Докажите что волга в пьесе гроза своеобразная участница всех событий

Полифункциональность образа реки в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Харлушина Алла Александровна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Общей и прикладной филологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Аннотация: В статье рассматривается проблема функционирования образа Волги на примере анализа пьесы А.Н. Островского «Гроза». Показывается многофункциональность образа реки в пьесе. Особое внимание уделяется раскрытию функции «неживой» Волги.

Ключевые слова: Река, Волга, пьеса «Гроза», А.Н. Островский.

Образ реки встречается в большинстве пьес А.Н. Островского, но своё многообразие данный образ наиболее полно проявил в пьесе «Гроза». Образ Волги является в данном произведении ключевым и определяет специфику всей пьесы. О данном факте написано немало работ, однако тему его функционирования затрагивали не столь значительное количество исследователей. Рассмотрим данный вопрос на примере анализа одной из самых известных «волжских» пьес А.Н. Островского.

Следующей символичной функцией Волги становится её «пограничность», так как река, по словам О.Н. Красниковой, «делит описываемое в драме пространство на запертое городское и вольное природное» [4, С.479]. Противоположный берег Волги ассоциируется у главной героини пьесы с беззаботным детством, с радостной жизнью до замужества. Драматург показывает, что у реки собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, чистая, свободная. Тяга к воле, природе удовлетворяется Катериной у Волги, которая символизирует своеобразную границу между пространством городским, удушающим и природным, вольным. Стало быть, образ реки формирует в данном контексте антитезу городской – природный.

В контексте рассуждений о «мёртвой» реке в рассматриваемой нами пьесе можно ещё отметить высказывание римского философа Л.А. Сенеки, который сравнивал подчинение жизни людей судьбе с водой быстрых потоков, которая «не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят белее ранние, так как повинуется цепь событий вечному вращению судьбы» [9, С.199]. Здесь важно отметить, что Катерина не подчинилась течению жизни, судьбе, не продолжила своё существование с миром ханжества, невежества и бесчувственности, а сама решила завершить свой жизненный путь. И не в быстрой, красивой, полноводной реке, а в неподвижном, тёмном, «безжизненном» омуте. Повторим, что Волга описывается автором в «Грозе» не такой, какой он её видел, а не зависимой от деятельности людей, свободной, «мёртвой».

Затрагивая тему фольклорных традиций, не стоит забывать и о других функциях воды. По мнению О.Н. Красниковой [см. об этом подробнее: 4, С.479], с которым нельзя не согласиться, в пьесе будет реализовано сразу несколько фольклорных мотивов, например: вода обладает очистительной силой, поэтому Катерина смывает с себя грехи; мотив «река-путь» реализован в драме в том смысле, что Катерина переходит из мира живых в мир мёртвых посредством реки и др.

Наконец, река в «Грозе» является фоном для развёртывания некоторых действий. Островский использует данный образ для создания художественного пространства. В дальнейшем это станет проблемой для создателей декораций театра, ведь «…как ни рисуй Волгу, а настоящей текущей рекой изображение не станет» [5]. Однако фон драматургу просто необходим, и Островский выбрал главную русскую реку, что, конечно, придало произведению самобытности, национальности, народности. Изображая общественно-бытовые характеры и нравы предреформенной действительности, автор «…создал в «Грозе» проникнутую духом подлинной народности замечательную социально-бытовую трагедию» [8].

Таким образом, образ реки Волги выполняет в пьесе «Гроза» одновременно несколько функций. Многофункциональность образа объясняется как могуществом, свободой, бескрайним простором, ширью реки, так и той многозначностью смысла, которая обеспечивает одно из главных положений пьесы в иерархии реалистических жанров.

Источник

Почему пьеса А.Н.Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа? (ЕГЭ по литературе)

Пьеса начинается с разговора Кулигина и Кудряша.Кулигин восхищается красотой Волги.Говорит, что сколько бы на неё не смотрел, ему никогда не надоест любоваться ей.Отношение к природе всегда являлось у Островского одним из критериев оценки человечности.Так например главная героиня Катерина, выросшая на Волге и полюбившая эту реку всем сердцем, единственный светлый и чистый образ в этом тёмном царстве. Другие жители страшатся грозы и не обращают внимания на красивые пейзажи, а Дикой так вообще считает грозу карой небесной за грехи.

