневой экономикой социальной сферы чревато глубокими последствиями. За годы реформ население произошло снижение качества трудового потенциала; не произошло создание значительной прослойки класса мелких предпринимателей и собственников. Продолжается процесс «утечки мозгов» из наукоемких производств и сферы научных высоких технологий. Россия теряет свой научный потенциал по двум направлениям. Во-первых, как уже отмечалось это «бегство интеллектуального капитала России» в страны с более благоприятными экономически условиями. Во-вторых, это замедление и ухудшение процесса воспроизводства высококвалифицированных кадров для наукоемких производств и науки, что связано опять же с сокращением бюджетных средств, выделяемых на науку, и, главным образом, с невостребованностью специалистов в связи с сокращением «мощностного» потенциала промышленности.
По отношению к условиям безопасности общества в целом картина выглядит следующим образом. По достижении определенного масштаба «теневая экономика» и, главное, криминальная часть ее субъектов (наиболее активная и не ограничивающая себя рамками законности или порядочности при достижении своих целей) начинают подменять собой общество, вытесняя на его обочину представителей «световой» экономики. Неотъемлемые права общества как носителя высшей власти узурпируются, а содержание и форма его основных функций деформируется.
Важно иметь в виду и то, что достижение теневой экономикой половины ВВП качественным образом меняет положение данной страны в мировом сообществе. Ее конкурентоспособность понижается, условия участия в мировом разделении труда ухудшаются. Резко возрастают страновые риски. Вероятность попадания иностранных инвестиций в «теневую» часть экономики становится весьма высокой, в то время как отследить путь капитала, предотвратить безвозвратное «всасывание» денег в эту «черную дыру» (тем более — находясь за рубежом) практически невозможно; страна становится привлекательной главным образом для инвесторов, заинтересованных в сомнительных сделках, в частности, в отмывании криминальных капиталов. Далее, «респектабельность» такой страны и авторитет ее руководителей падают, с ней заключаются менее выгодные договоры (ввиду повышенного риска), она с трудом вступает в международные организации, основанные на доверии их членов друг к другу и гарантирующие взаимную безопасность. Это в свою очередь требует повышенного внимания и затрат на поддержание обороноспособности государства.
Поэтому в государственной стратегии борьбы с теневой экономикой должна быть сформулирована одна из главных задач: до какого уровня возможно минимизировать теневую экономику, как определить этот уровень. Прежде всего эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой. Ведь необходимо осознавать, что полностью ликвидировать теневую экономику просто невозможно.
Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами.
Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности.
Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует о том, что спецификой экономического развития 1990-х годов являются гипертрофированные масштабы теневой экономики.
Сокращение теневой экономики до десятипроцентного уровня должно быть выдвинуто в качестве стратегической задачи Российского государства наряду с уже обозначенными (удвоение ВВП, борьба с бедностью, качественный экономический рост).