Докажите что труд явился основой возникновения и развития волевых действий
М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
Главная > Реферат
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Схема этапов волевого действия
В сложном волевом действии эжно выделить несколько основных ‘адий или этапов.
Отдельные волевые качества и во-шая активность в целом оценивают-i по следующим параметрам: сила, :тойчивость, широта и направленна, (см. табл. на с. 215).
При оценке волевых качеств кольника необходимо соблюдать, по эайней мере, три обязательных ус-1вия: а) оценивающие должны оди-ikobo понимать волевые качества; б) (енка должна исходить из одних и х же критериев; в) волевые каче-ва должны оцениваться нескольки-i лицами. С учетом этих условий щая (усредненная) оценка, данная еми характеризующими лицами, дет более или менее объективной.
Цель и стремление достичь ее
Осознание ряда возможностей достичь цели
Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности
Борьба мотивов и выбор
Принятие одной из возможности в качестве версии
Осуществление принятого решения
При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:
целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от
достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;
дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;
исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.
Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием.
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.
1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.
2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.
3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.
4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.
5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.
6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.
7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при за-
нятиях физической культурой __ тренировка не только мышц, но и воли.
8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.
Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.
Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли мы хотим исследовать.
Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач.
Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т. п.
По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип личности по волевому развитию, исходя из показателей, представленных в таблице на с. 214 (по А.И. Высоцкому).
Вопросы и задания по теме
1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.
2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и проч.?
3. Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить?
4. Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джемса и Лапте выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений.
Рис. ХИЛО. Двигательный участок коры головного мозга
5. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
6. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия.
7. Внимательно прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?
Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова • Вишневый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу. Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»
8. Определите виды чувств в следующих отрывках:
«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).
«После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга».
«Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло ».
9. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.
10. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.
11. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10.
Докажите что труд явился основой возникновения и развития волевых действий
Техники быстрого засыпания
В практике осознанных снов очень важно научиться быстро засыпать. Случается, что после того как.
Стадии переживания горя: не всё так просто
Интернет-пользователь привык полагать себя сведущим в психологии. Хотя бы на самом общем уровне.
Я люблю одиночество
Психолог Лилия Ахремчик об одиночестве и любви к себе: Время, когда нет детей, мужчин.
Материалистическое понимание воли
Волевые действия — это действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей.
Человек всегда ставит перед собой те или иные цели и стремится их достигнуть. Как и все происходящее в мире, его целенаправленная деятельность причинно обусловлена. Детерминизм — учение о всеобщей причинной обусловленности — является научной основой понимания также и волевых действий людей.
Примитивное донаучное наблюдение может привести к выводу, будто действия человека не обусловлены ничем, кроме его свободной воли. Однако считать свободную волю человека последней, ни от чего не зависящей причиной волевых действий — это значит вывести их за пределы причинных зависимостей материального мира, признать их находящимися вне объективных законов действительности. Такой вывод, являющийся идеалистическим, не может быть принят наукой.
Идеалисты пытаются изобразить дело так, будто последней причиной изменений, которые производит человек в природе и обществе, является его свободная воля, его сознание.
Обыденный факт выполнения человеком заранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю.
Полную несостоятельность этих взглядов легко обнаружить при научном анализе волевых действий. Научная психология не отрицает того, что непосредственной, ближайшей причиной волевого действия служат принятые человеком решения. Но на этом она не останавливается. Принятие решения она не рассматривает как духовный акт, не зависящий от каких-либо других причин и выражающий собой лишь свободную волю человека (как это ошибочно утверждают идеалисты). Подобно всем психическим процессам, принятие решения всегда обусловлено объективными причинами, возникает в процессе отражения объективного мира и имеет материальную основу.
Деятельность человека определяется условиями и образом его жизни, в зависимости от чего формируется его личность с присущими ей индивидуальными особенностями. Образ жизни людей, обстоятельства, в которых они находятся, причинно обусловлены объективными законами действительности. Поэтому любой духовный акт, кажущийся независимым от того, что происходит в объективной действительности, на самом деле является одним из частных случаев причинной связи явлений объективного мира. Волевые действия не только не могут служить доказательством того, что материя якобы подчинена духу, но, наоборот, свидетельствуют о том, что и так называемые «духовные акты» обусловлены законами материального мира.
«На деле, — писал В. И. Ленин, — цели человека порождены объективным миром и предполагают его, — находят его, как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы («свобода»)»
Утверждая безусловную детерминированность волевых действий, человеческой воли, научная психология не отрицает того, что человек свободен в принятии и осуществлении своих решений, но понимает эту свободу материалистически, исходя из материалистического учения о необходимости и случайности.