Волжский пейзаж олицетворяет свободу, независимость. Калинов напротив зактрытый провинциальный город, где люди не знают, что творится в мире.Кабаниха называет поезд «огненым змеем».А странница Феклуша рассказывает, что есть город, где у людей пёсьи головы, и все верят ей.

Это доказывает, насколько люди в этом городе глупы, ограничены и безграмотны.На фоне великолепной и могучей реки Волги, свободной в своих передвижениях, люди кажутся мелкими букашками.

Таким образом, мы видим, что Островский не случайно изобразил в начале пьесы волжский пейзаж. Хоть эта драма и о нравах города Калинова, но мы бы толком не смогли прочувствовать всю корысть, жестокость, ханжество и деспотиз «тёмного царства», если бы в противопоставлении нам не описывали бы природу, в частности, и волжский пейзаж. Пейзаж в драме работает не только фоном, но и участвует, как герой во всех действиях пьесы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какую роль в пьесе гроза играет волга. Сочинение Островский А.Н

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Пейзаж в драме Островского «Гроза»

Выполнила: Кузьмина С.,

ученица 11А класса

Учитель: Авдеева Н.В.

г. Краснокамск, 2006

Глава I. Новаторство Островского как драматурга…………………………. 4

Глава III. Роль природы и пейзажной символики в пьесе Островского……..8

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило всё, даже названия замоскворецких улиц.

«Колумб Замоскворечья!». Это формула не без помощи русской критики прочно приросла к драматургу А.Н.Островскому.

Повод к её появлению дал как будто бы и сам драматург ещё в начале своей деятельности, своего творческого пути. В юношеских «Записках охотника» он представил себя первооткрывателем загадочной и неведомой читателем страны.

Сам «Колумб», открывший замоскворецкую страну, ощущал её границы и её ритмы совершенно иначе, чем последующее поколение критиков. Он почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью сёла, посады, города». Впереди обетованные места, где «каждый пригорок, каждый сосна, каждый изгиб речи очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна».

Мы знаем, что народное сознание всегда было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений. Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого одухотворённого единства. И мир в пьесе «Гроза» тоже открывается Островскому в крупных эпических образах – реки, овраги, леса…

Природа в произведении обретает этически высокий и этически активный смысл.

И мне бы хотелось доказать это в своей работе, поэтому я выбрала данную тему.

Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи:

Выявить, в чём новаторство Островского как драматурга;

Остановиться на своеобразии творческой истории «Грозы»;

Показать роль природы и пейзажной символики в пьесе.

Новаторство Островского как драматурга

Новаторство Островского заключается в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородное, возвышенное стремление. Так, и в «Грозе», как сказал Н.А.Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее».

Поздний Островский создаёт драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра – театра Чехова.

Островский считал возникновение театра признаком совершеннолетия нации. Именно ему наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют эпические начала: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «всё резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от общечеловеческого».

Сюжеты драм Островского отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придаёт произведениям Островского открытый характер.

Добролюбов также заметил, что в пьесах Островского отталкивание от изощрённой драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счёте, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощрённости и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в её недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто творит в духе известной народной пословицы: «На всякого мудреца довольно простоты».

Впервые мы видим, что в пьесах Островского действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский сельский простор, обретая при этом общенациональный масштаб. Природа у Островского является действующим лицом. Не случайно драматург отводит пейзажу огромную роль.

Творческая история «Грозы»

Созданию «Грозы» предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге. Итогом этой поездки явился дневник писателя, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. Бесплодными эти впечатления остаться не могли, но они ещё долго отстаивались и накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка». Так случилось, что в течение длительного времени считалось, что сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества.

Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.

В своей пьесе Островский раскрывает сложные и противоречивые отношения, господствовавшие в обществе того времени, показывает жестокие и трагические последствия этих отношений. Кроме того, он выводит на первый план зарождающееся в душах прогрессивных молодых людей стремление к лучшей, справедливой и свободной жизни.

Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мас­тером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мне­нию автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким обра­зом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, непо­вторимый колорит.

Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а о трагедии. Существуют аргументы в защиту того или иного мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для неё характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление довольно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: разговор Кулигина с Кудряшом о красоте заречных далей, картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве – это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной».

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши «о салтанах, о землях, где все люди с песьими головами».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации.

Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции.

Природа и пейзажная символика в драме «Гроза»

Трагичен общий колорит пьесы с её мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчёркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой – символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. Она непосредственно участвует в действии, как реальное явление природы. Гроза влияет на поведение персонажей, кроме того, воспринимается героями пьесы по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним, значит, ему выгоден этот страх. Он хочет, чтобы люди боялись грозы, как и его.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». Он видит в грозе живительную силу.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. В этом названии скрывается глубокий смысл. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи.

Но не только Катерина обращает внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и наглядеться не могу».

Волга в пьесе символизирует собой свободу. Просторы реки подчёркивают мечты Катерины о свободе. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись».

Ещё одним важным символом является сельский вид на другом берегу Волги. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, весёлой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег ассоциируется у Катерины с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая. А у вас завяла совсем!» Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь»,- говорит Катерина Варваре.

Река в пьесе символизирует ещё и побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга – это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведёт. Вот-вот, в самый омут!».

Как мы видим, в тёмном царстве Островский показывает мир, обособляющийся от эпического целого народной жизни. В нём душно и тесно, внутренняя перенапряжённость, катастрофичность жизни ощущается здесь на каждом шагу. В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полёт птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. В монологах Катерины оживают знакомые мотивы русских песен. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной нравственности. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. Она обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному, как к существам одухотворённым. Не почувствовав этой первозданной свежести её внутреннего мира, не поймёшь жизненной силы и мощи её характера, образной красоты её языка. Метафора в контексте монологов Катерины теряет оттенки условности, пластически оживает: цветущая заодно с природой душа героини действительно увядает в мире Кабановых и Диких.

Гроза скрыта и в самом характере героини, она сама говорит, что ещё в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла в лодке по Волге. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги – это уход от неправды и зла в страну света и добра, это неприятие «напраслины» с раннего детства и готовность оставить этот мир, если в нём ей «опостынет». Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья, люди в народном сознании Катерины – органы живого одухотворённого существа, господа вселенной, соболезнующие о грехах людских. Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы.

Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта.

В первом разговоре с Варварой Островский сценически развернул историю женской души Катерины – от первых сердечных тревог, смутных и неопределённых, до осознанного понимания неотвратимости происходящего.

Над шёпотом лукавого торжествует в новых снах Катерины голубиное начало, освещающее нравственно просыпающуюся любовь к Борису. В народной мифологии голубь был символом чистоты, безгреховности, непорочности.

Катерина устремляет свои очи горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий – стихиями небесными … «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». А ведь «Домострой» учил молиться «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами». Далека жизнелюбивая религиозность Катерины от суровых предписаний.

Но Калиновский мирок ещё не замкнут наглухо от широких народных сил и стихий жизни. Живая жизнь заволжских лугов приносит в Калинов запах цветов, напоминает о сельском приволье. К этой встречной волне освежающего простора тянется Катерина, пытаясь поднять руки и полететь. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

Для большинства героев пьесы природа совершенно не важна. Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне природы они оба выглядят особенно жалкими. Не случайно «тёмное царство» боится природы и её проявлений, воспринимая грозу как наказание свыше.

На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. И Катерина – первая молния той грозы, которая разразится вскоре в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Гроза – символ обновления. В природе воздух после грозы свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придёт, вероятно, общество свободы и независимости.

Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьёт!», «Не гроза, а благодать».

Как мы видим, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится важен для понимания пьесы читателями.

