Докажите что великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством
Государство.
Глава государства — король (королева). Королевская власть является пожизненной и передается по наследству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира. Король считается составной частью парламента, так называемым Юп§ (Оиееп) т рагНатеп!, и в силу этого созывает парламент на сессии, которые открываются его тронной речью, распускает палату общин, санкционирует законопроекты, принятые парламентом; обладает правом помилования, жалует пэрство, баронство, рыцарство и другие почетные звания, издает так называемые акты-приказы в Совете, жалованные грамоты, указы и т.д. Однако в действительности английский монарх — лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти — кабинета министров.
Формально высшим органом королевского правления считается Тайный совет, в состав которого пожизненно входят особо почетные лица. (Последние 150 лет он практически не функционирует.)
Высший орган законодательной власти — парламент, имеющий многовековые традиции*. Парламент состоит из монарха, Палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды — 618 человек) и Палаты общин (выборный орган из 659 депутатов, избираемых на 5 лет по мажоритарной системе).
Великобритания — унитарное государство, состоящее из 4 исторически сложившихся областей — Англии, Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии. Англия, Уэльс и Шотландия имеют собственные правовые и судебные системы, национальные церкви, органы местного управления. Северная Ирландия пользуется ограниченными правами административной автономии, фактически управление в ней осуществляется правительством Великобритании.
В административном отношении Великобритания делится на графства (Англия, Уэльс), округа (Северная Ирландия), районы и островные территории (Шотландия). Самостоятельными административными единицами являются также остров Мэн (Ирландское море) и Нормандские острова. Выборными органами самоуправления во всех административно-территориальных единицах (за исключением малонаселенных приходов, которые управляются общими собраниями жителей) являются советы. Им подведомственны вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, поддержания общественного порядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и т.д.
Современная внешнеполитическая доктрина Великобритании заключается в стремлении определить «зону сосредоточения бри-
* Британский парламент берет свое начало с XIII в. С 1341 г. заседает в Вестминстерском дворце в Лондоне. Как и сотни лет назад, ровно в 14.30 с понедельника по четверг, а в пятницу — в 9.30 по коридорам дворца раздается возглас: «Спикер на месте!», что означает начало работы Палаты общин парламента. В 22.30 или позже по уже опустевшим коридорам проходят служители, громко повторяя старинную ритуальную фразу: «Кто идет домой? Не забудьте прийти завтра утром».
** Ведущие политические партии — Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ), образована в 1890 г.; Консервативная партия (партия тори), возникла в конце XVII в.; Либерально-демократическая партия (ЛДП), сформирована в 1988 г. Действует около 400 профсоюзов, крупнейшее профсоюзное объединение — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), созданный в 1868 г.
танской дипломатии» в соответствии с изменившимся международным статусом страны. В качестве средства достижения этой дипломатии рассматривается партнерство со странами ЕС и двусторонние связи с США. При этом нарастающая «европеизация» внешней политики Великобритании становится все более целесообразной.
Теория государства и права (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Задание 6. Докажите, что:
а) Великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством;
б) США – президентской республикой и федеративным государством;
в) Германия – парламентской республикой и федерацией;
г) Франция – смешанной республикой и унитарным государством.
1. Что из перечисленного является формами государственного устройства?
г) Унитарное государство.
2. Укажите среди перечисленных признаки унитарного государства.
а) Отдельные части государства обладают значительной степенью самостоятельности.
б) Отдельные части государства не имеют каких-либо суверенных прав.
в) Это союз суверенных государств.
г) Как правило, распадается после реализации целей, ради которых создавалось.
д) Отдельные части государства имеют свое законодательство.
е) Государство состоит из административно-территориальных единиц.
ж) Простое по составу, единое, цельное государство.
3. Какому понятию соответствует определение: «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?
а) Унитарное государство.
Тема 7. Форма государства. Политический режим.
Задание 1. Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте признаки, присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками: Д – демократическому; А – авторитарному; Т – тоталитарному.
Демократический политический режим
Авторитарный политический режим
Тоталитарный политический режим
1. Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
2. Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тотальный контроль над обществом.
3. Милитаризация общественной жизни.
4. Правовой характер деятельности государственных органов.
5. Политическое многообразие общественной жизни.
6. Защищенность личности от произвола и беззакония.
7. Демократические методы властвования.
1. Насильственное установление однопартийной системы.
2. Сращивание государственного и партийного аппарата.
3. Ликвидация принципа разделения властей.
4. Слабая политическая оппозиция.
5. Культ национального вождя.
6. Авторитарный способ мышления.
7. Главенство государства над правом.
1. Почти полное отсутствие недемократических политических отношений.
2. Определенное допущение экономического и политического плюрализма, до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму.
3. Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдумы, выборы).
4. Огосударствление общественных организаций.
5. Массовые репрессии.
6. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии.
7. Отсутствие демократических прав и свобод.
8. Унификация общественной жизни.
Задание 2. Вопрос о сущности политического режима в Российской Федерации вызывает сегодня острые споры. Выскажите свое мнение.
Задание 3. Заполните свободную колонку таблицы.