То же самое относится и к человеческим действиям. Одни из них проистекают из мотивов существенных и важных для данной личности, являются подлинным выражением ее отношения к обществу, к окружающим людям, другие — случайны, возникают под влиянием скоропроходящего настроения, вызванного несущественными обстоятельствами; иногда эти действия даже противоречат прочным стремлениям данного человека.
Такие действия, которые вызываются существенными и устойчивыми мотивами и которые человек сам признает для себя необходимыми — как бы ни были они в некоторых случаях трудны для него, — являются выражением подлинной свободы человека. Наоборот, случайное действие, произведенное под влиянием мимолетного настроения, основанное на поверхностном учете обстоятельств, говорит об отсутствии свободы, о подчинении обстоятельствам, настроению.
Материалистическое понимание свободы не имеет ничего общего с мистическим фатализмом, т. е. с теми взглядами, согласно которым все поступки людей и их последствия предопределены заранее какой-то неведомой силой, «судьбой». Принятие и исполнение решения осуществляется человеком в зависимости от его мировоззрения, его интересов и потребностей, от того, насколько правильно он мыслит, насколько обширны и глубоки его знания, от того, насколько он умеет осуществлять необходимые действия, не становясь рабом случайностей. Расширяя свои знания, развивая мышление, приучая себя действовать в соответствии с познанными законами объективного мира, человек становится все более свободным. Его свобода, как указывает Ф. Энгельс, есть не что иное, как познанная необходимость.
Следовательно, человек несет ответственность за свои действия, поступки и тем больше отвечает за них, чем выше его развитие, чем больше он обладает возможностью принимать решения со знанием дела. «Идея детерминизма, — указывал В. И. Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценкз, а не сваливание чего угодно на свободную волю».
Волевые действия возникли и формировались в процессе общественного труда. В труде человек должен подчинять свои действия объективным законам действительности. Только при этом условии он может добиться нужных результатов. В труде, носившем с самого начала общественный характер, человек стал выполнять действия, которые не были направлены непосредственно на удовлетворение потребностей. Для удовлетворения голода, например, он изготовлял орудия коллективной охоты или рыболовства, которые далеко не всегда им же самим использовались. Другие люди применяли их, но полученная добыча служила для общего насыщения. Человек, мучимый голодом, устремлялся не на поиски пищи, а достигал цели — насыщения — посредством участия в общественном труде, выполняя определенную функцию, хотя сам процесс труда непосредственно не уменьшал, а обострял его голод. Для достижения цели — удовлетворения потребностей, побуждавших к деятельности, — оказывалось необходимым выполнить действия, которые в данный момент прямо не отвечали имеющейся потребности. Однако без их выполнения удовлетворение потребности было бы невозможно.
Это и характерно для волевых действий. Это и послужило основой их возникновения и развития.
Выполнение действий, которые направлены на достижение намеченной цели, требовало обобщающей работы мысли. Такие действия были невозможны без мышления, позволяющего в обобщенном виде предвидеть их результаты. Эти действия нуждались в осознании цели, которую надо было достичь, и в осознании средств для достижения поставленной цели. Наличие же сознательной цели и осознание средств, при помощи которых она может быть достигнута, как раз и характеризует волевое действие. То и другое стало возможным благодаря языку, который возник опять-таки из труда, породившего у людей потребность сказать что-то друг другу. В волевом действии воплотились, следовательно, наиболее характерные признаки трудового действия. Труд и был основой возникновения и развития волевых действий.
Возникнув в труде, волевые действия в процессе дальнейшего исторического развития выделились как самостоятельные акты. У людей стали появляться такие цели, которые непосредственно не связаны с трудом. Тем не менее трудовая деятельность остается все же основой формирования волевых действий людей.
Важнейшую роль при этом играют общественные формы труда и общественные условия жизни человека. Они определили следующую характерную особенность деятельности людей: живя в обществе и удовлетворяя свои потребности общественным путем, посредством общественного труда, человек должен действовать не только ради удовлетворения своих личных потребностей, ano требованию общества, для удовлетворения потребностей общества в целом. Из требований общества вытекают те цели, которые он ставит перед собой. Для достижения этих целей ему приходится нередко отказываться от удовлетворения имеющихся у него в данный момент потребностей, не отвечающих этим целям, подавлять идущие вразрез с этими целями личные желания. Отсюда по большей части и проистекают те внутренние трудности, которые нередко переживаются при выполнении волевого действия и возможность преодоления которых зависит прежде всего от того, в какой мере человек сознает необходимость имеющей общественное значение цели и насколько содействие ее достижению становится его обязанностью.