Итак, рассмотрев данную тему, я поняла, что только истинный художник может создать такое великолепное произведение. Проанализировав произведение, я пришла к следующему:

Во-первых, природа в пьесе Островского действительно является действующим лицом. Она живёт, страдает, провоцирует и помогает героям, в частности Катерине, разобраться в себе. Пейзаж меняется, как бы подстраиваясь под личность человека, которого окружает. Для одних восхищение волжскими красотами – счастье, для других единство с природой – смысл жизни. Пейзаж, кроме всего прочего, у Островского подчеркиваетнесовершенство, мелочность человеческих отношений.

Во-вторых, в пьесе велика роль пейзажной символики. Неслучайно все ключевые сцены в пьесе разворачиваются на фоне прекраснейшего пейзажа, который завораживает. Это и зачаровывающая картина заволжских лугов, и бурная река. Река и гроза играют основную роль в произведении. Они непосредственно участвуют в действии. Их образ сложен и многогранен.

В-третьих, я поняла, что творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которое всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Сам Островский неоднократно подчеркивал, что жизнь является источником драматических коллизий и положений.

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М, 1975.

Журавлёва А., Некрасов. «Театр Островского». М, 1986.

Иванов И. А.Островский. Его жизнь и литературная деятельность. Челябинск, 1999.

Качурин М., Мотольская Д. Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы. М, 1982.

Лакшин В. Театр Островского. М, 1975.

Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина. М, 1990.

Лебедев Ю. Русская литература XIX века. М, 2002.

Лобанов М. Островский. М, 1989.

Островский А.Н. «Горькое слово истины». М, 1973.

Ревякин А. Искусство драматургии А.Н. Островского. М, 1974.

Холодов Е. Драматург на все времена. М, 1975.

1. Жизнь в провинциальном городке.
2. Живой и непокорный характер главной героини.
3. Роль природы в пьесе.

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы. В произведении нет мелочей, любая, даже, казалось бы, незначительная деталь имеет важное значение. И в данном контексте нельзя забывать о том, что писатель не случайно указывает время года и место, где произошла трагедия. Город Калинов располагается на берегу великой русской реки Волги. Уже в самом начале первого действия об этом сказано устами Кулигина. Изобретатель-самоучка смотрит на Волгу, говорит о ее красоте. Эта деталь показывает, что умный и незаурядный человек понимает красоту окружающей природы, способен насладиться ею. Окружающие люди об этом не задумываются, что свидетельствует об их ограниченности, отсутствии тяги к прекрасному и, наконец, об эмоциональной глухоте.

Совершенно иной предстает главная героиня пьесы — Катерина Кабанова. Только она, в отличие от всех остальных людей, в состоянии понять, оценить, прочувствовать главное достоинство родного городка — красивую природу. Катя способна подолгу любоваться прекрасным пейзажем, она с детства любит природу. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно, люди вокруг грубы и жестоки. Катерине не хватает ярких, свежих впечатлений. Она задыхается в удушающей атмосфере лжи, тупости, ханжества. Катерина говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей». И дело здесь совсем не в том, что она тянется к развлечениям, забывая о повседневных делах. На самом деле молодой, эмоциональной женщине хочется, чтобы в жизни было что-то яркое, прекрасное. Но вокруг лишь мрачные лица, строгие порядки. Окружающие не способны оценить красоту природы вокруг, они озабочены только повседневными делами, скучными, как и вся их жизнь. У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, свежая, свободная. Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее.

Приближается гроза — яркое, заметное и сильное явление природы. И главная героиня словно предчувствует приближение грозы, настолько страдает она от тесного и узкого мира «темного царства». Катерина беззащитна и беспомощна перед злобой и ненавистью окружающих. Она впечатлительна, нежна, мечтательна. И ей, в сущности, нечего противопоставить таким, как Кабаниха, грубым, неразвитым людям. Катерина гармонично связана с природой. Она мечтает о полете: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. ». Такие слова свидетельствуют о том, что Катерине не хватает свободы, чтобы вырваться из домостроевских порядков. В детстве Катя с радостью ухаживала за цветами. Она вспоминает именно об этом, а совсем не о людях, которые когда-то окружали ее. С людьми Катерине было неинтересно, хотя родители любили и баловали ее. Мир природы был для девочки более интересен, чем мир людей. Она подолгу любовалась садом, рекой. Свадьба стала для нее переломным моментом, после которого жизнь изменилась в худшую сторону. Эмоциональная глухота мужа, жестокость, тупость и ханжество свекрови делают девушку несчастной. От прежней жизни остаются лишь воспоминания, да красота окружающей природы, которая осталась такой же, как и раньше.