Развитая система демократических законов
Система законов минимальна
Полномочия главы государства
Строго ограничены законом
Фактически не ограничены
Представительные органы власти
Имеют широкий круг полномочий
Отсутствуют или марионеточные
Принцип разделения властей
Полномочия местных органов власти
Правящая партия огосударствлена
Господство одной идеологии
Разрешено все, что не запрещено законом
Разрешено только то, что указано властью
1. При каком политическом режиме может сохраняться видимость существования демократических институтов одновременно с концентрацией политической власти в руках главы государства или правительства?
а) При тоталитаризме.
в) При авторитаризме.
2. Отметьте буквой А – признаки тоталитаризма, а буквой В – признаки авторитаризма.
а) Господство идеологии над действительностью, всеобъемлющее проникновение официальной идеологии в общественную и личную жизнь.
б) Стремление контролировать не только действия, но и мысли, эмоции населения.
в) Сохранение видимости демократических институтов, обоснование всех действий правящего режима с позиций закона.
г) Абсолютизация власти и ее сосредоточение в руках харизматического лидера, культ личности вождя.
д) Резкое сужение полномочий парламента и представительных учреждений.
е) Наличие законодательно закрепленных прав и свобод личности, но отсутствие правовых гарантий их реализации.
3. Укажите среди перечисленного признаки демократии.
а) Утверждение верховенства права и независимого правосудия.
б) Однопартийная система, при которой партия стоит над государством, играет доминирующую роль.
в) Монополия государства на собственность, средства массовой информации, централизация системы управления экономикой.
г) Осуществление власти избираемыми населением представительными органами.
д) Наличие в обществе прав и свобод, их реальная гарантированность.
е) Опора власти на административный, полицейский и военно-карательный аппарат.
Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.
Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему Парламентом, создавая таким образом делегированное законодательство. Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.
В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе рудиментарная (ассамблея является лишь совещательным органом).
Правовая система
Общая характеристика
В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Известными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.
Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. Наряду с этим публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Все английские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания частного характера. Долгое время именно прецеденты служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.
В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения). А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.
На протяжении XX в. среди источников английского права существенно возрастает и роль делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.
За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (одновременно аналогичная комиссия была учреждена и для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе «провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации». Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и внесение соответствующих предложений. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.
Докажите что великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством
Форма государства. Форма государственного устройства.
Задание 1. Что представляет собой форма государственного устройства?
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Форма государственного устройства показывает из каких единиц состоит государство, какова степень суверенности этих единиц, каков механизм распределения полномочий между центром и его субъектами.
Задание 2. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?
При унитарной форме государственного устройства субъекты государства не обладают суверенитетом, а суверенитет субъектов федеративных государств ограничен
Задание 3. В чем заключается своеобразие конфедерации?
Конфедерация – союз, состоящий из нескольких самостоятельных государств, заключаемый для осуществления совместных конкретных целей.
Задание 4. Определите форму государственного устройства указанных ниже государств.
е) Австро-Венгрия (1867-1918)
ж) Германский союз (1815-1867)
м) Швейцарский союз (1815-1848)
Унитарные государства – а, б, з, к, л, о
Федеративные косударства – в, г, д, и, н
Конфедеративные государства – е, ж, м, п
Задание 5. Найдите и исправьте ошибки.
В соответствии с Конституцией 1978 года Испания является парламентской монархией, которой, как известно, присущи следующие признаки:
1. Верховенство власти парламента;
2. Члены Правительства назначаются и освобождаются от должности по усмотрению Премьер-министра;
3. Члены правительства ответственны перед Парламентом, которому принадлежит законодательная власть;
4. Парламент находится у власти в течение четырех лет;
5. Право вето короля на решения парламента предусмотрено, но не используется.
Парламент Испании, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат – Конгресса депутатов и Сената. Минимальное количество депутатов Конгресса — 300 человек, максимальное — 400. Депутаты избираются свободным, всеобщим, равным прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом.
Задание 6. Докажите, что:
а) Великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством
Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение»; парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции.
Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства: а) Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; б) Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); в) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); г) Наличие единого гражданства.
б) США – президентской республикой и федеративным государством
Высший орган исполнительной власти — президент США. Президент — глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
в) Германия – парламентской республикой и федерацией
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера; вся государственная власть исходит от народа, она осуществляется народом путём выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия. Политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель.
г) Франция – смешанной республикой и унитарным государством.
Действующая Конституция регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.
Задание 7. Тест.
1. Что из перечисленного является формами государственного устройства?
г) Унитарное государство.
2. Укажите среди перечисленных признаки унитарного государства.
а) Отдельные части государства обладают значительной степенью самостоятельности.
б) Отдельные части государства не имеют каких-либо суверенных прав.
в) Это союз суверенных государств.
г) Как правило, распадается после реализации целей, ради которых создавалось.
д) Отдельные части государства имеют свое законодательство.
е) Государство состоит из административно-территориальных единиц.
ж) Простое по составу, единое, цельное государство.
3. Какому понятию соответствует определение: «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?
а) Унитарное государство.
Мнение мужчин о достоинствах какой-нибудь женщины редко совпадает с мнением женщин: их интересы слишком различны. Те милые повадки, те бесчисленные ужимки, которые так нравятся мужчинам и зажигают в них страсть, отталкивают женщин, рождая в них неприязнь и отвращение. Жан Лабрюйер
ещё >>