В социалистическом обществе исключительно большую роль в волевых действиях людей играет сознание долга как отражение глубокой неразрывной связи человека с коллективом, сознание обязанностей, неизбежно возникающих у людей по отношению друг к другу и необходимо вытекающих из взаимопомощи, без которой невозможна никакая совместная практическая деятельность. Высокое развитие у передового советского человека сознания долга означает, что общественная необходимость, требования, предъявляемые обществом, становятся внутренними побуждениями к деятельности.
В социалистическом обществе, где нет антагонистических: классов и весь народ объединен для решения общих задач, значение сознания долга огромно. Признание общественной необходимости действовать определенным образом сливается у людей социалистического общества с сознанием того, что они должны так действовать. Высшую ступень развития воли людей представляет собой деятельность руководящаяся сознанием общественного долга, общественной необходимости, предполагающая подчинение человеком своих действии требованиям общества, удовлетворению его нужд и потребностей.
Волевые действия, как и любая психическая деятельность людей, являются деятельностью человеческого мозга. Для правильного понимания физиологической основы волевых действий важно выделить роль второй сигнальной системы. Именно она выполняет ту регулирующую функцию, благодаря которой действия человека становятся целенаправленными, подчиняются намеченной цели. Человек всегда так или иначе формулирует поставленную цель словами, которые в прошлом уже связывались с выполнением или задержкой соответствующих действий. Актуализация (оживление) этих связей при постановке цели, т. е. тогда, когда человек словесно формулирует цель волевого действия, и ведет к выполнению или задержке действия. Когда, например, мы хотим сообщить что-либо знакомому по телефону, мы произносим про себя (хотя бы я в сжатом виде) слова, обозначающие как цель, намеченную нами (сказать то-то такому-то по телефону), так и необходимость выполнить для достижения этой цели такое-то действие (надо это сделать). Равным образом тогда, когда нами ставится цель воздержаться от какого-либо действия, мы обозначаем словами как само это действие, так и необходимость его невыполнения или задержки (нельзя этого делать). Во всех этих случаях слова, возникающие у нас, будучи связаны в предшествующем опыте с определенными действиями или их задержкой, вызывают или тормозят сейчас эти действия. Во всех этих случаях они являются пусковыми сигналами, которые направляют волевые действия, регулируют их.
Словами обозначаются не только цели действий (и необходимость их выполнения или задержки), но и способы осуществления цели, результаты каждого действия, отношение к ним, а также новые цели, которые возникают по ходу выполнения действий, и т. п. Все волевое действие в целом во всех своих звеньях, если рассматривать его материальную основу, реализуется с необходимым участием второй сигнальной системы, регулирующей (в силу многочисленных связей, уже образовавшихся между словами и соответствующими им действиями в прошлом опыте) выполнение или задержку данного действия.
Докажите что труд явился основой возникновения и развития волевых действий
Рис. ХИЛО. Двигательный участок коры головного мозга
5. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
6. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия.
7. Внимательно прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?
Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова • Вишневый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу. Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»
8. Определите виды чувств в следующих отрывках:
«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).
«После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга».
«Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло ».
9. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.
10. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.
11. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10.
Схема волевых свойств личности
Эгапы волевых действий Волевые качества
Цель и стремление к ее достижению
Возможности и мотивы
Борьба мотивов и выбор
Четкое осознание цели. Интенсивное стремление
Обоснованный и быстро
Обоснованное интенсивным решением
Отдаленная цель. Интенсивное стремление
Объективно не оправданные
Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением
Необоснованное с интенсивным стремлением
Определяется мнением других лиц
Четкое осознание цели. Интенсивное стремление
Быстрый, но не всегда всесторонний
Четкое и устойчивое
Длительный и незавершенный
Отсутствует или часто меняется
Достаточно или мало
Без стремления к выполнению
12. Используя материалы на с. 213, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни.
13. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в из-
бранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?
14. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.
Типы волевой активности личности
Материалистическое понимание воли
Волевые действия — это действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей.
Человек всегда ставит перед собой те или иные цели и стремится их достигнуть. Как и все происходящее в мире, его целенаправленная деятельность причинно обусловлена. Детерминизм — учение о всеобщей причинной обусловленности — является научной основой понимания также и волевых действий людей.
Примитивное донаучное наблюдение может привести к выводу, будто действия человека не обусловлены ничем, кроме его свободной воли. Однако считать свободную волю человека последней, ни от чего не зависящей причиной волевых действий — это значит вывести их за пределы причинных зависимостей материального мира, признать их находящимися вне объективных законов действительности. Такой вывод, являющийся идеалистическим, не может быть принят наукой.
Идеалисты пытаются изобразить дело так, будто последней причиной изменений, которые производит человек в природе и обществе, является его свободная воля, его сознание.
Обыденный факт выполнения человеком заранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю.
Полную несостоятельность этих взглядов легко обнаружить при научном анализе волевых действий. Научная психология не отрицает того, что непосредственной, ближайшей причиной волевого действия служат принятые человеком решения. Но на этом она не останавливается. Принятие решения она не рассматривает как духовный акт, не зависящий от каких-либо других причин и выражающий собой лишь свободную волю человека (как это ошибочно утверждают идеалисты). Подобно всем психическим процессам, принятие решения всегда обусловлено объективными причинами, возникает в процессе отражения объективного мира и имеет материальную основу.
Деятельность человека определяется условиями и образом его жизни, в зависимости от чего формируется его личность с присущими ей индивидуальными особенностями. Образ жизни людей, обстоятельства, в которых они находятся, причинно обусловлены объективными законами действительности. Поэтому любой духовный акт, кажущийся независимым от того, что происходит в объективной действительности, на самом деле является одним из частных случаев причинной связи явлений объективного мира. Волевые действия не только не могут служить доказательством того, что материя якобы подчинена духу, но, наоборот, свидетельствуют о том, что и так называемые «духовные акты» обусловлены законами материального мира.
«На деле, — писал В. И. Ленин, — цели человека порождены объективным миром и предполагают его, — находят его, как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы («свобода»)»
Утверждая безусловную детерминированность волевых действий, человеческой воли, научная психология не отрицает того, что человек свободен в принятии и осуществлении своих решений, но понимает эту свободу материалистически, исходя из материалистического учения о необходимости и случайности.
То же самое относится и к человеческим действиям. Одни из них проистекают из мотивов существенных и важных для данной личности, являются подлинным выражением ее отношения к обществу, к окружающим людям, другие — случайны, возникают под влиянием скоропроходящего настроения, вызванного несущественными обстоятельствами; иногда эти действия даже противоречат прочным стремлениям данного человека.
Такие действия, которые вызываются существенными и устойчивыми мотивами и которые человек сам признает для себя необходимыми — как бы ни были они в некоторых случаях трудны для него, — являются выражением подлинной свободы человека. Наоборот, случайное действие, произведенное под влиянием мимолетного настроения, основанное на поверхностном учете обстоятельств, говорит об отсутствии свободы, о подчинении обстоятельствам, настроению.
Материалистическое понимание свободы не имеет ничего общего с мистическим фатализмом, т. е. с теми взглядами, согласно которым все поступки людей и их последствия предопределены заранее какой-то неведомой силой, «судьбой». Принятие и исполнение решения осуществляется человеком в зависимости от его мировоззрения, его интересов и потребностей, от того, насколько правильно он мыслит, насколько обширны и глубоки его знания, от того, насколько он умеет осуществлять необходимые действия, не становясь рабом случайностей. Расширяя свои знания, развивая мышление, приучая себя действовать в соответствии с познанными законами объективного мира, человек становится все более свободным. Его свобода, как указывает Ф. Энгельс, есть не что иное, как познанная необходимость.
Следовательно, человек несет ответственность за свои действия, поступки и тем больше отвечает за них, чем выше его развитие, чем больше он обладает возможностью принимать решения со знанием дела. «Идея детерминизма, — указывал В. И. Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценкз, а не сваливание чего угодно на свободную волю».
Волевые действия возникли и формировались в процессе общественного труда. В труде человек должен подчинять свои действия объективным законам действительности. Только при этом условии он может добиться нужных результатов. В труде, носившем с самого начала общественный характер, человек стал выполнять действия, которые не были направлены непосредственно на удовлетворение потребностей. Для удовлетворения голода, например, он изготовлял орудия коллективной охоты или рыболовства, которые далеко не всегда им же самим использовались. Другие люди применяли их, но полученная добыча служила для общего насыщения. Человек, мучимый голодом, устремлялся не на поиски пищи, а достигал цели — насыщения — посредством участия в общественном труде, выполняя определенную функцию, хотя сам процесс труда непосредственно не уменьшал, а обострял его голод. Для достижения цели — удовлетворения потребностей, побуждавших к деятельности, — оказывалось необходимым выполнить действия, которые в данный момент прямо не отвечали имеющейся потребности. Однако без их выполнения удовлетворение потребности было бы невозможно.
Это и характерно для волевых действий. Это и послужило основой их возникновения и развития.
Выполнение действий, которые направлены на достижение намеченной цели, требовало обобщающей работы мысли. Такие действия были невозможны без мышления, позволяющего в обобщенном виде предвидеть их результаты. Эти действия нуждались в осознании цели, которую надо было достичь, и в осознании средств для достижения поставленной цели. Наличие же сознательной цели и осознание средств, при помощи которых она может быть достигнута, как раз и характеризует волевое действие. То и другое стало возможным благодаря языку, который возник опять-таки из труда, породившего у людей потребность сказать что-то друг другу. В волевом действии воплотились, следовательно, наиболее характерные признаки трудового действия. Труд и был основой возникновения и развития волевых действий.
Возникнув в труде, волевые действия в процессе дальнейшего исторического развития выделились как самостоятельные акты. У людей стали появляться такие цели, которые непосредственно не связаны с трудом. Тем не менее трудовая деятельность остается все же основой формирования волевых действий людей.
Важнейшую роль при этом играют общественные формы труда и общественные условия жизни человека. Они определили следующую характерную особенность деятельности людей: живя в обществе и удовлетворяя свои потребности общественным путем, посредством общественного труда, человек должен действовать не только ради удовлетворения своих личных потребностей, ano требованию общества, для удовлетворения потребностей общества в целом. Из требований общества вытекают те цели, которые он ставит перед собой. Для достижения этих целей ему приходится нередко отказываться от удовлетворения имеющихся у него в данный момент потребностей, не отвечающих этим целям, подавлять идущие вразрез с этими целями личные желания. Отсюда по большей части и проистекают те внутренние трудности, которые нередко переживаются при выполнении волевого действия и возможность преодоления которых зависит прежде всего от того, в какой мере человек сознает необходимость имеющей общественное значение цели и насколько содействие ее достижению становится его обязанностью.
В социалистическом обществе исключительно большую роль в волевых действиях людей играет сознание долга как отражение глубокой неразрывной связи человека с коллективом, сознание обязанностей, неизбежно возникающих у людей по отношению друг к другу и необходимо вытекающих из взаимопомощи, без которой невозможна никакая совместная практическая деятельность. Высокое развитие у передового советского человека сознания долга означает, что общественная необходимость, требования, предъявляемые обществом, становятся внутренними побуждениями к деятельности.
В социалистическом обществе, где нет антагонистических: классов и весь народ объединен для решения общих задач, значение сознания долга огромно. Признание общественной необходимости действовать определенным образом сливается у людей социалистического общества с сознанием того, что они должны так действовать. Высшую ступень развития воли людей представляет собой деятельность руководящаяся сознанием общественного долга, общественной необходимости, предполагающая подчинение человеком своих действии требованиям общества, удовлетворению его нужд и потребностей.
Волевые действия, как и любая психическая деятельность людей, являются деятельностью человеческого мозга. Для правильного понимания физиологической основы волевых действий важно выделить роль второй сигнальной системы. Именно она выполняет ту регулирующую функцию, благодаря которой действия человека становятся целенаправленными, подчиняются намеченной цели. Человек всегда так или иначе формулирует поставленную цель словами, которые в прошлом уже связывались с выполнением или задержкой соответствующих действий. Актуализация (оживление) этих связей при постановке цели, т. е. тогда, когда человек словесно формулирует цель волевого действия, и ведет к выполнению или задержке действия. Когда, например, мы хотим сообщить что-либо знакомому по телефону, мы произносим про себя (хотя бы я в сжатом виде) слова, обозначающие как цель, намеченную нами (сказать то-то такому-то по телефону), так и необходимость выполнить для достижения этой цели такое-то действие (надо это сделать). Равным образом тогда, когда нами ставится цель воздержаться от какого-либо действия, мы обозначаем словами как само это действие, так и необходимость его невыполнения или задержки (нельзя этого делать). Во всех этих случаях слова, возникающие у нас, будучи связаны в предшествующем опыте с определенными действиями или их задержкой, вызывают или тормозят сейчас эти действия. Во всех этих случаях они являются пусковыми сигналами, которые направляют волевые действия, регулируют их.
Словами обозначаются не только цели действий (и необходимость их выполнения или задержки), но и способы осуществления цели, результаты каждого действия, отношение к ним, а также новые цели, которые возникают по ходу выполнения действий, и т. п. Все волевое действие в целом во всех своих звеньях, если рассматривать его материальную основу, реализуется с необходимым участием второй сигнальной системы, регулирующей (в силу многочисленных связей, уже образовавшихся между словами и соответствующими им действиями в прошлом опыте) выполнение или задержку данного действия.