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку. Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких. Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих.

Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины. Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг.

Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе. Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной.

Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее. Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше. А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные «пугают» себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто. Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором «темному царству», где не посчастливилось жить главной героини. «Паршивый городишка», как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте. Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей. Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

Пейзаж в драме Островского «Гроза»

Выполнила: Кузьмина С.,

Ученица 11А класса

Учитель: Авдеева Н.В.

г. Краснокамск, 2006

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило всё, даже названия замоскворецких улиц.

«Колумб Замоскворечья!». Это формула не без помощи русской критики прочно приросла к драматургу А.Н.Островскому.

Повод к её появлению дал как будто бы и сам драматург ещё в начале своей деятельности, своего творческого пути. В юношеских «Записках охотника» он представил себя первооткрывателем загадочной и неведомой читателем страны.

Сам «Колумб», открывший замоскворецкую страну, ощущал её границы и её ритмы совершенно иначе, чем последующее поколение критиков. Он почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью сёла, посады, города». Впереди обетованные места, где «каждый пригорок, каждый сосна, каждый изгиб речи очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна».

Мы знаем, что народное сознание всегда было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений. Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого одухотворённого единства. И мир в пьесе «Гроза» тоже открывается Островскому в крупных эпических образах – реки, овраги, леса…

Природа в произведении обретает этически высокий и этически активный смысл.

И мне бы хотелось доказать это в своей работе, поэтому я выбрала данную тему.

Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи:

Выявить, в чём новаторство Островского как драматурга;

Остановиться на своеобразии творческой истории «Грозы»;

Показать роль природы и пейзажной символики в пьесе.

Новаторство Островского как драматурга

Новаторство Островского заключается в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородное, возвышенное стремление. Так, и в «Грозе», как сказал Н.А.Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее».

Поздний Островский создаёт драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра – театра Чехова.

Островский считал возникновение театра признаком совершеннолетия нации. Именно ему наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют эпические начала: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «всё резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от общечеловеческого».

Сюжеты драм Островского отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придаёт произведениям Островского открытый характер.

Добролюбов также заметил, что в пьесах Островского отталкивание от изощрённой драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счёте, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощрённости и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в её недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто творит в духе известной народной пословицы: «На всякого мудреца довольно простоты».

Впервые мы видим, что в пьесах Островского действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский сельский простор, обретая при этом общенациональный масштаб. Природа у Островского является действующим лицом. Не случайно драматург отводит пейзажу огромную роль.

Творческая история «Грозы»

Созданию «Грозы» предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге. Итогом этой поездки явился дневник писателя, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. Бесплодными эти впечатления остаться не могли, но они ещё долго отстаивались и накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка». Так случилось, что в течение длительного времени считалось, что сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества.

Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.

В своей пьесе Островский раскрывает сложные и противоречивые отношения, господствовавшие в обществе того времени, показывает жестокие и трагические последствия этих отношений. Кроме того, он выводит на первый план зарождающееся в душах прогрессивных молодых людей стремление к лучшей, справедливой и свободной жизни.

Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мастером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит.

Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а о трагедии. Существуют аргументы в защиту того или иного мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для неё характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление довольно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: разговор Кулигина с Кудряшом о красоте заречных далей, картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве – это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной».

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши «о салтанах, о землях, где все люди с песьими головами».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации.

Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции.

Природа и пейзажная символика в драме «Гроза»

Трагичен общий колорит пьесы с её мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчёркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой – символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. Она непосредственно участвует в действии, как реальное явление природы. Гроза влияет на поведение персонажей, кроме того, воспринимается героями пьесы по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним, значит, ему выгоден этот страх. Он хочет, чтобы люди боялись грозы, как и его.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». Он видит в грозе живительную силу.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. В этом названии скрывается глубокий смысл. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи.

Но не только Катерина обращает внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и наглядеться не могу».

Волга в пьесе символизирует собой свободу. Просторы реки подчёркивают мечты Катерины о свободе. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись».

Ещё одним важным символом является сельский вид на другом берегу Волги. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, весёлой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег ассоциируется у Катерины с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая. А у вас завяла совсем!» Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь»,- говорит Катерина Варваре.

Река в пьесе символизирует ещё и побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга – это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведёт. Вот-вот, в самый омут!».

Как мы видим, в тёмном царстве Островский показывает мир, обособляющийся от эпического целого народной жизни. В нём душно и тесно, внутренняя перенапряжённость, катастрофичность жизни ощущается здесь на каждом шагу. В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полёт птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. В монологах Катерины оживают знакомые мотивы русских песен. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной нравственности. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. Она обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному, как к существам одухотворённым. Не почувствовав этой первозданной свежести её внутреннего мира, не поймёшь жизненной силы и мощи её характера, образной красоты её языка. Метафора в контексте монологов Катерины теряет оттенки условности, пластически оживает: цветущая заодно с природой душа героини действительно увядает в мире Кабановых и Диких.

Гроза скрыта и в самом характере героини, она сама говорит, что ещё в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла в лодке по Волге. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги – это уход от неправды и зла в страну света и добра, это неприятие «напраслины» с раннего детства и готовность оставить этот мир, если в нём ей «опостынет». Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья, люди в народном сознании Катерины – органы живого одухотворённого существа, господа вселенной, соболезнующие о грехах людских. Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы.

Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта.

В первом разговоре с Варварой Островский сценически развернул историю женской души Катерины – от первых сердечных тревог, смутных и неопределённых, до осознанного понимания неотвратимости происходящего.

Над шёпотом лукавого торжествует в новых снах Катерины голубиное начало, освещающее нравственно просыпающуюся любовь к Борису. В народной мифологии голубь был символом чистоты, безгреховности, непорочности.

Катерина устремляет свои очи горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий – стихиями небесными … «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». А ведь «Домострой» учил молиться «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами». Далека жизнелюбивая религиозность Катерины от суровых предписаний.

Но Калиновский мирок ещё не замкнут наглухо от широких народных сил и стихий жизни. Живая жизнь заволжских лугов приносит в Калинов запах цветов, напоминает о сельском приволье. К этой встречной волне освежающего простора тянется Катерина, пытаясь поднять руки и полететь. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

Для большинства героев пьесы природа совершенно не важна. Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне природы они оба выглядят особенно жалкими. Не случайно «тёмное царство» боится природы и её проявлений, воспринимая грозу как наказание свыше.

На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. И Катерина – первая молния той грозы, которая разразится вскоре в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Гроза – символ обновления. В природе воздух после грозы свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придёт, вероятно, общество свободы и независимости.

Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьёт!», «Не гроза, а благодать».

Как мы видим, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится важен для понимания пьесы читателями.

Итак, рассмотрев данную тему, я поняла, что только истинный художник может создать такое великолепное произведение. Проанализировав произведение, я пришла к следующему:

Во-первых, природа в пьесе Островского действительно является действующим лицом. Она живёт, страдает, провоцирует и помогает героям, в частности Катерине, разобраться в себе. Пейзаж меняется, как бы подстраиваясь под личность человека, которого окружает. Для одних восхищение волжскими красотами – счастье, для других единство с природой – смысл жизни. Пейзаж, кроме всего прочего, у Островского подчеркивает несовершенство, мелочность человеческих отношений.

Во-вторых, в пьесе велика роль пейзажной символики. Неслучайно все ключевые сцены в пьесе разворачиваются на фоне прекраснейшего пейзажа, который завораживает. Это и зачаровывающая картина заволжских лугов, и бурная река. Река и гроза играют основную роль в произведении. Они непосредственно участвуют в действии. Их образ сложен и многогранен.

В-третьих, я поняла, что творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которое всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Сам Островский неоднократно подчеркивал, что жизнь является источником драматических коллизий и положений.

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.

Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.

В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!

Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.

Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.

Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.

Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.

Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте.

Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *